Даниловский мост и речка Даниловка
|
|
Виктор_Косарев | Дата: Четверг, 24.12.2009, 09:24 | Сообщение # 1 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| Прочитал интересную статью про Даниловский мост в газете "Московский автозаводец" № 18-19 от 16.11.2009. Автор А. Шкут. Называется "Невидимый мост". Хочу отсканировать и поместить здесь. Добавлено (24.12.2009, 09:23) --------------------------------------------- НЕВИДИМЫЙ МОСТ Говорят, ещё в писцовых книгах Коломенской дворцовой волости за 1676-1678 годы рассказывалось о двух мостовщиках из деревни Котёл (нынешний район «Нижние Котлы»), обслуживающих «Тюхоловский мост». Якобы потому мосту в 1694 году близ деревни Кожухово переправлялись полки, проводившие манёвры. Благодаря этому событию, на котором собственной персоной присутствовал Петр I, для пребывания в Тюфелевой роще царя был построен деревянный дворец с церковью Николая Чудотворца. Получается, российский монарх в далёкие времена проживал на территории, где потом вырастут корпуса ЗИЛа! Вы и сегодня можете увидеть приметы того моста: если внимательно взглянуть ни кусочек Москвы-реки, зажатый между двумя мостами - Автозаводским и Алексеевскнм железнодорожным, отправляющим товарные поезда сквозь территорию завода. Там, в трёхстах метрах от Третьего кольца, нависшего над водой, на двух противоположных берегах находятся два ярко выраженных уступа – начало и конец Даниловского моста, когда-то соединявшего Ново-даниловский проезд и Тюфелеву рощу. Ближе к деревне Кожухово находился «жалованный и урочищный Тюхолский луг», принадлежавший Симонову монастырю и служивший для «увеселения Императорскою Величества птичьей и псовой охоты»... И именно в те годы разрабатывались проекты плотины на реке Даниловской, предусматривавшие строительство сооружений у стен одноимённого монастыря. Амбициозному проекту не суждено было осуществиться, но в 1782 го-лу здесь все-таки навели «живой» мост, связанный из брёвен прямо на поверхности воды, а прилегающие свободные земли отдали под застройку жилыми домами. В 1805 году Даниловский мост стал каменным и, можно уверенно сказать, – информационным: на него нанесли отметку уровня воды Москвы-реки – «московский нуль». Однако уже 12 месяцев спустя, во время паводка, она была превышена на девять метров пятнадцать сантиметров - высоту четырёхэтажного дома! Тогда затопленными оказались 2,5 тысячи домов со 180 тысячами жителей города. Вода вернулась на «московский нуль» лишь через шесть дней... Добавлено (24.12.2009, 09:23) --------------------------------------------- продолжение За наводнением на территорию Москвы пришла Великая Отечественная Воина 1812 года, которая примерно на век сделала историю загадочного моста ещё более загадочной и неправдоподобной. Неизвестно, что с ним было после нашествия Наполеона, но на последующих картах столицы моста не обнаруживалось вплоть до 1915 года, когда по проекту Николая Калмыкова на месте прежнего был отстроен новый Даниловский мост. Он предназначался для обслуживания бурно развивающихся южных окраин Первопрестольной. Творение было в своём роде уникальным. Над Москвой-рекой нависли три секции по 70 метров, центральная из которых могла приподниматься на два метра вверх, чтобы пропускать различные суда. Правда, проходившим судам всё равно приходилось складывать мачты... Речное хозяйство шло в ногу со временем, но деревянная основа моста сохранялась. Его судьбу снова изменил лишь 1933 год, наполнивший Москву водами Волги, а точнее – водами Канала имени Москвы. Мост в очередной раз перестроили, благодаря чему к двум автомобильным полосам добавились два трамвайных пути. И побежали через Тюфелеву рощу трамваи самых разных маршрутов: «В», 7-й, 11-й, 18-й, 42-й, 49-й, половина из которых поворачивали обратно на трамвайном кругу, где регулярно устраивалась лыжная барахолка. Путеводитель «Осмотр Москвы» 1938 года так описывал новое много-функциональное инженерное сооружение: «...в трамвае едем в Центральный парк культуры и отдыха им, А.М.Горького. Проезжаем по Даниловскому мосту, соединяющему Пролетарский район с другим индустриальным районом Москвы - Москворецким. Даниловский мост построен в 1933 г.; это в пределах города последний мост через Москва-реку, Мост деревянный, трёхпролётный, его высота над уровнем воды примерно 10 м, и суда после постройки канала Москва-Волга могут беспрепятственно проходить под мостом». Даниловский мост выдержал вторую Великую Отечественную Войну, но дурную службу ему сослужил материал, из которого он был сделан. В 1953 году власти приняли решение о его замене. Предприняли попытку консервации верхних поясов ферм моста, начавшего к тому времени гнить. Составы для антисептирования были ядовитые, работали одни женщины с надетыми масками», – такими словами тогда окрашивали ремонт деревянного исполина. Однако кардинальные меры не решали проблемы пропускной способности, поэтому чуть поодаль проложили новый мост. Так Даниловский мост и проработал до 1962 года – даты, когда торжественно был открыт его Автозаводский собрат, куда «пере-ехали» и трамвайные пути. Теперь улица Тюфелева роща полностью застроена и практически не существует в первозданном виде. Остатки же рельсов кое-где встречаются до сих пор, оставляя память о загадочном Даниловском мосте, верой и правдой служившим москвичам и гостям столицы. Не его вина, что он много раз «умирал» и снова возрождался, наполняя жизнью нынче кажущиеся ничем непримечательные берега Москвы-реки, Его душа осталась там, где он «жил и работал». А. Шкут Газета «Московский автозаводец» № 18-19 от 16.11.2009 Добавлено (24.12.2009, 09:24) --------------------------------------------- Там есть ещё две чёрно-белые фотографии. Не знаю, как вставить. Пошлю Админу.
|
|
| |
марина67 | Дата: Четверг, 24.12.2009, 11:00 | Сообщение # 2 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| В ней интересно то, как несведующие журналисты переписывают информацию как попало. Статья эта является компиляцией из наших статей: Район Даниловской слободы и район Симоновой слободы, а также История Тюфелевой рощи. История мостов обсуждалась на моем сайте (смотри 6-ю страницу новостей), на страницах Живого журнала (здесь, и здесь, ) и на сайте "Фотографии старой Москвы". Там автор и подчерпнул сведения. Только скомпилировал их без толка и факты переврал.
|
|
| |
Globbus | Дата: Четверг, 24.12.2009, 12:36 | Сообщение # 3 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Offline
| Quote обслуживающих «Тюхоловский мост». Якобы потому мосту в 1694 году близ деревни Кожухово переправлялись полки, проводившие манёвры. Благодаря этому событию, на котором собственной персоной присутствовал Петр I, для пребывания в Тюфелевой роще царя был построен деревянный дворец с церковью Николая Чудотворца. так это мост (наверняка наплавной) через Москву у деревни Кожухово. Показан на картах 19 века (более ранние, что у меня есть этот район не показывают). И Котлы ближе к нему, чем к Данилову. К тому-же в Даниловской и свои мостовщики были.
|
|
| |
марина67 | Дата: Четверг, 24.12.2009, 13:21 | Сообщение # 4 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Во-первых, читайте статью "История Тюфелевой рощи" часть 1, а не статью из газеты (для кото интересно я пишу?). Во-вторых, в конце статьи есть ссылки (в отличии от газетных статей). По существу: они переправлялись не "якобы", а на самом деле, и конкретно через Даниловский мост. Кожуховский мост тоже упоминается в описаниях маневров, через него переправлялось войско Бутурлина. Кожуховский мост конечно же был наплавным, был наплавным и Даниловский мост наверняка. Что касается Никольской церкви, то это, скорее всего, заблуждение. Просто была деревянная придельная церковь в Старом Симонове, она писалась "церквовь Николая, что за Симоновым монастырем", хотя рождественская писалась как "церковь на Старом Симонове". Отсюда и заблуждение, что церкви находились в разных местах. Ну а то, что мост, которых назывался "Тюхоловским" находился в Кожухово, совсем нелогично. В Кожухово мост назывался Кожуховским, выходил он к деревне, а Тюфелева роща была как раз там, где был Даниловский мост. Окрестности Симонова монастыря на картах смотри здесь.
|
|
| |
Виктор_Косарев | Дата: Пятница, 25.12.2009, 09:01 | Сообщение # 5 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| Quote (марина67) В ней интересно то, как несведущие журналисты переписывают информацию как попало. Статья эта является компиляцией из наших статей... Там автор и почерпнул сведения. Только скомпилировал их без толка и факты переврал. Товарищ сержант! Хоть компилятор и переврал маленько, но с Вашими трудами через него познакомились по крайней мере 800 читателей (таков тираж газеты). А статья получилась эмоциональной и интересной. А по неточностям - напишите в редакцию: skzma77@rambler/ru (гл. редактор Г.А. Селезнёва). тел. 644-91-96, 675-21-66. Я прочитал все Ваши статьи и ссылки, в т.ч. последнюю статью. Восхищён!!! Переименование моста - поддерживаю! Рядовой имярек.
|
|
| |
марина67 | Дата: Пятница, 25.12.2009, 10:40 | Сообщение # 6 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Ну, с моими статьями познакомились читатели через "Московский журнал" и через книгу "История московских районов" . Элетронные версии статей находятся в интернете в свободном доступе, их обычно все и цитируют. В местных изданиях мы печататься пробовали (например "Южные горизонты") - берут неохотно или совсем не берут. Печатают своих журналистов, далеких от истории. Статьи с ошибками и существенными. Но к этому мы привыкли и в редакцию писать по поводу каждой такой статьи нет смысла.
|
|
| |
марина67 | Дата: Пятница, 25.12.2009, 10:55 | Сообщение # 7 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Вопрос о Даниловском мосте поднят правильно. Много неясностей в его истории. Причем с древней историей вопросов меньше, чем начиная с 19 века. Начнем с фразы о том, что в 1805 году был построен каменный Даниловский мост. Откуда эта фраза? История анекдотична. Работая над статьями для энциклопедии по истории московских селений (заметим, что дело это было новое, информации - ноль, все писалось в "первый раз") мы столкнулись с книгой Ю. Буракова "Под сенью монастырей московских". Автор книги тоже интересовался прошлом Москвы, ее церквей и монастырей. Очевидно много работал, изучал литературу и написал оригинальную книгу. В конце приведен список литературы, в принципе общеизвестный, как то Забелин, Сытин, Снегирев. По-видимому он пользовался и другими источниками, которых в списке нет. В статье о Даниловском монастыре он и написал и про каменный мост, построенный в 1805 году, и про московский нуль. Нуль, как видно, и на самом деле был. А вот каменный Даниловский мост? Откуда это. Статью надо было уже сдавать, а проверять информацию было уже некогда. Мы думали: помещать фразу по каменный мост или нет. Решили оставить, рассуждая, что не из пальца же автор высосал, чт о еого построили, наверное, списал, скажем, у Сытина. И оставили. Позже именно эта фраза получила всеобщее признание. Но моста на картах 19 века нет. И упоминаний о нем мы не нашли. Решили проверить по списку литературы, ничего на первый взгляд не нашли. Возможно это какая-то ошибка. Не было каменного моста, а если был, то куда делся? Вопрос интересный. Может кому удасться еого разрешить.
|
|
| |
марина67 | Дата: Пятница, 25.12.2009, 23:05 | Сообщение # 8 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Вот еще любопытная информция . Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Том 2. С. 107-108: Петр Кожин планировал (1777 год) построить Андреевский канал и плотину у Данилова монастыря и шлюз для развития судоходства и повышения санитарного состояния реки. К этой идее (строительство Андреевского канала), кстати, обращались в 1930-х годов.
|
|
| |
марина67 | Дата: Пятница, 25.12.2009, 23:15 | Сообщение # 9 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Следующее темное пятно в истории Даниловского монастыря всплыло совсем недавно. До этого было известно, что в 1933 году был выстроен деревянный Даниловский мост, по нему прошел трамвай. Он выходил на улицу Тюфелева роща со стороны автозавода. Его приметы видны на набережных и сейчас. Мост существовал до ввода в эксплуатацию Автозаводского моста. Совсем недавно вышла в свет книга Носарева А.В. Мосты Москвы (М., 2004). Там сказано буквально следующее: "Деревянный Староданиловский мост был построен в 1915—1916 по проекту Н. Я. Калмыкова для обслуживания бурно развивавшихся южных окраин города. Мост располагался в 300 м ниже по течению, чем современный мост, — по трассе нынешнего Новоданиловского проезда. Мост имел три пролёта по 70 м с центральной подъёмной секцией длиной 20 м, которая поднималась на 2 метра для пропуска судов (для прохода под мостами речные суда складывали мачты, но в данном случае этого было не достаточно). При реконструкции речного хозяйства в 1930-е годы деревянный Староданиловский мост был сохранён. В советские годы на мосту было два трамвайных пути и две полосы для автомобильного движения. В 1953 было принято решение о замене моста; в том же году была сделана попытка консервации (антисептирования) верхних поясов ферм моста, начавшего к тому времени гнить. «Составы для антисептирования были ядовитые, работали одни женщины с надетыми масками» — Носарев, Скрябина, с.56. Это не могло решить проблем с пропускной способностью, и в 1959 был заложен новый Автозаводский мост. Староданиловский мост проработал до пуска нового моста в 1962." Ссылки автор не дает. Как же так? Оказывается он был построен в 1915 году и об этом никто не знал. Этот мост не упоминается ни в каких исторических хрониках и не показывается на картах. И авторы книги при этом указывают и автора проекта и год постройки. Вот если бы можно было с ними связаться, они бы рассказали, откуда взяли информацию. Я же могу только предположить, что возможно был проект, но осуществлен он не был. Либо в 1915 году недалеко действительно был построен Симоновский деревянный мост. Может авторы его имели ввиду?
|
|
| |
Виктор_Косарев | Дата: Суббота, 26.12.2009, 07:48 | Сообщение # 10 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
| Марина, а у Вас есть книга Носарева, Скрябиной? Как зовут автора? А то Вы пишете В.А., а Сеть выдаёт А.В.: "Мосты Москвы : Мосты через Москву-реку и канал им. Москвы : Инженерно-исторические очерки: [Книга- альбом] Носарев Анатолий Владимирович, Скрябина Татьяна Александровна 2004" http://katalog.shpl.ru/shrubr.php?base=shpl_gcat2&rbase=rpred&rid=103762Добавлено (26.12.2009, 07:42) --------------------------------------------- А вот что выдаёт Сеть по Скрябиной: "Скрябина Татьяна Александровна доцент, МИИТ". "Номер телефона: 3823957, установлен по адресу: Подольских курсантов ул. д. 18 к. 1 89, ФИО: СКРЯБИНА Т А. Адрес: Подольских курсантов ул. д. 18 к. 1 89, ФИО/организация: СКРЯБИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА . Владелец: СКРЯБИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА , адрес: Москва Подольских курсантов ул. д. 18 к. 1 89 , архив по владельцам (1998-2000 г.г.): 3823957 СКРЯБИНА ТА , Полный адрес: населенный пункт: Москва, адрес: Москва Подольских курсантов ул. д. 18 к. 1 89, Архив телефонов: номер телефона 3823957, абонент (фамилия и инициалы): СКРЯБИНА ТА, адрес: Подольских курсантов ул. д. 18 к. 1 89, архив по телефону (код/телефон): 3823957 СКРЯБИНА Т А , ФИО владельца/проживающих: СКРЯБИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА . Номер телефона: 3228069, установлен по адресу: Ереванская ул. д. 3 7, ФИО: ЛАБОВСКАЯ М Г. Адрес: Ереванская ул. д. 3 7, ФИО/организация: СКРЯБИН СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ; СКРЯБИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ; СКРЯБИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА ; ЛАБОВСКАЯ МАРГАРИТА ГОРДЕЕВНА ; СКРЯБИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ . Владелец: ЛАБОВСКАЯ МАРГАРИТА ГОРДЕЕВНА , адрес: Москва Ереванская ул. д. 3 7 , архив по владельцам (1998-2000 г.г.): 3228069 ЛАБОВСКАЯ МГ , Полный адрес: населенный пункт: Москва, адрес: Москва Ереванская ул. д. 3 7, Архив телефонов: номер телефона 3228069, абонент (фамилия и инициалы): ЛАБОВСКАЯ МГ, адрес: Ереванская ул. д. 3 7, архив по телефону (код/телефон): 3228069 ЛАБОВСКАЯ М Г , ФИО владельца/проживающих: СКРЯБИН СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ; СКРЯБИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ; СКРЯБИНА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА ; ЛАБОВСКАЯ МАРГАРИТА ГОРДЕЕВНА ; СКРЯБИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ . Номер телефона: 4843013, установлен по адресу: Карельский бульв. д. 24 0, ФИО: СКРЯБИН В М. Адрес: Карельский бульв. д. 24 0, ФИО/организация: СКРЯБИН ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ; СКРЯБИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА ; СКРЯБИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА . Владелец: СКРЯБИН ВМ , адрес: Москва Карельский бульв. д. 24 0 , архив по владельцам (1998-2000 г.г.): 4843013 СКРЯБИН ВМ , Полный адрес: населенный пункт: Москва, адрес: Москва Карельский бульв. д. 24 0, Архив телефонов: номер телефона 4843013, абонент (фамилия и инициалы): СКРЯБИН ВМ, адрес: Карельский бульв. д. 24 0, архив по телефону (код/телефон): 4843013 СКРЯБИН В М , ФИО владельца/проживающих: СКРЯБИН ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ; СКРЯБИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА ; СКРЯБИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ". Добавлено (26.12.2009, 07:48) --------------------------------------------- А вот и второй автор: "Кафедра "Мосты» МГУПС (МИИТ) 973-36-97 Носарев Анатолий Владимирович"
|
|
| |
марина67 | Дата: Суббота, 26.12.2009, 11:01 | Сообщение # 11 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Спасибо, это я из Википедии перемахнула. Я в шоке. Так что, Скрябина живет в доме напротив, где моя мама живет? И как с ней связаться? Позвонить? Удобно ли это?
|
|
| |
марина67 | Дата: Воскресенье, 27.12.2009, 14:00 | Сообщение # 12 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| Добавила статью Беляева Даниловское. Она посвящена в основном древней истории села. Как я поняла, древнее село Даниловское находилось в районе церкви Воскресения Словущего (смотри археологические карты), на другом берегу речки Даниловки. Речка Даниловка же текла с запада на восток и находилась с юга от монастыря. На Карте 1767 года ее не видно. Ручей показанной на этой карте от Москвы к монастырю названия не имел. Постараюсь найти карты, где есть остатки речки Даниловки.
|
|
| |
Сергей65 | Дата: Понедельник, 28.12.2009, 12:18 | Сообщение # 13 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 38
Статус: Offline
| Два Даниловских моста. В 18 веке в районе Даниловского монастыря упоминаются два моста деревянных: один, который показан на планах через Москву-реку, содержался от казны, другой в самой слободе. Интересно, что имелось ввиду? На плане 1767 года показан мост через речку Чуру. Он существовал и в 20 веке, именовался Даниловским, через речку Чуру. Может этот мост и имелся ввиду?
|
|
| |
Сергей65 | Дата: Понедельник, 28.12.2009, 12:21 | Сообщение # 14 |
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 38
Статус: Offline
| Названия мостов. Дело в том, что топоним Даниловский мост применялся к разным объектам. Так назывался мост древний через Москву-реку, деревянный мост в Даниловской слободе, деревянный мост через Москву-реку, построенный в 1933 году, сейчас называется железнодорожный мост (если не путаю), который изначально был Алексеевским. Можно написать целую памтяку, какой мост, в какое время носил название "Даниловский", "Новоданиловский" и т.д.
|
|
| |
марина67 | Дата: Понедельник, 28.12.2009, 14:34 | Сообщение # 15 |
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
| В книге "Памятники архитектуры Москвы" есть два потрясающих плана 17 века. Смотри здесь план 1692 года и пояснение к нему: схема. И план 1683 года и схему к нему. На плане 1692 года показан оврег между Даниловским монастырем и слободой.
|
|
| |