Пятница, 19.04.2024, 15:05 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Чусов С.Ю. Записки добровольца. Часть 2

Чусов С.Ю.

 

Начало записок: Записки добровольца. Часть 1 

С 1993 года по 1996 год для меня наступил период малой активности. За исключением разовых случаев на реставрацию я ходил, в основном, только в Царицыно да летом выезжал с отрядом «Белозерск». Царицынский отряд в то время преобразовался в Эколого-культурный центр «Царицыно». О его деятельности можно получить представление из статей "Памяти дома № 15" и Парк "Царицыно". Всё-таки, это была база, куда можно было сходить и поработать, и пообщаться.

Кстати, отделение добровольческих отрядов от ВООПИК и обретение ими самостоятельного статуса стало тогда массовым явлением. С подачи наших красногвардейских районных депутатов была такая попытка и у нас. Отряд имени Барановского хотели зарегистрировать как «Детско-юношеский клуб добровольных помощников реставраторов имени П.Д. Барановского». Написали устав, получили разрешение у дочери Барановского Ольги на использование его имени, но, как говорил Геннадий Александрович, все регистрационные документы в Моссовете пропали во время событий ельцинского переворота 1993 года, и на этом всё кончилось.

Отряд между тем продолжал свои работы, в основном, в Подмосковье. Менялись как объекты, так и состав отряда. Всего было три большие перемены в составе, как мы их называли, «три отряда». «Первый отряд» - это те, кто работал в 1987 году в Коломенском (о нём: Г.С. Салахетдинов. Воспоминания ). Второй состав образовался в Царицыно и трудился с 1988 года по приблизительно 1993 год. После этого появился «третий отряд». Жёсткой границы между ними, естественно, не было, многие ребята работали и в те, и в эти эпохи. Нынешний состав отряда имени Барановского можно назвать третьим с половиной, поскольку костяк его остался ещё с того периода. Но уже не те времена, когда отряды с жёсткой структурой конкурировали между собой за объекты и людей, нас , добровольцев, осталось не так уж много, надо консолидироваться. Сейчас у нас работают и лучшие боевые кадры с «Рождественки», и соратники по «Белозерску», и гвардия Павла Дейнеки, за что им всем огромное спасибо !

Однако, возвращаюсь к былым временам. Новые объекты находились по-разному. Иногда через шефскую секцию. Иногда направляли друзья. Так, работать в Крестовоздвиженской церкви в селе Дарна под Новым Иерусалимом нам предложила Валентина Иннокентьевна Сокол, когда работы в Воскресенском монастыре прекратились. Иногда объект приходил случайно, а вернее, Бог приводил. Например, однажды Геннадий Александрович поехал по предложению Павла Дейнеки поработать на Троицкой церкви в городе Электроугли, но по ошибке перешёл не на ту сторону платформы и дошёл до восстанавливаемой Покровской церкви в селе Кудиново. Там он переговорил с батюшкой, и эта церковь на долгие годы стала нашим объектом, а сам Гена ныне покоится на её погосте. Но не все объекты выбирали нас. На некоторых сразу не складывалось, на других работали всего один или несколько раз. Зато как приятно, хотя и грустно, было, когда основные работы на памятнике с нашей помощью завершались, и он «уходил в самостоятельное плавание».

В то время шла массовая передача храмов церковным общинам, поэтому работ было много, и это поддерживало добровольческое движение. На заседаниях шефской секции царили тогда три самых крупных отряда: Православное движение «Реставросъ» во главе с Константином Козловым (о нём: Записки добровольца. Часть 4. Костя Козлов ), отряд «Белозерск» под руководством Евгения Морозова и наш, имени Барановского. Между ними шли бои за престиж, людей и объекты. Каждый стремился доказать, что он самый лучший. Особенно часто схлёстывались Гена с Козловым, а Морозов как командир отряда по преимуществу выездного и человек более выдержанный старался их успокоить и примирить. Гена, для которого честь отряда была не пустые слова, требовал от нас высокой дисциплины и отличного качества работ и следил, чтобы мы всегда держали «марку отряда». Был и ещё один момент в этой ревности к «Реставросу».

Дело в том, что с годами, работая на храмах, Гена всё больше проникался православным духом, пока после некоторых сложностей не был окрещён в 1995 году настоятелем Крестовоздвиженской церкви села Дарна отцом Константином. Упомянутая сложность состояла в том, что Гена сначала хотел креститься в московском Николо-Перервинском монастыре, где нам, и мне в том числе, также довелось поработать, но тамошний настоятель отец Виктор целый год считал его недостаточно подготовленным и отказывался крестить. После же этого события имя Геннадий, под которым он был известен в народе (по-настоящему его звали Гайяр Сайярович), стало его официальным православным именем. Кстати, тут следует отметить, что в жизни Гены было много символического. Так, он родился 18 апреля, в Международный день охраны памятников, а его фамилия происходила от арабского «салах-ад-дин» - «защитник веры».

Гена очень ревниво относился к тому, что «Реставросъ» назывался православным движением, и в своих устных и печатных выступлениях (см.  Г.С. Салахетдинов. Статьи ) постоянно подчёркивал, что наш отряд не менее православный по духу и образу жизни и деятельности, но только мы об этом не кричим повсюду. Гена постоянно старался подтверждать своё православие. Одно время он занимался распространением православной газеты «Русь Державная» на наших объектах, но, в конце концов, это дело затухло, потому что в сельских храмах газета раскупалась плохо, непроданные номера Гена привозил обратно в редакцию, что не удовлетворяло и раздражало её сотрудников, преследовавших коммерческий интерес. Работая распространителем «Руси Державной», Гена в то же время боролся с изданиями противоположной направленности, в первую очередь, с «Московским комсомольцем» (как его называли тогда, «Масонским комсомольцем»). В те времена у нас была традиция ездить на объекты с магнитофоном. Сначала это была громоздкая «Весна», потом более компактные импортные марки. У Гены была кассета с записью колокольных звонов, и вот, когда в вагон электрички входил продавец «МК» и начинал рекламировать свой товар, Гена врубал эту кассету, заглушая рекламу.

Вообще, о работах отряда и их наиболее интересных моментах можно узнать из нашего главного фольклорного произведения – «Кантаты», которую я тоже постараюсь опубликовать.

Публикация "Кантаты"http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/kantata/6-1-0-226

Также см. ироничное "ироическое" стихотворение из тех времён: Лирические воспоминания о былых царицынских временах

Далее продолжение повествования в хронологическом порядке: Записки добровольца. Часть 5

Категория: Разное | Добавил: марина67 (05.10.2011)
Просмотров: 717
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]