Пятница, 15.11.2024, 02:55 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Симонов монастырь и его окрестности

Фабрики и заводы. Указатель

Симонова слобода,  Тюфелева роща. Указатель заводов, фабрик и других предприятий.

 

 

1. Завод "Динамо". Ленинская слобода, 26. 

В июле 1899 г., напротив завода Бари, на месте дач Селива­новского и Бекетова, был основан электрический и электро-механи­ческий завод. Строило его бельгийское Центральное электрическое общество в Москве. 2 февраля 1901 г. состоялся торжественный пуск завода. В 1906 г. завод перешел в руки русского электрического общества "Вестингауз", в 1913 г. в связи с кризисным состоянием завод был продан Русскому электри­ческому акционерному обществу "Динамо", после чего перенял его имя. В настоящее время - Румер.

 

2. Завод инженера Бари. Ленинская слобода, 19. 

В 1893 г. был основан котельный завод инженера А.В. Бари, в 1958 г. завод слился с "Динамо", а в 1999 г. отошел автосервису. В строительной конторе инженера Бари (Мясницкая, 20) работал известный русский инженер В.Г. Шухов читать статью

Завод был основан на арендуемой земле Павла Павловича фон-Девиза. Миллионер П.П. фон-Дервиз (человек незаурядный и интересной судьбы) был сыном железнодорожного магната Павла Григорьевича. Молодой человек, хотя и состоял на военной службе, но она его никогда не привлекала. Он увлекался музыкой, разведением лошадей и до конца жизни работал учителем математики. В 1890-х годах Дервиз увлекся развитием промышленнос­ти. 7 сентября 1892 году он купил "Тюфелеву дачу" у действитель­ного тайного советника Василия Андреевича Дашкова (вероятно, ос­нователя этнографического музея в Москве), а 12 ноября того же года земельный участок, ранее выделенный из дачи Дашкова, у Васи­лия Ивановича Солдатенкова (племянника Кузьмы Терентьевича), ко­торый ранее держал там кирпичный завод. Земля была куплена Дерви­зом с тем, чтобы ее затем сдавать в аренду под строительство за­водов и товарных складов. Местность эта, по его мнению, была удобна для основания здесь промышленного предместья большого го­рода. Для удобства производства им была проложена Лизинская же­лезнодорожная ветка. Со временем Дервиз планировал провести водоп­ровод, нефтепровод к заводам и освещение всей местности.
 

3. Восточное общество товарных складов + товарная станция "Лизино". Ленинская слобода, 5.

В 1893 г. за Симоновой слободой на земле Дервиза обос­новалось Восточное общество товарных складов (примерно на месте домов № 2-4 по Автозаводской улице). Занимаемая им территория была довольно огромной,  она простиралась до Окружной железной дороги, включала в себя многочисленные складские  помещения, платформы, товарную станцию "Лизино" и нефтяные баки. В 1923 году показан Госсклад №8 и Юго-восточное транспортное общество (главное артиллерийское управление). До нашего времени сохрани­лись два дома для служащих (Ленинская слобода, 5), в которых сейчас находятся медицинские учреждения. По названию акционерного общества улица, проходящая мимо монастыря, была названа Восточ­ной.

 

4. Склады Русского для внешней торговли банка. Ленинская слобода, 11.

Территория банка была намного меньше, чем соседнего Восточного общества. В 1909 г. на его территории были построены товарные склады, дожившие до начала 2000-х годов. В 1923 году - Госсклад №21.

 

5. Завод Кравчунонского. Судаковский (Мастеркова) проезд.

Механическая и котельная мастерская Афанасия Алексеевича Кравчуновского была основана в 1907 году, находилась она в Судаковском переулке, в 1909 году там работало 23 мужчины.

 

6. Территория Всесоюзного теплотехнического института. Ленинская слобода, 23.

В 1914 году была проложена Симоновская трамвайная ветка (движение открылось в 1915 году) с кольцом на Сергиевой площади, далее шёл одноколейный путь мимо столовой Бари.  Путь этот шёл во владение Города, который купил здесь землю в 1913 году. У городских властей были обширные планы. Они планировали построить 2-ю центральную электрическую станцию для трамваев, а также устроить здесь центральный угольный склад. Цены здесь были невысоки, Город купил свыше 10 десятин землю у трех владельцев: Бари, Дервиза и крестьян деревни Кожухово. К сооружению электрической станции приступили в 1915 году. К 1916 году были закончены вчерне главные станционные здания, машины  заказаны. Мощность станции должна была составить 20000 КВт (мощность первой станции - 10000 КВт). Предполагалось проложить по дну Москвы-реки кабель к первой электрической станции для трамваев. Но работать станция так и не начала. И в 1922 году ее здания были переданы Всесоюзному теплотехническому институту.

Всесоюзный научно-исследовательский теплотехнический институт министерства энергетики и электрификации СССР был основан в 1921 году. В 1930 году институту было присвоено имя Дзержинского. Это головной институт отрасли по проблем эксплуатации тепловых и атомных электростанций. Проведенные исследования в 1921-1941 гг. позволили включить в топливный баланс страны низкосортные топлива и решить многие вопросы создания отечественного энергетического оборудования. Институт своими силами изменил планировку здания электрической станции и установил в нем 10 различных паровых котлов, две турбины и другое оборудование, ставшее основой нынешней экспериментальной ТЭЦ. 31 мая 1925 г. состоялось открытие института и экспериментальной ТЭЦ. Эта ТЭЦ была по существу первой в Москве, в 1928 году она начала подавать тепло предприятиям района. В 1933 году рядом была построена новая ТЭЦ с первым в мире прямоточным котлом. Ныне ТЭЦ-9 Мосэнерго.

 

7. Завод Гана. Ленинская слобода, 16.

Трубопрокатный завод был основан в 1896 году купцом Альбертом Ганом на земле Дервиза. Тогда был выстроен главный каменный одноэтажный корпус механического завода с кузней. Также предполагалось выстроить корпус для переработки тряпок в искусственную шерсть. Затем предприятие перешло к Обществу русских трубопрокатных заводов (быв. Ш. и Г. Шодуари). В 1916 году земля была продана Рябушинскими Московскому купеческому банку. В 1923 году здесь показан завод Гомза.

 

8. Участок № 8 - территория нескольких предприятий.

Сначала здесь находился кирпичный завод Василия Ивановича Солдатенкова (племянник Кузьмы Терентьевича). В 1892 году землю купил Дервиз. В 1900 году участок был куплен у Дервиза Анонимным обществом стекольных заводов в Москве. Затем в 1914 году здесь владельцем числится уже Московский купеческий банк. Здесь были его склады. В 1916 году банк расширил свои владения: им было куплено у Рябушинских, к которым перешло землевладение Дервиза, два участка, 1-й соседний № 7 (Гана), 2-й рядом с землей Савинского монастыря (озеро Постылое). В 1923 году здесь указана Московская контора акционерного общества "Транспорт".

 

9, 10, 11. Территория различных предприятий.

№ 9 и 10. Завод Малкиэля.

В 1878 году было подано прошение от инженера-технолога Марка Самуиловича Малкиэля о разрешении открыть на земле, принадлежащей ему, кожевенный завод. В это время уже возводилось главное каменное заводское здание. В 1890 году на заводе числилось 200 рабочих, управляющий - Аарон Раузук. Малкиэль проживал там же. Матвей-Марк (Меер-Мордвих) Малкиель был сыном Самуила Мироновича (Шмуйии Мееровича) - миллионера. Из статистических сведений за 1882 год: Кожевенный завод инженера-технолога Матвея Самуиловича Малькиеля, за Симоновой слободой, собственная земля, производство ручного рода, с 1879 года, почва песчанная, паровая и конная и ветрянная. 1 паровой двигатель, машина в 35 лошадиных сил, 1 конный привод, 1 ветрянная мельница. 17 производственных зданий, 2 для рабочих, всего 19, 5м+1ж=6 из Московского уезда, 281м+36ж=317 посторонних, всего 400 человек, ба­ни нет, лечебницы нет, работает постоянно.

 

№ 9. В 1912-1914 гг. числился завод Карла Тиля.

 

10. Фабрика Деревенского и Рудовского.

В 1910 году здесь был основан ко­жевенно-лайковый завод торгового дома "Тимистер и К". В 1911 году было подано прошение о постройке и переустройстве кожевенного завода ТД "Л.Н Тимистер и К" на арендуемой земле у Б.И. Деревенского, Ланге и В.А. Рудовского. В 1912-1914 гг. было подано прошение о постройке кожевенно-сырейных мастерских во владении титулярного советника Бориса Ивановича Деревенского и Владимира Рудовского. В 1914 году было подано прошение от ТД "П.Я. Александров с сыновьями" о возобновлении кожевенного производство во владении Деревенского и Рудовского. В 1915 году землей Деревенского владел Н.М. Ложников.

 

№ 10 и 11, 9?. Фабрика Кнерцера на земле Шнейдера. Фабрика находилась на участке № 10.  

Известно, что в 1830-40-х гг. близ Тюфелевой рощи (на­ряду с другими фабриками) находилось в доме доктора Федора Даниловича Шнейдера шерсто-про­мывальное предприятие А.Х. Кнёрцера. Фабрику на берегу Москвы-реки прусский поданный Кнерцер стал устраивать в 1832 году на земле, принадлежащей Ф.Д. Шнейдеру, а в августе 1833 года ему было выдано дозволение на устройство и содержание фабрики. В 1843 году Кнрецер купил рядом лежащей участок № 17, но он оставался пустопорожним. В декабре 1852 года к Закревскому обратился саксонский поданный Карл-Готлиб Вебер. Он работал на предприятии Кнерцера 15 лет главным мастером и проживает там же, а теперь почетный гражданин Кнерцер продал ему заведение в полное владение, поэтому ему требуется новое свидетельство. читать статью

№ 11 в 1910-х гг. числался за Терезией Вебер.

 

12. Фабрика Шеринга.

 Акционерное общество сухой перегонки и химических производств было основано в 1898 году на базе функционировавшего на тот момент на российском рынке немецкого акционерного общества для сушки дробины (AG fuer Trebertrockung). В  1900-1904 году в Тюфелевой роще упоминается завод "Карбонизатор" Общества. Судя по всему затем он перешел к Русскому акционерному обществу "Шеринг" (бывший «Карбонизатор»), годом основания этого завода считается 1906 год. На заводе "Шеринг" было несколько каменных построек, в том числе 3-этажное с полуподвалом фабричное здание. Завод вырабатывал химические продукты: йодовые и бромовые препараты, йодоформ, древесный спирт и другие золотые, серебряные и платиновые соли. После 1917 года: завод акционерного общества "Госмедторгпром" имени Дзрежинского, химико-фармацевтический завод №4.

 

13. Фабрика "Волк и К".

Кожевенный и сыромятный завод "Волк и К" основан  в 1896 году.  Завод вырабатывал исключительно сыромятную кожу для своих шорный и военных сапожных заводов в Москве.

 

14. АМО-ЗИЛ. Автозаводская, 23-25.

В июле 1916 г. Товарищество Московского Автомобильного за­вода, главными пайщиками которого были известные меценаты и кол­лекционеры Степан и Сергей Рябушинские, основало с севера Тюфеле­вой рощи на земле, купленной у П.П. фон-Дервиза, небольшой завод (Автозаводская, 23). Производство автомашин требовала военная не­обходимость, но оно так и не было налажено и завод осуществлял только ремонт старых автомобилей и сборку новых из готовых частей. В советское время завод вырос до гигантских размеров и получил имя директора Лихачева. Сохранилось историческое здание заводоуправления.

 

15. Нефтяные склады Нобель и Ока.

На лугу под монастырем и на его земле в 1891-1893 гг. об­ществом Московской-Казанской железной дороги была построена то­варная станция "Симоново" (железнодорожная ветка шла от станции "Перово"), плашкоутный мост через Москва-реку против Жуковского проезда. Станция "Симоново" существует и по сей день. Здесь же, на самом берегу Москвы-реки находились нефтяные и керосиновые склады обществ "Нобель" и "Ока". В Советское время эти склады по­лучили название Ленинской нефтебазы. 

 

16. Товарная станция "Симоново".

Станция действовала на протяжении всего XX века, перестала действовать в постсоветскую эпоху.

 

17. Участок № 17 был выкуплен в 1843 году Кнерцером.

№ 17 и 11? во время 1-й Мировой войны  в 1916 году здесь были основаны обществом "Поставщик" портновские и шорные мастерские. Сведений о фабрике мало. В 1916 году: "Фабрика одежды Акционерного Общества "Поставщик", близ Тюфе­левой рощи, Симоновский участок,  800 рабочих, двига­тель электрический, 6-й фабричный участок, выпускают одежду. После революции Мос­ковский кожевенный завод, в 1924 году здание передали заводу АМО под общежитие.

 

18. В 1908 году земля перешла от Дервиза к И.И. Дурдину. Нет сведений о производствах.

 

19. Земля братьев Ляпиных.

В 1881 году на земле братьев Ляпиных - Михаила и Николая Иллиодоровичах - был основан завод грун­товых красок Сергея Владимировича Сенежского. 

В 1904 году упоминается на земле братьев Ляпиных химический завод Мюллер Ю. и Р.Ф. и химический завод Слиосберг М.О., 13 мужчин.

 

20. НПО "Гелиймаш". Автозаводская, 25.

Ранее здесь располагался завод "Сжатый газ" Мосхимтреста. На его основе 4 ноября 1931 года был создан 1-й автогенный завод Всесоюзного треста автогенной промышленности (ВАТ). В 1971 г. решением Правительства СССР в результате слияния этого завода и института ВНИИкриогенмаш было создано научно-производственное объединение «Гелиймаш». ВНИИкриогенмаш был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт гелиевой техники (ВНИИГТ), а завод - в Московский экспериментальный завод гелиевого машиностроения (МЭЗГМ).

 

Прочие заводы  и фабрики, местоположение которых  точно не установлено.

 

В 1845 году бумаготкацкая фабрика Николая Яковлевича Константинова, станов 250, рабочих 268. - Фабрика должна была находится в строениях Львова, в Тюфелевой роще (ссылка)

 

В 1856 году:

шелковая фабрика Ивана Васильевича Давыдова, мещанина, в собственном доме станов 16, машин 4, рабочих 16;
бумаготкацкая фабрика Анастасии Афанасьевны Безпаловой, московской мещанки, в собственном доме 56, станов 10, рабочих 10;

Иулиана Иванова крестьянина, 7 квартал, в доме Касичкиной 47, станов 5, жакард 5, рабочих 7;

Николая Яковлевича Константинова, почетного гражданина, 7 квартал, в собственном доме № 375, станов 130, жакард 170, рабочих 95 - Фабрика должна была находится в строениях Львова, в Тюфелевой роще (ссылка).

Артема Васильевича Прасолова, московского 3 гильдии купца, 7 квартал, в доме Лебедева, 57 и 64, станов 36, хакард 10 рабочих 36;

Екатерины Ионовны Утратиновой, московской мещаники, 7 квартал, в собственном доме 13, станов 5, рабочих 10.

 

Эти бумаготкацкие фабрики судя по всему показаны на плане 1848 года и других.

 

В 1890 году близ Симонова монастыря упоминается заведение выделки солей и марганца 2 гил. купца Юлиуса Миллер и магистра фарм. Павла Семеновича Дворкович, рабочих 4, управляющий Юлиус Миллер.

 

В 1892 г. один из участков Московской удельной конторы сняло в аренду на 4 года товарищество для производства цемента "Эмиль Липгардт и К" (их главное предприятие находилось в Щурове под Ко­ломной).

 

В 1890-х гг. упоминается кожевенный завод Якова Дмитриевича Попова.

 

В 1904 году в Тюфелевой роще упоминается котельный завод Николая Ивановича Смирнова.

 

В 1916 году упоминается завод "Искромет". 

Район  Тюфелевой рощи, механический завод, работал на оборону. Работал после 1917 года.

 

В 1923 году на берегу Москвы-реки, с юга от Окружной дороги  показана Московская контора 1-го транспортного акционерного общества "Транспорт" (бывший хлопковый склад).

 

Не ясно, было ли начато производство:

В 1899 году ТД "С.В.  Ганешиных и К" близ Симонова в бывшем владении Вебер планировал основать механический завод и при нем  литейную.

 

В 1899 году ТД  "Террис и Бернгоф" планировал основать завод выработки сухих и анелиновых красок из каменноо угля  и дегтя на земле "К. Тиль и К",  с запада от участка была река,  с трех сторон -  пустырь, в 1 версте завод Попова.

 

ссылки

Фабрики и заводы. Справочники

Фабрики и заводы. Справочники

Фабрика Кнерцера

История Тюфелевой роши

Симонова слобода

Улица Ленинская слобода

Поездка в Тюфелеву рощу. Об осмотре заведений Кнерцера и Маслова

Категория: Симонов монастырь и его окрестности | Добавил: marina (09.04.2021)
Просмотров: 530
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]