Среда, 21.02.2018, 06:21 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Загадка исчезнувшего памятника

                                       Загадка исчезнувшего памятника.

Одной из загадок села Борисова, ныне вошедшего в состав Москвы и застроенного, но давшего название целому ее району, яв­ляется существовавший здесь таинственный памятник Борису Годуно­ву.

Единственные сведения о нем содержатся в книге И.Н. Сергеева «Царицыно» [1]. Автор, со слов старожилов, говорит о том, что па­мятник находился на южном берегу Борисовского пруда, возле родни­ков, в овраге, поросшем деревьями, и был разрушен в 1935-1940 гг., предположительно, сброшен в пруд. Поиски его биолокационным методом пока не дали результатов. На памятнике была какая-то длинная надпись. О внешнем виде его ничего не говорится. Автор предполагает, что памятник был поставлен в честь победы Бориса Годунова над татарами в 1591 г. , в бытность его боярином-прави­телем, т. е. в период от 1591 до 1598 гг. В своих предположениях автор ссылается на писателя XIX в. Иванчина-Писарева, однако это какая-то ошибка, т. к. ничего подобного у того нет [2].

Больше про этот памятник не упоминается ни в одном источни­ке, связанном с Борисовом, хотя, казалось бы, это была бы достоп­римечательность государственного значения. Удивляет также стран­ное для памятника местонахождение не в центре села, не на вершине холма, а где-то в овраге. Между тем, по этому поводу само собой напрашивается интересное предположение.

Известно, что окрестности села Борисова в эпоху до монголь­ского нашествия являлись местом расселения славянского племени вятичей, о чем говорят сохранявшиеся здесь до недавнего времени курганы [3]. Несмотря на частичную христианизацию, вятичи стойко сохраняли свои языческие верования. По предположению того же И.Н.

Сергеева, знаменитый С-образный остров на Нижнем Царицынском пру­ду был насыпан на месте языческого святилища той же формы. Об этом же говорит и известный исследователь языческих древностей Коломенского А.С. Чигрин, относя его к достаточно хорошо изучен­ному типу т. н. болотных святилищ. Тем же ученым описано идущее, возможно, еще с дославянских времен, когда эти земли населяли финские племена, почитание священных камней, во множестве находя­щихся на территории музея-заповедника «Коломенское» [4]. Самыми известными из них являются Девий, дарующий вспоможение от беспло­дия, и Конь камни, пользующиеся почитанием до сего дня. Характер­но, что оба камня находятся в овраге, изобилующем родниками, а в местных легендах происхождение этих камней и родников связывается с мифологическим сюжетом борьбы солнечного божества с подземным. Известно также, что Девий камень находится на территории, где в древности первоначально располагалось село Дьяковское, и есть предположение, что сначала он стоял на краю оврага, на площадке, где селянами проводились сходы и различные ритуалы.

Все это наводит на мысль, что загадочный памятник Годунову не что иное, как священный языческий камень, возможно даже, ру­котворный идол. Почитание его длительное время сохранялось у местных жителей, даже уже принявших христианство и, возможно, за­бывших о его первоначальном значении. Характерно, что большую часть жителей Борисова составляли старообрядцы [5], а ведь именно у старообрядцев села Дьяковского камни пользовались наибольшим почитанием, они даже их считали живыми. Понятно поэтому, что та­кой объект поклонения не пользовался официальной известностью (а скорее всего, наоборот, преследовался церковью). Известно к тому же, что такого рода вещи всегда окружают секретностью и стараются

скрыть от посторонних. С этим надо связывать и именование «идола» старожилами  Борисова памятником Борису Годунову,  очевидно,  под влиянием распространенного, официально принятого мнения о принад­лежности в конце XVI в. села этому государственному деятелю.

Многочисленные результаты исследований подобного рода святи­лищ говорят о том, что. скорее всего, они посвящались славянскому богу Велесу (Волосу), входившему в киевский пантеон и бывшему главным божеством Северной Руси. Велес считался владыкой подзем­ного царства, хозяином подземных вод. Святилища ему устраивались в местах выхода этих вод на поверхность, т. е. у родников. Голо­совым-Волосовым (Власьевым) назывался изобилующий родниками ов­раг, в котором находятся камни Девий и Конь [6]. Очевидно, Велесу или соответствующему ему местному божеству вятичей посвящено и борисовское святилище, а «идол-памятник» - его изображение.

К сожалению, приходится признать, что памятник - памятник нашей древней культуры, нашей истории - утрачен. По счастию, еще сохранились овраг, родники, хранящие священный дух этого места, а где есть дух, есть надежда на возрождение.

 

1.  Сергеев И.Н.  Царицыно.  Люди,  события, факты. М., 1995. С. 23.

2.  Иванчин-Писарев Н.Д. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1843. С. 7.

3.  Бадер О.Н. Материалы к археологической карте Москвы и ее окрестностей. // Материалы и исследования по археологии СССР. М.;Л., 1947. № 7. С. 151.

4.  Чигрин А.  Камень,  дающий жизнь.  // Московский  журнал.

1991. № 5.  С. 36-40; Чигрин А.С. «Камни рождающие, камни плодоносящие». Ритуальная символика сил природы, выражен­ная в камнепочитании.  // Коломенское. Материалы и иссле­дования. М., 1993. Вып. 4. С. 50-71.

5.  Лукина М.И. К проблеме изучения старообрядчества на тер­ритории древней дворцовой Коломенской волости. // Коло­менское. Материалы и исследования. М., 1995. Вып. 6. С.

74.

6.  Чигрин А. Камень, дающий жизнь. С. 38.

 

 

                                                                         Чусов Сергей Юрьевич (Москва)

Категория: Разное | Добавил: marina (21.12.2008)
Просмотров: 1256 | Комментарии: 6
Всего комментариев: 6
1  
Сергеев пишет интересные истории но в его рассказах немало мифов выдаваемых за реальностью.К сему стоит отнести и этот рассказ...

2  
Так был в Борисове такой камень-памятник или нет ?
Ответьте, товарищи старожилы !

3  
О событих 30х-40х годов уже врядли кто расскажет.
Ну разве что Сергеев.. smile

4  
Кстати Девий(или девичий)камень находился от древнего Дьяковского ничуть не ближе чем более позднее.Древнее село находилось на месте кладбища...

5  
Сергеев не помнит или скрывает, откуда он взял сведения об этом памятнике. Может, кому-нибудь из нынешних старожилов старшие что-нибудь рассказывали ? Может, в Борисове был какой-нибудь памятник или камень примечательный, и с этим связано ? Или легенда какая-то была. Не из головы же просто так Сергеев это выдумал ! Была, наверняка, у него какая-то зацепка.
Древнее село Дьяковское находилось на месте нынешних Дьяковских садов. Его и перенесли в XVII веке при устройстве государева Дьяковского сада. Подтверждается археологией. Про первоначальное место Девьева камня - версия сотрудников музея "Коломенское".

6  
Да,с кладбищем погорячился..Легенд витает над миром немалое колличество и нередко имею старинные мифологические корни.Если бы существовал миф о Куликовской битве в коломенском-поверте,Сергеев даже составилбы подробную карту боя.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]