Пятница, 19.04.2024, 17:55 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Путеводитель по окружной железной дороге. М., 1909. Диалог с 2012 годом. Часть 1
   
  Тут же Окружная ж.д. пересекает проходящую здесь Московскую-Курскую ж.д., проходя над ее путями посредством железного трехпролетного моста, отверстием 20 саж. Далее линия ж.д. проходит по открытой равнине, занятой лугами, полями и огородами, и пересекает городской водопровод, пропускаемый под полотном дороги посредством закрытой каменной трубы. Затем, немного дальше, с правой стороны, расположен, возле самой линии, клееваренный завод Ф.С. Грачева и устроена подпорная стенка из каменной кладки, возле угла каменной сушильни, принадлежащей заводу и врезывающейся в откос выемки полотна ж.д. За этим заводом, в 3/4 версты от линии, расположены городские бойни. Далее линия ж.д. пересекает Николо-Угрешское (Перервинское) шоссе, идущее из Москвы в Николо-Угрешский монастырь, железным путепроводом в 23 сажени.
 
[После пересечения с Курской железной дорогой справа к Окружной ж.д присоединяется Третье транспортное кольцо (ТТК). Справа от Окружной ж.д. и ТТК находится бизнес-центр «Контакт» и ОАО "Контакт" (бывший завод «Клейтук»). ОАО выпускает следующую продукцию: стекло натриевое жидкое, клей казеиновый, силикат натрия растворимый, трубы полиэтиленовые. Завод основан в 1927 году на месте бывшего завода Грачева. Далее Окружную ж.д. пересекает Остаповский путепровод. Он сооружен в 1957 г., расположен на трассе Остаповского проезда. Автор проекта - инженер И.Ю. Аршавский. Далее Окружную ж.д. пересекает Угрешский путепровод. Он был сооружен в 1958 году, автор проекта - инженер И. Ю. Аршавский. Он расположен на трассе Волгоградского проспекта - бывшего Остаповского шоссе (до 1964 года).]
 
 За шоссе на левой стороне, в 150 саженях от линии, расположен утилизационный завод Шово, основанный в 1900 году, при котором имеется земская конобойня, открытая в 1906 г. Годовой оборот завода около 100 000 рублей. Рабочих до 25 человек. Вырабатываемые продукты сбываются исключительно за границу. В начале 24 версты устроена каменная труба под полотном дороги для пропуска канавы, по которой протекают жидкие нечистоты, спускаемыя с городских боен через место свалок, находящееся по правой стороне ж. дороги. Далее линия ж.д. пересекает свалочное шоссе, предназначенное для вывоза городских нечистот на место новых свалок, которые предполагается устроить на Сукином болоте, находящемся на левой стороне ж. дороги. Против болота, на правой стороне, в 1/4 версты от жел. дороги, находятся поля орошения, примыкающие к расположенной здесь ст. Угрешской, имеющей воинский продовольственный пункт. За станцией, на левой стороне, в 1/2 версты от железной дороги, расположено холерное кладбище. За железным же мостом на левой стороне, в 3/4 версты от железной дороги, расположено Кожуховское кладбище. Здесь же устроен, поверх путей линии, железный мосток для пешеходов.
 
[За Угрешским путепроводом справа от Окружной ж.д. расположена "старая" территория бывшего автомобильного завода "Москвич", ранее "Имени КИМ", МЗМА, АЗЛК (Автозавод имени Ленинского Комсомола). Он был основан в 1930 году на месте свалок. Здесь выпускались легендарные народные малолитражки КИМ-10, Москвич-400 и -401, Москвич-402, -407, -403, первые Москвичи-408 и -412; грузопассажирские Москвичи -423, -424, -426; фургоны -422, -430, -433; внедорожники Москвич-410 и -411. Теперь здесь хозяйничают другие....
Рядом с ним находится Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1). Завод был основан в 1932 году. В одном из его корпусов находится Торговый комплекс «Дубровский».




Слева от станции «Угрешская» Окружной ж .д., здания которой зажаты между ТТК и полотном ж. д.,





на месте бывшего Сукина болота находится большая промышленная зона «Южный порт», сам порт находится на юге, он был построен в 1937 г. Здесь масса различных предприятий. Среди них Институт химических средств защиты растений. До революции и после здесь находилась станция биологической очистки (здание сохранилось: Волгоградский проспект, 36), зона с характерным названием «золотоотстойник». Очевидно, с тех времен сохранился небольшой Угрешский отстойник, который продолжает отравлять зловонием воздух. Рядом со станцией находится конечная трамвайная остановка «Угрешская». Это старая линия, она начала сооружаться еще до революции как промышленная ветка для вывоза канализационных отходов на Сукино болото.  Здесь находится единственное в Москве соединение трамвайных и железнодорожных путей, используемое для ввода в сеть новых трамваев. Далее Окружная ж.д. пересекает Шарикоподшипниковский путепровод. Он сооружен в 1966 г., соединяет Южнопортовую и Шарикоподшипниковскую ул., от которой и получил название. Авторы проекта - инженер И.Ю. Аршавский, архитектор К. Н. Яковлев.]


В начале 26-й версты, с левой стороны, начинается прилегающая к полотну дороги дер. Кожухово, расположенная на берегу р. Москвы. Для пропуска дороги, соединяющей эту деревню с Москвой, устроен железный путепровод в 12 сажень.
 
[Далее начинается территория Южнопартового района. Справа видна жилая застройка, есть дома 1930-х, 1950-х, а также XXI века.



 Перед самым Сайкинским путепроводом справа находится Велозаводский рынок. Слева к полотну ж.д примыкает площадка под строительство ТРЦ, далее также идет жилая застройка. Раньше здесь находилась деревня Кожухово, память о которой несут Кожуховские улицы.]
 
 
 
[Далее Окружную ж. д. пересекает Сайкинский путепровод. Сооружен в 1969 г. Соединяет ул. Велозаводскую и Сайкина. Авторы проекта - инженер З. В. Фрейдина и архитектор К. П. Савельев. За ним начинается район Даниловский. Здесь справа и слева (на месте деревни Кожухово) идет жилая застройка 1950-1960 г. Через полотно ж.д. имеется три пешеходных моста 2000-х гг.]
 
 
 
 
Далее за старым поселком автозавода 1930-х гг. (Автозаводская ул., дома 15-21) ТТК уходит вправо от ж.д., идет мимо Физкультурно-оздоровительного комплекса «Торпедо» (бывшие бани с бассейном Рогожско-Симоновского района, построены в 1930 году, очень редкое сооружение - крытый бассейн в стиле конструктивизма) и выходит на Автозаводскую улицу.]
 
 
  
 
На этой же 26 версте, с правой стороны около версты от железной дороги, находится Симонов монастырь, основанный в XIV веке (1370 г.) Федором Ростовским, племянником Сергия Радонежского, основателя Сергиевой Лавры, на земле, принадлежавшей в то время боярину Симону Головкину [ошибка = Головину]. Первоначальная постройка была возведена ниже нынешней, по течению р. Москвы, а впоследствии, в 1379 году, перенесена была на то место, где монастырь находится и поныне. От первоначальной постройки сохранились церковь Рождества Богородицы (см. ниже). Соборный монастырский храм Успения Пресвятыя Богородицы построен в 1379-1405 гг.; колокольня храма самая высокая в Москве (47 саж.). В монастырской ограде погребены: князь Константин, сын Дмитрия Донского, князь Ф.М. Мстиславский, князь Урусов, Сергей Тимофеевич Аксаков (автор «Семейной хроники»), фельдмаршал граф Мусин-Пушкин и многие русские деятели.
 
 [Симонов монастырь находится по адресу: Восточная, 4. От него уцелела южная часть: стена с башнями Дуло, Кузнечная, Солевая, трапезная с церковью Тихвинской Божией Матери, корпус Сушило и два келейных корпуса. Успенский собор был взорван 22 января 1930 года, затем были снесены и разобраны колокольня, три церкви, стены и две башни. На их месте был выстроен в 1930-х гг. Дворец культуры Пролетарского района , ныне это Культурный центр «Южный». От некрополя уцелело только фамильное захоронение Мусиных-Пушкиных под Тихвинской церковью, захоронения Веневитинова, Сергея и Константина Аксаковых было перенесено на Ново-Девичье кладбище. Сейчас ведется восстановление некрополя в уцелевшей юго-восточной части монастыря. Сам же комплекс монастырских построек передан Патриархии в 1994 году. В церкви ведется богослужение для глухонемых и слабослышащих (община зарегистрирована 31 декабря 1991 года, первое богослужение прошло 9 июля 1992 года). По другую сторону Восточной улицы расположена жилая застройка 1930-х гг.]
 
 
  
Церковь Рождества Богородицы, находящаяся в 200 саж. от монастыря, как сказано выше, построена в 1379 г. [ошибка = 1509 г.]; под ея колокольней погребены останки иноков Сергиевой лавры, Пересвета и Ослябя, павших в бою на Куликовом поле.
 
[Церковь Рождества Богородицы в настоящее время находится на территории завода «Динамо». К ней со стороны детского парка ведет сквозь завод специально устроенный ход. Церковь была долгое время занята под компрессорную завода, в 1980 гощу здесь начались реставрационные работы. К лету 1988 года была выгорожена территория вокруг храма и устроен проход. 1 июня 1989 года было совершено первое богослужение. Главный престол был освящен 3 июня 1993 года. Позже была восстановлена колокольня по старым чертежам. Над могилами героев Куликовской битвы установлена сень.]
 
 
Тут же недалеко находятся нефтяные склады Восточного общества, которые построены в 1894 году. Склады имеют 10 баков, вместимостью каждый по 165.000 пудов нефти, а всего на 1.650.000 пудов.
 
[Район Симоновой слободы с ее промышленными окрестностями по сравнению с 1909 годом совершенно преобразился. На месте складов выросли жилые дома, на месте грязи и ветхих домов - Автозаводская площадь, на месте фабрик растут ТР центры. По Автозаводской улице (дома 2-7) расположена жилая застройка 1950-х годов. Многоэтажные дома построены по проекту архитек­тора А. Суриса и инженера-конструктора Г. Салищева. В 1943 г. на Автозаводской улице была открыта станция метро "Автозаводская" (архитектор А. Душкин). На Автозаводской площади в 1980 г. была установлена скульптурно-архитектурная композиция в честь трудящихся Проле­тарского района, погибших при обороне города Москвы и на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (скульптур Ф.Д. Фивейс­кийй, архиекторы П.П. Зиновьев, И.М. Студеникин).
 
 
 
Ранее здесь стояли многочисленные склады, относящиеся в Восточному обществу и к товарной станции «Лизино». Склады были снесены, а Лизинская ветка разобрана. От Восточного общества товарных складов сохранилось два дома по улице Ленинская слобода. В доме № 3 раньше находилась администрация станции «Лизино», а в доме № 5 - районная поликлиника. Сейчас в этих домах женская консультации и подстанция скорой помощи.]
 
 
 
  Далее, на левой стороне, расположен на берегу р. Москвы Угрешский (Перервинский) Никольский монастырь (Николо-Угреши) [автор путает два монастыря: Николо-Перервинский и Николо-Угрешский, который расположен в подмосковном Дзержинске]. Монастырь основан в 1381 году Дмитрием Донским, по преданию, на том самом месте, где он обрел икону Николая Чудотворца, которая и сохраняется в местном соборном храме. Предание добавляет, что узрев икону, князь воскликнул: «Сия вся угреша (т.е. согрело, успокоило) сердце мое». В 1602 году в Угрешском монастыре скрывался Григорий Отрепьев; позднее, в 1610 году, здесь проживал некоторое время Лжедмитрий II-ой перед тем, когда хотел произвести вторую попытку овладеть Москвою. Вблизи монастыря находится село Перерва, а также Перервинская плотина и шлюз; название Перерва произошло от того, что в этом месте р. Москва прорвала себе новое русло.

[Николо-Перервинский монастырь находится на левом берегу Москва-реки, от него открывается вид на Коломенское. Архитектурный комплекс сохранился, 25 декабря 1995 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II было учреждено Патриаршее подворье храмов Николо-Перервинского монастыря. Рядом с монастырем находится Пере́рвинский гидроу́зел — гидротехническое сооружение в юго-восточной части Москвы на Москве-реке . Первая Перервинская плотина со шлюзом была построена в 1870-х годах в системе шлюзования Москвы-реки (на участке от Москвы до Коломны ) с выходом на реку Ока. В 1935 году старую плотину разобрали, и был введён в эксплуатацию Перервинский гидроузел, существенно увеличивший подпор воды. В состав гидроузла входят: водосливная железобетонная плотина с 7 пролётами, перекрытыми стальными затворами, Перервинская ГЭС, шлюз с большой камерой для пропуска крупных судов (№ 10) и шлюз с малой камерой для судов местного сообщения и прогулочных (№ 11; в настоящее время используется в качестве дока).
 
 
За шлюзами на правом берегу начинаются земли Коломенского, на другом берегу еще недавно были расположены капустные поля колхоза «Огородный гигант», сейчас они ликвидированы. Здесь находится промзона с Курьяновской и Новокурьяновской станциями аэрации 1950-1970-х гг.]
 
 
 
Затем, на правой стороне железной дороги, на этой же версте находится так называемый Лизин пруд, известный по повести Карамзина «Бедная Лиза».
 
[Справа от Автозаводской площади, по улице Мастеркова, высится административное здание завода «Динамо». Оно было выстроено в 1970-х годах на том месте, где раньше был Лизин пруд. Сам же Лизин пруд еще существовал в 1932 году, но после был засыпан. С севера от пруда расположено здание фабрики-кухни 1935 года. В высотном здании находился Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тягового и кранового электрооборудования. Он был создан 1960 г. на базе Бюро исследований Электромашиностроительного завода "Динамо" им. С. М. Кирова. В настоящее время институт наряду с такими предприятиями как ОАО «Электропривод», завод «Кузбассэлектромотор», Армавирский электротехнический завод, EDS Gazpetro Poland (Польша) входит в состав «ЭДС-холдинг». Институт занимался исследованиями, разработкой и внедрением новых видов электрооборудования для городского электрифицированного транспорта, краново-подъемных механизмов, электрических трансмиссий большегрузных самосвалов, грузоподъемных и тормозных электромагнитов, разработкой новых технологических процессов для предприятий кранового и тягового электрооборудования.]
 
 
 
  Далее, на высоком берегу р. Москвы, расположен электрический и электро-механический завод Русского электрического общества «Вестнигауз» (Societe Electrique de Westinghouse de Russie»). Завод основан в 1901 году и ранее принадлежал центральному электрическому Московскому обществу. На заводе имеются следующие отделения: модельное, литейное, кузнечное, токарно-механическое, сборное, шурупное, инструментальное, якорное, обмоточное, аппаратное, кабельное, никелировочное, малярное, испытательное, отделение для электрических установок, ремонтное и отделение для всякого рода вспомогательных работ. Центральная электрическая станция, снабжающая энергией все отделения завода, оборудована 4 генераторами, общей мощностью около 800 лошадиных сил, и аккумуляторной батарей, емкостью 1160 ампер-часов, при 10-часовом разряде. Завод оборудован лучшими машинами-орудиями; число рабочих около 1000 человек. Завод изготовляет генераторы постоянного и трехфазнаго тока, высокого и низкого напряжения, электродвигатели постоянного и трехфазнаго тока; электрические краны, лебедки, насосы, электроводы, подъемные машины, тележки и проч., трансформаторы, реостаты и проч. электрические приборы и аппараты; распределительные доски для низкого и высокого напряжения, дуговые фонари постоянного и переменного тока и проч.
 
[По адресу Ленинская слобода, 26 расположены здания завода «Динамо» (бывший Вестингауз). Он был заложен в 1899 году на месте дачи Бекетова-Селивановских. В 1934 г. после смерти Кирова заводу "Динамо" было присвоено его имя. В 1928-1932 гг. здесь проводились большие реконструк­торские и строительные работы. В связи с этим была уничтожена площадь Возрождения (бывшая Сергиева, переименована в память о возрождении страны после революции). На заводе было организовано производство трамвайных моторов, он принимал участие в строитель­стве 1-й в стране электрифицированной линии Московского железно­дорожного узла Москва-Мытищи, в производстве 1-го отечественного тролейбуса (15 ноября 1933 г. вышел на линию в Москве), оборудо­вания подвижного состава для московского метро. В феврале 2008 года компания "ЭДС-Холдинг" завершила сделку по приобретению 100 проц. акций ЗАО "Динамо Плюс", в собственности которого находится производственный комплекс электротехнической компании "Динамо", а также 100 проц. акций ЗАО ВНИПТИ.]
 
 
 
Тут же не в далеком расстоянии на р. Москве находится котельно-мостовой завода инженера А.В. Бари, построенный в 1893 г. Завод выделывает паровые котлы всех систем и конструкций, мостовые стропильные фермы, а также различные резервуары и кессоны. Оборот завода до 2-х миллионов руб. в год; число рабочих до 400 человек.  
 
[Напротив завода «Динамо» ранее находился завод инженера Бари, после революции завод «Парострой». Долгое время главным инженером на заводе работал В. Шухов, под его руководством собиралась здесь знаменитая Шуховская башня. В годы первых пятилеток завод выпускал котлы и топочное обо­рудование. На заводе изготовлялись мины и глубинные бомбы для морского флота (до 1942 года изготовлялись только здесь). В 1937 году заводом была разработана конструкция циферблата часов для Спасской башни и смонтирована в рекордно короткий срок. В 1958 году территория завода Бари перешла к заводу "Дина­мо", а в 1999 году передана автосервису. К концу 2008 года здания завода были уже снесены. От завода Бари сохранилась лишь заводская контора, дом для служащих, здание конюшни, перестроенная столовая, служившая школой, клубом, Народным домом для рабочих, лазаретом, помнившая революцию 1905 года, да бывший погреб во дворе. В апреле 2010 года на месте славного завода открыт бизнес-центр Омега-Плаза.
 
 
 
 
 
Далее по улице Ленинская слобода виднеется здание с башенкой 2-й Электрической станции для трамваев, построенной в 1916 году, в 1922 году оно было передано первому Теплотехническому институту. Сейчас здесь Экспериментальная ТЭЦ ОАО «Всероссйиский теплотехнический институт».]
 
  
 
На 27 версте на р. Москве расположен завод Русского Общества трубопрокатныхъ заводов (быв. Шодуари). Здесь изготовляются трубы трубопроводные, канализационные и газовые. Оборот завода до 350 тыс. руб. в год; рабочих 150 человек. Завод построен в 1896 году. Рядом с этим заводом находится завод Анонимного Общества стекольных заводов.
 
[Напротив экспериментальной ТЭЦ, по улице Ленинская слобода расположен завод-ЗИЛстроймаш. Рядом с ним находится Московский государственный индустриальный университет (МГИУ Открыт в 1931 году как филиал вечернего автомеханического института - «АМИ-АМО», но в 1932 году был закрыт. Открыт заново в 1960 году как завод-втуз при ЗИЛе.  В 1988 году переименован в МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ). С 1996 года - МГИУ. Далее за Университетом идет освобожденная от заводских корпусов площадка, на которой идет строительство ТРЦ. Университет и площадка расположены на Автозаводской улице, напротив автозавода.]
 
 
 
Против последних двух заводов расположена станция Кожухово. За станцией, в конце 27 и начале 28 версты, расположена по обеим сторонам железной дороги Тюфелева роща, принадлежащая частью Удельному ведомству, а частью – администрации, учрежденное по делам фон-Дервиза. Роща почти вся сосновая. При конце Тюфелевой рощи по правой стороне, в полверстве от железной дороги, находится кожевенный и сыромятный завод Волк и К, основанный в 1899 г. Завод вырабатывает исключительно сыромятную кожу для своих шорный и военных сапожных заводов в Москве. Рядом с ним находится новый завод Русского Акционерного Общества (бывший «Карбонизатор»), вырабатывающий химические продукты, как-то: йодовые и бромовые препараты, йодоформ, древесный спирт и другие золотые, серебряные и платиновые соли.
 
 [После ответвления ТТК Окружная ж.д. подходит к станции «Кожухово», здесь начинается территория автомобильного завода – АМО-ЗИЛ.
 
 
 
 
Старая территория завода была расположена справа от станции, сохранилось здание заводоуправления (Автозаводская, 23), автор проекта – К. Мельников. Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. За постройку одного из них взялся торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К˚». После революции завод АМО был переименован в автозавод имени Сталина, а с 1956 г. стал носить имя И.А. Лихачева (много лет руководил заво­дом, в 1958 г. на заводе установлен бронзовый бюст, скульптор М.Г. Манизер). Для расширения завода в 1931 г. была вырублена Тю­фелева роща. Здесь были выпуще­ны первые десять советских автомобилей, первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. По состоянию на 2011 год предприятие находится в глубоком кризисе, значительная часть производственных площадей разрушена.]
 
 
 
 
                                                               продолжение
Категория: Путеводители | Добавил: марина67 (05.09.2012)
Просмотров: 4924 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 3
1   [Материал]
Очень интересно получилось! Спасибо.
Маленькое добавление...
На месте торгового комплекса "РИО" в вослевоенные годы была расположена Автобаза, выведенная из города на окраину.
Позже её преобразовали в "Автокомбинат № 23 МосСтройТранса" - крупное автотранспортное предприятие, вооруженное цементовозами и самосвалами. Кстати, небольшой его же филиал находился и при ЧКЗ (бывш. зав. Якунчикова), обеспечивая производство привозной глиной.
В лихие 90-е АК-23 прибрали к рукам гости с юга, площадку очистили от стоянок и корпусов и сами же построили тот самый "Рио". То есть фактически владельцем комплекса является предприятие "Автокомбинат 23"!
(Вот здесь вся подноготная выложена, только копни: http://www.ak-23.ru/ )
Где-то за городом есть у них и крохотная площадка с грузовиками - эээ... "чтоб не нарушать отчетности".
А от реального автокомбината остался памятник - трехтонка ЗИС-5 рядом с местом, где были главные ворота.
Филиал при ЧКЗ закрыт еще раньше.

И еще. В конце улицы Карьер расположен еще один автокомбинат - 29-й (также относился к мосСтройТрансу).
Его "советская" специализация - самосвалы, самосвальные автопоезда, полуприцепы под длинномерные строительные грузы...
Насколько мне известно, расположен он как раз в том самом карьере на берегу Чуры.
Ныне - существует, хотя... на территории и арендаторов полно.

Р.К./762В/

2   [Материал]
Спасибо большое. Это пробный текст. Информацию брала из Викимапии, поэтому могут быть ошибки. Если можно, то уточните грубые ошибки и опечатки, я человек не очень внимательный.

3   [Материал]
Поправлю сам себя.
Автобаза, ставшая со временем 23-м Автокомбинатом, а теперь переродившаяся в ТК-"Рио" обозначена на картах с еще довоенного времени, а именно - с 1938 года.
На картах до 1937 - пустырь.

На очепятки попробую текст вычитать, но как их тут отметить?
Наверно мылом прислать проще всего.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]