Пятница, 24.11.2017, 21:28 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Улица Ленинская слобода. Фотопутеводитель. Часть 2

   Итак, мы подошли к улице Мастеркова. Этот проезд довольно старинный: по нему выезжали через Симоновскую заставу в деревню Кожухово и Коломенское, затем здесь возник Судаковский проезд (назван по домовладельцу, в 1899 году упоминается некто Иван Иванович Судаков).  В 1954 году проезд был переименован в 4-й Автозаводский, а в 1970 году проезду было присвоено имя Александра Борисовича Мастеркова, героя Советского Союза, летчика-истребителя, который был уроженцем этих мест. Не так давно здесь была мемориальная доска, затем она исчезла и была заменена на стандартный транспарант.

  Александр Мастерков  родился 12 сентября 1921 года в Москве, в семье рабочего. Окончил 7 классов школы. В 1938 году окончил школу ФЗУ при заводе "Динамо"   (находилась рядом), работал токарем в цехе пробных конструкций. Одновременно учился в аэроклубе. С 13 марта 1940 года Александр Мастерков в Красной Армии. В 1941 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова. Служил в ней лётчиком-инструктором.  С декабря 1942 года старший сержант А. Б. Мастерков на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 5-го ГвИАП воевал под Харьковом. 18 февраля 1945 года гвардии старший лейтенант А. Б. Мастерков в районе города Губена  (Германия)  таранным ударом уничтожил бомбардировщик противника и сам благополучно совершил посадку на своём аэродроме. К марту 1945 года он командир звена 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка  (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт).  Гвардии старший лейтенант А. Б. Мастерков совершил 195 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 18 самолётов противника. 20 марта 1945 года погиб в районе города Бауцен (Германия). 27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

    

  Слева от нас дом № 17 - здание так назывемой фабрики-кухни завода "Динамо". Она была открыта 4 ноября 1935 года (архитектурная мастерская Нарпита). По преданию, на этом месте до революции стоял трактир Сорокина, где рабочие устраивали свои сходки, но подтверждения тому найти пока не удалось. Есть  упоминания о том, что трактир Сорокина был в Судаковском переулке, что Симоновское потребительское общество располагалось в доме Сорокина (тоже в Судаковском переулке, рядом со складами банка), что дореволюционный клуб "Просвещение" располагался  в доме трактирщика Сорокина. И ещё любопытный факт: в 1918 году рабочие завода "Динамо" получали обед: горячий суп из воблы и картофельных очисток, морковный чай, запеканку из картофеля и конины,  и его, по воспоминаниям, "мастерски готовил повар Ф.В. Сорокин". Так что трактирщик имеет право на увековечивание своего имени в истории района.

    Фабрика-кухня - крупное механизированное предприятие общественного питания, получившее распространение в 19201930-е годы в СССРВ первые послереволюционные годы в СССР началась работа по коренному переустройству быта. Курс, взятый на индустриализацию, потребовал качественного изменения системы потребления. Общественное питание стало необходимым условием этого процесса: назрела потребность в укрупнённых и механизированных предприятиях, способных оперативно накормить большие массы людей.  Фабрика-кухня в Ленинской слободе снабжала обедами рабочих рабочих завода "Динамо". Она имеет сложную форму в плане, обусловленную не только организацией технологического процесса, но и выигрышным положением на пересечении двух улиц под острым углом. Часть элементов фабрики-кухни закруглена, и на перекресток выходит большой  цилиндрический объем. В целом можно сказать, что она имеет черты, свойственные многим общественным зданиям того времени, такие как цилиндр, вертикальное окно лестничной клетки, большие остекленные поверхности горизонтальных окон.

    

   Ранее на этом месте была деревянная застройка и находился Лизин тупик (фабрику-кухню, между прочим, в народе называли "Лизиной косточкой"), который вёл к Лизину пруду. Место последнего найти не составляет  труда - это высотное административное здание.

    За фабрикой далее идет 3-й Автозаводский проезд, в прошлом - Бариевский (по заводу Бари). Мы же перейдем на правую сторону.

 

   Перед нами торговый центр "Румер", он занимает территорию завода "Динамо" (Ленинская слобода, 26).  В июле 1899 г.,  на месте дач Селива­новского и Бекетова, был основан электрический и электро-механи­ческий завод. Строило его бельгийское Центральное электрическое общество в Москве. 2 февраля 1901 г. состоялся торжественный пуск завода. В 1906 г. завод перешел в руки русского электрического общества "Вестингауз", в 1913 г. в связи с кризисным состоянием завод был продан Русскому электри­ческому акционерному обществу "Динамо", после чего перенял его имя.  Это был первый в центральной России завод по производству электрических машин и электрооборудования  для подъемных кранов. После революции завод некоторое время именовался "Электросила" № 3, а в 1934 г. после смерти Кирова заводу "Динамо" было присвоено его имя. В 1928-1932 гг. здесь проводились большие реконструк­тивные и строительные работы. В связи с этим была уничтожена площадь Возрождения (бывшая Сергиева, переименована в память о возрождении страны после революции) и старая Симонова слобода. На заводе было организовано производство трамвайных моторов, он принимал участие в строитель­стве 1-й в стране электрифицированной линии Московского железно­дорожного узла Москва-Мытищи, в производстве 1-го отечественного тролейбуса (15 ноября 1933 г. вышел на линию в Москве), оборудо­вании подвижного состава для московского метро.

       

  Крайний к нам корпус относится к 1932 году. На нем установлена в 1954 году памятная доска (красный гранит, бронзовый барельеф, скульптор И.П. Жаренков) в честь выступления В.И. Ленина на заводе "Динамо" 7 ноября 1921 года. Сергиева площадь территориально находилась, примерно, перед центральным входом в "Румер". Интересный факт: в 1919 году площади присвоили имя Марата, и там же был установлен памятник (скульптор А. Я. Имханицкий). До нашего  времени дошла только его фотография. Говорят, монумент простоял до 1936 года, но, думаем, он исчез задолго до этого.  Позднее здесь же стояли памятники Кирову (скульптор З.М. Ви­ленский, 1935 год) и динамовцам, погибшим в годы ВОВ (1985 год). Они в настоящее время находятся у дома рядом с церковью.

           

   Если мы завернем за торговый центр справа, то окажемся на трассе старинной улицы Симоновой слободы.  Она называлась то Симоновским проездом, то улицей Симоновской. В XIX веке Симонова слобода состояла из 25 домовладений, где жили монастырские служители, отставные солдаты и довольно известные люди. Главная достопримечательность слободы - церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове 1509 года.  

      

   По легенде, на этом месте в 1370 году был основан Симонов монастырь, в 1379 году его перенесли на нынешнее место, а на первоначальном месте долгое время сохранялась обитель под именем "Старый Симонов монастырь".  В 1509 г. деревянная церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, рядом с которой были захоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя, была заменена каменной. В 1660 г. над могилами иноков были установлены каменные надгробия. В 1785-1787 гг. с за­пада от церкви были построены новые каменные колокольня с трапез­ной. В 1846-1855 гг. трапезная с колокольней были вновь построе­ны, в трапезной устроены два придела: южный - святого Николая и се­верный - преп. Сергия Радонежского, в котором оказались могилы героев. В 1870 г. над могилами Пересвета и Осляби были установлены чугунные надгробия и устроен металлический шатер. После революции церковь оказалась на территории завода "Динамо" имени Кирова. Ее хотели снести, но, к счастью, она осталась цела. В 1928 г. храм был зак­рыт, в 1932 г. колокольню разобрали до 1-го яруса. В церкви обо­рудовали трансформаторную, а потом компрессорную станции. Благо­даря общественности в 1983 г. церковь Рождества Богородицы была передана Историческому музею для создания там экспозиции, посвя­щенной Куликовской битве. Началась реставрация храма, в которой принимали большое участие члены шефской секции при МГО ВООПИК (руководитель - П. Жилкин). В 1989 г. была зарегистрирована общи­на верующих церкви, и 16 сентября храм был освящен. Ход к церкви был устроен с севера, со стороны детского парка сквозь территорию завода. В настоящее время к церкви можно пройти и со стороны "Румера". На уютном церковном дворе как будто остановилось время. Здесь поют птицы. Около церкви установлен памятник композитору А.А. Алябьеву (он был похоронен под Александровской церковью в Симоновом монастыре).

   

   В переходе от детского парка до храма были выставлены могильные плиты (в настоящее время перенесены на церковный двор). Это надгробия из Симонова монастыря, они были обнаружены при ликвидации Симоновской трамвайной ветки (были использованы там как бут). 

    Немного отвлечемся от настоящего. Представим мысленно, что мы вышли с церковного двора через ворота, которые находятся у колокольни. Мы открываем ворота, и перед нами возникает картина, которая никак не согласуется с настоящим. Мы оказались на территории живописной загородной дачи. Гравюра XIX века поможет нам переместиться в прошлое.

    

    В начале XIX века  в старой Симоновой слободе поселились два замечательных человека: Семен Аникеевич Селивановский и Платон Петрович Бекетов. Селивановский - известный издатель и типографщик своего времени. Платон Бекетов - известный издатель, коллекционер, родственник Карамзина, двоюродный брат поэта И.И. Дмитриева. На своей даче Платон Петрович в память о "Бедной Лизе" устроил беседку в виде домика (беседка Бедной Лизы).  Обоими дачами впоследствии владел сын Семена Аникеевича Николай, а после его смерти - вдова Евгения Антоновна. В 1899 году дочерью последней известная московская дача была продана Электрическому обществу (и долго о потерянной красоте сокрушался старосимоновский священник).  

   Николай Семенович был также типографщиком и издателем, литературным критиком и ... москвоведом. Это удалось установить совсем недавно, так как статьи свои он публиковал анонимно. В 1833 году во втором номере Телескопа вышла статья "Лизин пруд и роща Тюфелева", которую Селивановский посвятил своим родным местам. На даче под Симоновым нередко собирались гости, Н.В. Беклемишев вспоминал: "Летом мы ездили к нему в Симоновскую слободу, и там я встречал у него за столом и боль­ших и малых людей. Часто там бывали Щепкин, Дядьковский, И. и П. Клюшниковы, Иноземцев, Крюков, Степанов и Мочалов. Там же я встречал Белинс­кого, раза два Кольцова, сидевшего рядом с Мочаловым <...> Многих литераторов и музыкантов видел я там <...> Всех их привечал Нико­лай Семенович. Хорошо нам бывало у Селивановских. Много здесь бы­вало рассуждений о том, о сем и о прочем. Лилось вино, велись беседы, читали повести и стихи. Мочалов с Щепкиным читали моноло­ги".

   Памятника бедной Лизе нет на территории нынешнего торгового и офисного комплекса, но ближе к Москве-реке установлена статуя "Девушки с веслом".  

   Вернемся в настоящее. Продолжим путешествие по улице Ленинская слобода. Слева, после 3-го Автозаводского проезда начинается  владение бывшего котельного завода Бари, ныне Омега-плаза. Бари - владелец известной в России строительной конторы, где долгие годы работал инженер В.Г. Шухов. 

      

    Завод американца Александра Венеаминович Бари были основан в 1893 году на земле фон-Дервиза. Завод строился, чтобы про­изводить стальные котлы, железные резервуары системы Шухова и другие клепаные предметы, а также производить медную отливку и механическую обра­ботку принадлежностей к ним. К февралю 1894 году был выстроен главный корпус завода: одноэтажное каменное здание, крытое желе­зом, состоящее из двух круглых корпусов, каждый диаметром 21 са­жень, и корпуса посередине. Механический завод приводился в действие паровой машиной, для которой пар создавался двумя котла­ми системы Шухова. Отопление производилось нефтяными остатками, которые поступали из находящихся рядом складов Восточного Общест­ва.  

    Деятельность завода до 1941 года была связана с изобретениями В.Г. Шухова в области строительной механики, техники паровых котлов и насосов и в обширной технике нефтяного дела. Для транспортировки нефти на суше завод впервые в мировой технике построил нефтепровод с Балаханских  нефтяных  промыслов в Баку, после чего нефтепроводы нашли широкое применение. Для хранения нефти завод впервые в строительной технике начал производить  большие стальные резервуары. Завод выпускал стальные паронагреватели для паровых котлов всех систем. Не было такого уголкав стране, где бы не работали котлы завода Бари. Изготовляли здесь также стальные гиперболоические башни Шухова, ангары для самолётов, арочные перекрытия для зданий и мостов.

   С 1907 года на заводе происходили неоднократные перестройки и расширения, велись работы по строительству здания сборочной горизон­тальных котлов (железные фермы, обшитые с боков тесом), прачечной и других. На плане завода были обозначены здания: мостовой корпус, электри­ческая станция, за ней мастерские горизонтальных и вертикальных котлов (два круглых корпуса), здание механической мастерской меж­ду ними. Далее по Камер-Коллежскому валу стояла кузница, за ней деревянная двухэтажная заводская контора (на втором этаже находи­лась чертежная и квартира управляющего, рядом с конторой были разбиты дорожки с фонтанами), двухэтажное здание больницы, дере­вянные дома для служащих, каменная столовая, рядом с ней каменный погреб, купальня и душ, прачечная и другие постройки. Эти здания хорошо видны на рекламном проспекте котельного завода. Происходило новое строительство и позже.

     В период Первой мировой войны завод выполнял заказы Военного ведомства (изготовлял мины, тралы и буйки для Военно-морского флота). В связи с этим расширялось производство. В 1915-1917 го­дах здания завода неоднократно перестраивались, по Камер-Коллежс­кому валу был оформлен нарядный фасад, который объединил здания электростанции и кузницы. 

         

    После революции мандат на управление котельным заводом получил В.Г. Шухов. Начинается строительство первых промышленных магистральных тру­бопроводов, сооружается знаменитая башня на Шаболовке (1922). Завод Бари стал называться "Паростроем" имени В.М. Лихаче­ва, в годы первых пятилеток он выпускал паровые  котлы,  топочное оборудование.  На  нем  в 1937 г.  была разработана и изготовлена конструкция циферблатов часов Спасской башни. Предприятие продолжало работать на оборону страны. На заводе изготовлялись мины и глубинные бомбы для морского флота (до 1942 года изготовлялись только здесь).

    В 1958 году территория завода Бари перешла к заводу "Дина­мо", а в 1999 году передана автосервису, затем старые заводские корпуса были снесены (а там были постройки Шухова), и сейчас мы имеем, что имеем. 

                                                           продолжение

Категория: Путеводители | Добавил: marina (11.01.2016)
Просмотров: 724
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]