Вторник, 03.12.2024, 04:39 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Дороги - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: R762v  
Дороги
марина67Дата: Четверг, 11.02.2010, 09:39 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
Название и направление древних дорог в 17 веке можно проследить по плану 1683 года, а также по плану 1692 года. От Серпуховских ворот шли три дороги: В Даниловский монастырь, Серпуховская дорога и дорога в Донской монастырь. Из Калужских ворот: Шаболовская дорога, дорога в Донской монасытрь и Калужская дорга. От Калужской ответвлялась дорога Боровская.
 
марина67Дата: Четверг, 11.02.2010, 09:47 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
Как я поняла, Шаболовская дорога шла на селение Шаболово. Вероятно, она проходила по нынешней улице Шаболовка. Как дорога шла дальше? Она должна была пересечь речку Чуру, в каком месте? Может она пересекала ее там, где в Чуру впадает Кровянка? Из описания смежных земель (Данилова монастыря и выгонной земли) следует, что межа проходила по Шаболовской дороги. Значит эту дорогу можно примерно увидеть на Плане генерального межевания? Там показна граница как раз в этом месте. Куда же шла дорога дальше, сохранились ли ее направления в современных улицах.
 
марина67Дата: Четверг, 11.02.2010, 09:50 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
Вот еще дополнение по дорогам: Разрядная книга за 1638 год, там записано, что Андрей Андреевич Голицын 23 мая встречал крымских послов. "Боярин князь Ондрей Ондреевич Голицын с полчаны своими стоял по Калужской дороге у Крымского двора, и от Крымского двора по Калужской дороге до повороту на Серпуховскую дорогу на Котел для тово, что крымские гонцы с приставом с Котла ехали на Калужскую дорогу. Боярин Борис Михайлович Салтыков стоял с повороту Калужской дороги до Котла, а полчане ево стояли по полю по обе стороны дороги. Окольничий Михайло Михайлович Салтыков стоял на Котле, а полчане ево стояли по Котлу и за Котел по Серпуховской дороге".
Получается, что у Котла (местность или речка) был поворот на Калужскую дорогу. Интересно, как шла эта дорога.
 
марина67Дата: Четверг, 11.02.2010, 09:57 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
Вот еще интересное упоминание, относящееся к 1649 году (приведено в книге Смирнова П.П. Посадские люди их классовая борьба до середины 17 века. Том 2. М., 1948). Там написано, что зимой Серпуховской дорогой не ездили, а ездили по реке по льду до самого Котла. Смирнов приводит, что "по Весе реке" и решает, что так как такой реки нет, то скорее всего это описка, надо читать по "Москве реке" (других вариантов я тоже не вижу). Почему не ездили зимой? Вероятно дело в крутых горах, которые начинались за речкой Чурой, зимой на такую гору забраться было тяжело. И как вообще проходила в древности Серпуховская дорога? Неужели примерно так же, как и сейчас?
 
GlobbusДата: Пятница, 12.02.2010, 16:05 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Замечания: 0%
Статус: Offline
Думаю, что прежние времена дороги прокладывались по принципу минимализации перепада высот (минимализация уклона), с минимумом переправе через реки и овраги (довольно крутые в нашем случае).

Тогда предположу:

- путь от Калужской к Серпуховской дороге шел примерно по трассе ОЖД.
- Серпуховская дорога должна была огибать Зеленые горы либо справа - по берегу реки, либо слева примерно по трассе Павелецкой ж.д (от моста через Чуру-Даниловку). с выходом в районе нынешнего моста ОЖД (возможно срезав по территории нынешнего стадиона Труд). Далее, как ни крути всё-равно взбираться в гору - обхода нет.

- Шаболовская дорога должна была обогнуть холм Даниловского кладбища и овраги (Андреевский, Кадашевский) либо по нынешней трамвайной трассе с уходом в строну Загородного шоссе и и Новочеремушкинской улицы.

или Второй вариант - после к.т Алмаз забраться наискосок по склону холма (?) в район Михайловских проездов, пройти между нынешними Даниловским и Татарским кладбищами выйти к устью Кровянки и далее пойти вдоль левого берега Кадашевского оврага, в котором течет Чура-Даниловка с выходом к Нынешней Новочеремушкинской улице.

 
марина67Дата: Суббота, 13.02.2010, 10:26 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
На картах 1818 года, 1848 года и 1878 года видны дороги в Троицкое-Андреево через Кровянку и Чуру, они проходит левее дачи Бекетова. Есть дорога, которая идет в Черемушки и огибает дачу Бекетова справа. Может быть они являются остатками прежней Шаболовской дороги, вероятно в древности она могла идти по даче Бекетова, теперь же она оказалась у нее на пути. Об этом трудно теперь судить. Думаю можно предположить, что Шаболовская дорога шла через Черемушки. дорога в Черемушки на картах 19 века хорошо просматривается.
 
марина67Дата: Вторник, 16.02.2010, 14:12 | Сообщение # 7
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
Существует мнение, что в древности Серпуховская дорога шла иначе, проходила в районе Загородного шоссе, минуя горы. Но вот документ 1649 года, о межевании выгонных земель от Земляного города 2 (4 позднейших) версты: "отмерено за Москвою рекою за Серпуховскими вороты ото рву Землянова города от левой стороны впрямь по Серпуховской дороге, перешед реку Даниловку, две версты, мера в 2 версты стала не доходя до речки Котлы сажен с 50, где и был поставлен еловый столб, на горе у пашен над рекою Котлами". Если бы Серпуховская дорога проходила западнее, тогда бы межевой столб встал на в 50 саженей от речки, а подальше (смотри план 1757 года). Выходит в 17 веке дорога эта проходила в том же месте, что и позднее.
 
марина67Дата: Вторник, 16.02.2010, 14:18 | Сообщение # 8
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
Даниловская застава. Известно, что это была довольно тихая застава, ничем не примечательная (смотрите воспоминания Богатырева). Было даже не понятно, куда она вела. Я думаю, была она сделана в 18 веке и вела к Даниловскому мосту, который располагался рядом. В 19 веке мост разобрали, а застава осталась. Правда у монастыря существовала паромная переправа. Хавский П.В. (Указатель дорог от Кремля Московского. М., 1856) писал, что от Даниловской заставы дорог больших нет, а есть выезд на Серпуховскую дорогу. Получался абсурд: пройти к Даниловской заставе миную Серпуховскую и снова вернутиься на туже дорогу.
 
R762vДата: Вторник, 16.02.2010, 14:51 | Сообщение # 9
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 55
Замечания: 0%
Статус: Offline
Относительно Серпуховской я уже где-то свои соображения излагал,
кратко напомню: Если идти с Юга к Москве, то шла она по трассе Чертановской улицы почти до Чертановки (после слияния с Водянкой). Затем пересекала речку вброд и поднималась (есть признаки на более поздних картах) к деревне Изютиной, проходя сквозь оную.
Затем, шла дальше на север, огибая исток Жужи с запада, проходила по задней улице Верхних Котлов (тогда эта улица была единственной еще) и выходила к офису МММ :), то есть на трассу Варшавки, проходила сквозь Нижние Котлы...
На карте 1749 года шоссе уже смещено восточнее, но судя по рельефу и ориентации населенных пунктов до этого дорога проходила именно так.
Позже - Чертаново и В.Котлы вслед за дорогой "переместились" к востоку: Новые дома строили вдоль новой дороги, а старые постепенно ветшали.

Дальше, после Н.К. Серпуховка, полагаю, огибала нижний пруд на Котловке с запада и обходила Зеленую гору чуть западнее Павелецкой жд. Пересекала Чуру близ Загородного шоссе и уходила восточнее, к Даниловской площади, например, по трассе Малой Тульской, либо скорее через Духовской на Большую Тульскую...

Позже дологу спрямили.

Шаболовка.
Аналогично, учитывая ориентацию населенных пунктов, рельеф, возможные броды, есть вот такая версия:
То есть, от Шаболова полого поднимаемся на возвышенность, с востока принимаем дорогу из имения Черемушки-Знаменское, проходим сквозь Троицкое-Черемушки-Андреево и с востока огибаем Бекетовскую дачу и кладбища, пересекая последовательно и Чуру, и Кровянку. Далее представляю хуже, там могли быть и другие варианты.
Собственно, дорога-то на карте присутствует, просто статус у неё уже невысокий, "проселочный".
Полагаю, дорога окончательно утратила свое значение после прокладки Якунчиковского шоссе.

Вот такие пироги.
Остается сопоставить с теми привязками к межеванию...


Р.
 
марина67Дата: Вторник, 16.02.2010, 15:42 | Сообщение # 10
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
От Серпуховских ворот дорога шла на Серпухов, другая на Данилов монасытрь. У Данилова монастыря был мост. Для чего он был сделан? Я думаю единственно для того, чтобы ездить в село Коломенское. Далее был такой же наплавной Кожуховский мост. Зечем же надо было переезжать целых два моста (да еще содержать их от казны), чтобы потом оказаться на том же самом берегу Москва-реки? Очевидно, это дорога была удобной. Может таким образом миновали высокие горы в районе Котлов?
 
марина67Дата: Суббота, 13.11.2010, 23:32 | Сообщение # 11
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
Вот еще одни уникальный документ: межевая книга Черемошья 1630 года. Из нее следует, что Шаболовская дорога шла по границе Черемошья и Донского монастыря. Указаны там и другие дороги: Ясеневская? К Чернецову овргау. Писцовая книга 1627 года тоже дает представление о местынх дорогах: дорога от Зюзина у пустоши Сарафановской, через Котел к пустоши Объезжей.
 
марина67Дата: Вторник, 04.01.2011, 01:40 | Сообщение # 12
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
А вот и наглядный план 1694 года. На нем подробно показаны местные дороги.
 
марина67Дата: Суббота, 26.03.2011, 13:18 | Сообщение # 13
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 134
Статус: Offline
По полевым запискам 1763 года, в районе были следующие дороги и дорожки: упоминается старая Шаболовская дорога, на вершине Троицкого_Черемушек сказано, что она под водороинами (если я правильно поняла), а вместо нее проложена от Троицкого в Даниловскую слободу ( в другую стоорону эта дорога очевидно шла до Знаменского-Чермушек). Видно она в это время существовала, но была размыта. Существовала она и далее: по ней проходила межа между Семеновским и Троицким и Знаемеским-Черемушками. Существовали следующие дорожки: из деревни Котлы (Верхние Котлы) в село Котлы_Никольское, шла дорога далее из села Котлов через Черемушки (видно имелись ввиду Знаменские-Черемушки) на Шаболовскую дорогу. Была дорога из селе Котлов в село Троицкое (шла рядом с Чернецовым оврагом), из села Котлов мимо Шаболова в Семеновское, из Зюзина в Черемушки.
 
R762vДата: Пятница, 08.04.2011, 15:08 | Сообщение # 14
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 55
Замечания: 0%
Статус: Offline
А что они называли водороиной?
Родник - водоточина.
Рыли колодцы и пруды.
На месте дороги рыть колодец - странно, а вот пруд - можно.
И пруды в Троицком как раз просматриваются хорошо.
Я как раз свою "трассу" между ними вынужденно изогнул smile Значит, надо спрямить.
Или водороина - размытый водой грунт? Овраг?
На спуске от Троицкого к Чуре - вполне возможно такое фатальное размытие.
А потом там карьер глиняный организовался. Вот это и могло поставить крест на Шаболовской дороге.
По оставшейся части Шд межи просматриваются отлично аж до 1924 года.

Новая дорога вполне понятна, это загородное шоссе и Б.Черемушкинская.

Из ВК в Котлы-Никольское - тоже ясно, это тот "прешпект", что теперь электролитный проезд.

Из К-Никольского в Знаменское - тоже читается дорога на картах, пусть и несколько пляшет.
А дальше по цивильной прямой аллее (парадный въезд Знаменского) до Шаболовской старой дороги.

Из К-Никольского в Троицкое прямого пути я не смог выявить, но если спуститься по Нагорной и пересечь Коршуниху, то по Шестому Зарогодному или чуть севернее можно попасть в Троицкое. Какие-то тропки там были и в 1924-м. (Запутался, какой овраг считаем Чернецовым?)

Из К-Никольское в Семеновское - только через Шаболово, тоже прослеживается трасса.

Из Зюзина в Черемушки - тем более, тут вопросов нет.


Р.
 
marinaДата: Четверг, 29.08.2013, 01:01 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 53
Статус: Offline

Черёмушки в 17 веке. Коричневым цветом отмечены дороги, красным пунктиром - межа. По планам межевания были следующие дороги:
Шаболовская, межа между Черемушками и Семеновским, затем шла вероятно в Шаболово.
Ясеневская или Зюзинская - шла из Ясенева мимо Зюзина в Москву, на самой северной границе Черемушек вероятно соединялась с Шаболовской дорогой, там же от нее отходила дорожка, что ездят к Чернецову врагу - межа Черемушек и Даниловского монастыря.
Из Зюзина шла дорожка на пустошь Сарафановскую - межа Прончищева и Черемушек.
Из Елистратова шла дорожка на Старое Шашебольцово, межа Зюзина, Шаболово.
Очевидно, что все эта дороги и дорожки не начинались и не обрывались сами по себе, она соединялись  ветвились.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: