Суббота, 20.04.2024, 04:14 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Путеводители

Улица Ленинская слобода. Фотопутеводитель. Часть 3

   В 1987 году на заводе "Динамо" произошло печальное событие, которое имело не менее печальные последствия. После пожара на заводе улицу перегородили, а трамвайное движение было прекращено, а затем и совсем ликвидировано.  Открыли для проезда улицу только в 1999 году.

   Итак, слева от нас начинается новое здание "Омега-плаза", а справа - старая территория завода "Динамо". Здесь и находились первые корпуса предприятия. Между старым и новым корпусами стоит трёхэтажное здание с балконом - бывшая заводская поликлиника. Два завода стояли друг напротив друга, к тому же напротив были и их проходные (устроят, бывало, рабочие завода "Динамо"  забастовку и первым делом пойдут "снимать" рабочих Бари, благо проходные рядом). Проходную "Динамо" найти несложно: там и сейчас проезд со шлагбаумами. 

    

   Здание у нынешней проходной "Румера" было почти полностью руинировано до 2016 года. Вероятно, ранее оно относилось к конторе завода. Где-то здесь рядом должна была быть  и кухня завода.  Ещё в 1990-х годах перед домом стоял бюст В.И. Ленина, причём был он установлен на памятнике, взятом с некрополя Симонова монастыря.

        

   Мы прошли весь завод "Динамо" и неожиданно оказались у крутого обрыва Москвы-реки.  До революции и после где-то здесь находился речной причал, ходили пароходики. В 1920-х гг. работала лодочная станция. К причалу вела лестница. В фильме Эйзенштейна "Стачка", мы уверены, эта лестница попала в кадр.

     

    Слева закончились корпуса "Омега-плаза". Далее нас ждет много интересного. Здесь сохранились несколько деревянных домов и перестроенное здание столовой завода.  Реконструированное деревянное здание - это сохранившаяся контора завода Бари. На втором этаже находилась квартира управляющего, Виктора Бари (он управлял заводом с 1908 года).  Далее же каким-то мистическим образом сохранялись до 2016 года ещё два здания бывшего славного завода: конюшня (1907 год) и симпатичный домик для служащих (в настоящее время разрушены). 

              

   Изуродованное здание невесть какого клуба  таит в себе ряд сюрпризов. Перед нами не что иное как здание столовой Бари, построенное в 1901 году (арх. Александр Николаевич Новиков?), через год рядом со столовой был построен каменный погреб. В этой столовой при А.В. Бари (он, между прочим, был толстовцем, и Лев Николаевич по преданию посетил завод) кормили бесплатными обедами рабочих, и даже выставлялись графинчики с водкой (пей, но не злоупотребляй !). К началу 1901 года  при заводе Бари и на его средства были открыты вечерние общеобразовательные курсы для ра­бочих, занятия проводились в столовой. Была школа и для детей. Преподавателями в школе были мастера завода Бари, инженеры, чертежники, сами дочери Бари. При школе была библиотека. По воскресеньям в столовой устраивали чтения с теневыми картинками. На курсы, по воспоминаниям, ходили рабочие и с других заводов. Так, в 1902-1903 году туда записался большевик Михаил Степанович Николаев с завода "Динамо" и органи­зовал из рабочих Бари и "Динамо" первый в Симоновском районе со­циал-демократический кружок. Школу при заводе Бари большевики ис­пользовали для своих целей: вели революционную пропаганду (благо­даря этому упоминание о ней встречается в советской историогра­фии).  Школа была открыта по инициативе дочери владельца Анны Александровны.  Создавая школу, ей пришлось преодолеть много трудностей  и препятствий со стороны чиновников. Но она с энтузиазмом взялась за дело, и школа была открыта.  С 1904 года школой руководила другая дочь, Евгения Бари, однако она не обладала организаторскими способностями. Евгения Александровна была человеком глубоко религиозным, изучала исто­рию религии. Ее муж, Александр Нерсесович Нерсесов, как и она са­ма, преподавал в школе для взрослых. Евгения Александровна увле­калась Толстым. По ее словам, она "читала запрещенные статьи Толстого, перевозила их на себе тайно через границу..." Она мечтала о бедности для себя, не хотела носить дорогих платьев. Евгения Александровна вспоминала: "Бывало, еду я в Симоново на работу, трясусь в линей­ке вместе с рабочими и монахами. А навстречу едет в шикарном эки­паже директор завода Гаврилов. Я закрываюсь фартуком, чтобы не залепило грязью. Но он узнавал меня и конфузился, потом жаловался отцу и даже сердился. А я была преисполнена гордостью, что еду с простым народом".

    

   В революцию 1905 года Симоновка была полностью в ру­ках восставших, и некоторое время там существовала так называемая "Симоновская республика". В это время в столовой Бари проходили собрания рабочих, с 9 на 10 декабря там размещалась "кавказская дружина" (состоявшая из студентов-кавказцев), которая 10 декабря вела перестрелку с отрядом городовых, переходивших Москву-реку. 

   Во время 1-й мировой войны в столовой находился Симоновский земской лазарет (заведующий - врач Михаил Давидович Рапутов), в нем насчитывалось вместе с персоналом около 130 человек. В бывшем погребе была устроена баня. После Февральской революции, около 16 апреля 1917 года, было принято решение о передаче бывшей сто­ловой Бари под Народный дом. Там были организованы курсы по поли­тико-общественным вопросам, которые вела Е.А. Кораблева (заведующая просветительской комиссией и внешкольным образованием в райо­не), а в январе 1918 г. тут проходили первые елки. Затем здесь находился театр (кинотеатр), филиал клуба "Пролетарская кузница".  После войны в столовой находился Зал общих собраний завода "Динамо". В 1957 году его было решено реконструиро­вать и за счет увеличе­ния площади открыть к 1 маю Дом культуры завода "Динамо"- ДК "Пролетарская кузница".  К 2008 году завод продал свой клуб, здание снова перестроили, и стал рабочий клуб "Зоной".

 

       

   Территория за ДК принадлежала заводу Бари до 1913 года, затем отошла к электрической станции. Чужеродное здание, неизвестно по чьему капризу построенное, стоит на месте бывшей местной достопримечательности - деревянного домика, почти 100 лет украшавшего задворки района (дом №21).  Дом значился 1924 года постройки, относился к Всесоюзному Теплотехническому институту (ВТИ). По слухам, именно в этом доме жил Л.К. Рамзин.

.     

   Мы прошли  вдоль участка завода Бари, перед нами находятся владения Трубопрокатного завода поляка Гана. Ещё недавно проезд, который ведет по задворками Ривьеры, был перегорожен. Лет 30 назад мы могли бы проехать далее вдоль Москвы-реки на трамвае. Завод Гана был основан в 1896 году, судя по всему, уцелел заводской корпус (дом 16, к. 2, стр. 11).  

  

   До 1950-х годов здесь заканчивалась улица Ленинская слобода, и слева начинался Ленинский проезд.    

   Теперь перейдем к образцу неоромантизма - таинственному замку с башенкой (Ленинская слобода, 23), который не сразу предстал перед нами во всем своём величии,  а сначала поманил издалека. По ходу обратим внимание на проезд, который идет по задворкам бывшего завода, а ныне "Омега-плаза". Он возник не просто так. Это бывшая трасса Лизинской    ж/д ветки (промышленный корпус на противоположной стороне как раз был ориентирован вдоль ж/д). Она направлялась далее, к озерам в Тюфелевой роще. 

   Итак, перед нами территория экспериментальной ТЭЦ  ВТИ. На здании в 1967 году установлена мемориальная доска памяти  сотрудников института, павших в годы войны. История этого здания, которое таинственным образом оказалось в окружении банальной промышленной застройки и новых многоэтажек, довольно загадочна. До сих пор неизвестно, по чьему проекту оно было возведено.

    

   А началось всё с того, что городские власти решили  расширить трамвайное городское хозяйство. В 1914 году была проложена Симоновская трамвайная ветка (движение открылось в 1915 году), которая делала кольцо на Сергиевой площади, далее шёл одноколейный путь мимо столовой Бари.  Путь этот шёл во владение города, который купил здесь землю в 1913 году. У города были обширные планы. Он планировал построить 2-ю центральную электрическую станцию для трамваев, а также устроить здесь центральный угольный  склад. Цены здесь были невысоки, город купил свыше 10 десятин землю у трех владельцев: Бари, Дервиза и крестьян деревни Кожухово. К сооружению электрической станции приступили в 1915 году. К 1916 году были закончены вчерне главные станционные здания, машины  заказаны. Мощность станции должна была составить 20000 КВт (мощность первой станции - 10000 КВт). Предполагалось проложить по дну Москвы-реки кабель к первой электрической станции для трамваев. Но работать станция так и не начала. И в 1922 году ее здания были переданы Всесоюзному теплотехническому институту.

   Всесоюзный научно-исследовательский теплотехнический институт министерства энергетики и электрификации СССР был основан в 1921 году. В 1930 году институту было присвоено имя Дзержинского. Это головной институт отрасли по проблем эксплуатации тепловых и атомных электростанций. Проведенные исследования в 1921-1941 гг. позволили включить в топливный баланс страны низкосортные топлива и решить многие вопросы создания отечественного энергетического оборудования.

   Институт своими силами изменил планировку здания электрической станции и установил в нем 10 различных паровых котлов, две турбины и другое оборудование, ставшее основой нынешней экспериментальной ТЭЦ. 31 мая 1925 г. состоялось открытие института и экспериментальной ТЭЦ. На собрании по этому случаю выступили Ф.Э. Дзержинский и Л.Д. Троцкий. Эта ТЭЦ была по существу первой в Москве, в 1928 году она начала подавать тепло предприятиям района.  Первый директор института Л.К. Рамзин - безусловно, человек выдающегося инженерного таланта и организаторских способностей, бывший одновременно профессором МВТУ. От сотрудников требовал выполнения фундаментальных исследований, не связанных прямо с заказами промышленности. В его котельной лаборатории на испытаниях работали с утра до вечера по 20 часов в сутки, отгулов не было, на просьбы о них Л.К.Рамзин отвечал: «Ничего, для науки могут и поработать».

   Л.К. Рамзин - изобретатель прямоточного котла. В 1930 году он был арестован по делу Промпартии.  В заключении он продолжал работать над прямоточным котлом, в 1933 году первый прямоточный котёл был введен в эксплуатацию на новой ТЭЦ, строящейся при институте (ныне ТЭЦ-9 Мосэнерго, её трубы высятся позади). По преданию, его посадили под домашний арест и водили на работу под конвоем. А дом находился здесь же рядом, может быть, даже это был дом, с которым в 2015 году рассталась улица Ленинская слобода (судя по старой фотографии, в этом месте стояло три деревянных дома, в которых жили работники института). 

   

    Далее следуют трёхэтажный дом 1935 года постройки и двухэтажный корпус. Относились они, очевидно, к ВТИ. Перейдем на правую сторону. Здесь находятся владения Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ). Институт был открыт в 1931 году как филиал вечернего автомеханического института - «АМИ-АМО», но в 1932 году был закрыт. Открыт заново в 1960 году как завод-втуз при ЗИЛе.  В 1988 году переименован в МАСИ (ВТУЗ-ЗИЛ). С 1996 года - Московский государственный индустриальный университет (МГИУ). С 1 сентября 2015 года МГИУ является структурным подразделением Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ). 

   Среди зданий выделяется дом № 32, первоначально трехэтажный, затем надстроенный ещё двумя этажами. Здание очень ветхое, оно должно быть довольно старым, показано на плане 1937 года.  Судя по всему, это жилой дом, он был построен, вероятно, для работников Теплотехнического института. В 1970-1980-х годах в подвале этого дома находилась шашлычная. Рядом с ним, на месте нового корпуса, ранее стоял ещё один пятиэтажный жилой дом (здание показано на плане 1937 года).

  

   Мы подошли к улице Автозаводской. Справа от нас возвышаются новые институтские корпуса, а слева - многоэтажный корпус ВТИ.  Прямо на нас смотрит здание заводоуправления АМО, первая работа архитектора К. Мельникова, а значит, если бы мы переместились на какие-нибудь 100 лет назад, то перед нами бы предстала древняя Тюфелева роща. Но это уже другая история.

 

    

                                                                                                            январь 2016 год

Продолжить по улице Автозаводской

(при составлении путеводителя были использованы материалы из следующих интернет-ресурсов и источников: Википедия; Викимапия; сайт "Retromap"; сайт "Фотографии старой Москвы"сайт "Москва. Южный округ. Краеведение"; Памятники архитектуры Москвы; Рачинский Я.З. Полный словарь названий московских улиц. М., 2011; История завода "Динамо" в 3-х томах; Кукина Е.М., Кожевников Р.Ф. Рукотворная память Москвы. М., 1997;  Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки. Путеводитель. М., 2014)

Категория: Путеводители | Добавил: marina (12.01.2016)
Просмотров: 3010
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]