Среда, 23.05.2018, 14:11 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы по истории Южного округа

Речной вокзал

                     Из книги "Архитектура речных вокзалов" (М., 1940)
 

   ...Московский речной вокзал (автор арх. Р. Я. Хигер), обслуживающий движение между Москвой — Уфой, Москвой — Горьким и пригородными районами Москвы, расположен по Варшавскому шоссе, близ Даниловского моста (в Ленинском районе Москвы).
   Основной павильон для пассажиров и павильон пригородного движения, связанные в единую архитектурную систему, имеют самостоятельные подходы и подъезды. Прибывающие по реке пассажиры не заходят в здание вокзала, а по отведенным им путям проходят мимо павильонов к стоянке автомашин и далее к трамвайным городским путям.
   Материал сооружения, согласно заданию Наркомвода, в основном дерево, лишь часть сооружения по соображениям пожарной безопасности решается в кирпиче, В кирпиче запроектированы пригородный павильон и центральная часть плановой композиции, в которой располагаются; в первом этаже — главный вестибюль и во втором этаже—кухня. Благодаря выделению огнестойкого объема в центре композиции все сооружение разбивается на три изолированные деревянные части, чем создаются сравнительно безопасные условия на случай возникновения пожара в какой-либо части.
   Основная концепция сооружения заключена в контрасте одноэтажной легкой части с сильным двухэтажным объемом восьмигранника, где расположены зал ожидания и ресторан, перекрытый куполом. Этот объем является господствующим одинаково и со стороны города и со стороны реки. Завершенный декоративной вертикалью с шаром (в котором предполагался сильный источник света), восьмигранник создает композиционную ось, главенствующую как в самом сооружении, так и на прилегающей части территории набережных.
   В планировке здания проведен принцип разграничения отдельных зон. Слева от главного вестибюля находятся комнаты матери и ребенка, справа — служебные помещения, обслуживающие и пригородный павильон; во втором этаже расположены комнаты гостиниц для прибывающих пассажиров (с лестницей из главного вестибюля); служебные помещения ресторана (раздаточная, моечная, заготовочная, очажная и пр.) связаны с первым этажом и подвалом изолированной лестницей и грузовым лифтом. В подвале здания находятся: холодильные камеры ресторана, склады продуктов и прочие вспомогательные помещения.
   При входе в главный вестибюль установлены телефонные будки по пути движения к залу ожидания — кассы и справочное бюро. Далее — прием багажа и ручной клади, хранение которых предусмотрено в первом этаже и в подвале (связь лифтом). В центре зала ожидания, имеющего правильную восьмигранную форму, просторная парадная лестница ведет в ресторан. Антресоль идущая по всему периметру зала ожидания, шириной в 2,5 м, предназначена для читальной, шашечной и пр. Ресторан окаймлен террасой, обращенной к реке.
   По противопожарным соображениям в зале ожидания и в ресторанном зале устроено достаточно большое количество наружных выходов (лестницы по углам восьмигранника). Эти лестницы нужны также и по конструктивным соображениям: они воспринимают горизонтальный распор ферм купола. В пригородном павильоне запроектированы: зал ожидания, кассы, уборные. Длина причала (100 м) позволяет одновременно разместиться волжскому пароходу и пригородному трамвайному катеру.
   Пространственная композиция внутри здания построена на развертывании осевых перспектив и на „переливании" одного пространства в другое. При входе в главный вестибюль раскрывается продольная перспектива на колоннаду вестибюля и на расположенную в центре зала ожидания парадную лестницу в ресторан. Сквозная перспектива открывается и по оси корпуса служебных помещений вдоль коридора, если смотреть из вестибюля или из зала ожидания пригородного павильона. Зал ожидания главного павильона пространственно как бы „переливается" в ресторан через открытую широкую лестницу. Темно-синий ультрамариновый купол ресторана, покрытый рельефом светло-оранжевых колец (звезд), создает цветовое завершение всей внутренней композиции центра вокзального здания.
   Вообще тема цвета, его гармонии, согласования и контраста была основной в разрешении архитектуры вокзальных помещений. Зал для пригородных пассажиров окрашен в три тона: светло-желтый (стены), светло коричнево-кофейный (балки, колонны), кирпично-красный (потолок между балками). Весь комплекс служебных помещений выдержан в светло-желтых и светло-кофейных тонах (панель). В главном вестибюле стены палевые, потолок голубой, колонны желтые.
   В переходе к залу ожидания впервые появляется интенсивный синий цвет ультрамарина (в кессонах потолка), подготовляющий зрителя к восприятию купола ресторана. В восьмигранном зале ожидания преобладают те же тона, что и в пригородном павильоне: светло-кофейный, желтый и кирпично-красный. Но уже сквозь пролеты открытой центральной лестницы виден интенсивно синий тон купола, который по мере подъема по лестнице в ресторан охватывает посетителя настроением южного ночного неба.
   В гармонично подобранные тона окрашены и другие служебные помещения вокзала (группа детских комнат, комнаты гостиницы, курительные, коридоры, лестницы, помещения кухни и пр.). Вокзал размещен на участке, где со стороны реки имеется прекрасный фруктовый сад, со стороны города — тенистая аллея старых деревьев и сквер. Здание вокзала нужно было хорошо вписать в эти природные условия места и вместе с тем не лишать его представительности, требуемой для общественного здания. В связи с этим по-разному решены его фасады со стороны города и реки. Фасад, обращенный к Варшавскому шоссе, сдержан и несколько официален. На нем два акцента различной силы: шестиколонный деревянный бортик у главного входа и лоджия у входа в пригородный павильон. Их связывает легкая одноэтажная галерея, обрамляющая все здание.
   В фасаде на реку основную роль играет объем восьмигранника: эго террасы, галереи и наружные лестницы живописной игрой линий граней создают постепенный переход от массива здания к зелени участка и просторам реки. Конструкция наружных стен здания в основном — деревянный каркас с обшивкой с двух сторон и засыпкой шлаком. Перекрытия повсюду деревянные, кроме главного вестибюля, где они, по противопожарным соображениям, выполнены в железобетоне. В зале ожидания перекрытие сделано по деревянным гвоздевым балкам и деревянным колоннам. В ресторане основой конструктивного (и архитектурного) решения являются деревянные сегментные фермы, схваченные кольцом в вершине купола; кровля — рубероидная.
   В процессе строительства все деревянные перекрытия подвергались антисептированию для предохранения их от домового грибка. В связи с будущей реконструкцией района здание поставлено на стилобат (земляную насыпь), откосы которого усажены цветочными насаждениями....

 

Категория: Материалы по истории Южного округа | Добавил: марина67 (07.11.2009)
Просмотров: 645
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]