Главная » Статьи » Симонов монастырь и его окрестности |
Чусова Марина Адольфовна История Симоновой слободы и ее окрестностей Земли, которые окружали Симонов монастырь издревле входили в его владения, с запада и юга их ограничивала Москва-река, с востока - владения Крутицких митрополитов. В настоящее время они входят в состав района ЮАО "Даниловский", здесь расположены улицы Восточная, Ленинская слобода, Симоновский вал, Велозаводская, Трофимова. В древности территория района была покрыта лесом, его остатки сохранялись до 1930-х гг. под названием Тюфелева роща. К середине XII в. - периоду исторического существования Москвы - лес во многих местах был уже вырублен, на его месте появились пашни и села. Где находились села и проходили сухопутные дороги в этот период установить практически невозможно. До нас дошли лишь легендарные сказания о шести селах боярина Кучки, находившихся на территории современной Москвы, одно из них называлось Симоново [1]. Документально урочище Симоново стало упоминаться после основания здесь Симонова монастыря, за которым закрепилось название местности. Монастырь стоял на одной из трех Коломенских дорог, по которой шло главное движение из Орды и обратно, с севера от него с XIII в. находилось Крутицкое подворье архиереев Сарайских и Подонских со слободкой Арбатец, с востока - слободка Дубровка и деревня Кожухово, которые принадлежали крутицким архиереям. Вероятно, через некоторое время после основания монастыря возникла и подмонастырская слободка, которая накапливалась между старым и новым монастырями. Письменные сведения о слободе появляются в 30-40-е гг. XVI в., в это время упоминается подмонастырское сельцо Коровье (или Коровничье). Оно имело все признаки подмонастырской слободы. В XVII в. село чаще упоминается как слобода [2]. Жители слобод освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население города. Люди, жившие в подмонастырских слободах, использовались на различных работах в самом монастыре. Больших затрат требовало церковное строительство, которое велось в течение всего времени существования Симонова монастыря. По жалованной грамоте 1543 г. основное население сельца Коровьего составляли монастырские крестьяне. Монастырским обиходом занимались служебники (кузнецы, конюхи, повара и т. д.). По писцовому описанию, проводившемуся после 1543 г., в подмонастырском сельце Коровьем было 37 и 1/2 двора, в которых жили посошники, дневные и ночные сторожа, воротники, плотники, кузнецы, квасовары, сапожники и "всякие деловые люди", то есть занимающиеся каким-нибудь делом, но не обрабатывающие землю. В 50-60-е гг. XVI в. сельцо Коровье было приписано к посаду, то есть население слободы вместе с посадскими людьми (которые распределяли посадское тягло и службы) должно было платить пищальные, луговые и другие государственные подати. В связи с этим жизнь в сельце пришла в упадок, дворы опустели (в 1565 г. здесь было уже 22 и 1/2 двора). Положение изменилось с введением опричнины (5 января 1565 г.). Слобода была отписана от посада, 1 августа 1565 г. на сельцо Коровничье от Ивана IV была получена тарханно-несудимая и заповедная (от ездоков и охоты) грамота, освобождавшая население сельца от главных налогов: дани, пищальных денег, городового дела, посошных служб, поставки подвод и других. Смута начала XVII в. привела к разорению Симонова монастыря и его слободы. По жалованной грамоте 5 ноября 1613 г., выданной царем Михаилом Федоровичем, подмонастырская слободка Коровья с деревнями снова освобождалась от главных налогов. В то же время несла слобода и тягостные повинности, из которых самой трудной был отвод дворов для постоя ратных людей (весной 1648 г. в слободе были размещены драгуны, которые нанесли серьезный урон хозяйству жителей). По переписным книгам 1646 г. в служней слободе Симонова монастыря показано 30 дворов, из них 1 двор попов, 12 - слуг, 16 - конюхов и поваров, 1 монастырский (в нем 7 человек дворников, рыбников и огородников). По переписным книгам 1678 г. в служней слободе Симонова монастыря было 74 двора (в них 198 чел.), из них 1 двор монастырский (в нем 7 чел.), 30 - служних (99 чел.), 39 - служебников (90 чел.), 3 - отставных слуг (3 чел.), 1 - пустой. По переписной книге 1704 г. количество дворов в слободе составляет 77 (в них 182 чел.), в которых кроме слуг названы также ремесленники: плотник, оконнишник, портной, сапожник, солодовник, повар. В 1764 году Симонова слобода перешла в ведение Коллегии Экономии, отмечалось, что ее жители живут хорошо и имеют довольный заработок в Москве. К концу XVIII в. положение слободы продолжало ухудшаться, повлияла на это и моровая язва 1771 г., в этом году слобода насчитывала 60 дворов. В XIX в. слобода состояла из 20 с лишним домов монастырских штатных служителей, священнослужителей церкви Рождества Богородицы, загородных домов москвичей [3]. Сведений об округе Симонова монастыря после его основания и в XV в. почти не сохранилось. Из источников XV в. видно, что у Симонова монастыря были расположены луга, принадлежавшие как самому монастырю, так и другим владельцам. В конце XV в. один из симоновских лугов у Лошья истока (находился на левом берегу Москвы-реки, напротив деревни Печатниковы) был продан московскому роду князей Патрикеевых. В начале XVI в. лугом под Симоновым монастырем владел рузский князь Иван Борисович. Жалованная грамота 1604 г. позволяет заключить, что изстари под обителью по обе стороны Москвы-реки располагались рыбные ловли, переходящие в монастырский луг, граничивший с государевым Меньшим лугом, монастырские Тюхольские земли, примыкавшие к Кожуховской земле [4]. Деревня Кожухово принадлежала Крутицким митрополитам, после 1764 г. она отошла к Коллегии Экономии, а в 1786 г. к Удельному Ведомству. Осенью 1694 г. Кожухово становится центром масштабных исторических "Кожуховских маневров" Петра I. Маневры начались 23 сентября походом стрельцов из села Воскресенского на Пресне в Кожухово и продолжались четыре недели. Через два года при возвращении из победоносного второго Азовского похода Петр I разместил на постой в Коломенском, Кожухове, Новинках и Нагатино участвовавшие в боях полки. Отсюда началось триумфальное вступление царя в Москву. Впервые графическое изображение деревни Кожухово показано на плане Москвы 1763 г. [5]. Симонов монастырь и его ближайшие владения не входили в черту города, в XVII в. они описывались в Московском уезде по Васильцеву стану. В XVIII в. появилось новое административное деление - Московская губерния, станы отошли в прошлое. В 1742 г. силами правительства вокруг Москвы возводится таможенная преграда с земляным валом и рвом, которая получила название Камер-Коллежского вала, так как им ведала Камер-Коллегия. У ворот вала находились заставы, где взималась пошлина. Существовала и Симоновская застава, но такая тихая, что о ней почти не упоминалось (упразднена в 1842 г.). Фактически с середины XVIII в. Камер-Коллежский вал являлся границей Москвы, но официально Симонов монастырь и его слобода оставались за городской чертой, да и носила эта местность сельский характер. В 1735 г. на Симоновском валу, севернее Симонова монастыря был построен Гранатный двор (располагался, примерно, на месте домов № 22-26 по Симоновскому валу). Он представлял из себя прямоугольник с бастионами по углам и в центре и состоял из шести погребов. До 1917 г. здесь находились пороховые склады. Графическое изображение Симонова монастыря и его слободы впервые показано на плане города Москвы 1739 г., составленном Иваном Мичуриным. С 1806 г. Камер-Коллежскй вал стал служить полицейской границей города (на нее распространялась власть городской полиции), Симонов монастырь со своей слободой входили в Таганскую часть. С 1864 г. по Камер-Коллежскому валу проходит муниципальная граница, отделявшая город от деревни [6]. В Симоновой слободе в XIX в. находился загородный дом, который играл заметную роль в культурной жизни Москвы. Около 1806 года здесь приобрел участок известный издатель С.А. Селивановский (1772-1835), а к 1810 г. рядом владел землей издатель и коллекционер Платон Петрович Бекетов (1761-1836), двоюродный барт И.И. Дмитриева, родственник Карамзина. На даче Бекетова до конца века существовала беседка и грот бедной Лизы. После смерти Бекетова дача перешла к сыну издатель Н.С. Селивановскому, а потом к вдове сына Евгении Антоновне (1817-1896). Здесь в разное время бывали: И.И. Дмитриев, К.Ф. Калайдович, М.П. Погодин, И.М. Снегирев, М.С. Щепкин, В.Г. Белинский и др. После Смерти Е.А. Селивнаовской ее дочь Е.Н. Миткова продала дачу под завод [7]. За Симоновской заставой, у дороги в деревню Кожухово, находился Сергиев пруд, по преданию вырытый при участии Сергия Радонежского. Местные жители верили в целительную силу его воды. В день Преполовения ежегодно при стечении народа выходил сюда настоятель монастыря с братиею и крестами для освящения воды по общему уставу. Н.М. Карамзина, который любил гулять в окрестностях Симонова монастыря, в 1792 г. написал повесть "Бедная Лиза". Не зная о святости пруда, автор "утопил" в нем главную героиню. С тех пор пруд переименовали в Лизин. (Некоторые авторы пишут, что в окрестностях было "Медвежье озерко", которое и стало Лизиным прудом, однако, это неверно.) По словам современников, у ничем не повинного Лизиного пруда по вечерам гуляли толпы влюбленных. Все деревья, растущие вокруг пруда, были исписаны почитателями Карамзина. В XX в. по Лизиному пруду получили названия Лизина площадь, Лизин тупик и станция "Лизино" железной дороги. Пруд засыпали постепенно, окончательно он исчез после 1932 года. На месте Лизиного пруда в настоящее время высится административное здание завода "Динамо" (Ленинская слобода, 13) [8]. Из-за популярности "Бедной Лизы" в конце XVIII - начале XIX веков Симонов монастырь стал местом загородных прогулок москвичей, посещавших также и Тюфелеву рощу. Она находилась на месте автозавода имени И.А. Лихачева. Роща издревле принадлежала великим князьям, была заповедной, состояла, в основном, из сосен. За рощей вдоль берега Москвы-реки тянулись озера: Постылое, Черное и др., которые с лугом принадлежали Симонову монастырю. Роща была местом царской охоты, при Алексее Михайловиче там был небольшой охотничий домик. После Кожуховского похода в Тюфелях жил князь-кесарь Ф.Ю. Ромодановский. В XVIII в. Тюфелева роща продолжала оставаться местом царской охоты. В 1797 г. "Тюхольская дача", в которую входили часть рощи и земли, отобранные у Симонова монастыря, была отдана в собственность архитектору Н.А. Львову для устройства опытной землебитной школы (Львов занимался здесь также разработкой торфа на Сукином болоте). Здесь была выстроена целая землебитная усадьба, некоторые из этих зданий сохранялись вплоть до 1930-х гг. После смерти Н.А. Львова в 1803 г. этот участок земли неоднократно продавался, в XIX в. здесь были выстроены летние дачи. Другая часть рощи принадлежала Удельному ведомству и крестьянам Кожухово и Дубровки. В 1892 г. бывшее владение Львова как удобное для основания промышленного предместья города купил у В.А. Дашкова П.П. фон-Дервиз, сын известного железнодорожного магната П.Г. фон-Дервиза. На его земле были основаны: склады Восточного общества, склады Русского для внешней торговли банка, заводы Бари, Гана, анонимного стекольного общества, химический, АМО. Дервизом была построена промышленная железнодорожная ветка (Лизинская) со станцией "Лизино" (демонтирована в 1950-х гг.), она ответвлялась от ветки "Перово-Симоново" не доходя до Камер-Коллежского вала, тянулась до озер Постылое и Черное за Тюфелевой рощей. К 1930 г. от Тюфелевой рощи остались лишь жалкие остатки, в это время она была уничтожена при расширении ЗИЛа [9]. Промышленное строительство в конце XIX - начале XX веков существенно и окончательно изменило облик района Симонова монастыря, он превратился в рабочий поселок, который стал именоваться коротко - Симоновка. На лугу под монастырем и на его земле в 1891-1893 гг. обществом Московской-Казанской железной дороги была построена товарная станция "Симоново" (железнодорожная ветка шла от станции "Перово"), плашкоутный мост через Москва-реку против Жуковского проезда. Станция "Симоново" существует и по сей день. Здесь же, на самом берегу Москвы-реки находились нефтяные и керосиновые склады обществ "Нобель" и "Ока". В Советское время эти склады получили название Ленинской нефтебазы. В 1893 г. за слободой обосновалось Восточное общество товарных складов (примерно на месте домов № 2-4 по Автозаводской улице). До нашего времени сохранились два дома для служащих (Ленинская слобода, 5), в которых сейчас находятся медицинские учреждения. По названию акционерного общества улица, проходящая мимо монастыря, была названа Восточной. Рядом находился небольшой участок Русского для внешней торговли банка, на котором в 1909 г. были построены товарные склады, дожившие до нашего времени (Ленинская слобода, 11). В 1903-1908 гг. через Тюфелевую рощу была проведена ветка Окружной железной дороги со станцией "Кожухово" (до настоящего времени сохранились 2 постройки), через Москва-реку был построен трехпролетный мост, названный Алексеевским в честь наследника Алексея Николаевича. В 1893 г., был основан котельный завод инженера А.В. Бари (Ленинская слобода, 19), в 1958 г. завод слился с "Динамо", а в 1999 г. отошел автосервису. В строительной конторе инженера Бари (Мясницкая, 20) работал известный русский инженер В.Г. Шухов. Далее по Москва-реке находился завод Русского общества трубопрокатных заводов, основанный в 1896 г. А. Ганом, стекольный завод, кожевенно-лайковый завод торгового дома "Тимистер и К", основанный в 1910 г. В июле 1899 г., напротив завода Бари, на месте дач Селивановского и Бекетова, был основан электрический и электро-механический завод (Ленинская слобода, 26). Строило его бельгийское Центральное электрическое общество в Москве. 2 февраля 1901 г. состоялся торжественный пуск завода. В 1906 г. завод перешел в руки русского электрического общества "Вестингауз", в 1913 г. в связи с кризисным состоянием завод был продан Русскому электрическому акционерному обществу "Динамо", после чего перенял его имя. В конце Тюфелевой рощи, в 600 м севернее Окружной железной дороги в 1896 г. был основан кожевенный завод "Волк и К", рядом находился химический завод Русского акционерного общества "Шеринг". В июле 1916 г. Товарищество Московского Автомобильного завода, главными пайщиками которого были известные меценаты и коллекционеры Степан и Сергей Рябушинские, основало с севера Тюфелевой рощи на земле, купленной у П.П. фон-Дервиза, небольшой завод (Автозаводская, 23). Производство автомашин требовала военная необходимость, но оно так и не было налажено и завод осуществлял только ремонт старых автомобилей и сборку новых из готовых частей [10]. С ростом предприятий и расширением производства изменялась и Симоновская слобода. Население слободы за 10 лет, 1892-1902 гг., увеличилось почти в 5 раз. Симоновская слобода стала приобретать городской облик, здесь увеличилось число квартиросъемщиков, которые состояли, в основном, из чернорабочих. Симоновский район в то время был далекой и глухой окраиной города, мало благоустроенной. Центром слободы была Сергеева площадь, на ней находилась винные лавки, чайные, кабаки. Освящение района началось с 1897 г., но после реформы 1907 г. земство перестало финансировать проект и в начале XX в. освещалось только Дубровское шоссе. От Спасской заставы к пороховым складам тянулась Угрешская свалка, зловоние которой отравляло воздух. Земская трехклассная школа была открыта в Симоновской слободе в 1907-1908 гг., в 1915 г. была открыта 2-я Симоновская школа. С 1891 г. существовала земская Кожуховская школа. В 1909-1914 гг. действовала также церковно-приходская школа при монастыре. Кроме этого, в августе 1902 г. открылись вечерние общеобразовательные курсы для рабочих завода Бари, где преподавали дочери Бари их мужья. Дочери инженера были также попечителями земских Кожуховского и 1-го Симоновского училищ. Медицинское обслуживание в слободе было представлено заводскими лечебницами на заводах Гана, Бари, "Динамо". В 1904 г. работала лечебница при монастыре, которая обслуживала также жителей слободы. С начала 1905 г. в слободе была открыта земская амбулатория, при которой имелся один врач и три фельдшерицы. Во время первой мировой войны в столовой Бари находился земской лазарет. В 1913-1917 гг. в районе городской Думой проводились большие работы, было запроектировано построить Симоновскую трамвайную ветку, 2-ю центральную электрическую станцию для трамваев, постоянный Симоновский деревянный мост на месте плашкоутного, Тюфелевскую гавань за Окружной железной дорогой. Этим планам осуществиться в полном объеме помешала война и революция. Симоновская трамвайная ветка начала действовать в июне 1915 г. (была демонтирована в конце 1980-х годов), постоянный мост был построен к 1915 году (просуществовал до конца 1930-х гг.), а в построенном здании электрической станции (Ленинская слобода, 21) позже разместилась экспериментальная ТЭЦ ВТИ [11]. Граница между городом и земством проходила по Камер-Коллежскому валу. Симонов монастырь с Симоновской слободой относились к 3-му участку Рогожской части города, а пригороды к 5-му стану Нагатинской волости. В 1906 году в городскую полицейскую часть (Симоновскую) вошли пригороды: Кожухово, Малая Симоновская слободка (в районе Лизиного пруда), Лизина слободка (в районе современной Автозаводской площади), Тюфелева роща с заводами. В народе Лизина слободка носила название Кошачьей, в Советское время ее стали называть Швецовой [12]. Рабочие заводов Симоновки активно участвовали в революционных событиях. 1-й социал-демократический кружок возник на "Динамо" в 1903 г. Постоянным местом сходок и собраний была выбрана Тюфелева роща. Рабочие заводов Симоновки одними из первых начали забастовку в знак протеста против расстрела 9 января. 11 января 1905 г. забастовал завод "Динамо", затем к нему примкнули рабочие заводов Бари и Гана. Революционные события развивались быстро. К декабрю вся власть перешла к районному Совету, была создана так называемая "Симоновская республика". Но отрезаннная от других районов, она не смогла долго существовать. Октябрьский переворот 1917 г. прошел довольно тихо. Рабочими был обыскан Симонов монастырь, на колокольню водрузили пулемет. Без боя рабочими были заняты пороховые склады и Крутицкие казармы. Участники событий: врач Р. Азарх, председатель районной управы К. Ф. Уханов, председатель районной думы Н.К. Гончаров, А.А. Алешин, А.Ю. Лидак [13]. После февральской революции 1917 г. земли, находящиеся внутри Окружной железной дороги, были объявлены муниципальными. Деревня Кожухово вошла в состав города в 1923 г. После революции Симоновский район оставался окраиной города, в апреле 1918 г. он вошел в состав Рогожско-Симоновского района Москвы, а с 1930 г. стал входить в Пролетарский район. С 1978 г. Пролетарский район вошел в Красногвардейский. После революции начался новый период в развитии Симоновского района. Местонахождение здесь крупных промышленных предприятий определило дальнейшую судьбу некогда живописного места. Стали строиться новые заводы и расширяться старые, переименоваться улицы и исчезать памятные места. В 1919 г. в честь Ленина Симоновская слобода была переименована в Ленинскую, в которой главная улица получила название Ленинского проезда. В 1930-е гг. часть улицы Симоновский вал и Ленинский проезд были переименованы в улицу Ленинская слобода, это нелепое название улицы сохранилось и до сих пор. Завод "Динамо" некоторое время именовался "Электросила" № 3, а в 1934 г. после смерти Кирова заводу "Динамо" было присвоено его имя. В 1928-1932 гг. здесь проводились большие реконструкторские и строительные работы. В связи с этим была уничтожена площадь Возрождения (бывшая Сергиева, переименована в память о возрождении страны после революции). На заводе было организовано производство трамвайных моторов, он принимал участие в строительстве 1-й в стране электрифицированной линии Московского железнодорожного узла Москва-Мытищи, в производстве 1-го отечественного тролейбуса (15 ноября 1933 г. вышел на линию в Москве), оборудовании подвижного состава для московского метро. Завод Бари стал называться "Паростроем" имени В.М. Лихачева, в годы первых пятилеток он выпускал паровые котлы, топочное оборудование. На нем в 1937 г. была разработана и изготовлена конструкция циферблатов часов Спасской башни. Завод АМО был переименован в автозавод имени Сталина, а с 1956 г. стал носить имя И.А. Лихачева (много лет руководил заводом, в 1958 г. на заводе установлен бронзовый бюст, скульптор М.Г. Манизер). Для расширения завода в 1931 г. была вырублена Тюфелева роща - любимое место прогулок слобожан. Здесь были выпущены первые десять советских автомобилей (7 ноября 1924 г.). Внесли свой вклад заводы района и в победу над фашистскими завоевателями [14]. После революции рабочие бывшей Симоновки продолжали жить в маленьких деревянных домах и барраках, где не было ни водопровода, ни канализации. Переселялись в благоустроенные дома медленно. 14 октября 1923 г. завод "Динамо" получил от Моссовета 1-й 52-квартирный дом на Динамовской улице, в конце 20- х гг. были построены благоустроенные дома по улице Восточной (№ 1/7). Для рабочих автозавода рядом в конце 20-х гг. был построен Амовский поселок, состоящий из благоустроенных многоэтажных домов, бани с плавательным бассейном и механической прачечной (Автозаводская, 17-21). В 1918 г. при заводе "Динамо" был открыт детский сад "Гнездышко" (он существует и сегодня под № 1876), а 1921 г. были открыты ясли на 30 мест (одни из первых заводских яслей в Москва). В 1927 г. в районе была построена первая общеобразовательная школа № 9 (Автозаводская, 15), которая работает и до настоящего времени (№ 494). В 1920-е гг. был создан клуб при заводе "Динамо", носивший название "Пролетарская кузница", который находился в бывшем доме Восточных складов (Ленинская слобода, 3), в бывшей столовой Бари был театр клуба (в 1930-х г. театр помещался в трапезной монастыря), а в районе современной Автозаводской площади в 1927 г. был выстроен летний стадион клуба. После войны в 1957 г. бывшая столовая Бари была перестроена и расширена и превратилась в Дом культуры завода "Динамо" (Ленинская слобода, 19а). В 1930-е гг. на месте монастыря был построен Дворец культуры Пролетарского района (в дальнейшем - ЗИЛа), который и по сей день играет важную роль в культурной жизни района. В 1950-е гг. рядом построен стадион "Торпедо". В 1927 г. в бывшем здании Восточных складов (Ленинская слобода, 5) открылась районная поликлиника. 4 ноября 1935 г. закончилось строительство фабрики-кухни, которая была построена на месте трактира Сорокина, где революционеры устраивали свои тайные сходки (Ленинская слобода, 17). Окончательно благоустраиваться район начал в 1950-х гг. В это время здесь началось массовое строительство многоэтажных домов, которое проводилось также в Кожухове. К 1962 г. ветхие деревянные дома на территории Симоновской слободы были наконец-то снесены [15]. Сейчас главной магистралью района является Автозаводская ул. (переименована в 30-е гг. из Амовского проезда). До 1954 г. она шла от улицы Тюфелевой рощи до проезда Тюфелевой рощи (проездом Тюфелевой рощи ранее назывался участок улицы от Автозаводской площади до автозавода), а затем Автозаводская улица была продолжена до Велозаводской (получила название по заводу велосипедов и мотоциклов). В 1950-х гг. на новом участке улицы были построены новые многоэтажные дома (Автозаводская, 5,6) по проекту архитектора А. Суриса и инженера-конструктора Г. Салищева. В 1943 г. на Автозаводской улице была открыта станция метро "Автозаводская" (архитектор А. Душкин). Художественное оформление станции посвящено теме защиты Родины и героического труда советскх людей в годы Великой Отечественной войны. Южный выход станции выходит на Автозаводскую площадь, на которой в 1980 г. была установлена скульптурно-архитектурная композиция в честь трудящихся Пролетарского района, погибших при обороне города Москвы и на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (скульптур Ф.Д. Фивейскийй, архиекторы П.П. Зиновьев, И.М. Студеникин). Автозаводская площадь долгое время являлась административным центром Пролетарского района. Недалеко от площади расположено здания бывшего Пролетарского исполкома и райисполкома, а ныне префектуры Южного округа (Автозаводская, 10). Здание построено в 1937 г., архитекторы - Д.В. Разов, Н.Я. Тихомиров. За ним расположен Всесоюзный теплотехнический институт с районной ТЭЦ-9 (построена в нач. 1930-х гг.), а напротив - дома бывшего Амовского поселка. Далее к Москва-реке тянется автозавод имени Лихачева - крупнейший завод на территории Москвы. От прежних времен сохранился корпус заводоуправления (Автозаводская, 23), проект фасадов которого принадлежит К.С. Мельникову (студенческая работа), конструктивная часть проекта - А.Ф. Лолейту. В этом здании в настоящее время находится заводской музей. Заканчивается улица Автозаводским мостом, который был сооружен в 1961 г. (авт. проекта - С.Я. Терехин, арх. - А.И. Сусоров, К.Н. Яковлев) взамен старого Даниловского деревянного, построенного в 1932 г. [16]. 1. Карамзин Н.М.. История государства Российского. М., 1993. Т.1. С.280. Прим. 79; Тихомиров М.Н. Древняя Москва XII-XV вв. М., 1992. С.7. 2. Ивина Л.И. Подмонастырская слобода Московского Симонова монастыря // Материалы для изучения селений Москвы и Подмосковья. М., 1996. С. 124-127. 3. Там же, с. 124-133; Атлас столичного города Москвы. М., 1852-1853 гг; РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 516, л. 160. 4. Ивина Л.И. Указ. соч. С. 126. 5. Варенов А.Б. Нагатино // История сел и деревень Подмосковья XIV-XX вв. М., 1992. Вып. 2. С. 80-81; Еремин Г.В. Кожухово и Дубровка: четыре столетия // Наш район "Южнопортовый". 1997. №12-13. С. 18-19. 6. Москва. Энциклопедия. М., 1980. С. 225, 292; ЦИАМ, ф. 203, оп. 423, д. 5. 7. Чусова М.А. Бекетовы и Селивановские в Симоновй слободе // Московский журнал. 2000. № 11. С. 41-51. ЦИАМ, ф. 105, оп. 2, д. 1480; оп. 9, д. 2893. 8. Евстафий, архимандрит. О Симоновском пруде // Московские епархиальные ведомости. 1871. № 8. С. 79; Телескоп. 1833. № 2. С. 251-257. 9. Чусова М.А. Тюфелева роща // Московский журнал. 2001. 9. С. 48-55; ЦМАМ, ф. 415, оп. 29, д. 23, л. 8-50. 10. Династия Рябушинских. М., 1997. С. 61-66; История завода "Динамо". М., 1961. Т.1. С. 10-14, 69-70, 74; Список фабрик и заводов г. Москвы и Московской губернии. М.,1916. С. 47, 50, 60; ЦИАМ, ф. 54, оп. 42, д. 3; оп. 150, д. 20; оп. 163, д. 122; оп. 165, д. 214; ф. 420, оп. 1, дд. 1804, 1807. 11. Ведомость о начальных народных училищах Московского уезда за 1915-1916 уч. год. М., 1916. С. 20, 60-61; Известия Московской городской Думы. 1913. № 6-7. С. 23-24; № 11. С. 21-23; 1915. № 8. С. 76-77; 1916. № 9. С. 13-14, 49; № 10. С. 9-11; История завода "Динамо". Т.1. С. 10-21; ЦИАМ, ф. 420, оп. 1, дд. 893, 1030, 1675, 1839; Петунников А.Н. Пути сообщения в Москве. М., 1915. С. XVIII, 159, 244, 336; Экономическо-статистический сборник. М., 1913. Вып. 6. С. 188-196. 12. План г. Москвы с пригородами. М., 1916; План пригородов г. Москвы. М., 1911. 13. История завода "Динамо". Т.1. С. 21-56; Гинзбург С. Октябрьские бои // История заводов. Шестнадцать заводов. М.;Л., 1934. С. 393-411. 14. История завода "Динамо". Т.2. С. 65, 89, 138-144, 162, 238, 253, 276; История Московского автозавода им. И.А. Лихачева. М., 1966. С. 114-126, 150-185, 469-472; Москва. Энциклопедия. С. 98-100, 127, 241, 366, 535-537,613. 15. История завода "Динамо". Т.2. С. 92, 101, 289; М., 1971.Т.3. С. 276-279, 293-295, 304; Рабочий завода "Динамо". М., 1931. С. 17; Строительство г. Москвы. 1927. №4. С. 13-14. 16. Москва. Атлас туриста. М., 1989. С. 173; Москва. Энциклопедия. С. 97-100. | |
Категория: Симонов монастырь и его окрестности | Добавил: marina (16.12.2008) | |
Просмотров: 10263 | Комментарии: 13 |
Всего комментариев: 13 | 1 2 » | ||||||||
| |||||||||
1-10 11-13 | |||||||||