Главная » Статьи » Разное |
ИНДРИК-ЗВЕРЬ. РЕАЛЬНЫЙ ПРООБРАЗ. Среди персонажей русского фольклора, русской мифологии одним из самых интересных и загадочных является Индрик-зверь. Наиболее полные сведения о нем содержатся в Голубиной книге - духовном стихе, имеющем основополагающий, космологический и космогонический смысл, корни которого уходят в языческую древность и который является, очевидно, осколком некоего памятника славянской мифологии. Кроме этого, Индрик-зверь упоминается и в других источниках, вплоть, например, до сектантских стихов [1]. Каковы же характеристики этого загадочного существа, в разных вариантах Голубиной книги именуемого также индра, вындрик, индрок, индырчик, белояндрих, единор, инорог, единорог (при том, что у него два рога [2]!)? В Голубиной книге, повествующей, "что от чего произошло" и "кто в своем роде больший (отец)", причем так, что все это по возможности увязывается с христианской символикой, Индрик-зверь стоит несколько особняком. Он "всем зверям отец", и это связано с его силой, так как "когда звирь ... поворотится, тогда мать-земля под ним всколыбнется, тогда все звирья ему поклонятся " [3]. Его "не держут ... горы каменны, а и те-то его реки быстрые" [4], поэтому "ходит он по подземелью", "как солнышко по поднебесью", при этом "прочищает ручьи и проточины: куда зверь пройдет, - тута ключ кипит" [5]. Для него также существует возможность выйти на поверхность, тогда он начинает сражаться со львом за старшинство [6]. Как видим, ничего специфически христианского (кроме, разве что, упоминания, что "живет он во святой [или Сионской] горе" [7]). Создается впечатление, что здесь речь идет о каком-то реально существующем животном. Однако атрибутика его вызывает недоумение, на первый взгляд, своим отсутствием аналогов как среди животных, населяющих Россию, так и вообще животных всего мира (подземных жителей такого гигантского размера не существует, самый крупный - это африканский трубкозуб 1,5 м длиной [8]). Значит все же фантастическое существо ? Или, может, его образ навеян землетрясениями и извержениями вулканов - но тогда при чем здесь рога (да и в Голубиной Книге за землетрясения "отвечает" рыба-кит, на которой стоит Земля [9])? Сознательно оставляя в стороне религиозно-мифологическую сущность индрика (т.е. функции какого божества он исполняет), попытаемся высказать свое мнение о его реальном прообразе. Дело в том, что схожие легенды о таинственном животном-кроте небывалого размера распространены по всему Русскому Северу, по Сибири и даже в Китае и Маньчжурии. Китайцы называют его Тин Шу, или Ни Щу ("мышь, которая прячется"), маньчжуры - Фан Шу, эскимосы - Килу Кнук ("Кит Килу"), ханты - Вэс, манси - Виткась, некоторые финские племена - мамут ("земляной крот"). У некоторых народов он является создателем Земли, доставшим ее из глубины. Описания его однотипны. Размером он со слона или быка, но похож на мышь. Живет всегда под землей, а если случайно выберется на поверхность, сразу умирает (может погибнуть также, если попадает в песчаную почву, тогда она осыпается и сдавливает его). Питается он грязью. Передвигается под землею, используя свои рога (иногда их называют зубами), которыми он роет, двигая ими в разные стороны или даже скрещивая их. Это очень сильный, мощный зверь (в эскимосских легендах его даже земля не выдержала). Когда он шевелится, земля трясется, а когда идет, сыпется в прорытый тоннель и образует воронки [10]. Как видим, аналогий с индриком очень много. Самое же главное, что рога этих кротов-великанов можно добыть. Их трупы с рогами, растущими изо рта, чаще всего находят весной, после ледолома и паводка, в речных обрывах, а также по склонам ущелий, где они нечаянно выскакивают из земли (кстати, их находки по берегам и на дне рек (вспомним: "не держут его горы каменны, // а и те-то его реки быстрые") привели к тому, что у хантов и манси они, в основном, считаются водными существами, в которых превращаются старые звери и рыбы, особенно щуки [11]). Как, наверное, уже понятно, речь здесь идет о мамонтах, вымерших еще в конце последнего оледенения, немногим более 10 тыс. лет назад, чьи трупы, однако, прекрасно сохранились в вечной мерзлоте и по мере размытия и осыпания почвы появлялись на свет божий, что позволило, например, России стать одним из мировых экспортеров ... слоновой кости [12]. Мамонты обитали по всей Европе, в большей части Азии и в Северной Америке, поэтому неудивительно, что, наверняка, неоднократно их останки встречались славянам (возможно также, что сведения о них пришли к славянским поселенцам от финских соседей и предшественников, недаром же русское слово "мамонт" выводят от уже упоминавшегося финского "мамут"; существует также схожее ненецкое слово, означающее "пожиратель (земли)" [13]) и вошли в русский фольклор под именем Индрика. Сюда прекрасно вписались и находки мамонтов на обрывах, где обычно бьют ключи (отсюда и связь с подземными источниками вод), и беспомощность при всей его силе на поверхности земли (недаром в этом случае он покоряется льву [14]), и, главное, впечатление от вида этого действительно самого крупного из существ, "населяющих" российскую природу. В число прообразов подземного гиганта вместе с мамонтом можно также, очевидно, внести носорога, жившего с ним в одно время и встречающегося в тех же слоях (у него тоже было два рога), и большерого оленя (ханты и манси, например, иногда представляют "мамонта" в виде лося или щуки с лосиной головой, часто упоминаются отростки на рогах "мамонта" [15]). В заключение, следует отметить, что во всех встретившихся мне современных изданиях, где пытаются дать определение прообраза индрика, он трактуется крайне неубедительно. Его связывают с выдрой, мангустом (индрией), гидрой, но, в основном, с единорогом (см., например, [16]), хотя очевидно, что это совсем разные персонажи, связанные друг с другом только по созвучию. Ближе всего к разрешению этого вопроса подошли авторы "Словаря русского языка XI-XVII вв.", на основании анализа текстов XVII в., где упоминаются совершенно реальные "рога индриковы", пришедшие к такому определению значения слова "индрик": "животное, имеющее бивни, а также фантастическое животное (от др.-инд. обозначения слона - священного животного бога Индры)" [17]. Однако еще в начале нашего века это значение, видно, было более понятным, так как когда в 1915 году в Тургайской степи (Казахстан) известным русским геологом и палеонтологом А. Борисяком были найдены останки гигантского (5 м в холке), правда, безрого носорога, жившего, примерно, 30 млн. лет назад, то новое ископаемое получило название индрикотерий, что в переводе на русский язык как раз и означает "Индрик-зверь" [18].
Примечания
1. Стихи духовные. М., 1991. С.290. 2. Мифологический словарь. М., 1991. С.247. 3. Стихи духовные. С.35. 4. Голубиная книга. М., 1991. С.48. 5. Там же. С.41. 6. Там же. С.48. 7. Там же. С.41; Стихи духовные. С.35. 8. Большая Советская Энциклопедия. М., 1977. Т. 26. С.259. 9. Голубиная книга. С.40. 10. Акимушкин И.И. Мир животных: беспозвоночные. Ископаемые животные. М., 1991. С.355. 11. Мифы хантов и манси. М., 1990. С.25, 553, 557. 12. Акимушкин И.И. Указ. соч. С.356. 13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1967. Т. 2. С. 566. 14. Голубиная книга. С.48. 15. Мифы хантов и манси. С.25, 351. 16. Голубиная книга. С. 307; Мифологический словарь. С. 247. 17. Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1979. Вып. 6. С.236. 18. Акимушкин И.И. Указ. соч. С.349. Чусов Сергей Юрьевич | |
Категория: Разное | Добавил: marina (22.04.2018) | |
Просмотров: 580 |
Всего комментариев: 0 | |