Среда, 18.10.2017, 10:45 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Большая Тульская. Фотопутеводитель. Часть 2

    Пройдём ТЦ "Ереван" до конца и, минуя развязки и гараж, выйдем к дороге (подземный переход расположен между гаражом и эстакадой Третьего транспортного кольца (ТТК), с другой стороны эстакады также есть подземный переход). Попутно заметим, что до революции территорию гаража и авто-стоянки по Холодильному переулку занимала Рябовская мануфактура.

   Мы дошли до трассы Третьего транспортного кольца (движение открыто полностью в 2005 году), которая проходит по Автозаводскому мосту и далее следует по Духовскому переулку. Мост открыли в первых числах ноября 1961 года, он был назван по Автозаводской улице, которая расположена по другую сторону реки. Автор проекта С.Я. Терехин, Ю.К. Крылов, М.С. Крючков, В.Н. Константинов, Э.Х. Брувель. Архитекторы - К.Н. Яковлев, А.И. Сусоров. Духовской переулок ведет к Даниловскому кладбищу, возникшему в конце XVIII в. В 1832 году на кладбище был построен храм во имя Сошествия Святого Духа (на деньги купца С. Логга, арх. Ф. Шестаков). За время своего существования храм никогда не закрывался.

   Обратим внимание на четную сторону улицы. За домом-кораблем расположен Бизнес-центр «Серпуховской двор» II. Ранее территорию занимал ныне ликвидированный завод: первоначально «Газоаппарат», после войны был переименован в «Московский завод холодильников». Вплоть до перестройки выпускал не только газовые плиты, но и лучшие в стране абсорбционные холодильники под марками «Север» и «Иней». По красной линии улицы расположена автостоянка.

 

   Далее идет проезд и зелёный островок перед ТТК.

Ничем не примечательный он имеет удивительную историю. Как известно, в Москве после революции частных домовладений не стало. Однако было несколько исключений. Каким-то образом стоявший здесь дом Ждановых с садиком находился в частном владении до 2001 года. В конце восемнадцатого века землю здесь купил предок Ждановых и построил дом, в котором жили все последующие поколения. В Великую Отечественную совсем недалеко от дома разорвалась бомба, тогда дом дал трещину, но выстоял. Двухэтажный дом с каменным первым и деревянным вторым этажом был без газа и водопровода. На первом этаже была фотостудия, где многие жители Москвы делали фото на документы. Судьба дома была предрешена уже давно, к нему постепенно двигалась трасса третьего транспортного кольца. И вот в 2001 году она подошла в плотную. Дом Лужков предписал снести, но … он оказался в частной собственности. 9 жителей согласились и уехали в новый микрорайон, а последний, наследник Юрий Леонидович Жданов решил никуда не уезжать, ведь здесь его родное жилище! Но с Лужковым было опасно спорить, хозяина велели взять измором. Строители поставили железные решетчатые ограды вокруг дома, а по ночам Жданов выходил с ножовкой и пропиливал железные прутья ограды, чтобы потом можно было сходить за хлебом. Одни раз хозяин не мог выйти из дома целых три дня. Юрий Леонидович решил без боя не сдаваться. Сначала он подавал жалобы в инстанции и свои иски проигрывал. Но, полностью отрезанный от внешнего мира и от жизнеобеспечения, ему пришилось покинуть свой форпост и уехать в Марьино. Говорят, перед самым сносом, во дворе дома ещё была жива яблоня с виноградной лозой, а в доме обитало 13 кошек, оставшихся от хозяев. Вот такие удивительные истории хранит этот зелёный островок. 

  

   Мы проследовали под ТТК далее, справа от нас жилая застройка, а слева - промышленная. (В связи со сложной транспортной и пешеходной обстановкой уточним, что перейти на другую стороны можно по подземному переходу, который расположен прямо у остановки общественного транспорта. Отсюда же можно, нырнул под эстакаду, проследовать на пешеходную зону моста, пройти до реки и, посмотрев усадьбу Рыбникова, спуститься по лестнице у ж/д платформы и снова выйти к Б. Тульской.) 

   В XVIII веке эта местность была покрыта небольшими кирпичными заводами. Слева, на месте зелёного газона в 1994 году построили офисное здание. По слухам, здесь представительство компании "Форд". За зданием идут трамвайные пути, а за ними расположена ж/д станция "ЗИЛ" Павелецкой дороги. Устроена платформа в 1958 году, носила название "Речной вокзал" (располагался рядом), переименована в 1980-х гг. За станцией расположены два здания бизнес-центра W-Плаза. Местность застроена хаотично, без всякого плана, проход к станции затруднен. На самом берегу реки, за бизнес-центром, находится интересный памятник архитектуры, усадьба купца Рыбникова, о нём поговорим в разделе "Варшавское шоссе".

    

   А сейчас мы смотрим на правую сторону Большой Тульской улицы, здесь сохранилась старая застройка Даниловки.

       

 Дом № 44 сразу привлёк наше внимание своим нарядным фасадом. Это бывший ДК "Коммуна" фабрики Калинина. Из воспоминаний жителей Даниловки следует, что клуб разместился в здании, в котором до революции было Общество трезвости. Руководил им поп Лука, о котором рабочие оставили следующие воспоминания в духе своего советского времени: "Нередко можно было видеть сагитированного ... пьяненького рабочего, шествовавшего на молебен в общество "Трезвость". За один рубль поп Лука продавал "разрешение преподобного Ванифатия не брать в рот ничего хмельного в течение трех месяцев". Чаще всего, купив "разрешение", пьянчуга сразу заходил в казенку, выпить "в последний раз"... Однако рубли текли в кассу Общества, и далеко за пределами Даниловки гремела слава "борца за трезвость" - попа Луки".

 

   Расскажем поподробнее об Обществе и его руководителе. Общества трезвости были организованы в дореволюционной России для борьбы с пьянством. К началу 1911 г. церковных обществ трезвости в Империи насчитывалось 1767, из них 461 (25%) были открыты до 1900 г. Деятельность одного из самых известных Московских обществ “Даниловского Отделения 1-го Московского Общества Трезвости” началось с открытия скромной чайной на Даниловке в 1899 году. Сначала для своей деятельности Общество использовало наемные помещения. После того, как руководить делом стал священник Лука Любимов, оно стало развиваться очень успешно. Помимо чайной (находилась в доме С.Д. Белкина, напротив дома №44) Общество открыло церковно-приходскую школу для детей трезвенников, вечернюю церковно-приходскую школу для взрослых и воскресно-приходскую школу для женщин (находилась в чайной), стало регулярно проводить религиозно-нравственные и общеобразовательные чтения с туманными картинками (при помощи проекционного аппарата) для фабрично-заводских рабочих Москвы. Была открыта также библиотека-читальня. Количества членов общества возросло с 25 человек с 1899 году до 41482 человек в 1909 году. Дела Общества шли успешно и оно переехало с собственный новый дом №44 около 1914 года (на этом месте ранее находилось женское Даниловское начальное училище, образованное в 1906 году). Общество устроило молитвенный зал для приёма трезвенников, где служили молебны в 13 и 18 часов. В своей речи по случаю 10-летия Общества митрополит Владимир отметил: «…насчитывая в себе десятки тысяч трезвенников, оно избавило от недуга пьянства тысячи таких несчастных людей, которые совсем потеряны были для общества, и для семьи. А теперь стали опять полезными членами их.» После переезда в новое здание усердием председателя общества свящ. Луки Любимова к августу 1915 года была оборудована домовая церковь Луки Апостола. Располагался храм на втором этаже здания, рядом с огромной аудиторией с хорами, иконостас дубовый, о трёх ярусах, иконы живописные. Церковь была приписана к храму Даниловского кладбища. Вскоре после революции церковь была закрыта, интерьер уничтожен, в здании устроен клуб, а в церковном помещении - кинозал.

 

   Любимов Лука Петрович родился в семье пономаря церкви Успения Богородицы в селе Левкиево Волоколамского уезда. Впоследствии его брат, в монашестве Кронид (Любимов), стал наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1914 году – протоиерей, настоятель храма Сошествия Святого Духа (при Даниловском кладбищ е). Был арестован 4 апреля 1922 года по политическим мотивам. Реабилитирован в сентябре 2004 года. 

   Далее за домом №44 стоят ещё три старых дома. Дом №46  современный вид  приобрел после капремонта, проведенного ТверьУниверсалБанком где-то в середине 90-х. Это бывший доходной дом мещанина Михаила Перфильевича Федотова. По иронии судьбы в советское время здесь находилась какая-то жуткая пивнушка (а ведь это царизм насаждал пьянство!). "Пивной зал за мостом" - так называли забегаловку, пиво из автоматов 20 копеек за 333 грамма, на 60 копеек 2 кружки до краев наливали. Был также и дворик отгороженный внутренний для любителей выпить пиво на свежем воздухе. Дом №48 был построен в  1882 году, дом №50 -  в 1909 году.

   

   Мы дошли до углового дома №52 - Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН (Москва). ИБРАЭ РАН создан распоряжением Совета Министров СССР от 3 ноября 1988 г. № 2198р в целях расширения и углубления фундаментальных исследований по решению проблем повышения безопасности атомных станций. Основой деятельности Института является комплексный анализ безопасности объектов атомной энергетики, включая ядерный топливный цикл, с использованием современных компьютерных технологий. В Институте разрабатываются эффективные подходы к анализу безопасности, которые базируются на разработке и использовании современных математических методов и физических моделей.

    

   В прошлом - это здание бывшая фабрика-кухня МСПО №2 (1929 г., архитектор С. Курабцев). Фабрика-кухня — крупное, механизированное предприятие общественного питания, получившее распространение в 1920—1930-е годы в СССР. С архитектурной и социокультурной точки зрения представляет собой уникальный тип сооружения и в истории современного искусства рассматривается особо. Фабрика на Тульской обеспечивала население 4500 обедами в день. Здание трёхэтажное с полуподвалом, часть третьего этажа была выполнена в виде открытой террасы. Вход находился со срезанного угла, парадная широкая трёхмаршевая лестница вела в обеденные залы 2-го и 3-го этажей. К недостаткам фабрики-кухни было отнесено несоответствие некоторых производственных помещений своему назначению, маленькие площади отдельных цехов, отсутствие помещений для отдыха персонала, непрофессионально выполненная внутренняя отделка.  Здание перестроено в 1990-х гг. и надстроено мансардным этажом. Фасад облицован белым мрамором. В 2000-2003 гг. к зданию пристроен новый корпус, выполненный в стилистике 20-х гг.

 

    За бывший фабрикой-кухней проходит 2-й Тульский переулок. Дом № 4 - это бывшая школа 1936 года. В 1951 году здесь находилась женская школа №552, затем вечерняя школа №54, с середины 1980-х гг. - школа какого-то посольства (кажется Кубы). До 2010 г. - географический факультет МГПУ. С сентября 2010 по май 2014 г. - Институт математики и информатики и естественных наук МГПУ.

   

   Далее (Б. Тульская, 54, 56) по улице возвышаются два семнатцатиэтажных дома, построенных на месте панельных пятиэтажек в 2004-2005 году.

   Мы подошли к путепроводу Павелецкой железной дороги (к нему можно было попасть следуя по лестнице с Автозаводского моста вдоль ж/д полотна и трамвайных путей). Дорога названа Павелецкой, так как вела она до города Павелец. Общество Рязанско-Уральской железной дороги в царской России управляло крупнейшей частной дорогой, которая связала 12 густонаселённых губерний. Но выхода в Москву дорога не имела. В связи с этим Правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку ветви Павелец — Москва. В мае 1897 года, было получено разрешение Николая II на постройку линии. Она сооружалась в 1898-99 гг. Постройка новой ветки была завершена в сжатые сроки — на 8,5 месяцев ранее назначенного.

 

   Путепровод железнодорожных путей носит название «Павелецкий». Первый путепровод был сооружен здесь в 1898 году под руководством В.В. Тимофеева, главного инженера строительства дороги. Затем в 1954 году был построен новый (инж. С.М. Воронин, арх. Ю.И. Гольцев), длиной 114,6 м, шириной 23,5 м, пролётные строения над ж/д путями из металлических сквозных ферм, боковые пролётные строения из монолитного железобетона. В насыпи «пробили» арку для трамвайных путей. В 2004–06 гг. путепровод был полностью перестроен. Заказчик - ООО «Организатор» Генпроектировщик - ГУП «Мосинжпроект» Генподрядчик - ОАО Корпорация «Трансстрой» Головной исполнитель - МТФ «Мостоотряд № 4» ОАО «Мостотрест». Реконструкция проводилась без закрытия движения поездов, трамваев и автотранспорта в условиях плотной городской застройки. От старого путепровода не осталось ничего. На первом этапе (начало - сентябрь 2004 г.) были демонтированы пролеты 3-го пути (северная сторона) и на этом месте сооружен новый двухпутный мост. Затем в июле 2005 г. движение было перенесено на новый мост, и на оставшемся месте сооружен однопутный мост с южной стороны и оставлен задел под 4-ый путь. Таким образом, железнодорожные пути оказались смещены к северу. Путепровод представляет собой две отдельно стоящие металлические фермы и похож больше на мост через реку. Его величественные формы немного не соответствуют окружающей застройке и не типичны для московских путепроводов. Сооружение кажется излишне громоздким и неоправданно торжественным (а если встать совсем рядом, то огромный размер ощущается довольно сильно). Москвичам новый путепровод пришелся не по душе, их больше устраивало старое, банальное для Москвы сооружение. К недостатка путепровода можно также отнести отсутствие пешеходной зоны. 

   

   В восточной   части путепровода устроен проезд для трамваев. Трамвай пришёл в район Даниловской слободы в 1912 году, когда была открыта линия по Большой Тульской улице от Серпуховской заставы на юг. Линии московского трамвая – это отдельная история. Рельсы и пути перекладывали не один раз. Трамвайная линия от Даниловского вала по Холодильному переулку появилась взамен снятой линии по Большой Тульской улице; эта линия проходит рядом с железнодорожными путями под Автозаводским мостом, идёт вдоль платформы "ЗИЛ", затем под путями Павелецкой дороги и выходит на Варшавское шоссе. Движение на этом участке было открыто 27 октября 1950 года. На участке от Автозаводского моста до путепровода, отделяющего Большую Тульскую улицу от Варшавского шоссе, в ноябре 2001 года пути были передвинуты ближе к железнодорожной платформе, предыдущая трасса, проходившая вдоль обочины Большой Тульской улицы, мешала сооружению нового въезда на Автозаводский мост, ставший частью Третьего транспортного кольца. Трамвайный путь на этом участке кажется чем-то архаичным, прокатиться от вала до самой Окружной железной дороги - настоящее приключение.

      

   Мы минули путепровод и оказались в начале Варшавского шоссе. Однако первого дома не видно. Дом № 1 стоит на берегу Москвы-реки и первый дом - удивительный памятник, чудом сохранившийся до наших дней.

 

            предыдущая страница                                следующая страница

Категория: Путеводители | Добавил: marina (07.02.2016)
Просмотров: 552
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]