Пятница, 19.04.2024, 15:18 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Улица Ленинская слобода. Фотопутеводитель. Часть 1

   Улица Ленинская слобода начинается от Велозаводской и идет на юго-запад к ЗИЛу. Она затерялась между шумными магистралями и многоэтажными домами, но хранит в себе много интересного и неожиданного.  Городская жилая застройка здесь сменяется промышленной, а древности  соседствуют с советским периодом и современностью. Само название улицы является, конечно, советским (её так и не переименовали в эпоху возвращения старых названий, в советское время местные жители называли Хутором Ильича), в XIX и в начале XX веков на картах здесь значился Симоновослободский вал. Он начинался у перекрестка улиц Симоновский вал и Велозаводской, шёл на юг, затем совпадал с нынешней Ленинской слободой и заканчивался где-то у Москвы-реки. Нынешняя трасса улицы оформилась окончательно в 1950-х годах.

   Нашу прогулку начинаем от улицы Велозаводской (названа в 1937 году по заводу велосипедов), на противоположной стороне  к которой подходит 1-я улица Машиностроения. Справа от последней расположен жилой дом 1939 года, а слева - ЦНИИ "Комета" - ведущее предприятие оборонно-промышленного комплекса России в области создания больших космических систем, основанное в 1947 году. Ранее на этом месте находился Первый московский завода велосипедов.  Он был построен в 1928-1933 гг.  В январе 1932 года из ворот МВЗ вышли первые 180 велосипедов. А в конце 30-х годов МВЗ был самым мощным из существовавших в СССР велозаводов, производя 1000 машин в сутки. В 1941 году в связи с начавшейся войной завод переориентировали на выпуск армейских мотоциклов, свернув велосипедное производство. После окончания войны былой профиль предприятия так и не восстановили, в наше время о существовании МВЗ напоминает только название улицы — Велозаводская.

   На той стороне Велозаводской улицы находится несколько интересных домов - памятников эпохи конструктивизма, мы же направимся в противоположную сторону.

   

   Участок улицы Ленинская слобода до Пересветова переулка застроен мало, названия, вероятно, первоначально не имел, и позже был присоединен к основной улице. Как был застроен участок, можно узнать из старых фотографий и карт. Справа шла деревянная застройка, а за ней два каменных здания: школа и жилой дом по улице Велозаводской (дом №2, корпус 3, на его месте новостройка 2012 года).  До наших дней сохранилось здание школы № 508 (Велозаводская, 4; в 1951 году - мужская школа №500), теперь здесь ОАО "Алгоритм". Здание довольно старое, было построено в 1936 году (значится на карте 1937 года). По воспоминаниям старожилов здесь снимался фильм "Летят журавли". В кадр попала школа и Лизинская ветка.

    

    Слева от улицы Ленинская слобода в настоящее время расположена муниципальная автостоянка. До 1972 года здесь находился старый Велозаводский рынок, складские помещения. Рынок был выстроен в 1932 году по проекту архитекторов Ю.С. Гриневецкого и М.Ф. Оленева. "Строительство Москвы" отмечало, что по разработанности проекта одним из лучших является рынок открытого типа Велостроя. Рынок включал в себя три части: площадка с тремя рядами палаток, зона колхозной торговли с возов, культурные и санитарные предприятия рынка. На рынке предусматривался детский сад для детей колхозников, была так называемая культчайная, расположенная на приподнятой веранде, эстрада. 

       

   В начале улицы был также расположен тир, открытый в 1957 году.    

Мы подошли к перекрестку Ленинской слободы и Пересветова переулка. Сюда же выходил Симоновослободский вал. Дом №8 по переулку - здание АТС. В 1968 году по этому адресу числился заочный техникум связи Министерства связи СССР. 

Уточним, ранее Пересветов переулок (1-й Восточный) шёл от улицы Восточная вдоль домов №2 и 4, затем поворачивал к Симонову монастырю. Позже от переулка был проложен небольшой проезд к Симоновослободскому валу, а затем в 1950-х гг. переулок получил свою современную трассу. Симоновослободский же вал был упразднен, как и железнодорожная Лизинская ветка, идущая вдоль него.

Лизинская ветка ответвлялась от Симоновской (шла на берег Москвы-реки к товарной станции "Симоново") у Пороховых погребов, проходила вдоль вала и пересекала нынешнюю улицу Ленинская слобода как раз на перекрестке её с Пересветовым переулком. Лизинская ветка была проложена в 1894 году Павлом Павловичем фон-Дервизом и  названа  по Лизиному пруду, мимо которого шёл её путь. 

   Слева от нас расположено рестроран "Баязет",  в прошлом на этом месте была закусочная.

Мы подошли к домам №5 по ул. Ленинская слобода (два краснокирпичных двухэтажных дома дореволюционной архитектуры). Собственно говоря, первый дом (№5 корпус 2 строение 2 по одной карте, № 3 - по гугл-карте, даже затруднительно назвать его точный адрес) и второй дом (№5 корпус 2) есть здания товарной станции "Лизино".  Однако расскажем всё по порядку.

   Гвардии корнет Павел Павлович фон-Дервиз (1870-1943) был сыном железнодорожного магната, его отец известен также своей благотворительной деятельностью. Павел Павлович прожил очень интересную и насыщенную жизнь. Молодой человек, хотя и состоял на военной службе, но она его никогда не привлекала. Он увлекался музыкой, разведением лошадей и до конца жизни работал учителем математики. В 1890-х годах Дервиз увлекся развитием промышленнос­ти. 7 сентября 1892 году он купил "Тюфелеву дачу" у действитель­ного тайного советника Василия Андреевича Дашкова (вероятно, ос­нователя этнографического музея в Москве), а 12 ноября того же года земельный участок, ранее выделенный из дачи Дашкова, у Васи­лия Ивановича Солдатенкова (племянника Козьмы Терентьевича). Земля была куплена Дерви­зом с тем, чтобы ее затем сдавать в аренду под строительство за­водов и товарных складов. Местность эта, по его мнению, была удобна для основания здесь промышленного предместья большого го­рода. Для удобства производства им была проложена Лизинская же­лезнодорожная ветка. Со временем Дервиз планировал провести водоп­ровод, нефтепровод к заводам и освещение всей местности. Это был довольно большой земельный надел, он начинался у Автозаводского моста, шёл вдоль берега к Симоновой слободе, занимал часть Тюфелевой рощи и  заканчивался как раз у Пересветова переулка.   Два краснокирпичных дома по улице Ленинская слобода - единственные оставшиеся свидетели того времени. В этом месте в 1893 году было основано Восточное общество товарных складов. Занимаемая им территория была довольно огромной,  она простиралась до Окружной железной дороги, включала в себя многочисленные складские  помещения, платформы, товарную станцию "Лизино" и нефтяные баки.  От Восточного общества получила своё имя и главная улица Симоновки - улица Восточная.

 

   А теперь вернемся к домам № 5.  В соответствии с планом участка, перед нами бывшие жилые дома для служащих Общества. Сейчас в доме слева (№5 корпус 2 строение 2) находится женская консультация (упоминается в 1985 году), а в доме справа (№ 5 корпус 2)- подстанция скорой помощи. Во дворе сохранилось также здание каретного сарая (снесено в мае 2016 г.). Были они построены, очевидно, до 1900 гг.

      

   Из воспоминаний известно, что в одном из этих зданий состоялось заседание первого Симоновского районного совета. После революции в домах продолжали жить служащие складов Восточного общества и ж/д станции "Лизино".  Вероятно,  в доме слева в начале 1920-х было решено разместить клуб завода "Динамо" "Труд и творчество", который в декабре 1923 года был переименован в Дворец труда "Пролетарская кузница". По архивным документам Дворцу труда дом был передан в 1929 году (весь дом целиком). (Идея строить дворцы для рабочих появилась сразу после Февральской революции. В первом же обращении Управы Симоновского района одним из пунктов программы значилось построить "дворцы народу".) 

   Клуб "Пролетарская кузница" был клубом завода "Динамо", но фактически являлся клубом всех четырех окрестных заводов: "Динамо", "Паростроя" (бывший Бари), АМО, Трубосоединения (бывший Гана). В 1930 году клуб действовал по нескольким адресам: собствен­но клуб в доме Восточного общества (тогда он находился по адресу ул. Восточная, 1), театр в бывшей столовой Бари, летний стадион. Перед зданием клуба был расположен небольшой сад с высокими тенистыми деревьями, висела надпись: "Рабочий Дворец МГСПС "Про­летарская кузница". Там работали кружки: фотографического, изоб­разительного искусства, радио, шахматный, кройки и шитья, хоровой, струнный, духовой оркестр; на втором этаже находилась библиотека. Из его описания видно, что это был довольно заурядный и грязный клуб. На стенах висели лозунги ("Клуб - кузница пролетарской ре­волюции", "Металлист, запишись в члены клуба", "Хулиганство есть социальное зло", "Долой пьянство и хулиганство" и др.), которые иногда и вовсе не менялись, кое-где в коридоре висел плакат или афиша, стояло несколько бюстов, на стенах слабые картины, плохие репродукции.

   Похоже, что позже клуб переехал в здание трапезной Симонова монастыря, где устроили кинозал,  а дом использовался как общежитие,  в 1950-х годах здесь находилась администрация станции "Лизино". 

   В доме справа (№ 5 корпус 2) 29 января 1927 года  была открыта центральная Симоновская амбулатория, об открытии которой написали в журнале "Строительство Москвы" (страница 1 страница 2). В мае 1926 года приступили к капитальному ремонту и перестройке здания. Старые перегородки были сломаны, сделаны новые, потолки подняты, окна расширены. Дом был присоединен к сети водопровода и канализации. Провели электричество, паровое отопление. Амбулатория была оборудована по последнему слову техники, на вооружении имелись аппарат Дарсонваля, большая электростатическая машина, мультостат (аппарат для лечения электрическим током) и др. Были и два нововведения: карточки подавались с первого этажа при помощи подъемника, в кабинетах были устроены вытяжные шкафы. Позднее в здании была районная поликлиника №65, а ныне подстанция скорой помощи № 3.

    Дом № 4 по другой стороне улицы был построен в 1958 году на месте деревянной застройки. В XIX веке здесь были монастырские огороды. 

   Продолжим наш путь по левой стороне улицы. Жилой дом № 7 других аналогов в районе не имеет. История его не ясна, но он значится 1924 года, а значит это самый старинный жилой дом Советского периода в районе  (да и один из первых домов, построенных в годы Советской власти). Здесь жили работники предприятий Ленинской слободы.  Из внешнего облика дома видно, что первоначально он был двухэтажным с полуподвалом, а потом был надстроен ещё тремя этажами (возможно, в два этапа). Говорят, в 1990-х годах дом оборудовали лифтом. Обратим внимание на частично сохранившуюся ограду и чугунные ворота. Добавим, что ранее рядом стояли деревянные домики.

        

    Рядом с домом №7 находится остановка автобуса №9, маршрут заменил собой упраздненные трамвайные. Автобус поворачивает далее в Пересветов переулок и идёт по Симоновскому валу. Напротив дома № 7 расположен сквер. Говорят, что данная фотография со скульптурой "Рассказ о перекопе" И.Н. Жукова сделана именно в этом сквере. 

Справа от него проходит Ослябинский переулок (существует с 1929 года), а слева, до 1970-х гг. шла улица Восточная. Этот сквер также заслуживает нашего внимания. Во-первых, это старый сквер, он значится на плане 1937 года. Разбит он был, очевидно, ранее этой даты,  в конце 1920-х годах (в то время существовал ещё сквер по Восточной улице, но он не сохранился до нашего времени).  Во-вторых, этот сквер напоминает о старой планировке  района. По его северной стороне проходила старая граница города - камер-коллежский вал. Затем вал делал зигзаг: огибал сквер с запада и снова шёл в прежнем направлении.  Территория за сквером и на месте высотных башен была застроена деревянными домиками, которые исчезли чуть ли не в конце 1960-х годов.  И, наконец, третья причина нашего внимания - у сквера сохранилась оригинальная чугунная ограда (примерно 1950-х гг.).

   

 Трехэтажное здание за сквером (Ослябинский переулок, 5) - бывший детский сад ЦНИИ "Комета"№1232. На плане 1952 года его ещё нет, а значит он был построен ближе к 1970-м годам. 

   

    Далее по правой стороне улицы идут башни, которые были возведены в 1970-е годы. Мы же обратим внимание на левую сторону улицу. Дом № 9 отмечен мемориальной доской (1966 год). Здесь в июле 1941 года был сформирован истребительный батальон Пролетарского района, сражавшийся в составе 881 стрелкового полка 158-й Лиозненско-Витебской орденоносной дивизии. Это бывшая школа №501 (в 1951 году - женская школа, а нач. 1980-х - вечреняя), она была построена в 1936 году. В настоящее время здесь расположено Финансово-казначейское управление ЮАО.

   

    Далее возвышается дом, который нарушил идилию Симоновского района как нельзя хуже. Тринадцати–пятнадцатиэтажный семиподъездный монолитный жилой дом построен в 2011 году по индивидуальному проекту – застройщик ООО «Инжиниринговая компания „Серебряный двор”». Количество квартир: 300 (60 переданы семьям военнослужащих и 30 – городу для дальнейшей передачи нуждающимся москвичам). Встроенный детский сад на 60 мест. Автостоянка на 181 машино-место.

 

    На его месте совсем ещё недавно стоял склад 1909 года постройки. Только относился он не к Восточному обществу (здесь территория его заканчивалась), а к складам Русского для внешней торговли банка.  В советское время здесь находился склад медоборудования. От былого сохранилась электрическая подстанция (дом 11). 

   

   Итак, мы дошли до пересечения улицы Ленинская слобода с улицей Восточной. В XIX веке здесь находилась Симоновская застава, образ которой запечатлен на гравюре 1843 года.

  

   Теперь скажем несколько слов об истории названия улицы Ленинская слобода и история эта, скажем откровенно, весьма туманна. Нам так и не удалось точно установить в каком году и как назывался тот или другой отрезок улицы. Скорее всего, переименование происходило хаотично, а на картах в той или иной степени отражались реалии своего времени. Трасса нынешней улицы Ленинской слобода, как было уже сказано, совпадает с камер-коллежским валом. На его месте во второй половине XIX века возникли одноименные улицы. Но в советское время участки Симоновослободского вала получили различные наименования. Симоновослободский (иногда Симонослободский)  начинался от улицы Велозаводская, а заканчивался у сквера по улице Ленинская слобода. Далее улица получила другое название. Из специальной литературы известно следующее. В 1919 году бывшую Симонову слободу (это было названием района) переименовали в Ленинскую в честь посещения вождем Симоновой слободы. Затем (указывают 1922 год)  в Ленинской слободе появился Ленинский проезд. Он показан на планах на участке от Москвы-реки до автозавода (нынешней улицы Автозаводской).  А в 1930 году (на картах фигурирует уже в 1929 году) участок от нынешней улицы Мастеркова до Ленинского проезда получил наименование улица Ленинская слобода.   И вот, наконец, в 1950-е года улицей Ленинская слобода был назван весь участок от Велозаводской до автозавода. То есть, были присоединены часть вала и Ленинский проезд  (хотя по планам этот проезд уже давно входил в состав главной улицы).  Что же касается улицы Восточной, которая теперь прямиком выходит на улицу Мастеркова, то свое нынешнее направления она получила, скорее всего, в начале 1970-х годов. Судя по планам, старая деревянная застройка сохранялась здесь вплоть до конца 60-х, затем была снесена, а на ее месте были построены башни.

 

                                                         продолжение

Категория: Путеводители | Добавил: marina (09.01.2016)
Просмотров: 5359
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]