Четверг, 25.04.2024, 17:43 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Улица Нагорная. Часть 1. Нагорный проезд

    Наше удивительное путешествие по улице Нагорной (хотя, увы,  многие эту улицу не считают удивительной) начнем от Варшавского шоссе (историю окрестностей читай здесь), где сразу после путепровода Окружной железной дороги начинается Нагорный проезд. Этот проезд переходит в улицу Нагорную и является как бы ее началом.  Ранее весь этот участок назывался Катуаровским шоссе.  В те времена, например, в 1940 году, местность выглядела, конечно же, иначе, чем сейчас.

   Мы стоим в начале Нагорного проезда. Справа от проезда проходит Московское центральное кольцо и расположена станция «Верхние Котлы», которая была открыта 10 сентября 2016 года. Она упирается в путепровод Павелецкой железной дороги, пути которой идут параллельно Варшавскому шоссе. Слева от проезда расположена запущенная территория за высоким забором. Автобусная остановка носит имя «Станция «Верхние Котлы», а до 15 августа 2016 года  она называлась «Нагорный проезд». Ранее здесь находилась конечная троллейбусная остановка, поэтому начало проезда отмечено пространством для разворота.

  

   Как уже не раз оказывалось в процессе нашего изучения истории улиц, Нагорный проезд в виде дороги появился давно, судя по картам, в конце XIX века. До революции проезд назывался Катуаровским шоссе, так как вёл к фабрике Катуаров. В конце XIX и начале XX вв. эта местность начинает застраиваться. По разделу земля здесь принадлежала крестьянам деревни Нижние Котлы (она начиналась чуть ниже по Варшавскому шоссе). 

   При строительстве Окружной железной дороги упоминаются владения, попавшие в зону отчуждения: завод Яковлева-Пушкина (имел деревянный дом постройки 30-ти летней давности, от которого шла булыжная мостовая к Варшавскому шоссе), крестьянина С.Ф. Логинова, кожевенные заводы Боснер и Гвоздева, кожевенный завод Н.В. Дубенского и владение госпожи Эльмант в 9 саженях от ОЖД (два последних примыкали к Катуаровскому шоссе и Гусиному оврагу (смотри про овраг здесь).

   Нагорный проезд получил своё имя в 1968 году, до этого времени он был Ленинской слободкой. Следует заметить, что есть ещё улица Ленинская слобода, которая находится за Москвой-рекой - рядом со станцией метро "Автозаводская". Обе улицы получили свои имена, конечно же, после революции. И как ни странно - назывались так в одно и то же время. Различие было совсем незаметным: одна была "слобода", а другая - "слободка". Правда сначала Ленинская слободка находилась за территорией Москвы, но скоро была присоединена к городу. Что представляла из себя улица? Очевидно она состояла из десятка деревянных домиков бедноты, которые видны на плане 1952 и 1968 гг. Так как старожилы указывают, что жилых домов здесь не помнят, можно предположить, что уже после войны улица была чисто промышленной. 

   Начало Нагорного проезда выглядит довольно непрезентабельно, но уже начинается облагораживание территории. А пока что только станция МКЦ придает местности некое регулирование. Рядом с ней уже возводится здание Транспортно-пересадочного узла. На Павелецком направлении здесь будет также устроена платформа.

   Земля за неприступным забором (владение №1) относится к строительной базе Акционерного общества по строительству транспортных и инженерных сооружений «Трансинжстрой». Позади этого владения течет речка Котловка. Ходят слухи, что именно эта структура занимается строительством секретного метро. Но, судя по всему, за забором никаких объектов нет. До 1960-х же гг. здесь стоял большой кирпичный корпус.

   Какие предприятия могли находится в начале проезда после революции? Вероятно, небольшие кожевенные фабрики, которые упоминаются в дореволюционных справочниках, продолжали работать и в советское время. Но затем они были упразднены и сами по себе большого интереса не представляют. Из справочников «Вся Москва» известно, что с 1927 по 1940 год по адресу Ленинская слободка, дом 3 упоминается государственный завод имени Землячки. В 1982 году по адресу "дом 3" упоминается картонажная фабрика. 

   Далее идет складская территория магазина Oldi с галереей Эволюции компьютерной техники (владение №3). Вход на территорию находится у путепровода. Если пройти через складскую территорию насквозь, то можно через задние ворота, которые открыты, выйти к открытому руслу речки Котловки. Крутая лестница выведет нас наверх, в сквер «Нагорный» и к Варшавскому шоссе. На месте сквера находилось Нижне-Котловское городище железного века.

      

  И вот мы дошли до следующего путепровода - Павелецкой железной дороги. Пешеходная часть под путепроводом довольно необычная: чтобы проследовать, здесь нужно подняться и спуститься по лестнице.

    

   Мы проследовали под путепроводом и оказались в интересном месте. Справа расположена бывшая кожгалантерейная фабрика, а слева – секретный НИИ. Уточним один важный факт: Нагорный проезд (в прошлом Ленинская слободка) до 1970-х гг. шёл с этого места иначе: он поворачивал налево, под углом 45 градусов к современной улице. Проходил позади дома №5, в котором расположен в настоящем времени банк (здание старое, 1935 года).  

 Современная автобусная остановка, которая расположена здесь, называется «Страховое общество „РЕСО-Гарантия”».

   

    Долгие же годы по адресу Нагорный проезд, дом 6 находилась «фабрика Кожизделий», а если брать XIX век - кирпичные заводы. Вероятно, именно на этом существовал завод Залеткина (упоминается в путеводителе 1910 года). В 1916 же году здесь находился кожевенный завод Дерма. В 1930 году на месте завода Дерма находился кооператив «Трудхимкож». Известно, что в 1931 году артель «Кожобъединение», которая до этого насчитывала 9 точек в разных концах города, выстроила здесь новую фабрику. Она выпускала кожевенно-галантерейные изделия. К 1970-м годам "Фабрика кожизделий" стала крупным предприятием, выпускавшим товары кожгалантереи широкого ассортимента: дамские сумки, портфели, деловые папки. В послеперестроечное время фабрика получила название АО «Галант». Затем предприятие было выкуплено и обанкрочено, историческое здание снесено. В настоящее время территория занята страховым обществом "Ресо-Гарантия".

    

   При фабрике существовал клуб, и, как считают исследователи творчества Высоцкого, именно он попал в «Пародию на плохой детектив»: «Джон Ланкастер в одиночку, преимущественно ночью,

Чем-то щелкал, в чем был спрятан инфракрасный объектив,

- А потом в нормальном свете представало в черном цвете

То, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив.

Клуб на улице Нагорной стал общественной уборной,

Наш родной Центральный рынок

стал похож на грязный склад."

    Есть одна странность: клуб фабрики упоминается в 1940 году, но позже его упоминаний не нашлось. 

   У входа в "Ресо" находится памятник работникам фабрики, погибшим в ВОВ. Рядом с памятником расположен вход в подземный переход н другую сторону улицы. Этот переход - местная достопримечательность: непонятно, кому пришло в голову устроить его под улицей всего с двумя полосами движения. Переход давно не используется и закрыт.

 

   Далее справа идет территория ФГУП «Управление специального строительства № 10 при Спецстрое России», за ним - Управление производственно-технической комплектации № 114 при Спецстрое России – участок производственно-технической комплектации «Нагорная». Эти территории строго охраняются.

 

   На левой же стороне улицы расположен НИИ вакуумной техники им. С.А. Векшинского (дом 7). Корпуса постройки 1967 года, архитектор Воскресенский. На здании установлена мемориальная доска Векшинскому, директору НИИ в 1947-1974 гг.

  

   НИИ позиционируется сегодня как ведущее предприятие России в области вакуумной науки, техники и технологии. Основными видами деятельности института являются выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим направлениям: разработка и производство специальной техники, нанотехнология, разработка и изготовление вакуумных печей, разработка вакуумно-технологического оборудования, средств получения и измерения вакуума, средств течеискания. Академик Сергей Аркадьевич Векшинский (15 октября 1896 г.– 20 сентября 1974 г.) – автор более шестидесяти изобретений в области электроники и вакуумной техники, создал ряд электронных приборов. Его разработки использовались при создании атомной и термоядерной бомбы.      

   Мы дошли до поворота Нагорного проезда, справа находится стильное здание (дом 10 строение 10). Нагорный проезд делает поворот, слева продолжает идти территория НИИ, справа – производственные корпуса.

   

   Остановка же общественного транспорта, расположенная в конце проезда, носит старое, уже ушедшее имя - «Автодормехбаза». Окрестности веют захолустьем.

    

   Мы подошли к следующему путепроводу железной дороги – соединительной ветки Окружной железной дороги и Павелецкой. Слева сюда ранее подходила улица Ленинская слободка. На насыпь с другой стороны ведет лестница, и если проследовать по путям на запад, то они приведут нас к станции «Крымская» МЦК, если пойти на восток, то мы достигнем станции «Нижние Котлы» Павелецкой железной дороги и выйдем на Варшавское шоссе. С путепровода открываются живописные виды на Нагорный проезд и Нагорную улицу. 

  

   Если пойти по путям в сторону Варшавского шоссе, то можно увидеть застройку старой улицы Ленинска слободка. По воспоминаниям старожилов, местный клуб находился как раз здесь, перед путепроводом соединительной ветки с правой стороны улицы, следуя от Варшавского шоссе. Но... информацию надо проверять. Все здания, среди которых есть 1930-х гг., здесь числятся по владению №7. Они находятся в низине, так как расположены в долине речки Котла. Строение 5 (трехэтажное здание ближайшее к НИИ) - Институт сверхвысокочастотной полупроводниковой электроники (ИСВЧПЭ) Российской Академии Наук, который был создан 16 апреля 2002 года. Далее стоят производственные корпуса каких-то бывших заводов, напротив них у Павелецких путей видны опоры прежней платформы "Нижние Котлы". Вдалеке видны дома на Варшавском шоссе, по Павелецкому направлению бегут время от времени электрички...

      

   Мы прошли под путепроводом и нам показалось, что здесь начинается иная территория. И это не случайно. Во-первых, здесь начинается улица Нагорная, во вторых, сразу за путепроводом, слева за кустами, находится впадение речки Коршунихи в Котёл. А значит мы на границе древних владения. До речки Коршунихи, с севера от Котла, шли земли Даниловского монастыря, между речкой Коршунихой и Котлом начинались уже другие владения. Речка Коршуниха в древности называлась речкой Вздериножкой. Примерно в районе Севастопольского проспекта, домов № 15-18, находилась пустошь Коршуново, имя которой и перешло впоследствии на нашу речку. После впадения же речки в Котёл начинались земли пустоши по одним документам Обводной, по другим – земли Симонова монастыря сельца Никольского. Но что точно известно, так это то, что пустошь Обводная оказалась во владении Прончищевых, владельцев села Козино-Никольское (до него нам ещё предстоит дойти). Возможно, трасса улицы Нагорной существовала уже в древности в виде дорожки между селом Козино и пустошью Сарафановской на пустошь Обводную, что и упоминается в межевой книге 1623 года. В XIX веке эту дорожку хорошо видно на картах. В XIX столетия здесь показан выгон для скота и кирпичные заводы…

      

 

                                                       продолжение

Категория: Путеводители | Добавил: marina (28.10.2016)
Просмотров: 3415
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]