Главная » Статьи » Материалы по истории Южного округа |
Документы по истории с. Братеево (часть 1) 1. Церковь Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи в селе Братееве (Москов. у.). Церковь Иоанна Предтечи села Коломенского в приселке Братееве в начале XVII ст. была деревянная, построенная изстари. Церковной дани платилось по окладу 136 г. 3 алтын с деньгою, кормовая гривна (Патр. прик. кн. 2, л. 194). По писцовым книгам Московского уезда 7139-7141 гг. : "В селе Братееве церковной земли подле зараз 2 десятины в поле, а в дву потому ж, сена в Долгом лугу 5 десятин; пустошь Антипинская, а в ней пашни лесом поросло худыя земли полтретьи десятины в поле, а в дву потому ж, в пусте треть выти, владеют приселка Дьяковскаго попы." В другом месте под 7141 (1633) годом написано: "у церкви Иоанна Предтечи дворы: попов, пономарев, три бобыльских, в приходе 25 дворов; пашни 6 четвертей, сена 80 копен". Церковной дани платилось "рубль 10 алтын с деньгою, десятильничьих и заезда гривна" (Патр. прик. дозорн. кн. 141, л. 56; кн. 196, лл. 9-10; связка 473, № д. 2971). По переписным книгам 154 (1646) года: "в селе Братееве у церкви во дворе поп Кузьма Федоров, во дв. дьячек Василий Иванов, двор церковнаго бобыля, да крестьян 27 дворов (Переп. кн. 9809, л. 437). В дозорных книгах Патр. каз. приказа 7188 (1680) года значится: "августа в 17 день государева дворцоваго села Коломенскаго приселка Братеева церкви Иоанна Предтечи поп Ермила Сазонтьев сказал: церковной де у них земли по 8 чети в поле, а в дву потому ж, сена 5 десятин и та земля написана в сотной выписи: а та де церковь в Пехрянской десятине" (Патр. прик. дозор. книга 141, л. 721). По записным книгам Патр. каз. приказа: а) за 1706 год: "октября в 29 день, выданы два антимиса, по благословенной грамоте, московскаго уезда дворцоваго села Коломенскаго в приселок Братеев церкви Иоанна Предтечи, да в придел Архистратига Михаила под росписку тояж церкви попа Федора Максимова; б) за 1731 г. декабря 24 числа, запечатан указ о строении церкви, по челобитью Пехрянской десятины дворцоваго села Коломенскаго приселка Братеева церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи попа Михаила Федорова с приходскими людьми, велено, против их челобитья, того ж московскаго уезду из села Рожествена перевесть деревянную церковь Рожественскую и построить в оном приселке Братееве, на том же церковном месте, во имя тот же престол Иоанна Предтечи; пошлин 3 алт. 2 ден. , нужнейших одна четь взято" (Патр. прик. кн. 138, л. 285; кн. 337, л. 115). В приходе церкви Иоанна Предтечи в 1703 г. состояло 38 дворов, пашни церковной земли 8 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 50 копен. При церкви были священники: Ермила Созонтьев 1680-1703 г. , Феодор Максимов 1710-1722 г. , Михаил Федоров 1736 г. , дьячки: Игнатий 1703 г. , Иван Федоров 1722 г. ; пономари: Федор Ермилов 1710 г. , Михаил Федоров 1722 г. (Переписн. кн. 1710 г. , л. 472. кн. 1722 г. л. 972; Патр. прик. св. 473, № дела 2971). Холмогоровы В.И. и Г.И. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. Вып. 8. М. , 1892. 2. Переписные книги дворцовых волостей 1646 г. К селу Борисовскому: Приселок Братеев на реке на Москве, а в нем храм Иванна Предтечи, у церкви [поп, дьякон, церковный бобыль], в селе ж крестьян [27 дворов (34 мужчины)]. РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 9809, л. 427 об-428. 3. Ревизские сказки 1811 г. Коломенского сельского приказа ведомства Московской удельной конторы (МУК). Приселок Братеев: в 1795 г. - 125 мужчин, 44 двора; в 1811 г. - 151 мужчина, 44 двора, к общине приписаны 2 вольноотпущенных дворовых человека разных помещиков и отданы в рекруты, 2 человека + 1 человек с 2 сыновьями и племянником выбыло в купечество, 1 чел. отдан в ратники, 2 чел. отданы в рекруты. ЦГИАМ, ф. 51, оп. 8, д. 34, л. 273-278 об. 4. Ревизские сказки 1816 г. Коломенского приказа. Приселок Братеев: 43 семьи, 140 мужчин, 159 женщин, 1 чел. отдан в рекруты. ЦГИАМ, ф. 51, оп. 8, д. 124, л. 529 об-543. 5. Ревизские сказки 1834 г. Коломенского приказа ведомства МУК. Приселок Братеев: 44 семьи, 195 мужчин, 207 женщин, 1 чел. с сыном уволен в мещанство, 3 чел. отданы в рекруты. ЦГИАМ, ф. 51, оп. 8, д. 328, л. 251 об-274. 6. Ревизские сказки 1850 г. Коломенского приказа Удельного ведомства. С. Братеево: 40 семей, 205 мужчин, 227 женщин, 1 исключенный из духовного звания и 1 воспитанник причислены к общине и отданы в рекруты, 1 отставной унтер-офицер водворен с наделением землей. ЦГИАМ, ф. 51, оп. 8, д. 590, л. 70 об-98. 7. Братеево, деревня 5-го стана, Удельного Ведомства, Коломенского приказа, 195 душ м. п. , 222 ж. , 36 дворов, 15 верст от Серпуховской заставы, близ Каширского тракта, в 2 верстах от дороги. Нистрем К. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М. , 1852, с. 20. 8. Братеево, с. удел. При р. Москве. От Москвы - 18 в. , от становой квартиры - 15 в. 49 дворов. 239 м. п. , 257 ж. п. Церковь православная 1. Огородников Е.К. Московская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. СПб. , 1862, с. 20. 9. 5-го стана, 1-го уряда, Царицынской волости: Братеево, с. При р. Москве; от Царицин. ст. Курской жел. дор. 6 в. ; от Серпухов. шос. 9 в. ; от Каширск. тракта 3 в. ; церковь Иоанна Предтечи; лавка, питейный дом, трактир; дворов 80; муж. 252 и женск. 240 душ. От волостного правления 5 в. , от Москвы 18 в. Афанасьев В.П. Описание Московского уезда с указанием в оном станов, волостей, урядов и селений. М. , 1884, с. 51. 10. Царицынская волость. Крестьянския поселения: Село Братеево. От Москвы - 16 в. , от волостного правления - 5 в. , от ст. Царицыно - 4 1/2 в. 106 дворов. Церковно-приходская школа, трактир 3-го разряда, 2 овощныя лавки. Населенные местности Московской губернии: Приложение к Памятной книжке Московской губернии на 1912 г. М. , 1911, с. 45. 11. 1866 г. Братеево, Московского уезда, церковь деревянная, престол 1 св. Иоанна Предтечи, дворов 43, душ мужских 212, женских 243, раскольничьих дворов 2, душ мужских 21, женских 27, процентов 28 р. 72 коп. Благовещенский И.А. Краткие сведения о всех церквах Московской епархии в алфавитном порядке исчисленных. М. , 1874, с.52. 12. Писцовые книги Коломенской волости 1675 г. : [Выпись с писцовых книг Московского] уезду писма и межеванья столника Ивана Михайловича Афросимова да подячего Ивана Василева РПГ году. Написано: великого Государя дворцового села Коломенского приселок Братеев на Москве на реке, а в нем церковь во имя Усекновения Честные главы Иоанна Предтечи, деревяная, клецкии да предел Чюдо Архистратига Михаила, в церкви Иоанна Предтечи и в пределе месных образов: образ Иоанна Предтечи, образ Архистратига Михаила да двои царские двери, на престоле: одежда крашенинная, Евангелие печатное, Евангелисты серебреные басемные, крест благословенной, обложен серебром, золочен, на жертвеннике сосуды деревянные [на полях: оловянные другие сосуды], воздух и покровы камчатые, покровы ветхи, пелена тафтяная, ветха да риз: ризы камчатые, зеленые, оплечье бархат золотной, ризы камка зеленая, оплечье бархатное красное, ветхи, подризник киндяшной, ветх, патрахел бархатная, ветха, другая патрахел бархат черной да книг: апостол, требник, минея общая, служебник, шестоднев, псалтырь со воследованием, треод постная, другая цветная, пролог, книга житие Николая Чюдотворца, паникадило медное о девяти шанданах, колоколница на четырех столбах, крыта тесом, на ней четыре колокола, весу в них восемь пуд, церковь от поповых и от крестьянских дворов в дватцати саженях, в приселке Братееве на церковной земле: [поп с 2 сыновьями, дьячек], усадная земля того ж села со крестьяны вместе, пашни паханые церковные худые земли подле зараз восемь четей в поле, а в дву потому ж, сена в Долгом лугу пять десятин да капуснику полдесятины, а что в приправочных книгах написано: дворы бобылские и места келейные, и бобыли померли, а усадная их и келейная земля припущена к церковному кладбищу, в приселке Братееве крестьян: [27 дворов, 84 мужчины, у одного хозяина имеется приемыш - зависимый работник, у другого - купленный поляк], под дворами и огороды усадные земли с церковною восемь десятин, животинного выпуску девять десятин с полдесятиною, пашни паханые середние земли шездесят три чети с третником в поле, а в дву потому ж, лесные поросли новозаповедной рощи олшнягу восемь десятин, ивнягу пять десятин, болото три десятины да за речкою Городенкою по пашне десять десятин, сена в Братеевских лугах подле Долгова озерка и по борисовских крестьян покосы сорок три десятины, капустнику две десятины, в живущем две выти с полувытью и полполполтрети выти, в пусте полвыти и полчети выти, приселка ж Братеева крестьяня владеют пустошми из волового денежного оброку, а оброк платят в Приказ Болшаго Дворца села Коломенского и приселков и деревень со крестьян вместе: пустошь Федора Василищева, Андреева тож, подле пустоши Соболева, пашни паханые худые земли пять четей да лесом поросло шеснатцать четей в поле, а в дву потому ж, сена по заполью десять копен, пашню пашет и сено косит приселка Братеева крестьянин Алешка Иевлев с товарыщи, в пусте выть без полчети выти; пустошь другое Валищево у Дмитриева пруда, пашни паханые худые земли семь четей, пашут приселка Братеева крестьяне Васка Филипов с товарыщи да лесом поросло четыре чети в поле, а в дву потому ж, сена по заполью пятнатцать копен, в пусте полвыти без полполполтрети выти; пустошь без трети Олгинино, Демехинская тож, на Хмелевском враге, пашни паханые середние земли три чети, пашут приселка Братеева крестьяне Афонка Устинов да Офонка Осипов, кустарем поросло семь четей в поле, а в дву потому ж, сена в Братеевских лугах подле Мочил и подле сенного покосу пустоши Крупина десятина, лесу пашенного три десятины, в пусте полвыти, а треть той пустоши владеют села Бесед крестьяне; пустошь, что была деревня Крупино, Бряиново другое тож, а на ней четыре места дворовых, пашни паханые худые земли шеснатцать четей да лесом поросло десять четей в поле, а в дву потому ж, сена в Братеевском лугу две десятины да на Борисовских лугах две десятины и с тем, что владел села Коломенского земской дьячек, пашню пашет и сено косит приселка Братеева крестьянин Васка Филипов с товарыщи, а крестьяне ис той деревни вышли в приселок Братеев, а иные померли, в пусте выть и полполтрети выти. РГАДА, ф. 1239, оп. 2, д. 1359, л. 193-195 об. 13. Село Братеево, Московской губ. и уезда, при р. Москве, 18 верст. от Москвы, 15 верст. от ст. квартиры (в 4 верст. от станции: "Царицыно" и в 3 верст. от полустанка: "Люблино" по Московско-Курской железной дороги). ... В 1887 году при посещении нами села Братеева и археолого-техническом осмотре его Церкви в честь Усекновения Честныя главы Св. Иоанна Предтечи храм был в то время деревянный с таковою же колокольней на каменном фундаменте, покрыт железом. Престолов два. В честь Усекновения Честныя главы Св. Иоанна Предтечи и Св. мученика Власия, устроеннаго в трапезе онаго храма на собственное иждивение церковнаго старосты Капитона Тихоновича Болховитинова в 1880 году. Земли при Церкви усадебной по новому разделу в силу Указа Московско-Духовной Консистории 1885 года Апреля 19, за № 2220, оказалось по правую сторону течения реки Москвы 35 саж. поперечнику от полевой 45 саж. длина от Церкви 33 саж. от села 40 саж. пахатной 20 десятин, из которой под кустарником 2 десятины, сенокосной 12 десятин, Дома у Священно-Церковно-служителей собственные на церковной земле. Зданий, принадлежащих Церкви, нет, кроме деревяннаго ветхаго дома, умершаго пономаря означенной Церкви, оставленный по распоряжению Епархиальнаго Начальства во владении его жены вдовы по ея смерть на церковно усадебной земле. Церковь одноэтажная, одноглавая, глава обита железом, окрашена медянкою, на главе крест деревянный, обитый белою жестью. Храм, олтарь и трапеза деревянные на каменном фундаменте покрыт железом, окрашен медянкою, обшиты с наружи и внутри тесом, окрашены стены белилами, красками внутри храма лазореваго, в алтаре чижеваго в трапезе желтаго цветов. Колокольня двух-этажная, первый ярус из белаго камня, второй деревянный утвержден на толстых железных болтах в камень, снаружи обшита тесом, окрашена белильною краскою, покрыта железом окрашенным медянкою на ней глава и крест обиты белою жестью. На колокольне три колокола: большой был в 49 пуд. 24 фунт. , но в 1873 г. в Ноябре от неизвестной причины треснул и в 1874 году по резолюции Епископа Дмитровскаго Викария Московскаго Леонида переменен на новый в 72 пуд. 25 фунт на означенный колокол пожертвовал Потом. почетн. гражд. Ник. Ник. Рожнов 587 руб. и от прихожан собрано было 100 руб. Второй колокол был в 8 пуд. 3 фунт. в 1869 г. 2 Июня по резолюции Преосвященнаго Леонида Епископа Дмитровскаго Викария Московскаго перелит на новый в 19 пуд. 32 ф. и третий колокол в 1 пуд. Из древностей, сохранившихся в храме села Братеева достойно внимания: Иконы: Усекновения честныя главы Св. Пр. Иоанна Предтечи, Св. Николая Чудотв. , Жен Мироносиц, древняя Плащаница, резное распятие (по преданию приплыло по р. Москве), кафельныя Царския двери; оловянная дарохранительница, Евангелие 1701 и 1748 г. , Синодик in 1 с 24 гравиров. изображен. на 38 листах в нем занесены роды: дворян Нормоновых, Иерея Георгия Андреева, Николая Калинникова, Княжны Голицыной и мн. др. , из просмотра означеннаго Синода видно, что главными жертвователями сельскаго храма были: Княжна Голицына, Анна Яковлевна Жукова, Елисавета Петровна Шапошникова, Петр Михайлович Рудин, Иван Борисович Крутиков, Козьма Петрович Бакулин, Купец Яков Проскуряков, Орловский, Головин, Василий Макарухин Щенковы, Куликовы; значительныя пожертвования были сделаны в 1871 по 1874 гг. Потомствен. почетн. граждан. Николаем Николаевичем Рожновым. Из досточтимых святынь, сохранившихся в храме села Братеева, достойно внимания части мощей свв. Муч. Антиния, и преподобных Антония и Феодосия Печерских, хранящихся в особом серебрян. вызолочен. Ковчеге. При нашем осмотре храма села Братеева вместе с церковным старостой Николаем Михайловичем Вадеевым 8) мы убедились что древний деревянный храм довольно замечателен в археологическом отношении по внутренной иконописи; но так как означенный храм стоит на довольно крутом берегу реки Москвы, которая, изменяя течение, ежегодно с весенним ледоходом, отмывает берег, а потому в недалеком будущем и самому храму грозит неминуемая опасность разрушения. На устройство новаго храма средств церковных не имелось при малочисленности прихода, состоящаго из 240 душ мужскаго пола, 193 женск. пола при 76 дворах; а поэтому в 1889 году с разрешения Епархиальнаго Начальства О. Настоятель храма Свящ. Н.А. Речменский и церковный Староста Н.М. Вадеев начали собирать пожертвования и в 1890 г. 27 Мая совершена закладка новаго каменнаго храма при Священнике В.А. Кирьякове; в половине Октября Церковь вчерне уже была готова, не смотря на то, что при закладке имелось в наличности очень скудныя средства, всего 2045 руб. , О. Кирьяков не остановился пред этим затруднением благодаря его энергии и заботливости, постройка в течении года доведена до конца. В 1892 году 3 ноября состоялось освящение новопостроеннаго храма с двумя престолами - главнаго во имя Св. Иоанна Предтечи и боковаго - во имя Св. Архангела Михаила. 8) О. Настоятелем в то время при храме был Священник Николай Алексеевич Речменский (с 1 Ав. 1870 г. + 30 Апреля 1888 г.. подробный некролог его состав. П. Смирновым, и напеч. в Москов. Церковн. Ведом. 1888 г. , № 36, 4 Сентября, стр. 471 и 472), а псаломщиками при храме состояли: Константин Васильевич Косьминский (с 22 Дек. 1883 г.) и Михаил Михайлович Величкин (с 28 Янв. 1882 г.) [По Братееву - Сборник изд. Общ. Люб. Духовн. Просвещения по случаю столет. юбилея митроп. Филарета. т. 1. Материалы. М. , 1883, с. 639-641] Токмаков И.Ф. Краткое историко-археологическое описание церкви во имя святого Иоанна Предтечи в селе Братееве, Московской губернии и уезда. М. , 1892, с. 3, 6-10. 14. Священник Николай Речменский (Некролог) Утром 30 апреля текущего года скончался в Москве священник села Брадеева Иоанно-Предтеченской церкви Н.А. Речменский, сын Московского священника (Никитской, что в Татарской - церкви). - Он не побоялся идти на служение в несродственную ему сельскую среду. По окончании семинарского курса в 1866 г. , он некоторое время был на светской службе, но, не смотря на ея выгоды, не остался на ней. В 1870 году, он вступил на место своего деда в с. Брадеево в священники. Место это скорее могло оттолкнуть, чем привлечь молодого развитого человека. Приход Брадеевский - один из бедных: в нем было не более 200 душ, церковь - холодная - деревянная на крутом берегу Москвы-реки, который с каждым годом все более и более ее подмывает, так что каждое половодье приходилось Н.А. встречать с замиранием сердца: один сильный обвал мог увлечь и его церковь в реку. 18 лет прослужил он в своем бедном приходе и ни разу даже не пытался просить перевода в другой лучший приход. Нет, он свои слабые силы сосредоточил на вверенных ему пастве и храме, и оставил по себе добрую память первой и благолепие последнего. Никто из окрестных священников не обращался к своей пастве с поучениями чаще Н.А. Не мудрена и не красна была его речь, но она была душевной и трогательной. Ни одного поучения не проходило у него без слез, и это были не слезы лицемерия, а следы чистой впечатлительной души, которая сама переживала все говоримое. Неудивительно, что поучения эти слушались крестьянами с радостью: простое задушевное слово проникало и грубую душу крестьянина. Но не одно слово было дорого для прихожан в Н.А. Не менее его он оставил по себе память и в делах. Он никого не обидел и не притеснил из своих прихожан. Мягкость и добродушие - вот отличительные признаки деятельности Н.А. среди прихожан. Он брал то, что давали, и не заводил тяжб и ссор за слишком ничтожное вознаграждение, а с бедняков нередко и ничего не получал за труды. Он сознавал, что тяжело жить на облитые потом и слезами пятаки бедняков. Прочие члены причта роптали за это упущение, роптала и семья среди нужды, но Н.А. страдал сам и не менялся своей доброй душой. Одним словом, он не был в тягость своим прихожанам. Каждый из них смело и свободно обращался к нему за разными требами, не опасаясь отказа из за цены или из за неимения, чем уплатить в данном случае. Не смотря на бедность прихода, Н.А. успел много сделать и для благолепия храма. Он завел знакомство с некоторыми Московскими благотворителями и мало-по малу украшал свой храм. Много приобретается при нем церковной утвари даже довольно ценной; холодный храм был превращен в теплый, при чем вновь был устроен придел во имя священномученика Власия. Все годы шли советы с знатоками об укреплении берега и предотвращении подмыва церкви. В последние годы решено было перенести или перестроить церковь, и вот пред Н.А. явилась многотрудная задача - найти средства. Он испросил дозволение на сбор и успел собрать несколько тысяч, и таким образом он положил первый камень к задуманной церкви. Желание Высочайшее о распространении церковно-приходских школ нашло в Н.А. ревностного исполнителя. Он нашел попечителя, обещавшего средства на устроение и содержание задуманной школы и подал просьбу об утверждении попечителя и дозволении открыть школу. Смерть застала Н.А. среди всех упомянутых хлопот. На страстной неделе он сильно простудился, больной он отправлял службы, больной он поехал и в Москву на святой в дом своего родителя и здесь то нашел себе смертный одр 30 апреля: воспаление легких свело его в могилу. 2 мая в Никитской церкви, при которой состоит священником его родитель А.И. Речменский и в которой не раз служивал покойный, состоялось отпевание его. Литургию совершил соборне настоятель Данилова монастыря архимандрит Иона, благочинный покойного из села Коломенского протоиерей П.И. Кротков, и родственники покойного - священники: из Никитского монастыря о. Воинов, от церкви Рождества, что в Кудрине, о. Борзецовский, от церкви св. Никиты мученика, что на Швивой горке, и диаконы - родственники покойного. Во время причастного стиха двоюродный брат покойного студент IV курса Московской Духовной Академии Петр Смирнов произнес надгробное слово, в котором обрисовал главные черты характера и заслуги покойного приходу. На погребение собрали еще несколько родственников и знакомых из духовенства и много прихожан из с. Брадеева, эти последние и донесли гроб покойного своего пастыря в Московский Данилов монастырь, где и нашел себе упокоение добрый и измученный труженник пастырь. Да дарует Господь покой его доброй впечатлительной - изстрадавшейся в сей жизни душе. П. Смирнов Московские церковные ведомости. № 36. 4 сент. 1888 г. С. 471-472. | |
Категория: Материалы по истории Южного округа | Добавил: Сергей65 (20.05.2009) | |
Просмотров: 1887 |
Всего комментариев: 0 | |