Главная » Статьи » Симонов монастырь и его окрестности |
Московский Успенский Симонов монастырь Московский мужской ставропигиальный Симонов монастырь находился на юго-восточной окраине Москвы, в 6 верстах от Кремля. Его современный адрес: улица Восточная, 4. Симонов монастырь был первоклассным, необщежительным, в церковном табеле о рангах занимал одно из первых мест, имел звание ставропигиального (подчинялся патриарху или Синоду). Местность, где был основан монастырь, была известна с XII в. По преданию, здесь находилось одно из сел боярина Кучки - Симоново, по которому монастырь и получил свое название. Местоположение монастыря было выгодным в стратегическом отношении, он стоял у проезжей Коломенской дороги, которая вела к Кремлю. Эта местность отличалась также красотой и живописностью. С запада был крутой косогор, покрытый зеленью, луг в полуверсте от изгиба Москвы-реки, наверху была открытая площадка, ограниченная с юга обрывом [1].
Первоначально Симонов монастырь был основан в 1370 г. на том месте, где сейчас находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове (Ленинская слобода, 26), на левом возвышенном берегу Москвы-реки. По одному из преданий, земли, на которых был основан монастырь, принадлежали князю Степану Васильевичу Ховрину, потомку императора Мануила Комнина и предку Головиных, личности больше легендарной, чем реальной. По легенде, в конце XIV в. Степан Ховрин прибыл в Москву, приобрел имение и отдал его под строительство монастыря. Позже он постригся в Симонове монастыре под именем Симон (из-за этого иногда название монастыря связывают с Ховриным). Однако достоверные сведения о связи рода Ховриных-Головиных с монастырем относятся к XV-XVI вв. Первоисточником по основанию монастыря является житие Сергия Радонежского, в котором есть глава об основании Симоновской обители племянником и учеником Преподобного - Феодором. Феодор был сыном родного брата Сергия Стефана, который привел его двенадцатилетним отроком в Троицкую обитель и поручил Преподобному, а тот постриг его в монахи. По прошествии времени Феодор задумал основать свой монастырь и был благословлен на это Сергием Радонежским. Феодору понравилось место, называемое Симоново, близ Москвы. Святой старец пришел в Симоново, осмотрел место и одобрил выбор племянника. Монастырь был основан при благословении митрополита Алексея. Некоторые редакции сообщают, что обитель была основана по настоянию великого князя Дмитрия Ивановича. Одевидно, что и Симоново принадлежало великим князьям, а Симоновская обитель была великокняжеской. Феодор был первым игуменом Симонова монастыря и принимал активное участие в его жизни. Благодаря его заботам в 1379 г. монастырь был перенесен на новое место, на четверть версты севернее старой обители. Существует предание, что на новое место указал сам Дмитрий Донской, так как оно было удобно для обороны подступов к Москве и располагалось на стратегически важном направлении. В 1379 г. был заложен каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, который был освящен в 1405 г., по своему великолепию он почитался единственным в Москве. Старый монастырь не был разрушен, а оставался существовать с церковью Рождества Богородицы и кельями для иноков под названием Симоновского старого монастыря и др. Он находился в зависимости от новой обители, а во времена Ивана Грозного существовал отдельно. Старая обитель служила усыпальницей для иноков нового Симонова монастыря. В 1380 г. здесь были захоронены герои Куликовской битвы, иноки-воины Александр Пересвет и Родион Ослябя. Жили здесь и старцы молчальники. К XVIII в. церковь Рождества Богородицы стала приходской. За время своего существования новый Симонов монастырь именовался: Пречистые Богородицы, что на Симонове, Успение пречистой Богородицы Симонова монастыря, Спасским на Симонове, а с середины XVII в. - просто Симоновым монастырем (неправомерно называть его Ново-Симоновым, так как это название за ним не закрепилось, в отличии от Ново-Спасского) [2]. Настоятель Симонова монастыря, Феодор, после смерти духовника Дмитрия Донского Митяя-Михаила (1379 г.) занял его место, великий князь неоднократно посещал Симоновскую обитель. По поручению Дмитрия Донского в 1383 г. Феодор поехал в Константинополь, где добился от патриарха Нила для себя сана архимандрита, а для монастыря - статуса ставропигиального. В 1388 г. митрополит Пимен сделал Феодора (а сменивший его митрополит Киприан в 1390 г. утвердил) архиепископом Ростовским. Святой Феодор был похоронен в ростовском соборе, где его мощи до сих пор почивают под спудом. Когда Феодор перешел на Ростовскую кафедру, его место занял святой Кирилл (1388-1390 гг., из рода Вельяминовых). Он был приведен в монастырь учеником Сергия Радонежского Стефаном Махрищским и пострижен Феодором. Вскоре после своего назначения Кирилл удалился в уединенную келью на Старом Симонове, а оттуда вместе со своим другом преподобным Ферапонтом (тоже постриженник Симонова монастыря) ушел в 1391 г. в далекую землю Белозерскую, где в 1397 г. основал Кирилло-Белозерский монастырь (г. Кириллов). Преподобный Ферапонт же основал в 1398 г. Ферапонтов Рождественский монастырь (село Ферапонтово). Позже он удалился в Можайск, где основал Можайский Ферапонтов монастырь [3]. В юности, в хлебне Симонова монастыря, трудился святой Иона, в последствии митрополит Киевский и всея Руси (с 1448 г., первый митрополит, поставленный на Руси без Константинопольского патриарха). В память о нем в монастыре существовал обычай раздавать всем богомольцам монастырский хлеб из трапезной. В начале XVI в. в Симоновской обители жили писатели: инок Вассиан (в миру - князь Василий Иванович Патрикеев), который с князем Курбским выступал против расторжения брака великого князя Василия Ивановича с Соломонией, афонец Максим Грек. Из стен монастыря вышли также митрополиты Московские и всея Руси: Геронтий (с 1472 г.), Варлаам (с 1511 г.), Зосима (с 1490 г.); патриархи Всея Руси: Иов (с 1589 г., первый российский патриарх) и Иосиф (с 1642 г.), бывшие до этого архимандритами Симоновской обители. Во время постов в Симонове монастыре жили цари: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич [4]. В августе 1431 г. великий князь Василий Васильевич перед походом в Золотую Орду обедал на лугу близ Симонова монастыря. В 1591 г. Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 г. монастырь активно сопротивлялся продвижению войск Ивана Болотникова, а в 1610-1613 гг. был разорен польско-литовскими интервентами и пришел в упадок [5]. Монастырь был крупным феодалом, до 1764 г. он владел около 12 тыс. крестьян, имел много деревень и сел, к нему было приписано несколько мелких монастырей и пустыней. По церковной утвари и ризнице монастырь почитался наряду с богатейшими монастырями России. В 1764 г. при секуляризации монастырских земель у Симонова монастыря были отобраны его владения (в окрестностях за ним были оставлены луг под горою, Сергиев пруд, покосы за Тюфелевой рощей), он был отнесен к первому классу, был третьим в Москве из ставропигиальных. В 1771 г. началась эпидемия чумы, часть иноков перевели в Ново-Спасский монастырь, а в Симонове был устроен карантин. К концу эпидемии в живых остались немногие иноки, обитель угасла, поэтому ее штат перевели в Богоявленский монастырь. В 1788 г. по приказу Екатерины II монастырь был упразднен с учреждением в его стенах госпиталя. Обер-прокурор Святейшего Синода Мусин-Пушкин А.И. (открыл "Слово о полку Игореве") по совету новгородского митрополита Гавриила решил ходатайствовать перед Екатериной II о восстановлении древней отечественной святыни, обитель была возобновлена 6 мая 1795 г. в первом классе. В 1812 г. монастырь пострадал от французов, были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи [6].
Симонов монастырь славился благолепием храмов и благозвучием колоколов. С самого основания монастыря на его территории велось большое каменное строительство, которое продолжалось в XV, XVI и последующих веках. В первой половине XIX в. славился симоновский распев, который так понравился Николаю I, что он хотел ввести его в других храмах. В это время монастырь с окрестностями был любимым местом загородных прогулок москвичей, его описание можно встретить на страницах произведений русских писателей: Н.М. Карамзина, М.Н. Загоскина, Н.Д. Иванчина-Писарева, И.И. Лажечникова, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена. Но в конце XIX и начале XX веков монастырь был уже одним из самых малопосещаемых московских обителей [7].
Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX в. До революции 1917 г. в монастыре были храмы: собор Успения Пресвятой Богородицы 1543-1549 гг., церковь Всемилостивого Спаса над западными воротами 1593 г. (по ней монастырь иногда именовался Спас-Симон), больничная церковь святого Николая над восточными воротами 1834 г., церковь Тихвинской Богоматери при трапезной XVII в., церковь Александра Свирского 1700 г., церковь Александра Невского и Иоанна Цареградского во втором ярусе колокольни, построенной в 1835-1839 гг. в северной ограде архтектором А.К. Тоном (высота 99,6 м, была на 12 м выше колокольни Ивана Великого). Монастырь окружала каменная ограда с пятью башнями (Сторожевая, Тайницкая, Дуло, Кузнечная и Солевая), возведенными в XVI-XVII вв. Башни были покрыты черепицею, на двух башнях на вызолоченных шарах были установлены ангелы, на остальных - флюгера. В ограде было устроено трое ворот: главные западные служили для входа и въезда в монастырь, северные под колокольней служили для входа в собор, восточные - для входа в монастырский сад. На территории монастыря, в западной части, были расположены два плодовых сада (настоятельский и братский), по всему монастырю были разбиты дорожки, обсаженные деревьями, на открытых площадках были установлены солнечные часы [8]. В Симонове монастыре находился большой некрополь. В соборе были похоронены Степан Васильевич Ховрин и многие Ховрины-Головины, сын Дмитрия Донского Константин (в иноках Кассиан, 1430 г.), крещеный касимовский царевич Симеон Бекбулатович (в иноках Стефан, 1616 г.). Кладбище находилось у восточной ограды, за Успенским собором и Тихвинской церковью. Там были похоронены: писатель С.Т. Аксаков (1859 г.) со своими родными, друг А.И. Герцена историк В.В. Пассек (1842 г., был похоронен бесплатно за то, что написал историю Симонова монастыря) с детьми, композитор А.А. Алябьев (1851 г.) с родными, поэт Д.В. Веневитинов (1827 г.) со своими родственниками (состояли в родстве с А.С. Пушкиным), известные издатели С.А. и Н.С. Селивановские, писатель и издатель журналов Максим Невзоров (1827 г.), дядя А.С. Пушкина Н.Л. Пушкин (1821 г.) и зять поэта Л. Н. Гартунг (1877 г.), коллекционер А.П. Бахрушин (1904 г.) и многие другие выдающиеся деятели нашей истории и культуры [9]. Симонов монастырь был закрыт в 1923 г., на его территории был организован музей, который существовал с 1923 по 1930 г. (находился в новой трапезной). Освободившиеся монастырские помещения отдали под жилье для рабочих Симоновской слободы, в них разместили 300 семей. Несколько храмов оставались действующими. В 1929-1930 гг. в монастыре работал П.Д. Барановский, который возглавлял здесь работу по созданию филиала ГИМа - Музея военно-крепостной обороны на базе уже существующего музея бывшего Симонова монастыря, он принимал активное участие в спасении древних памятников обители. Уничтожали Симонов монастырь постепенно. Последний храм был закрыт в мае 1929 г. Памятники на монастырском кладбище сохранялись до ноября 1928 г., затем некрополь был снесен, а на его месте разбили сквер. В конце июля 1929 г. приступили к разборке колокольни. Январь 1930 г. стал роковым для древней обители. 23 января был взорван Успенский собор, разрушена церковь Александра Свирского, Сторожевая и Тайницкая башни и часть стены. На следующий день 8 тысяч рабочих Ленинской слободы участвовали в разборке развалин Симонова монастыря. В сентябре приступили к разборке Никольской церкви. Летом были сломаны водяные ворота XVI в., постепенно разбирали монастырскую стену. Позже была разобрана Спасская церковь. На месте большей части монастыря в 1932-1937 гг. братья Л.А., В.А., и А.А. Веснины построили Дворец культуры Пролетарского района (в дальнейшем ЗИЛа). Из всего некрополя были перезахоронены только С.Т. Аксаков с сыном Константином и Д.В. Веневитинов, теперь их могилы находятся на Новодевичьем кладбище. В перезахоронении, которое состоялось 22 июля 1930 г., принимала участие будущая жена П.Д. Барановского Мария Юрьевна. При извлечении останков С.Т. Аксакова оказалось, что корень березы, покрывавший всю семейную могилу, пророс через левую часть грудной клетки в области серда писателя; с пальца Веневитинова был снят знаменитый перстень, теперь он хранится в Литературном музее [10]. Общежитие на территории Симонова монастыря сохранялось до 1962 г. В советское время на оставшейся территории монастыря находились различные учреждения. Реставрационные работы велись в Симонове монастыре в 1955-1966 гг. В начале 1980-х гг. здания были заняты промкомбинатом московского общества "Рыболов-спортсмен" Росохотрыболовсоюза. В середине 1980-х гг. здания были переданы объединению "Росмонументискусство" Министерства культуры РСФСР, которое подрядило мастерскую № 1 Мосреставрации начать восстановление оставшихся памятников. Принимала в восстановлении памятников Симонова монастыря и шефская секция при МГО ВООПИК, которая проводила здесь субботники (руководитель - Н.В. Чарыгин). В 1992 г. реставрация была прекращена из-за отсутствия средств. В настоящее время весь комплекс обители с Тихвинским храмом передан общине, состоящей из глухонемых. Первая служба состоялась в ноябре 1994 г. Настоятель Тихвинского храма - отец Андрей. В настоящее время освящен только правый придел во имя святого Феодора Ростовского, основателя монастыря [11]. В настоящее время от монастыря сохранились следующие постройки: старая трапезная у южной стены 1485 г. с позднейшими переделками, новая трапезная с церковью Тихвинской Богоматери (1680-1685 гг.), царскими палатами в западной части (архитекторы Парфен Петров и Осип Старцев), с южной пристройкой 1820 г. и приделами 1840 г.; корпус Сушило XVII в.; южные заложенные ворота 1-й трети XVII в., келейный корпус у южных ворот начала XIX в.; казначейские кельи в западной части 1-й трети XVII в.; башни Дуло XVI в., Солевая, Кузнечная и три прясла стены 1-й трети XVII в. [12]. В 1509 г. деревянная церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, рядом с которой были захоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя, была заменена каменной. В 1660 г. над могилами иноков были установлены каменные надгробия. В 1785-1787 гг. с запада от церкви были построены новые каменные колокольня с трапезной. В 1846-1855 гг. трапезная с колокольней были вновь построены, в трапезной устроены два придела: южный святого Николая и северный Сергия Радонежского, в котором оказались могилы героев. В 1870 г. над могилами Пересвета и Ослябя были установлены чугунные надгробия и устроен металлический шатер. После революции церковь оказалась на территории завода "Динамо" имени Кирова. Ее хотели снести, но, к счастью, она осталась цела. В 1928 г. храм был закрыт, в 1932 г. колокольню разобрали до 1-го яруса. В церкви оборудовали трансформаторную, а потом компрессорную станции. Благодаря общественности в 1983 г. церковь Рождества Богородицы была передана Историческому музею для создания там экспозиции, посвященной Куликовской битве. Началась реставрация храма, в которой принимали большое участие члены шефской секции при МГО ВООПИК (руководитель - П. Жилкин). В 1989 г. была зарегистрирована община верующих церкви и 16 сентября храм был освящен. Ход к церкви был устроен с севера, со стороны детского парка сквозь территорию завода [13]. Примечания 1. Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских. М., 1991. С. 176, 180; Сорок Сороков. М., 1992. Т.1. С. 280.
2. Ивина Л.И. Подмонастырская слобода Московского Симонова монастыря // Материалы для изучения селений Москвы и Подмосковья. М., 1996. С. 124-125; Кучкин В.А. Начало московского Симонова монастыря // Культура средневековой Москвы в XIV-XVII вв. М., 1995. С. 113-121; Токмаков И.Ф. Историческое и археологическое описание московского первоклассного Симонова монастыря. М., 1892. С. 7-9, 16-20. 3. Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. С. 12-13, 16-24, 189; Токмаков И.Ф. Указ. соч. С. 9-12. 4. Знаменский П.В. История русской церкви. М., 1996. С. 97, 170, 227, 238; Сорок сороков. Т. 1. С. 280; Токмаков И.Ф. Указ. соч. С. 43-46, 99. 5. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1993. Т. 2. С.103; Пассек В.В. Историческое описание московского Симонова монастыря. М., 1843. С. 11. 6. Сорок сороков. Т. 1. С. 280; Токмаков И.Ф. Указ. соч. С. 92-93. 7. Пассек В.В. Указ. соч. С. 9; По Москве. М., 1917. С. 358. 8. Кацнельсон Р. Ансамбль Симонова моанстыря в Москве // Архитектурное наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 91-95; Сорок сороков. Т. 1. С. 288-290; Токмаков И.Ф. Указ. соч. С. 20, 24-28, 32-42. 9. Токмаков И.Ф. Указ. соч. С. 48-72; Шокарев С.Ю. Некрополь Симонова монастыря // Московский некрополь. М., 1996. С. 48-50. 10. Барановская М.Ю. Судьба могилы Веневитинова // Веневитинов Д.В. Полн. собр. соч. М.;Л., 1934. С. 422-423; Бычков Ю.А. Житие Петра Барановского. М., 1991. С. 69-70; Козлов В. Трагедия монастырей: год 1929-й // Московский журнал. 1991. №1. С. 32-41; Он же. Вакханалия. 1929-1930 годы // Московский журнал. 1991. №5. С. 48-50; Он же. Черные годы московских обителей // Московский журнал. 1991. №11. С. 8-9; Сорок сороков. Т. 1. С. 283-285. 11. История завода "Динамо". М., 1973. Т. 3. С. 279; Сорок сороков. Т. 1. С.285-286; Суходолов В. Кинотеатр в трапезной Симонова монастыря // Архитектура и строительство Москвы. 1990. №5. С. 28-30; 12. Сорок сороков. Т. 1. С. 285-288. 13. Остроумов И.В. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Старом Симонове. М., 1912. С. ?; Сорок Сороков. М., 1995. Т.3. С. 111-116.
| |
Категория: Симонов монастырь и его окрестности | Добавил: marina (09.12.2008) | |
Просмотров: 10138 | Комментарии: 2 |
Всего комментариев: 2 | |
| |