Главная » Статьи » Симонов монастырь и его окрестности |
Симонова слобода, Тюфелева роща. Указатель заводов, фабрик и других предприятий.
1. Завод "Динамо". Ленинская слобода, 26. В июле 1899 г., напротив завода Бари, на месте дач Селивановского и Бекетова, был основан электрический и электро-механический завод. Строило его бельгийское Центральное электрическое общество в Москве. 2 февраля 1901 г. состоялся торжественный пуск завода. В 1906 г. завод перешел в руки русского электрического общества "Вестингауз", в 1913 г. в связи с кризисным состоянием завод был продан Русскому электрическому акционерному обществу "Динамо", после чего перенял его имя. В настоящее время - Румер.
2. Завод инженера Бари. Ленинская слобода, 19. В 1893 г. был основан котельный завод инженера А.В. Бари, в 1958 г. завод слился с "Динамо", а в 1999 г. отошел автосервису. В строительной конторе инженера Бари (Мясницкая, 20) работал известный русский инженер В.Г. Шухов читать статью Завод был основан на арендуемой земле Павла Павловича фон-Девиза. Миллионер П.П. фон-Дервиз (человек незаурядный и интересной судьбы) был сыном железнодорожного магната Павла Григорьевича. Молодой человек, хотя и состоял на военной службе, но она его никогда не привлекала. Он увлекался музыкой, разведением лошадей и до конца жизни работал учителем математики. В 1890-х годах Дервиз увлекся развитием промышленности. 7 сентября 1892 году он купил "Тюфелеву дачу" у действительного тайного советника Василия Андреевича Дашкова (вероятно, основателя этнографического музея в Москве), а 12 ноября того же года земельный участок, ранее выделенный из дачи Дашкова, у Василия Ивановича Солдатенкова (племянника Кузьмы Терентьевича), который ранее держал там кирпичный завод. Земля была куплена Дервизом с тем, чтобы ее затем сдавать в аренду под строительство заводов и товарных складов. Местность эта, по его мнению, была удобна для основания здесь промышленного предместья большого города. Для удобства производства им была проложена Лизинская железнодорожная ветка. Со временем Дервиз планировал провести водопровод, нефтепровод к заводам и освещение всей местности. 3. Восточное общество товарных складов + товарная станция "Лизино". Ленинская слобода, 5. В 1893 г. за Симоновой слободой на земле Дервиза обосновалось Восточное общество товарных складов (примерно на месте домов № 2-4 по Автозаводской улице). Занимаемая им территория была довольно огромной, она простиралась до Окружной железной дороги, включала в себя многочисленные складские помещения, платформы, товарную станцию "Лизино" и нефтяные баки. В 1923 году показан Госсклад №8 и Юго-восточное транспортное общество (главное артиллерийское управление). До нашего времени сохранились два дома для служащих (Ленинская слобода, 5), в которых сейчас находятся медицинские учреждения. По названию акционерного общества улица, проходящая мимо монастыря, была названа Восточной.
4. Склады Русского для внешней торговли банка. Ленинская слобода, 11. Территория банка была намного меньше, чем соседнего Восточного общества. В 1909 г. на его территории были построены товарные склады, дожившие до начала 2000-х годов. В 1923 году - Госсклад №21.
5. Завод Кравчунонского. Судаковский (Мастеркова) проезд. Механическая и котельная мастерская Афанасия Алексеевича Кравчуновского была основана в 1907 году, находилась она в Судаковском переулке, в 1909 году там работало 23 мужчины.
6. Территория Всесоюзного теплотехнического института. Ленинская слобода, 23. В 1914 году была проложена Симоновская трамвайная ветка (движение открылось в 1915 году) с кольцом на Сергиевой площади, далее шёл одноколейный путь мимо столовой Бари. Путь этот шёл во владение Города, который купил здесь землю в 1913 году. У городских властей были обширные планы. Они планировали построить 2-ю центральную электрическую станцию для трамваев, а также устроить здесь центральный угольный склад. Цены здесь были невысоки, Город купил свыше 10 десятин землю у трех владельцев: Бари, Дервиза и крестьян деревни Кожухово. К сооружению электрической станции приступили в 1915 году. К 1916 году были закончены вчерне главные станционные здания, машины заказаны. Мощность станции должна была составить 20000 КВт (мощность первой станции - 10000 КВт). Предполагалось проложить по дну Москвы-реки кабель к первой электрической станции для трамваев. Но работать станция так и не начала. И в 1922 году ее здания были переданы Всесоюзному теплотехническому институту. Всесоюзный научно-исследовательский теплотехнический институт министерства энергетики и электрификации СССР был основан в 1921 году. В 1930 году институту было присвоено имя Дзержинского. Это головной институт отрасли по проблем эксплуатации тепловых и атомных электростанций. Проведенные исследования в 1921-1941 гг. позволили включить в топливный баланс страны низкосортные топлива и решить многие вопросы создания отечественного энергетического оборудования. Институт своими силами изменил планировку здания электрической станции и установил в нем 10 различных паровых котлов, две турбины и другое оборудование, ставшее основой нынешней экспериментальной ТЭЦ. 31 мая 1925 г. состоялось открытие института и экспериментальной ТЭЦ. Эта ТЭЦ была по существу первой в Москве, в 1928 году она начала подавать тепло предприятиям района. В 1933 году рядом была построена новая ТЭЦ с первым в мире прямоточным котлом. Ныне ТЭЦ-9 Мосэнерго.
7. Завод Гана. Ленинская слобода, 16. Трубопрокатный завод был основан в 1896 году купцом Альбертом Ганом на земле Дервиза. Тогда был выстроен главный каменный одноэтажный корпус механического завода с кузней. Также предполагалось выстроить корпус для переработки тряпок в искусственную шерсть. Затем предприятие перешло к Обществу русских трубопрокатных заводов (быв. Ш. и Г. Шодуари). В 1916 году земля была продана Рябушинскими Московскому купеческому банку. В 1923 году здесь показан завод Гомза.
8. Участок № 8 - территория нескольких предприятий. Сначала здесь находился кирпичный завод Василия Ивановича Солдатенкова (племянник Кузьмы Терентьевича). В 1892 году землю купил Дервиз. В 1900 году участок был куплен у Дервиза Анонимным обществом стекольных заводов в Москве. Затем в 1914 году здесь владельцем числится уже Московский купеческий банк. Здесь были его склады. В 1916 году банк расширил свои владения: им было куплено у Рябушинских, к которым перешло землевладение Дервиза, два участка, 1-й соседний № 7 (Гана), 2-й рядом с землей Савинского монастыря (озеро Постылое). В 1923 году здесь указана Московская контора акционерного общества "Транспорт".
9, 10, 11. Территория различных предприятий. № 9 и 10. Завод Малкиэля. В 1878 году было подано прошение от инженера-технолога Марка Самуиловича Малкиэля о разрешении открыть на земле, принадлежащей ему, кожевенный завод. В это время уже возводилось главное каменное заводское здание. В 1890 году на заводе числилось 200 рабочих, управляющий - Аарон Раузук. Малкиэль проживал там же. Матвей-Марк (Меер-Мордвих) Малкиель был сыном Самуила Мироновича (Шмуйии Мееровича) - миллионера. Из статистических сведений за 1882 год: Кожевенный завод инженера-технолога Матвея Самуиловича Малькиеля, за Симоновой слободой, собственная земля, производство ручного рода, с 1879 года, почва песчанная, паровая и конная и ветрянная. 1 паровой двигатель, машина в 35 лошадиных сил, 1 конный привод, 1 ветрянная мельница. 17 производственных зданий, 2 для рабочих, всего 19, 5м+1ж=6 из Московского уезда, 281м+36ж=317 посторонних, всего 400 человек, бани нет, лечебницы нет, работает постоянно.
№ 9. В 1912-1914 гг. числился завод Карла Тиля.
10. Фабрика Деревенского и Рудовского. В 1910 году здесь был основан кожевенно-лайковый завод торгового дома "Тимистер и К". В 1911 году было подано прошение о постройке и переустройстве кожевенного завода ТД "Л.Н Тимистер и К" на арендуемой земле у Б.И. Деревенского, Ланге и В.А. Рудовского. В 1912-1914 гг. было подано прошение о постройке кожевенно-сырейных мастерских во владении титулярного советника Бориса Ивановича Деревенского и Владимира Рудовского. В 1914 году было подано прошение от ТД "П.Я. Александров с сыновьями" о возобновлении кожевенного производство во владении Деревенского и Рудовского. В 1915 году землей Деревенского владел Н.М. Ложников.
№ 10 и 11, 9?. Фабрика Кнерцера на земле Шнейдера. Фабрика находилась на участке № 10. Известно, что в 1830-40-х гг. близ Тюфелевой рощи (наряду с другими фабриками) находилось в доме доктора Федора Даниловича Шнейдера шерсто-промывальное предприятие А.Х. Кнёрцера. Фабрику на берегу Москвы-реки прусский поданный Кнерцер стал устраивать в 1832 году на земле, принадлежащей Ф.Д. Шнейдеру, а в августе 1833 года ему было выдано дозволение на устройство и содержание фабрики. В 1843 году Кнрецер купил рядом лежащей участок № 17, но он оставался пустопорожним. В декабре 1852 года к Закревскому обратился саксонский поданный Карл-Готлиб Вебер. Он работал на предприятии Кнерцера 15 лет главным мастером и проживает там же, а теперь почетный гражданин Кнерцер продал ему заведение в полное владение, поэтому ему требуется новое свидетельство. читать статью № 11 в 1910-х гг. числался за Терезией Вебер.
12. Фабрика Шеринга. Акционерное общество сухой перегонки и химических производств было основано в 1898 году на базе функционировавшего на тот момент на российском рынке немецкого акционерного общества для сушки дробины (AG fuer Trebertrockung). В 1900-1904 году в Тюфелевой роще упоминается завод "Карбонизатор" Общества. Судя по всему затем он перешел к Русскому акционерному обществу "Шеринг" (бывший «Карбонизатор»), годом основания этого завода считается 1906 год. На заводе "Шеринг" было несколько каменных построек, в том числе 3-этажное с полуподвалом фабричное здание. Завод вырабатывал химические продукты: йодовые и бромовые препараты, йодоформ, древесный спирт и другие золотые, серебряные и платиновые соли. После 1917 года: завод акционерного общества "Госмедторгпром" имени Дзрежинского, химико-фармацевтический завод №4.
13. Фабрика "Волк и К". Кожевенный и сыромятный завод "Волк и К" основан в 1896 году. Завод вырабатывал исключительно сыромятную кожу для своих шорный и военных сапожных заводов в Москве.
14. АМО-ЗИЛ. Автозаводская, 23-25. В июле 1916 г. Товарищество Московского Автомобильного завода, главными пайщиками которого были известные меценаты и коллекционеры Степан и Сергей Рябушинские, основало с севера Тюфелевой рощи на земле, купленной у П.П. фон-Дервиза, небольшой завод (Автозаводская, 23). Производство автомашин требовала военная необходимость, но оно так и не было налажено и завод осуществлял только ремонт старых автомобилей и сборку новых из готовых частей. В советское время завод вырос до гигантских размеров и получил имя директора Лихачева. Сохранилось историческое здание заводоуправления.
15. Нефтяные склады Нобель и Ока. На лугу под монастырем и на его земле в 1891-1893 гг. обществом Московской-Казанской железной дороги была построена товарная станция "Симоново" (железнодорожная ветка шла от станции "Перово"), плашкоутный мост через Москва-реку против Жуковского проезда. Станция "Симоново" существует и по сей день. Здесь же, на самом берегу Москвы-реки находились нефтяные и керосиновые склады обществ "Нобель" и "Ока". В Советское время эти склады получили название Ленинской нефтебазы.
16. Товарная станция "Симоново". Станция действовала на протяжении всего XX века, перестала действовать в постсоветскую эпоху.
17. Участок № 17 был выкуплен в 1843 году Кнерцером. № 17 и 11? во время 1-й Мировой войны в 1916 году здесь были основаны обществом "Поставщик" портновские и шорные мастерские. Сведений о фабрике мало. В 1916 году: "Фабрика одежды Акционерного Общества "Поставщик", близ Тюфелевой рощи, Симоновский участок, 800 рабочих, двигатель электрический, 6-й фабричный участок, выпускают одежду. После революции Московский кожевенный завод, в 1924 году здание передали заводу АМО под общежитие.
18. В 1908 году земля перешла от Дервиза к И.И. Дурдину. Нет сведений о производствах.
19. Земля братьев Ляпиных. В 1881 году на земле братьев Ляпиных - Михаила и Николая Иллиодоровичах - был основан завод грунтовых красок Сергея Владимировича Сенежского. В 1904 году упоминается на земле братьев Ляпиных химический завод Мюллер Ю. и Р.Ф. и химический завод Слиосберг М.О., 13 мужчин.
20. НПО "Гелиймаш". Автозаводская, 25. Ранее здесь располагался завод "Сжатый газ" Мосхимтреста. На его основе 4 ноября 1931 года был создан 1-й автогенный завод Всесоюзного треста автогенной промышленности (ВАТ). В 1971 г. решением Правительства СССР в результате слияния этого завода и института ВНИИкриогенмаш было создано научно-производственное объединение «Гелиймаш». ВНИИкриогенмаш был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт гелиевой техники (ВНИИГТ), а завод - в Московский экспериментальный завод гелиевого машиностроения (МЭЗГМ).
Прочие заводы и фабрики, местоположение которых точно не установлено.
В 1845 году бумаготкацкая фабрика Николая Яковлевича Константинова, станов 250, рабочих 268. - Фабрика должна была находится в строениях Львова, в Тюфелевой роще (ссылка)
В 1856 году: шелковая фабрика Ивана Васильевича Давыдова, мещанина, в собственном доме станов 16, машин 4, рабочих 16; Иулиана Иванова крестьянина, 7 квартал, в доме Касичкиной 47, станов 5, жакард 5, рабочих 7; Николая Яковлевича Константинова, почетного гражданина, 7 квартал, в собственном доме № 375, станов 130, жакард 170, рабочих 95 - Фабрика должна была находится в строениях Львова, в Тюфелевой роще (ссылка). Артема Васильевича Прасолова, московского 3 гильдии купца, 7 квартал, в доме Лебедева, 57 и 64, станов 36, хакард 10 рабочих 36; Екатерины Ионовны Утратиновой, московской мещаники, 7 квартал, в собственном доме 13, станов 5, рабочих 10.
Эти бумаготкацкие фабрики судя по всему показаны на плане 1848 года и других.
В 1890 году близ Симонова монастыря упоминается заведение выделки солей и марганца 2 гил. купца Юлиуса Миллер и магистра фарм. Павла Семеновича Дворкович, рабочих 4, управляющий Юлиус Миллер.
В 1892 г. один из участков Московской удельной конторы сняло в аренду на 4 года товарищество для производства цемента "Эмиль Липгардт и К" (их главное предприятие находилось в Щурове под Коломной).
В 1890-х гг. упоминается кожевенный завод Якова Дмитриевича Попова.
В 1904 году в Тюфелевой роще упоминается котельный завод Николая Ивановича Смирнова.
В 1916 году упоминается завод "Искромет". Район Тюфелевой рощи, механический завод, работал на оборону. Работал после 1917 года.
В 1923 году на берегу Москвы-реки, с юга от Окружной дороги показана Московская контора 1-го транспортного акционерного общества "Транспорт" (бывший хлопковый склад).
Не ясно, было ли начато производство: В 1899 году ТД "С.В. Ганешиных и К" близ Симонова в бывшем владении Вебер планировал основать механический завод и при нем литейную.
В 1899 году ТД "Террис и Бернгоф" планировал основать завод выработки сухих и анелиновых красок из каменноо угля и дегтя на земле "К. Тиль и К", с запада от участка была река, с трех сторон - пустырь, в 1 версте завод Попова.
ссылки Поездка в Тюфелеву рощу. Об осмотре заведений Кнерцера и Маслова | |
Категория: Симонов монастырь и его окрестности | Добавил: marina (09.04.2021) | |
Просмотров: 530 |
Всего комментариев: 0 | |