Суббота, 20.04.2024, 00:17 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Варшавское шоссе (до Котла). Фотопутеводитель. Часть 5

 И вот мы подошли к смелому творческому инженерному проекту начала XX века – Московской окружной железной дороге. Здесь через Варшавское шоссе должен быть перекинут путепровод … но его нет, он исчез в апреле 2015 года. Впрочем, придется извиниться. Дело в том, что история меняется буквально в реальном времени. Пока мы двигались по Варшавскому шоссе, подробно описывая местность, к 10 февраля  2016 года появился новый путепровод и, как говорится, лучше прежнего.

   Сейчас Окружная дорога носит название «Малое кольцо Московской железной дороги». Она является уникальной транспортной развязкой, не имеющей аналогов в практике дорожного строительства, используется для переброски поездов с одной радиальной магистрали на другую, до сих пор является тарифным пунктом, по которому определяется протяжённость следования (кратчайшее расстояние) перевозимых грузов. Дорога была открыта 19 июля (2 августа) 1908 года. С радиальными направлениями Малое кольцо связано 22 соединительными ветвями. В 2012 году на Малом кольце было 12 действующих грузовых станций.

   В 1908 году вдоль окружной железной дороги образовалась новая городская граница, которая 23 мая 1917 года была официально утверждена. Московская окружная железная дорога строилась вокруг Москвы по проекту архитектора и инженера П. И. Рашевского в 1903—1908 гг. Станции спроектированы под руководством архитекторов А. Н. Померанцева, Н.В. Марковникова, И.М. Рыбина. На станциях существовали билетные кассы, залы ожидания, где было проведено отопление (голландские и русские печи), электричество. Первоначально по дороге перевозились не только грузы, но и пассажиры, к услугам которых были построены станции-вокзалы (ближайшие - Кожухово, Канатчиково. Но пассажирское движение позже было отменено. К 1950 обнаружился основной недостаток сооружений МОЖД: старые мосты с низкими порталами не позволяли просто и дёшево электрифицировать трассу. Поэтому когда по городским железным дорогам пустили электрички, по Малому кольцу продолжали курсировать тепловозы. 

   Мы стоим рядом с величественным сооружением Окружной железной дороги – Даниловским железнодорожным мостом (пройти к нему можно через проходную бывшей фабрики или, обойдя железную дорогу с юга, через территорию Ривер-плазы), перекинутым через Москву-реку. Первоначально мост назывался Алексеевским — в честь наследника престола цесаревича Алексея. Трёхпролётный и наиболее длинный из всех четырёх москворецких мостов Окружной железной дороги, с русловым отверстием в 239 м (100 сажен) и береговыми пролетами по 62 сажен, он был построен последним из них — в 1905—1907 гг. — по проекту инженеров Н. А. Белелюбского и Н. А. Богуславского (о чём сообщает чугунная мемориальная доска на одном из береговых быков моста). Пролётные строения были изготовлены на Сормовском заводе. Особенностью моста было устройство пешеходного перехода по центру моста между фермами. С восточной стороны мост был оформлен по рисунку академика А. Н. Померанцева декоративным порталом с башенками, шпилями, чеканными гербами и бронзовым бюстом наследника Алексея.

         

   В советское время мост был сначала переименован в Кожуховский, а затем, в 1990-х, получил нынешнее имя — Даниловский (так как выходит на Новоданиловскую набережную). Ныне мост отделяет Нагатинскую набережную от Новоданиловской. В 1998—1999 гг. мост был реконструирован группой компаний "СК МОСТ" по проектам института МПС «Гипротранспуть». Фермы моста были заменены на новые. И в это время, в один из дней 1999 года, москвичи могли были видеть редкое зрелище: траспортировку ферм моста мо Москве-реке при помощи плавсредств. Во время работ по реконструкции сооружения мостовики провели уникальную операцию: в районе Даниловского моста Москва-река очень узкая, и, чтобы подвести центральный 88-метровый пролет к месту монтажа, плавсистему надо было развернуть практически на месте. 

   Как уже знают все москвичи, в настоящее время идёт грандиозная реконструкция Малого кольца для организации на нём пассажирского движения – легкого метро. Открытие пассажирского движения по всему периметру МКЖД запланировано на 2 сентября 2016 года. Однако главный инженер МЖД Сергей Вязанкин советовал не торопиться с ожиданиями, поскольку проект слишком масштабен и сложен.

   Путепровод через Варшавское шоссе был сооружен в первые в 1907 году. Он был однопролетный, железные клепаные пролеты имели длину 13,5 саженей (27 м). В поперечном сечении под каждый путь стояло по четыре балки. В 1950 году путепровод был перестроен по проекту инженера Н.И. Ермолина и архитектора В.М. Лисицына. Пролетные строения представляли собой неразрезанные сталежелезобетонные балки. Схема: 12,3+15,2+17,6 м, длина 42,34 м (пролёт 12,3 м для трамваев). В поперечном под каждый путь поставлены две стальные балки. В апреле 2015 года старый путепровод был разобран, нам удалось запечатлеть его последние дни.

С тех пор, москвичи, следуя по Варшавскому шоссе в ту и другую сторону, чувствовали грусть и недоумение при виде пустоты вместо путепровода. Но вот 10 февраля 2016 года москвичи были удивлены, обнаружив вместо пустоты новый путепровод, напоминающий Павелецкий выше по Варшавскому шоссе.

  

   С запада от путепровода идет строительство станции «Варшавское шоссе». Было предложено три варианта: устроить станцию у ВНИИТеклмаша, прямо над шоссе и напротив дома 18 корпус 2. В итоге был выбран третий вариант, хотя, может быть, было лучше станцию устроить у бывшего института? Раньше мимо проходили только изредка тепловозы, а теперь совсем другое дело. Итак, жители района с волнением ожидают начала новой вехи в истории московского транспорта.

. 

   Мы минули границу Москвы 1917 года – Окружную железную дорогу. Здесь логичнее было бы завершить наш путеводитель, однако мы решили продолжить его до речки Котловки. Во-первых, эта река являлась границей между землями Даниловского монастыря (в позднее время Даниловского района) и села Коломенского, во-вторых, так мы сможем поделиться ещё некоторыми интересными фактами истории. Да и сама речка находится всего в 100 метрах, за Нагорным проездом, у  остановки «Центр международной почты».

   Котловка протекает в трубе под Варшавским шоссе, в древности же через речку был перекинут мост. Справа от шоссе, у остановки общественного транспорта, по речке Котёл (название в древности), расположен сквер «Нагорный». На территории находится велосквер «Нагорный», принадлежавший велоклубу «Титан», верёвочный парк, скалодром. До 2013 г. долина открытого участка реки Котловки представляла собой крайне замусоренное и глухое место. Здесь выдают бесплатное снаряжение и бесплатно же проводят занятия в веревочном парке и на скалодроме, обучают альпинизму и спелеологии, а также граффити и искусству фотографии. На месте сквера в древности находилось Нижне-Котловское городище железного века.

 

   Слева, у самой Москвы-реки стоит многоэтажное здание - бизнес-центр "River Plaza". Рядом с ним, в излучине Котла, находится несколько производственных зданий: Московское трикотажное предприятие ОАО "Фабрика производства платков". Фабрика была основана в 1924 году. Основной вид продукции - производство пуховых платков. В настоящее время ОАО "Фабрика производства платков" одна из ведущих фабрик в Москве, которая производит высококачественный трикотаж в широком ассортименте. В начале XX века где-то здесь находился кожевенный завод А.И. Рыбакова, который в 1910 году перешел к Т.У. Зайцеву. 

    

   За Котлом, на Варшавском шоссе стоит длинное четырёх-ярусное здание - Центральный офис ФГУП «Почта России». Здание построено как международный почтамт к Московским летним олимпийским играм 1980-го года, имеет интересное архитектурное решение. За "Почтой России" к Москве-реке расположен бетонный завод №2. В начале же XX века за Котлом находилась отбельная фабрика Карла Фридриховича Вебера. 

   

   От названия речки получил свое имя и целый микрорайон - Котловка. Есть версия, что своё название речка (или местность) получила по оврагам круглой формы, расположенным вблизи. Котлы – речка или местность – упоминается в исторических хрониках. В 1380 году здесь проходили идущие на битву, а затем возвращавшиеся с Куликова поля ратники Дмитрия Донского. В 1390 г., после кончины Донского, его сын, великий князь Василий, с матерью княгиней Евдокией и братьями торжественно встречал прибывшего из Царьграда митрополита Киприана "за Москвой на Котле". В Смутное время Котлы вновь выходят на арену русской истории. Через них в 1605 г. в Москву вступили войска воскресшего царевича Дмитрия. Именно здесь проводил он затем воинские маневры и здесь установил свою знаменитую крепость "ад" (гуляй-город). Когда же в результате восстания москвичей через год Дмитрий погиб, тело его, из-за происходивших над ним чудесных явлений, было вырыто из земли и перевезено на Котёл, вместе с крепостью сожжено, а прах развеян по ветру (по другой версии, заряжен в пушку и выстрелен в сторону Польши). В конце сентября 1606 г. сюда подошли выступавшие против нового царя Василия Шуйского отряды Истомы Пашкова, которые расположились в Коломенском и на Котле. В начале ноября к ним присоединилось войско "воеводы царя Дмитрия" Ивана Болотникова, в основном, состоявшее из крестьян и холопов. Оба предводителя объединили свои силы и более месяца безуспешно осаждали Москву. Решающее сражение с правительственными войсками, руководимыми М.В. Скопиным-Шуйским, произошло 2 декабря на Котле. При этом отряд Пашкова перешёл на сторону царя Василия, войско Болотникова было разгромлено и бежало на юг.

   В 1543 г. 21 декабря в Жалованной льготной грамоте великого князя Ивана IV Васильевича архимандриту Симонова монастыря Савве на все монастырские владения было упомянуто село Никольское на Котле. В 1627 году упоминается уже пустошь «что было сельцо Никольское по обе стороны речки Котла». История села Никольского несколько загадочна. Дело в том, что владение было довольно большим, его земли доходили до Москвы-реки. То есть, на всём основании можно сказать, что мы стоим на земле древнего села Никольского. Но каким-то образом Симонов монастырь утратил свою вотчину и уже в XVII веке земля за Котлом числиться как государева села Коломенского. Других упоминаний после 1627 года о вотчине Симонова монастыря нет.

   Ещё один интересный исторический факт. Мы упомянули, что межа между Даниловским монастырём и селом Коломенским шла по Котлу. Но это не совсем так. Дело в том, что если внимательно изучить межевые книги XVII века, то можно прийти к выводу, что начало межи было за 300 м южнее от Котла. Линия шла параллельно Москве-реке, а по берегу образовалась узкая полоса - луг Даниловского монастыря. Почему же межа шла таким странным образом? Возможно, что речка Котёл ранее шла по другому руслу. Затем речка изменила своё течение, а межа стала идти по старице.

   Во второй половине XVII века, вдоль Серпуховской дороги была основана деревня Нижние Котлы. На речке же, у самой дороги была в то время государева мельница (может быть, на месте сквера), вторая мельница была в районе фабрики платков, а в XVIII веке у речки был фартин (он же кабак). В конце XIX и в начале XX веков местность за Котлом и в окрестностях пользовалась дурной репутацией. Район считался бандитским, в деревне был воровской притон, городские извозчики часто отказывались сюда ехать.

   П.И. Богатырев в своих воспоминаниях упоминает красивый Гусиный овраг с запада от дороги и загадочные пещеры. «Вблизи шоссейной дороги, около лощины, были замечательные по своей величине и запутанности пещеры, которые образовались от добывания мелкого камня для шоссейных дорог. В пещерах этих пряталось много крупного и мелкого жулья, да тут же находилось немало и важных преступников. Найти их не было никакой возможности. Они проживали там и лето, и зиму, так как под землей тепло. Меня водили в эти пещеры, без проводника оттуда и не выйдешь. Все они усеяны коридорами в разных направлениях; они, словно раки, расползаются во все стороны. Жутко показалось мне там. Не знаю, существуют ли они теперь или завалены». Эту историю уже в наше время использовал Николай Свечин в "Выстреле на Большой Морской".

   Попробуем разгадать, что мемуарист имел ввиду под оврагом и пещерами. Непонятно, назвал Богатырёв лощиной сам Гусиный овраг или он имел ввиду некую низменность, но, похоже, пещеры находись где-то в районе Гусиного оврага. На плане 1838 года этот овраг хорошо заметен.

   Он был довольно длинным и доходил до нынешнего Севастопольского проспекта, а его начало (или лощину) можно ассоциировать с началом Нагорного проезда. Добавим также, что в районе был ещё один овраг с данным названием. Правда он был совсем небольшим, находился примерно между домами №54 и  №56 по Б. Тульской. Почему овраги назывались Гусиными? Вероятно, от имени растения, произраставшего там.

   Про большую запутанность пещер, думается, автор сильно преувеличил. Что же за камень могли добывать в этой местности, от добычи которого образовались пещеры? Других  упоминаний о пещерах найти не удалось. Но вот обнаружена интересная информация. При отчуждении земли у крестьян деревни Котлов под строительство железной дороги, была произведена опись их занятий и полезности земли. Было установлено, что крестьяне кроме прочего занимались  добыванием гравия в русле речки, а также ещё ранее добывали опоку. Правда непонятно, что имели под этим термином, так как он многозначен, но думается, могли иметь ввиду кремнистую микропористую осадочную породу, образовавшуюся на дне моря из кремнистых скелетов микроскопических водорослей и мельчайших животных.

   Гусиный овраг был уничтожен при строительстве Окружной железной дороги, частично она проходит где-то по его руслу. Например, у домов №7 по Севастопольскому проспекту. Если пойти по Окружной железной дороге, пройти под путепроводом Павелецкой железной дороги, подняться по старой лестнице на пригорок – то можно попасть в загадочное место. Три симпатичных трёхэтажных домика и станция за оградой затерялись здесь в треугольнике железнодорожных путей.

         

Но, однако никакой загадки, конечно, нет. В начале 1950-х гг. здесь была построена тяговая подстанция «Окружная» Павелецкой дороги и три жилых домика для работников отрасли. Ещё в 1980-х гг. у подъезда сидели старушки, казалось, из какой-то другой реальности. Позже дома расселили, их занимали различные организации, а в настоящее время корпус 8 – гостиница «Orange House Hotel». Странное конечно название (может быть, владелец просто любит всё оранжевое?), но выглядит довольно прилично. Пригорок, на котором стоят дома, является, возможно, берегом Гусиного оврага, по дну которого в скором времени пойдут поезда легкого метро.

   Сразу за путепроводом Окружной железной дороги справа начинается Нагорный проезд. Он получил своё имя в 1968 году, до этого времени он был Ленинской слободкой (продолжить по улице Нагорный проезд). Это послереволюционное название. Историческое имя улицы - Катуаровское шоссе, так как вело оно к шелкокрутильной фабрике Катуаров. Но это тема другого путешествия.

   В завершении хотелось бы пожелать, чтобы власти города не забывали делать город не только красивым, но и удобным для проживания, если они строят дом, то пусть он стоит не у самой дороги, а если проводят дорогу, то подальше от домов, а если строят легкое метро, то пусть оно будет настолько легким, что будет совсем неслышным. Пусть они сохранят красивую историческую застройку, расчистят долины древних речек, сохранят московские парки и насадят новые. А рельеф московской местности настолько красив и уникален, что остается только оберегать его от грубого вмешательства извне.

                                                                                                М.А. Чусова, февраль 2016

 
   
 
 
при составлении путеводителя были использованы материалы из следующих интернет-ресурсов и источников:
Википедия; Викимапия;
сайт "Москва. Южный округ. Краеведение";
Памятники архитектуры Москвы. Т.8; 
Рачинский Я.З. Полный словарь названий московских улиц. М., 2011; 
Кукина Е.М., Кожевников Р.Ф. Рукотворная память Москвы. М., 1997; 
Старая и новая Даниловка. Воспоминания рабочих Даниловской мануфактуры. М., 1940 год; 
Московская хлопчатобумажная фабрика имени М.В. Фрунзе. Исторический очерк. М.,1990; 
Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1958;
Детские парки Москвы. М., 1936; 
Носарев Н.В., Скрябина Т.А. Мосты Москвы. М, 2004 и 2013; Энциклопедия "Москва". М., 1980; 
Гуськов Г. Василий Ефремович Мещерин // Московский журнал. №3. 2002.
Категория: Путеводители | Добавил: marina (05.03.2016)
Просмотров: 2708
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]