Главная » Статьи » Селения Южного округа. Из истории Южного округа |
Чусов С.Ю. БРАТЕЕВО Село Братеево было расположено на территории одноименного района. Река Москва в этом месте круто меняет свое направление с восточного на южное, а невысокий береговой вал далеко отступает от линии воды, образуя обширные земли, занятые пойменными лугами, покрытые нанесенным в результате весенних разливов плодородным илом [1]. Неудивительно, что, по крайней мере, с начала нашего тысячелетия эти места были густо заселены, что подтверждают существовавшие здесь многочисленные курганы, оставленные славянским племенем вятичей и датируемые XI-XIII вв., а также обследованное археологами Братеевское селище на левом берегу р. Городенки (Городни) приблизительно того же периода (р. Городенка, недалеко от села впадающая в р. Москву, в те времена была гораздо более полноводной) [2]. Любопытно, что местное население считало курганы оставшимися от войны 1812 года могилами французов [3]. Существует несколько версий относительно первоначальной истории села Братеево и происхождения его названия. По одной из них, в конце XVI в. село принадлежало брату Бориса Годунова - Семену, отчего и получило свое название [4] (действительно, ближайшие окрестные села - Беседы и, возможно, Борисово - в то время были во владении рода Годуновых). По другой версии, еще до времени Годуновых деревня Братеево "тянула" к сельцу Овражки (которое после приобретения его Борисом Годуновым стало именоваться Борисовом), и в ней находилась церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, принадлежавшая этому сельцу. После строительства в с. Борисове деревянной церкви прежняя стала числиться за Братеевом, и эта деревня стала селом. Существует также легенда, что Братеево основано двумя братьями, высадившимися с плота и построившими на этом месте деревянную церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи [5]. Однако, достоверных источников по истории Братеева этого периода пока не обнаружено. Первые известные в настоящее время упоминания о Братеево относятся к 1620-м годам. В межевой книге 1623 г. при описании размежевания владений Николо-Перервинского монастыря и дворцовых владений упоминаются Братеевское болото и Братеевская дорожка. Известно, что в 1628 г. церковь Иоанна Предтечи дворцового "села Коломенскаго в приселке Братееве" была деревянная, построенная исстари ("церковные дани платилось 3 алтына с деньгою, кормовая гривна"). По писцовым книгам 1631-1633 гг. "в селе Братееве церковной земли подле зараз [оврагов - Авт.] 2 десятины в поле, а в дву потому ж, сена в Долгом лугу 5 десятин; пустошь Антипинская, а в ней пашни лесом поросло худыя земли полтрети десятины в поле, а в дву потому ж, в пусте треть выти, владеют приселка Дьяковского попы" . По другим данным, в 1633 г. у церкви были дворы "попов, пономарев, три бобыльских", в приходе 25 дворов, пашни 6 четвертей, сена 80 копен [6]. По переписным книгам дворцовых волостей 1646 г. села Борисовского в приселке Братееве было 27 дворов (34 чел. мужского пола) и у церкви дворы священника, дьякона и церковного бобыля [7]. Через три десятилетия в писцовых книгах 1675 г. описывается "дворцового села Коломенского приселок Братеев на Москве на реке, а в нем церковь во имя Усекновения Честные Главы Иоанна Предтечи деревянная, клецкии, да предел Чюдо Архистратига Михаила [любопытно, что перечисляемые там же церковные облачения почти все ветхи - Авт.] ... Колоколница на четырех столбах, крыта тесом, на ней четыре колокола, весу в них восемь пуд, церковь от поповых и от крестьянских дворов в дватцати саженях". На церковной земле "сидели" священник с детьми и дьячок, их "усадная земля того ж села со крестьяны вместе, пашни паханые церковные худые земли подле зараз восемь четей в поле, а в дву потому ж, сена в Долгом лугу пять десятин да капуснику полдесятины, а что в приправочных книгах написано: дворы бобылские и места келейные, и бобыли померли, а усадная их и келейная земля припущена к церковному кладбищу". В самом же селе были те же 27 крестьянских дворов, но уже 84 человека мужского пола. Интересно, что один из крестьян имел приемыша, т.е. зависимого работника, а другой - купленного поляка. В крестьянском пользовании находилось "под дворами и огороды усадные земли с церковною восемь десятин, животинного выпуску девять десятин с полдесятиною, пашни паханые середние земли шездесять три чети с третником в поле, а в дву потому ж, лесные поросли новозаповедной рощи олшнягу восемь десятин, ивнягу пять десятин, болото три десятины да за речкою Городенкою по пашне десять десятин, сена в Братеевских лугах подле Долгова озера и по борисовских крестьян покосы сорок три десятины, капустнику две десятины". Кроме того, крестьяне "из волового денежного оброку", который платили в Приказ Большого дворца, владели пустошами: "Федора Василищева, Андреева тож" (подле пустоши Соболева), "другое Валищево у Дмитриева пруда", "Без трети Олгинино, Демехинская тож на Хмелевском враге (третью этой пустоши владели крестьяне с. Беседы) и "Крупино, Бряиново другое тож" (в общей сложности 31 четь паханой земли в одном поле, 5 десятин сена в лугах и 25 копен по заполью). Последние три пустоши находились на самой границе дворцовой Коломенской волости, возле р. Хмелевки и "Садковского врага", за которыми были уже земли д. Зябликово Беседской волости [8]. Пустошь Крупино еще в 1646 г. была деревней [9], но к описываемому времени "крестьяне ис той деревни вышли в приселок Братеев, а иные померли" [10]. Возле села раскинулись Братеевские луга, в которых косили сено все крестьяне Коломенской волости. Норма пахотной земли на одну душу мужского пола была в Братеево всего 1,089 дес. (1,22 га), тогда как во всей Коломенской волости - около 2 дес., но следует учитывать качество земель (здесь они "средние", а в остальных селениях - в основном, "худые") [11]. В 1703 г. в приходе церкви Иоанна Предтечи состояло 38 дворов, "пашни церковной земли 8 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 50 копен", священиком был Ермила Созонтьев . Впоследствии с церковью что-то случилось (возможно, она сгорела), так как 24 декабря 1731 г. был "запечатан" указ о строении церкви:"По челобитью Пехрянской десятины дворцоваго села Коломенскаго приселка Братеева церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи попа Михаила Федотова с приходскими людьми, велено, против их челобитья, того ж Московскаго уезду из села Рождествена перевесть деревянную церковь Рождественскую и построить в оном приселке Братееве, на том же церковном месте, во имя тот же престол Иоанна Предтечи" [12]. В середине XVIII в. дворцовые крестьяне Коломенской волости были переведены на оброк. Близость Москвы, этого обширного рынка, удачное местоположение, издавна существовавшие традиции разведения дворцовых садов в близлежащих Коломенском, Дьякове, Борисове способствовали распространению среди братеевских крестьян садоводства и огородничества, приносивших значительный доход. О зажиточности здешних жителей, помимо свидетельств современников, говорит такой факт. В ревизских сказках 1811 г. упоминаются 2 вольноотпущенных дворовых человека разных помещиков, приписанных к селу и в том же году отданных в рекруты , а в ревизских сказках 1850 г. в таком же качестве упоминаются один воспитанник и одно бывшее духовное лицо. Суть в том, что крестьяне не хотели идти в рекруты. Обладая средствами, они платили какому-нибудь помещику, тот отпускал на волю своих дворовых, их приписывали к деревне и тут же сдавали в рекруты, даже без их согласия. Так же "запродаться в рекруты" мог и любой другой свободный человек, чем, как видим, братеевские крестьяне и пользовались. Характерно также, что в ревизских сказках 1811 г. отмечаются 3 человека, выбывших в купечество, причем один - с двумя сыновьями и племянником, а в ревизских сказках 1834 г. - один человек, выбывший в мещанство с сыном. Для перехода в купечество крестьянину требовалось в течение долгого времени жить в городе, иметь там собственные лавки, дом и усадебный участок, а также наличный капитал не менее 500 руб. В 1795 г. в селе числилось 125 душ мужского пола, в 1816 г. После реформы 1861 года с. Братеево вошло в состав административной Царицынской волости. В 1869 г. в селе жило 259 мужчин и 243 женщины. По данным 1876 г., здесь было 80 хозяйств, лавка, питейный дом, трактир. В надел крестьяне получили 358,6 дес. земли (используемой до реформы), которая делилась на 225 человек. У крестьян было 100 лошадей, 77 коров, 100 голов мелкого скота. Основным занятием было садоводство. Сады имели все без исключения дома. Минимальный валовой доход от них на одну душу был 10 руб. в год. Высевали также по 3 четверика зерновых и 12 четвериков картофеля на одну душу в год. Два дома занималось издельной домашней промышленностью, 30 человек уходило на заработки на один год, 22 человека - на полгода . Промыслы не были особо распространены среди братеевских крестьян, тем не менее в 1881 г. 64 чел., в основном, женщин, из 34 хозяйств изготовляли гильзы для папирос, 55 чел. занимались намоткой хлопчатобумажной нити на катушки. В селе было 3 мастерских по изготовлению канители - тонкой металлической нити, используемой в золотошвейном и позументном производстве. В них работало 6 чел., в том числе один - наемный . Ежегодно с крестьян бралось различных платежей 8,3 руб. с получившей надел души. Крестьянские дети обучались в Борисовском земском училище [14]. Сельская церковь, по описанию 1887 г., была деревянной, с такою же колокольней, на каменном фундаменте, покрыта железом. В ней было 2 престола: главный - в честь Усекновения Честныя Главы Св. Иоанна Предтечи и боковой - Св. Мученика Власия, устроенный в трапезной на собственное иждивение церковного старосты К.Т. Болховитинова в 1880 г. Церковь была одноэтажной, одноглавой, крыша и глава окрашены медянкой, стены обшиты тесом и покрашены белилами. Колокольня была двухэтажной, первый этаж - из белого камня, второй - деревянный, обшит тесом и окрашен белилами. На колокольне было три колокола. В числе достопримечательностей храма отмечались древние иконы и плащаница, резное распятие, по преданию приплывшее по р. Москве, изразцовые (по другим данным, резные деревянные) царские двери. Из святынь упоминались части мощей св. муч. Антиния и преп. Антония и Феодосия Печерских. У церкви было 20 дес. пахотной земли и 12 дес. сенокосной, на церковной земле стояли дома ее служителей. Первоначально церковь была холодной, но стараниями священника Н.А. Речменского, служившего в ней в 1870-1888 гг., храм был переделан в теплый. Отец Николай за свою отзывчивость пользовался любовью своих прихожан и много делал для благолепия храма. Поскольку приход был немногочисленный и бедный, он настойчиво искал и находил благотворителей в Москве, из которых самым активным был потомственный почетный гражданин Николай Николаевич Рожнов. В селе отец Николай собирался открыть церковно-приходскую школу и даже нашел для нее попечителя. Так как храм находился на самом берегу р. Москвы, ему грозила неминуемая опасность разрушения из-за подмывания берега рекой. Поэтому было решено построить новый храм на другом месте. Был сделан сбор средств среди крестьян, но полученная сумма оказалась недостаточной. Пришедшему после смерти отца Николая священнику В.А. Кирьякову, также весьма энергичному и распорядительному человеку, чтобы довершить начатое дело, пришлось собирать пожертвования на стороне. 27 мая 1890 г., хотя имелось в наличии только 2000-2700 руб., была совершена закладка нового каменного храма, и к половине октября он был уже вчерне готов. Храм был построен на высоком месте, за селом, "в византийском стиле", с тремя поставленными в ряд престолами и обширным куполом. Трехъярусный вызолоченный дорогой иконостас для него с голубем из "розок" и горного хрусталя, стоявший ранее в церкви генерал-губернаторского дома, был пожертвован Великим князем Сергеем Александровичем и его женой Елизаветой Федоровной в обмен на древний иконостас из старой церкви. Из других благотворителей следует отметить крестьянина села Никиту Алексеевича Дрожжина, пожертвовавшего до 4000 руб., 218-пудовый колокол и, возможно, кресты на храм; подрядчика Кудрявцева, на свой счет поставившего рамы; владельца музыкального магазина в Москве В.П. Рейнберга, пожертвовавшего священные сосуды; временного московского купца Федора Спиридоновича Рыбакова, поставившего на свой счет иконостасы в оба придела. 3 ноября 1892 г. состоялось освящение храма с двумя престолами - главным во имя Св. Иоанна Предтечи и боковым - во имя Св. Архангела Михаила . От старого храма, по свидетельству современников, в это время оставалась уже только трапезная, в которой шла служба в период строительства. 24 июня 1893 года был освящен второй придел - Священномуч. Власия [15]. Относительный упадок садоводства в этом районе в конце XIX в., связанный с начавшейся конкуренцией подвозимых по железной дороге с юга ягод, а также с частыми заморозками и нашествиями вредителей, мало коснулся Братеева, так как наличие обширных "заводей" дало возможность не вырубать сады, а засаживать эти плодородные земли овощными культурами, такими же выгодными, как и плодовые. Среди овощей преобладали капуста, огурцы, свекла, редька (первые три занимали в 1911 г. соответственно 9,9%, 7,4%, 2,4% засаживаемых земель), причем капусту выращивали и на семена. Сады же занимали в 1911 г.всего 6,7% засаживаемых земель , причем здесь основной культурой была малина (78,58% всех садовых посадок) . Следует учитывать, что у Братеева береговой вал был невысок и полого спускался к югу, образуя мало защищенные от северных ветров котловины. Из-за опасности вымерзания сажать сады можно было только на южных склонах этих котловин, что во многом ограничивало развитие садоводства в Братееве. Основные площади занимал картофель (60,1%), зерновых было совсем мало. Капусту квасили на зиму в кадках и в дошниках - громадных кадках из сосновых досок, врываемых в землю почти в уровень с поверхностью, вместимостью 1200-1500 пудов (их имела почти четверть хозяйств). Для плотности укладки в дошник влезал человек в чистых сапогах, обернутых чистыми мешками, и утаптывал капусту. Эта капуста шла на продажу, причем дошниковая считалась хуже кадочной. В 1911 г. в с. Братееве из 138 приписанных к общине хозяйств в наличии было 120 (и у них, соответственно, 120 изб, да еще у трех отсутствующих семейств 12 изб). В селе было 323 мужчины и 306 женщин. Здесь были трактир 3-го разряда, 2 овощные лавки, начальная церковно-приходская школа (открывшаяся в 1900 г.). Грамотные и учащиеся имелись в 109 хозяйствах, причем грамотных было 158 мужчин и 76 женщин, а учащихся, включая детей, 24 мужчины и 19 женщин. 94 хозяйства имели скот, из них лошадей не было лишь у одного хозяйства, а коров не имело 34 хозяйства (т.е. в общей сложности коров не было у половины хозяйств села). Сельскохозяйственных рабочих нанимало лишь 55 хозяйств (по сравнению с окружающими селениями это небольшая доля), использовались они на таких трудоемких работах, как прополка капусты, окопка садов, сбор урожая; в основном, это были женщины, приходившие из южных подмосковных губерний, которых называли "пололки". Братеевских же крестьян в сельхозрабочие нанималось 16 чел. из 12 хозяйств. 39 чел. из 26 хозяйств земледелием не занимались, а жили различными промыслами. В аренду сдавала землю почти половина хозяйств (59), а арендовало 81 хозяйство [16]. По данным 1927 г., население села составляло 837 чел. на 158 хозяйств. В землепользовании было 329 га земли. Лошадей не имели 32 хозяйства, коров - 82 . В селе были 1 сапожник, 1 кузнец, 1 портной, один человек работал на фабрике [17]. В 30-е годы в селе был организован колхоз "Путь Ильича" [18]. Церковь была в 1930 г. закрыта и отдана под клуб [19]. Окончательно ее разрушили, по одним данным, в 40-е годы [20], по другим - в 80-е годы, при сносе села [21]. Во время Великой Отечетственной войны при налете фашистской авиации был разбомблен братеевский элеватор. В 1950 г. все окрестные колхозы объединились в единый колхоз им. Ленина, причем Братеево претендовало на то, чтобы колхозный центр был устроен в нем. Однако, центром стало Борисово. На доходы колхоза от садоводства в Братееве был построен Дом культуры. В 1960 г. Братеево вошло в состав Москвы. В 1980-е годы село было полностью снесено при строительстве нового микрорайона Братеево. Примечания 1. Экономическо-статистический сборник. М., 1913. Вып.7. С.2, 5. 2. Бадер О.Н. Материалы к археологической карте Москвы и ее окрестностей // Материалы и исследования по археологии СССР. М.;Л., 1947. № 7. С.151-153, 165; Решение Президиума Моссовета №84 от 10.07.1992 г. (о постановке братеевских курганов и селища на государственную охрану). 3. Родин А.Ф. История родного села. М., 1954. С.44, 160. 4. Там же, с.162. 5. Обе последние версии: Балуев Д.В. Борисово. Братеево. Страницы истории. Рукопись. 6. РГАДА, ф.1209, оп.1, д. 9806, л.1082-1082 об.; Холмогоровы В.И. и Г.И. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып.8. С.9. 7. РГАДА, ф.1209, оп.1, д.9809, л.427 об.-428. 8. Там же, ф.1239, оп.2, д.1359, л.193-195 об., 10 об. 9. Там же, ф.1209, оп.1, д.9809, л.428. 10. Там же, ф.1239, оп.2, д.1359, л.195 об. 11. Менро Д.Л. Коломенская дворцовая волость в середине 70-х годов XVII века // Коломенское. Материалы и исследования. 12. Холмогоровы В.И. и Г.И. Указ. соч. С.10. 13. ЦИАМ, ф.51, оп.8, д.34, л.273-278 об.; д.124, л.529 об.-543; д.328, л.251 об.-274; д.590, л.70 об.-98; Лукина М.И. К проблеме изучения старообрядчества на территории древней 14. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел хозяйственной статистики. М., 1877. Т.1. Вып.1. Прилож.1. С.38-39; М., 1882. Т.7. Вып.1. С.332; М., 1882. Т.7. Вып.2. С.233, 291; М., 1884. Т.9. Отд.2. 15. Токмаков И.Ф. Краткое историко-археологическое описание церкви во имя святого Иоанна Предтечи в селе Братееве, Московской губернии и уезда. М., 1892. С.6-10; Смирнов 16. Экономическо-статистический сборник. Вып.7. С.5, 170-171. Таблицы. С.10-17, 21-22; Памятная книжка Московской губернии на 1912 г. М., 1911. Населенные местности Московской губернии. С.45; За четверть века. 1884-1909. К истории церковно-приходских школ Московской епархии. М., 17. Московский уезд. Статистико-экономический сборник. М., 1928. Вып.1. С.448-449. 18. ЦГАМО, ф.7121, оп.1, д.11, л.65 (сообщено краеведом В.И. Матвеевой). 19. Балуев Д.В. Указ. соч. 20. Сорок сороков. С.245. 21. Балуев Д.В. Указ. соч.
Приложение: Наши рассуждения о ранней истории села Братеево см. http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/6-1-0-56
| |
Категория: Селения Южного округа. Из истории Южного округа | Добавил: marina (16.12.2008) | |
Просмотров: 3082 |
Всего комментариев: 0 | |