Главная » Статьи » Разное |
Загадка исчезнувшего памятника. Одной из загадок села Борисова, ныне вошедшего в состав Москвы и застроенного, но давшего название целому ее району, является существовавший здесь таинственный памятник Борису Годунову. Единственные сведения о нем содержатся в книге И.Н. Сергеева «Царицыно» [1]. Автор, со слов старожилов, говорит о том, что памятник находился на южном берегу Борисовского пруда, возле родников, в овраге, поросшем деревьями, и был разрушен в 1935-1940 гг., предположительно, сброшен в пруд. Поиски его биолокационным методом пока не дали результатов. На памятнике была какая-то длинная надпись. О внешнем виде его ничего не говорится. Автор предполагает, что памятник был поставлен в честь победы Бориса Годунова над татарами в 1591 г. , в бытность его боярином-правителем, т. е. в период от 1591 до 1598 гг. В своих предположениях автор ссылается на писателя XIX в. Иванчина-Писарева, однако это какая-то ошибка, т. к. ничего подобного у того нет [2]. Больше про этот памятник не упоминается ни в одном источнике, связанном с Борисовом, хотя, казалось бы, это была бы достопримечательность государственного значения. Удивляет также странное для памятника местонахождение не в центре села, не на вершине холма, а где-то в овраге. Между тем, по этому поводу само собой напрашивается интересное предположение. Известно, что окрестности села Борисова в эпоху до монгольского нашествия являлись местом расселения славянского племени вятичей, о чем говорят сохранявшиеся здесь до недавнего времени курганы [3]. Несмотря на частичную христианизацию, вятичи стойко сохраняли свои языческие верования. По предположению того же И.Н. Сергеева, знаменитый С-образный остров на Нижнем Царицынском пруду был насыпан на месте языческого святилища той же формы. Об этом же говорит и известный исследователь языческих древностей Коломенского А.С. Чигрин, относя его к достаточно хорошо изученному типу т. н. болотных святилищ. Тем же ученым описано идущее, возможно, еще с дославянских времен, когда эти земли населяли финские племена, почитание священных камней, во множестве находящихся на территории музея-заповедника «Коломенское» [4]. Самыми известными из них являются Девий, дарующий вспоможение от бесплодия, и Конь камни, пользующиеся почитанием до сего дня. Характерно, что оба камня находятся в овраге, изобилующем родниками, а в местных легендах происхождение этих камней и родников связывается с мифологическим сюжетом борьбы солнечного божества с подземным. Известно также, что Девий камень находится на территории, где в древности первоначально располагалось село Дьяковское, и есть предположение, что сначала он стоял на краю оврага, на площадке, где селянами проводились сходы и различные ритуалы. Все это наводит на мысль, что загадочный памятник Годунову не что иное, как священный языческий камень, возможно даже, рукотворный идол. Почитание его длительное время сохранялось у местных жителей, даже уже принявших христианство и, возможно, забывших о его первоначальном значении. Характерно, что большую часть жителей Борисова составляли старообрядцы [5], а ведь именно у старообрядцев села Дьяковского камни пользовались наибольшим почитанием, они даже их считали живыми. Понятно поэтому, что такой объект поклонения не пользовался официальной известностью (а скорее всего, наоборот, преследовался церковью). Известно к тому же, что такого рода вещи всегда окружают секретностью и стараются скрыть от посторонних. С этим надо связывать и именование «идола» старожилами Борисова памятником Борису Годунову, очевидно, под влиянием распространенного, официально принятого мнения о принадлежности в конце XVI в. села этому государственному деятелю. Многочисленные результаты исследований подобного рода святилищ говорят о том, что. скорее всего, они посвящались славянскому богу Велесу (Волосу), входившему в киевский пантеон и бывшему главным божеством Северной Руси. Велес считался владыкой подземного царства, хозяином подземных вод. Святилища ему устраивались в местах выхода этих вод на поверхность, т. е. у родников. Голосовым-Волосовым (Власьевым) назывался изобилующий родниками овраг, в котором находятся камни Девий и Конь [6]. Очевидно, Велесу или соответствующему ему местному божеству вятичей посвящено и борисовское святилище, а «идол-памятник» - его изображение. К сожалению, приходится признать, что памятник - памятник нашей древней культуры, нашей истории - утрачен. По счастию, еще сохранились овраг, родники, хранящие священный дух этого места, а где есть дух, есть надежда на возрождение.
1. Сергеев И.Н. Царицыно. Люди, события, факты. М., 1995. С. 23. 2. Иванчин-Писарев Н.Д. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1843. С. 7. 3. Бадер О.Н. Материалы к археологической карте Москвы и ее окрестностей. // Материалы и исследования по археологии СССР. М.;Л., 1947. № 7. С. 151. 4. Чигрин А. Камень, дающий жизнь. // Московский журнал. 1991. № 5. С. 36-40; Чигрин А.С. «Камни рождающие, камни плодоносящие». Ритуальная символика сил природы, выраженная в камнепочитании. // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1993. Вып. 4. С. 50-71. 5. Лукина М.И. К проблеме изучения старообрядчества на территории древней дворцовой Коломенской волости. // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1995. Вып. 6. С. 74. 6. Чигрин А. Камень, дающий жизнь. С. 38. Чусов Сергей Юрьевич (Москва) | |
Категория: Разное | Добавил: marina (21.12.2008) | |
Просмотров: 1952 | Комментарии: 7 |
Всего комментариев: 7 | |||||||
| |||||||