Главная » Статьи » Селения Южного округа. Из истории Южного округа |
АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ Земли, входящие в состав Южного округа, стали заселяться человеком уже в древние времена. На берегу Москвы-реки возле села Дьякова была обнаружена неолитическая стоянка, относящаяся к Льяловской археологической культуре (IV-III тыс. до н. э.), распространенной в Волго-Окском междуречье. Отдельные кремниевые орудия были найдены и за пределами стоянки, что свидетельствует, что ее жители - охотники и рыболовы - активно осваивали прилегающую территорию. Следующая после неолита известная нам страница истории этих мест относится уже к железному веку, а точнее к дьяковской археологической культуре (VIII в. до н. э.-VII в. н. э.), простиравшейся от верхней Волги до Оки и названной так по городищу, расположенному близ села Дьякова. Считается, что это и подобные ему городища (т. е. остатки укреплений) первоначально были заселены племенами угро-финнов, а около 2000 лет тому назад в бассейн Москвы-реки продвинулись балты, ассимилировавшие и потеснившие финнов. Первое поселение на Дьяковском холме появилось в VIII-VI в. до н. э. В V-III в. до н. э. городище функционировало уже как крупное поселение, окруженное более мелкими сезонными стоянками. Деревянная стена, защищавшая жителей городища, возводится не позднее V-IV в. до н. э. Неизвестными являются причины упадка жизни на городище, приведшие в конце концов к его полному запустению. Во всяком случае, следов насильственной гибели пока не обнаружено, и можно предположить, что запустение городища во второй половине I тысячелетия связано с какой-то эпидемией. В Подмосковье имеется около 100 городищ, подобных Дьяковскому (в Южном округе кроме него было еще городище в Нижних Котлах). Жители их были земледельцы и оседлые скотоводы,разводившие свиней, лошадей, коров, они охотились и ловили рыбу. Жили они в домах длиною до 40 м, шириною - 3.5 м, с двускатной кровлей и стенами из плетня. Дом разделялся на комнаты, предназначенные для небольших семей. В комнате находился открытый очаг с глиняными бортиками. пол выстилался травой или соломой. Спали в этих домах, вероятно, на кучах из веток, покрытых шкурами. Любопытно, что при раскопках здесь была найдена обугленная деревянная ложка - древнейшая сохранившаяся 2000-летняя ложка в Москве. Жители Дьякова городища активно участвовали в торгово-обменных связях, очевидно, при посредничестве других племен получая товары даже из отдаленных центров античной цивилизации. Мало известно о мифах и обрядах "дьяковцев", загадкой является отсутствие их погребений. Однако по найденным при раскопках глиняным статуэткам и табличкам с наколами, а также по изображенным на очажных подставках крестам - символам солнца, можно предположить, что здесь были распространены земледельческие культы. К концу VII в. н. э. Дьяковское городище, как и все остальные, обезлюдело, но жизнь в южном Подмосковье не прекратилась. Так, например, не так давно на территории Данилова монастыря были обнаружены остатки поселения примерно IX в. Это поселение не было укрепленным, а располагалось на открытом ровном месте на берегу Москвы-реки. Судя по сделанным там находкам, оно не было дьяковским или славянским, а, возможно, принадлежало балтскому племени голяди, известному по русским летописям (почти напротив Коломенского в Москву-реку впадает речка Голядинка). К X-началу XI в. относятся первые достоверные следы проникновения славянской культуры в Подмосковье. Археологи отмечают это в первую очередь по появлению поселений, где находят типичные для славян горшки, украшенные линейно-волнистым орнаментом. Продвигались в Подмосковье славяне с двух сторон: с запада - кривичи, с юга, из-за Оки - вятичи, заселившие земли нынешнего Южного округа. Столкнувшись с местным балтским населением, славяне перенимают от него многие названия рек и озер, сохранившиеся до сих пор. Образуется смешанное балто-славянское население Подмосковья, в котором по мере прибытия новых славянских колонистов усиливается славянский компонент. О заселении южного Подмосковья вятичами свидетельствуют многочисленные курганы - погребения, сохранившиеся до сих пор в Царицыне, Орехове, Братееве и еще не так давно существовавшие в Борисове, Шипилове, Зябликове, Чертанове, Сабурове, Бирюлеве и других районах Южного округа. Об этом же говорят и их поселения, раскопанные археологами в долине реки Язвенки в Орехове, в Коломенском и Дьякове. Раскопки показали, что вятичи жили небольшими деревеньками до 5 дворов, расположенными, однако, довольно густо (через 300-500 м). Они были земледельцами и скотоводами, разводили коров, лошадей, кур. Реки, вблизи которыхьрасполагались их поселения, ныне сильно обмелевшие, тогда были полноводны, полны рыбы и даже судоходны (для этой цели вятичи их подпруживали). Курганный обряд захоронения у вятичей появился позднее, чем у других славянских племен. Сначала, до XI в. , они сжигали умерших, о чем говорят результаты раскопок Большого кургана в подмосковном селе Беседы, где под насыпью был найден сгоревший сруб, но затем под влиянием распространения христианства на место сожжению пришло захоронение в землю. Однако и прежние языческие обряды еще долго сохранялись среди вятичей: могилы были неглубокими или даже на поверхности земли, сверху на них насыпались курганы, вместе с умершим в могилу клали горшки с едой, бытовые предметы. Благодаря находкам в курганах мы можем представить себе , как одевались вятичи, какие носили украшения. Самыми известными из них являются семилопастные височные кольца - отличительный признак принадлежности к вятичам. На основании найденного в курганах черепа антропологом М. Герасимовым был воссоздан облик вятичской девушки. По мнению ученых, жители этих мест были среднего роста и, в основном, брюнеты. Отсутствие в могилах оружия указывает на мирный характер их жизни. Жившие в дремучих лесах Подмосковья, вятичи вовсе не были такими дикарями, как об этом, например, пишет летописец Нестор в "Повести временных лет". Весьма высоким был уровень развития у них ремесел, в том числе ювелирного. В царицынских и ореховских курганах XII в. - современниках Москвы Юрия Долгорукого - найдены семилопастные височные кольца, украшенные орнаментом, схожим с восточным, арабским. Еще на одном кольце ученые усмотрели орнамент в виде стилизованной буквы "О", выполненной в манере, характерной для украшения русских рукописных книг того времени. Значит, ремесленники вятичей творили, имея перед глазами образцы высокоразвитого восточного искусства, а также имели связи с городской книжной средой, оказывавшей на них влияние. Поселения вятичей прекращают свое существование в XIII в. во время татаро-монгольского нашествия. После этого времени исчезает курганный обряд захоронения. В Подмосковье происходит приток населения из пограничных с Ордой земель, спасающегося от татарского разорения. Этому способствует и политика московских князей, заселявших свое княжество захваченными в междоусобных войнах пленными. Вятичи растворяются в их массе и входят в состав формирующейся русской народности.
Источники Арциховский А.В. Царицынские курганы // Материалы и исследования по археологии СССР. М.;Л., 1947. №7. Бадер О.Н. Материалы к археологической карте Москвы и ее окрестностей // Материалы и исследования по археологии СССР. М.;Л., 1947. №7. Равдина Т.В. Царицынские курганы // Советская археология. 1963. №4. Иващенко Ю.Ф. Открытия в Царицыне // Метростроевец. 1989. №73. Коломенское. М., 1998. Кренке Н.А. Новое в изучении археологии Коломенского // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1991. Вып. 1. Кренке Н.А. Археологическая карта заповедника "Коломенское" // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1991. Вып. 2. Формозов А.А. Следопыты земли московской. М., 1988. | |
Категория: Селения Южного округа. Из истории Южного округа | Добавил: marina (22.02.2009) | Автор: Марина | |
Просмотров: 2183 |
Всего комментариев: 0 | |