Главная » Статьи » Разное |
Наследие Барановского К 110-летию со дня рождения П.Д. Барановского Кому не известно теперь, в наше время, имя Петра Дмитриевича Барановского, легендарного архитектора-реставратора, подвижника, человека, благодаря которому был спасен от разрушения храм Василия Блаженного, по чьим обмерам был восстановлен Казанский собор на Красной площади, трудами которого воссозданы Пятницкая церковь в Чернигове, Крутицкое подворье в Москве, начаты восстановление Болдинского Свято-Троицкого монастыря и многих других наших памятников архитектуры ? После долгих лет замалчивания его имя заслуженно и закономерно сейчас пришло к нам. Петр Дмитриевич был подвижником в полном смысле этого слова, то есть человеком, взявшим на себя подвиг самоотречения во имя любимого дела, а таким делом было для него спасение и восстановление памятников древнерусского искусства. Здесь он не знал ни сна, ни отдыха, был бескомпромиссен в отстаивании их, готов обращаться в любые, самые высокие инстанции. Автор многих методов реставрации, позволяющих сохранить и воссоздать памятники в том виде, какими они были первоначально, он был строг к себе и другим, добиваясь научной, доскональной подлинности, раскрытия истинной красоты. Войдя одной из самых ярких фигур в движение защитников нашей культуры, он сам вовлекал в это движение множество людей. Поэтому поныне продолжают его благородное дело ученики и последователи. Созданный им в 1964 г. клуб "Родина" был первым общественным объединением, вовлекавшим молодежь, и не только, в дело спасения родной культуры. Школу клуба на Крутицах и существовавшей там реставрационной мастерской прошло множество энтузиастов нашего наследия. Среди них такие известные ныне архитекторы-реставраторы, как О.И. Журин, по чьим проектам воссоздан Казанский собор на Красной площади, В.Н. Виноградов, М.П. Кудрявцев, восстановитель Болдина монастыря А.М. Пономарев, создатель и директор музея-усадьбы Грибоедова "Хмелита" В.Е. Кулаков, возрождающий монастырский ансамбль в Преображенском И.К. Русакомский и другие, чьей жизнью стало спасение нашей старины. П.Д. Барановский стоял у истоков создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), рапространившего традиции клуба "Родина" на всю страну. После ликвидации клуба его функции взяла на себя шефская секция московского отделения ВООПИК, уже тридцать лет руководящая добровольческим движением в помощь реставраторам, за спасение нашей культуры, на деле осуществляя завет Петра Дмитриевича, что сохранить свою культуру можем только все мы сами. Долгие годы шефской секцией руководил не так давно умерший сотрудник Барановского Владимир Дмитриевич Ляпков, теперь его дело продолжает другой замечательный человек из "когорты Барановского" Николай Владимирович Чарыгин. Достигавшее еще лет десять назад массовые размеры добровольческое движение и сейчас не считает себя вымирающим и не собирается сдавать своих позиций. Оно постоянно пополняется молодыми силами, что самое отрадное. Выросло уже целое поколение, не знавшее лично Барановского, но идущее по его стопам. Недаром в составе добровольческого движения существует отряд имени П.Д. Барановского, организатором и бессменным руководителем которого был рано ушедший Геннадий Салахетдинов, сделавший спасение культуры целью своей жизни и перенявший у великого подвижника его бескомпромиссность и ответственность за дело. Из того же числа организатор и участник многих добровольческих работ легендарный Михаил Бакшевский, основатель молодежного православного движения за восстановление памятников "Реставросъ" Константин Козлов, многолетний руководитель выездных отрядов на памятники Севера Евгений Морозов и многие другие. Рабочие руки и помощь продолжают оставаться нужными, сделано много, но, чтобы восстановить все порушенное, предстоит еще больше. Русская культура переживает по-прежнему тяжелые времена. Конечно, сейчас мы живем в других условиях, нежели Барановский, с риском для себя старавшийся сделать все возможное, чтобы сохранить разрушаемые храмы и дворцы. Теперь храмы, наоборот, возрождаются сотнями, тысячами. Однако, например, в той же Москве количество ежегодно исчезающих памятников сравнимо с разрушительными годами Советской власти, хотя и не вызывает уже такого общественного резонанса. И это понятно: легче подняться всем миром на защиту общенациональной святыни, чем протестовать против сноса какого-то дома нашего русского писателя или дорогого сердцу старожилов и искусствоведов особнячка. У нас уже и писатели-то какие были на Руси, забыли, неактуально. Отрадно, что есть еще люди, для которых это актуально, что все же существует Общественная инспекция ВООПИК, которая как в свое время Барановский, и при "тоталитаризме", и при "демократии", следит за состоянием и сохранностью памятников и делает, что может, чтобы спасти их от разрушения. Много лет стоит на страже Москвы Вадим Павлович Апенин - ее глава. У Барановского было правилом на реставрируемых объектах, где только возможно, открывать музеи. Так было в Болдинском, Боровском Пафнутьевом, Симоновом, Спасо-Андрониковом монастырях, Александровой слободе, Чернигове, Юрьеве-Польском, Крутицком подворье. В 1923 г. он создал музей русской архитектуры в Коломенском, куда свозил фрагменты разрушаемых храмов и других памятников, собирал экспонаты по истории строительства на Руси. Также Барановский замышлял здесь музей деревянной архитектуры под открытым небом, для чего была начата перевозка и сборка в Коломенском памятников деревянного зодчества, в основном, с Русского Севера. Не всем музеям удалось сохраниться, но те, что остались, такие, как музей-заповедник "Коломенское", музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева в Андроникове монастыре, с честью продолжают линию своего основателя в изучении нашего древнего культурного наследия. Базой этого для них остаются во многом не до конца еще освоенные материалы, собранные Петром Дмитриевичем. Конечно, музеи сейчас переживают далеко не лучшие времена. Во многом лишенные государственной поддержки, они вынуждены сами изыскивать средства на свое существование, на продолжение исследований и пропаганду культуры. Из-за этого в деревянном сарае XVII в. из Преображенского, спасенном первым директором музея "Коломенское" Барановским от уничтожения и установленном тут, было устроено кафе, типичная угроза "огненной погибели". Но таково знамение времени: каждому, посещающему очаг культуры, надо теперь обязательно много есть и много пить и даже выпивать (а также усеивать на память о себе пустой посудой все окрестности). Главное, чтобы, несмотря на все раздоры и финансовые трудности, музеи продолжали раскрывать нам, людям уже III тысячелетия, всю величину гения русского народа, красоту его творений, могли сохранять и открывать то прекрасное, что создано нашими предками. Это и есть один из основных заветов Барановского. Существует и еще один завет. Он гласит: во все времена, будь то гонения на русскую культуру или ее возрождение, государственная поддержка или нищенское существование, Русская земля стояла, стоит и, дай Господь, еще стоять будет только трудами подвижников. И это главный завет Петра Дмитриевича. Чусов Сергей Юрьевич 2002 г. | |
Категория: Разное | Добавил: marina (24.04.2018) | |
Просмотров: 495 |
Всего комментариев: 0 | |