Среда, 23.05.2018, 06:11 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Селения Южного округа. Из истории Южного округа

Древние дороги юга Москвы

У Серпуховских ворот Земляного города (в настоящее время Серпуховская площадь) начинается дорога, которая ведет в Тулу через Серпухов. После путепровода Московского центрального кольца дорога пересекает речку Котловку, в древности - речку Котел. Надо отметить, что путь этот упоминается в древнейших документах, по нему следовал Дмитрий Донской на Куликово поле. Начиная от путепровода Павелецкой железной дороги, современная улица носит название Варшавское шоссе. Такое имя она получила в 1840-х гг., когда через Подольск на Варшаву была построена новая дорога. Это кажется нелогичным: дорога ведет в Серпухов, а называется Варшавской. Однако это совершенно правомерно: новое шоссе и строилось изначально как дорога в столицу Польши, поэтому и название соответствует конечному пункту. Изучая направления и названия древних путей, можно прийти к выводу, что 700 лет назад наши предки мыслили примерно таким же образом. 

В районе нынешнего Хлебозаводского проезда от Варшавского ответвляется Каширское шоссе, которое ведет соответственно в город Каширу на Оке. Известно, что дороги эти (Серпуховское и Каширское шоссе) существуют с древнейших времен. Москвоведы однако укажут, что ранее их трассы проходили несколько иначе. Каширская дорога начиналась там, где проходит улица Старокаширское шоссе, шла она мимо деревни Орехово. В настоящее время начало дороги совпадает с Екатерининским проспектом, который был проложен до Царицына в XVIII веке, а позже был заброшен, а на месте трассы у Орехова – Шипиловский проезд. Новую трассу шоссе получило в 1970-е годы. Серпуховская же дорога ранее, до середины XIX века, в районе нынешней станции метро «Варшавская», брала западнее, проходила, примерно, по трассе Чертановской улицы через уже забытые селения Красное, Бирюлево и Битца и далее - по землям современного Бутова мимо Киёва, Гаврикова, Чернева - выходила на Молодцы недалеко от усадьбы Остафьево.

В районе улицы Старокаширское шоссе ответвлялись от Серпуховской еще три древние дороги: Лукомка, Растовка и Фроловка. Но от этих древнейших дорог не осталось ни названий, ни трасс. Они были уже старинными в далеком XVII веке, в XVIII столетии существовали в виде проселков, а в XIX и совсем исчезли.

Чтобы понять направление и предназначение этих древних путей, следует обратиться к истории местности, где они брали свое начало. Дорога Лукомка (Лукомская) имеет красивое поэтическое название. Поэтому не удивительно, что исследователи сразу обращали на нее внимание. Дорога Лукомка начиналась, по нашему предположению, у Сухого оврага. Этот овраг – тоже достопамятное место. Ещё совсем недавно, до 2000-х гг., его начало существовало на планах Москвы, а теперь на этом месте идет Коломенский проезд. Говоря по-современному, начало дороги было, примерно, в районе дома №60 по Варшавскому шоссе. Дорога Растовка ответвлялась от Серпуховской в районе современной станции метро «Варшавская». Начало Фроловки не совсем ясно: она либо ответвлялась от Растовки, либо от Каширской дороги. Три древние дороги – Лукомка, Растовка и Фроловка, брали своё начало в землях села Коломенского – в самой северной точке владений серпуховских князей. 

 

Селения, пустоши, дороги, XVII век. Наложение на карту 1951 года

 

Для того, чтобы понять направление и предназначение древних путей, следует обратиться к древнейшим документам Московского княжества.

Самый древний из них, который дает нам представление о географии Подмосковья – это духовная грамота Ивана Калиты, которая датируется по-разному, отнесем ее к 1339 году. Своему младшему сыну Андрею Ивановичу великий князь завещает: "…Лопастну, Северьску, Нарунижьское, Серпохов, Нивну, Темну, Голичичи, Щитов, Перемышль, Растовець, Тухачев <...> село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфоновское, село Ясиновьское, село Коломниньское, село Ногатиньское." Вначале в грамоте идет перечисление волостей (Лопастна, Серпохов, Темна, Перемышль, Растовец и т.д.), затем перечисляются села (Серпуховское, Перемышльское, Битяговское, Ясеневское, Коломенское и т.д.).

Вернёмся к Сухому оврагу. Если бы мы от Варшавского шоссе повернули по оврагу на восток, то в XVII веке дошли бы до дворцовой деревни Заборье. Её условно можно поместить на месте нынешнего рынка "Каширский двор-I". Деревня упоминается в хрониках крестьянской войны Смутного времени. Она, должно быть, очень древняя. В духовной грамоте 1401 года серпуховско-боровского князя Владимира Андреевича Храброго, которому тогда принадлежало Коломенское, сказано: «а Коломенскому селу розъезд с Ногатинским от Заборья до усть Нагатинской заводи».

В древности, можно предположить, все окрестные земли относились к селу Коломенскому, со временем часть земель была роздана служилым людям в поместья. В XVII веке с запада от Лукомской и Серпуховской дорог находились владения Прончищевых села Никольское-Котлы. В 1627 году в окрестностях современной станции метро «Варшавская» и Сухого оврага за дьяком Сурьянином Таракановым и подьячим Богданом Нестеровым числились пустоши: "Садки на прудце", "Мещериново а Реткино тож на враге на суходоле", "Растувские а Ростанское тож вверх Сухого врага". То есть, селение «Ростанское» находилось у развилки Серпуховской и Лукомской дорог, а название его и означало расставание, расхождение путей. 

 

 План Генерального межевания. Оранжевый цвет - дорога Лукомка, зеленый - Растовка, красный - Фроловка.

Итак, дорога Лукомка ответвлялась от Серпуховской дороги и шла на юг. Справа были земли села Никольского-Котлы, а слева пустошей Садки-Кречетово и Мещериново (все направления задаем, следуя из Москвы в область). 

Далее дорога пересекала земли деревни Изютино у речки Котла и двух пустошей - Чахловы Вышние и Чахловы Нижние, которые узким клином вторгались в дачу села Коломенского. Селение Чахлово тоже древнее. В договоре, заключённом в 1447 году между великим князем Василием Васильевичем и серпуховско-боровским князем Василием Ярославичем, который признает за московским князем бывшие земли серпуховского княжества, сказано: «А что, господине, села твои, Коломенское, и Дьяковское, и Чахловское, и что к ним потягло, в то ми ся <…> не вступати». Позже село с таким названием уже не упоминалось.

Деревня Изютино была перенесена от речки Котла к Серпуховской дороге, на место пустошей Чахловых. Под именем Волхонка (видоизмененное Волконское, по фамилии одного из владельцев) существовала до 1960-х годов, территориально была расположена с юга от Чонгарского бульвара. 

Дорога Лукомка шла по меже селений, она пересекала дачу Изютина, далее справа начинались земли села Зюзино, слева по-прежнему шли земли Изютина, затем слева начинались земли села Коломенского деревни Чертаново.

Дорога пересекала речку Водянку у впадения в нее левого притока Афонинского оврага, и справа начинались земли пустошей Гридиных. Правее них были расположены земли сельца Марково, на земле которого находился государев Волчий двор. На современном плане Волчий двор следует поместить между Балаклавским проспектом и улицей Б. Юшуньской, в парк Зюзино.

Лукомка шла между землей пустошей Гридиных и землей деревни Чертаново, а затем упиралась в глубокий овраг речки Чертановки, притока речки Городенки, который являлся естественной южной границей пустошей Гридиных. За оврагом дорога временно пропадет из нашего поля зрения.

Где бы сейчас проходила дорога? Речка Водянка – это Чертановские пруды вдоль Балаклавского проспекта. Место впадения Афонинского оврага в Водянку - угол Азовской улицы и Битцевского проезда. Дорога шла бы по Азовской улице от Чонгарского бульвара, пересекала бы Балаклавский проспект и сворачивала направо по Битцевскому проезду, который огибает микрорайон Северное Чертаново. Затем бы ей пришлось наискосок пересечь Битцевский конноспортивный комплекс и оказаться на границе комплекса и лесопарка. Эту границу можно условно считать трассой древней дороги. Далее начинается Битцевский лесопарк - особо охраняемая природная территория. Здесь дорога должна была переправиться через два глубоких оврага: речки Чертановки (и оказаться на земле пустоши Фляшкиной села Ясенева) и ручья Дубинкинского (и оказаться на земле пустоши Мартыновской также села Ясенева). Овраги и сейчас глубоки. Какими они были в древности, мы можем только предполагать.  Что же касается современного леса, то его территория в XVI-XVII вв. выглядела иначе, частью она была расчищена: наличие пустошей говорит об обработанной, но заброшенной земле. А археологические памятники - селища XIV-XV вв. - говорят о заселенности территории в древности.

Переправившись через Дубинкинский ручей, дорога выходила на землю древнего государева села Ясенева где-то между Андрюшкинским и Глуховским оврагами. Дорога после Дубинкинского ручья подходила к разветвленному Глуховскому оврагу и шла слева от него: здесь была граница сёл Узкого и Ясенева; левее находились земли сельца Красного. Далее дорога шла по меже Ясенева-Бирюлева, Ясенева-Качалова, Ясенева-Садков, Ясенева-Киова.

Село Ясенево - одно из древнейших Подмосковья. Оно также, как и Коломенское, было завещано князю Андрею Ивановичу. Отметим, что в древности размеры территории села были значительно большими по сравнению с XVII веком. Дорога Лукомка была не единственной, ведшей в Ясенево. К нему вела дорога, которая брала свое начало от Калужской площади, это нынешняя Шаболовская улица, еще одна дорога ответвлялась с Калужской и шла мимо села Узкого. Остатки этих дорог уже плохо прослеживаются в начале XVII века.

 

 

 

 Дорога Лукомка в Битцевском парке

 

Попробуем нанести трассу Лукомки на современную карту Москвы. Переправившись через Дубинкинский овраг, дорога шла вдоль него на запад некоторое расстояние, а затем поворачивала на юг и шла вдоль Глуховского оврага. Вероятно, в какой-то части дорога могла совпадать с современной асфальтированной Битцевской аллеей, которая упирается в Соловьиный проезд. Лукомка же должна была не доходя до Соловьиного проезда, повернуть на юго-восток, к улице Рокотова, рядом с которой расположено верховье речки Суровенки. Думаем, с этого пункта и сохранилась настоящая трасса дороги в виде лесной парковой дорожки. Лесная дорожка идет вдоль оврага речки Суровенки до Городни, затем пересекает её и идет далее мимо собачьей дрессировочной площадки к Новоясеневскому тупику. Она подходит к станции метро «Битцевский парк», откуда уже видна ясеневская церковь. Далее трасса, должно быть, уже видоизменена, но порою может совпадать с древней. МКАД преграждает путь перед самой речкой Битцей. Дорога выходила в буквальном смысле в зону отдыха «Битца», пересекала речку там, где сейчас пруды, и шла далее в нынешний Бутовский лесопарк. Вероятно, Лукомка проходила между горой Высокой и верховьем Садковского (Максимовского) оврага.

Дорога Лукомка шла в центр небольшой Лукомской волости, в сельцо Лукомну, ныне - деревня Луковня Дубровицкого сельского поселения.

Дорога не заканчивалась в Лукомне, а шла далее на юг, она вела в город Перемышль Московский на  реке Моче. Историк В.Е. Татищев утверждал, что город был основан ещё Юрием Долгоруким в 1152 году. Но это сообщение считается недостоверным. Первым его упоминание является опять же духовная грамота Ивана Калиты. В 1339 году Перемышль, как и Серпухов, упоминается как село, в 1370 году уже как крепость. 

Перемышль располагался на правом берегу реки Мочи рядом с селением Сатино-Татарское. В настоящее время это Подольский район. Город окружали валы и рвы, сохранившиеся до настоящего времени. Расположение крепости было очень выгодным в стратегическом плане, её защищали три естественные преграды — берег реки и два глубоких оврага, а также искусственный ров.

Со строительством деревянного серпуховского кремля в 1374 году Перемышль начинает терять своё значение, а во второй половине XV в., когда Серпуховское княжество было присоединено к Московскому, Перемышль перестаёт быть центром удела и начинает угасать. Писцовая книга 1627 года упоминает на месте древнего города "Никольский погост, что у Перемышльского городища", земля принадлежала татарину Богдану Есенчурину Байкишеву.

Дорога Растовская (Растовка) начиналась, примерно, у станции метро «Варшавская». Дорога шла по границе пустошей Чахловых и дачи села Коломенского, она ответвлялась от Серпуховской дороги и шла далее на юг. «А у Растовской дороги две ямы, а из тех ям, взъехав на Растовскую, поворотить Растовскую дорогой к Москве и Серпуховской дороге – 491 сажень. Поворотить с Растовской и Серпуховской дороги налево. А у дороги Серпуховской на левой стороне две ямы. Направе - земля государевой пустоши Кречетовской, а налеве – земля стольника князя Андрея Щербатого пустоши Изютиной.»

 

 

 

Дороги Растовка и Фроловка: наложение на современную карту

 

 

Дорога Растовка пересекала речку Чертановку между монастырскими деревнями Котляковой и Дмитровской и далее шла рядом с межой Покровское-Коломенское. Дорога пересекала овраг Корнорог, речку Сухую Городенку и Вязовицкий овраг, который служил границей Покровского и земель, лежащих южнее.

Попытаемся нанести дорогу Растовку на современную карту. Дорога шла бы по промышленной зоне и пересекала бы Варшавские проезды и Котляковскую улицу, переправлялась через речку Чертановку и выходила на Тарный проезд. Далее дорога пересекла бы линию железной дороги у Кавказского бульвара, Дорожну и Сумскую улицы (последняя расположена на месте оврага Корнорог). Дорога вышла к улице Подольских Курсантов, далее путь преграждает речка Городня. Западнее села Покровского, очевидно, находился древний брод, он мог находился, вполне вероятно, на месте современного перехода через речку у школы №657. Далее Растовка пересекла бы линию Курской железной дороги в районе Красного строителя и оказалась на территории Бирюлевской ТЭЦ, которая граничит со МКАДом. Где-то здесь находился, засыпанный ныне, Вязовицкий овраг. За этим оврагом земли Московского уезда XVIII века заканчивались, а ныне за МКАДом заканчиваются земли Москвы.

Дорога проходила по землям современного поселка Дубровский, справа от нее протекал Петряевский ручей, за ним находилась пустошь Петрякова, а ныне – деревня Вырубова. Слева шли земли села Троицкого (ныне Измайлово). Дорога шла по землям пустоши Шалуниной, затем переправлялась через речку Битцу (в древности Обитца) и выходила на земли деревни Жабкино. Далее дорога выходил на межу: справа от дороги находилась деревня Жабкино, слева шли пустоши Безднина и Микитинская. Далее шли земли деревни Лопатино, сохранились древние планы этой местности. Растовка проходила с запада от Лопатина, Суханова, переправлялась через речку Гвоздню.

Дорога шла до Пахры, проходя, очевидно, Брянцово, Пахру она пересекала в меже пустоши Иншино (позднее исчезнувшая деревня Минкино), которая находилась на левом берегу восточнее современной деревни Макаровой и напротив впадения в Пахру речки Рожая. На Пахре находился «монастырский брод». Дорога шла к деревне Заболотье, рядом с которой находился погост Бориса и Глеба в Растовцах. Это и был центр Растовской волости, в древности – волость Растовец. Белокаменное крестообразное в плане здание с восьмигранным куполом построено в 1795 на средства Е. И. Головкиной.

Надо отметить, что подобное название было довольно распространено в древности. В соседнем Рязанском княжестве был свой Растовец со своим «Раставским станом» и со своей древней Растовской дорогой. Ныне это деревня Растовцы Каширского района.

Дорога Лукомская привела нас в древний город Перемышль. Куда же приведет нас Большая Растовская дорога? Она шла далее на юг в город Хатунь на Лопасне, ныне - село. Хатунь впервые упоминается в 1401 году в завещании Владимира Андреевича Серпуховского. Далее дорога шла к переправе через Оку, где на другом берегу находился летописный город Лопасня, который впервые упоминается в 1175 году.

Обратимся теперь к дороге Фроловской. Она также вела к селу на Пахре и шла далее на юг. Почему дороги носили имя по ближним к Москве селениям, а не по конечным пунктам? Существует мнение, что волости Перемышль, Растовец, Тухачев – это исконные земли Московского княжества, на Пахре могли находится сторожевые городки, к которым из Москвы шли дороги. Южнее находились уже земли другого княжества, поэтому для москвичей были актуальнее названия дорог по своим населенным пунктам.

Начало Фроловской дороги мы не знаем. Они могла ответвляться от Каширской или от Растовской дороги. В XVII веке дорога упоминается в качестве пути в дворцовое село Ермолино.

Первое упоминание дороги находим в меже сел Коломенского и Черная Грязь (Царицыно). От Каширской дороги следовало повернуть на запад по речке Чертановке до Пономарева болота, затем на юг оврагом, в конце которого межа начинала идти по Фроловской дороге. Пономарево болото находилось на месте зданий школ №2000 (Кантемировская улица, 22), верховье оврага находилось примерно у станции метро «Кантемировская». Дорога шла на юга до речки Городни, минуя Пушкин овраг с востока (на нем расположен Аршиновский парк). Далее дорога шла по левому берегу реки, переправлялась через Городню у впадения в нее Язвенки (позднее здесь появился пруд), а затем переправлялась через Язвенку напротив в падения в нее Барсучьего ручья. Дорога шла по современному Бирюлевскому дендропарку, где-то совпадая с 3-й Радиальной улицей, она служила границей пустошей Пожарной и Черепишки. Далее дорога шла по границе деревни Прудищи и сельца Загорье, выходила примерно к развязке с трассой «М-4».

Частично уничтоженная деревня Прудищи расположена прямо за МКАДом. Дорога проходила с запада от нее, затем поворачивала на юго-восток и шла по владениям села Тарычева. В древности Загорье, Тарычево, Прудищи с другими пустошами также относились к Булатниковской вотчине. Фроловка шла на юг в село на Пахре по границе селений Тимохово-Таболово, Ермолино-Дыдылдино (они в настоящее время входят в состав города Видное), Белеутово-Горки (поселение Горки Ленинские).

Село Фроловский Ям на Пахре, куда шла дорога, говорит нам о ямской службе, которая возникла только после завоевания Руси монголами. Однако до монгольского нашествия селение могло существовать под другим именем. Затем с изменением названия села изменилось и название дороги.

Большая дорога Фроловка также шла далее на юг, ее упоминание находим в меже Подсакорье-Никитское. Здесь было ответвление на Шубино, дорога эта называлась Коломенской проселочной. Далее Фроловская дорога упоминается в меже Буняково-Заборье. При этом видно, что Фроловка шла параллельно от Каширской дороги, с востока от нее. Начертив предполагаемую трассу дороги станет видно, что дорогу тянуло к Растунову.

 

Дороги Растовские (красный цвет), Фроловская (зеленый цвет), Каширская (черный цвет). Наложение на карту-схему Генерального межевания Никитского уезда.

Ростунова слободка упоминается впервые в завещании Владимира Андреевича в 1401 году. Она была уделом князя Ярослава, относилась к Хатунской волости. 

Как мы видим, Фроловская дорога ответвлялась от Каширской, затем соединялась с ней во Фроловском Яме, снова расходилась, шла параллельно ей, снова сходилась в Растунове. Делаем вывод, что Каширская дорога – это новая трасса, она продублировала старую Фроловскую, и последняя превратилась в проселочную, вела в Ермолино. Каширская же дорога - это тоже древний путь, только первоначально он вел в Коломну.

Куда же вела дорога Фроловка после Растунова? Она, очевидно, шла по направлению к Кашире, или же к переправе через Оку и далее в Рязанское княжество. Но также с нее можно было свернуть в районе Рудинок в сторону Малина и далее добраться до Коломны.

Карта Московского уезда 1848 года кажется на первый взгляд не подробной и схематичной. Но это на первый взгляд. При внимательном рассмотрении становится видно, что эта карта уникальная в своем роде, она показывает исчезнувшие к XIX веку древние дороги, которые однако сохранялись к этому времени в качестве проселков. Древняя Ясеневская дорога идет от Троицкого-Черемушек мимо Шаболова и Зюзина. Растовка ответвляется от Серпуховской дороги, пересекает речку Чертановку и движется в сторону Покровского. Дорога Фроловка ответвляется от Растовки, следует через Котляково до Царицынского пруда. Вот только Лукомская дорога не изображена, она, судя по всему, к этому времени являлась только лесной дорожкой.

Категория: Селения Южного округа. Из истории Южного округа | Добавил: marina (04.03.2018)
Просмотров: 112
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]