Пятница, 29.03.2024, 13:38 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Большая Тульская. Фотопутеводитель. Часть 1

   Мы стоим в начале улицы Большая Тульская, перед нами площадь Серпуховской заставы, название её возникло в XIX веке. В давние времена здесь был Камер-Коллежский вал. В 1742 году было принято решение окружить Москву валом со рвом, устроить заставы и таким образом оградить город от ввоза нелегальной продукции, контрабандных товаров. Так возникла таможенная граница, а вал получил название Камер-Коллежского, так как ведала им Камер-Коллегия. Позднее Камер-Коллежский вал стал фактической границей города, а в 1806 году - официальной (и являлся таковой почти до самого 1917 года).

 

В 1754 году внутренняя таможня была отменена, но сохранились посты паспортного контроля. На заставах стояли обелиски по обе стороны дороги и караульная будка, в которой нёс свою службу отставной солдат. В его обязанности входила проверка подорожных и запись имен въезжающих и выезжающих из Москвы. Заставы были упразднены в 1852 году, а валы постепенно срыты. На их месте возникли одноименные улицы. Но кордегардии Серпуховской заставы (помещение для караула) простояли до 1917 года. Картина середины XIX века поможет представить нам вид от Серпуховской заставы в сторону города. Ветряная мельница стояла слева от заставы.

Слева от площади - улица Серпуховский вал. Своё современное название она получила в 1922 году, бульвар здесь разбили при Советской власти, в 1931 году открыли трамвайное движение. Монументальная парадная группа из гранита у входа на бульвар (1950-е гг., архитектор В.А. Сотников) включает в себя несколько скульптурных фонарей, летнюю клумбу, огромную чугунную вазу для висячих цветов и неработающий фонтан-водопад (не работал уже в 1970-е годы). Она является достойным украшением района. Бульвар приглашает нас окунуться в атмосферу послереволюционного конструктивизма, но это не тема нашей экскурсии.

     

   Справа от бульвара находится здание Даниловского рынка, напоминающее купол цирка - старейшее место торговли. Здание построено в 1986-87 гг. Кровля Даниловского рынка в виде складчатой железобетонной оболочки диаметром 72 метра спроектирована Нодаром Канчели. Монтаж осуществлен Московским СМУ Всесоюзного треста «Стальконструкция» Минмонтажспецстроя СССР. В конце 1980-х годов крыша была утеплена и покрыта медью. Даниловский рынок - это и литературное место: именно сюда направлялась героиня рассказа А. М. Борщаговского "Три тополя на Шаболовке" (экранизация - "Три тополя на Плющихе"). Новопостроенный многоэтажный жилой дом за рынком скрывает теперь от нас ажурную Шаболовскую башню.

       

   Далее посреди сквера, зажатого между трассами улиц, которые устремляются к площади, виднеется памятник Даниилу Московскому. Десятиметровый памятник святому благоверному князю был открыт 4 сентября 1997 г., в канун 850-летия основания Москвы, мэром столицы Юрием Лужковым, а обряд освящения провел патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Скульпторы: В.П. Мокроусов, А.И. Коровин, архитектор Д.С. Соколов. Памятник отлит на ЗИЛе. И, надо сказать, памятник поставлен на своём месте. Позади памятника (здание с буквами "Банк Москвы") - бывшее здание Александровских (в советское время - Чернышевские) казарм, 1977-78 гг., архитектор А.П. Попов.

 

   Далее, правее, возвышается грандиозное здание Московского монетного двора (филиал "Гознак). Предприятие является одним из ведущих производителей монет, медалей, различных знаков отличия. Основные заказчики продукции предприятия — Центральный Банк Российской Федерации, российские министерства и ведомства, крупные корпорации. Воспользоваться услугами Московского монетного двора Гознака могут также и небольшие компании, и частные лица. Новое здание начали строить в 1974 году, а закончили в начале 1980-х.

  

   Справа к площади Серпуховской заставы подходит улица Даниловский вал, она приведет нас к Даниловому монастырю. По нему и получили имя и здешняя местность, и район Москвы. Древнейший московский монастырь был основан в 1282 г. св. блгв. кн. Даниилом Московским, первый храм был посвящен прп. Даниилу Столпнику. В 1330 г. великий князь Иоанн Калита перевел братию монастыря в Кремль, и древние строения Даниловой обители постепенно пришли в запустение. В 1560 г. монастырь был возобновлен царем Иоанном Грозным. В 1561 г. святителем Макарием, митрополитом Московским, в обители был освящен первый каменный храм во имя святых Отцов Семи Вселенских Соборов (первый во Вселенской Церкви храм с таким посвящением), в 1652 г. в монастыре были обретены мощи св. блгв. князя Даниила. Во второй пол. XVII в. монастырь был окружен каменными стенами с восемью башнями, старый собор был за ветхостью разобран, а на его месте выстроен новый двухэтажный храм. На территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ. Здесь обрели место своего последнего упокоения многие иерархи Церкви, а также такие деятели русской культуры, как А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь, Н. Языков, Ю.Ф. Самарин, В.Г. Перов, Н.Г. Рубинштейн и другие. Формально монастырь был закрыт в 1918 г., но монашеская жизнь в обители продолжалась до 1930 г. В мае 1983 г. монастырь был возвращен Церкви, за пять лет он был восстановлен, устроено две новых церкви, а также надкладезная и поминальная часовни. С этого времени монастырь становится духовно-административным центром Русской православной церкви, на его территории расположено здание Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), а также резиденция Патриарха, где проводятся заседания Священного Синода.

    В память об основателе монастыря, по дороге от м. "Тульская" к обители, стоит часовня Даниила Московского, её окружает небольшой сквер. Часовня была построена до 1722 года, перестраивалась в 1784–1869 годах, после 1920 года разрушена и восстановлена в 1998 году (архитекторы Ю.Г. Антонов, Д.Г. Соколов). Освящена 17 марта 1998 года.

 

   Профессор МГУ Владимир Станиславович Кусов нашёл сведения в архивах, что в стене часовни был геодезический знак (нивелирная марка), заложенный в 1877 году, и предложил восстановить его. Нивелирные марки – это небольшие чугунные отливки, вцементированные в стены каменных зданий или устои мостов. Точечное углубление в центре показывает абсолютную высоту марки относительно уровня Балтийского моря, которая отсчитывается от главной марки страны – "Нуля Кронштадтского футштока". Нивелирная сеть в Москве начала создаваться в 1870-е годы при строительстве общегородской водоканализационной системы. Эту работу по заказу городской Управы выполнили преподаватели Константиновского межевого института Н.Н. Смирнов, Д.П. Рашков и А.П. Захаров, в Москве была создана высотная геодезическая сеть из более чем 2000 знаков. В 1877 году впервые была издана карта Москвы с изображением рельефа в горизонталях. Впоследствии карта неоднократно переиздавалась под названием "Нивелирный план Москвы". При создании сети московских нивелирных марок установили свое местное начало счета высот – от уреза реки Москвы у Данилова монастыря, от "Московского нуля". В истории науки неизвестен какой-либо другой случай счета координат от Святыни – Церкви или Монастыря. В 1930 гг. вместе с часовней Данилова монастыря была уничтожена и марка с удивительной высотой 7,77 саженей. Сотрудники Московского университета геодезии и картографии (преемник Константиновского межевого института) изготовили ее точную копию в чугуне (треугольник 23 х 13 см с цифрами 1877 (год), №2210 (номер марки), высота 7,77). 11 сентября 2004 года Московский Свято-Данилов монастырь совместно с Московским государственным университетом геодезии и картографии, Государственным университетом по землеустройству и ГУП Мосгоргеотрест провели торжественное открытие нивелирной марки. Открытие новой марки приурочено к 700-летию со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского и к 225-летию Константиновского института.

С юга от часовни находится небольшое двухэтажное здание, Муниципалитет района Даниловский ЮАО. Здание постройки 1939 года, в 1980-х здесь был детский сад.  В настоящее время местность ровная, но на самом деле здесь было верховье небольшого ручья, который тек мимо Данилова монастыря в Москву-реку.

 

    Теперь обратимся к улице Большая Тульская. Она получила свое нынешнее имя в 1912 году, так как дорога вела в Тулу (называлась ранее Б. Даниловской). В том же году было открыто трамвайное движение от заставы до речки Чуры (в 1950-х линию пустили по Холодильному переулку). Мы стоим в самом начале улицы. Справа от нас возвышается жилой дом по прозванию "дом-корабль", слева по линии улицы - ТЦ "Ереван-плаза". Здание ТЦ не лишено архитектурной привлекательности, внутри всё красиво, но было бы ещё лучше, если бы имя соответствовало содержанию (ничего ереванского внутри нет). Рядом с ТЦ - вход на станцию метро "Тульская". Она была открыта 8 ноября 1983 года в составе первого участка Серпуховской линии: «Серпуховская» — «Южная», названа соответственно по близлежащей улице. Станция односводчатая, мелкого заложения (глубина — 9,5 метров), сооружена из монолитного железобетона по типовому проекту, имеет два подземных вестибюля. Территория слева от "Ереван-плазы" так хаотично и безобразно застроена, что хочется сказать: «Вас здесь всех раньше не было! Каким образом вы здесь оказались?» Поэтому попробуем представить первоначальный вид улицы.

   

   Мы находимся на древней Серпуховской дороге. В отличие от окружающей застройки, можно сказать, дорога была здесь всегда. Или, по крайней мере, с тех пор, как появился город Москва. И сегодня, направляясь в сторону области, мы доедем до древнего города Серпухова. Машины бегут по ровному асфальту, а так было не всегда. В XVII веке зимой здесь вообще не было пути (езживали по реке до Котлов), а в XIX веке, до постройки в 1840-х новой дороги (вела из Москвы на юг и в Варшаву), можно было попасть и в такую ситуацию: "Рассказывали, что осенью описываемого времени (1842 г.) какая-то помещица, проезжая в грузной своей четырехместной карете по этой дороге, завязла между Верхними Котлами и Битцами, и ее вытаскивали оттуда соседние крестьяне рычагами, условившись заранее получить 100 рублей ассигнациями. Отъехав на некоторое расстояние и увидев, что крестьяне, вместо того, чтобы возвращаться домой, шли за ее каретой, она спросила, чего они еще хотят. "А вот, матушка, - сказали они, - там недалече впереди ты опять увязнешь; ну да там мы с тебя возьмем пятьдесят рубликов".

   Другой факт из истории. Современные москвичи замучены городскими пробками на дорогах, но заторы были здесь уже в XIX веке. Во второй половине столетия Даниловская слобода оказалась в черте города, а посередине улицы стоял шлагбаум, который ранее отделял город от уезда. За проезд  взималась пошлина.  Выходила абсурдная ситуация: чтобы проехать из одной части Даниловской слободы в другую местные жители должны были платить деньги. К тому же в базарные дни улицу запруживали телеги и кареты. Шлагбаум судя по всему в итоге убрали, но от пробок улицу это через сто лет не спасло.

   Древнее село Даниловское, которое в XVII веке упоминается как слободка монастырская, находилось в районе церкви Воскресения Словущего. В XVIII веке на местности за Камер-Коллежским валом находились одиночные владения, небольшие кирпичные заводы, дворы тянулись вдоль Серпуховской дороги. Думается, окончательно заселилась местность между валом и речкой Даниловкой (Чурой) в XIX веке. На плане 1838 года вдоль дороги показаны жилые кварталы, а вдоль берега Москвы-реки - небольшие фабрики, преимущественно текстильные.


Посмотреть всю карту

 

Фабричная застройка по берегу Москвы-реки видна на картине середины XIX века.

Описание слободки того времени оставил нам Н.С. Селивановский: "По длинным пустынным улицам, между заборами, наконец достигаете заставы, за которую начинается точно уездный городок, на перекрестках латки, навесы торговцев, калашни, на вывесках самовары; и постоялые дворы, длинные, длинные, устланные вековым туком проезжающих. Мало-помало этот городок - слободка Даниловская - редеет и между домами в обе стороны открываются холмистыя, песчаныя поля". В начале XX века местность уже была часто застроена одно-, двух- и трёхэтажными частными домами: каменными, деревянными или с каменным первым этажом и вторым деревянным - стандартная застройка уездных городов.

     

  И сохранялась она (точнее не скажем) почти до 1970-х гг. Поэтому француз Jacques Dupâquier, беспрепятственно гуляя по Москве в 1956 году с фотоаппаратом, попав на улицу Б.Тульская, подписал своё фото «Magasin dans la banlieue de Moscou» (Магазин в пригороде Москвы).

 

Затем ветхая застройка была снесена. Из старых домов сохранилось два по Б. Староданиловскому переулку (идёт вдоль торгово-делового центра «Тульский»). В одном находится медицинский центр Здановского (Холодильный пер., 2, стр.2, 1904 г.). Рядом стоит второй сохранившийся дом 1885 года. До революции это владение значилось за Рябовской мануфактурой. Сама же мануфактура располагалась далее.

    

После сноса исторической застройки на нечетной стороне  улицы образовался пустырь, на котором в 1980-х располагались газоны, росли деревья, стояли скамейки. А на чётной стороне стало возводиться необычное здание.

   Строили его более 10 лет, до 1986 года, а когда в одну часть дома уже заселялись жители, другая только строилась. «Долго строят дом-корабль!» - восклицали москвичи в предвкушении от грандиозного зрелища. Почему дом-корабль? Наверное, вследствие того, что когда дом строился, вокруг была малоэтажная застройка, а он – гигантских размеров (400 м в длину и более 50 м в высоту) – казался кругосветным лайнером на фоне голубого неба. Каких только не давали прозваний этому дому: «Дом-корабль», «Дом атомщика», «Титаник», «Дом холостяка», «Лежачий небоскреб», и это ещё не все!

   В доме официально 14 этажей, из них 4 этажа с большими балконами по всему периметру, и есть ещё два технических без окон. При этом первые три этажа, которые официально считаются всего двумя этажами, высотой с пятиэтажку. В конструкции использовалось все: монолит, железобетонные плиты и балки, кирпичная кладка. Строительство дома под кодовым названием “Титаник” было закончено в 1986 году группой архитекторов под рук. Владимира Давидовича Бабада, однако задуман он был существенно раньше, еще в 1970-е, предположительно, при участии Леонида Чериковера - автора превосходного жилого дома № 1 по Покровскому бульвару (1936 г.). “Титаник” строился Министерством среднего машиностроения (атомной промышленности) СССР. Главный прораб до тех пор строил только атомные реакторы в СССР, что сказалось на фундаментальности строения. Дом сейсмически устойчивый, для препятствования складыванию все углы не по 90 градусов, а по 87 и 93. Внешние и несущие стены, перекрытия и балки из очень прочного бетона отливались на оборонных заводах. Планировка квартир (их 980) нетиповая, многие квартиры не похожи на соседние. Все двери внутри квартир и подъездов были весьма качественные и шпонированные натуральным деревом. Во всех квартирах была проведена пожарная сигнализация, а на верхних этажах были легковыбиваемые балконные перегородки (для эвакуации). Пол паркетный. Окна с толстыми 6 мм стеклами и большими межрамными пространствами, а со стороны шоссе - с шумоподавляющими фрамугами. Также для шумотеплоизоляции ванных комнат, вентиляционных шахт и водно-канализационных каналов были устроены двойные стенки с пустотой внутри. Внизу дома между парами подъездов и по краям имеются высокие пролеты с большими колоннами. Крыша - единое плоское пространство с выступающими конструкциями системы вентиляции и расположенными над лифтовыми шахтами техническими сооружениями для их обслуживания и выходами на черные лестницы. Все это имеет весьма внушительный бетонный бортик с небольшим заборчиком на нем.

     

   Конечно, такой дом оброс своими легендами (а может это и быль). Строители, делавшие ремонт квартир, говорили, что такого крепкого бетона нигде не встречали (дорогие буры перфораторов сгорали один за другим). Говорят, что в доме очень много неиспользуемых пустот. Даже встречаются целые "ничейные" комнаты, имеющие окно, но без входов и выходов. По рассказам жильцов, знавших дом еще до его рождения, проект прошел все инстанции, но на последнем просмотре в ЦК было сказано, что такие квартиры не сопоставимы со званием советского человека. Верхний 15-й этаж было велено срезать. А дальше началось самое интересное – прораб, до тех пор строивший только атомные реакторы и не слишком боявшийся начальников из Мосстроя, сказал, что не даст загубить такой невероятный проект. И не дал: формально он принял приказ, но квартиры 14 этажа сделал-таки двухэтажными согласно проекту – только верхний уровень “выполз” в технический этаж, под самую крышу. Вот такой непростой дом был построен на Тульской!

   Всё бы ещё хорошо сложилось для улицы и для дома №2, но в 2007 году на другой стороне был возведен ТЦ "Ереван-плаза". В декабре 2005 года мэр Москвы Юрий Лужков и Юрий Лужков и мэр Еревана Ерванд Захарян в торжественной обстановке объявили о начале строительства ТЦ «Ереван плаза» на Тульской. Проект был «стройкой по обмену»: московские власти предоставили участок для здания, которое должно было стать домом Еревана в Москве, «родным уголком» для армянской диаспоры, а взамен в Ереване власти выделили площадку для дома Москвы. Разработка проекта «Ереван-плаза» осуществлялась международным архитектурным бюро «BеKпроект» с участием известных архитекторов В. Вермишяна, Ю. Григорьева, И. Вилка. Снаружи здание поражает своей монументальностью и, по мнению многих, некоторой мрачностью. Фасад отделан натуральным полированным камнем травертином, который очень популярен в архитектуре Армении, для облицовки цоколя использован гранит. На тяжелом затейливом фасаде отсутствуют обычные окна, они сделаны в виде крепостных бойниц, зато много каменных изломов, напоминающих армянские горы. И так хорошо поставили торговый центр, что на проезжую часть улицы перестал попадать солнечный свет и она стала похожа на ущелье.

  

Территория между Ереван-плазой и Холодильным переулком в дополнение ко всему застроена ещё несколькими гигантами архитектурной мысли. Здесь стоит ещё один ТЦ, Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (УФСГСКК) по городу Москве (здание построено архитектурно-проектной мастерской №13, авторский коллектив архитекторов: В. Степанов (рук.), А. Архипов, В. Стейскал, Х. Тумай, Л. Вавакин; инженеры: С. Тункин, Г. Вайнштейн.). А также Арбитражный суд города Москвы. Мало было этого, 25 июня 2006 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о строительстве гаража-стоянки по адресу: ул. Б.Тульская, вл. 11-17 (в развязке 3-го транспортного кольца). Гараж был поставлен по красной линии и получилось что-то уж совсем неприемлемое в оформлении центральной улицы. А ведь здесь могли создать красивую площадь или зелёный парк!

 

    Позади Арбитражного суда и Управления Федеральной службы проходит Холодильный переулок. Он назван так в 1925 году потому, что недалеко находились холодильники Павелецкой железной дороги. До революции переулок назывался Рыбниковым, так как шёл он от усадьбы и завода купца Рыбникова. Однако в настоящее время к усадьбе этой дорогой мы не подойдём (следует выйти на набережную или подняться на мост с южной стороны). 

 Прогуляемся по Холодильному переулку. Напротив Даниловского сквера находится Московский промышленный колледж, он основан в 1970 году. В комплекс входит здание школы №47 (1938 год).

  

Ранее южнее школы и мимо монастыря шёл переулок, а еще ранее (до XX века) на месте переулка были пруды, образованные из небольшого ручейка. По одной стороне оврага стоял Данилов монастырь, а по другой была подмонастырская слобода. 

   По красной линии Холодильного переулка стоит небольшое двухэтажное здание - электротяговая подстанция № 57 (1962 год). Далее возвышается здание концерна Росэнергоатом. После пересечения Б. Староданиловскоого переулка начинаются владения завода "Измеритель", основанного после революции. Раннее же здесь располагалась фабрика Товарищества Рябовской мануфактуры. Красильно-набивная и отделочная фабрика была основана в 1889 году, в 1904 году на ней работало 480 мужчин и 113 женщина. 

          

    Далее стоит интересное здание, украшенное цветной плиткой - нынешний Ролл-Холл и бывший керамико-плиточный завод им. Н.А.Булганина. В 1900 г. братьями Василием и Иваном была основана фирма "Братья Власовы Василий и Иван" на Даниловке. После революции завод был национализирован и переведен в ведение Замоскворецкого Совета. В 1928 г. Власов Иван Самойлович был приглашен на завод в качестве технического консультанта. С 1933 по 1936 гг. на заводе проводилась реконструкция. Станции первой очереди Московского метро от "Парка культуры" до "Сокольников", пущенной в 1935 г. были облицованы керамической плиткой, произведенной на заводе Замоскворецкого Совета.

   

   Здание расположено также и по Гамсоновскому переулку. Переулок этот назван по домовладельцу Якову Васильевичу Гамсону, английскому подданному, ткацкая фабрика которого располагалась по другую сторону Гамсоновского переулка.

 Перед революцией фабрикой владел английский подданный Флетчер, а в 1926 году на этом месте была основана первая в России фабрика по выпуску карандашей в древесной оболочке (карандашная фабрика имени Красина). Справедливо заметить, что с карандашами этой фабрики мы все учились.

За Гамсоном начиналось уже владение Рыбникова. 

                                                              продолжение

Категория: Путеводители | Добавил: marina (31.01.2016)
Просмотров: 2337 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1   [Материал]
Помню одноэтажные домики на месте ереван-плазы. Похоронное бюро было.

На углу Холодильного и 1-го Тульского - маленький заводик, а по переулку заезд трамваев на Автозаводский мост.

На месте Макдональдса а корабле тоже был механический завод, на нем дед работал.

Еще бы упомянуть о незаконном перекрытии Арбитражным судом прямого прохода от метро к Холодильному....


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]