Понедельник, 20.08.2018, 21:05 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Энциклопедия Смысловых. Замечания и дополнения. Часть 2. Котлякова и далее

Котлякова: «… возле деревни Котляковой располагались вятические курганы, которые в уже в документах XVI века назывались селищами. Курганы-могильники были насыпными, землю для курганов брали рядом, вырывая глубокие ямы, которые назывались, в зависимости от размера, либо котлами, либо котликами. Отсюда на юге Москвы появились не только деревня Котлякова, но и Верхние и Нижние Котлы.» (с. 95) – свою точку зрения авторы ничем не обосновывают, и она представляется неверной. Термин «селище» обозначает «место бывшего селения; поле, пашня, угодье на месте бывшего селения; запущенное место со следами поселения» [см., например, «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940)] и говорит в данном случае о селениях, исчезнувших не ранее XV-середины XVI веков. К курганам этот термин никакого отношения не имеет. По берегам речек Язвенки, Городенки, Чертановки, начиная с XIХ века, зафиксировано огромное количество курганов в разных местах, но многие из этих мест, как свидетельствуют сами авторы, приводя их описания, в XVI-XVII веках отнюдь не назывались селищами. Также непонятно, про какие ямы говорят авторы, никаких подтверждений их существования они не приводят. К тому же, если следовать логике авторов, первоначальными названиями упоминаемых ими селений должны были быть Котлы или Котлики. Однако относительно деревни Котляково мы такой информации не имеем. Местность же или река Котел (именно в такой форме) известна с конца XIV века [Тихомиров М.Н. Древняя Москва XII-XV вв. М., 1992. С.95, 96]. С начала XVII века начинает упоминаться именно река Котел (ныне Котловка) [Смирнов И.И. Краткий очерк истории восстания Болотникова. М., 1953. С. 317; Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. С. 147 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/massa.htm; РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 9807, л. 87, 177-178; http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/piscovye_knigi_1627_goda/7-1-0-179], а во второй половине XVII века здесь появляется дворцовая деревня Котел [РГАДА, ф.1239, оп.2, д.1359, л. 75-75об.]. Ещё одна деревня под названием уже Котлы (потом она для отличия от своей дворцовой соседки получит название Верхние Котлы), относившаяся к селу Никольскому, упоминается в этом районе в 1766 г. [РГАДА, ф.1354, оп.256, ч.1, л.19]. Дворцовая же (затем удельная) деревня Котел начинает называться Котлы с середины XVIII века, а в 1834 г. встречается уже название Нижние Котлы, ставшее далее официальным названием деревни [РГАДА, ф.1239, оп.1, д.332, л.5 об.; ЦИАМ, ф. 51, оп. 8, д. 328, л. 103 об.-114]. Как видим, форма наименования здешних населённых пунктов Котлы появляется не ранее XVIII века. Скорее всего, наименование местности и связанных с ней объектов (реки, населённых пунктов) как Котел связано с её низинным характером по отно­шению к близлежащей возвышенности - одной из московских "поклон­ных гор" [см.: Иванов О.А. Замоскворечье: страницы истории. М., 2000. С. 8, 40] (в начале XVIII века деревня Верхние Котлы так и называлась: Поклонная Гора [РГАДА, ф.350, оп.1, д.249, л.448 об.]).

Курьянова: «Эта деревня известна по документам только с середины XVII века ... В Википедии имеется ссылка на писцовую книгу 1664 г.: "Села Коломенского ... деревня Декурьяново ...". Но вероятно, эта ссылка ошибочна, так как в Обозрении писцовых книг по Московской губернии такой писцовой книги не отмечено. ... Из текста видно, что название деревни при первом документальном упоминании было не Курьянова, а Декурьянова." (с. 96), "Название деревни происходит от латинского слова декурион … В Москву Софья Палеолог выехала вместе со своим небольшим двором, в составе которого могли быть и лица, занимавшие должности декурионов … Декурианы из свиты великой княгини могли быть пожалованы землями в «зарецкой» части села [Коломенского]» (с. 97) – предлагаемая авторами версия происхождения названия деревни Курьяново (Декурьяново) представляется неверной. В IV веке декурионов стали называть куриалами [см.: Большая Советская Энциклопедия. М, 1972. Т. 8. С. 54], а в X веке это сословие было упразднено императором Львом VI [Словарь византийских терминов. http://www.sedmitza.ru/lib/text/434631]. Таким образом, декурионы не могли входить в свиту великой княгини Софьи Палеолог. Что же касается вопроса первоначального названия деревни, то в межевой книге 1623 г. упоминается лужник деревни Курьяновой (этот термин, вероятно, обозначает человека, занимающегося луговыми работами, такими, как, например,  косьба сена. выпас коней) [РГАДА, ф.1209, оп.1, д. 9806, л. 1082 об.]. В переписной книге 1646 года  (именно её, по нашему мнению, в Википедии назвали писцовой книгой 1664 г., перепутав цифры) упомянута села Коломенского деревня Декурьянова [РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 9809, л. 56 об.]. В писцовых книгах Коломенской дворцовой волости 1674-1677 гг. название деревни даётся как Павлово, Курьяново тож [Менро Д.Л. Коломенская дворцовая волость в середине 70-х годов XVII века // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1991. С. 36]. Так что наименование деревни Декурьяново отнюдь не является первоначальным и основным.

Марьина: «Первые документальные данные о деревне Марьино должны были появиться в XVII веке, в Переписной книге 1646 года ..., но в Википедии и других Интернет-источниках ... указываются другие несуществующие переписные книги: 1644 г. или 1664 г. с одинаковым текстом о том, что деревня Марьина состояла из девяти дворов. ... Достоверные документальные сведения о деревне Марьиной начинают встречаться со времени царствования царя Алексея Михайловича...» (с. 99-100) - деревня Марьино упоминается в межевой книге 1623 г. [РГАДА, ф.1209, оп.1, д. 9806, л. 1082 об.] и в переписной книге 1646 года (именно её, по нашему мнению, в Википедии назвали книгой 1664 г., перепутав цифры) ​​​​[РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 9809, л. 57 об.]. В писцовых книгах Коломенской дворцовой волости 1674-1677 гг. описывается деревня Максимово, Марьино тож – 7 дворов [Менро Д.Л. Коломенская дворцовая волость в середине 70-х годов XVII века // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1991. С. 36].

Ногатинское (Нагатино, Нагатина): «Коренные москвичи до сих пор называют Развилкой район, где разделяются Варшавское и Каширское шоссе. В древности примерно от этой Развилки на юг вели сразу четыре дороги: Большая Серпуховская; Ордынская (Коломенская), в XVII веке ставшая Большой Каширской; Фроловская … и Большая Растовская (Растовка) …» (с. 108) – следует уточнить район так называемой Развилки: приблизительно от начала Старокаширского шоссе до современной станции м. «Варшавская» (Фроловская дорога ответвлялась, видимо, ещё южнее). Кроме этого была ещё древняя пятая дорога, шедшая на юг и ответвлявшаяся в этом районе - дорога Лукомка. О ней: С.И. Ярославцева. Пути в далёкое прошлое // Московский журнал. 2016. № 11; М.А. Чусова. Древние дороги юга Москвы (часть 1) // Московский журнал. 2017. № 6. О Растовской дороге: С.И. Ярославцева. Пути в далёкое прошлое // Московский журнал. 2016. № 11; М.А. Чусова. Древние дороги юга Москвы (часть 2) // Московский журнал. 2017. № 12. О Фроловской дороге: М.А. Чусова. Древние дороги юга Москвы (часть 2) // Московский журнал. 2017. № 12; Древние дороги юга Москвы

Покровское: «Первое упоминание о селе относится к 1544 г., когда оно, согласно жалованной грамоты царя Ивана IV, было передано Новоспасскому монастырю в вотчину.» (с. 130) – на самом деле здесь речь идёт о жалованной тарханно-льготной и несудимой грамоте архимандриту Новоспасского монастыря на монастырские вотчины в Московском уезде: «… Что ми били челом, а сказывают, что у них в м(о)н(а)ст(ы)ре / кел(ь)и погнили и ограда огнила и овалилас(ь), и что / села их и д(е)р(е)вни и слоботка поопустели от ратных / и от дороги, в Московском уезде: в Ратуеве стану / село Даниловское да Село Покровское на Городне / з д(е)р(е)внями, … И мне б / их пожаловати, дат(ь) имъ на те их села, / и д(е)р(е)вни, и на слоботки, и на дворы льготы. / ». Монастырские вотчины на два года освобождались от податей и повинностей для восстановления обветшавших строений монастыря. [Акты российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV-начала XVII вв. М., 1998. С. 235, 479]. Таким образом, монастырь получил не новые вотчины, а налоговые льготы на уже существующие. Характерно упоминание села Даниловского, первоначально принадлежавшего Данилову монастырю, но после основания в 1330 г. в Кремле церкви Спаса Преображения и перевода туда братии Данилова монастыря, перешедшего под управление спасских архимандритов. После возобновления в 1555 г. Данилова монастыря село Даниловское было ему возвращено. [см. «Даниловская слобода» http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/3-1-0-14 ].

«Через село шла дорога Растовка (или Большая Растовская)… Ее конечный пункт, великокняжеская область (стан, город или волость) Растовец…» (с. 130) – о дороге Растовке и местонахождении волости Растовец см.: С.И. Ярославцева. Пути в далёкое прошлое // Московский журнал. 2016. № 11; М.А. Чусова. Древние дороги юга Москвы (часть 2) // Московский журнал. 2017. № 12; Древние дороги юга Москвы

Обсуждение жалованной грамоты И.Н. Малютина Новоспасскому монастырю на деревни Кобылины (с. 133-134) – при проведении анализа текста жалованной грамоты видна ошибочность её датировки 1591 г.: она написана при «великом князе», монастырь упоминается находящимся ещё в Кремле, указан его архимандрит Елисей. Поэтому более достоверной представляется предложенная исследователями грамоты датировка 1481 г. [Акты российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV-начала XVII вв. М., 1998. С. 230]. Эта датировка снимает мнимые противоречия грамоты и, следовательно, в значительной степени устраняет мнение о её поддельности. В пользу подлинности грамоты говорит и тот факт, что поверенный монастыря, представивший грамоту, всех этих моментов не знал и подлинный смысл грамоты не понимал.

Чахловское (Чяхловское), Чахлова (Чухлова): «Принадлежавшая князю деревня Чахлова не упоминается уже в XVIII веке, вместо нее вотчинным центром стало сельцо Изютино, которое со временем превратилось в одноименную деревню …», «Но очевидно, что деревня Волхонка, возникшая на месте вотчинной «столицы», сельца Изютино, не то же самое, что древняя деревня Чахлова.» (с. 142) – собственно говоря, деревня Чахлова упоминается только в приведённом авторами документе, в остальных документах и более раннего, и более позднего времени говорится о деревне Изютино и пустошах Чахловы Нижние и Чахловы Вышние (в документе 1600 г. они названы селищами [Акты служилых землевладельцев конца XV-начала XVII веков. Том 2. М., 1998. С. 334]). При этом, как раз, поздняя деревня Изютино-Волхонка находилась примерно на месте древней деревни Чахловы, так как первоначальное Изютино находилось на речке Котел и был переселено на Большую Серпуховскую дорогу, на пустошь Чахловы, в начале XVIII века. [см.: Ярославцева С.И. От Черёмушек до Зюзина. В долине Котла. Четыре московских района: Черёмушки, Зюзино, Котловка, Академический. М.. 2014. С. 19-20, 418-421, 426-428]

«Сравнительно недавно были найдены и опубликованы документы, подтверждающие время возникновения в Ратуевом стане Московского уезда села Покровское … Согласно жалованной грамоте 1544 г. царя Ивана VI, это село, а также село Даниловское … были переданы в вотчину Новоспасскому монастырю.» (с. 143), «И жалованная грамота 1544 г. царя Ивана Грозного о передаче в вотчину Новоспасскому монастырю села Покровского может рассматриваться как юридический акт, подтверждающий процесс расформирования села-домена Чахловского, в составе которого могло находиться село-приселок Покровское» (с. 144), «подтверждением этого предположения может служить тот факт, что и древнее село Чахловское, и остававшаяся на его месте деревня Чахлова, и его село-приселок Покровское располагались на весьма древней дороге Растовке» (с.145) - об ошибочности этой точки зрения см. наши комментарии к: Покровское, с. 130. Заметим, что в указанных документах ничего не говорится о времени возникновения села Покровское. Судя по всему, оно возникло на землях Новоспасского монастыря после того, как монастырь получил эти земли от И.Н. Малютина в 1481 г. Жёсткая привязка села Чахловского к дороге Растовке также вряд ли является верной, с такой же долей вероятности оно могло находиться на Большой Серпуховской дороге и на дороге Лукомке (об этом см. ниже). Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что ни древнее подмосковное село Даниловское (известно с середины XV века), ни село Покровское, возникшее на землях, доставшихся Новоспасскому монастырю от частного лица, никакого отношения к селу Чахловскому не имеют и никак с ним не связаны.

«Село-домен Чахловское, очевидно, было в древности важнейшим транспортным узлом, так как примерно из того места, где оно находилось в качестве населенного пункта и которое мы примерно определили выше, расходились сразу четыре важнейших древние дороги» (с. 145) – о дорогах этого района см. наши комментарии к: Ногатинское (Нагатино, Нагатина), с. 108.

Черепиха (Черепова, Черепишка): «Первое упоминание о возникшей на пустоши Черепихе одноименной деревне относится к 1680 г. …» (с. 146) – при отказе в сентябре 1668 г. вотчины вдовы князя А.И. Буйносова-Ростовского Марии боярину Б.М. Хитрово упоминается «сельцо ж что была пустошь Череповое а в том сельцу внове построен двор вотчинников да двор скотцкой» [РГАДА, ф. 1209, оп. 2, д. 9838, л. 1123–1128] http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/timokhovo_chast2/7-1-0-191. В межевой книге 1675 г. сельцо уже именуется «деревня Черепово Черепиха тож» [РГАДА, ф. 1374, оп. 1, д. 848, л. 11об.]. О Черепихе см. в Окрестности Бирюлева.

Черногрязская: «Мы не нашли в архивных документах каких-либо упоминаний о пустоши Городня в устье одноименной речки.» (с. 150) – возможно, имеется в виду луг Городня, или Борисовский-Городня (около 10,5 дес), находившийся в низовьях р. Городни и принадлежавший крестьянам Островской вотчины [Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке. М., 2004. Т. 2. С. 94; ЦИАМ, ф. 210, оп. 31, д. 1226].

Чертанова (Новое Заборье): «Получила свое название деревня по названию речки Чертановки. Между тем в документах название этой речки впервые встречается в указанном списке 1646 г. при описании сельца Шайдурово …» (с. 151) - на самом деле, согласно писцовой книге 1627-1628 гг., название Чертановка речка носила уже тогда (на Чертановке располагались «тянувшие» к селу Покровскому деревни Котляково и Дмитровская [РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 9807, л. 82 об.-83; http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/piscovye_knigi_1627_goda/7-1-0-179]).

О годе первого упоминания Чертаново - 1665 год (с. 152) – в настоящее время исследователями найдена более ранняя дата упоминания Чертаново: оно упоминается в начале мая 1654 г. в расписании пунктов сбора Большому полку боярина князя Якова Куденетовича Черкасского [О.А. Курбатов. Коломенское и военные реформы царя Алексея Михайловича // Коломенское. Материалы и исследования. Вып. 13. М., 2011. С. 100].

«Последнее упоминание о деревне Заборье относится к 1657 г. …» (с. 157) – на самом деле в марте 1667 году крестьяне Заборья упоминаются как понятые при отказе соседнего Изютина новому владельцу [РГАДА, ф. 1209, оп. 2, д. 9838, л. 287].

«Документальных оснований считать, что деревня Заборье после указанных выше переселений прекратила своё существование, не имеется. Деревня Заборье продолжала упоминаться в качестве самостоятельного населенного пункта.» (с. 158) – на самом деле в писцовых книгах Коломенской дворцовой волости 1674-1677 гг. указывается: «в приправочных книгах написано деревня Заборья а в неи по приправочным книгам припущено в пашню деревня Конопляниково деревня Щупкино а в неи дватцать дворов крестьянских пашни паханые худые земли тритцать три чети да лесом поросло сто тритцать одна четь в поле а в дву потому ж и из тое деревни крестьяне переселены в деревню Новое Заборье что напред сего была деревня Чертанова а усадная земля и пашня а лес вычищен и припущено в десятинную пашню села Коломенского [выделено авт.]» [РГАДА, ф.1239, оп.2, д.1359, л.77]. Таким образом, упоминаемая в переписных книгах 1710 г. и 1715 г. вместе с деревней Чертаново как единая переписная единица деревня Заборье является иным населённым пунктом, нежели древняя деревня Заборье, а её местоположение является пока невыясненным.

«Нами найдены упоминания ещё о двух дворцовых деревнях: «По писцовым книгам онаго писца Афросимова и по выписи деревни Чертановой крестьян написано: деревни Конопляниково да Щукино …». Никаких других сведений об этих загадочных деревнях нет и неизвестно, где конкретно они были расположены» (с. 159) – исходя из вышеприведённой выписи из писцовых книг Коломенской дворцовой волости 1674-1677 гг., можно предположить, что деревни Конопляниково и Щупкино (так она названа в этих писцовых книгах) находились вблизи деревни Заборье, так как были припущены к ней в пашню.

Шайдурова (Шайтурово, Шайдурово, Шандрово, Шайдарова, Шайдрово): «сельцо впервые упомянуто в 1646 г. … Одновременно это и первое упоминание в документах речки Чертановки» (с. 160) - на самом деле, речка Чертановка упоминается в писцовой книге 1627-1628 гг. (на Чертановке располагались «тянувшие» к селу Покровскому деревни Котляково и Дмитровская [РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 9807, л. 82 об.-83; http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/piscovye_knigi_1627_goda/7-1-0-179]).

Шайдуровское: «… три селища, которыми в XVI веке могли считаться древние вятические курганы.» (с. 161) – об ошибочности такой точки зрения см. наши комментарии к: Котлякова, с. 95.

«Судьба поместья после смерти Никиты Дмитриева до конца не исследована.» (с. 163) – о судьбе поместья после смерти Никиты Дмитриева см. «Шайдрово» http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/shajdrovo/3-1-0-241 .

«… боярин Семен Лукьянович Стрешнев, пользуясь своим высоким положением при царском дворе, попросту присвоил бывшую Шайдуровскую вотчину Борзецова … Таким способом присвоения Семену Лукьяновичу Стрешневу достались: «Да к той же деревне Шайдарове – пустошь Полянка на врашке …» (с. 163) – поместье «на Чорной грязи», состоявшее из пустошей Клешнино «на речке на Городенке по конец пруда Острединского» и Полянки (в общей сложности пахотной земли 45 четей «в поле а в дву потому ж»), с начала XVII века стабильно было за стремянными конюхами: Василием Мясным, Иваном Андреевым сыном Арбеневым (с 1617 г.), его сыном Семеном (с 1630 г., с этого времени при описании пустошей на каждой из них упоминается дворовое место), Захарием Дмитриевым сыном Мужецким (с 1636 г.). Когда в 1638 г. подьячий Василий Басов приехал для переписи и отказа этих пустошей очередному стремянному конюху Карпу Микифорову сыну Чудову, оказалось, что «теми де обеими пустошами владеет де боярин Лукьян Степанович Стрешнев и хлеб на них всякой сеен и сена косят и всякими угодьи владеет». [РГАДА, ф.1209, оп.1, д. 9807, л.22-22 об.; д. 12379, л. 767; оп. 2, д. 9831, л. 1048-1049 об.; д. 9832, л. 214-216]. В дальнейшем, как видим, пустошь Полянка встречается в составе владений деревни Шайдрово, а пустошь Клешнино больше не встречается (возможно, её затопило при создании Развиловатого пруда).

План на с. 164: неверно указано расположение и направление дороги Лукомки. На самом деле она начиналась в районе Сухого оврага (пересечения нынешних Варшавского шоссе и Нахимовского проспекта) и шла в юго-западном направлении. Об этой дороге: С.И. Ярославцева. Пути в далёкое прошлое // Московский журнал. 2016. № 11; М.А. Чусова. Древние дороги юга Москвы (часть 1) // Московский журнал. 2017. № 6; Древние дороги юга Москвы

Шмелевский (Хмелевский) овраг: «устье [оврага] выходило к лугам вдоль речки Городни (Городенки), примерно в районе улиц Задонской и Люблинской» (с. 177) – видимо, здесь имеются в виду современные улицы Задонский проезд и Бесединское шоссе.

«Деревня Зябликова находилась на относящейся к Бесецкой волости пустоши Зябликовой …» (с. 179) – авторы не приводят доказательств существования такой пустоши. Известна пустошь Зябликово (Озябликово), принадлежавшая в XVII в. приселку Борисово дворцовой Коломенской волости и находившаяся на противоположной по отношению к деревне Зябликово стороне Хмелевского оврага [РГАДА, ф.1239, оп.2, д.1359, л.87, 10 об.].

Заключение к части 1: «И Холмогоровы, а следом за ними и ученые, долгие годы опирались в исследованиях в основном на один исторический материал, который в настоящее время находится в деле 848 фонда 1374 (опись 1) Российского государственного архива древних актов.» (с. 184) – странности этой точки зрения мы уже рассматривали в своей статье «Загадки адвокатов Смысловых» http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/zagadki_advokatov_smyslovykh/6-1-0-228

Фроловская дорога (с.187-188) – о ней см.: М.А. Чусова. Древние дороги юга Москвы (часть 2) // Московский журнал. 2017. № 12; Древние дороги юга Москвы

Гудовичи, графы (с. 280); Оболенские, князья (с. 459); Сабуровы (с. 512, фото); Шереметевы, графы (с. 550) - даётся сходная информация: "По сведениям, полученным нами от Надежды Валентиновны Поповой, которая является потомком Казориных, древних жителей Царицына, жили князья Оболенские в доме на улице Дольской на противоположном дворцовому комплексу и храму берегу оврага. Это была двухэтажная дача Старого Царицына дореволюционной постройки. Им принадлежала половина дома. [Речь идёт о 1920-х годах] В настоящее время это здание, в котором располагается ресторан "Усадьба". " (с. 512). - данная  информация представляется ошибочной, так как в указанном здании (бывший "Дом волостного правления", "дом Удельного ведомства") в этот период располагались советские учреждения.

Ольгиных дача: неразгаданные загадки (с. 464-469): Наши комментарии к этой статье книги см. в «Дача Ольгиных в Царицыно» http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/6-1-0-80

Фивейский, Алексей Павлович: "Семья Алексея Павловича занимала двухэтажный зимний каменный дом, который сохранился и до настоящего времени. [фотография дома]" (с. 537) - по сообщению краеведа И.Н. Сергеева, встречавшегося в 1976 г. с Анной Алексеевной Фивейской-Мальцевой в этом доме, дом был деревянным, с верандой. Об этой встрече см.: Сергеев И.Н. Царицыно. Люди, события, факты. М, 1995. С. 238. Изображённый на фотографии дом построен в 1990-е годы.

Категория: Разное | Добавил: marina (07.03.2018)
Просмотров: 94
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]