Понедельник, 02.12.2024, 20:04 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы по истории Южного округа

Материалы по истории села Братеево (часть 3)

             Материалы по истории села Братеево (часть 3)

24. Статистические ведомости 1883 г.

Уезд Московский, волость Царицынская.

Сельское общество: Братеевское. Селение: Братеево. Приход: села Братеева. Ревизских душ в селении: 221. Крестьяне: собствен­ники. Расстояние от ближайшей школы: 2 в.

Падежей скота [с 1878 по 1883 г.] не было. Градобитий [с 1878 по 1883 г.] не было. Есть хлебный магазин, принадлежащий од­ному селению, хлебные запасы озимых 15 четвертей, по малому посе­ву запасы не пополняют. Училище в селе Борисове, кроме того никто в селении детей не обучает. К 1 января 1883 г. оставалось в недо­имке: училищнаго сбора 164 р. 20 к., на пожарную трубу и на выры­тие прода [пруда ?] позаимствованных в Земстве (?) 87 р. 60 к., всего 467 р. 80 к. Наделы свои никто не выкупал. Староста грамот­ный. 13 мая 1883 г.

ЦИАМ, ф. 184, оп. 10, д. 2371, л. 11.

25. Церковно-приходския начальныя училища, не получающия по­собия от Земства.

Братеевское. Царицынской волости. Год основания - 1900. Чис­ло учащихся - 33 мальчика, 29 девочек, всего 60.

Ведомости о начальных народных училищах Московскаго уезда за

1903-1904 учебный год. М., 1904. С. 68.

Братеевское. Царицынской волости. Год основания - 1900. Чис­ло учащихся - 33 мальчика, 32 девочки, всего 65.

Ведомость о начальных народных училищах Московскаго уезда за

1904-1905 учебный год. М., 1905. С. 73.

26. Архитекторы Братеевской каменной церкви.

Михайлов Михаил Владимирович (1845 - 17.12.1899, Москва)

Именовался свободным худ.  арх.  Жил в Москве, вел работы по

доходному дому  Тихвинской  церкви  в  Сущеве  (Сущевская  часть, 590/548). Похоронен на кладбище Скорбященского монастыря. (с. 176)

Крыгин Степан Васильевич (1832 - 09.03.1900, Москва)

В 1855 окончил МДАУ со званием архит. пом. В 1859 назначен в Приамурский край, где служил много лет. По возвращении в Москву занял пост моск. Епархиального архит. Работы в Москве: расширение ц. Воздвиженья при Ямских уч-щах, колокольня и склеп при ней (1888-98, не сохр.), церковь в Братееве (1890, не сохр.), придел ц. Тихона в Сокольниках (1890, Майский просек,1), приделы ц. Зна­мения в Переяславской слободе и ее ограда (1888-89, 2-й Крестовс­кий пер., 17), новый корпус и надстройка келий в Высокопетровском монастыре (1891-93, ул. Петровка, 28). Для Моск. губ. спроектиро­вал церкви: в с. Авдулово Коломенского у. (1890), в с. Подболотс­кое (1890) и надстройку колокольни церкви в с. Пересветово Дмит­ровского у. (1889), в с. Еганово Бронницкого у. (1889), в с. Ко­зино (1895), с. Свинорье (1890) и с. Медведниково (1896) Звениго­родского у.; Ивановского погоста на Ламе Волоколамского у. (1896); пристройку к церкви с. Трехсвятского (1889), колокольню и трапезную церкви в с. Городище Клинского у. (1888); собор Иеруса­лимского Крестовоздвиженского монастыря (1890); трапезную собора Влахернского монастыря (1886); ц. Успения в Зосимовой пустыни (1888) и многие другие. Перестроил церковь в Старом Яме Подоль­ского у. (1888), в с. Лапшино Звенигородского у. (1896), в Ильин­ском погосте Клинского у. (1896). Похоронен на Ваганьковском кладбище. (с. 147-148)

Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы). М., 1998.

27. О церкви генерал-губернаторского дома.

Одновременно со сменой интерьера в резиденции по личному распоряжению генерал-губернатора в 1892-1893 годах были проведены большие работы по обустройству домовой церкви во имя благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского (Александро-Сергиевская).

Церковь была освящена еще в ноябре 1806 года в одной из ком­нат второго этажа дворца вблизи парадной лестницы окнами на Тверскую. "Строительство" ее алтаря проходило под наблюдением ар­хитектора И.В. Еготова. По изгнании Наполеона в храм начали пос­тупать иконы и утварь из сгоревших городских приходов. Среди них и чтимое у москвичей изображение Святого Духа в виде золотого го­лубя над царскими вратами.

Иждивением князя В.А. Долгорукова в 1867 году храм был изящ­но отделан, но продолжал оставаться в мало приспособленном для церковных служб помещении. Это явно не соответствовало тому зна­чению, которое со временем приобрела домовая церковь: здесь при большом стечении приглашенных служились торжественные молебны в дни именин августейшей фамилии и генерал-губернаторов, устраива­лись пышные бракосочетания, отмечались другие важные события. Несколько раз храм посетил император Николай II с супругой Алек­сандрой Федоровной.

Для выполнения работ по переоборудованию домовой церкви был приглашен известный архитектор, автор проектов памятников Алек­сандру III близ храма Христа Спасителя и Александру II в Кремле, знаток отечественной средневековой живописи Н.В. Султанов. Под его руководством стены и своды церкви были обиты деревом и распи­саны в подражание фресок Спасо-Преображенского собора московского Новоспасского монастыря XVII века. Входные двери выполнили по об­разцу порталов царских дворцов в Коломенском и Измайлове; главное паникадило представляло собой уменьшенную копию люстры церкви се­ла Медведково. В настенных клеймах были запечатлены портреты рос­сийских государей и святителей православной веры. Был устроен и новый иконостас. Его основу составили двадцать отреставрированных икон допетровского письма из разобранного деревянного храма тогда еще подмосковного села Братеево. Оттуда же доставлены и резные царские врата. Вся церковная утварь была выполнена в подражание лучшим образцам древнерусского искусства Ярославля, Ростова Вели­кого и других городов.

В годовщину 500-летия памяти Сергия Радонежского в 1892 году перестроенная церковь была вновь освящена. В таком виде она про­существовала до революционных потрясений 1917 года. С приходом к власти большевиков Александро-Сергиевская церковь была опечатана, а в апреле 1921 года и вовсе уничтожена. Старинный иконостас, бо­лее шестидесяти икон, утварь переданы на хранение в Пятый проле­тарский музей Москвы; их дальнейшая судьба не прослеживается*.

*Отдельные предметы стилизованной под старину церковной ут­вари (хоругви, подсвечники, облачения священников и др.) были тогда же переданы в действовавшие церкви Рождества в Палашах, Владимирской Божией Матери на Никольской, в храмы Владимирской и Тверской епархий.

Резиденция московских властей: Тверская,13. М., 1996. С. 29,

34-35. (на с. 34 - фото домовой церкви. 1900-е гг.)

28. О церковно-приходской школе.

Братеевская, в селе Братееве, церковно-приходская школа отк­рыта в 1900 г. вследствие отсутствия в приходе каких-либо школ. В это же время для школы построено собственное здание. Учащихся в школе около 60 человек. Заведующим школой с 1900 г. состоит свя­щенник В. Кирияков, попечителем крестьянин П.В. Фадеев. Курская железная дорога. Ст. Царицыно. С. Братеево, 4 в. (с. 492)

В 1908 г. правильное хоровое пение введено было в 24 школах: [в том числе и в Братеевской].  В этих хорах поют на два или на 3 голоса, в хорах участвуют и взрослые.  Здесь пение поставлено хо­рошо.  В храме исполняют и нотные песнопения. Пению обучают почти везде учащие ...  В школах ..  в ...  Братеевской ... - [имеются] скрипки. (с. 335)

За четверть века.  1884-1909.  К истории церковно-приходских школ Московской епархии. М., 1910.

От Московского Епархиального Училищного Совета Кирилло-Мефо­диевского Братства.

Резолюциею Его Преосвященства от 12 сентября 1900 г. на жур­нале заседания Постоянной Школьной Комиссии Совета Кирилло-Мефо­диевского Братства от 21 августа 1900 г. утверждены в учительских и законоучительских должностях в церковных школах епархии следую­щие лица: ... (с. 63) ... [По] Московскому [уезду]: ... окончив­шая курс Филаретовского епархиального училища Анна Успенская - в Братеевской; ... (с. 64)

Московские церковные ведомости.  Оффициальный отдел.  15 ок­тября 1900 г. № 42.

Особенно же ревностными и заслуживающими внимания являются следующие [законоучители]: ... По Московскому уезду - школ: ... Братеевской - священник Владимир Кирьяков ...

Отчет епархиальнаго наблюдателя о состоянии церковных школ Московской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1901-1902 учебный год. М., 1903. С. 10.

29. 21-е августа в селе Братееве.

Восемь лет тому назад нам пришлось с искренней радостию по­делиться с читателями Церковных Ведомостей своими впечатлениями от редкостнейшего для братеевцев торжества - освящения нового храма. Бог привел нам быть свидетелем и участником еще большего торжества в том же селе - освящения главного престола церкви и вновь устроенной школы преосвященным Парфением, епископом Можайс­ким, 21 августа сего года. В 51 № Московских Церковных Ведомостей за 1892 г. мы указывали, как велика и настоятельна была необходи­мость построения в Братееве нового храма. В виду отдаленности по времени нашей заметки, позволим сделать из нея краткие выдержки.

Прежний Братеевский храм, - деревянный, маленький, невзрач­ный ютился на самом обрыве высокого, песчанного берега Москвы-ре­ки. С каждым годом река безжалостно отрывала береговую землю ку­сок за куском; грозило - неминуемое падение храма. Давно уже ста­ли думать, как-бы найти средства на построение нового храма, но таковых не оказалось. До поступления в Братеево настоящего свя­щенника - о. В. Кирьякова было собрано всего 2,700 рублей. С та­кими средствами рискованно было приступать к дорого стоящему де­лу. Но о. Кирьяков, надеясь на помощь Божию, не стал откладывать святого дела, в виду приближавшегося с каждым днем разрушения храма. И Бог помог ему. - Имея знакомство с московскими благотво­рителями, о. Кирьяков уговорил купца П.В. Фадеева быть старостой Братеевского храма и нашел в нем и усердного благотворителя и редкого сотрудника. Явились и другие благотворители: крестьянин Н.А. Дрожжин, московский купец Ф.С. Рыбаков. Был создан настоящий каменный храм с тремя приделами в ряд, причем в среднем приделе был поставлен иконостас из домовой церкви Московского Генерал-Гу­бернаторского Дома с драгоценным изображением Св. Духа, в виде голубя, окруженнаго сиянием. Этот иконостас был получен в обмен за древний братеевский, ныне поставленный в домовой церкви Вели­кого Князя Сергия Александровича. Два других иконостаса были соо­ружены на средства Ф.С. Рыбакова. Новый храм был освящен 3 ноября 1892 г.

Само собою понятно, - храм в то время не был вполне отделан и требовал еще многаго. - Ни своды, ни стены не были росписаны, выложенные изразцовые печи не прогревали храма, отчего в храме было холодно, а в некоторых местах явилась сырость - так она яви­лась в престоле главного придела; на колокольне висели колокола с прежней братеевской звонницы, в совокупности не превышавшие ста пудов. Но энергия и усердие троих главных создателей храма: о. Кирьякова, старосты П.В. Фадеева и Ф.С. Рыбакова эа эти 8 лет не только не ослабли, но как-бы развивались все более и более. Так, с колокольни вскоре раздался благовест 200-пудового колокола; вместо прежних, в алтаре - деревянных, а в самом храме лещадных полов, явились красивые полы из бетонных плиток; было устроено духовое отопление с помощию которого удалось изгнать из храма всякую сырость, и можно было подумать о росписи храма. И вот в прошлом году П.В. Фадеев взялся росписывать на свои средства весь храм, а Ф.С. Рыбаков вызолотить иконостасы. В виду замеченной сы­рости в престоле главнаго придела, было испрошено разрешение пос­тавить новый кипарисовый престол. К этому же времени священник Кирьяков стал хлопотать об устройстве церковно-приходской школы. На ея устройство, благодаря милостивому вниманию преосвященнаго Парфения, было выдано из капитала покойной Медведниковой 1.000 рублей. Эти деньги явились началом дальнейших пожертвований: ста­роста П.В. Фадеев принял горячее участие в устройстве школы, пло­дом чего явилось прекрасное здание с тремя большими классами,раз­девальней, квартирой для учительницы, приемной, стоящее свыше

5.000 рублей. При устройстве школы применен новый, все более вхо­дящий в практику, способ разделения классов подвижными перегород­ками, дающий возможность иметь большой зал для внеклассных чте­ний.

С разрешения Владыки Митрополита, освящение храма и школы было назначено на 21 августа. За много дней до освящения можно было замечать небывалое волнение среди не только братеевских крестьян, но и крестьян окрестных сел и деревень, где издавна свил себе гнездо раскол. Вызвал это волнение слух о предстоящем приезде преосвященнаго Парфения и его служении, так как вся гро­мадная округа той местности никогда не видала архиерейскаго слу­жения. И православные и раскольники сошлись к церкви встречать владыку, который в тот же день освящал храм на Яму, приблизитель­но в двадцати верстах от Братеева, и прибыл в Братеевский храм ко всенощному бдению. Сюда же для встречи преосвященнаго собралось духовенство окрестных сел: Котлов (о. благочинный), Коломенского, Сабурова, Черемушек, Борисова, а также несколько священни­ков-родственников о. Кирьякова, в том числе престарелый отец его, - заштатный священник.  Всенощное бдение совершил местный священ­ник с протодиаконом Полкановым при пении Андреевских певчих.

На литию вышел преосвященный Парфений со всем сонмом духо­венства в золотых ризах. На лицах молящихся можно было видеть непритворную радость и слезы умиления от торжественнейшего зрели­ща. Уставная служба, благоговейное и внятное чтение молитв влады­кой - все это видимо потрясало не только православных мужичков, но, по их рассказам, и раскольников. Служба длилась долго и когда кончилась, - на дворе стояла темная августовская ночь. Тем более величественным явилось зрелище иллюминации храма и шествия преос­вященнаго в дом священника, путь к которому освещался бенгальски­ми огнями. Народ густой толпой провожал владыку, и каждый стре­мился получить его благословение. Духовенство и многие прихожане также собрались в доме священника. Хозяйкой дома была предложена простая трапеза, которую преосвященный осчастливил разделить со всеми присутствующими. Получивши благословение владыки, очарован­ные его милостивым вниманием к каждому, все разошлись на ночлег.

На другой день ровно в 9 ч. преосвященный Парфений прибыл в храм, переполненный, несмотря на будничный день, молящимися. Пос­ле встречи многочисленным духовенством и облачения, начался тор­жественнейший и умилительнейший чин освящения святой трапезы. На лицах молящихся опять можно было видеть выражение святаго востор­га, дух радости и умиления, в особенности в те минуты, когда вла­дыка читал молитвы с коленопреклонением. По освящении храма и провозглашении многолетия, владыка совершил божественную литур­гию. Во время причастнаго стиха о. Кирьяков, с благословения вла­дыки, произнес слово, в котором указал на благодеяния Божии, яв­ленныя в создании храма и школы; изъяснил значение храма, как училища благочестия, где все могут находить себе поучение не только в божественной службе и проповедывании слова Божьяго, но и в святых изображениях, причем указал на святыя изображения Ар­хистратига Михаила, Крестителя Иоанна и священномученника Власия, покровителей Братеевскаго храма, изъяснивши те уроки благочестия, какие дают верующему сердцу эти изображения. В конце слова пропо­ведник призывал прихожан воздать Господу за все, что они получили от Него, тем что указано в словах пророка: "чашу спасения прииму и Имя Господне призову; молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его". В конце литургии преосвященный Парфений обратился к молящимся с словом назидания, приблизительно следующего содержа­ния - "Дому твоему подобает святыня". Этим текстом начал владыка свое слово. Было время, - говорил владыка, - когда вся природа была одним святым храмом Бога; служителями Его являлись сами люди - святые, непорочные, не знавшие, ни зла, ни ненависти ни вражды; в природе все дышало чистотой, святостию, незлобием. Этот святой вожделенный порядок был разрушен диаволом, соблазнившим первых людей на грех; святость, чистота, непорочность, любовь сменились грехом, нечистотой, враждой, злом; грозил суд правды Божией, гро­зила смерть - телесная и духовная. Но велики милосердие и любовь Бога ! Господь Сам спас нас и воротил нам утраченную благодать. Эта спасшая и оправдавшая человека благодать преподносится в свя­тых таинствах, которые совершаются особо освященными для того людьми в святых храмах. Этим святым храмам, являющимся домом Бо­жиим, подобает святыня. Поэтому нужно бояться осквернения этой святыни и входить в храм достойными его святости. Как достичь этого ? Для этого нужно чаще исповедываться и причащаться св. Та­ин, освящающих нас; забыть чувства вражды, ненависти; воспитать в сердце любовь, снисхождение, милосердие и чаще молиться Богу. Мо­литесь Богу, - говорил владыка, - и утром и вечером, и перед вся­ким делом, и после всякаго дела; молитесь всегда - каждый час, каждую минуту, чтобы этим всесильным средством отгонять от себя диавола и зло и приближаться к Богу.

После литургии, в храме был начат молебен Спасителю, Божией Матери, архистратигу Михаилу, Крестителю Иоанну, священномученику Власию и равноапостольным Кириллу и Мефодию, и затем тронулся крестный ход в вновь устроенную школу. Здесь было совершено освя­щение воды, после чего владыка освятил иконы, привезенные им для раздачи детям, и школу. Пред раздачей святых икон владыка опять обратился к присутствующим с словом. Горе миру от соблазнов, - так приблизительно говорил владыка, - соблазн господствует везде: на улицах, в домах, в семье; то там, то здесь слышатся брань, неприличные слова; пьянство и пьяные бывают всюду, на глазах ма­лых детей. Все это ложится на их чистую, но ко всему восприимчи­вую душу, и мы часто даже не подозреваем, какой вред наносим их душе. Велик грех соблазна: Господь сказал, что соблазнителю лучше было-бы, если-бы повесить ему мельничный жернов на шею и потопить его в глубине морской. - Однажды, - продолжал владыка, к Спасите­лю привели детей, и когда апостолы препятствовали им подходить к нему, дабы не утомить учителя, Господь сказал: пустите детей при­ходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть царствие Божие. Так дороги дети Богу, и нам, - говорил владыка, - предле­жит долг не возбранять детям приходить ко Христу, уничтожать соб­лазны, отдаляющие детей от Христа, исправлять свою жизнь, дабы дети не находили в ней дурных примеров, учить их Закону Божию и святым молитвам. Правда, - продолжал владыка, - не все из вас мо­гут исполнить последнее, но вот для ваших детей выстроена эта прекрасная школа; посылайте их сюда, и они найдут здесь истинное христианское просвещение, будут знать Закон Божий, научатся мо­литвам, будут уметь читать и петь при богослужении. От детей учи­тесь и вы : учитесь Закону Божиему, молитвам, пению и вместе с ними участвуйте в богослужении.- После речи, владыка взял в руки святую икону благословения Спасителем детей, благословил ею свя­щенника и старосту и передал им ее, как свое благословение школе. Потом обратился к детям и каждого благословил маленькой иконой, а на малолетнего сына старосты надел нагрудный крестик. Дети с ра­достными личиками подходили к владыке, целовали святую икону и руку владыки, с восторгом несли показать дорогой подарок родите­лям и делиться с ними своею радостию. Затем, крестный ход воро­тился в храм, где молебен закончился провозглашением многолетия.

Разоблачившись, владыка снова, по приглашению старосты, пос­ледовал в школу, где была приготовлена трапеза. Не скоро мог пройти владыка небольшое разстояние, отделяющее храм от школы: каждый стремился получить архипастырское благословение. По входе в школу, протодиакон провозгласил многолетие преосвященному Пар­фению, благотворителю школы сея. Преосвященный в свою очередь провозгласил многолетие прихожанам веси сей, устроителям школы, имеющим учить и учиться. После того, преосвященный подробно ос­мотрел всю школу, интересовался подвижными перегородками и любо­вался видами, открывающимися из окон школы. Нужно заметить, - школа стоит на очень высоком месте и из окон открывается чудная даль: внизу под горой вьется лентой Москва-река, слева виднеется крутой берег реки села Коломенского с оригинальными постройками - громадами времен Алексия Михайловича, прямо на громадной равнине противоположного берега раскинулись чудными точками деревеньки, между которыми расположился Перервинский монастырь с своими ка­менными постройками, завершающимися громадным золотым куполом со­бора, а в синей дали раскинулась златоглавая белокаменная Москва, в середине которой, как на воздухе, вырисовывались Кремлевские соборы и храм Христа Спасителя. По окончании трапезы, владыка снова посетил дом священника, куда собралось проводить владыку все духовенство. Здесь произошла живая беседа владыки с пастыря­ми, исполненная Христовых заветов и имеющая для священников прак­тический пастырский интерес. Пастыри, ободренные вниманием преос­вященнаго, в свою очередь спешили получить от него разъяснения различных недоумений, встречающихся в пастырской практике. В кон­це беседы владыка обратился к духовенству с призывом к истовому, уставному отправлению богослужения, выразивши особое желание, чтобы псалтырь, эта настольная книга русскаго человека, прочиты­валась за богослужением в возможно уставной полноте. Преподавши прощальное благословение, напутствуемый благодарными восклицания­ми духовенства, хозяев дома и гостей владыка отбыл в Москву.

21-е августа осталось незабвенным в памяти не только брате­евцев, но и всей тамошней округи. Торжественное, истовое архие­рейское служение произвело неотразимое впечатление не только на православных, но и на раскольников. Все до сих пор вспоминают да­же малейшие черты этого редкостнейшего события. Братеевцы же не знают границ своей радости. С одной стороны благолепно-украшенный храм и прекрасная школа, в которой уже началось обучение не толь­ко детей братеевских мужичков почти всех православных, но и детей раскольников из окрестных сел и деревень, с другой - архиерейское посещение их села - все это составляет для них радостнейшее тор­жество духа. Благодарные виновникам этого торжества, братеевцы поднесли святые иконы священнику о. В.А. Кирьякову, церковному старосте П.В. Фадееву и благотворителю Ф.С. Рыбакову.

С.М.

Московские церковные ведомости. № 39. 24 сентября 1900 г. С.

479-482.

30. Древние Царские врата церкви с. Братеево (материалы выс­тавки).

Реставрацию портала из Братеева осуществили реставраторы А. Неретин, И. Воронин, В. Прядилов, Р. Сидорова и В. Гончарик (Все­союзное объединение "Союзреставрация")...

Самый ранний портал царских врат на выставке происходит из церкви Иоанна Предтечи в Братееве. Она находилась в Московской губернии и располагалась на высоком берегу Москвы-реки. Село дол­гое время было приселком царского села Коломенского. Время строи­тельства церкви было забыто еще в начале XVII в.

Самые ранние сведения о церкви встречаются в Дозорных книгах Патриаршего приказа за 1628 г. В них говорится, что церковь была деревянной, построенной "изстари". В 1731 г. встал вопрос о заме­не обветшавшей церкви. Тогда же было решено перевезти в село Бра­теево недавно построенную деревянную церковь из села Рожественно Мос

Категория: Материалы по истории Южного округа | Добавил: Сергей65 (21.05.2009)
Просмотров: 1909
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]