Главная » Статьи » Путеводители |
Улица Ленинская слобода начинается от Велозаводской и идет на юго-запад к ЗИЛу. Она затерялась между шумными магистралями и многоэтажными домами, но хранит в себе много интересного и неожиданного. Городская жилая застройка здесь сменяется промышленной, а древности соседствуют с советским периодом и современностью. Само название улицы является, конечно, советским (её так и не переименовали в эпоху возвращения старых названий, в советское время местные жители называли Хутором Ильича), в XIX и в начале XX веков на картах здесь значился Симоновослободский вал. Он начинался у перекрестка улиц Симоновский вал и Велозаводской, шёл на юг, затем совпадал с нынешней Ленинской слободой и заканчивался где-то у Москвы-реки. Нынешняя трасса улицы оформилась окончательно в 1950-х годах. Нашу прогулку начинаем от улицы Велозаводской (названа в 1937 году по заводу велосипедов), на противоположной стороне к которой подходит 1-я улица Машиностроения. Справа от последней расположен жилой дом 1939 года, а слева - ЦНИИ "Комета" - ведущее предприятие оборонно-промышленного комплекса России в области создания больших космических систем, основанное в 1947 году. Ранее на этом месте находился Первый московский завода велосипедов. Он был построен в 1928-1933 гг. В январе 1932 года из ворот МВЗ вышли первые 180 велосипедов. А в конце 30-х годов МВЗ был самым мощным из существовавших в СССР велозаводов, производя 1000 машин в сутки. В 1941 году в связи с начавшейся войной завод переориентировали на выпуск армейских мотоциклов, свернув велосипедное производство. После окончания войны былой профиль предприятия так и не восстановили, в наше время о существовании МВЗ напоминает только название улицы — Велозаводская. На той стороне Велозаводской улицы находится несколько интересных домов - памятников эпохи конструктивизма, мы же направимся в противоположную сторону. Участок улицы Ленинская слобода до Пересветова переулка застроен мало, названия, вероятно, первоначально не имел, и позже был присоединен к основной улице. Как был застроен участок, можно узнать из старых фотографий и карт. Справа шла деревянная застройка, а за ней два каменных здания: школа и жилой дом по улице Велозаводской (дом №2, корпус 3, на его месте новостройка 2012 года). До наших дней сохранилось здание школы № 508 (Велозаводская, 4; в 1951 году - мужская школа №500), теперь здесь ОАО "Алгоритм". Здание довольно старое, было построено в 1936 году (значится на карте 1937 года). По воспоминаниям старожилов здесь снимался фильм "Летят журавли". В кадр попала школа и Лизинская ветка. Слева от улицы Ленинская слобода в настоящее время расположена муниципальная автостоянка. До 1972 года здесь находился старый Велозаводский рынок, складские помещения. Рынок был выстроен в 1932 году по проекту архитекторов Ю.С. Гриневецкого и М.Ф. Оленева. "Строительство Москвы" отмечало, что по разработанности проекта одним из лучших является рынок открытого типа Велостроя. Рынок включал в себя три части: площадка с тремя рядами палаток, зона колхозной торговли с возов, культурные и санитарные предприятия рынка. На рынке предусматривался детский сад для детей колхозников, была так называемая культчайная, расположенная на приподнятой веранде, эстрада. В начале улицы был также расположен тир, открытый в 1957 году. Мы подошли к перекрестку Ленинской слободы и Пересветова переулка. Сюда же выходил Симоновослободский вал. Дом №8 по переулку - здание АТС. В 1968 году по этому адресу числился заочный техникум связи Министерства связи СССР. Уточним, ранее Пересветов переулок (1-й Восточный) шёл от улицы Восточная вдоль домов №2 и 4, затем поворачивал к Симонову монастырю. Позже от переулка был проложен небольшой проезд к Симоновослободскому валу, а затем в 1950-х гг. переулок получил свою современную трассу. Симоновослободский же вал был упразднен, как и железнодорожная Лизинская ветка, идущая вдоль него. Лизинская ветка ответвлялась от Симоновской (шла на берег Москвы-реки к товарной станции "Симоново") у Пороховых погребов, проходила вдоль вала и пересекала нынешнюю улицу Ленинская слобода как раз на перекрестке её с Пересветовым переулком. Лизинская ветка была проложена в 1894 году Павлом Павловичем фон-Дервизом и названа по Лизиному пруду, мимо которого шёл её путь. Слева от нас расположено рестроран "Баязет", в прошлом на этом месте была закусочная. Мы подошли к домам №5 по ул. Ленинская слобода (два краснокирпичных двухэтажных дома дореволюционной архитектуры). Собственно говоря, первый дом (№5 корпус 2 строение 2 по одной карте, № 3 - по гугл-карте, даже затруднительно назвать его точный адрес) и второй дом (№5 корпус 2) есть здания товарной станции "Лизино". Однако расскажем всё по порядку. Гвардии корнет Павел Павлович фон-Дервиз (1870-1943) был сыном железнодорожного магната, его отец известен также своей благотворительной деятельностью. Павел Павлович прожил очень интересную и насыщенную жизнь. Молодой человек, хотя и состоял на военной службе, но она его никогда не привлекала. Он увлекался музыкой, разведением лошадей и до конца жизни работал учителем математики. В 1890-х годах Дервиз увлекся развитием промышленности. 7 сентября 1892 году он купил "Тюфелеву дачу" у действительного тайного советника Василия Андреевича Дашкова (вероятно, основателя этнографического музея в Москве), а 12 ноября того же года земельный участок, ранее выделенный из дачи Дашкова, у Василия Ивановича Солдатенкова (племянника Козьмы Терентьевича). Земля была куплена Дервизом с тем, чтобы ее затем сдавать в аренду под строительство заводов и товарных складов. Местность эта, по его мнению, была удобна для основания здесь промышленного предместья большого города. Для удобства производства им была проложена Лизинская железнодорожная ветка. Со временем Дервиз планировал провести водопровод, нефтепровод к заводам и освещение всей местности. Это был довольно большой земельный надел, он начинался у Автозаводского моста, шёл вдоль берега к Симоновой слободе, занимал часть Тюфелевой рощи и заканчивался как раз у Пересветова переулка. Два краснокирпичных дома по улице Ленинская слобода - единственные оставшиеся свидетели того времени. В этом месте в 1893 году было основано Восточное общество товарных складов. Занимаемая им территория была довольно огромной, она простиралась до Окружной железной дороги, включала в себя многочисленные складские помещения, платформы, товарную станцию "Лизино" и нефтяные баки. От Восточного общества получила своё имя и главная улица Симоновки - улица Восточная. А теперь вернемся к домам № 5. В соответствии с планом участка, перед нами бывшие жилые дома для служащих Общества. Сейчас в доме слева (№5 корпус 2 строение 2) находится женская консультация (упоминается в 1985 году), а в доме справа (№ 5 корпус 2)- подстанция скорой помощи. Во дворе сохранилось также здание каретного сарая (снесено в мае 2016 г.). Были они построены, очевидно, до 1900 гг. Из воспоминаний известно, что в одном из этих зданий состоялось заседание первого Симоновского районного совета. После революции в домах продолжали жить служащие складов Восточного общества и ж/д станции "Лизино". Вероятно, в доме слева в начале 1920-х было решено разместить клуб завода "Динамо" "Труд и творчество", который в декабре 1923 года был переименован в Дворец труда "Пролетарская кузница". По архивным документам Дворцу труда дом был передан в 1929 году (весь дом целиком). (Идея строить дворцы для рабочих появилась сразу после Февральской революции. В первом же обращении Управы Симоновского района одним из пунктов программы значилось построить "дворцы народу".) Клуб "Пролетарская кузница" был клубом завода "Динамо", но фактически являлся клубом всех четырех окрестных заводов: "Динамо", "Паростроя" (бывший Бари), АМО, Трубосоединения (бывший Гана). В 1930 году клуб действовал по нескольким адресам: собственно клуб в доме Восточного общества (тогда он находился по адресу ул. Восточная, 1), театр в бывшей столовой Бари, летний стадион. Перед зданием клуба был расположен небольшой сад с высокими тенистыми деревьями, висела надпись: "Рабочий Дворец МГСПС "Пролетарская кузница". Там работали кружки: фотографического, изобразительного искусства, радио, шахматный, кройки и шитья, хоровой, струнный, духовой оркестр; на втором этаже находилась библиотека. Из его описания видно, что это был довольно заурядный и грязный клуб. На стенах висели лозунги ("Клуб - кузница пролетарской революции", "Металлист, запишись в члены клуба", "Хулиганство есть социальное зло", "Долой пьянство и хулиганство" и др.), которые иногда и вовсе не менялись, кое-где в коридоре висел плакат или афиша, стояло несколько бюстов, на стенах слабые картины, плохие репродукции. Похоже, что позже клуб переехал в здание трапезной Симонова монастыря, где устроили кинозал, а дом использовался как общежитие, в 1950-х годах здесь находилась администрация станции "Лизино". В доме справа (№ 5 корпус 2) 29 января 1927 года была открыта центральная Симоновская амбулатория, об открытии которой написали в журнале "Строительство Москвы" (страница 1 страница 2). В мае 1926 года приступили к капитальному ремонту и перестройке здания. Старые перегородки были сломаны, сделаны новые, потолки подняты, окна расширены. Дом был присоединен к сети водопровода и канализации. Провели электричество, паровое отопление. Амбулатория была оборудована по последнему слову техники, на вооружении имелись аппарат Дарсонваля, большая электростатическая машина, мультостат (аппарат для лечения электрическим током) и др. Были и два нововведения: карточки подавались с первого этажа при помощи подъемника, в кабинетах были устроены вытяжные шкафы. Позднее в здании была районная поликлиника №65, а ныне подстанция скорой помощи № 3. Дом № 4 по другой стороне улицы был построен в 1958 году на месте деревянной застройки. В XIX веке здесь были монастырские огороды. Продолжим наш путь по левой стороне улицы. Жилой дом № 7 других аналогов в районе не имеет. История его не ясна, но он значится 1924 года, а значит это самый старинный жилой дом Советского периода в районе (да и один из первых домов, построенных в годы Советской власти). Здесь жили работники предприятий Ленинской слободы. Из внешнего облика дома видно, что первоначально он был двухэтажным с полуподвалом, а потом был надстроен ещё тремя этажами (возможно, в два этапа). Говорят, в 1990-х годах дом оборудовали лифтом. Обратим внимание на частично сохранившуюся ограду и чугунные ворота. Добавим, что ранее рядом стояли деревянные домики. Рядом с домом №7 находится остановка автобуса №9, маршрут заменил собой упраздненные трамвайные. Автобус поворачивает далее в Пересветов переулок и идёт по Симоновскому валу. Напротив дома № 7 расположен сквер. Говорят, что данная фотография со скульптурой "Рассказ о перекопе" И.Н. Жукова сделана именно в этом сквере. Справа от него проходит Ослябинский переулок (существует с 1929 года), а слева, до 1970-х гг. шла улица Восточная. Этот сквер также заслуживает нашего внимания. Во-первых, это старый сквер, он значится на плане 1937 года. Разбит он был, очевидно, ранее этой даты, в конце 1920-х годах (в то время существовал ещё сквер по Восточной улице, но он не сохранился до нашего времени). Во-вторых, этот сквер напоминает о старой планировке района. По его северной стороне проходила старая граница города - камер-коллежский вал. Затем вал делал зигзаг: огибал сквер с запада и снова шёл в прежнем направлении. Территория за сквером и на месте высотных башен была застроена деревянными домиками, которые исчезли чуть ли не в конце 1960-х годов. И, наконец, третья причина нашего внимания - у сквера сохранилась оригинальная чугунная ограда (примерно 1950-х гг.). Трехэтажное здание за сквером (Ослябинский переулок, 5) - бывший детский сад ЦНИИ "Комета"№1232. На плане 1952 года его ещё нет, а значит он был построен ближе к 1970-м годам. Далее по правой стороне улицы идут башни, которые были возведены в 1970-е годы. Мы же обратим внимание на левую сторону улицу. Дом № 9 отмечен мемориальной доской (1966 год). Здесь в июле 1941 года был сформирован истребительный батальон Пролетарского района, сражавшийся в составе 881 стрелкового полка 158-й Лиозненско-Витебской орденоносной дивизии. Это бывшая школа №501 (в 1951 году - женская школа, а нач. 1980-х - вечреняя), она была построена в 1936 году. В настоящее время здесь расположено Финансово-казначейское управление ЮАО. Далее возвышается дом, который нарушил идилию Симоновского района как нельзя хуже. Тринадцати–пятнадцатиэтажный семиподъездный монолитный жилой дом построен в 2011 году по индивидуальному проекту – застройщик ООО «Инжиниринговая компания „Серебряный двор”». Количество квартир: 300 (60 переданы семьям военнослужащих и 30 – городу для дальнейшей передачи нуждающимся москвичам). Встроенный детский сад на 60 мест. Автостоянка на 181 машино-место. На его месте совсем ещё недавно стоял склад 1909 года постройки. Только относился он не к Восточному обществу (здесь территория его заканчивалась), а к складам Русского для внешней торговли банка. В советское время здесь находился склад медоборудования. От былого сохранилась электрическая подстанция (дом 11). Итак, мы дошли до пересечения улицы Ленинская слобода с улицей Восточной. В XIX веке здесь находилась Симоновская застава, образ которой запечатлен на гравюре 1843 года. Теперь скажем несколько слов об истории названия улицы Ленинская слобода и история эта, скажем откровенно, весьма туманна. Нам так и не удалось точно установить в каком году и как назывался тот или другой отрезок улицы. Скорее всего, переименование происходило хаотично, а на картах в той или иной степени отражались реалии своего времени. Трасса нынешней улицы Ленинской слобода, как было уже сказано, совпадает с камер-коллежским валом. На его месте во второй половине XIX века возникли одноименные улицы. Но в советское время участки Симоновослободского вала получили различные наименования. Симоновослободский (иногда Симонослободский) начинался от улицы Велозаводская, а заканчивался у сквера по улице Ленинская слобода. Далее улица получила другое название. Из специальной литературы известно следующее. В 1919 году бывшую Симонову слободу (это было названием района) переименовали в Ленинскую в честь посещения вождем Симоновой слободы. Затем (указывают 1922 год) в Ленинской слободе появился Ленинский проезд. Он показан на планах на участке от Москвы-реки до автозавода (нынешней улицы Автозаводской). А в 1930 году (на картах фигурирует уже в 1929 году) участок от нынешней улицы Мастеркова до Ленинского проезда получил наименование улица Ленинская слобода. И вот, наконец, в 1950-е года улицей Ленинская слобода был назван весь участок от Велозаводской до автозавода. То есть, были присоединены часть вала и Ленинский проезд (хотя по планам этот проезд уже давно входил в состав главной улицы). Что же касается улицы Восточной, которая теперь прямиком выходит на улицу Мастеркова, то свое нынешнее направления она получила, скорее всего, в начале 1970-х годов. Судя по планам, старая деревянная застройка сохранялась здесь вплоть до конца 60-х, затем была снесена, а на ее месте были построены башни.
| |
Категория: Путеводители | Добавил: marina (09.01.2016) | |
Просмотров: 5359 |
Всего комментариев: 0 | |