Четверг, 25.04.2024, 04:47 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Симонов монастырь и его окрестности

Симоновская трамвайная ветка
   
         В августе 1894 года власти Симонова монастыря обратились к Городу с прошением о проведении от Таганской площади или Покровской заставы к монастырю конно-железной дороги. Но их просьба не была исполнена.
  В 1901 году в Думу поступило ходатайство от заводчиков района провести трамвайную линию. Но Город отклонил просьбу, сообщив, что будет строить общую московскую сеть и до Симонова очередь дойдёт не скоро. И вот, наконец, в 1913 году, на заседании 2 октября,  Городская Дума разрешила проведение трамвайной ветки в Симонову слободу. . 
 
 
 
 
   И вот в 1913 году было предложено провести линию от Спасской заставы по Симонову валу до Пороховых погребов, затем по земле Симонова монастыря до Сергиевой площади, где должна была быть устроена петля. Длина ветки должна была составить 3,5 версты. Этому уже давно назрела необходимость.  Симонова слобода хотя и находилась внутри Камер-Коллежского вала, но по существу была расположена далеко за пределами города.
 
 
 
 
   К 1913 году обособленное поселение превратилось уже в довольно крупный рабочий поселок. Здесь находилось множество заводов и фабрик. Связи же с городом не было почти никакой. Разве что ходили пароходики в летнюю навигацию от Краснохолмского моста  и линейки от Таганки подвозили служащих на завод «Динамо» и Бари. С другим берегом Симоновка была соединена деревянным мостом, который выходил на Жуков проезд.
 
 
 
 
   Пошли переговоры с местными землевладельцами. Трамвайные пути должны были идти мимо Симонова монастыря, земля здесь принадлежала ему. Город желал, чтобы земля под ветку отошла бесплатно, но монастырь отказал в этом, аргументируя тем, что трамвай будет перевозить не только богомольцев. Но Город не хотел отступать и кончилось тем, что последовал  указ ЕИВ и монастырь уступил безвозмездно участок шириной 7,5 саженей для прокладывания трамвая. Земля  переходила во владения Города на все время существования симоновской ветки (так что получается, после ее демонтажа, земля снова принадлежит Симонову монастырю).
 
   Работы по прокладыванию рельс в основном были закончены к лету 1914 года. Путь был проложен до Сергиевой площади, но кольца сделано еще не было.  Однако открывать пассажирское движение Дума не торопилась. С одной стороны, шли переговоры с Симоновым монастырем,  по владению которого должна была пройти ветка (переговоры закончились тем, что освещение Симоновского проезда Город взял на себя), с другой стороны, Дума поручила Управе войти в соглашение с промышленниками и землевладельцами Симоновского района об участии их в расходах по замощению проездов, вызванных прокладкой путей, и войти в соглашение по вопросу о благоустройстве местности.

 


   Городские власти отмечали, что Симоновская слобода в настоящее время лишена всяких примитивных удобств жизни, проезды ее не спланированы и не замощены, общего плана застройки  нет, нет водоотводов, водопровода, канализации.  Симоновская слобода выходит за черту города и является самостоятельным поселением в уезде и не может рассчитывать на то, что Управа возьмет на себя заботу о расходе по ее благоустройству. Управа предложила организовать  общество по благоустройству «Симоновская слобода», где Город мог быть одним из ее членов. Предполагаемые работы были: точная съемка всех местностей, регулирование проездов. Городская Управа готова была дать часть денежных средства и взять на себя исполнение всей работы по составлению плана благоустройства слободы.
 
 
 
   Было устроено совещание с предпринимателями Симоновского района 13 ноября 1913 года и 5 февраля 1914 года - но вопрос решения  не получил.  Местные землевладельцы наотрез отказались принять участие в столь благовидном деле. Мотивировали они тем, что по ветке будут идти не только пассажирские перевозки, но и грузовые. И это была правда.

   Тогда Московский уездный комитет Всероссийского Земского Союза обратился в Управу, чтобы ему  разрешили перевозку раненых в Симоновский земской лазарет (он находился в столовой Бари), на что было дано разрешение, и в октябре 1914 года стала осуществляться перевозка раненых в госпиталь.

   

   Итак, ветка была построена, а движение по ней все не открывалось. Жители слободы начали жаловаться.
    Когда Город понял, что средств принудить местных владельцев принять участие в благоустройстве района у него нет,  пришлось открыть движение. Постановлением от 16 июня 1915 года Дума  разрешила открыть движение и поручила Управе совместно с комиссией по урегулированию города разработать вопрос об урегулировании проездов, по которым была проложена ветка. Было сказано, что решение это представляет большую важность для Симоновского района, который лишен удобных средств сообщения с городом, что открытие движения по Симоновской ветке приведет к быстрому росту населения этого района и к его застройке, что будет способствовать подъему земельных цен в этом районе, что движение создаст огромные удобства для промышленного населения.
   Город был заинтересован в строительстве симоновской ветки  по нескольким причинам. В 1913 году он приобрел участок в слободе, на ее краю, за заводом Бари. Здесь было решено построить 2-ю центральную электрическую станцию для трамваев. В Симоновой слободе Город решил также устроить центральный угольный склад. Цены здесь были невысоки, Город покупал  землю у трех владельцев: Бари, Дервиза и крестьян деревни Кожуховой, при этом землю под дорогами уступали безвозмездно. Был куплен участок свыше 10 десятин. От Сергиевой площади к станции должен был быть проложен одноколейный путь. К сооружению электрической станции было приступлено в 1915 году. К 1916 году были закончены вчерне главные станционные здания, машины  заказаны. Мощность станции должна была составить 20000 КВт (мощность первой станции - 10000). Предполагалось проложить по дну Москвы-реки кабель к Первой электрической станции для трамваев. Но работать станция так и не начала. В 1922 году ее здания были переданы Всесоюзному теплотехническому институту.

 

   Склад угля, вероятно, находился где-то во владении 2-й элеткрической станции. Уголь с него должен был поставляться как на 2-ю, так и на 1-ю электрическии станции. К нему также был проведен трамвайный путь.
   Находились у города и другие склады в Симоновском районе. Рядом с Камер-Коллежским валом, у переезда, находился склад булыжного камня для мощения улиц.
    В 1904 году город принимает решение  о приобретении  урочища «Сукино болото». Этот участок использовался для свалки нечистот.  В 1914 году было принято решение об использовании трамвайного пути  для вывоза на Сукино болото сухих канализационных отходов. Для этого в  1915-1916 году на Сукино болото была проложена трамвайная линия, она ответвлялась от Симоновской ветки у Пороховых погребов и шла дальше, мимо станции Угрешской. К лету  1916 года трамвайные пути до Сукина болота были проложены и Город стал осуществлять на трамвайной платформе вывоз сухих канализационных отходов. Этот путь можно видеть на карте 1930 года. Очевидно, в советское время из этого пути образовалась трамвайная ветка по улице Шарикоподшипниковская.
 
     27 июня 1920 года на Симоновской площади с платформы агит-трамвая прошел митинг-концерт, устроенный МК РКП(б).

    До 1926  года в уже Ленинскую слободу ходил трамвай №28, после трамвай №16 (причем раннее от ветки ответвлялась линия грузового трамвая на завод "Динамо", это ответвление видно на старых фотографиях). Как видно на карте 1925 года,   трамвайная ветка делала петлю вокруг Лизина пруда (вероятно, это неточный план). А на карте 1930 года петля огибает владения теплотехнического института. Из описания маршрута того времени следует, что трамвай двигался по улице Ленинская слобода,
 
 
 
 
далее заворачивал к автозаводу, далее опять поворачивал налево и возвращался на улицу Ленинская слобода по Бариевскому проезду. Позже петлю убрали и трамвай ходил по улице Ленинская слобода и далее вдоль Москвы-реки до Автозаводского моста (там было устроено кольцо), как это видно на карте 1965 года.  В то время здесь был довольно разветвленный маршрут, можно было проехать как к Донскому монастырю, так и в Чертаново. В 1987 году Симоновская трамвайная ветка перестала работать в связи с пожаром на заводе "Динамо". Движение так и не было восстановлено.
 
 
 
 
     Кадры из фильма Эйзенштейна "Стачка" позволят нам увидеть почти документальную киноленту движения трамваев по Симоновой слободе 1920-х гг.
 
 
 
 
   Нижеприведенная фотография относится к 1986 году. Так выглядела трамвайная ветка накануне своего исчезновения.

  
Категория: Симонов монастырь и его окрестности | Добавил: марина67 (25.08.2010)
Просмотров: 5144 | Комментарии: 12
Всего комментариев: 121 2 »
1   [Материал]
Очень ценная информация, тем более, что история грузового трамвая до сих пор остается "не паханым полем". В связи с этим хотелось бы зафиксировать отдельные моменты:
- ветка на свалки Сцуина болота появилась в 1914 г. (скорее всего, до августа, т.к. вывоз нечистот после начала войны уже вряд ли мог бы заинтересовать город). Трасса ее однозначно не совпадала с современной линией по Шарикоподшипниковской. Интересно, была ли она двухпутной (путепровод над четной горловиной Угрешской вообще не был рассчитан на пропуск по нему рельсовых путей)?
- интересно насчет угля для Симоновской подстанции. Насколько мне известно, она топилась еще и мазутом, т.е. имелась возможность подачи нефти от Мазутной гавани ж.д. порядком (наличие большой сети путей на картах 1920х г.г.) и угля от складов порядком трамвайным. Очень интересно, особенно, учитывая тот факт, что трамвайщиам подстанция принадлежала не долго.
- нет ли у Вас ситуационных планов Симоновки с показанием путей, так сказать, "во всей красе", т.е. с указанием их количества и конкретной привязкой к местности.

С уважением,

Дмитрий


2   [Материал]
Ветка на Сукино болото начала действовать в 1916 году, это явствует из "Известий Московской городской Думы". Путь был одноколейным. В архиве я видела подробный план трамвайной Симоновской ветки, но не перерисовала его.

3   [Материал]
Марина, а Вы случайно не переписали реквизиты единицы хранения. Если у Вас не получится побывать в архиве, не могли бы Вы хотя бы по памяти восстановить начертание путей и стрелок в привязке к улицам. Оччень был бы признателен.
Дмитрий

4   [Материал]
А что Вас конкретно интересует? План пассажирской ветки я попробую перерисовать (она доходила до Сергиевской площади, далее, я думаю, шла по Камер-Коллежскому валу до владений 2-й электрической станции.) Плана грузовой ветки я не видела.

5   [Материал]
Марина, добрый вечер,

Меня интересует т.н. план пути, т.е. то, как пути пролегали по улицам с разъездами и путевым развитием. Если у Вас будет возможность перерисовать еще и угольные отростки, было бы просто супер. Есть одна практически "не езженая" тема - трамвайно-ж.д. шлюзы (соединения), поскольку Сионовка это заповедник подъездных путей различной принадлежности и характера.


6   [Материал]
Ну такого плана я не видела. Есть правда план железнодорожных узлов 1923 года.

7   [Материал]
Марина, а каких узлов? Есть ли среди них что-либо относящееся к Москве?

8   [Материал]
Там и есть московские узлы. Где-то видела карту в интернете.

9   [Материал]
Марина, не хотел выглядеть назойливым, но не могли бы Вы прислать мне на мыло скан того, что у Вас получится нарисовать по памяти по Симоновскому трамваю и ссылки на московские узлы.
Заранее благодарен,
Дмитрий

10   [Материал]
Марина, Вы куда пропали?

1-10 11-12

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]