Вторник, 16.04.2024, 21:48 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Улица Автозаводская. Фотопутеводитель. Часть 3

"Вчера [20 июля 1916 года] в Тюфелевой роще, за Симоновым монастырем, прошла закладка первого в России автомобильного завода, строяще­гося товариществом автомобильного московского общества. На молеб­не присутствовали: генерал-майор Г.Г. Кривошеин, С.П. и С.П. Ря­бушинские, А.И. Кузнецов, Д.Д. Бондарев и др. Рядом с заводскими зданиями в сосновом бору строится уже рабочий поселок. Большие здания для квартир служащих и холостых рабочих и отдельные домики для семейных рабочих с садами и огородами", - писала пресса тех лет. Выпуск отечественнных грузовиков требовала военная необходи­мость. Главными владельцами предприятия были братья Сергей и Сте­пан Рябушинские (первый - одаренный скульптор-анималист и колл­лекционер предметов монументального жанра, второй - собиратель древних икон) и инженер-технолог Александр Иванович Кузнецов. Под строительство завода Рябушинскими у П.П. Дервиза (читайте о нём: "Улица Ленинская слобода") 1 марта 1916 г. был куплен участок земли под названием "Тюфелева роща" в размере 138 000 кв. саж. за 4 млн. 2 тысячи рублей. Поселок для рабочих было поручено спроектировать архитектору И.В. Жолтовскому, женатому во втором браке на сестре Рябушинских Елизавете (посёлок был достроен только в 1923 г.). Предполагалось строительство боль­ницы, водопровода от озера Черное, шоссейной дороги к озеру Пос­тылому на случай пожара, соединить Окружную железную дорогу и Ли­зинскую ветку. Заводские корпуса АМО проектировали: архитектор А.В. Кузне­цов (возглавлял архитектурное оформление), специалист по железо­бетону А.Ф. Лолейт (ведал конструктивной частью), им помогал К.С. Мельников. Революция и гражданская война не дали осуществиться планам династии Рябушинских, завод так и не мог наладить выпуск автомо­билей и производил лишь сборку готовых частей, закупленных за границей и ремонт машин, прибывших с войны. Первый автомобиль был выпущен на заводе в 1924 г. (АМО-Ф-15), хотя он назывался первым советским автомобилем, но был собран из частей и по патенту, за­купленных еще Рябушинскими.  С 1 октября 1931 заводу присвоили имя Сталина, а 26 июня 1956 года это уже автомобильный завод имени И.А. Лихачева (ЗИЛ), директора предприятия. И.А Лихачев (1896-1956) был директором завода в 1926-1939 и 1940-1950-х гг.  Лихачёву достался маленький и плохо оснащенный завод. Но за очень небольшой срок директор АМО (ЗИС) создал мощнейший автогигант. В 1929 и 1930 он посетил автомобильные заводы Германии и США, где знакомился с принципами современного производства автомобилей. По некоторым данным, Лихачёву предлагали остаться работать в Америке, от чего он отказался.

             

   Корпуса завода растянулись вдоль улицы почти на один километр. Перед нами бывшее заводоуправление АМО, возможно, автором проекта был архитектор К.С. Мельников. Здесь он проходил преддипломную практику. Жил Константин Сергеевич неподалеку – за рекой. "Революция застала нас жившими в ампирном особняке на берегу Москвы-реки, близ Тюфелевой рощи, где тогда заканчивалась постройка первого в России автомобильного завода - АМО. Во главе дирекции стояли бр. Рябушинские." (Дом сохранился, Варшавское шоссе. 1). В 1947 году на здании была установлена памятная доска о посещении Лениным завода в 1919 году (серый гранит, барельеф, архитектор С.Г. Муравьев). Доска существовало ещё в 1997 году, а затем – исчезла в неизвестном направлении.

       

   С противоположной стороны, прямо на заводоуправление выходит улица Ленинская слобода. Справа от неё расположен Всероссийский теплотехнический институт, а слева – корпуса МАМИ (бывший МГИУ).

    

   Всесоюзный научно-исследовательский теплотехнический институт министерства энергетики и электрификации СССР был основан в 1921 году. В 1930 году институту было присвоено имя Дзержинского. Это головной институт отрасли по проблем эксплуатации тепловых и атомных электростанций. Проведенные исследования в 1921-1941 гг. позволили включить в топливный баланс страны низкосортные топлива и решить многие вопросы создания отечественного энергетического оборудования.

   В 1922 году институту было передано здание 2-й центральной электрической станции для трамваев (смотри «Улица Ленинская слобода, 23), он своими силами изменил планировку здания электрической станции и установил в нем 10 различных паровых котлов, две турбины и другое оборудование, ставшее основой нынешней экспериментальной ТЭЦ. 31 мая 1925 г. состоялось открытие института и экспериментальной ТЭЦ. На собрании по этому случаю выступили Ф.Э.Дзержинский и Л.Д.Троцкий. Эта ТЭЦ была по-существу первой в Москве, в 1928 году она начала подавать тепло предприятиям района.  Первый директор института Л.К. Рамзин, безусловно, человек выдающегося инженерного таланта и организаторских способностей, бывший одновременно профессором МВТУ. От сотрудников требовал выполнения фундаментальных исследований, не связанных прямо с заказами промышленности.  Л.К. Рамзин - изобретатель прямоточного котла. В 1930 году он был арестован по делу Промпартии.  В заключении продолжал работать над прямоточным котлом, в 1933 году первый прямоточный котёл был введен в эксплуатацию на новой ТЭЦ института.

   Новая ТЭЦ (ныне ТЭЦ-9 Мосэнерго) сверх высокого давления возводилась в 1932-33 гг. По своей котельной установке она являлась не только первой в стране, но и в Европе. Её мощная котельная была оборудована двумя котлами производительностью по 150 т пара в час при рабочем давлении в 130 ат и 500о перегрева. Котёл состоял из секций трубопроводов молибденовой стали.

   Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) имеет долгую историю. Институт был открыт в 1931 году как филиал вечернего автомеханического института - «АМИ-АМО», но в 1932 году был закрыт. Открыт заново в 1960 году как завод-втуз при ЗИЛе на базе филиала Автомеханического института, с 1966 года - самостоятельный вуз. В 1972 году институт переехал в новое здание на Автозаводской. В 1988 году переименован в МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ). С 1996 года - Московский государсвтенный индустриальный университут (МГИУ). С 1 сентября 2015 года МГИУ является структурным подразделением Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ). Новое здание института, которое стоит на углу Автозаводской и Ленинской слободы, построено на месте жилого старого дома. А если углубиться в историю на 150 лет, где-то здесь находился кирпичный завод Василия Ивановича Солдатенкова, племянника Козьмы Терентьевича.

   Проследуем дальше по направлению к Москве-реке мимо моторного корпуса (1937, арх. Е.М. Попов, В.Н. Златолинский, конструктор М.С. Волчегорский).  Мы подошли ко 2-й проходной ЗИЛа и уцелевшим зданиям завода. Они относятся  к 1930-м гг., в это время завод был реконструирован  и расширен. При этом были уничтожены остатки Тюфелевой рощи, а озёра засыпаны. Был разрушен и первый рабочий посёлок АМО (каменные дома Жолтовского и деревянные бараки). У 2-й проходной в 1958 году был установлен памятник-бюст И.А. Лихачеву, скульптор М.Г. Манизер, архитектор А.Н. Шингарев.

        

   Если бы мы прошли через 2-ю проходную, то оказались бы в начале длинной аллеи. Ранее, сюда же выходила Лизинская ж/д ветка, она шла далее к заводам. На некотором расстоянии от проходной стоит памятник Ленину (1956, скуль­птуры Ю.П. Поммер, А.А. Стемпковский). Справа от него 8 мая 1969 года (заложен 8 мая 1965 года) был установлен памятник воинам-автозаводцам, погибшим в годы ВОВ (архитектор Г.В. Егоров, художник И.И. Степанов). Далее на аллее, у Окружной железной дороги, находится памятник ЗИЛу – стелла с орденами, рядом ЗИС-5 на постаменте. Есть также информация, что в 1983 году на сборочном цехе была установлена памятная доска Герою Советского Союза К.И. Новикову.

     

    Продолжим путь по Автозаводской улице вдоль сохранившегося инструментального цеха 1930-х гг. на месте посёлка АМО. Справа от нас – ТЦ Ривьера на месте корпусов автозавода, в конце которого находится трёхэтажное здание – пенсионный фонд РФ, 1938 года постройки. Это бывшие заводские ясли, затем отдел кадров ЗИЛа.

       

      Мы подошли к политехническому колледжу № 31, он образован в результате слияния государственных образовательных учреждений: Московского автомобильного колледжа при АМО "ЗиЛ" (бывшее ПТУ №1 и Московский автомеханическоий техникум); профессионального училища № 6; профессионального училища № 153; профессионального училища № 154. ПТУ № 1 – старейшее в стране. В 1920 году при заводе была организована школа ФЗУ. В 1923 году был первый выпуск школы. А в 1933 году состоялся первый выпуск техников, закончивших заводской вечерний  автомеханический техникум. В числе воспитанников училища шесть Героев Советского Союза: В. И. Гущин, А .Г. Курзенков, К. А. Новиков, Б. М. Ривкин, А. И. Свистунов и Рубен Руис Ибаррури, герой Сталинграда, сын почётного председателя компартии Испании Долорес Ибаррури. В 1986 году училищу было присвоено имя испанского интернационалиста. Старое здание (учебный комбинат, бывший автомеханический техникум) было построено в 1932 году, а новое пятиэтажное (школа рабочей молодежи, бывшее ПТУ №1) - в 1960. Внутри старого здания установлена памятная доска. 

  

   В конце автозавода возвышается тринадцатиэтажный корпус заводоуправления ЗИЛа, построенный в 1970 году. Добавим, что до строительства стадиона «Торпедо» под Симоновым монастырем, на месте пятиэтажного корпуса и заводоуправления находился старый стадион (по адресу Автозаводская, 6а).

   

    ЗИЛ был целым городком со своими улицами, автобусами, аллеями. Футбольная команда «Торпедо» и театральная студия ДК стали уже легендами. На заводе существовал также Академический хор ЗИЛа, была и своя студия изобразительного искусства. Инженер К.И. Молотилов, например, написал картину «Приезд Ленин на завод АМО». Многие автозаводцы сочиняли стихи: «Взметнулся ввысь, раздался вширь неугомонный богатырь. Ты дорог мне, горжусь тобой, твоей рабочею судьбой».

   

   Далее идет улица Тюфелева роща. Ещё в 1920-х гг. здесь было озеро Постылое, а далее следовало озеро Чёрное. С запада от Тюфелевой рощи и с востока от озера Постылого в 1896 г. был основан кожевенный завод Торгового дома "Волк и К", а рядом с ним в 1906 г. химический завод Русско­го акционерного общества "Шеринг". Заводы работали некоторое время после революции, затем их территории перешли к ЗИЛу.

    Название улицы Тюфелева роща говорит само за себя. На этом месте существовала роща, в древности - Тюхалева. Она была сосновой и заповедной. Ах! Какое это было прекрасное место! Тюфелева роща – место царской увеселительной охоты. Здесь существовал царский деревянный дворец – небольшой дом для отдыха. Во время знаменитого Кожуховского похода здесь останавливался Петр I. В 1797 году роща была пожалована Н.А. Львову – поэту, архитектору, музыканту. Здесь он устроил землебитную школу. Поэт мечтал устройством землебитных домов спасти российские леса от уничтожения. В роще была выстроена целая усадьба, находилась она примерно на месте нынешнего парка "Тюфелева роща". Художник И.А. Иванов, работавший у Львова, писал: «Жаль, друг мой любезный, что не приедешь навестить обитель нашу Тюхали; рай земной в приятных видах, по буграм рас­кинутый. Питался бы бальзаическими испарениями сосен, берез, ве­тел и тополей, к вечеру бы слушал соловья, которого  твой друг ве­ликий охотник слушать и который всякую зорю у нас поет, несмотря на крик лягушек, сов, филинов и коростелей, которые искусство и приятность пения его только лишь оттеняют. Я бы тебе показал рас­пускающийся ландыш, любимый Карамзинов цветок, дикую розу, ва­силек … Ты видел бы  в воздухе плавно парящего ястреба, на озере плавающую огромную дикую утку и долгошеюю цаплю над водой стоящую".  Описание построек Львова донёс до нас Н.С. Селивановский, житель Симоновской слободы. «Только в двух или трех первых комнатах  главного дома были употреблены полы деревянные, но стены, перего­родки, все земляное ... В зале обои соломенные, но красивее штоф­ных; стены где муравленные, где расписаны ... Кроме главного кор­пуса построены тем же способом: скотный двор при въезде в рощу, теперь разрушен; баня, почти на месте домика Петра Великого; в противной стороне кухня и еще вдали какое-то строение. Погреб сделан среди леса в виде стога соломы, другой в виде огромной уб­ранной берестою хижины, опирающийся на живые, растующие столбы зеленых сосен." Деятельность Львова на благо Отечества не была оценена и, после его смерти в 1804 году школа перестала существовать. Самое невероятное то, что несколько домиков Львова простояло до 1930-х гг., когда они были снесены при расширении ЗИЛа.

    

   За улицей Тюфелева роща следует территория Московского завода гелиевого машиностроения (МЗГМ), который входит в НПО «Гелиймаш» (Автозаводская, 25).  Завод выпускает криогенно-гелиевое оборудование, транспортные и стационарные кислородоазотдобывающие станции, передвижные азотозаправочные станции для сельского хозяйства. Основан он был в 1931 под названием Первый автогенный завод (на базе аппаратного завода), который послужил основой для серийного освоения в нашей стране кислородной, автогенной и криогенной техники. С 1959 назывался Московский завод кислородного машиностроения. В 1941 сформирован отряд ополченцев (35 человек), вошедший в Коммунистическую дивизию Пролетарского района. 94 работника из ушедших в Красную Армию и народное ополчение погибли (обелиск на территории завода, 1965). В 1974 г. было создано научно-производственное объединение «Гелиймаш» в результате слияния ВНИИкриогенмаша и 1-го Московского автогенного завода. ВНИИкриогенмаш (создан в 1945 году, первым директором был учёный с мировым именем П.Л. Капица) был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт гелиевой техники (ВНИИГТ), а завод — в Московский экспериментальный завод гелиевого машиностроения (МЭЗГМ).  В 70-х годах в связи со специализацией завода по выпуску изделий криогенно-гелиевой техники реконструирован. Станочный парк заменён современными станками, в том числе с числовым программным управлением. На данное Объединение была возложена задача создания особо сложной техники специального назначения. Научно-производственное объединение гелиевого машиностроения известно во многих странах мира как предприятие, положившее начало развитию автогенной, кислородной, криогенной науки и техники в России. Под руководством крупнейшего советского ученого, лауреата Нобелевской премии, академика П.Л. Капицы нашими российскими специалистами был создан впервые в мировой практике турбодетандерный агрегат для разделения воздуха.

На территории сохранились корпуса 1930-х годов.

 

 

   Ранее улица Тюфелева роща поворачивала направо к Москве-реке и вела к деревянному Даниловскому мосту. Он был построен в 1933 г. Мост деревянный, трёхпролётный, его высота над уровнем воды составляла 10 м. По мосту прошёл трамвай. Мост выходил на Новоданиловский проезд. На другом берегу, справа от моста, находился Южный речной вокзал. Даниловской мост простоял долго, он был разобран в 1962 году в связи со строительством нового, в конце Автозаводской улицы.

    

    Поэтому обратимся теперь к Автозаводскому мосту, который был сооружен в 1961 году. К его строительству приступили в 1955 году, а открыли в первых числах ноября 1961 года.  Автор проекта С.Я. Терехин, Ю.К. Крылов, М.С. Крючков, В.Н. Константинов, Э.Х. Брувель. Архитекторы - К.Н. Яковлев, А.И. Сусоров. Длина с подходами  842 метра, ширина 42 м, речной пролёт 148 м., береговые по 38 м. В эстакадах подходов из сборного железобетона - автогаражи. Тип конструкции: трёхпролётный (36,4 м, 148,6 м, 36,4 м), с шарниром в середине руслового пролёта, балочно-консольный из предварительно напряжённого железобетона. Основой моста в поперечном сечении являются 4 коробчатые сборные балки шириной по 5,5 м, высота балок над опорами – 7,5 м, в замке пролета – 2,65 м. Масса каждого коробчатого элемента балок – до 160 т. 576 стальных тросов диаметром по 45 мм обеспечивают затяжку моста. При эксплуатации вновь построенного Автозаводского моста из-за недостатка в его конструкции и упрощенного метода сборки началась постепенная деформация пролета с проседанием замка свода; к 1990 году просадка свода достигла 1,3 м от расчётной высоты. Главная причина такого поведения моста - упрощённый метод сборки (блоки изготавливались и монтировались в разных условиях: одна из консолей собиралась внавес, а другая - на подмостьях), в результате развился сдвиг между консолями. В 1992 году мост был закрыт на ремонт на четыре года. В 1996 году мост был открыт для движения, но "Мостоотряд №4", проводивший ремонт, так и не смог устранить недостаток в его конструкции. После ремонта на мост не вернулось и трамвайное движение. Трамвайное движение через Автозаводский мост было восстановлено в 1988 году на коротком участке от Большой Тульской улицы до кольца, расположенного сразу за Автозаводским мостом, чем был обеспечен удобный подъезд к промзоне ЗИЛа от метро "Тульская". Но в 1992 году, когда Автозаводский мост был закрыт на очередной ремонт, было принято решение не восстанавливать трамвайную линию, рельсы были разобраны или заасфальтированы. Второй раз мост был закрыт на ремонт с 2000 по 2001 года, когда проводились работы по включению его в состав ТТК (Третьего транспортного кольца). Были заменены боковые пролеты и пристроены боковые эстакады съездов.

 

  А теперь углубимся в историю. У Автозаводского моста был предшественник не только деревянный Даниловский мост, но и другой, более древний. Он находился правее современного, был деревянным наплавным, разводным, именовался Даниловским. Как он выглядел?  Брёвна связывали друг с другом, клали на воду, канатом мост был закреплен на берегу, при необходимости канат отвязывали и мост разводили. Древний мост существовал в XVII и XVIII вв., пострадал во время войны 1812 года и так и не был восстановлен.

   Справа от Автозаводского моста находится заброшенная территория, ранее здесь был таксомоторный парк. В XIX веке здесь жил механик Кнерцер, а во время 1-й Мировой войны в изгибе Москвы-реки  находилось предприятие «Поставщик», после революции здания были переданы автозаводу под общежитие. Автозаводская, 22 – бывший универсам "Автозаводский", построенный в начале 1970-гг., ныне центр "Ситроен". За ним находится заброшенный стадион завода «Динамо». Между центром Ситроен и ТЦ Ривьева во время существования трамвайной ветки находилось трамвайное кольцо – конечная остановка "Автозаводский мост". Трамвайное движение было полностью ликвидировано 4 сентября  1992 года.

          

    Автозаводский мост приведёт нас к Даниловскому монастырю и к Варшавскому шоссе. И монастырь, и дорога, по сути, древнейшие объекты Даниловского района. Но это уже тема другого экскурса.

январь 2016 год

 (при составлении путеводителя были использованы материалы из следующих интернетресурсов и источников: Википедия; Викимапия; сайт "Retromap"; сайт "Фотографии старой Москвы"; сайт "Москва. Южный округ. Краеведение"; Памятники архитектуры Москвы; Рачинский Я.З. Полный словарь названий московских улиц. М., 2011; Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1958; История завода "Динамо" в 3-х томах; История московского автозавода имени И.А. Лихачева. М., 1966; Кукина Е.М., Кожевников Р.Ф. Рукотворная память Москвы. М., 1997;  Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки. Путеводитель. М., 2014)

Категория: Путеводители | Добавил: marina (25.01.2016)
Просмотров: 4025
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]