Среда, 22.11.2017, 08:16 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Улица Ремизова - Варшавское шоссе. Часть 1

   Улица Ремизова начинается у Севастопольского проспекта и заканчивается у Электролитного проезда, у станции метро «Нагорная». Она названа в 1966 году в честь Героя Советского Союза Ивана Михайловича Ремизова (1901-1939).

      

     Мы стоим на улице Нагорной,  у перекрестка с Ремизова. До 1960 года здесь проходила граница между Москвой и областью. Справа от Нагорной, начиная от школы, шла область, слева продолжала идти территория Москвы.  Недалеко от перекрестка, примерно за домом №27 граница поворачивала налево до Котла и далее шла по речке.


Посмотреть всю карту

   На месте же домов №25-29 ранее находился военный городок, который состоял из двухэтажный оштукатуренных домов. Он просуществовал где-то до середины 1960-х годов.

 

   Улица Нагорная являлась границей не только Москвы XX века, она служила также древней границей владений. Если, конечно, улица Нагорная и есть та самая дорожка, указанная в Писцовой книге 1623 года, то она разделяла земли пустоши Сарафановской (шли справа) и села Козино-Котлы (шли слева). 

 

Небольшая пустошь Сарафановская (впоследствии была присоединена к владениям Прончищевых) числилась в порожних землях исстари. Она не была ничем примечательна, кроме одного факта: к этой пустоши стекались все окрестные дорожки. К ней шла дорожка из Зюзина (была межой Козино-Елистратово (Никольское-Котлы) и Черемушек, ее правопреемницей можно назвать Севастопольский проспект), дорожка из Козино. Дороги ветвились. От пустоши Сарафановской одна дорожка шла на пустошь Обводную (можно сказать, на этой пустоши была основана шелкокрутильная фабрика), другая дорожка шла через речку Коршуниху в земли Черемушек, третия у переправы через Коршуниху поворачивала и шла вдоль южного берега речки до Шаболова. И так случилось, улица Ремизова повторяет трассу древней дороги из села Никольское-Котлы в Черемушки (если они и не совпадают точно, то всё равно дорога эта шла где-то рядом). Древние дороги показаны на плане XVII века (правда, планы эти далеки от современной картографии), на плане 1838 года они показаны с топографической точностью.

 


Посмотреть всю карту

   Переправа через речку Котел шла между двумя небольшими отвершками, которые ныне засыпаны, переправа через Коршуниху находилась у впадения в нее Черемошского врага. Почему дороги дошли до нас прямо из древности? По разным причинам. Если брать город, то улицы застраивались домами веками на прежнем месте, перепланировали их не так часто. В области дороги веками связывали соседние селения между собой и с Москвой. К тому же была у них здесь важная особенность: так как дороги в качестве земли не использовались, по ним было удобно проводить границу между владениями. Что касается переправ, то они сохранялись в одном месте в виду естественных ландшафтных причин.

    Итак, проследуем по древнему пути в село Никольское-Котлы. Дома слева по улице Ремизова №7 и №9 были построены в конце 1950-х годов. Длинный дом №10 по правой стороне был построен в 1963 году. В этом доме на первом этаже находятся: детская библиотека №93 (основана в 1937 году), выставочный зал «Галерея Нагорная» (основана в 1971 году).

  

   От дома №10 открывается в сторону Котла красивый вид: улица идет вниз, виден переезд через реку, затем на горе видно административное здание 1980 года, новые дома на месте кирпичного завода. В древности на месте административного здания мы, возможно, увидели бы боярскую усадьбу.

   

   За домом №10 стоит школа (№541 по 2014 год, ныне - №626), построенная в 1952 году. Одно из центральных направлений в работе школы – формирование личности через труд.

  

   Далее по улице находится бомбоубежище. Напротив, на другой стороне улицы, в доме №13 находится МВД. Топографически здание стоит на вершине отвершка речки Котловки, южнее которого и шла древняя дорога из Никольского-Котлов.

   Мы спустились в долину речки. Справа за Котлом мы видим зеленый массив и высотные здания на горизонте. Зеленый массив – это помологический заказник Коробковские сады. Это уникальный памятник природы, он удивителен уже тем, что сохранился поблизости от напряженной транспортной магистрали. Основателем садов считается купец Т.И. Коробков, который был также и последним их владельцем. Он был человеком образованным, интересовался искусством.  В овраге с множеством ключей Коробков устроил систему водоемов - каскад прудов, которые до сих пор наполняются живой ключевой водой. В саду имеются уникальные виды груш, яблонь, плодово-ягодных кустарников. А на границе с речкой Котловкой гнездятся редкие виды птиц - такие, как соловей, зеленый дятел. Коробковские сады не исчезли после революции, их продолжали использовать по назначению, затем они были преобразованы в помологический рассадник, где широко развернулась научная работа. В 2008 году Коробковские сады были переданы ФСБ России. 

   А если углубиться в XVII  век, то выясниться, что земли эти не что иное, как дача деревни Елистратово, которая тоже относилась  к землям Прончищевых. Деревенька эта показана на плане 1694 года, существовала еще в начале XVIII  века, затем была упразднена. Но, в отличие от Никольского-Котлов, которое вовсе исчезло, сохранилась в виде почти древнего ландшафта. Башни, которые видны за садами, стоят напротив Помологического рассадника, на Нахимовском проспекте. Можно сказать, что стоят они на самом краю владений древнего Елистратово. Любуясь видами от улицы Ремизова, можно представить, что это и есть место некогда бывшей деревеньки. Нахимовский же проспект тогда можно представить в виде древней дороги из Елистратово в Шаболово.

   Итак, мы подошли к речке Котёл. Переправа через Котловку была налажена в 1986 году. Речка под мостом течет в трубе, справа и слева – в открытом русле. Как мы сказали ранее, переправа была здесь издревле. На плане 1694 года где-то в этом месте показана плотина и мельница. В настоящее время речка является границей между Юго-Западным и Южным округами, однако в древности рубеж здесь не было: и здесь и там были земли Прончищевых.

    

     Мы перешли речку Котел. Справа на пригорке видны краснокирпичные здания по адерсу Электролитный пр., 18а, - автокомбинат № 24 Мосхлебтранса. Слева идет промышленная зона.

  

   

   Мы дошли до Электролитного проезда, здесь улица Ремизова закончилась. Повернем налево и обследуем Электролитный проезд. Название дано в 1956 г. по находившемуся здесь медеплавильному и медеэлектролитному заводу (основан в 1913 году), в последнее время — ООО «ППК "Медная фольга"». До 1960-х гг., видимо, улицы здесь как таковой не было: на карте 1952 года в этом месте показаны какие-то промышленные корпуса  и бараки. Да и позже улица застраивалась хаотично, безсистемно, что чувствуется в настоящее время.

   Слева от улицы находится дом №9 корпус 1. Раньше здесь был завод по ремонту телевизоров. Говорят, по левой стороне фасада во весь рост здания была изображена останкинская телебашня. Но ... местные жители уверены, что в этом здании было что-то очень секретное, связанное с разработкой микроэлектроники, прикрывалось всё это какими-то телевизорами.

 

Здесь расположена автобусная остановка «Станция метро «Нагорная»». На другой стороне находится газовая распределительная станция 1947 года (Криворожская ул., 33г). то здание все что осталось от былого, позади был расположен Котельский кирпичный завод. Теперь здесь высятся дом жилого комплекса «Вершинино». Построили его совсем недавно.

  

    Котельский кирпичный завод был основан в 1899 году купцом Зигфридом Альбертом Якобсоном. Он взял в аренду у церкви в аренду землю в размере 33 десятин. Завод работал после революции  и просуществовал до нашего времени. Он стал последним кирпичным заводом «кирпичной страны», которая находилась по берегам речек Даниловки, Котловки, Коршунихи и их окрестностям.

   Станция метро «Нагорная» была открыта 8 ноября 1983 года в составе участка «Серпуховская» — «Южная», имеет один выход. Глубина заложения — 9 метров. На перегоне «Нагатинская» — «Нагорная» расположен пошёрстный съезд, используемый для оборота составов в случае неисправности на линии и для служебных перевозок в ночное время.

   Мы пришли сюда в поисках села Никольское-Котлы, но… от него не осталось и следа. На картах Москвы 1930-х годов и более поздних в этом месте показаны посёлок Молотова и посёлок Речной. Последний был расположен далее, недалеко от пруда, который был устроен на Котле. Посёлок Молотова, судя по всему, действительно был, вероятно здесь стояли его бараки. А вот про посёлок Речной сведений не нашлось, да и на аэросъемке 1942 года его не видно. Может быть,  специально были изображены ложные объекты?


Посмотреть всю карту

 

   Проследуем по Электролитному проезду от выхода из метро. Прямо на нас смотрим башня - Электролитный пр., 5б - ОАО НИАТ «Национальный институт авиационных технологий». Здесь проводят (проводили) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по авиационным технологиям и организации авиационного производства.

Слева идет территория от проезда идет территория ОАО "НКО «Инкахран»" (Электролитный пр., 7а строение 1). Это крупнейшая компания в России, предоставляющая полный комплекс услуг по обслуживанию наличного денежного обращения. Компания расположена в административно-офисном здании 1959 года.

                                         предыдущая страница

                                          следующая страница

Категория: Путеводители | Добавил: marina (01.11.2016)
Просмотров: 226
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]