Вторник, 17.10.2017, 01:08 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Улица Автозаводская. Фотопутеводитель. Часть 1

    В третий раз мы начинаем нашу прогулку-экскурс от улицы Велозаводской. Улица эта возникла после революции на месте Симоновского шоссе, названа по Первому московскому велозаводу (ныне на его месте ОАО "Корпорация «Комета», ул. Велозаводская, 5), построенному в 1928-1933 гг., но самого завода давно уже нет. В 1941 году в связи с начавшейся войной завод переориентировали на выпуск армейских мотоциклов, свернув велосипедное производство. После окончания войны былой профиль предприятия так и не восстановили, в наше время о существовании МВЗ напоминает только название улицы — Велозаводская.

   На противоположной от нас стороне Велозаводской улицы возвышается громада дома №11, слева от него дом №9 (далее следует дом №7 и "Комета", а справа – Велозаводский рынок и далее следует Сайкинский путепровод.  Десятиэтажный десятиподъездный кирпичный жилой дом №11 в стиле позднего сталинского ампира построен по индивидуальному проекту в 1953 году (арх. В. Э. Петухов?). В этом доме жил известный "торпедовец" Валерий Воронин. Шестиэтажный тринадцатиподъездный кирпичный жилой дом №9 построен в 1951 году. Здесь жил легендарный футболист Эдуард Стрельцов.

   Велозаводский рынок расположился здесь в 1972 году, до этого он находился в начале улицы Ленинская слобода.

              

   Начнём наше путешествие по Автозаводской улице. Она имеет долгую историю своего формирования, в нынешнем виде появилась на картах Москвы в 1950-х гг., когда здесь началось многоэтажное строительство, а до этого времени участок до Автозаводской площади занимали многочисленные склады, оставшиеся от Восточного общества товарных складов, в Советское время – госсклад №8.  Далее следовала нынешняя Автозаводская площадь, к ней примыкал Тюфелев проезд  со сквером, а затем шёл Амовский проезд, который в 1939 году получил название Автозаводская улица. В 1954 году все эти участки были объединены в одну большую улицу Автозаводскую.

    Итак, мы в самом начале улицы. Дом №1, пожалуй, самое загадочное здание на нашем пути. Здание построено в 1934 году, причем оно имело ещё продолжение по улице Велозаводская (эта часть в настоящее время давно уже не существует). Каково было его предназначение – неизвестно. В настоящее время здесь находятся: конечная троллейбусная и автобусная остановка, центр малого предпринимательства по ЮАО, административно-техническая инспекция, ООО «Галактик ИТ» и другие организации. Здание довольно замысловатой архитектуры, вначале идет четырехэтажный куб (часть несохранившейся пристройки), а затем трёхэтажный продолговатый корпус. Слева от дома №1 расположены жилые дома (по Кожуховскому проезду) 1958 года.

     

   Перейдем на правую сторону. Угловой дом (Велозаводская, 6а), который фасадом выходит на Автозаводскую, построен в 1956 году. А примыкающий к нему дом №6 – в 1940 году (арх. А.К. Буров, Б.Н. Блохин). Это один из первых домов, построенных из крупных бетонных блоков заводского изготовления, прообраз хрущёвок, квадраты же в облицовке маскируют швы блоков. Рядом находится здание полиграфического колледжа (дом №8),  оно также имеет нумерацию по улице Велозаводская, так как появилось оно ещё до войны. Это бывшая школа №510 Пролетарского района, построенная в 1938 году (в 1951 году - мужская школа), в ней учился артист В.С. Лоновой.

    

      За колледжем идет то ли проезд между домами, то ли Пересветов переулок, и далее стоит дом №2 по Автозаводской. Он был построен в 1960 году.

   Мы стоим в начале нового квартала, построенного в стиле позднего сталинского ампира в 1954-1958 гг., тогда-то район и утратил навсегда вид заводской окраины. Дома имеют разную этажность, четыре дома десятиэтажные (№3, 4, 7, 8) и два дома - тринадцатиэтажные (№5, 6). Дома были возведены по проекту архитектора А. Суриса и инженера-конструктора Г. Салищева. В нижних этажах были запланированы магазины, ателье, два детских сада.  Посередине улицы был разбит сквер.

 

    Десятиэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом №8 построен в 1957 году, количество квартир 112. Интересный факт: несколько квартир у арки этого дома имеют собственный отдельный вход с ведущей к квартирам узкой крутой лестницей. К нему примыкает дом №3 по улице Мастеркова. Девятиэтажный пятиподъездный дом построен по индивидуальному проекту в 1959 году. Количество квартир: 146.  Это дом был выстроен для сотрудников Теплотехнического института  (архитекторы Г. Баданов, М. Пекарев и инженер-конструктор М. Паншин). Самые светлые комнаты первого этажа отводились под детский сад, в первом же этаже должны были быть магазины. Парадные  двери каждой  секции вели в вестибюль с двумя лифтами. В комнатах, коридорах, кухнях были устроены стенные шкафы, полки, антресоли. Под землей должен был быть оборудован гараж на 35 машин.

     

   Удивляет парадный вид домов нового квартала, стройная линия высотных зданий расположена не на центральных улицах и главных трассах Москвы. Квартал начинался на ещё несформированной площади городской окраины и как бы приглашал проследовать по бульвару, затем он  провожал с торжественной музыкой архитектуры уходящей эпохи до громады дома № 11 по Велозаводской, и здесь путник застывал как бы в недоумении: зачем было  столь торжественно завести нас в тупик? Ответ на этот вопрос найдём у П.В. Сытина. Он упоминает, что по плану здесь начиналась большая магистраль ЗИЛ – Солянка, чем и объясняется торжественность фасадов.

          

   Со стороны Автозаводской площади в начале бульвара 7 мая 1980 года была открыта 15-ти метровая скульптурно-архитектурная композиция  в  честь  трудящихся Пролетарского района,  погибших при обороне города Москвы и на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  (скульпторы Ф.Д. Фивейский, Н.Г. Скрынников, архитекторы П.П. Зи­новьев и И.М. Студеникин, инженер Б.М. Дубовой). Ему предшествовал памятник-обелиск, установленный 8 мая 1965 года «В память воинов Проле­тарского района, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.».  Единство фронта и тыла является смысловым значением многофигурной горельефной композиции мемориала, как бы вознесенной над землей пламенем факела, в виде которого выполнен постамент.  На стеле постамента – цифры «1941» и «1945». Многочастный объем, образованный смещенными архитектурными плоскостями разной формы и высоты, при дальнем рассмотрении напоминаем стилизованные языки пламени, а с близких точек зрения представляет собой рельефную стенку, на которой закреплены объемные и плоскостные обобщенные изображения воинов в касках и шинелях,  ополченцев в ватниках, выкованные из меди. Грандиозный монумент, имеющий громоздкий верх и маленький по площади, относительно невысокий постамент, на фоне небольшого сквера делает памятник зрительно излишне тяжеловесны.

   Дом №9, расположенный на нечетной стороне улицы, отличается по архитектуре от домов Суриса, он, вероятно, был построен по другому проекту.

       

   Итак, мы подошли к Автозаводской площади, она возникла в 1950-е годы, её предшественник – Лизина площадь.

   Справа к ней подходят улица Мастеркова и 3-й Автозаводский проезд (бывший Бариевский).  Улица Мастеркова, где расположен северный вестибюль станции метро "Автозаводская", в прошлом - выезд через Симоновскую заставу в деревню Кожухово, которая находилась за Окружной железной дорогой, на месте Кожуховских проездов. Затем здесь возник Судаковский проезд (назван по домовладельцу, Иван Иванович Судаков упоминается в 1899 году).  В 1954 году проезд был переименован в 4-й Автозаводский, а в 1970 году проезду было присвоено имя Александра Борисовича Мастеркова, героя Советского Союза, летчика-истребителя, который был уроженцем этих мест. Родился Александр Мастерков 12 сентября 1921 года в Москве, в семье рабочего. Окончил 7 классов школы. В 1938 году окончил школу ФЗУ при заводе "Динамо", работал токарем в цехе пробных конструкций. Одновременно учился в аэроклубе. С 13 марта 1940 года Александр Мастерков - в Красной Армии. В 1941 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова и служил в ней лётчиком-инструктором.  С декабря 1942 года старший сержант А. Б. Мастерков - на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 5-го ГвИАП воевал под Харьковом. 18 февраля 1945 года гвардии старший лейтенант А. Б. Мастерков в районе города Губена  (Германия)  таранным ударом уничтожил бомбардировщик противника , а потом сам благополучно совершил посадку на своём аэродроме. К марту 1945 года он стал командиром звена 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт).  Гвардии старший лейтенант А. Б. Мастерков совершил 195 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 18 самолётов противника. 20 марта 1945 года погиб в районе города Бауцен (Германия). 27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

   Перед нами высотное административное здание и двухэтажный обувной центр. Сто лет не прошло – здесь был Лизин пруд Карамзина. Проследуем постепенно из древности в современность.

    

   По преданию, Сергий Радонежский, когда посещал Москву, останавливался у своего племянника Феодора, в Старом Симоновом монастыре. По легенде, Святой старец ископал вместе с другими монахами монастырский пруд, который назывался Святым, Сергиевским. Окрестные жители приписывали водам пруда целительную силу. В водоеме разводили рыбу и подавали её царю, когда тот живал в монастыре.

   Но вот Николай Михайлович Карамзин в 1792 году написал повесть «Бедная Лиза», героиня которой жила будто бы в Симоновой слободе  и утопилась в пруду, там её и похоронили возле водоёма. Повесть имела такой большой успех, что толпы поклонников ходили на пруд и искали там могилы Лизиной. А какой-то непочтительный поклонник примазался к славе великого историографа и сочинил памфлет: «Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста!  Топитесь, девушки! Всем будет место!». Таким образом пруд стал Лизиным, хотя по монастырским документам оставался Сергиевым.

   

     В конце XIX века из тихой деревеньки Симонова слобода превратилась в крупный рабочий посёлок – Симоновку. Вокруг Лизиного пруда появились деревянные домики бедных тружеников. Окрестные жители так запакостили пруд, что из чистого водоема с родниковой водой он превратился в грязную лужу, купаться детям местные фельдшеры здесь запрещали. С.Д. Кржижановский писал: "Я сел на трамвай № 28 и вскоре стоял у черной, зловонной лужи, круглым пятном вда­вившейся в свои косые берега. Это и есть Лизин пруд. Пять, шесть деревянных домиков, повернувшиеся к пруду задом, пакостят прямо в него, заваливая его нечистотами. Я повернул круто спину и пошел: нет-нет, скорей назад, в страну Нетов". Поселение у Лизина пруда получил название «Малой Симоновской слободки». Рядом было ещё одно поселение – за Лизиным прудом, примерно в районе префектуры Южного округа. Оно называлось по планам Москвы Лизиной слободкой, а в народе – Кошачьей слободой, Кошачкой. Откуда пошло такое название – никто толком сказать и не мог! Но ассоциировалось оно с чем-то плохим, с нищей жизнью. После революции Кошачья слобода была переименована в Швецову. Бытовало мнение, что слободка получила имя по домовладельцу. Но это не так. Она была названа в честь милиционера, которого бандиты убили на Кожуховском мосту (этот мост мог быть как ж/д, так и деревянный у Кожухово). В деревеньке было две улицы: Тюфелев проезд (задняя пристройка к Префектуре как раз стоит вдоль него) и  Швецова слобода 

    В 1893 году с юга от поселения вокруг Лизина пруда была проложена товарная ж/д ветка (территориально шла между нынешним супермаркетом "Виктория" и сквером). Она получила названия Лизиной. На месте нынешнего сквера  возникла площадка, которую местная молодежь эксплуатировала во время своих гуляний. После революции она стала называться Лизиной площадью.

    Зимой ребятишки катались на Лизином пруду на коньках и, по воспоминаниям, здесь же начинались «стенки». Сначала в бой вступали ребятишки, затем принимались драться взрослые. «Стенки» - старинное развлечение простого люда. Сначала в драку вступали Симоновка и Кошачка, затем после примирения вместе шли драться с кожуховскими огородниками. Вспоминали, что один раз бой приобрел катастрофические размеры: деревянный забор вдоль владений Русского для внешней торговли банка по Судаковскому проезду разобрали весь на жерди, власти были вынуждены прислать целый отряд городовых, раненых увозили на телегах.

   В 1927 году южнее ж/д ветки был построен стадион Рабочего дворца «Пролетарская кузница». Стадион имел два футбольных поля (малое с трапециями и большое с беговыми дорожками), площадки для тенниса, волейбола, баскетбола и городошную площадку (интересный факт: городошное поле сохранялось в районе нынешнего сквера до 1960-х гг.). Там же находился летний театр, тир. Стадион этот был предшественником футбольного стадиона и команды «Торпедо». (Спортивный клуб показан здесь уже в 1925 году). Сколько просуществовал стадион – трудно сказать, вероятно, до войны.

 


Посмотреть всю карту

   В 1930 году на берегу Лизиного пруда было построено здание ФЗУ завода «Динамо», в позднее время – ПТУ №13 (находился по адресу 3-й Автозаводский проезд, 13). ФЗУ – это школа фабрично-заводского ученичества для подготовки квалифицированных рабочих кадров. Она возникла на «Динамо» ещё в 1918 году, была чуть ли не первой в стране, но просуществовала недолго.  В 1922 году она была открыта снова. При реконструкции завода «Динамо» было также принято решение построить и здание ФЗУ. Ситуационный план 1930 года запечатлел реалии того времени: исчезающий Лизин пруд (его было решено засыпать), домики рядом с ним, Лизину площадь и стадион за ж/д. В этом здании находился также электромеханический техникум, который в 1968 переехал на улицу Ак. Миллионщикова.

           

      Пруд, по рассказу старожила, засыпали в начале 30-х годов XX века. Удалось найти и новые факты. Оказывается, водоем существовал еще в 1932 году, когда на его берегу уже высилось здание ФЗУ.  В это время вода в нем была чистая, питали его ключи, а засыпали с трудом.  Так что рабочий С. Бондарев выдвинул предложение сохранить Лизин пруд. «Все жители Ленинской слободы хорошо знают Лизин пруд, - писал он в газете «Мотор», - кото­рый недавно еще был хорошим источником. В нем ребята купались и приходили к нему дышать свежим воздухом. В 1930 году от Пролетарс­кого райсовета было дано распоряжение окончательно засыпать Лизин пруд. Но так как этот пруд проточный, то его три года засыпают, а засыпать никак не могут. Сейчас пруд полностью заполнен чистой, прозрачной водой, выходящей даже из берегов. Пруд имеет водонос­ные ключи, из которых, не переставая, идет холодная, совершенно пригодная для питья вода, поэтому засыпать его невозможно. Если же его сохранить, в нем можно разводить рыбу и купаться. Я пред­лагаю сохранить Лизин пруд, превратив его в место для купания. Для этого следует провести следующие мероприятия: почистить от грязи и укрепить берега. Инициаторами этого дела должны быть уча­щиеся нашего ФЗУ, потому что здание ФЗУ стоит на берегу пруда, и им в первую очередь будут пользоваться фабзавученики.» Какая реакция последовала на статью – неизвестно. Пруд все-таки засыпали. А здание ФЗУ в руинированном состоянии ещё стояло в 1990-х гг., затем и оно исчезло –  живой свидетель Карамзинского пруда.

   В настоящее время у бывшего Лизиного пруда находится обувной центр. Ранее здесь находился крепежный цех завода «Динамо», он был построен, возможно, тоже в 30-е годы ХХ века. В левой части находилась «Блинная», она пользовалась популярностью среди местного населения, существовала ещё в конце 80-х гг.

   Административное высотное здание завода «Динамо» было построено на месте пруда в начале 1970-х гг. В этом здании находился Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кранового и тягового машиностроения при Электромашиностроительном заводе "Динамо" (ВНИПТИ "Динамо"), он был создан приказом Московского городского совнархоза от 3 октября 1960 г. на базе Бюро исследований Электромашиностроительного завода "Динамо" им. С. М. Кирова. Институт занимался исследованиями, разработкой и внедрением новых видов электрооборудования для городского электрифицированного транспорта, краново-подъемных механизмов, электрических трансмиссий большегрузных самосвалов, грузоподъемных и тормозных электромагнитов, разработкой новых технологических процессов для предприятий кранового и тягового электрооборудования. В настоящее время - это ЗАО «ВНИПТИ ОАО АЭК «Динамо» (закрытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт кранового и тягового электрооборудования" ОАО АЭК "Динамо").    

   В этом же здании, на первом этаже, находился музей завода «Динамо». Музей был организован 22 апреля 1964 года на базе ДК. Какова его судьба в настоящее время – неизвестно.

                                                     продолжение

Категория: Путеводители | Добавил: marina (23.01.2016)
Просмотров: 859
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]