Вторник, 22.08.2017, 00:41 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Улица Восточная. Фотопутеводитель. Часть 1

Нашу прогулку начнем от улицы Симоновский вал. Камер-Коллежский вал, в прошлом граница города, возник в далеком XVIII веке. В 1742 году было принято решение окружить Москву валом со рвом, устроить заставы и таким образом оградить город от ввоза нелегальной  продукции, контрабандных товаров. Так возникла таможенная граница, а вал получил название Камер-Коллежского, так как ведала им Камер-Коллегия. Позднее Камер-Коллежский вал стал фактической границей города, он являлся таковой почти до самого 1917 года.  В 1754 году внутренняя таможня была отменена, но  сохранились посты паспортного контроля. На заставах стояли обелиски по обе стороны дороги и караульная будка, в которой нёс свою службу отставной солдат. В его обязанности входила проверка подорожных и запись имен въезжающих и выезжающих из Москвы.  Заставы были упразднены в 1852 году, а валы постепенно срыты. На их месте возникли одноименные улицы.   Улица Симоновский вал переходит в улицу Велозаводскую. Последняя получила своё имя в 1937 году по заводу велосипедов, находившемуся здесь в то время. Следует заметить, что улица Велозаводская совпадает с Камер-Коллежским валом только в самом своём начале. Далее же вал под названием Симоновослободского брал немного западнее и переходил в нынешнюю улицу Ленинская слобода. Улица Симоновослободский вал существовала на картах ещё в 1960-х годах, но, думаем, была упразднена уже в 1950-х. Вдоль неё шла железнодорожная Лизинская ветка, которая была также демонтирована в 1950-е годы. Эта ветка ответвлялась от Симоновской железнодорожной ветки у Пороховых погребов, проходила по территории Восточных товарных складов и заканчивалась у озёр в Тюфелевой роще.

   На углу улиц Велозаводской и Новоостаповской всеобщее внимание привлекают три шестиэтажных дома. Это жилые дома московского автомобильного завода, построенные в 1934-1939 гг. по проекту архитектора И.Ф. Милиниса. Самые эффектные фасады выходят на улицу Велозаводскую. Два корпуса здесь соединены  поверху надземными переходами с портиком. Таким образом создан прямоугольный проем арки циклопических размеров. Внутренняя планировка отличается разнообразием. Есть четырехкомнатные квартиры с лоджией и балконом и шестикомнатные квартиры с двумя лоджиями.  

    

  С улицы Симоновский вал перейдём на Восточную улицу. Удивительно, но можно сказать, что эта улица появилась на картах Москвы очень давно. По крайней мере, на плане 1838 года проезд от вала мимо Симонова монастыря почти полностью совпадает с нынешней улицей Восточной. Своё имя улица получила в конце XIX века по Восточному обществу товарных складов, которые расположились рядом с Симоновой слободой.


Посмотреть всю карту

    Справа от улицы Восточной (двигаясь к Симонову монастырю) расположен сквер. А если бы мы оказались на 200 лет ранее, то увидели бы Симоновские пороховые погреба - шестиугольное в плане сооружение, с бастионами и шестью погребами, окруженное рвом и валом, а также сосновым бором. Погреба были основаны здесь в 1735 году, причём возведённые тогда каменные корпуса складов сохранялись до 1950-х годов. Цельных изображений пороховых погребов не сохранилось, только на картине XIX века виден угол этого сооружения да на фотографии 1950-х годов запечатлен один из каменных складов. А если бы мы оказались здесь лет на 30  ранее, то смогли бы прокатиться на трамвае по всей Восточной улице, затем свернуть направо, переехать Автозаводский мост и доехать до Даниловского монастыря или до Донского. Симоновская трамвайная ветка была построена в 1914 году, движение по ней открылось в 1915-ом, а закрылось в 1987-ом, и в начале Восточной улицы находилась остановка "Улица Велозаводская". Добавим, что после закрытия ветки улицу Восточную решили превратить в пешеходную зону, каковой она и являлась несколько лет.

 

   Далее слева перед нами дом №1. Он был построен в 1931 году. Дома №№1-9 по Восточной улице, а также дома №№1-6 по Пересветову переулку,  были построены в 1927-1930-е гг., они относятся к конструктивистскому жилому кварталу "Ленинская слобода". Авторы проекта - В.И. Бибиков, Н.А. Волков, С.С. Семкин, Б.С. Сидоров. Дома были спроектированы на основе типовой "секции Моссовета". Своеобразие планировки кварталов здесь обусловлено неправильной конфигурацией территории, отведенной под строительство. Типовые фасады этих зданий аналогичны фасадам и в других новых кварталах Москвы того времени. 

   Слева к улице Восточной примыкает  Пересветов переулок. Чтобы не было вопросов, уточним, что переулок получил своё имя в 1987 году в честь Александра Пересвета - героя Куликовской битвы. Но в разрез с бытующим мнением, он был назван так не в связи с кампанией по возвращению исторических названий. Дело в том, что Пересветов переулок существовал в Симоновой слободе с XIX века. Только находился он у башни Дуло. В связи с его упразднением 1-й Восточный переулок в 1987 году был переименован  в Пересветов. 

 Дом №1, строение №3 по Пересветову переулку - электротяговая подстанция общественного транспорта 1932 года. Рядом с ней находится остановка автобуса №9. Недаром она кажется архаичной: автобус №9 был пущен вместо трамвайных маршрутов. Дом 1 корпус 2 и дом 3 строение 2 стоят вдоль несуществующей улицы Симоновослободский вал.

           

   Справа к улице Восточной подходит улица Симоновская набережная. Городские власти приняли решение о проектировании набережной еще до революции и вернулись к этому в 1950-х годах. Но набережная окончательно так спланирована и не была. Дома № 2, строения № 1-3 были построены в 1960-х годах.  Ранее на их месте был проезд к Симонову монастырю, перед монастырем была расположена Симоновская площадь.

    Улица Восточная, дом 2/3. Угловой дом был реконструирован в начале 1990-х гг. и поэтому выделяется среди остальных. Далее идут дома № 5 и 7, до них ещё не дошла реконструкция.  До революции на месте конструктивистского квартала был расположен рабочий поселок Симоновка, где были преимущественно двухэтажные деревянные дома, которые, конечно, до нашего времени не сохранились. А до рабочего посёлка на этом месте находились огороды Симонова монастыря (картофельные поля).

      

   Справа от нас находится центральный вход на стадион имени Эдуарда Стрельцова - стадион "Торпедо".  Ранее на этом месте, как было сказано выше, находилась площадь перед колокольней Симонова монастыря. В дни больших праздников в прошлом здесь можно было наблюдать множество людей, идущих на богомолье. 

  

    Строительство стадиона футбольного клуба "Торпедо" автомобильного завода было начато в 1959 году, открытие состоялось 7 сентября 1960 года.  Но его история начинается намного ранее. Клуб возник в 1930 году на базе футбольной команды Рабочего дворца "Пролетарская кузница", а та в свою очередь брала своё начало ещё в 1919 году на стадионе, находившемся в другом месте, на Автозаводской площади. 

    21 июля 1997 года стадиону было присвоено имя легендарного торпедовца Эдуарда Стрельцова, памятник которому стоит при входе. Он был отлит из бронзы в литейном цехе ЗИЛа (скульптор Александр Тарасенко) и установлен 10 апреля 1999 года. Стадион "Торпедо" - многопрофильный объект спорта, он включает в себя центральную спортивную арену, несколько спортивных площадок, открытый теннисный корт,  залы для борьбы и бокса. До 1976 года стадион «Торпедо» имел всего одну трибуну, которая располагалась на склоне прилегающей к полю горы. После реконструкции, проведённой незадолго до Московской олимпиады, стадион стал вмещать 16000 зрителей. Перед проведением в Москве в 1998 году Всемирных юношеских игр изрядно обветшавший к тому времени стадион был отремонтирован, вместо скамеек на трибунах появились пластиковые кресла, вследствие чего вместимость стадиона уменьшилась до 13300 человек. На поле стадиона одной из первых в стране был смонтирована система искусственного подогрева газона. В 2010 году на Восточной трибуне демонтирована надпись «Москва» и возвращена надпись «Торпедо».

          

   Спортивная арена расположена под горою, на которой уже много веков царит Симонов монастырь. Местность эта отличалась живописностью.  Николай Михайлович Карамзин любил переправляться с противоположного берега Москвы-реки (здесь издревле существовал перевоз) и карабкаться по крутому склону к Симонову монастырю.  Героиня его известной повести Лиза ждала здесь Эраста. В 1891-1893 гг.  была построена товарная станция "Симоново", железнодорожные пути которой и до сих пор можно увидеть вдоль набережной. А на месте древнего перевоза, напротив Жукова проезда,  через Москву-реку был сооружен в 1894 году плашкоутный мост. В 1914 году он был заменен на постоянный деревянный. Существовал мост до 1930-х годов.  Рядом со станцией "Симоново" были построены нефтяные склады "Нобель" и "Ока", в советское время "Ленинская нефтебаза". Однако в настоящее время всё резко меняется: нефтяную базу сносят, всю территорию, включая стадион, отдают под застройку нового района, что навсегда уничтожит красоту местности. Однако со стороны Крутиц пока ещё местами открываются живописные виды.

        

   Стадион строился на средства Завода имени Лихачёва и принадлежал ему весь советский период, а также более десяти лет после распада СССР. В 2005 году спортивный комплекс был выкуплен у АМО ЗИЛ компанией "Норильский никель". С 2007 года спортивный комплекс принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью «Спортивный комплекс им. Э. Стрельцова", входящему в группу "ОНЭКСИМ".

   Далее за стадионом находится Дворец культуры ЗИЛ (Восточная, 4),   в настоящее время культурный центр ЗИЛ. 23 января 1930 года был взорван Успенский собор Симонова монастыря, разрушена церковь Александра Свирского и часть стены. Разрушение Симонова монастыря, которое было начато ещё раньше, продолжалось для того, чтобы на освободившейся территории был построен Дворец культуры для трудящихся Пролетарского района. Строительство по проекту братьев Л.А. и А.А. Весниных было начато в 1931 году, а завершилось в 1937. Но была осуществлена лишь часть проекта. Главной составляющей их замысла был театр на 4000 зрителей с трансформируемой сценой, на которую по пандусам могли бы въезжать даже танки (вторая очередь строительства), но он так и остался на бумаге. В проект входили также спортиные соружения, тогда не выстроенные. Несмотря на это, Дом культуры стал самым крупным объектом подобного универсального назначения в тогдашней Москве и в СССР. Был выстроен зрительный зал на 1100 человек и Т-образное в плане здание с тремя входами, которое  включает в себя конференц-зал, лекторий, библиотеку, множество помещений для кружков, обширные холлы, зимний сад с полуротондой, а также обсерваторию с раздвижным куполом, украшающим плоскую кровлю - террасу.   В  начале 1970-х годов здание было подвергнуто реконструкции, вследствие чего были утрачены подлинные конструктивные и декоративные элементы.

   Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Зрительный зал, выходящий на улицу боковым фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце от неё, вдоль зимнего сада, отходят ещё две крыла; в конце правого размещался буфет (ныне на его месте библиотека), в конце левого — репетиционный зал. 

    Заметим, в эпоху своего строительства дворец и вправду был дворцом, особенно на фоне убогой деревянной застройки. Но одно в нём всегда будет плохо: он стоит на месте выдающегося памятника русского зодчества и на могилах русских деятелей литературы и искусства.

    

   Дворец культуры ЗИЛ является памятником архитектуры периода конструктивизма. Учреждение имеет свою замечательную историю. Из театральной студии ДК вышли артисты Василий Семёнович Лановой и Владимир Земляникин, Вера Кузьминична Васильева, Татьяна Ивановна Шмыга, Алексей Васильевич Локтев, Валерий Носик. ДК ЗИЛ был и героем кинолент, таких как "Стучись в любую дверь", "Семь нянек", "Мой папа - Барышников" и др.

                                              продолжение

Категория: Путеводители | Добавил: marina (04.01.2016)
Просмотров: 521
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]