Главная » Статьи » Симонов монастырь и его окрестности |
История Тюфелевой рощи. Часть 2 После реформы 1861 года часть земель Кожухово и Дубровки была забрана в Удельное ведомство. Тюфелева роща с этого времени вместе с деревней Кожухово стала описываться по Московскому уезду, Нагатинской волости, 5 стану. В 1881-1882 гг. Удельная контора провела окопку и обнесение валом удельной лесной дачи "Тюфелева роща" по причине ее вытаптывания скотом окрестных крестьян [25]. В конце XIX - начале XX вв. бывшее владение Львова принадлежало П.П. фон-Дервизу (он приобрел землю в 1892 году у В.А. Дашкова). Павел Павлович фон-Дервиз (1870-1943) был сыном железнодорожного магната Павла Григорьевича. Его отцом в Москве была основана детская больница имени Святого Владимира, а его матерью - женская гимназия имени Варвары (в память о своих детях). Павел Павлович был человеком весьма незаурядным. В своем имении в селе Старожилово Пронского уезда он завел конный завод, один из лучших в России в свое время. Кроме этого, Павел Павлович, также как его отец и брат, был музыкантом и писал фортепьянную музыку. В 1904 г. он основал в Пронске женскую гимназию, где сам преподавал математику (этой работой он занимался до конца своей жизин). В помещичьей среде образ жизни Дервиза вызывал недоумение: окружающие не могли понять, как миллионер вместо жизни в Петербурге работает простым учителем в провинциальной гимназии.
П.П. фон-Дервиз
В Тюфелевой рощи фон-Дервиз имел 4 доходных дома (не были ли они строениями Львова?). В 1896 г. на его земле ("Тюфялева дача") был основан завод купца Альберта Гана, а в 1916 г. АМО и, очевидно, в 1893 г. завод инженера А.В. Бари. Продавал Павел Павлович и мелкие участки для нужд города [26]. Вел он в этом районе и другую деятельность. В 1893 г. им была проложена железнодорожная ветка (Лизинская) к Восточным складам и заводу Бари в Симоновой слободе, которая оканчивалась в районе озера Постылое (демонтирована в 1950-х годах) [27]. В связи с промышленным бумом окрестности Тюфелевой рощи становяться объектами фабрично-заводского строительства. С запада от Тюфелевой рощи в 1896 г. был основан кожевенный завод Торгового дома "Волк и К", а рядом с ним в 1906 г. химический завод Русского акционерного общества "Шеринг" [28]. Остальные фабрики основывались по берегу Москвы-реки. В 1879 г. был основан кожевенный завод инженера-технолога Матвея Самуиловича Малкиеля (на собственной земле), а в 1881 г. - завод грунтовых красок Сергея Владимировича Сенежского (на земле братьев Ляпиных). Матвей-Марк (Меер-Мордвих) Малкиель был сыном Самуила Мироновича (Шмуйии Мееровича) - миллионера, владевшего бывшим домом Козицкой (там находился салон Зинаиды Волконской). О С.М. Малкиеле и о братьях Ляпиных, Михаиле и Николае Иллиодоровичах, как о занимательных москвичах писал Гиляровский [29]. В 1892 г. один из участков Московской удельной конторы сняло в аренду на 4 года товарищество для производства цемента "Эмиль Липгардт и К" (их главное предприятие находилось в Щурове под Коломной). В 1910 г. Торговым домом "Тимистер и К" на земле Б.И. Деревенского и В.А. Рудовского был основан кожевенно-лайковый завод [30]. С 1906 г. Тюфелева роща и деревня Кожухово находились в полицейском отношении в ведении московского градоначальника и принадлежали к Симоновскому полицейскому участку, а в остальных отношениях - в ведении губернатора. На плане 1911 года в районе Тюфелевой рощи показаны владельцы: фон-Дервиз, Удельное ведомство, фабрика "Шеринг", "Волк и К", земля Саввинского подворья (озеро Постылое), по берегу Москвы-реки: Ляпина, крестьян деревни Котляковки и села Покровского, Симонова монастыря, крестьян слободки Дубровки, деревни Кожухово [31]. В конце XIX в. Симонова слобода превратилась в крупный рабочий поселок, одним из мест гуляния жителей которого была Тюфелева роща. Стала Тюфелева роща также и любимым местом нелегальных сходок рабочих Симоновки и Замоскворечья. В июне 1896 г. здесь состоялись первые сходки, созванные "Московским рабочим союзом". На протяжении 1900-х гг. роща была своеобразным агитационным пунктом. Рабочий Д. Офман вспоминал: "Прямо с завода шли в лес, по колено в снегу, выбирали подходящее место, срезали ветки елок и настилали на снег, где должно быть собрание, потом распределяли между собой дороги, ставили патрули" [32]. В 1903-1908 гг. по Тюфелевой роще была проложена Окружная железная дорога со станцией "Кожухово". Здесь было построено одноэтажное пассажирское здание, двухэтажные жилые дома и другие строения. Через Москву-реку был сооружен трехпролетный Алексеевский мост (назван в честь наследника престола). При строительстве дороги были отчуждены часть земель Симонова монастыря, П.П. фон-Дервиза и других землевладельцев [33]
Станция "Кожухово"
"Когда-то зеленеющие луга, хлебные поля и огороды Кожуховских крестьян изрезаны путями Окружной железной дороги, на ровных местах выросли горы для подъезда к железно-дорожным мостам. .... Тюфелева роща, любимое место гуляния обитателей Таганки и Замоскворечья, потеряла больше половины своих высоких сосен, снятых по проложенному пути", - писал старосимоновский священник [34]. С юга от Окружной железной дороги еще в 1890-х годах проектировалось строительство речного порта, предполагалось создать Даниловскую, Тюфелевскую и керосиновую гавани. К этим планам правительство Москвы подошло в 1916 г., но они не были реализованы из-за революции [35]. В 1916 г. в Тюфелевой роще Товариществом Московского Автомобильного завода (АМО) был основан завод, впоследствии знаменитый ЗИЛ. "Вчера в Тюфелевой роще, за Симоновым монастырем, прошла закладка первого в России автомобильного завода, строящегося товариществом автомобильного московского общества. На молебне присутствовали: генерал-майор Г.Г. Кривошеин, С.П. и С.П. Рябушинские, А.И. Кузнецов, Д.Д. Бондарев и др. Рядом с заводскими зданиями в сосновом бору строится уже рабочий поселок. Большие здания для квартир служащих и холостых рабочих и отдельные домики для семейных рабочих с садами и огородами", - писала пресса [36].
Выпуск отечественнных грузовиков требовала военная необходимость. Главными владельцами предприятия были братья Сергей и Степан Рябушинские (первый - одаренный скульптор-анималист и колллекционер предметов монументального жанра, второй - собиратель древних икон) и инженер-технолог Александр Иванович Кузнецов. Под строительство завода Рябушинскими у П.П. Дервиза 1 марта 1916 г. был куплен участок земли под названием "Тюфелева роща" в размере 138 000 кв. саж. за 4 млн. 2 тысячи рублей. Поселок для рабочих было поручено строить архитектору И.В. Жолтовскому (он был достроен только в 1923 г.). Преполагалось строительство больницы, водопровода от озера Черное, шоссейной дороги к озеру Постылому на случай пожара, соединить Окружную железную дорогу и Лизинскую ветку. Продолжалась вырубка рощи. Так, правление намеревалось обратиться в Министерство Императорского Двора и Уделов с просьбою о сдаче земли из состава Тюфелевой рощи на 24 года с правом вырубки 1/3 леса [37]. Заводские корпуса АМО проектировали: архитектор А.В. Кузнецов (возглавлял архитектурное оформление), специалист по железобетону А.Ф. Лолейт (ведал конструктивной частью), К.С. Мельников (это была его первая самостоятельная работа, он составил проект 4-х зданий АМО, а поселился при этом рядом с заводом в ампирном особняке) [38]. Революция и гражданская война не дали осуществиться планам династии Рябушинских, завод так и не мог наладить выпуск автомобилей и производил лишь сборку готовых частей, закупленных за границей и ремонт машин, прибывших с войны. Первый автомобиль был выпущен с завода в 1924 г. (АМО-Ф-15), хотя он назывался первым советским автомобилем, но был собран из частей и по патенту, закупленных еще Рябушинскими [39]. После революции Тюфелева роща оставалась любимым местом гуляния слобожан. Она была основательно вырублена, так что к 1930 г. были видны только ее жалкие остатки. Ее вековые сосны были уничтожены во время дровяного голода. Использовались они и как даровой строительный материал, в 1919 г. рабочие Симоновой слободы проводили освещение улиц и использовали сосны для фонарных столбов [40].
В связи с расширением автомобильного завода Тюфелева роща - любимое место гуляния и революционных сходок - была стерта с лица земли в 1931 г. При этом были уничтожены и три домика, построенные еще Львовым. Исчезли и озера [41]. До настоящего времени сохранилась улица Тюфелева роща, а от былых построек - два здания станции "Кожухово" Окружной железной дороги, Алексеевский железнодорожный мост, здание заводоуправления АМО.
начало статьи иллюстрации дополнения
Ссылки 1. План города Москвы. М., 1868. Рогожская часть. 2. Поспелов Е.М. Названия подмосковных городов, сел и рек. М., 1999. С. 90; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1873. С. 128. 3. Акты феодального землевладения и хозяйства. Акты Симонова монастыря. Л., 1983. С. 272-273. 4. Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Ст. 623; Культура средневековой Москвы XVII вв. М., 1999. С. 422; Охотничий дневник царя Алексея Михайловича, 1657 год. М., 1858. C. 10-11; Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856. С. 32, 43. 5. РГАДА. Ф. 1239. Оп. 2. Д. 1359. Л. 75 об. 6. Военно-исторический сборник. 1860. Т. 11. С. 57, 68, 69, 103; Сорок сороков. М., 1995. Т. 4. С. 509. 7. Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб., 1887. Т. 1. С. 638, 659. 8. Цитата по: Кутепов Н.И. Царская и императорская охота на Руси к. XVII - XVIII в. СПб., 1902. Т. 3. Прим. 340. С. 171. 9. РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Д. 42520. Л. 236 об. - 237. 10. Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М., 1977. С. 128; ЦИАМ. Ф. 18. Оп. 6. Д. 2. Л. 1 - 1 об. 11. РГАДА. Ф. 1354. Оп. 256. К5 "к"; С5,6,7 "с"; П3 "с"; Ф. 1355. Оп. 1. Д. 775. Л. 33-34; Ф. 1356. Оп. 1. Д. 2358, 2360. 12. ЦИАМ. Ф. 420. Д. 2. Л. 1-4; Д. 10. Л. 2-7; Д. 369. Л. 1-4 об.; Д. 1127. Л. 11. 13. Камер-фурьерский журнал за 1767 год. С. 294; Камер-фурьерский журнал за 1775 год. С. 396, 514; РГАДА. Ф. 1239. Оп. 1. Д. 1693. Л. 18 - 22 об., 49-51 об.; Оп. 3. Д. 30377. Л. 28-36; Оп. 18. Д. 400. Л. 1; Д. 408. Л. 1. 14. Будылина М.В., Брайнцева О.И. Архитектор Н.А. Львов. М., 1961. С. 157-158; Мейснер А.Ф. Землебитное строительство. М., 1932. С. 5; Полное собрание законов. Т. 24. С. 689; Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. М., 1954. Т. 2. С. 480. 15. Державин Г.Р. Сочинения. СПб., 1869. Т. 2. С. 291. 16. Колосов В.М. Прогулки близ монастыря Симонова М., 1806. С. 25, 31-36; Телескоп. 1833. № 2. С. 258-259 ссылка. 17. Глумов А.Н. Н.А. Львов. М., 1980. С. 158-181. Переписка А.Х. Востокова в повременном порядке. СПб., 1873. С. XI. 18. Магнуссен В.П., Уманец Л. Окрестности Москвы. М., 1902. С.107; Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского. М., 1831. Ч. 4. С. 236; Снегирев И.М. Дневник. М., 1904. Т. 1. С. 31, 74, 78, 93,151. 19. Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869. С. 244-245; Ростопчин Ф.В. Ох, французы! М., 1992. С. 216; Усадебное ожерелье юго-запада Москвы. М., 1996. С. 73. 20. ЦИАМ, фонд 50, опись 8, дело 898, л.1-6; Кетов А.П. Воспоминания// Русский архив. 1904. №9. С.48;Чусова М.А. Бекетовы и Селивановские в Симоновой слободе// Московский журнал. 2000. № 11. С. 41-42. 21. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. Т. 15. М-Л., 1937. С. 5-6, 50, 106. 22. Атлас промышленности Московской губернии, составленный Л. Самойловым. М., 1845. С. 34. Указатель. С. 7, 24; Нистрем К.М. Адрес-календарь жителей Москвы. М., 1851. Ч.2. С. 187; 23. Телеском. 1833. №2. С. 261-265. 24. План г. Москвы. М., 1868. Выгонные земли; Указатель к плану г. Москвы. М., 1868. С. 394; ЦИАМ. Ф. 66. Оп. 3. Д. 2256. Л. 2. 25. ЦИАМ, ф. 364. Оп. 1. Д. 12772. Л. 1-5, 26. 26. Известия Московской городской Думы. 1913. №6-7, С.23; Фон Дервизы и их дома. Спб., 1996. С.55-79; ЦИАМ. Ф. 11. Оп.5. Д. 205. Л. 72 об.; Ф.54. Оп. 150. Д. 20. Л. 1. 27. Верховский В.М. Краткий очерк истории железных дорог в России. Спб., 1898. Т. 1. Таблицы. С.53; Колосовский А. Недвижимое имущество г. Москвы. М., 1899. Вып. 1. С. 30. 28. Памятная книжка Московской губернии на 1909 год. М., 1908. Приложение. С. 56. 29. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. Минск, 1981. С. 81-83, 179; Сборник статистических сведений по Московской Губернии. Отдел санитарной статистики. М., 1882. Т. 3. Вып. 4. С.98-99, 100-101; Справочная книга о лицах, получивших купеческие свидетельства в Москве на 1888 г. М., 1888. С. 33. 30. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 165. Д. 242. Л. 1-5, 13; Ф. 364. Оп. 1. Д. 15523. Л. 1; Памятная книжка Московской губернии на 1912 год. М., 1911. Приложение. С. 59. 31. План пригородов г. Москвы. М., 1911. Л. 11. 32. История завода "Динамо". М., 1961. Т. 1. С. 17, 20, 28, 29, 41, 45, 46, 118; По революционной Москве. М., 1926. С. 214. 33. ЦИАМ. Ф. 420. Д. 1824. Л. 1-5. 34. Остроумов И.В. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Старом Симонове. М., 1912. С. 89. 35. Известия Московской городской Думы, 1916. №4. С. 8; №10. С.9-11; ЦИАМ. Ф. 179. Оп. 20. Д. 141. 36. Русские ведомости. 1916 год. 21 июля. С. 3. 37. Династия Рябушинских. М., 1997. С. 61-65, 125-130; Рабочее жилищное строительство. М., 1924. С. 7-14; ЦИАМ. Ф. 861. Оп. 1. Д. 65. Л. 2 об.-5; Д. 67. Л. 10, 20, 31, 47, 138. 53, 55. 38. Зодчие Москвы. М., 1988. Т. 2. С. 190; История Московского автозавода имени И.А. Лихачева. М., 1966. С. 25. 39. Династия Рябушинских. С. 62-65; История Московского автозавод имени И.А. Лихачева. С. 114-124. 40. История завода "Динамо". М., 1964. Т. 2. С..51; История московского автозавода имени И.А. Лихачева. С. 87; Сытин П.В. Вокруг современной Москвы. М., 1930. С. 23. 41. Москва. Энциклопедия. М., 1980. С. 614. | |
Категория: Симонов монастырь и его окрестности | Добавил: marina (08.03.2009) | |
Просмотров: 3639 |
Всего комментариев: 0 | |