Пятница, 29.03.2024, 18:44 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Селения Южного округа. Из истории Южного округа

Даниловская слобода. Новая версия. Часть 1

Селение располагалось неподалеку от Данилова монастыря. Согласно археологическим данным, оно существовало уже во второй половине X в.

В конце XIII в. князем Даниилом Московским на небольшом холме, на берегу  Москвы-реки, у впадения в нее оврага, по которому протекал ручей, в Замоскворечье была поставлена деревянная церковь во имя Даниила Столпника. При ней образовался монастырь, получивший имя Данилова. Он располагался на северном берегу безымянного оврага, а селение, ставшее, очевидно, монастырским, - на южном (до этого оно занимало оба берега). Однако в 1330 г., после строи­тельства в Кремле церкви Спаса Преображения, князь Иван Калита переселил к ней иноков Данилова монастыря. С уходом большинства монахов монастырь стал чахнуть, наступила пора забвения и запус­тения. Владения обители перешли под управление спасских игуменов. В Степенной книге это описывается так: "Древний же монастырь Даниловский и все наследие Даниловское и самый погост Даниловский и иные села Даниловские вручи архимандриту святого Спаса ... Мнозем же летом прешедшим и монастырь Даниловский оскуде нерадением древних архимандритов Спасских, яко ни следу монасты­ря познаватися, токмо едина церковь оста во имя св. Даниила Столпника и прозва ся место оно сельцо Даниловское...". Село, по-видимому, сохраняло как при­ходской храм во имя Даниила Столпника, принадлежавший еще монас­тырю. Вокруг него на монастырище образовалось сельское кладбище.

В середине XV в. село впервые упоминается в актовом материале. Описывая границы юрисдикции московских городских властей при разборе уголовных преступлений, "Запись о душегубстве" указывает: "А на Москве на посаде лучиться душегубьство за рекою за Москвою, ино к тому и Даниловськое ...". Таким образом, в этот период село считалось московским пригородом, находившимся во власти московских наместников. В качестве владения Новоспасского монастыря (в 1490 году был основан новый Спасский монастырь на Крутицах) село Даниловское упоминается в жалованной тарханно-льготной и несудимой грамоте Ивана Грозного 1544 г.: "... села их и д(е)р(е)вни и слоботка поопустели от ратных и от дороги, в Московском уезде: в Ратуеве стану село Даниловское да село Покровское на Городне з деревнями...".

Считается, что в 1555 г. повелением царя Ивана Грозного и митрополита Макария Данилов монастырь был возобновлен. Тогда же, видимо, ему было возвращено и древнее село. На старом месте поставили каменный собор, престол же местной сельской церкви, возможно, перенесли на южный берег оврага, внутрь прихода, где его пока­зывают документы XVII в.

Основание и местонахождение первого монастыря, источники и гипотезы исследовал К.А. Авертьянов, по его мнению Данилов монастырь мог находится и в другом месте, рядом с Кремлем [1]

 

 

                                                                 XVII век

Из-за важного стратегического положения Даниловского на подступах к Москве вблизи него разворачиваются многие военные действия конца XVI-начала XVII в. В 1610 г. во время боев с ту­шинцами монастырь и село, видимо, были сожжены (об этом известно из донесения в лагерь Сигизмунда III под Смоленском).

Однако вскоре село восстанавливается. Вероятно, в это время оно стало слободой. Писцовая книга 1627 года, показывая монастырь в Ратуеве стане, сообщает: «Монастырь Даниловской на реке на Москве а на монастыре церковь Святых отец Семи Соборов камена строене церковное прежних государей да на монастыре ж келья игумнова да келья келарева да четыре келей братцких да на монастыре ж ставят трапезу ново деревяную да на монастыре ж хлебня братцкая да ледник да погреб а около монастыря с переднею сторону да от Москвы реки ограда деревяна а з дву сторон огорожено плетенем да за монастырем двор конюшенной … да за монастырем ж слобода что истари слыло село Даниловское а в неи церковь преподобного Данила Столпника древена клетцки строеня монастырское и приходных людеи». В слободе было 28 крестьянских и бобыльских дворов. Здесь же, в Замоскворечье за Серпуховскими воротами, на­ходились обширные пахотные земли Данилова монастыря, только к этому времени большая половина земли была заброшена, «перелогом и лесом поросла». Числились за монастырем и сенокосные луга по Москве-реке и речке Даниловке, всего 35,5 десятин. Местность вдоль берега Москвы-реки, по которой теперь проходят пути Павелецкой железной дороги, представляла собой низину с Безымянным ручьем (тянувшимся от Земляного города и представлявшим собой старицу реки), с озерами и болотами, затопляемую вешней водой. По этой причине здесь находились заливные луга, которые в древности представляли особую ценность. Кроме лугов Даниловского монастыря, здесь были также луга Великого государя, Симонова монастыря, Коломенских ямщиков. Всего, примерно, за монастырем числилось по писцовой книге 528,5 десятин земли. В 1620-1640-е годы недалеко от монастыря стали строить кирпичные заводы. [1а].

По монастырю получила свое название местная речка – Даниловка, которая с начала XIX века стала называться Чурой (некоторые исследователи ошибочно полагают, что речка Даниловка – это Безымянный ручей, текущий между монастырем и слободой). Другие названия речки – овраг Кадашевский (по пустоши Старое Кадашево), овраг Чалбыженский. Приток Даниловки – речка Фоминка, или Крутой овраг, верховье которой находится у Воробьевых гор. Ее современное название – речка Кровянка.

Монастырь стоял вблизи Большой Серпуховской дороги, которая вела в Серпухов, Каширу и в Коломну (смотри статью ). Существовала также дорога от ворот Земляного города, которые были расположены в районе современной Павелецкой площади, от Ямской Коломенской слободы, до самого монастыря (будущая улица Даниловская, а ныне – Дубининская). От Калужских ворот начиналась Шаболовская дорога, которая шла мимо Донского монастыря, пересекала речку Даниловку у впадения в нее речки Кровянки и далее шла в древнее село Ясеневское. Вдоль Шаболовской и Серпуховской дорог шла пашенная земля Даниловского монастыря. Были и другие дороги: от Калужских ворот на Серпуховскую дорогу, от Серпуховских ворот мимо Даниловского монастыря до Москвы-реки. Упоминалась в межевой книге 1627 года и Большая Лужниковская дорога (ворота Лужнецкие находились в районе современной Павелецкой площади), она вела от ворот Земляного города на Калужскую дорогу через Серпуховскую.

Около же монастыря через Москву-реку был перекинут деревянный Даниловский мост. По нему можно было попасть на другой берег реки, далее пройти к Симонову монастырю, или мимо Тюфелевой рощи выйти к деревне Кожуховой, а далее по деревянному Кожуховскому мосту проехать к Коломенскому. Первое упоминание о Даниловском мосте содержится в "Житие Аввакума" (Прянишниковский список) и относится к 1667 году. В письме протопопа Аввакума "О первой казни попа Лазаря и инока Епийфания и о казнях дьяка Стефана" сказано: "Егда же его везоша около Москвы, в Калужские ворота, около Симонова, чрез Даниловский мост, то и сюды, на Переславскую по Троицкой дороге, в Братовщину, ко мне обоих привезли». Следующее упоминание относится к 1675 году, в писцовых книгах Коломенской дворцовой волости за 1675-1678 гг. отмечены два мостовщика, живших в деревне Котел, которые обс­луживали "Тюхоловский мост". Очевидно, это тот же Даниловский мост, только по-другому названный. В 1694 году мост упоминается в связи с Кожуховскими маневрами (смотри статью "История Тюфелевой рощи"). По косвенным же данным, можно предположить, что мост существовал на протяжении всего XVII века. В 1615 году под Москвой стояли казачьи войска. Упоминается, что лошади их паслись под Симоновым монастырем. Казакам было приказано встать у Донского монастыря. 23 июля отряд окольничего А.В. Измалова прошел от Рогожской слободы к Симонову монастырю и остановился против казаков на другом берегу реки. Ясно, что, если позже произошел бой в Даниловской слободе, войска должны были каким-то образом перейти на тот берег. Очевидно, они воспользовались Даниловским мостом. В дневнике Гордона за 1662 год (медный бунт в Москве) упоминается Кожуховский мост, который следовало охранять, упоминается, что восставшие вышли из Серпуховских ворот и проследовали в Коломенское. Вероятно, они двигались по дороге через Даниловский и Кожуховский мост.
Даниловский мост показан на планах XVIII и начала XIX веков. В 1801 году он назван «пловучим», тогда его размеры составляли 72 на 18 метров. Такие же мосты находились под Кожуховым, под Коломенским и у Николы-Угрешского монастыря. Даниловский мост был уничтожен в войну 1812 года, после чего его решили не восстанавливать. Представлял он собой связанные бревна, мост закреплялся при помощи тросов на одной стороне реки, на другой стороне при помощи троса мост можно было развести. Зимой сооружение разбирали.

В XIX веке на берегу Москвы-реки (точное местоположение установить не удалось) появился другой значимый объект - там был установлен Московский нуль. В середине 1870-х гг. при серьезной реконструкции московского водопровода, когда еще не было надежной нивелирной связи с Кронштадтом, преподаватели и студенты Константиновского межевого института при создании сети московских нивелирных марок установили свое местное начало счета высот – от уреза реки Москвы у Данилова монастыря. В истории науки неизвестен какой-либо другой случай счета координат от Святыни – церкви или монастыря. 

Через речку Даниловку был также перекинут Даниловской деревянный мост. Он исчез уже в советское время, когда речка была заложена в трубу [2].

Межевая книга 1623-1627 гг. дает нам представление о первоначальных размерах землевладения (или дачи, земельного участка) древнего села Даниловского. С востока границей служила Москва-река, с юга граница шла по речке Котел (современная Котловка), за Котлом были расположены земли села Коломеснкого и Симонова монастыря села Никольского на Котле. От Котла граница поворачивала на север. С запада шли земли будущих Черемушек, а затем земли Донского монастыря пустоши «что была слобода Старое Кадашево» - древнего села Кадашева, которые были расположены за речкой Фоминкой. Здесь межа шла по Шаболовской дороге. После того как дорога переходила через речку Даниловку, межа поворачивала на запад и шла вдоль Крутого оврага. Она доходила до земли сельца Андреевского, выходила на Большую Калужскую дорогу. На севере от земель села Даниловского в древности находилось село Хвостовское (район современного Замоскворечья), сельцо (слободка) Колычевское, которое позже, возможно, стало именоваться Голутвинской слободой, при Иване III появилась слобода Наливки. После того, как был построен Земляной город в 1592 году, слобода Голутвинская и Наливки были перенесены внутрь города, а их земли вне города были переданы ямщикам Коломенской ямской слободы. У берега Москвы-реки земли Даниловского монастыря граничила с Государевым лугом и с лугом Симонова монастыря у Перевесного озера (перевесие - это место ловли птиц) [3]. Государев луг и Перевесное озеро – древнейшие урочища, упоминаются в летописном известии за август 1431 года о поездке 16-летнего московского великого князя Василия Васильевича в Орду. Выехав из Кремля, великий князь "обѣдалъ на своемъ лузѣ противу Симанова под перевѣсиемъ..."

Как видим, древнее село Даниловское обладало обширной территорией, а Донской монастырь был основан на его земле, внутри его дачи.

По переписной книге 1646 года значится: «монастырь Даниловский на реке Москве, под ним слободка, а в нем храм во имя Даниила Столпника древен, клецкии», у церкви были дворы священника, дьячка, просвирни, бобыля, в слободке же двор монастырский, а в ней двор дворника и крестьянских дворов 36, да позади монастырского двора 5 крестьянских дворов [4].

В 1649 году было приказано отмерить от Земляного города две версты (равнялись позднейшим четырем) под городскую выгонную землю. Так как на этой земле уже находились поселения, а земля Даниловского монастыря, например, почти полностью входила в выгонную черту, было решено половину земли оставить за владельцами, другую половину отмежевать под выгон.

Межевание проводилось в январе 1649 года, то так как Серпуховская дорога была летней, а зимой ездили по льду Москвы-реки до Котла, ее пришлось мерить летом в июне. Было «отмерено за Москвою рекою за Серпуховскими вороты ото рву Землянова города от левой стороны впрямь по Серпуховской дороге, перешед реку Даниловку, две версты, а мера две версты стала не дошед до речки Котла сажен с пятьдесят, и в том месте едучи с Москвы на правой стороне дороги на горе у пашни над речкою Котлом поставлен еловый столб". В 1650 году было завершено размежевание: "А меж монастырской и выгонной земель поставлены столбики з граньками, и учинена межа до речки Даниловки, а за речкою Даниловкою по ручью вверх до двухверстной грани, что на Котле: с Москвы едучи налеве земля Даниловского монастыря, направе - выгонная земля да другова двухверстового до столба на дорогу, что ездят на Шаболово".

При этом межевании у Даниловского монастыря была отмерена под выгон большая часть, было взято лишней земли по Шаболовской дороге. В 1679 году архимандрит подал жалобу, просил вернуть им землю по Шаболовскую дорогу. И 11 июля было проведено новое межевание: от Калужских ворот, по Шаболовской дороге минуя землю Коломенской ямской слободы до столба за речкою Даниловкою [5].

До нас дошли картографические изображения монастыря и его окрестностей XVII века. Даниловский монастырь изображен на двух планах Исаака Массы начала XVII века (конечно, недостоверно):

 

На чертеже "Земель от Москвы до Киева" 1640 года подписана речка Даниловка:

«Чертеж земель от Колужских и Серпуховских ворот до села Воробьева» 1683 года дает представление о землях, взятых под выгон: они расположены с правой стороны, следуя от Москвы, Шаболовской дороги, с левой стороны показана «пашенная земля Данилова монастыря до Крутого врага» (так названа речка Даниловка). На плане показаны также Шаболовская, Серпуховская дороги, Даниловский и Донской монастыри. В Даниловском монастыре изображен старый собор, трапезная с Покровской церковью и ворота.

 

«Чертеж земель от Земляного города до речки Раменки» 1692 года дает нам представление об окрестностях Даниловского монастыря того времени. На плане изображен небольшой по сравнению с Донским монастырем и его новым огромным собором Данилов монастырь. В монастыре изображен только собор и деревянная ограда, за безымянным овражком показаны домики Даниловской слободы. Показаны Шаболовская дорога, дорога от Калужских ворот в Донской монастырь, дорога от Серпуховских ворот в Донской монастырь, Серпуховская дорога и дорога от Сепуховских ворот в Даниловский монастырь. Речка Даниловка подписана как Крутой овраг (он идет и по руслу Кровянки), за речкой показан лес, с левой стороны (следуя от Москвы) Шаболовской дороги показана пашенная земля Даниловского монастыря.

 

 

По писцовой книге 1684 года числился «монастырь Данилов на реке на Москве а на монастыре церковь Святых отцов семи соборов вселинских да церковь же Покрова пресвятые Богородицы теплая с трапезою да в пределе святого Пророка Данила строение каменное», «да на монастырской же земле из оброку живут великих государей записные кирпичники Савка Пантелеев да Петрушка Тимофеев да дворовое крестьянское выморочное место подле двора обжигальщика Василия Иванова у него Василья на оброке, да у монастыря за врагом слобода что исстари слыло село Даниловское а в нем церковь Воскресение Христова построена вновь на прежнем церковном месте что была церковь Преподобного Данила Столпника а у той церкви Воскресения Христова ныне предел Преподобного Даниила Столпника да церковь Святого Николая Чудотворца теплая древянные».

В слободе был двор попов, двор дьякона и двор дьячка, просвирницы, конюшенной двор, а в нем работников четырнадцать человек, пять дворов служебников, а в них десять человек, двадцать пять дворов крестьянских, в них пятьдесят восемь человек и один двор бобыльский, а людей в нем три человека, два двора нищих, а людей в них два человека, один двор нищей вдовы. Всего двадцать девять дворов, а людей в них шестьдесят три человека.

На монастырской земле, в разных местах, находилось несколько кирпичных сараев, а на речке Даниловке мельница с прудом: «Да в том же селе на монастырской вотчинной земле построены на кирпичное дело сараи на оброке у кадашевца у Дениса Логинова, да на речке Даниловке монастырская мельница с прудом, да на монастырской же земле подле тои же речки Даниловки построены кирпичные сараи, а та монастырская мельница и сараи на оброке у обжигальщика у Василья Иванова. Да на монастырской же земле близ Москвы реки выше речки Котла построены кирпичные сараи, а на оброке те сараи у садовника у Савина Иванова сына Солодивника». 

За монастырем тогда числилось земли "пашни паханые и перелогом и лесом поросло середние земли четыреста девяносто одна четверть, а доброю землею с наддачею и с примерною землею триста шестьдесят восемь четвертей с полуосминою в поле а в дву потому ж, сена триста тридцать пять копен, да под монастырем и под усадьбами и под кирпичными сараи, окроме четвертные пашни и примерные земли что в полях, тридцать десятин, да в Большой Серпуховской и в мелких проезжих дорогами шесть десятин, всего тридцать шесть десятин».

По Межевым книгам 1680 года на речке Котле находились две мельницы: первая близко к Москве-реке была в содержании у платинных дел подмастерья Ивана Федотова сына Корташева, другая - пустая мельница рядом с дорогой, числилась  за великим государем [6].

 

В XVII веке на земле Данилова монастыря, на участке между монастырем и Коломенской ямской слободой, упоминаются огороды и загородные дворы москвичей, которые представляли собой что-то подобие современных дач с огородной землей. При отмежевании выгонных земель в 1650 году говорилось, что "по всем дорогам от Земляного города на выгонных землях построены загородные дворы, а отдают тое выгонную землю <...> по Серпуховской по Калужской <...> отдают под загородные ж дворы Данилова и Донского монастырей".  В 1692 году в деле о нападении на объезжих у церкви Григория Неокесарийского свидетель Ерофей Игнатович Боровитинов рассказал, что он вместе с обвиняемыми ходил по обещанию в Николо-Перервинский монастырь, оттуда они поехали домой, а  "у Даниловского монастыря он от них отстал и заехал в гости к Логину Добрынину на загородный двор и был у него часу до другова ночи, а от него поехал с ним Логином по домам вместе" [6а].

 

                                                                      XVIII век

 

 Данилов монастырь виден на панорамах Москвы с Воробьевых гор начала XVIII века: де-Бруина (№28) и Бликланда (№3, виден также Крутой овраг и ямы из-под добычи кирпича).

 

По переписи 1715-1716 гг., при монастыре находились скотный двор, двор священника кремлевского Благовещенского собора, в ко­тором жил "человек ево", и дворы монастырского слуги, конюха и плотника, где проживало 15 человек. Рядом было село Даниловское, "а в нем церковь Воскресения Христова", около которой находились 3 двора церковных служителей и двор "предилщика канатного заводу" (этот завод был основан возле монастыря в 1710 г. по указу Петра I) с населением в 18 человек. В селе же было 9 крестьянских дво­ров (53 чел.) и 14 бобыльских (58 чел.). Кроме того отмечалось, что, на "земле ж Даниловского монастыря построены дворы разных всяких чинов людей, а оброку они с тех дворов по Указу Великого Государя платят в Монастырский приказ, а в Даниловском монастыре они не ведомы, а что числом тех дворов и кто имени в тех дворех жители, о том их неведомо ж" [7].

В 1742 году было принято решение окружить Москву валом со рвом , устроить заставы и таким образом оградить город от ввоза нелегальной продукции, контрабандных товаров. Так возникла таможенная граница, а вал получил название Камер-Коллежского, так как ведала им Камор-Коллегия. Позднее Камер-Коллежский вал стал фактической границей города, с 1806 года - полицейской границей города. А с 1864 года границей между городом, которым управляла Московская городская Дума, и Московским уездом, которым управляло Земство.  Камер-Коллежский вал являлся таковой границей города почти до самого 1917 года. В 1754 году внутренняя таможня была отменена, но на заставах сохранились посты паспортного контроля. Там стояли обелиски по обе стороны дороги и караульная будка, в которой нёс свою службу отставной солдат. В его обязанности входила проверка подорожных и запись имен въезжающих и выезжающих из Москвы. Заставы были упразднены в 1852 году, а валы постепенно срыты. На их месте возникли одноименные улицы. Но кордегардии Серпуховской заставы (помещение для караула) простояли до 1917 года. 

На Серпуховской дороге также находилась застава, но в 1763 году она называлась Даниловской. Позже она стала называться Серпуховской заставой, а Даниловская застава была открыта у Данилова монастыря в конце XVIII века. Рядом с этой заставой находился Даниловский деревянный мост, который показан на всевозможных планах XVIII века. Дорога до Даниловской заставы описывалась как «из Москвы мимо Данилова монастыря в село Коломенское».

Документы дают нам представление о заселении территории к середине XVIII века. Между монастырем и слободой находился овраг, к этому времени он был перегорожен плотиной и запружен. У слободской церкви находилось кладбище. Рядом с монастырем, с северо-восточной стороны, был расположен конюшенный двор, фартин (кабак).  У Серпуховской заставы (в то время - Даниловская застава) стояла каменная часовня. Там же был и фартин под названием «На Даниловской заставе». От заставы шла новая дорога в село Черемушки, будущая – Малая Тульская улица. Она была проложена вместо старой Шаболовской, которая к этому времени была размыта за речкой Даниловкой и ей перестали пользоваться.

Здесь находились всевозможные кирпичные заводы. Известно, что один завод был с востока от монастыря на берегу Москвы-реки, другой, с запада, со стороны Серпуховской дороги, на берегу пруда, был в содержании у Василия Артамонова. Упоминались также другие содержатели - Степан Васильев, садовник Григорий Климонтов сын Ярцев. 

Дворы в Даниловской слободе находились в разных местах (смотри также указатель дач и усадеб). С юга от монастыря, за оврагом, находились одиночные дворы, а также огороды и пашня. Рядом с монастырем были дворы священников и других служителей. Судя по всему, они находились с севера от Камер-Коллежского вала, по проезду, ведущему к заставе. 

Расположение дворов видно на гравюре начала XVIII века:

За заставой вдоль дороги селились священники, дьяконы, крестьяне разных помещиков. Дворы разночинцев находились слева от дороги, следуя из Москвы. Справа от дороги тянулись дворы даниловских крестьян. Внутри Камер-Коллежского вала, вдоль Серпуховской дороги упоминаются дворы: князей статского советника и президента Камор-Коллегии Михаила и коллежского советника Григория Ивановичей Шаховских (были за стольником Богданом Писаревым и Петром Бутурлиным), капитана Измайловского полка Александра Ивановича Нарышкина.

Были здесь и настоящие барские загородные дома. С севера от монастыря находился обширный загородный двор Степана Федоровича Апраксина (с 1763 года – Павловская больница, читайте статью). Из документов известно, что в 1734 году Никифор Федорович Полехин (Палехин) продал свой загородный двор близ Данилова монастыря Афанасию Даниловичу Татищеву. Последний в 1749 году 15 марта продал свое имение Степану Фёдоровичу Апраксину. Императрица Елизавета Петровна летом 1761 года купила у вдовы Аграфены Леонтьевны Апраксиной оставшийся после смерти её мужа загородный дом и двор, а за несколько дней до своей смерти (25 декабря 1761 года) пожаловала его А.И. Глебову (мотивация данного поступка не ясна).

Восточнее него находился двор Ивана Гавриловича Оловенникова с кирпичным заводом, который в 1762 году был продан шляпной фабрики содержателю М.П. Гусятникову. Рядом с Павловской больницей находились дворы жены секретаря Петра Федоровича Секиотова Марии Петровны (на месте казенного кирпичного завода) и ее двоюродного  брата юнкера Алексея Алексеевича Васильева. Он находился севернее Павловской больницы, у дороги ведущей к Ямкой слободе. Этот участок принадлежал еще их прадеду - обжигальщику Василию Иванову (см. выше), а затем их деду - подьячему Федору Васильевичу. Рядом с Даниловской заставой упоминается двор местного священника.

На земле Даниловского монастыря упоминаются и другие дворянские дворы: вдовы Прасковьи Ординой-Нащокиной, жены графа Сергея Шереметева Настасьи Степановны, статского советника Богдана Бибикова, майора Ивана Бибикова, князя Александра Прозоровского, вдовы стольника Ивана Головина Анны Ивановны, стольника Ивана Щепотьева и другие. Вероятно, эти дворы находились внутри Камер-Коллежского вала, где в это время начинала складываться жилая застройка.

Можно только локализовать загородный двор графини Варвары Петровны Шереметевой, он находился примерно в районе 1-го Павелецкого проезда.

Находились в Даниловской слободе и лавочные места, которые сдавались в аренду. Была лавочка подле двора стряпчего Ивана Андреева «на углу к часовне», на берегу Москвы-реки калачные и квасные места, на речке Даниловке у часовни калачное и квасное место [8].

На речке Даниловке также находились кирпичные заводы. К 1732 году мельницу с прудом, которая упоминалась уже в XVII веке, сад и кирпичный завод, которые были до этого в аренде у жителя мещанской слободы Василия Замыцкого, передали московскому генерал-губренатору Г.П. Чернышеву, который основал на этом месте загородный двор под названием «Худеницы» (читайте статью). Восточнее Худениц были расположены кирпичные заводы: Дмитрия Петровича Наумова, у Серпуховской дороги ученика Большой суконной фабрики Никиты Никитина (земля перешла затем к Ильину, от него к Дементию Заикину, и в 1836 году к Борису Васильевичу Варгину). Севернее этих владений была земля купца Ивана Максимовича Заикина также с кирпичным заводом. На его участке находился небольшой Гусиный овраг. Заикину "кирпичный завод по Большой Серпуховской дороге за лесом Даниловским" продал 17 ноября 1758 года сырейщик Лука Петрович Новиков. У Заикина на Серпуховской дороге были также постоялый двор и харчевня. Заикины упоминаются в качестве землевладельцев в Даниловской слободе довольно длительное время: в 1802 году упоминается московский купец Андрей Заикин, в 1806 году - ветхий кирпичный завод Ивана Андреевича Заикина, в 1824 году - бывший кирпичный завод Дементия Тимофеевича Заикина, а в 1844 году в Даниловской слободе упоминается трактирное заведение Татьяны Ивановны Заикиной.

По другую сторону Серпуховской дороги находился кирпичный завод купца Фёдора Васильевича Васильева. Этот завод, видимо, существовал здесь уже в XVII веке, тогда он был на оброке у Василия Иванова. В 1730 году завод был взят в Каменную канцелярию, в 1741 году отдан купцу Федору Михайлову, а последний уже продал его 12 января 1758 года купцу Васильеву. Рядом с ним, на берегу Москвы-реки, находилась фабрика и кирпичный завод Петра Андреевича Носырева (читайте статью), на территории которого позже сложилась усадьба купца Рыбникова. История усадьбы началась 15 мая 1757 года, когда землю по берегу Москвы-реки под устройство суконной фабрики дали купцу Петру Андреевичу Носырёву. (По какой-то причине, на плане Генерального межевания его фабрика ошибочно была указана как Василия Андреевича Киреева.) Со стороны слободы соседом Носырева был крестьянин Симеон Макаров.

Рядом с речкой Котлом, на берегу Москвы-реки находился загородный двор Федора Васильевича Ржевского (родственника владельцев Троицкого-Черемушек и Худениц). Судя по всему, двор был обитаем. В 1752 году 13 июня на поле близ Тюхалей были пойманы за незаконную охоту дворовые люди Ржевского: Василий Иванов и Степан Гуцын, а с ними симоновский крестьянин Федор Плотников с сетьми и с двумя перепелами [8а]. Во второй половине XVIII века двор числился за Василием Ржевским, а затем перешел к троюродной сестре последнего - Н.П. Голицыной.

У речки Котла, у моста, стоял фартин, который состоял в 1763 году за откупщиком Федором Гусятниковым. На самой речке находилась монастырская мельница (ближе к Москве-реке), а другая мельница (ближе к дороге) – дворцовая, села Коломенского деревни Котлов, была в 1763 году в аренде у московского купца Алексея Игнатьевича Налетова. Монастырь разводил рыбу для своего обихода в прудике у мельницы на речке Котле, а также и в других своих прудах [9].

 

На Котле, как и на Даниловке, существовал деревянный мост, который отдавался на откуп (система сбора с населения, при которой государство за определённую плату передаёт право их сбора частным лицам). С 1728 года мост состоял на откупе у крестьянина Соколовой пустыни Степана Гаврилова. Игумен Герасим жаловался на него в 1734 году и просил, чтобы мост отдали в содержание монастырю. Говорилось, что Гаврилов перенес мост с прежнего места выше на 70 сажень, и построил тот мост на огородной, пашенной и луговой земле монастырских крестьян, что Гаврилов своими лошадьми и скотом (а также проезжие люди своими лошадьми) уничтожает крестьянские посевы (было вытоптано и потравлено более 5 десятин угодий), что берет Гаврилов с крестьян неумеренную плату за проезд, чинит задержку подвозимым хлебным запасам. А когда через мост по дороге идут полки, «казна», или артиллерия, то Гаврилов с работными людьми убегает, а служилые люди в это время лес и припасы крестьянские волокут, а крестьян заставляют тот мост и дорогу чинить, при этом людей монастырских нередко бьют [10].

Секуляризация монастырских владений в 1764 г. коснулась и Даниловского: оно перешло в ведение Коллегии Экономии. Генераль­ным межеванием 1766 г. и Экономическими примечаниями к нему село описывается как "Ведомства Коллегии Экономии бывшего владения... Данилова монастыря". Здесь было 37 дворов, проживало 115 мужчин и 121 женщина. Селение занимало 34 десятины, пашни - 111 дес. 61 кв. саж., сенные покосы - 311 дес. 1509 кв. саж., неудобья - 31 дес. 750 кв. саж. Все земельные угодья составляли 488 дес. 20 кв. саж. "Село по обе стороны Большой Серпуховской дороги и на правом берегу Москвы реки и на левой стороне Кадашевского оврага. Цер­ковь каменная Святого Благоверного князя Даниила, во оном селе состоят разныя чинов люди и суконая фабрика купца Василья Андрее­ва сына Киреева, на которой в действии 24 станка, а на оных дела­ются российския сукна и продаются в суконном ряду, работают наем­ные люди". Здесь же упоминались и "кирпичныя заводы разных содер­жателей". Территория владения определялась "по обе стороны" Ка­мер-Коллежского вала, в нее также входило кладбище, при котором "деревянная церковь Сорока святых мученников и дворы церковнослу­жителей". Экономическая характеристика владения давалась такая: "земля песчанная, хлеб и покосы средственные, крестьяне на обро­ке" [11].

В описаниях Москвы второй половины XVIII века упоминаются на земле села Даниловского два кладбища раскольников, но где они находились, выяснить не удалось. Возможно, что кладбище показано на сводном плане Генерального межевания 1797 года с запада от Серпуховской дороги между речками Даниловкой и Котлом. На Семитопографической карте Московской губернии 1812 года здесь также показано кладбище. Также есть сведения, что кладбище раскольников было расположено близ Коровьей площадки с 1740 года. Известно, что тяглецы  слободы Малых Лужников, что у Крымского двора, записные раскольники купец Яким Григорьевич Баскаков с товарищами, в 1759 году взяли на 20 лет у монастыря землю под кладбище раскольников. Есть упоминание, что в 1762 году был так же взят участок по другую сторону дороги у Коломенских ямщиков. В 1771 году кладбище было упразднено, а раскольникам было дано место за Покровской заставой. То есть, кладбища раскольников находились близ Земляного города, за Серпуховскими воротами [11а].

Во время эпидемии чумы 1771 г., на земле монастыря, с востока от Шаболовской дороги было основано Даниловское кладбище. 31 декабря 1772 г. на этом кладбище была освящена деревянная церковь Священномучени­ков Херсонских. Впоследствии, с 1829 по 1838 г., здесь на средс­тва известного благотворителя С.Л. Лепешкина выстроили каменный храм Сошествия Святого Духа с приделом Св. Мучеников Херсонских и Успения Св. Анны, который в начале XX в. был расширен и велико­лепно украшен.

Директор Каменного приказа Петр Кожин планировал в 1777 году построить Андреевский канал, который начинался бы у Андреевского монастыря, шел бы по руслу речки Кровянки, пересекал бы Канатчикову дачу и впадал в Москву-реку у устья речки Котла. Также он планировал соорудить плотину у Данилова монастыря и шлюз для развития судоходства и повышения санитарного состояния реки. К этой идее - строительство Андреевского канала, кстати, обращались в 1930-х гг., но также от нее отказались [12].

 

                                             продолжение

Категория: Селения Южного округа. Из истории Южного округа | Добавил: marina (18.04.2018)
Просмотров: 1370
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]