Среда, 24.04.2024, 02:21 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Улица Ремизова - Варшавское шоссе. Часть 2

   Проезд, на котором мы стоим (на одних планах это тоже Электролитный проезд, на других – Проектируемый проезд №3735) идет с запада от  засыпанного ныне оврага. Овраг этот впадал в Большой (Безымянный) овраг, последний шёл с востока на запад и впадал в Котёл, являлся границей села Никольское-Котлы с землей села Коломенского. Территория слева от проезда, в глубине за домом 7А, это и есть место усадьбы Никольское-Котлы.

   От усадьбы давно уже и следа нет. Но у нас есть два её разновременных изображения: одно XVII века, усадьбы и церкви, которые давно уже исчезли, другое конца XVIII века, проекта, который не был реализован.

   На плане 1694 года на правом берегу речки Котла изображена каменная трёхглавая церковь во имя святителя Николая и Знамения Богородицы. Она была построена в 1677 году Иваном Афанасьевичем Прончищевым. Ей предшествовал деревянный храм во имя Зосима и Савватия, построенный в 1630-х годах окольничим Афанасием Осиповичем Прончищевым. Именно он перенес помещичий двор из Елистратово в Козино и основал здесь усадьбу. Сначала усадьба была расположена на противоположном берегу реки от церкви, на плане 1694 года двухэтажные боярский хоромы с традиционной наружной лестницей не второй этаж показаны с юга от храма. Двор помещика обнесен забором, в северной части ограды устроены ворота, от которых к церкви идет дорожка. И в боярском доме, и в церкви показаны слюдяные окошки.

  

   С 1786 по 1809 год селом и усадьбой Никольское-Котлы владел князь Александр Николаевич Голицын, который имел прозвище cosa-rara, что означает «редкая вещь», а называли его так в другом смысле: "редкостный мерзавец". К этому времени относится «эскиз вида с птичьего полета села Котлы» - рисунок с перспективой усадебного ансамбля. Спереди показан конюшенный двор с башенкой, слева – существующая на тот момент Никольская церковь (судя по всему, храм был переделан в XVIII веке), далее шёл усадебный дом с двумя уже построенными флигелями. За домом, в глубине территории показан садовый павильон. Справа от усадьбы обозначен сад и проспект, идущий от деревни Верхние Котлы. Строительство, как видно, так и не закончилось. Голицын промотал своё состояние и продал имение.

 

Судя по плану 1838 года, в XIX веке существовали два флигеля, показанные на эскизе, сад с восток от усадьбы, деревянные постройки. 


Посмотреть всю карту

    У нас  имеется ещё одно описание усадьбы, относящееся в середине XVIII века, когда владельцем был П.И. Одоевский. В записках межевщика также упоминается проспект от Верхних Котлов, а в самой усадьбе каменные палаты, рядом находился сад. Упоминаются и два небольших пруда, плотина. Они, скорей всего, были устроены на отвершке с востока от усадьбы.

   Из всего перечисленного можно сделать вывод, что усадьба исстари находилась на месте современного владения №7А, на участке, ограниченного берегом речки Котёл, Большим оврагом и его отвершком с востока. В восточной части находился сад, в северной части, возможно, был парк. Место было живописным, с высокого берега открывался красивый вид на окрестности и Москву. 

   При советской власти, в 1929 году, рабочие близлежащего Аффинерного электрозавода вынесли решение о размещении в храме клуба. Церковь снесли в конце 1930 годов. Попутно закрыли, а позже и уничтожили кладбище. Последняя привязка усадьбы и церкви - это Приборостроительный техникум, он стоял рядом с церковью. Поговаривали, что здание, в которое переехал техникум в конце 1940-х годов, было старинное, осталось от усадебных построек. Техникум был снесен при строительстве метро в начале 1980-х годов.

  

   Далее справа от проезда идет территория офисно-складского комплекса «Фаворит» на месте бывшего завода "Мосэлектрофольга". Завод был основан в 1913 году как Электролитный завод Московского акционерного общества электролитных заводов, с 1917 года — Московский металлоаффинерный завод, с 1957 года — Медеплавильный и медеэлектролитный завод, в дальнейшем — «Мосэлектрофольга». Этот завод и дал название Электролитному проезду. Слева по проезду идет территория Торгово-развлекательного квартала «Олимпик парк». Позади него расположен Горнолыжный комплекс «Кант». 

   На насыпных склонах большого оврага, бывшего когда-то свалкой, отпрофилированы 11 трасс длиной 200-350 метров с перепадом высот около 53 метров, есть склоны и для начинающих. Их обслуживают 7 подъемников производства фирм «Татрапома» и «Мультирера», один из которых предназначен специально для детей. Главное преимущество этого места в его универсальности, близости к метро и центру города. Фактически спортивный комплекс на «Нагорной» стал центром экстремальных видов спорта в Москве. Хорошая подготовленность трасс объясняется в первую очередь наличием собственных ратраков и снежных пушек. По вечерам трассы освещаются прожекторами. Кроме того, здесь же расположены магазин снаряжения и туристическое агентство. С горы, конечно же, открываются удивительные панорамы на окрестности: улицу Нагорную, Ремизова, метро «Нагорная», промышленную зону.

   

   

   Вернемся к Электролитному проезду. Это старинная дорога из усадьбы Никольское-Котлы в деревню Верхние Котлы на Серпуховской дороге. В советское время, когда территория была присоединена к Москве, улица получила имя проезд Поселка имени Молотова.

   Мы направляемся  в сторону Варшавского шоссе, справа от нас возвышаются дома жилого комплекса Вершинино на месте кирпичного завода, перед ним находится владение №17б - 724 Центральная автомобильная ремонтная база Военно-Морского флота.

 

   Слева идет владение №5б строение 8, лет 15 назад здесь находился НИИ двигателей.

   Далее проезд раздваивается: идет перепланировака улицы. Проследуем по левому направлению. Мы идет мимо недостроенных заводских корпусов прямо на одноэтажный корпус, который стоит в развилке дорог. Это дом №5а 1930 года. 

  

   Далее идет ряд четырёхэтажных жилых домов 1930-х годов, которые каким-то образом сохранились до наших времен. Они, судя по всему, были построены для рабочих завода. Они числятся по адресу: дом №1 корпус 4, 3, 2, 1б. Ранее нумерация домов была иной: №5, 6, 9, 10, а корпуса №7 и 8 были уже снесены в 2009 году.

       

   

   Позади этих домов  расположен 8-1 троллейбусный парк. Построен в 1974-82 гг. на Электролитном проезде для обслуживания 250 машин ЗиУ-9. 

   Застройка по левой стороне проезда также очень занимательна. Дом №3 строение 11 был построен в 1926 году.

 

   За ним идет двухэтажный корпус дом №3 строение 12 - независимая ветеринарная лаборатория, здание 1936 года.

 

   Дом №3 строение 32 - коммерческий банк, занимает здание 1914 года постройки. Дом в последнее время был очень сильно изменен. 

   

   В глубине территории за банком находится дом №1 строение 1 - здание 1900 года. 

 

   Последний дом по проезду - дом №3 корпус 1 - Дом культуры. ДК электролитного завода, позднее ДК "Металлург", был построен в 1931 году, в 1950-х перестроен.

    

 

   Мы дошли до Павелецкой железной дороги. Электролитный проезд поворачивает направо. Ранее справа, прямо у поворота, находился небольшой пруд. Он показан и на старых планах. Вероятно, был образован на небольшом отвершке с водоточиною.  Далее по проезду, по адресу дом №1а находится ФГУП «Красная Звезда». Федеральное государственное унитарное предприятие "Красная Звезда" Федерального Агентства по атомной энергии РФ образовано в 1972 году в качестве научно-производственного объединения. Предприятие является единственным в мире разработчиком и изготовителем космических ядерных энергетических установок (ЯЭУ "БУК" и "ТОПАЗ-1) и обладает опытом эксплуатации 32 таких изделий. 

 

 

   Мы стоим перед путепроводом. За ним видно длинное здание по Варшавскому шоссе, 46 -  ВНИИТФА,  Всероссийский НИИ технической физики и автоматизации. Путепровод в этом месте существовал давно, но в последние тридцать лет его никто не видел. Новый был открыт 28 июля 2016 года. 

  

    

   Мы перешли путепровод и оказались перед территорией, на которой ранее и находилась деревня Верхние Котлы. Она упоминается на Серпуховской дороге уже начиная с XVIII  века.   Деревня существовала где-то до середины 1960-х годов. Серпуховская дорога - Варшавское шоссе - являлась границей для владений Прончищевых, селения Козино-Котлы. Далее шли земли села Коломенского. На Варшавском шоссе и закончится наше путешествие.

 

  Чусова М.А. октябрь 2016 год

 

                                предыдущая страница

Категория: Путеводители | Добавил: marina (05.11.2016)
Просмотров: 1836
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]