Четверг, 19.10.2017, 00:57 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Симонов монастырь и его окрестности

Симонова слобода и ее окрестности

Чусова Марина Адольфовна

История Симоновой слободы и ее окрестностей

Земли, которые окружали Симонов монастырь издревле входили в его владения, с запада и юга их ограничивала Москва-река, с вос­тока - владения Крутицких митрополитов. В настоящее время они входят в состав района ЮАО "Даниловский", здесь расположены улицы Восточная, Ленинская слобода, Симоновский вал, Велозаводская, Трофимова.

В древности территория района была покрыта лесом, его остат­ки сохранялись до 1930-х гг. под названием Тюфелева роща. К сере­дине XII в. - периоду исторического существования Москвы - лес во многих местах был уже вырублен, на его месте появились пашни и села. Где находились села и проходили сухопутные дороги в этот период установить практически невозможно. До нас дошли лишь ле­гендарные сказания о шести селах боярина Кучки, находившихся на территории современной Москвы, одно из них называлось Симоново [1].

Документально урочище Симоново стало упоминаться после осно­вания здесь Симонова монастыря, за которым закрепилось название местности. Монастырь стоял на одной из трех Коломенских дорог, по которой шло главное движение из Орды и обратно, с севера от него с XIII в. находилось Крутицкое подворье архиереев Сарайских и По­донских со слободкой Арбатец, с востока - слободка Дубровка и де­ревня Кожухово, которые принадлежали крутицким архиереям. Вероят­но, через некоторое время после основания монастыря возникла и подмонастырская слободка, которая накапливалась между старым и новым монастырями. Письменные сведения о слободе появляются в 30-40-е гг. XVI в., в это время упоминается подмонастырское сель­цо Коровье (или Коровничье). Оно имело все признаки подмонастырс­кой слободы. В XVII в. село чаще упоминается как слобода [2].

Жители слобод освобождались от налогов и повинностей, ложив­шихся на тяглое население города. Люди, жившие в подмонастырских слободах, использовались на различных работах в самом монастыре. Больших затрат требовало церковное строительство, которое велось в течение всего времени существования Симонова монастыря. По жа­лованной грамоте 1543 г. основное население сельца Коровьего сос­тавляли монастырские крестьяне. Монастырским обиходом занимались служебники (кузнецы, конюхи, повара и т. д.). По писцовому описа­нию, проводившемуся после 1543 г., в подмонастырском сельце Ко­ровьем было 37 и 1/2 двора, в которых жили посошники, дневные и ночные сторожа, воротники, плотники, кузнецы, квасовары, сапожни­ки и "всякие деловые люди", то есть занимающиеся каким-нибудь де­лом, но не обрабатывающие землю. В 50-60-е гг. XVI в. сельцо Ко­ровье было приписано к посаду, то есть население слободы вместе с посадскими людьми (которые распределяли посадское тягло и службы) должно было платить пищальные, луговые и другие государственные подати. В связи с этим жизнь в сельце пришла в упадок, дворы опустели (в 1565 г. здесь было уже 22 и 1/2 двора). Положение из­менилось с введением опричнины (5 января 1565 г.). Слобода была отписана от посада, 1 августа 1565 г. на сельцо Коровничье от Ивана IV была получена тарханно-несудимая и заповедная (от ездо­ков и охоты) грамота, освобождавшая население сельца от главных налогов: дани, пищальных денег, городового дела, посошных служб, поставки подвод и других. Смута начала XVII в. привела к разоре­нию Симонова монастыря и его слободы. По жалованной грамоте 5 но­ября 1613 г., выданной царем Михаилом Федоровичем, подмонастырс­кая слободка Коровья с деревнями снова освобождалась от главных налогов. В то же время несла слобода и тягостные повинности, из которых самой трудной был отвод дворов для постоя ратных людей (весной 1648 г. в слободе были размещены драгуны, которые нанесли серьезный урон хозяйству жителей). По переписным книгам 1646 г. в служней слободе Симонова монастыря показано 30 дворов, из них 1 двор попов, 12 - слуг, 16 - конюхов и поваров, 1 монастырский (в нем 7 человек дворников, рыбников и огородников). По переписным книгам 1678 г. в служней слободе Симонова монастыря было 74 двора (в них 198 чел.), из них 1 двор монастырский (в нем 7 чел.), 30 - служних (99 чел.), 39 - служебников (90 чел.), 3 - отставных слуг (3 чел.), 1 - пустой. По переписной книге 1704 г. количество дво­ров в слободе составляет 77 (в них 182 чел.), в которых кроме слуг названы также ремесленники: плотник, оконнишник, портной, сапожник, солодовник, повар. В 1764 году Симонова слобода перешла в ведение Коллегии Экономии, отмечалось, что ее жители живут хо­рошо и имеют довольный заработок в Москве. К концу XVIII в. поло­жение слободы продолжало ухудшаться, повлияла на это и моровая язва 1771 г., в этом году слобода насчитывала 60 дворов. В XIX в. слобода состояла из 20 с лишним домов монастырских штатных служи­телей, священнослужителей церкви Рождества Богородицы, загородных домов москвичей [3].

Сведений об округе Симонова монастыря после его основания и в XV в. почти не сохранилось. Из источников XV в. видно, что у Симонова монастыря были расположены луга, принадлежавшие как са­мому монастырю, так и другим владельцам. В конце XV в. один из симоновских лугов у Лошья истока был продан московскому роду кня­зей Патрикеевых. В начале XVI в. лугом под Симоновым монастырем владел рузский князь Иван Борисович. Жалованная грамота 1604 г. позволяет заключить, что изстари под обителью по обе стороны Москвы-реки располагались рыбные ловли, переходящие в монастырс­кий луг, граничивший с государевым Меньшим лугом, монастырские Тюхольские земли, примыкавшие к Кожуховской земле [4].

Деревня Кожухово принадлежала Крутицким митрополитам, после 1764 г. она отошла к Коллегии Экономии, а в 1786 г. к Удельному Ведомству. Осенью 1694 г. Кожухово становится центром масштабных исторических "Кожуховских маневров" Петра I. Маневры начались 23 сентября походом стрельцов из села Воскресенского на Пресне в Ко­жухово и продолжались четыре недели. Через два года при возвраще­нии из победоносного второго Азовского похода Петр I разместил на постой в Коломенском, Кожухове, Новинках и Нагатино участвовавшие в боях полки. Отсюда началось триумфальное вступление царя в Москву. Впервые графическое изображение деревни Кожухово показано на плане Москвы 1763 г. [5].

Симонов монастырь и его ближайшие владения не входили в чер­ту города, в XVII в. они описывались в Московском уезде по Ва­сильцеву стану. В XVIII в. появилось новое административное деле­ние - Московская губерния, станы отошли в прошлое. В 1742 г. си­лами правительства вокруг Москвы возводится таможенная преграда с земляным валом и рвом, которая получила название Камер-Коллежско­го вала, так как им ведала Камер-Коллегия. У ворот вала находи­лись заставы, где взималась пошлина. Существовала и Симоновская застава, но такая тихая, что о ней почти не упоминалось (упразд­нена в 1842 г.). Фактически с середины XVIII в. Камер-Коллежский вал являлся границей Москвы, но официально Симонов монастырь и его слобода оставались за городской чертой, да и носила эта мест­ность сельский характер. В 1735 г. на Симоновском валу, севернее Симонова монастыря был построен Гранатный двор (располагался, примерно, на месте домов № 22-26 по Симоновскому валу). Он предс­тавлял из себя прямоугольник с бастионами по углам и в центре и состоял из шести погребов. До 1917 г. здесь находились пороховые склады. Графическое изображение Симонова монастыря и его слободы впервые показано на плане города Москвы 1739 г., составленном Иваном Мичуриным. С 1806 г. Камер-Коллежскй вал стал служить по­лицейской границей города (на нее распространялась власть городс­кой полиции), Симонов монастырь со своей слободой входили в Та­ганскую часть. С 1864 г. по Камер-Коллежскому валу проходит муни­ципальная граница, отделявшая город от деревни [6].

В Симоновой слободе в XIX в. находился загородный дом, кото­рый играл заметную роль в культурной жизни Москвы. Около 1806 го­да здесь приобрел участок известный издатель С.А. Селивановский (1772-1835), а к 1810 г. рядом владел землей издатель и коллекци­онер Платон Петрович Бекетов (1761-1836), двоюродный барт И.И. Дмитриева, родственник Карамзина. На даче Бекетова до конца века существовала беседка и грот бедной Лизы. После смерти Бекетова дача перешла к сыну издатель Н.С. Селивановскому, а потом к вдове сына Евгении Антоновне (1817-1896). Здесь в разное время бывали:

И.И. Дмитриев, К.Ф. Калайдович, М.П. Погодин, И.М. Снегирев, М.С. Щепкин, В.Г. Белинский и др. После Смерти Е.А. Селивнаовской ее дочь Е.Н. Миткова продала дачу под завод [7].

За Симоновской заставой, у дороги в деревню Кожухово, нахо­дился Сергиев пруд, по преданию вырытый при участии Сергия Радо­нежского. Местные жители верили в целительную силу его воды. В день Преполовения ежегодно при стечении народа выходил сюда нас­тоятель монастыря с братиею и крестами для освящения воды по об­щему уставу. Н.М. Карамзина, который любил гулять в окрестностях Симонова монастыря, в 1792 г. написал повесть "Бедная Лиза". Не зная о святости пруда, автор "утопил" в нем главную героиню. С тех пор пруд переименовали в Лизин. (Некоторые авторы пишут, что в окрестностях было "Медвежье озерко" (водоема с таким названием не было обнаружено), которое и стало Лизиным прудом, однако, это неверно.) По словам современников, у ничем не повинного Лизиного пруда по вечерам гуляли толпы влюбленных. Все деревья, растущие вокруг пруда, были исписаны почитателями Карамзина. В XX в. по Лизиному пруду получили названия Лизина площадь, Лизин тупик и станция "Лизино" железной дороги. Пруд засыпали постепенно, окон­чательно он исчез после 1932 года. На месте Лизиного пруда в нас­тоящее время высится административное здание завода "Динамо" (Ле­нинская слобода, 13) [8].

Из-за популярности "Бедной Лизы" в конце XVIII - начале XIX веков Симонов монастырь стал местом загородных прогулок москви­чей, посещавших также и Тюфелеву рощу. Она находилась на месте автозавода имени И.А. Лихачева. Роща издревле принадлежала вели­ким князьям, была заповедной, состояла, в основном, из сосен. За рощей вдоль берега Москвы-реки тянулись озера: Постылое, Черное и др., которые с лугом принадлежали Симонову монастырю. Роща была местом царской охоты, при Алексее Михайловиче там был небольшой охотничий домик. После Кожуховского похода в Тюфелях жил князь-кесарь Ф.Ю. Ромодановский. В XVIII в. Тюфелева роща продол­жала оставаться местом царской охоты. В 1797 г. "Тюхольская да­ча", в которую входили часть рощи и земли, отобранные у Симонова монастыря, была отдана в собственность архитектору Н.А. Львову для устройства опытной землебитной школы (Львов занимался здесь также разработкой торфа на Сукином болоте). Здесь была выстроена целая землебитная усадьба, некоторые из этих зданий сохранялись вплоть до 1930-х гг. После смерти Н.А. Львова в 1803 г. этот участок земли неоднократно продавался, в XIX в. здесь были выст­роены летние дачи. Другая часть рощи принадлежала Удельному ве­домству и крестьянам Кожухово и Дубровки. В 1892 г. бывшее владе­ние Львова как удобное для основания промышленного предместья го­рода купил В.А. Дашкова П.П. фон-Дервиз, сын известного железно­дорожного магната П.Г. фон-Дервиза. На его земле были основаны: склады Восточного общества, склады Русского для внешней торговли банка, заводы Бари, Гана, анонимного стекольного общества, хими­ческий, АМО. Дервизом была построена промышленная железнодорожная ветка (Лизинская) со станцией "Лизино" (демонтирована в 1950-х гг.), она ответвлялась от ветки "Перово-Симоново" недоходя до Ка­мер-Коллежского вала, доходила до озер Постылое и Черное за Тюфе­левой рощей. К 1930 г. от Тюфелевой рощи остались лишь жалкие ос­татки, в это время она была уничтожена при расширении ЗИЛа [9].

Промышленное строительство в конце XIX - начале XX веков су­щественно и окончательно изменило облик района Симонова монасты­ря, он превратился в рабочий поселок, который стал именоваться коротко - Симоновка.

На лугу под монастырем и на его земле в 1891-1893 гг. об­ществом Московской-Казанской железной дороги была построена то­варная станция "Симоново" (железнодорожная ветка шла от станции "Перово"), плашкоутный мост через Москва-реку против Жуковского проезда. Станция "Симоново" существует и по сей день. Здесь же, на самом берегу Москвы-реки находились нефтяные и керосиновые склады обществ "Нобель" и "Ока". В Советское время эти склады по­лучили название Ленинской нефтебазы. В 1893 г. за слободой обос­новалось Восточное общество товарных складов (примерно на месте домов № 2-4 по Автозаводской улице). До нашего времени сохрани­лись два дома для служащих (Ленинская слобода, 3, 5), в которых сейчас находятся медицинские учреждения. По названию акционерного общества улица, проходящая мимо монастыря, была названа Восточ­ной. Рядом находился небольшой участок Русского для внешней тор­говли банка, на котором в 1909 г. были построены товарные склады, дожившие до нашего времени (Ленинская слобода, 11). В 1903-1908 гг. через Тюфелевую рощу была проведена ветка Окружной железной дороги со станцией "Кожухово" (до настоящего времени сохранились 2 постройки), через Москва-реку был построен трехпролетный мост, названный Алексеевским в честь наследника Алексея Николаевича.

В 1893 г., был основан котельный завод инженера А.В. Бари (Ленинская слобода, 19), в 1958 г. завод слился с "Динамо", а в 1999 г. отошел автосервису. В строительной конторе инженера Бари (Мясницкая, 20) работал известный русский инженер В.Г. Шухов. Да­лее по Москва-реке находился завод Русского общества трубопрокат­ных заводов, основанный в 1896 г. А. Ганом, стекольный завод, ко­жевенно-лайковый завод торгового дома "Тимистер и К", основанный в 1910 г.

В июле 1899 г., напротив завода Бари, на месте дач Селива­новского и Бекетова, был основан электрический и электро-механи­ческий завод (Ленинская слобода, 26). Строило его бельгийское Центральное электрическое общество в Москве. 2 февраля 1901 г. состоялся торжественный пуск завода. В 1906 г. завод перешел в руки русского электрического общества "Вестингауз", в 1913 г. в связи с кризисным состоянием завод был продан Русскому электри­ческому акционерному обществу "Динамо", после чего перенял его имя.

В конце Тюфелевой рощи, в 600 м севернее Окружной железной дороги в 1896 г. был основан кожевенный завод "Волк и К", рядом находился химический завод Русского акционерного общества "Ше­ринг". В июле 1916 г. Товарищество Московского Автомобильного за­вода, главными пайщиками которого были известные меценаты и кол­лекционеры Степан и Сергей Рябушинские, основало с севера Тюфеле­вой рощи на земле, купленной у П.П. фон-Дервиза, небольшой завод (Автозаводская, 23). Производство автомашин требовала военная не­обходимость, но оно так и не было налажено и завод осуществлял только ремонт старых автомобилей и сборку новых из готовых частей [10].

С ростом предприятий и расширением производства изменялась и Симоновская слобода. Население слободы за 10 лет, 1892-1902 гг., увеличилось почти в 5 раз. Симоновская слобода стала приобретать городской облик, здесь увеличилось число квартиросъемщиков, кото­рые состояли, в основном, из чернорабочих. Симоновский район в то время был далекой и глухой окраиной города, мало благоустроенной. Центром слободы была Сергеева площадь, на ней находилась винные лавки, чайные, кабаки. Освящение района началось с 1897 г., но после реформы 1907 г. земство перестало финансировать проект и в начале XX в. освещалось только Дубровское шоссе. От Спасской зас­тавы к пороховым складам тянулась Угрешская свалка, зловоние ко­торой отравляло воздух. Земская трехклассная школа была открыта в Симоновской слободе в 1907-1908 гг., в 1915 г. была открыта 2-я Симоновская школа. С 1891 г. существовала земская Кожуховская школа. В 1909-1914 гг. действовала также церковно-приходская шко­ла при монастыре. Кроме этого, в августе 1902 г. открылись вечер­ние общеобразовательные курсы для рабочих завода Бари, где препо­давали дочери Бари их мужья. Дочери инженера были также попечите­лями земских Кожуховского и 1-го Симоновского училищ. Медицинское обслуживание в слободе было представлено заводскими лечебницами на заводах Гана, Бари, "Динамо". В 1904 г. работала лечебница при монастыре, которая обслуживала также жителей слободы. С начала 1905 г. в слободе была открыта земская амбулатория, при которой имелся один врач и три фельдшерицы. Во время первой мировой войны в столовой Бари находился земской лазарет. В 1913-1917 гг. в ра­йоне городской Думой проводились большие работы, было запроекти­ровано построить Симоновскую трамвайную ветку, 2-ю центральную электрическую станцию для трамваев, постоянный Симоновский дере­вянный мост на месте плашкоутного, Тюфелевскую гавань за Окружной железной дорогой. Этим планам помешала война и революция. Симо­новская трамвайная ветка начала действовать в июне 1915 г. (была демонтирована в конце 1980-х годов), а в построенном здании электрической станции (Ленинская слобода, 21) позже разместилась экспериментальная ТЭЦ ВТИ [11].

Граница между городом и земством проходила по Камер-Коллежс­кому валу. Симонов монастырь с Симоновской слободой относились к 3-му участку Рогожской части города, а пригороды к 5-му стану На­гатинской волости. В 1906 году в городскую полицейскую часть (Си­моновскую) вошли пригороды: Кожухово, Малая Симоновская слободка (в районе Лизиного пруда), Лизина слободка (в районе современной Автозаводской площади), Тюфелева роща с заводами. В народе Лизина слободка носила название Кошачьей, в Советское время ее стали на­зывать Швецевой [12].

Рабочие заводов Симоновки активно участвовали в революцион­ных событиях. 1-й социал-демократический кружок возник на "Дина­мо" в 1903 г. Постоянным местом сходок и собраний была выбрана Тюфелева роща. Рабочие заводов Симоновки одними из первых начали забастовку в знак протеста против расстрела 9 января. 11 января 1905 г. забастовал завод "Динамо", затем к нему примкнули рабочие заводов Бари и Гана. Революционные события развивались быстро. К декабрю вся власть перешла к районному Совету, была создана так называемая "Симоновская республика". Но отрезаннная от других ра­йонов, она не смогла долго существовать. Октябрьский переворот 1917 г. прошел довольно тихо. Рабочими был обыскан Симонов монас­тырь, на колокольню водрузили пулемет. Без боя рабочими были за­няты пороховые склады и Крутицкие казармы. Участники событий: врач Р. Азарх, председатель районной управы К. Ф. Уханов, предсе­датель районной думы Н.К. Гончаров, А.А. Алешин, А.Ю. Лидак [13].

После февральской революции 1917 г. земли, находящиеся вну­три Окружной железной дороги, были объявлены муниципальными. Де­ревня Кожухово вошла в состав города в 1923 г. После революции Симоновский район оставался окраиной города, в апреле 1918 г. он вошел в состав Рогожско-Симоновского района Москвы, а с 1930 г. стал входить в Пролетарский район. С 1978 г. Пролетарский район вошел в Красногвардейский.

После революции начался новый период в развитии Симоновского района. Местонахождение здесь крупных промышленных предприятий определило дальнейшую судьбу некогда живописного места. Стали строиться новые заводы и расширяться старые, переименоваться ули­цы и исчезать памятные места.

В 1919 г. в честь Ленина Симоновская слобода была переимено­вана в Ленинскую, в которой главная улица получила название Ле­нинского проезда. В 1930-е гг. часть улицы Симоновский вал и Ле­нинский проезд были переименованы в улицу Ленинская слобода, это нелепое название улицы сохранилось и до сих пор.

Завод "Динамо" некоторое время именовался "Электросила" № 3, а в 1934 г. после смерти Кирова заводу "Динамо" было присвоено его имя. В 1928-1932 гг. здесь проводились большие реконструк­торские и строительные работы. В связи с этим была уничтожена площадь Возрождения (бывшая Сергиева, переименована в память о возрождении страны после революции). На заводе было организовано производство трамвайных моторов, он принимал участие в строитель­стве 1-й в стране электрифицированной линии Московского железно­дорожного узла Москва-Мытищи, в производстве 1-го отечественного тролейбуса (15 ноября 1933 г. вышел на линию в Москве), оборудо­вании подвижного состава для московского метро.

Завод Бари стал называться "Паростроем" имени В.М. Лихаче­ва, в годы первых пятилеток он выпускал паровые  котлы,  топочное оборудование.  На  нем  в 1937 г.  была разработана и изготовлена конструкция циферблатов часов Спасской башни.

Завод АМО был переименован в автозавод имени Сталина, а с 1956 г. стал носить имя И.А. Лихачева (много лет руководил заво­дом, в 1958 г. на заводе установлен бронзовый бюст, скульптор

М.Г. Манизер). Для расширения завода в 1931 г. была вырублена Тю­фелева роща - любимое место прогулок слобожан. Здесь были выпуще­ны первые десять советских автомобилей (7 ноября 1924 г.).

Внесли свой вклад заводы района и в победу над фашистскими завоевателями [14].

После революции рабочие бывшей Симоновки продолжали жить в маленьких деревянных домах и барраках, где не было ни водопрово­да, ни канализации. Переселялись в благоустроенные дома медленно. 14 октября 1923 г. завод "Динамо" получил от Моссовета 1-й 52-квартирный дом на Динамовской улице, в конце 20- х гг. были построены благоустроенные дома по улице Восточной (№ 1/7). Для рабочих автозавода рядом в конце 20-х гг. был построен Амовский поселок, состоящий из благоустроенных многоэтажных домов, бани с плавательным бассейном и механической прачечной (Автозаводская, 17-21). В 1918 г. при заводе "Динамо" был открыт детский сад "Гнездышко" (он существует и сегодня под № 1876), а 1921 г. были открыты ясли на 30 мест (одни из первых заводских яслей в Моск­ва). В 1927 г. в районе была построена первая общеобразовательная школа № 9 (Автозаводская, 15), которая работает и до настоящего времени (№ 494). В 1920-е гг. был создан клуб при заводе "Дина­мо", носивший название "Пролетарская кузница", который находился в бывшем доме Восточных складов (Ленинская слобода, 3), в бывшей столовой Бари был театр клуба (в 1930-х г. театр помещался в тра­пезной монастыря), а в районе современной Автозаводской площади в 1927 г. был выстроен летний стадион клуба. После войны в 1957 г. бывшая столовая Бари была перестроена и расширена и превратилась в Дом культуры завода "Динамо" (Ленинская слобода, 19а). В 1930-е гг. на месте монастыря был построен Дворец культуры Пролетарского района (в дальнейшем - ЗИЛа), который и по сей день играет важную роль в культурной жизни района. В 1950-е гг. рядом построен ста­дион "Торпедо". В 1927 г. в бывшем здании Восточных складов (Ле­нинская слобода, 5) открылась районная поликлиника. 4 ноября 1935 г. закончилось строительство фабрики-кухни, которая была построе­на на месте трактира Сорокина, где революционеры устраивали свои тайные сходки (Ленинская слобода, 17). Окончательно благоустраи­ваться район начал в 1950-х гг. В это время здесь началось массо­вое строительство многоэтажных домов, которое проводилось также в Кожухове. К 1962 г. ветхие деревянные дома на территории Симо­новской слободы были наконец-то снесены [15].

Сейчас главной магистралью района является Автозаводская ул. (переименована в 30-е гг. из Амовского проезда). До 1954 г. она шла от улицы Тюфелевой рощи до проезда Тюфелевой рощи (проездом Тюфелевой рощи ранее назывался участок улицы от Автозаводской площади до автозавода), а затем Автозаводская улица была продол­жена до Велозаводской (получила название по заводу велосипедов и мотоциклов). В 1950-х гг. на новом участке улицы были построены новые многоэтажные дома (Автозаводская, 5,6) по проекту архитек­тора А. Суриса и инженера-конструктора Г. Салищева. В 1943 г. на Автозаводской улице была открыта станция метро "Автозаводская" (архитектор А. Душкин). Художественное оформление станции посвя­щено теме защиты Родины и героического труда советскх людей в го­ды Великой Отечественной войны. Южный выход станции выходит на Автозаводскую площадь, на которой в 1980 г. была установлена скульптурно-архитектурная композиция в честь трудящихся Проле­тарского района, погибших при обороне города Москвы и на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (скульптур Ф.Д. Фивейс­кийй, архиекторы П.П. Зиновьев, И.М. Студеникин). Автозаводская площадь долгое время являлась административным центром Пролетарс­кого района. Недалеко от площади расположено здания бывшего Про­летарского исполкома и райисполкома, а ныне префектуры Южного ок­руга (Автозаводская, 10). Здание построено в 1937 г., архитекторы - Д.В. Разов, Н.Я. Тихомиров. За ним расположен Всесоюзный тепло­технический институт с районной ТЭЦ-9 (построена в нач. 1930-х гг.), а нап­ротив - дома бывшего Амовского поселка. Далее к Москва-реке тя­нется автозавод имени Лихачева - крупнейший завод на территории Москвы. От прежних времен сохранился корпус заводоуправления (Ав­тозаводская, 23), проект фасадов которого принадлежит К.С. Мель­никову (студенческая работа), конструктивная часть проекта - А.Ф. Лолейту. В этом здании в настоящее время находится заводской му­зей. Заканчивается улица Автозаводским мостом, который был сооружен в 1961 г. (авт. проекта - С.Я. Терехин, арх. - А.И. Сусоров, К.Н. Яковлев) взамен старого Даниловского деревянного, построенного в 1932 г. [16].

1. Карамзин Н.М.. История государства Российского. М., 1993.

Т.1. С. 280. Прим. 79; Тихомиров М.Н. Древняя Москва XII-XV вв. М., 1992. С. 7.

2. Ивина Л.И. Подмонастырская слобода Московского Симонова монастыря // Материалы для изучения селений Москвы и Под­московья. М., 1996. С. 124-127.

3. Там же, с. 124-133; Атлас столичного города Москвы. М., 1852-1853 гг; РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 516, л. 160.

4. Ивина Л.И. Указ. соч. С. 126.

5. Варенов А.Б.  Нагатино // История сел и деревень Подмос­ковья XIV-XX вв.  М., 1992. Вып. 2. С. 80-81; Еремин Г.В. Кожухово и Дубровка:  четыре столетия // Наш район "Южно­портовый". 1997. №12-13. С. 18-19.

6. Москва. Энциклопедия. М., 1980. С. 225, 292; ЦИАМ, ф. 203, оп. 423, д. 5.

7. Чусова М.А. Бекетовы и Селивановские в Симоновй слободе // Московский журнал. 2000. № 11. С. 41-51. ЦИАМ, ф. 105, оп. 2, д. 1480; оп. 9, д. 2893.

8. Евстафий, архимандрит. О Симоновском пруде // Московские епархиальные ведомости. 1871. № 8. С. 79; Телескоп. 1833. № 2. С. 251-257.

9. Чусова М.А.  Тюфелева роща // Московский журнал.  2001. №

9. С. 48-55. ЦМАМ, ф. 415, оп. 29, д. 23, л. 8-50.

10. Династия Рябушинских. М., 1997. С. 61-66; История завода "Динамо". М., 1961. Т.1. С. 10-14, 69-70, 74; Список фабрик и заводов г. Москвы и Московской губернии. М.,

1916. С. 47, 50, 60; ЦИАМ, ф. 54, оп. 42, д. 3; оп. 150, д.  20; оп. 163, д. 122; оп. 165, д. 214; ф. 420, оп. 1, дд. 1804, 1807.

11. Ведомость о начальных народных училищах Московского уез­да за 1915-1916 уч.  год. М., 1916. С. 20, 60-61; Извес­тия Московской городской Думы.  1913. № 6-7. С. 23-24; №

11. С. 21-23; 1915. № 8. С. 76-77; 1916. № 9. С. 13-14, 49; № 10. С. 9-11; История завода "Динамо". Т.1. С. 10-21; ЦИАМ, ф. 420, оп. 1, дд. 893, 1030, 1675, 1839; Экономическо-статистический сборник. М., 1913. Вып. 6.

С. 188-196.

12. План г.  Москвы с пригородами. М., 1916; План пригородов г. Москвы М., 1911.

13. История завода "Динамо". Т.1. С. 21-56; Гинзбург С. Ок­тябрьские бои // История заводов.  Шестнадцать  заводов.

М.;Л., 1934. С. 393-411.

14. История завода "Динамо". Т.2. С. 65, 89, 138-144, 162, 238, 253, 276; История Московского автозавода им. И.А. Лихачева. М., 1966. С. 114-126, 150-185, 469-472; Моск­ва. Энциклопедия. С. 98-100, 127, 241, 366, 535-537,

613.

15. История завода "Динамо". Т.2. С. 92, 101, 289; М., 1971.

Т.3. С.  276-279, 293-295, 304; Рабочий завода "Динамо".

М., 1931. С. 17; Строительство г. Москвы. 1927. № 4. С. 13-14.

16. Москва.  Атлас туриста. М., 1989. С. 173; Москва. Энцик­лопедия. С. 97-100.

Категория: Симонов монастырь и его окрестности | Добавил: marina (16.12.2008)
Просмотров: 6770 | Комментарии: 15
Всего комментариев: 131 2 »
1  
Марина, смотрите, какая интересная вещь получается - одним из основателей Восточного общества товарных складов (ВОТС) был совладелец Мск.-Казанской железной дороги П.Г.Фон-Дервиз. Соответственно, вполне естественно предположить, что Фо-Дервиз захотел, выражаясь современным языком, продвинуть свое складское начинание в Симоновку, пользуясь своим влиянием в правлении дороги. Почему было выбрано именно Симоново? Потому, что именно сюда строилась тогда Симоновская ветвь его железной дороги. Потому, что именно здесь его семья начала формирование нового промышленного предместья. Наряду с хранием товаров, ВОТС предоставляло возможность залога их и кредита в их залог. Поэтому здесь же стали появляться филиалы тогдашних банков (например, Русского для внешней торговли, и т.д.), которые не только кредитовали клиентов ВОТС, но и строили здесь собственные товарные склады (в пику ВОТС)... вот-с...
С уважением,
Дмитрий

2  
Симоновскую ветку построил Павел Павлович Дервиз, читайте о нем в следующих статьях:

http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/2-1-0-96

http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/2-1-0-82

и смотрите последние новости

3  
Позволю себе с Вами не согласиться - собственно, Симоновскую ветвь на всем ее протяжении от Перово до монастыря строило общество Мск.-Казанской железной дороги, а вот ее Лизинское ответвление - П.П.Фон-Дервиз.

4  
Да, я оговорилась

5  
А где располагалась образцово-показательная школа, означеннная, как остановка трамвая 16 в 1926 г.?

6  
Про школу попробую что-нибудь найти

7  
О школах в воспоминаниях Цельникер:
В 1928 году мне исполнилось 7 лет и меня решили отдать в школу. Но в обычную школу принимали только с 8 лет. Пришлось мне поступить в школу около Яузских ворот, где была "нулевка" и принимали семилеток. Но когда обнаружилось, что я уже хорошо читаю и немного умею писать, меня перевели в первый класс.
Во второй класс я уже пошла учиться в школу, расположенную поблизости. Она представляла собой деревянное двухэтажное здание, в котором было четыре классных комнаты. Там учились школьники начальных классов. В классе была печка и если кто-то на уроках хулиганил, его ставили "за печку". С четвертого класса нас перевели учиться в другую школу. Это было большое четырехэтажное кирпичное здание, которое начало в 1922 году строиться по инициативе рабочих и, кажется, на собранные ими средства. Школа была торжественно, в присутствии Калинина, открыта в 1927 году к десятой годовщине Октябрьской революции. Школа, насколько я знаю, была единственной на всю Ленинскую слободу. Она находилась недалеко от автозавода. Местность между заводом и школой называлась Кошачка. Там стояли одноэтажные деревянные домишки и ходили коровы. Ходить в школу нам было достаточно далеко- примерно полчаса ходьбы, осенью и весной по непролазной грязи. Кроме школы я ходила в "группу" учиться немецкому языку. Нас учила сестра Рамзина, известного ученого, тогдашнего директора Теплотехнического Института. В 1930 году его арестовали, был громкий процесс "Промпартии" и наши занятия прекратились.

8  
Марина, добрый вечер,
У меня возник вопрос о школе не случайно  - давно хотел разобраться с начертанием малоизвестного "географического призрака" Симоновского шоссе. Оно реально существовало - адрес-календари 20-х г.г. постоянно на него указывали. Ориентиры были разные - то пороховые погреба, то близлежащая остановка трамвая под названием "Опытно-показательная школа". Теперь мне ясно (% на 90), что Симоновское шоссе это нынешняя Велозаводская улица от перекрестка Вала, Восточной и Новоостаповской до линии Окружной ж.д. Кстати, с 1933 по 1936 г.г. проезд именовался Велозаводским шоссе. Представляете, какой-нить 1929 год, пыльный проселок, пересечение Лизинской ветви, старый железный мост 1907 г. над путями Окружной... Навсегда ушедшая идиллия... Найти ба фотки какие-нить...

9  
А мне казалось, что Симоновское шоссе - это проезд мимо завода Бари.

10  
Т.е., получается, что шоссе начиналось еще до перекрестка, и, скорее всего, практически от переезда Симоновской ветви. Здесь Вал шел почти строго на юг, а шоссе уходило чуть восточнее (чтобы точно выйти к старому железному мосту над Кольцом). Только горловина станции располагалась в 200 саженях далее по линии Окружной ж.д. (по часовой стрелке), у следующего пешеходного моста, там, где нонче Кольцо пересекает ТТК.

1-10 11-13

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]