Среда, 23.05.2018, 14:11 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы по истории Южного округа

Материалы по истории села Братеево (часть 2)

                      Материалы по истории села Братеево (часть 2)

15. 3 ноября в селе Братееве, Московского уезда, происходило освящение вновь отстроеннаго храма во имя Усекновения главы Иоан­на Предтечи. Старый храм находился на откосе берега реки-Москвы; берег этот до того размыло водой, что храм стал грозить разруше­нием. Из исторических справок видно, что в этот храм уединялись для молитвы последние патриархи. На новый храм, благодаря стара­ниям местнаго священника Владимира Кирьякова и церковнаго старос­ты П.В. Рыбакова, было собрано до 40,000 рублей, но так как денег этих было недостаточно для постройки храма, то о. Кирьяков снова стал просить доброхотных дателей о вспомоществовании. Просьба эта дошла и до нашего Августейшаго генерал губернатора Великаго Князя Сергия Александровича, который пожертвовал во вновь строющийся храм 3-х-ярусный вызолоченный иконостас, а один из московских ка­питалистов, П.В. Рейнберг, накануне освящения прислал св. сосуды. Освящение совершено было арх. Пантелеймоном в сослужении 12 свя­щенников.

Московские церковные ведомости.  № 45.  8 ноября 1892 г.  С.

676-677.

[в данной статье много фактических ошибок].

16.                   Освящение храма во имя св. Иоанна Предтечи в

селе Братееве, Московскаго уезда.

3-е ноября нынешнего года для братеевцев было поистине счастливым днем. В этот день освящен был в их селе новый храм, - каменный, просторный, благоукрашенный, несравнимый с тем, который был у них ранее. Никому не верилось, чтобы в таком бедном селе, приютившемся на высоком песчанном берегу Москвы-реки, окруженном со всех сторон богатыми селами, не имеющем ни леса, ни достаточ­ного количества земли - и то суглинка - был выстроен когда нибудь храм, хотя сколько нибудь достойный своего имени, хотя сколько нибудь подобный окружающим его богатым храмам. И вот это неверо­ятное событие, о котором можно было только мечтать, - случилось! Живейшая радость светилась в глазах братеевцев, когда впервые раздавшийся с колокольни благовест собрал их всех, как одного че­ловека, ко всенощной накануне освящения; она смешивалась с удив­лением, когда они, воочию увидя благолепие храма, невольно вспоминали то убожество, какое отличало их прежний храм. Невольно по­думал каждый: Велик Бог христианский, не попускающий оскудения Своего селения.

Действительно, именно Божее дело - дело создания Братеевско­го храма, как сказал в своем слове священник этого села В.А. Кирьяков. На самом краю глубокого отвеса над рекой ютился старый деревянный храм. С каждым годом, особенно в разлив, река безжа­лостно отрывала землю и грозила храму падением. Мало того, самый храм - деревянной постройки представлял из себя ветхое низкое, убогое здание, лишенное какого-либо благолепия и убранства. Тра­пеза например, которая и доселе еще цела:- в ней правили службу за время стройки новаго храма,- представляет из себя низкую, неп­риглядную всю закоптившуюся комнату: в ней с правой стороны ютит­ся небольшой иконостас, отделяя собой небольшой алтарь, в котором можно служить почти только одному. Солея его - это небольшая по­лоска, по которой нужно ходить с великой осторожностью, чтобы не оступиться (каково было священникам носить дары на великом выхо­де!).

Таков - бывший Братеевский храм! Довольно было одного взгля­да, чтобы понять - как была настоятельна необходимость новаго. И ветхость его и опасность падения его в воду - все это каждого заставляло думать: - пора и давно пора строить новый храм. И ду­мали об этом: и священники и мужички и посторонние, случавшиеся на селе! Но как решиться на такое большое дело, не имея буквально никаких средств. Еще при жизни предшественника настоящего священ­ника пытались сделать сбор среди мужичков, но он достиг всего 700 руб. и только благодаря Н.А. Дрожжину, лично способствовавшему постройке храма и вложившему 2000 руб. - сбор достиг 2700 руб. но и это не деньги в сравнении с таким делом! Его отлагали в неиз­вестное будущее, а река, меж тем, продолжала свою зловещую рабо­ту...

Таково было положение дела, когда в Братеево поступил нынеш­ний священник В.А. Кирьяков. Его, как новичка, в особенности по­разили и убожество храма и опасность, грозившая ему. - Не обрадо­вала его и скудная сумма, собранная на построение нового храма и заставившая призадуматься. Но с другой стороны отлагать дело в неизвестное будущее - значило оставлять храм на произвол судьбы. А между тем, разве все храмы на святой Руси выстроены на готовые деньги? Мало ли примеров,  когда, надеясь только на Божию помощь,

приступали к созиданию храмов и успешно оканчивали дело? Руково­дясь такими рассуждениями, о. Кирьяков решил приступить к делу, но прежде хотел найти человека, который бы был за одно с ним и разделял бы тяжелый труд. Таковым оказался П.В. Фадеев, который согласился взять на себя должность старосты Братеевского храма. Два с половиной года тому назад с указанными малыми крохами прис­тупили к закладке. Были приглашены знакомые старосты и священники из Москвы: многие из них приехали, - и тут-то оказалась не нап­расной надежда на Бога. Воочию познакомившись с печальным положе­ние дела, все как бы охвачены были энтузиазмом. Все обещали по­мощь, обещали находить благотворителей, - и тут же покрыли под­писку, предложенную священником, посильными жертвами. Она достиг­ла крупной суммы - около 3000 рублей. Главными подписчиками яви­лись староста П.В. Фадеев и Н.А. Дрожжин, который, кроме того, взялся поставить кресты на будущий храм. Закипела работа; быстро пошла каменная кладка, но еще быстрее уходили деньги. Много по­могала книжка для сбора, но не могла давать удовлетворение всем требованиям. Но Бог не оставлял святого дела: в самые критические минуты, когда, казалось не на что было и надеяться - вдруг неж­данно, негаданно являлись благотворители.

Не будем подробно и последовательно описывать весь ход стройки, укажем только на выдающиеся факты видимого Божьего пок­ровительства. Нужно было стлать полы, ставить колоды и рамы; на­няли подрядчика Кудрявцева; между тем денег не хватало даже на материал - и что же? Кудрявцев, видя безпомощное положение, на свои средства ставит колоды и рамы, стоющие до 1000 рублей. Ехала по Курской дороге одна старушка; случился в вагоне на одной ла­вочке с ней родственник Братеевского священника. Разговорились; - он рассказал о строющемся храме, о скудости средств, словом, всю историю стройки. Слушательница оказалась личностью благочестивой настроенности, ревнительницей церковного благолепия; лично захо­тела посмотреть на строющийся храм и пожертвовала до 1000 рублей. Нужно было думать о постановке иконостасов. В старой церкви было два иконостаса, из коих один замечательный по древности (16 в.), но ветхий, другой совершенно неприглядный. Чтобы поставить первый в новый храм, нужно было его поновить, подправить; но такую дра­гоценность нужно бы было отдать хорошему мастеру, чтобы не испортить, не  извратить  древние  прекрасно  написанные лики,  на что средств никаких не оказалось. Случайно староста П.В. Фадеев узна­ет, что великий князь Сергей Александрович перестраивает церковь в губернаторском доме и желает иметь древний иконостас. Стали держать совет - не предложит ли великому князю древний Братеевс­кий иконостас? Находясь в селе, никому неведомом, такая драгоцен­ность ведь совершенно пропадет; а если великий князь пожелает взять ее, он, в замен, поможет поставить новый иконостас! Решено­сделано; снарядили подводу, упаковали иконостас и отправились в Москву. Оказалось, - иконостас подошел под стиль, желаемый вели­ким князем и был поставлен по благословлению Владыки-митрополита в домовую церковь генерал-губернаторского дома. В замен же взято­го иконостаса Его Императорскому Высочеству, благоугодно было по­жертвовать в Братеевский храм дорогой иконостас, стоявший прежде в домовой церкви генерал-губернаторского дома вместе с драгоцен­ным голубем, изображавшим Святого Духа. ( Этот голубь, нужно ду­мать, - большой стоимости. Не говоря уже про изящество работы, - самый голубь сделан из розок, а сияние из горного хрусталя ).

Засиял новый иконостас в Братеевском храме, придал ему бла­голепный вид; но вместе с тем породил новую заботу: невозможно было ставить рядом с таким изящным иконостасом другой иконостас из старой церкви, который мало того, что совершенно не подходит к нему по стилю, был очень неприглядный и убогий. но и тут Бог по­мог. Явился новый благотворитель Ф.С. Рыбаков, который и взялся поставить иконостасы в оба придела: из них один уже поставлен.

Так созидался Братеевский храм; таким же образом наполнялся он и утварью. Кто жертвовал пелены, кто - священные одежды, кто подсвечники. В.П. Рейнберг, владетель музыкального магазина в Москве, пожертвовал дорогие сосуды Хлебниковской работы. Прибли­зительная оценочная стоимость нового храма со всеми пожертвовани­ями - нужно определить ее в 30,000 рублей, из коих 10,000 рублей были пожертвованы наличными деньгами, - почему на храме и доселе долгу 7000 рублей, уплата которых требует новых благотворите­лей *).

*) Сообщение некоторых московских газет, что на постройку храма собрано было 40000 рублей - не верно.

Со вне храм очень красив. Стоит он на высоком месте - за се­лом; построен в византийском стиле; план выработан целостно, что приятно поражает  зрителя.  Внутри  храм довольно величественный, чему способствуют поставленные в ряд три придела и обширный ку­пол. Красоту храма составляют пожертвованный Великим князем ико­ностас и древние иконы необыкновенно хорошей кисти.

Величественную картину представлял собою храм накануне освя­щения. Была темная ночь, а богомольцы стекались со всех окружных сел и деревень. Чтобы осветить дорогу, - были зажжены многочис­ленные костры на далеком разстоянии. - Всенощную совершил местный настоятель с протодиаконом о. Юстовым, приглашенным московским купцом Пыховым; на литию же вышли о. архимандрит Пантелеимон, благочинный протоиерей о. П.И. Кротков, о. Н.А. Смирнов, родитель о. Кирьякова о. А.А. Кирьяков и родственники его - священни­ки: Воскресенской г. Серпухова церкви С. Поспелов, Казанской, в Сущеве, церкви В. Марков, с. Голубова, Звенигородского уезда о. С.Д. Поспелов. Пели певчие Андреева лучшим отделением. Освящение придела во имя Архистратига Михаила было совершено за ранней ли­тургией оо. П.И. Кротовым, А.А. Кирьяковым, настоятелем храма В.М. Марковым и С.Д. Поспеловым при большем стечении народа. Ос­вящение среднего престола было совершено за поздней литургией, которую служили о. архимандрит Пантелеимон, соседние священники: с. Сабурова о. П.Ф. Нарциссов, с. Борисова о. Н.А. Смирнов, с. Царицына о. В.Е. Казанцев, священник Воскресенской г. Серпухова, церкви о. С.Д. Поспелов и священник с. Коломенского С.М. Воскре­сенский. Во время причастного стиха настоятелем храма произнесено было слово, произведшее на слушателей глубокое впечатление. В этом слове о. Кирьяков живо описал историю построения храма, яве говорящую, что дело создания сего храма Божье дело. После поздней литургии, как и после раней, было провозглашено многолетие Царс­твующему дому, Их Императорским Высочествам Сергею Александровичу и Елисавете Федоровне, Высокопреосвященнейшему митрополиту Леон­тию, благотворителям и всем православным христианам. Торжество закончилось трапезой, предложенной о. В.А. Кирьяковым всем бла­готворителям и гостям, в большом количестве приехавшим из Москвы. Трапеза прошла очень оживленно: все были под впечатлением светло­го торжества. Были предложены тосты за Их Императорские Величест­ва, Их Императорские Высочества Сергея Александровича и Елисавету Федоровну, покрытые единодушным ура, за Высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия, сопровождавшиеся стройным пением многолетия, за благотворителей и главного виновника торжества о. В.А. Кирь­якова. По адресу последнего было сказано много речей, обрисовав­ших пред слушателями и ту энергию о. Кирьякова, которая сказалась в построении храма, и ту любовь к святому делу, которая одушевля­ла о. Кирьякова за все тяжелое время построения.

В то же время, как происходила трапеза у священника, - на селе Братеевскими мужичками была предложена трапеза для всех бо­гомольцев, стекшихся из окрестных селений. На этой трапезе было решено поднести хлеб-соль о. Кирьякову, что и было исполнено на утро следующего дня. Теми же Братеевскими мужичками во главе со своим священником будет поднесен хлеб-соль и Великому Князю Сер­гею Александровичу в благодарность за пожертвованный иконостас.

Священник Василий Марков

Московские церковные ведомости.  № 51. 20 декабря 1892 г. С.

788-790.

17.                     Из села Братеева, Московскаго уезда

Освящение второго придела во имя св. священномуч.

Власия при новоустроенном Иоанно-Предтечевском, в селе Братееве, храме - Московскаго уезда

С благословления управляющего московской епархией Преосвя­щенного Александра, Епископа Дмитровского, и по указу Московской Духовной Консистории на имя Благочинного Вознесенской, села Коло­менского, церкви протоиерея Павла Кроткова в селе Братееве, Мос­ковскаго уезда, сего 1893 г. июня 24 дня совершено было торжест­венное освящение второго предела во имя священномученика Власия. Накануне освящения 23 числа с раннего утра стал собираться народ, как из села Братеева, так и из окрестных сел и деревень, к ново­устроенному храму, по случаю поднятия нового колокола весом 218 пуд. 37 ф. , пожертвованного местным крестьянином Никитою Алексе­евичем Дрожжиным. Благодаря огромному стечению народа колокол легко и скоро был поднят на колокольню, и по утверждении на месте к литургии уже звонили в него (звон был целодневным). В 6 1/2 ве­чера того же дня началось всенощное бдение, которое совершил местный настоятель с диаконом Верхоспасского собора о. Боголеповым на средине храма.  На литию вышли 5 священников с Благочинным протоиереем П.И.  Кротковым  во  главе.  На величании духовенство стояло со свечами.  Вечером церковь была красиво  иллюминирована. На другой день в 5 ч утра совершена была ранняя литургия, которую служил настоятель храма о. В.А. Кирьяков, а после оной панихида по благотворителях и жертвователях, совершенная с участием всех священников, прибывших на освящение храма. Затем совершены были - водоосвящение, освящение престола, крестный ход и литургия при большем стечении народа. Во время причастного стиха настоятелем храма о. Кирьяковым сказано было слово о значении и важности хра­ма для православного христианина и необходимости общения с ним. После поздней литургии, как и после ранней, было провозглашено многолетие: Царствующему Дому, Их Императорским Высочествам Сер­гию Александровичу и Елизавете Федоровне, пожертвовавшим в этот храм вызолоченный иконостас, находившийся при церкви генерал-гу­бернаторского дома, Владыке митрополиту Леонтию, строителям и благотворителям храма. Торжество окончилось трапезой, предложен­ной в доме о. В.А. Кирьякова духовенству и гостям прибывшим из Москвы. Во время трапезы были предложены здравицы и произнесены речи с выражением глубокой благодарности, за труды и любовь к святому делу местного настоятеля о. Кирьякова и его ревностного сотрудника - старосты Петра Васильевича Фадеева. Пред трапезою Братеевскими мужичками поднесены были два хлеба с солью: один временному московскому купцу Феодору Спиридоновичу Рыбакову, пос­тавившему на свой счет все три иконостаса в Братеевском новом храме; другой - местному крестьянину Никите Алексеевичу Дрожжину, пожертвовавшему при построении храма до 4,000 рублей и колокол на таковую же сумму.

Московского уезда Иоанно-Предтечевской, с. Братеева, церкви священник Влад. Кирьяков

Московские церковные ведомости. № 27. 4 июля 1893 г. С. 365.

18. Данные по состоянию церкви в Братеево в 1812 г.

Село Сабурово Московской округи. Николаевская церковь оста­лась после неприятелей в целости, престол поврежден, срачица и антиминс сняты,  одежда осталась в церкви.  Также и  приписная  к оной Предтеченская в Братееве церковь цела, антиминса нет. Прихо­жане изготовили все нужныя к исправлению священнослужения вещи, и священник села Сабурова Стефан Андреев просил дозволения освятить эти церкви. На прошении преосвященный Августин 2 декабря 1812 го­да написал: "получить один антиминс и освятить церковь села Сабу­рова". ... (Арх. Моск. Дух. Конс. 1813 г. № 1062).

ЦГИАМ, ф. 454, оп. 4, д. 17 (Н. Скворцов. Московский уезд. Существующие церкви.), с. 105.

19. План отрубного участка под названием Журавлиха, посту­пившаго в личную собственнность, согласно приговора от 19 октября 1909 года, крестьянке Марии Новожиловой села Братеева, Царицынс­кой волости, Московской губернии и уезда из дачи села Дьяковскаго с селами и деревнями (Д-26). Выдел отрубного участка с возобнов­лением межевых знаков производил и план этот составлял, со сняти­ем ситуации с натуры, по меридиану генерального межевания, от ко­тораго магнитная стрелка отклонилась к востоку на 9 градусов, в 1910 году Землемер Землеустроительных Комиссий Московской губер­нии Иван Ветошкин. В участке состоит земли удобной и неудобной одна десятина двести восемьдесят три кв. сажен.

ЦГИАМ, ф. 210, оп. 50, д. 1804, л. 1.

20. Уставная грамота № 2339 Московской губернии Московскаго уезда, Коломенской волости, удельнаго села Братеева.

I. 1) В селе Братееве значится по 10й народной переписи крестьян мужескаго пола двести двадцать три души. Из этого числа убыло после 10й ревизии перечисленных в другия сословия две души. За тем состоит на лицо крестьян, долженствующих получить позе­мельный надел, подлежащий выкупу, двести двадцать одна душа.

2) Сверх того проживают в селе Братееве три отставных солдата, которые не входят в расчет крестьянскаго душеваго наде­ла, но впредь до выбытия сохраняют в своем пользовании отведенные им из сего надела участки земли.

II. 1) Всей земли состояло в пользовании сельскаго  общества

села Братеева до обнародования Положения о крестьянах, водворен­ных на землях дворцоваго и удельнаго ведомств, в даче единствен­наго владения удельнаго ведомства тягловой триста пятьдесят во­семь дес. тысяча четыреста пятьдесят саж. В этом числе под уса­дебною оседлостию семь дес. тысяча сто пятьдесят саж. Примечание: Означенное количество земли определено на основании инструмен­тальнаго измерения, произведеннаго удельными межевыми чинами, и при этом обнаружена разность с показанием количества земли по та­бели поземельнаго сбора, а именно, по табели показано земли тяг­ловой 363 дес. , и запасной 69 дес. , итого четыреста тридцать две десятины, по инструментальной же съемке оказалось в пользова­нии крестьян села Братеева, тягловой земли триста пятьдесят во­семь дес. тысяча четыреста пятьдесят саж. , т. е. менее против табели поземельнаго сбора на семьдесят три дес. девятьсот пятьде­сят саж.

2) Для местности, где находится село Братеево, опреде­лен "Положением" высший размер душеваго надела в три десятины, а по числу душ в селении высший размер надела по означенному "Поло­жению", на все крестьянское общество составляет шестьсот шестьде­сят три десятины.

3) Так как находящееся в пользовании крестьян села Бра­теева количество тягловой земли недостигает высшаго размера, оп­ределеннаго Положением, то в крестьянский надел, подлежащий выку­пу, зачисляется на основании 24 ст. Положения все количество сос­тоящей в их пользовании земли триста пятьдесят восемь дес. , ты­сяча четыреста пятьдесят саж.

Предоставляемая в надел крестьянам земля заключается в даче села Дьяковскаго с селами и деревнями, а) в урочищах присельных: "Усадебной" 7 дес. 1150 саж., "Долгия доли" 8 дес. 100 саж., "Красный луг" 20 дес. 1200 саж., "Под завалом" 2 дес. 1000 саж., "Укос" 2 дес. 1700 саж., "Под Шепелевым, Лыхине и Дмитровом пру­де" 84 дес. 300 саж., "У кладбища" 600 саж., "Пастбище и олешняк" 37 дес., "У трактира" 1 дес. 100 саж., "Околица" 7 дес. 200 саж., "Под ивняжец" 44 дес. 1450 саж., "У оврага по Борисовской дороге" 1 дес. 1100 саж., "У Государева сада" 6 дес. 2100 саж., "У Пога­наго озера" 16 д. 400 с., "Кручи" 27 дес. 700 саж, "Рубеж" 13 дес. 500 саж., "По Борисовской дороге" 1 дес. 900 саж., "У Боль­шаго озера" 1800 саж., б) в урочищах, несостоящих в одной меже с

поселением: "Клин" 6 дес. 2050 саж., "Десятинки" 2 дес. 700 саж., "Плинтовка" 10 дес. 1400 саж., "Ершово" 36 дес. 1300 саж., "В ов­раге Ершове" 5 дес. 1900 саж., "Площадка" 14 дес. 400 саж. Поиме­нованныя урочища ограничены в натуре существующими межами.

III. 1) Разверстания крестьянских угодий с удельными по селу Братееву не требуется.

2) находящийся в селе Братееве водопой в реке Москве и в речке Городянке, а равно проезжия и прогонныя дороги остаются в общем пользовании удела и крестьян, при этом крестьянам села Бра­теева воспрещается рыбная ловля в реке Москве.

3) находящаяся в селе Братееве и прилегающая к кресть­янскому наделу оброчная земля в урочище: "Кручи" (в содержании у мирскаго общества крестьян села Братеева) мерою в 3-х полях вось­мнадцать дес. тысяча триста саж., а также следующия оброчныя статьи: 1) трактир с участком земли мерою двести сорок саж. (в содержании у мещанки Соколовой), 2) участок земли, мерою четыре дес. тысяча шестьсот семьдесят одна саж. (в содержании у общества крестьян села Братеева) - остаются в непосредственном распоряже­нии Удельнаго ведомства. К означенным оброчным землям должен быть безпрепятственный проезд и прогон скота в существующих ныне мес­тах.

IV. 1) За предоставленную в надел крестьянам землю, в коли­честве одной дес. тысячи четыреста девяносто четырех с одною третью саж. на душу, на основании 76, 77, 78 и 80 ст. Положения 26 июня 1863 года, и по расчету платимаго крестьянами, при ут­верждении того Положения, в доход удела поземельнаго сбора и по­душнаго оклада, - причитается оброка с каждаго душеваго надела по три руб. пятидесяти восьми коп. с долями, а со всех двести двад­цати одного душевых наделов семьсот девяносто два руб. восьмнад­цать коп. в год. В течении первых двух лет со дня утверждения се­го Положения крестьяне обязаны вносить изчисленный оброк в доход Удельнаго ведомства на прежнем основании, а по прошествии двух­летняго срока, в течении сорока девяти лет, вносить оный в казну в виде выкупных платежей за землю, в те же сроки, как и казенныя подати.

2) Выкупная сумма за весь крестьянский надел составляет тринадцать тысяч двести три рубля.

V. 1) Капитала для пособий крестьянам,  принадлежащаго  всей

Коломенской волости, состоит на лицо и хранится в кредитных уста­новлениях две тысячи шестьсот десять руб. пятьдесят пять с поло­виною коп. Суммы, отчисленной за 1860 год для освежения и попол­нения хлебных запасов и хранящейся в кредитных установлениях сос­тоит на лицо пятьсот пятьдесят один руб. Остатков от мирских сбо­ров, принадлежащих также всей волости состоит на лицо и хранится в Московской Удельной Конторе 857 р. 43 к., в Коломенском Волост­ном Правлении к 1-му Декабря 1863 года 374 р. 31 1/2 коп. и в кредитных установлениях 371 руб., итого тысяча шестьсот два руб. шестьдесят четыре с половиною копейки, а всего четыре тысячи семьсот шестьдесят четыре руб.

Категория: Материалы по истории Южного округа | Добавил: Сергей65 (20.05.2009)
Просмотров: 952 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  
[hide]Дорогой Сергей,
большое Вам спасибо за публикацию материала. С большим интересом прочитала информацию, в которой указана почти вся моя родня.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]