Пятница, 28.04.2017, 19:03 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Улица Автозаводская. Фотопутеводитель. Часть 2

Перейдем на левую сторону Автозаводской площади. Здесь расположены вестибюль станции метро «Автозаводская»,  дома №11 и 13. Слева от квартала  проходит 2-й Автозаводский проезд, а справа – 1-й Автозаводский. 2-й Автозаводский проезд получил своё имя в 1954 году, до этого он носил имя улица Швецова слобода. Но это нельзя понимать буквально: данная улица проходила по Кошачьей слободе и не совпадала с трассой 2-й Автозаводского проезда. В 1938 году здесь был построен жилой дом для рабочих завода «Динамо» (2-й Автозаводский, 2). Кругом высотных домов ещё не было.  С тех времен сохранился также двухэтажный дом (2-й Автозаводский, 4) 1937 года,  и за ним в глубине двора трёхэтажный дом (1-й Кожуховский проезд, 3) 1930 года.

 

 

            

       В конце 1942 года началось строительство Замоскворецкого радиуса метро, новая линия протянулась на 6,8 км - от станции "Площадь Свердлова" к центру Пролетарского района. В суровые дни сооружалась она. Заказы для метро выполняли все предприятия района.  Станция метро «Автозаводская» открылась 1 января 1943 года.  Архитектор - А.Н. Душкин. «Станцию «Автозаводская» люблю за то, - писал он, - что она сделана как бы на одном дыхании. Здесь чётко выражена конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы». У входа в вестибюль установлена мемориальная доска.

   

До 5 июля 1956 года станция носила имя «Завод имени Сталина» (скульптура вождя стояла в северном торце станции).  В 1955 году был выстроен дом №13, а в 1961 году – дом №11, и вестибюль оказался встроенным в здание.

   

   Фасад вестибюля украшает портал, облицованный лабрадоритом, и очень высокие застеклённые поверхности, служащие одновременно и дверными проёмами, и окнами служебных помещений второго этажа вестибюля. Первоначально окна вестибюля и технического этажа были разделены беломраморными барельефами авторства С. И. Ефимова; центральный барельеф нёс название станции — «ЗИС» — и слова «Метрополитен имени Л. М. Кагановича», на боковых были изображены крупные буквы "М" — символы метрополитена, в обрамлении кувалд и отбойных молотков (впоследствии барельефы были демонтированы). Сразу за тамбуром с двойными дверями находится аванзал станции, имеющий в плане достаточно сложную форму. По углам аванзала расположены большие вентиляционные отдушины, забранные коваными решётками с растительным орнаментом. Стены аванзала отделаны кремовым мрамором месторождения Газган. Аванзал широким и коротким переходом соединяется с круглым эскалаторным залом, где установлены турникеты. Эллиптическая арка эскалаторной камеры снаружи обведена узким дуговым балконом. Стены эскалаторного зала отделаны кремовым мрамором месторождения Коелга.

   Напротив эскалатора находится крупное мозаичное панно, выполненное из разных сортов мрамора, изображающее парад на Красной площади. Парад возглавляет тяжелый танк КВ-1, по бокам от него едут по два танка Т-34. На броне КВ-1, образуя пирамиду, сидят солдаты, в центре — командир танка, отдающий честь. Позади танков тёмной громадой возвышается фигура былинного богатыря. Богатырь всматривается вдаль, прикрывая глаза ладонью, от чего создаётся впечатление, что он тоже отдаёт честь. На заднем плане — Кремль. Над панно работали В.Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский (также при участии Е.Е. Лансере). Кроме спуска на станцию и перехода в аванзал, из эскалаторного зала ведут три служебные двери, декорированные крупными арками и отделанные красноватым мрамором. Изначально вестибюль и эскалаторный тоннель освещались оригинальными светильниками-бра, шесть из которых сохранились по наше время в эскалаторном зале вестибюля. Плафон вестибюля украшен несколько выбивающейся из общей композиции упрощённо-схематической росписью по штукатурке в сине-красно-золотой цветовой гамме, выполненной в конце 1950-х гг. поверх более ранней. Роспись изображает сцены из жизни рабочих завода ЗИЛ и моменты истории СССР, центром композиции служат огромные красные серп и молот. Роспись дополняют красные ленты с надписями «Мир», «Труд», «Свобода», «Равенство», «Братство», «Счастье». Изначально на потолке вестибюля были изображены красные знамёна различных видов войск с изображением И. В. Сталина, опоясанные орденами за военные и трудовые подвиги (над этой росписью работали также В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский).

   Для облицовки станционного зала применен алтайский и уральский мрамор. Путевые стены украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Войны». Мозаики были выполнены в блокадном Ленинграде В.А. Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта. В. А. Фролов работал над мозаиками станции с 1941 года до своего последнего дня жизни 3 февраля 1942 года. Готовые мозаики были доставлены из Ленинграда в Москву по «Дороге жизни», причём, судя по сохранившимся фотографиям, часть из них была установлена уже после открытия станции. Панно размещены по четыре с каждой стороны платформы. Мозаики восточной стены (тематика — работники завода ЗИС): монтаж гусениц на танк КВ-1, литейный цех, механосборочный цех, кузнечный цех. Мозаики западной стены (тематика — мирный труд и боевые успехи народов СССР): погрузка бомб в дальний бомбардировщик ИЛ-4, отправляющийся бомбить Берлин, жатва, где трактора тянут за собой жатки завода ЗИС, астраханские рыбаки, вытаскивающие из сетей гигантских осётров и отгружающие бочки с икрой, картина морского боя. Кроме мозаик, станция декорирована четырьмя барельефами скульптора И.С. Ефимова, размещёнными в центре зала, на путевых стенах. Барельефы выполнены из серо-жёлтого московского известняка. На западной стене установлены барельефы «Народы севера» и «Народы Кавказа», западную стену украшают барельефы «Лётчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». В пространствах между барельефами ранее размещались цитаты Д. Джабаева («Это всё дела, что сталинская мудрость родила», западная стена) и И.В. Сталина («Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства», восточная стена). Впоследствии надписи были заштукатурены. В северном торце центрального зала на гранитном постаменте размещалась гипсовая скульптура Сталина работы С.Д. Меркурова (в 1950-х годах демонтирована).

  

   Северный выход, построенный по проекту М.Г. Файнштейна в 1968 году, представляет собой типовое прямоугольное низкое помещение с кассами и турникетами, открывающееся в подземный переход под улицей Мастеркова. Лестница из перехода на нечётной стороне улицы накрыта каркасным стеклянным павильоном, на чётной — просто огорожена парапетом.

     Центральный вести­бюль ремонтировался в 1997- 98 гг. В 2000 году перронный зал и южный вестибюль станции признаны объектами культурного наследия местного значения.

   6 февраля 2004 года в 8 часов 40 минут во втором вагоне поезда, следовавшего в центр по перегону «Автозаводская» — «Павелецкая» совершён теракт. В память о жертвах этого теракта в аванзале северного выхода со станции «Автозаводская» на стене перед эскалатором установлена мемориальная доска с именами погибших при взрыве.

   В настоящее время планируется соединить станцию Автозаводскую переходом с Окружной железной дорогой, которая проходит позади Автозаводской площади. 

    1-й Автозаводский проезд получил своё имя в 1954 году, до этого он был Тюфелевым проездом или просто проездом в Кожухово (вёл к путепроводу через Окружную ж/д). Между проездом и станцией метро находился колхозный рынок. Надо заметить, что первоначально название Тюфелев проезд носил участок нынешней Автозаводской улицы от площади до автозавода, где расположен сквер. Тюфелев проезд затем получил название 1-го Автозаводского, только вот непонятно какой именно участок.  Понять запутанность расположения улиц поможет разве что план Москвы 1952 года.


Посмотреть всю карту

   Мы дошли до сквера – бывшего Тюфелева проезда. Он был разбит, предположительно, в 1930-е гг., когда был построен посёлок АМО. Энциклопедия «Москва» указывает, что в 1947-48 гг. здесь были вы­сажены многолетние липы и создан бульвар. Ранее здесь ходил трамвай (трамвай делал круг: Восточная - Ленинская слобода - Автозаводская - Бариевский проезд). Справа от сквера квартал начинается домом №4 по 3-му Автозаводскому проезду, построенному в 1960 году. Далее идет здание Префектуры Южного округа (Автозаводская, 10), бывшее здание Пролетарского РК КПСС, РК ВЛКСМ и райиспол­кома, построенное в 1937 году, архитекторы Д.В. Разов, Н.Я. Тихомиров. Перед входом в здание установлен памятник В.И. Ленину. Ранее, во дворе Префектуры можно было увидеть скульптуру "Читающая девушка", но сейчас  её там нет.

    Далее за Префектурой виднеются трубы ТЭЦ-9 Мосэнерго, построенной в начале 1932-33-х гг.

              

 

  Слева от сквера, по адресу: Автозаводская, 15/2 находится школа №494 имени героя Российского Федерации А.Н. Рожкова (спасатель международного класса), в прошлом школа №9. Старое здание школы было снесено в мае 2009 года, и на его месте возведено новое, в новых формах. А жаль! Здание могли бы сохранить для истории. Ведь это была первая школа, построенная Советской властью. Начало школьному строительству было положено в 1927 году. 6 ноября была открыта школа на Кутузовском проспекте (№56), а 8 ноября - школа в Ленинской слободе. Проекты школ разработали архитекторы А. Палехов и Н. Сметлев.  В двух верхних этажах размещены были 14 классов (на 40 учеников каждый), два рекреационных зала, три лаборатории с кабинетами. На нижнем – физкультурный зал, столовая, библиотека  и другие помещения. В цокольном этаже  располагались деревообделочная и металлообрабатывающая мастерские.  Были запроектированы также открытая площадка для занятий метеорологией и астрономией, спортивные площадки. Воспоминания о первых годах школы оставила   Юдифь Львовна Цельникер.

    

    В 1-ом Автозаводском переулке следует обратить внимание ещё на несколько зданий. Двухэтажный дом № 3 был построен в 1937 году. На плане 1937 года здание подписано как школа. До 1990 года здесь находился детский сад.
Посмотреть всю карту

Дом в конце 1-го Автозаводского проезда №4, корпус 1. Судя по всему, это Дом Ударника завода «Динамо», построенный в 1934 году. Он явно сильно перестроен и трудно представить, что осталось от бывшего «Ударника». 

    

   Далее идет Московское центральное кольцо (Окружная железная дорога)а параллельно идет трасса Третьего транспортного кольца. Ранее проезд выводил к Кожуховскому путепроводу, в 2000 году вместо него построили пешеходный мост. Если пойти вдоль Окружной железной дороги в сторону ЗИЛа, то можно увидеть сохранившиеся здания станции «Кожухово».

   Окружная железная дорога строилась в 1902-1908 годах. В 1917 го­ду она стала при Временном правительстве новой административной грани­цей.  Весной 1902 года начались работы по прокладке трассы, в 1903 году началась укладка путей и строительство станционных сооруже­ний. Станция вблизи метро «Автозаводская» – Кожухово. Но расположена она была не в деревне, а в Тюфелевой роще. Далее через Москву-реку был построен трехпролетный мост, названный Алексеевским в честь наследника цесаревича Алексея Николае­вича. В технической разработке проекта железной дороги и его осущест­влении принимали участие такие видные специалисты-инженеры, как П.И. Рашевский, С.Д. Карейша, А.Д. Проскуряков, Н.А. Белелюбский. Два пос­ледних строили путепроводы и мосты.  Ар­хитектурным оформлением зданий руководил профессор архитектуры Алек­сандр Никанорович Померанцев (1848-1918), проектировали здания Н.В. Марковников, И.М. Рыбин. Архитектура зданий станций близка к стилю модерн.

    На станции Кожухово находились двухэтажный жилой дом (он был снесен при расширении ЗИЛа) и одноэ­тажное пассажирское здание станции, а также небольшие служебные постройки.  В начале 2000-х гг. ещё сохранялось здание станции и ещё одна постройка.

       

   Вернемся обратно на улицу Автозаводскую. За школой начинается конструктивистский квартал – бывший посёлок АМО, воздвигнутый в конце 1928-1929-х гг. (архитекторы М.И. Мотылев, И.А. Звездин). Начинался новый квартал школой, а заканчивался банями-бассейном. В это время, очевидно, и был спроектирован новый Тюфелев проезд (старый шёл по Кошачьей слободе). Прямоугольные очертания планов пятиэтажных зданий выдержаны и во внешних формах. Планировка жилых корпусов с двумя квартирами на лестничной клетке предполагает сквозное проветривание и инсоляцию помещений. Но планировка квартир с двумя равными большими комнатами и одной маленькой с отдельными входами в коридор рассчитана на покомнатное заселение разными семьями, при котором эти преимущества утрачиваются. Маленький размер кухонь связан с наличием поблизости общественной столовой, а отсутствие ванных компенсировалось банями-бассейном. В более широких корпусах по периметру квартала на одну лестничную площадку приходилось по четыре квартиры. В первых этажах находились магазины и другие общественные помещения. Характерно, что подвалы жилых корпусов поделены на мелкие ячейки по числу жильцов и предназначены для их хозяйственных нужд. В настоящее время корпуса заняты организациями и общежитиями для иммигрантов. Два корпуса были снесены при прокладке Третьего транспортного кольца.

               

   Далее идут грандиозные бани-бассейн Рогожско-Симоновского района 1928-1929 гг. (архитектор В. Панин), которые в настоящее время отрезаны от посёлка АМО трассой Третьего транспортного кольца. Бани-бассейн с юга граничили с промзоной автозавода и были обращены к его цехам задним фасадом со входом  в ванно-душевые отделения.

   Это совершенно необычное здание, его большой пятиэтажный объем сопоставим с оперными театрами. Здание бань вмещало женское и мужское отделение и бассейн, а также множество помещений для физкультуры, администрации и прочее. Бани-бассейн  были также и спортивным клубом, а в эпоху своего строительства это был и центр пропаганды здорового образа жизни. Сегодня грандиозность бань не  так заметна из-за трассы  Третьего транспортного кольца. Из-за трассы была срезана одна из выступающих частей бань. С новой магистрали хорошо видны симметрично поставленные с четырех сторон цилиндрические лестничные башни с крошечными окнами, придающими зданию вид средневековой крепости. Две такие закругленные башни расположены симметрично по бокам самой высокой постройки, остальные - высотой  в два  и три этажных дома, относятся к более низким пристроенным помещениям.  На фасадах есть типичные для своего времени вертикальные окна.

   Основные залы бани расположены в цокольном этаже,  между ними был сделан буфет. Выше устроен бассейн с двумя рядами для зрителей. Он освещался через большие вертикальные окна.  Здание было перекрыто арочными фермами и имело цилиндрическую кровлю.  К сожалению, ряд примечательных архитектурных элементов этого неординарного здания сегодня закрыт рекламными щитами. А ведь здание имеет статус памятника.

   Строительство бань – важное событие в жизни рабочей слободы. Ведь большинство домов ванн не имело. До революции в районе была единственная баня – Машкова в Кошачьей слободе, но всех жителей обслужить она не могла. В новых банях была также прачечная - примета нового быта.

 

         

 Итак, мы минули бани. Ещё 100 лет назад здесь была Тюфелева роща (поэтому и проезд назывался Тюфелевым).  Мы должны были подойти к знаменитому ЗИЛу – московскому автомобильному заводу. Но … его уже нет. Снесли в 2015 году. Слева видна освободившаяся площадка и огромный ледовый дворец (выполнен наказ первого Симоновского совета: кругом-таки понастроили множество «дворцов»!) Но всё-таки уцелело одно здание от старого ЗИЛа – бывшее здание заводоуправления АМО (Автозаводская. 23; остановка ещё носит имя «1-я проходная ЗИЛа), ещё недавно здесь находился музей легендарного ЗИЛа (интересно, какова его судьба?), а теперь здесь «Музей хоккейной славы»? Но где же музей славного ЗИЛа? На месте ЗИЛа возводится комплекс «Парк легенд»? Чьих легенд?! Легенд ЗИЛа?

    

продолжение

Категория: Путеводители | Добавил: marina (25.01.2016)
Просмотров: 380
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]