Суббота, 27.04.2024, 01:11 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Наследие Барановского

Наследие Барановского

К 110-летию со дня рождения П.Д. Барановского

Кому не известно теперь, в наше время, имя Петра Дмитриевича Барановского, легендарного архитектора-реставратора, подвижника, человека, благодаря которому был спасен от разрушения храм Васи­лия Блаженного, по чьим обмерам был восстановлен Казанский собор на Красной площади, трудами которого воссозданы Пятницкая церковь в Чернигове, Крутицкое подворье в Москве, начаты восстановление Болдинского Свято-Троицкого монастыря и многих других наших па­мятников архитектуры ? После долгих лет замалчивания его имя зас­луженно и закономерно сейчас пришло к нам.

Петр Дмитриевич был подвижником в полном смысле этого слова, то есть человеком, взявшим на себя подвиг самоотречения во имя любимого дела, а таким делом было для него спасение и восстанов­ление памятников древнерусского искусства. Здесь он не знал ни сна, ни отдыха, был бескомпромиссен в отстаивании их, готов обра­щаться в любые, самые высокие инстанции. Автор многих методов реставрации, позволяющих сохранить и воссоздать памятники в том виде, какими они были первоначально, он был строг к себе и дру­гим, добиваясь научной, доскональной подлинности, раскрытия ис­тинной красоты.

Войдя одной из самых ярких фигур в движение защитников нашей культуры, он сам вовлекал в это движение множество людей. Поэтому поныне продолжают его благородное дело ученики и последователи. Созданный им в 1964 г. клуб "Родина" был первым общественным объ­единением, вовлекавшим молодежь, и не только, в дело спасения родной культуры. Школу клуба на Крутицах и существовавшей там реставрационной мастерской прошло множество энтузиастов нашего наследия. Среди них такие известные ныне архитекторы-реставрато­ры, как О.И. Журин, по чьим проектам воссоздан Казанский собор на Красной площади, В.Н. Виноградов, М.П. Кудрявцев, восстановитель Болдина монастыря А.М. Пономарев, создатель и директор му­зея-усадьбы Грибоедова "Хмелита" В.Е. Кулаков, возрождающий мо­настырский ансамбль в Преображенском И.К. Русакомский и другие, чьей жизнью стало спасение нашей старины. П.Д. Барановский стоял у истоков создания Всероссийского общества охраны памятников ис­тории и культуры (ВООПИК), рапространившего традиции клуба "Роди­на" на всю страну. После ликвидации клуба его функции взяла на себя шефская секция московского отделения ВООПИК, уже тридцать лет руководящая добровольческим движением в помощь реставраторам, за спасение нашей культуры, на деле осуществляя завет Петра Дмит­риевича, что сохранить свою культуру можем только все мы сами. Долгие годы шефской секцией руководил не так давно умерший сот­рудник Барановского Владимир Дмитриевич Ляпков, теперь его дело продолжает другой замечательный человек из "когорты Барановского" Николай Владимирович Чарыгин.

Достигавшее еще лет десять назад массовые размеры доброволь­ческое движение и сейчас не считает себя вымирающим и не собира­ется сдавать своих позиций. Оно постоянно пополняется молодыми силами, что самое отрадное. Выросло уже целое поколение, не знав­шее лично Барановского, но идущее по его стопам. Недаром в соста­ве добровольческого движения существует отряд имени П.Д. Бара­новского, организатором и бессменным руководителем которого был рано ушедший Геннадий Салахетдинов, сделавший спасение культуры целью своей жизни и перенявший у великого подвижника его бескомпромиссность и ответственность за дело. Из того же числа организа­тор и участник многих добровольческих работ легендарный Михаил Бакшевский, основатель молодежного православного движения за восстановление памятников "Реставросъ" Константин Козлов, много­летний руководитель выездных отрядов на памятники Севера Евгений Морозов и многие другие. Рабочие руки и помощь продолжают оста­ваться нужными, сделано много, но, чтобы восстановить все пору­шенное, предстоит еще больше.

Русская культура переживает по-прежнему тяжелые времена. Ко­нечно, сейчас мы живем в других условиях, нежели Барановский, с риском для себя старавшийся сделать все возможное, чтобы сохра­нить разрушаемые храмы и дворцы. Теперь храмы, наоборот, возрож­даются сотнями, тысячами. Однако, например, в той же Москве коли­чество ежегодно исчезающих памятников сравнимо с разрушительными годами Советской власти, хотя и не вызывает уже такого обществен­ного резонанса. И это понятно: легче подняться всем миром на за­щиту общенациональной святыни, чем протестовать против сноса ка­кого-то дома нашего русского писателя или дорогого сердцу старо­жилов и искусствоведов особнячка. У нас уже и писатели-то какие были на Руси, забыли, неактуально. Отрадно, что есть еще люди, для которых это актуально, что все же существует Общественная инспекция ВООПИК, которая как в свое время Барановский, и при "тоталитаризме", и при "демократии", следит за состоянием и сох­ранностью памятников и делает, что может, чтобы спасти их от раз­рушения. Много лет стоит на страже Москвы Вадим Павлович Апенин - ее глава.

У Барановского было правилом на реставрируемых объектах, где только возможно, открывать музеи. Так было в Болдинском, Боровском Пафнутьевом, Симоновом, Спасо-Андрониковом монастырях, Алек­сандровой слободе, Чернигове, Юрьеве-Польском, Крутицком под­ворье. В 1923 г. он создал музей русской архитектуры в Коломенс­ком, куда свозил фрагменты разрушаемых храмов и других памятни­ков, собирал экспонаты по истории строительства на Руси. Также Барановский замышлял здесь музей деревянной архитектуры под отк­рытым небом, для чего была начата перевозка и сборка в Коломенс­ком памятников деревянного зодчества, в основном, с Русского Севе­ра. Не всем музеям удалось сохраниться, но те, что остались, та­кие, как музей-заповедник "Коломенское", музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева в Андроникове монастыре, с честью продолжают линию своего основателя в изучении нашего древнего культурного наследия. Базой этого для них остаются во многом не до конца еще освоенные материалы, собранные Петром Дмитриевичем. Конечно, музеи сейчас переживают далеко не лучшие времена. Во многом лишенные государственной поддержки, они вынуждены сами изыскивать средства на свое существование, на продолжение иссле­дований и пропаганду культуры. Из-за этого в деревянном сарае XVII в. из Преображенского, спасенном первым директором музея "Коломенское" Барановским от уничтожения и установленном тут, бы­ло устроено кафе, типичная угроза "огненной погибели". Но таково знамение времени: каждому, посещающему очаг культуры, надо те­перь обязательно много есть и много пить и даже выпивать (а также усеивать на память о себе пустой посудой все окрестности). Глав­ное, чтобы, несмотря на все раздоры и финансовые трудности, музеи продолжали раскрывать нам, людям уже III тысячелетия, всю величину гения русского народа, красоту его творений, могли сохранять и открывать то прекрасное, что создано нашими предками. Это и есть один из основных заветов Барановского.

Существует и еще один завет. Он гласит: во все времена, будь то гонения на русскую культуру или ее возрождение, государствен­ная поддержка или нищенское существование, Русская земля стояла, стоит и, дай Господь, еще стоять будет только трудами подвижни­ков. И это главный завет Петра Дмитриевича.

Чусов Сергей Юрьевич

2002 г.

Категория: Разное | Добавил: marina (24.04.2018)
Просмотров: 529
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]