Главная » Статьи » Материалы по истории Южного округа |
Материалы по истории села Братеево (часть 3) 24. Статистические ведомости 1883 г. Уезд Московский, волость Царицынская. Сельское общество: Братеевское. Селение: Братеево. Приход: села Братеева. Ревизских душ в селении: 221. Крестьяне: собственники. Расстояние от ближайшей школы: 2 в. Падежей скота [с 1878 по 1883 г.] не было. Градобитий [с 1878 по 1883 г.] не было. Есть хлебный магазин, принадлежащий одному селению, хлебные запасы озимых 15 четвертей, по малому посеву запасы не пополняют. Училище в селе Борисове, кроме того никто в селении детей не обучает. К 1 января 1883 г. оставалось в недоимке: училищнаго сбора 164 р. 20 к., на пожарную трубу и на вырытие прода [пруда ?] позаимствованных в Земстве (?) 87 р. 60 к., всего 467 р. 80 к. Наделы свои никто не выкупал. Староста грамотный. 13 мая 1883 г. ЦИАМ, ф. 184, оп. 10, д. 2371, л. 11. 25. Церковно-приходския начальныя училища, не получающия пособия от Земства. Братеевское. Царицынской волости. Год основания - 1900. Число учащихся - 33 мальчика, 29 девочек, всего 60. Ведомости о начальных народных училищах Московскаго уезда за 1903-1904 учебный год. М., 1904. С. 68. Братеевское. Царицынской волости. Год основания - 1900. Число учащихся - 33 мальчика, 32 девочки, всего 65. Ведомость о начальных народных училищах Московскаго уезда за 1904-1905 учебный год. М., 1905. С. 73. 26. Архитекторы Братеевской каменной церкви. Михайлов Михаил Владимирович (1845 - 17.12.1899, Москва) Именовался свободным худ. арх. Жил в Москве, вел работы по доходному дому Тихвинской церкви в Сущеве (Сущевская часть, 590/548). Похоронен на кладбище Скорбященского монастыря. (с. 176) Крыгин Степан Васильевич (1832 - 09.03.1900, Москва) В 1855 окончил МДАУ со званием архит. пом. В 1859 назначен в Приамурский край, где служил много лет. По возвращении в Москву занял пост моск. Епархиального архит. Работы в Москве: расширение ц. Воздвиженья при Ямских уч-щах, колокольня и склеп при ней (1888-98, не сохр.), церковь в Братееве (1890, не сохр.), придел ц. Тихона в Сокольниках (1890, Майский просек,1), приделы ц. Знамения в Переяславской слободе и ее ограда (1888-89, 2-й Крестовский пер., 17), новый корпус и надстройка келий в Высокопетровском монастыре (1891-93, ул. Петровка, 28). Для Моск. губ. спроектировал церкви: в с. Авдулово Коломенского у. (1890), в с. Подболотское (1890) и надстройку колокольни церкви в с. Пересветово Дмитровского у. (1889), в с. Еганово Бронницкого у. (1889), в с. Козино (1895), с. Свинорье (1890) и с. Медведниково (1896) Звенигородского у.; Ивановского погоста на Ламе Волоколамского у. (1896); пристройку к церкви с. Трехсвятского (1889), колокольню и трапезную церкви в с. Городище Клинского у. (1888); собор Иерусалимского Крестовоздвиженского монастыря (1890); трапезную собора Влахернского монастыря (1886); ц. Успения в Зосимовой пустыни (1888) и многие другие. Перестроил церковь в Старом Яме Подольского у. (1888), в с. Лапшино Звенигородского у. (1896), в Ильинском погосте Клинского у. (1896). Похоронен на Ваганьковском кладбище. (с. 147-148) Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы). М., 1998. 27. О церкви генерал-губернаторского дома. Одновременно со сменой интерьера в резиденции по личному распоряжению генерал-губернатора в 1892-1893 годах были проведены большие работы по обустройству домовой церкви во имя благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского (Александро-Сергиевская). Церковь была освящена еще в ноябре 1806 года в одной из комнат второго этажа дворца вблизи парадной лестницы окнами на Тверскую. "Строительство" ее алтаря проходило под наблюдением архитектора И.В. Еготова. По изгнании Наполеона в храм начали поступать иконы и утварь из сгоревших городских приходов. Среди них и чтимое у москвичей изображение Святого Духа в виде золотого голубя над царскими вратами. Иждивением князя В.А. Долгорукова в 1867 году храм был изящно отделан, но продолжал оставаться в мало приспособленном для церковных служб помещении. Это явно не соответствовало тому значению, которое со временем приобрела домовая церковь: здесь при большом стечении приглашенных служились торжественные молебны в дни именин августейшей фамилии и генерал-губернаторов, устраивались пышные бракосочетания, отмечались другие важные события. Несколько раз храм посетил император Николай II с супругой Александрой Федоровной. Для выполнения работ по переоборудованию домовой церкви был приглашен известный архитектор, автор проектов памятников Александру III близ храма Христа Спасителя и Александру II в Кремле, знаток отечественной средневековой живописи Н.В. Султанов. Под его руководством стены и своды церкви были обиты деревом и расписаны в подражание фресок Спасо-Преображенского собора московского Новоспасского монастыря XVII века. Входные двери выполнили по образцу порталов царских дворцов в Коломенском и Измайлове; главное паникадило представляло собой уменьшенную копию люстры церкви села Медведково. В настенных клеймах были запечатлены портреты российских государей и святителей православной веры. Был устроен и новый иконостас. Его основу составили двадцать отреставрированных икон допетровского письма из разобранного деревянного храма тогда еще подмосковного села Братеево. Оттуда же доставлены и резные царские врата. Вся церковная утварь была выполнена в подражание лучшим образцам древнерусского искусства Ярославля, Ростова Великого и других городов. В годовщину 500-летия памяти Сергия Радонежского в 1892 году перестроенная церковь была вновь освящена. В таком виде она просуществовала до революционных потрясений 1917 года. С приходом к власти большевиков Александро-Сергиевская церковь была опечатана, а в апреле 1921 года и вовсе уничтожена. Старинный иконостас, более шестидесяти икон, утварь переданы на хранение в Пятый пролетарский музей Москвы; их дальнейшая судьба не прослеживается*. *Отдельные предметы стилизованной под старину церковной утвари (хоругви, подсвечники, облачения священников и др.) были тогда же переданы в действовавшие церкви Рождества в Палашах, Владимирской Божией Матери на Никольской, в храмы Владимирской и Тверской епархий. Резиденция московских властей: Тверская,13. М., 1996. С. 29, 34-35. (на с. 34 - фото домовой церкви. 1900-е гг.) 28. О церковно-приходской школе. Братеевская, в селе Братееве, церковно-приходская школа открыта в 1900 г. вследствие отсутствия в приходе каких-либо школ. В это же время для школы построено собственное здание. Учащихся в школе около 60 человек. Заведующим школой с 1900 г. состоит священник В. Кирияков, попечителем крестьянин П.В. Фадеев. Курская железная дорога. Ст. Царицыно. С. Братеево, 4 в. (с. 492) В 1908 г. правильное хоровое пение введено было в 24 школах: [в том числе и в Братеевской]. В этих хорах поют на два или на 3 голоса, в хорах участвуют и взрослые. Здесь пение поставлено хорошо. В храме исполняют и нотные песнопения. Пению обучают почти везде учащие ... В школах .. в ... Братеевской ... - [имеются] скрипки. (с. 335) За четверть века. 1884-1909. К истории церковно-приходских школ Московской епархии. М., 1910. От Московского Епархиального Училищного Совета Кирилло-Мефодиевского Братства. Резолюциею Его Преосвященства от 12 сентября 1900 г. на журнале заседания Постоянной Школьной Комиссии Совета Кирилло-Мефодиевского Братства от 21 августа 1900 г. утверждены в учительских и законоучительских должностях в церковных школах епархии следующие лица: ... (с. 63) ... [По] Московскому [уезду]: ... окончившая курс Филаретовского епархиального училища Анна Успенская - в Братеевской; ... (с. 64) Московские церковные ведомости. Оффициальный отдел. 15 октября 1900 г. № 42. Особенно же ревностными и заслуживающими внимания являются следующие [законоучители]: ... По Московскому уезду - школ: ... Братеевской - священник Владимир Кирьяков ... Отчет епархиальнаго наблюдателя о состоянии церковных школ Московской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1901-1902 учебный год. М., 1903. С. 10. 29. 21-е августа в селе Братееве. Восемь лет тому назад нам пришлось с искренней радостию поделиться с читателями Церковных Ведомостей своими впечатлениями от редкостнейшего для братеевцев торжества - освящения нового храма. Бог привел нам быть свидетелем и участником еще большего торжества в том же селе - освящения главного престола церкви и вновь устроенной школы преосвященным Парфением, епископом Можайским, 21 августа сего года. В 51 № Московских Церковных Ведомостей за 1892 г. мы указывали, как велика и настоятельна была необходимость построения в Братееве нового храма. В виду отдаленности по времени нашей заметки, позволим сделать из нея краткие выдержки. Прежний Братеевский храм, - деревянный, маленький, невзрачный ютился на самом обрыве высокого, песчанного берега Москвы-реки. С каждым годом река безжалостно отрывала береговую землю кусок за куском; грозило - неминуемое падение храма. Давно уже стали думать, как-бы найти средства на построение нового храма, но таковых не оказалось. До поступления в Братеево настоящего священника - о. В. Кирьякова было собрано всего 2,700 рублей. С такими средствами рискованно было приступать к дорого стоящему делу. Но о. Кирьяков, надеясь на помощь Божию, не стал откладывать святого дела, в виду приближавшегося с каждым днем разрушения храма. И Бог помог ему. - Имея знакомство с московскими благотворителями, о. Кирьяков уговорил купца П.В. Фадеева быть старостой Братеевского храма и нашел в нем и усердного благотворителя и редкого сотрудника. Явились и другие благотворители: крестьянин Н.А. Дрожжин, московский купец Ф.С. Рыбаков. Был создан настоящий каменный храм с тремя приделами в ряд, причем в среднем приделе был поставлен иконостас из домовой церкви Московского Генерал-Губернаторского Дома с драгоценным изображением Св. Духа, в виде голубя, окруженнаго сиянием. Этот иконостас был получен в обмен за древний братеевский, ныне поставленный в домовой церкви Великого Князя Сергия Александровича. Два других иконостаса были сооружены на средства Ф.С. Рыбакова. Новый храм был освящен 3 ноября 1892 г. Само собою понятно, - храм в то время не был вполне отделан и требовал еще многаго. - Ни своды, ни стены не были росписаны, выложенные изразцовые печи не прогревали храма, отчего в храме было холодно, а в некоторых местах явилась сырость - так она явилась в престоле главного придела; на колокольне висели колокола с прежней братеевской звонницы, в совокупности не превышавшие ста пудов. Но энергия и усердие троих главных создателей храма: о. Кирьякова, старосты П.В. Фадеева и Ф.С. Рыбакова эа эти 8 лет не только не ослабли, но как-бы развивались все более и более. Так, с колокольни вскоре раздался благовест 200-пудового колокола; вместо прежних, в алтаре - деревянных, а в самом храме лещадных полов, явились красивые полы из бетонных плиток; было устроено духовое отопление с помощию которого удалось изгнать из храма всякую сырость, и можно было подумать о росписи храма. И вот в прошлом году П.В. Фадеев взялся росписывать на свои средства весь храм, а Ф.С. Рыбаков вызолотить иконостасы. В виду замеченной сырости в престоле главнаго придела, было испрошено разрешение поставить новый кипарисовый престол. К этому же времени священник Кирьяков стал хлопотать об устройстве церковно-приходской школы. На ея устройство, благодаря милостивому вниманию преосвященнаго Парфения, было выдано из капитала покойной Медведниковой 1.000 рублей. Эти деньги явились началом дальнейших пожертвований: староста П.В. Фадеев принял горячее участие в устройстве школы, плодом чего явилось прекрасное здание с тремя большими классами,раздевальней, квартирой для учительницы, приемной, стоящее свыше 5.000 рублей. При устройстве школы применен новый, все более входящий в практику, способ разделения классов подвижными перегородками, дающий возможность иметь большой зал для внеклассных чтений. С разрешения Владыки Митрополита, освящение храма и школы было назначено на 21 августа. За много дней до освящения можно было замечать небывалое волнение среди не только братеевских крестьян, но и крестьян окрестных сел и деревень, где издавна свил себе гнездо раскол. Вызвал это волнение слух о предстоящем приезде преосвященнаго Парфения и его служении, так как вся громадная округа той местности никогда не видала архиерейскаго служения. И православные и раскольники сошлись к церкви встречать владыку, который в тот же день освящал храм на Яму, приблизительно в двадцати верстах от Братеева, и прибыл в Братеевский храм ко всенощному бдению. Сюда же для встречи преосвященнаго собралось духовенство окрестных сел: Котлов (о. благочинный), Коломенского, Сабурова, Черемушек, Борисова, а также несколько священников-родственников о. Кирьякова, в том числе престарелый отец его, - заштатный священник. Всенощное бдение совершил местный священник с протодиаконом Полкановым при пении Андреевских певчих. На литию вышел преосвященный Парфений со всем сонмом духовенства в золотых ризах. На лицах молящихся можно было видеть непритворную радость и слезы умиления от торжественнейшего зрелища. Уставная служба, благоговейное и внятное чтение молитв владыкой - все это видимо потрясало не только православных мужичков, но, по их рассказам, и раскольников. Служба длилась долго и когда кончилась, - на дворе стояла темная августовская ночь. Тем более величественным явилось зрелище иллюминации храма и шествия преосвященнаго в дом священника, путь к которому освещался бенгальскими огнями. Народ густой толпой провожал владыку, и каждый стремился получить его благословение. Духовенство и многие прихожане также собрались в доме священника. Хозяйкой дома была предложена простая трапеза, которую преосвященный осчастливил разделить со всеми присутствующими. Получивши благословение владыки, очарованные его милостивым вниманием к каждому, все разошлись на ночлег. На другой день ровно в 9 ч. преосвященный Парфений прибыл в храм, переполненный, несмотря на будничный день, молящимися. После встречи многочисленным духовенством и облачения, начался торжественнейший и умилительнейший чин освящения святой трапезы. На лицах молящихся опять можно было видеть выражение святаго восторга, дух радости и умиления, в особенности в те минуты, когда владыка читал молитвы с коленопреклонением. По освящении храма и провозглашении многолетия, владыка совершил божественную литургию. Во время причастнаго стиха о. Кирьяков, с благословения владыки, произнес слово, в котором указал на благодеяния Божии, явленныя в создании храма и школы; изъяснил значение храма, как училища благочестия, где все могут находить себе поучение не только в божественной службе и проповедывании слова Божьяго, но и в святых изображениях, причем указал на святыя изображения Архистратига Михаила, Крестителя Иоанна и священномученника Власия, покровителей Братеевскаго храма, изъяснивши те уроки благочестия, какие дают верующему сердцу эти изображения. В конце слова проповедник призывал прихожан воздать Господу за все, что они получили от Него, тем что указано в словах пророка: "чашу спасения прииму и Имя Господне призову; молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его". В конце литургии преосвященный Парфений обратился к молящимся с словом назидания, приблизительно следующего содержания - "Дому твоему подобает святыня". Этим текстом начал владыка свое слово. Было время, - говорил владыка, - когда вся природа была одним святым храмом Бога; служителями Его являлись сами люди - святые, непорочные, не знавшие, ни зла, ни ненависти ни вражды; в природе все дышало чистотой, святостию, незлобием. Этот святой вожделенный порядок был разрушен диаволом, соблазнившим первых людей на грех; святость, чистота, непорочность, любовь сменились грехом, нечистотой, враждой, злом; грозил суд правды Божией, грозила смерть - телесная и духовная. Но велики милосердие и любовь Бога ! Господь Сам спас нас и воротил нам утраченную благодать. Эта спасшая и оправдавшая человека благодать преподносится в святых таинствах, которые совершаются особо освященными для того людьми в святых храмах. Этим святым храмам, являющимся домом Божиим, подобает святыня. Поэтому нужно бояться осквернения этой святыни и входить в храм достойными его святости. Как достичь этого ? Для этого нужно чаще исповедываться и причащаться св. Таин, освящающих нас; забыть чувства вражды, ненависти; воспитать в сердце любовь, снисхождение, милосердие и чаще молиться Богу. Молитесь Богу, - говорил владыка, - и утром и вечером, и перед всяким делом, и после всякаго дела; молитесь всегда - каждый час, каждую минуту, чтобы этим всесильным средством отгонять от себя диавола и зло и приближаться к Богу. После литургии, в храме был начат молебен Спасителю, Божией Матери, архистратигу Михаилу, Крестителю Иоанну, священномученику Власию и равноапостольным Кириллу и Мефодию, и затем тронулся крестный ход в вновь устроенную школу. Здесь было совершено освящение воды, после чего владыка освятил иконы, привезенные им для раздачи детям, и школу. Пред раздачей святых икон владыка опять обратился к присутствующим с словом. Горе миру от соблазнов, - так приблизительно говорил владыка, - соблазн господствует везде: на улицах, в домах, в семье; то там, то здесь слышатся брань, неприличные слова; пьянство и пьяные бывают всюду, на глазах малых детей. Все это ложится на их чистую, но ко всему восприимчивую душу, и мы часто даже не подозреваем, какой вред наносим их душе. Велик грех соблазна: Господь сказал, что соблазнителю лучше было-бы, если-бы повесить ему мельничный жернов на шею и потопить его в глубине морской. - Однажды, - продолжал владыка, к Спасителю привели детей, и когда апостолы препятствовали им подходить к нему, дабы не утомить учителя, Господь сказал: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть царствие Божие. Так дороги дети Богу, и нам, - говорил владыка, - предлежит долг не возбранять детям приходить ко Христу, уничтожать соблазны, отдаляющие детей от Христа, исправлять свою жизнь, дабы дети не находили в ней дурных примеров, учить их Закону Божию и святым молитвам. Правда, - продолжал владыка, - не все из вас могут исполнить последнее, но вот для ваших детей выстроена эта прекрасная школа; посылайте их сюда, и они найдут здесь истинное христианское просвещение, будут знать Закон Божий, научатся молитвам, будут уметь читать и петь при богослужении. От детей учитесь и вы : учитесь Закону Божиему, молитвам, пению и вместе с ними участвуйте в богослужении.- После речи, владыка взял в руки святую икону благословения Спасителем детей, благословил ею священника и старосту и передал им ее, как свое благословение школе. Потом обратился к детям и каждого благословил маленькой иконой, а на малолетнего сына старосты надел нагрудный крестик. Дети с радостными личиками подходили к владыке, целовали святую икону и руку владыки, с восторгом несли показать дорогой подарок родителям и делиться с ними своею радостию. Затем, крестный ход воротился в храм, где молебен закончился провозглашением многолетия. Разоблачившись, владыка снова, по приглашению старосты, последовал в школу, где была приготовлена трапеза. Не скоро мог пройти владыка небольшое разстояние, отделяющее храм от школы: каждый стремился получить архипастырское благословение. По входе в школу, протодиакон провозгласил многолетие преосвященному Парфению, благотворителю школы сея. Преосвященный в свою очередь провозгласил многолетие прихожанам веси сей, устроителям школы, имеющим учить и учиться. После того, преосвященный подробно осмотрел всю школу, интересовался подвижными перегородками и любовался видами, открывающимися из окон школы. Нужно заметить, - школа стоит на очень высоком месте и из окон открывается чудная даль: внизу под горой вьется лентой Москва-река, слева виднеется крутой берег реки села Коломенского с оригинальными постройками - громадами времен Алексия Михайловича, прямо на громадной равнине противоположного берега раскинулись чудными точками деревеньки, между которыми расположился Перервинский монастырь с своими каменными постройками, завершающимися громадным золотым куполом собора, а в синей дали раскинулась златоглавая белокаменная Москва, в середине которой, как на воздухе, вырисовывались Кремлевские соборы и храм Христа Спасителя. По окончании трапезы, владыка снова посетил дом священника, куда собралось проводить владыку все духовенство. Здесь произошла живая беседа владыки с пастырями, исполненная Христовых заветов и имеющая для священников практический пастырский интерес. Пастыри, ободренные вниманием преосвященнаго, в свою очередь спешили получить от него разъяснения различных недоумений, встречающихся в пастырской практике. В конце беседы владыка обратился к духовенству с призывом к истовому, уставному отправлению богослужения, выразивши особое желание, чтобы псалтырь, эта настольная книга русскаго человека, прочитывалась за богослужением в возможно уставной полноте. Преподавши прощальное благословение, напутствуемый благодарными восклицаниями духовенства, хозяев дома и гостей владыка отбыл в Москву. 21-е августа осталось незабвенным в памяти не только братеевцев, но и всей тамошней округи. Торжественное, истовое архиерейское служение произвело неотразимое впечатление не только на православных, но и на раскольников. Все до сих пор вспоминают даже малейшие черты этого редкостнейшего события. Братеевцы же не знают границ своей радости. С одной стороны благолепно-украшенный храм и прекрасная школа, в которой уже началось обучение не только детей братеевских мужичков почти всех православных, но и детей раскольников из окрестных сел и деревень, с другой - архиерейское посещение их села - все это составляет для них радостнейшее торжество духа. Благодарные виновникам этого торжества, братеевцы поднесли святые иконы священнику о. В.А. Кирьякову, церковному старосте П.В. Фадееву и благотворителю Ф.С. Рыбакову. С.М. Московские церковные ведомости. № 39. 24 сентября 1900 г. С. 479-482. 30. Древние Царские врата церкви с. Братеево (материалы выставки). Реставрацию портала из Братеева осуществили реставраторы А. Неретин, И. Воронин, В. Прядилов, Р. Сидорова и В. Гончарик (Всесоюзное объединение "Союзреставрация")... Самый ранний портал царских врат на выставке происходит из церкви Иоанна Предтечи в Братееве. Она находилась в Московской губернии и располагалась на высоком берегу Москвы-реки. Село долгое время было приселком царского села Коломенского. Время строительства церкви было забыто еще в начале XVII в. Самые ранние сведения о церкви встречаются в Дозорных книгах Патриаршего приказа за 1628 г. В них говорится, что церковь была деревянной, построенной "изстари". В 1731 г. встал вопрос о замене обветшавшей церкви. Тогда же было решено перевезти в село Братеево недавно построенную деревянную церковь из села Рожественно Мос | |
Категория: Материалы по истории Южного округа | Добавил: Сергей65 (21.05.2009) | |
Просмотров: 1909 |
Всего комментариев: 0 | |