Понедельник, 28.05.2018, 04:22 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы по истории Южного округа

Материалы по истории села Братеево (часть 1)

     Документы по истории с. Братеево (часть 1)

1. Церковь Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи в селе Братееве (Москов. у.).

Церковь Иоанна Предтечи села Коломенского в приселке Братее­ве в начале XVII ст. была деревянная, построенная изстари. Цер­ковной дани платилось по окладу 136 г. 3 алтын с деньгою, кормо­вая гривна (Патр. прик. кн. 2, л. 194).

По писцовым книгам Московского уезда 7139-7141 гг. : "В селе Братееве церковной земли подле зараз 2 десятины в поле, а в дву потому ж, сена в Долгом лугу 5 десятин; пустошь Антипинская, а в ней пашни лесом поросло худыя земли полтретьи десятины в поле, а в дву потому ж, в пусте треть выти, владеют приселка Дьяковскаго попы." В другом месте под 7141 (1633) годом написано: "у церкви Иоанна Предтечи дворы: попов, пономарев, три бобыльских, в прихо­де 25 дворов; пашни 6 четвертей, сена 80 копен". Церковной дани платилось "рубль 10 алтын с деньгою, десятильничьих и заезда гривна" (Патр. прик. дозорн. кн. 141, л. 56; кн. 196, лл. 9-10; связка 473, № д. 2971).

По переписным книгам 154 (1646) года: "в селе Братееве у церкви во дворе поп Кузьма Федоров, во дв. дьячек Василий Иванов, двор церковнаго бобыля, да крестьян 27 дворов (Переп. кн. 9809, л. 437).

В дозорных книгах Патр. каз. приказа 7188 (1680) года зна­чится: "августа в 17 день государева дворцоваго села Коломенскаго приселка Братеева церкви Иоанна Предтечи поп Ермила Сазонтьев сказал: церковной де у них земли по 8 чети в поле, а в дву потому ж, сена 5 десятин и та земля написана в сотной выписи: а та де церковь в Пехрянской десятине" (Патр. прик. дозор. книга 141, л.

721).

По записным книгам Патр. каз. приказа: а) за 1706 год: "ок­тября в 29 день, выданы два антимиса, по благословенной грамоте, московскаго уезда дворцоваго села Коломенскаго в приселок Братеев церкви Иоанна Предтечи, да в придел Архистратига Михаила под рос­писку тояж церкви попа Федора Максимова; б) за 1731 г. декабря 24 числа, запечатан указ о строении церкви, по челобитью Пехрянской десятины дворцоваго села Коломенскаго приселка Братеева церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи попа Михаила Федорова с при­ходскими людьми, велено, против их челобитья, того ж московскаго

уезду из села Рожествена перевесть деревянную церковь Рожественс­кую и построить в оном приселке Братееве, на том же церковном месте, во имя тот же престол Иоанна Предтечи; пошлин 3 алт. 2 ден. , нужнейших одна четь взято" (Патр. прик. кн. 138, л. 285; кн. 337, л. 115).

В приходе церкви Иоанна Предтечи в 1703 г. состояло 38 дво­ров, пашни церковной земли 8 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 50 копен.

При церкви были священники: Ермила Созонтьев 1680-1703 г. , Феодор Максимов 1710-1722 г. , Михаил Федоров 1736 г. , дьячки: Игнатий 1703 г. , Иван Федоров 1722 г. ; пономари: Федор Ермилов 1710 г. , Михаил Федоров 1722 г. (Переписн. кн. 1710 г. , л. 472. кн. 1722 г. л. 972; Патр. прик. св. 473, № дела 2971).

Холмогоровы В.И.  и Г.И.  Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. Вып. 8. М. , 1892.

2. Переписные книги дворцовых волостей 1646 г.  К селу Бори­совскому:

Приселок Братеев на реке на Москве, а в нем храм Иванна Предтечи, у церкви [поп, дьякон, церковный бобыль], в селе ж крестьян [27 дворов (34 мужчины)].

РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 9809, л. 427 об-428.

3. Ревизские сказки 1811 г. Коломенского сельского приказа ведомства Московской удельной конторы (МУК).

Приселок Братеев: в 1795 г. - 125 мужчин, 44 двора; в 1811 г. - 151 мужчина, 44 двора, к общине приписаны 2 вольноотпущенных дворовых человека разных помещиков и отданы в рекруты, 2 человека + 1 человек с 2 сыновьями и племянником выбыло в купечество, 1 чел. отдан в ратники, 2 чел. отданы в рекруты.

ЦГИАМ, ф. 51, оп. 8, д. 34, л. 273-278 об.

4. Ревизские сказки 1816 г. Коломенского приказа.

Приселок Братеев: 43 семьи, 140 мужчин, 159 женщин, 1 чел. отдан в рекруты.

ЦГИАМ, ф. 51, оп. 8, д. 124, л. 529 об-543.

5. Ревизские сказки 1834 г. Коломенского приказа ведомства МУК.

Приселок Братеев: 44 семьи, 195 мужчин, 207 женщин, 1 чел. с сыном уволен в мещанство, 3 чел. отданы в рекруты.

ЦГИАМ, ф. 51, оп. 8, д. 328, л. 251 об-274.

6. Ревизские сказки 1850 г. Коломенского приказа Удельного ведомства.

С. Братеево: 40 семей, 205 мужчин, 227 женщин, 1 исключенный из духовного звания и 1 воспитанник причислены к общине и отданы в рекруты, 1 отставной унтер-офицер водворен с наделением землей.

ЦГИАМ, ф. 51, оп. 8, д. 590, л. 70 об-98.

7. Братеево, деревня 5-го стана, Удельного Ведомства, Коло­менского приказа, 195 душ м. п. , 222 ж. , 36 дворов, 15 верст от Серпуховской заставы, близ Каширского тракта, в 2 верстах от до­роги.

Нистрем К. Указатель селений и жителей уездов Московской гу­бернии. М. , 1852, с. 20.

8. Братеево, с. удел. При р. Москве. От Москвы - 18 в. , от становой квартиры - 15 в. 49 дворов. 239 м. п. , 257 ж. п. Цер­ковь православная 1.

Огородников Е.К. Московская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. СПб. , 1862, с. 20.

9. 5-го стана, 1-го уряда, Царицынской волости:

Братеево, с. При р. Москве; от Царицин. ст. Курской жел. дор. 6 в. ; от Серпухов. шос. 9 в. ; от Каширск. тракта 3 в. ; церковь Иоанна Предтечи; лавка, питейный дом, трактир; дворов 80; муж. 252 и женск. 240 душ. От волостного правления 5 в. , от Москвы 18 в.

Афанасьев В.П. Описание Московского уезда с указанием в оном станов, волостей, урядов и селений. М. , 1884, с. 51.

10. Царицынская волость. Крестьянския поселения:

Село Братеево. От Москвы - 16 в. , от волостного правления - 5 в. , от ст. Царицыно - 4 1/2 в. 106 дворов. Церковно-приходская школа, трактир 3-го разряда, 2 овощныя лавки.

Населенные местности Московской губернии: Приложение к Па­мятной книжке Московской губернии на 1912 г. М. , 1911, с.

45.

11. 1866 г.

Братеево, Московского уезда, церковь деревянная, престол 1 св. Иоанна Предтечи, дворов 43, душ мужских 212, женских 243, раскольничьих дворов 2, душ мужских 21, женских 27, процентов 28 р. 72 коп.

Благовещенский И.А. Краткие сведения о всех церквах Московс­кой епархии в алфавитном порядке исчисленных. М. , 1874, с.52.

12. Писцовые книги Коломенской волости 1675 г. :

[Выпись с писцовых книг Московского] уезду писма и межеванья столника Ивана Михайловича Афросимова да подячего Ивана Василева РПГ году. Написано: великого Государя дворцового села Коломенско­го приселок Братеев на Москве на реке, а в нем церковь во имя Усекновения Честные главы Иоанна Предтечи, деревяная, клецкии да предел Чюдо Архистратига Михаила, в церкви Иоанна Предтечи и в пределе месных образов: образ Иоанна Предтечи, образ Архистратига Михаила да двои царские двери, на престоле: одежда крашенинная, Евангелие печатное, Евангелисты серебреные басемные, крест бла­гословенной, обложен серебром, золочен, на жертвеннике сосуды де­ревянные [на полях: оловянные другие сосуды], воздух и покровы камчатые, покровы ветхи, пелена тафтяная, ветха да риз: ризы кам­чатые, зеленые, оплечье бархат золотной, ризы камка зеленая, оп­лечье бархатное красное, ветхи, подризник киндяшной, ветх, патрахел  бархатная,  ветха,  другая  патрахел  бархат черной да книг: апостол,  требник, минея общая, служебник, шестоднев, псалтырь со воследованием, треод постная, другая цветная, пролог, книга житие

Николая Чюдотворца, паникадило медное о девяти шанданах, колокол­ница на четырех столбах, крыта тесом, на ней четыре колокола, ве­су в них восемь пуд, церковь от поповых и от крестьянских дворов в дватцати саженях, в приселке Братееве на церковной земле: [поп с 2 сыновьями, дьячек], усадная земля того ж села со крестьяны вместе, пашни паханые церковные худые земли подле зараз восемь четей в поле, а в дву потому ж, сена в Долгом лугу пять десятин да капуснику полдесятины, а что в приправочных книгах написано: дворы бобылские и места келейные, и бобыли померли, а усадная их и келейная земля припущена к церковному кладбищу, в приселке Бра­тееве крестьян: [27 дворов, 84 мужчины, у одного хозяина имеется приемыш - зависимый работник, у другого - купленный поляк], под дворами и огороды усадные земли с церковною восемь десятин, живо­тинного выпуску девять десятин с полдесятиною, пашни паханые се­редние земли шездесят три чети с третником в поле, а в дву потому ж, лесные поросли новозаповедной рощи олшнягу восемь десятин, ив­нягу пять десятин, болото три десятины да за речкою Городенкою по пашне десять десятин, сена в Братеевских лугах подле Долгова озерка и по борисовских крестьян покосы сорок три десятины, ка­пустнику две десятины, в живущем две выти с полувытью и полпол­полтрети выти, в пусте полвыти и полчети выти, приселка ж Братее­ва крестьяня владеют пустошми из волового денежного оброку, а об­рок платят в Приказ Болшаго Дворца села Коломенского и приселков и деревень со крестьян вместе: пустошь Федора Василищева, Андрее­ва тож, подле пустоши Соболева, пашни паханые худые земли пять четей да лесом поросло шеснатцать четей в поле, а в дву потому ж, сена по заполью десять копен, пашню пашет и сено косит приселка Братеева крестьянин Алешка Иевлев с товарыщи, в пусте выть без полчети выти; пустошь другое Валищево у Дмитриева пруда, пашни паханые худые земли семь четей, пашут приселка Братеева крестьяне Васка Филипов с товарыщи да лесом поросло четыре чети в поле, а в дву потому ж, сена по заполью пятнатцать копен, в пусте полвыти без полполполтрети выти; пустошь без трети Олгинино, Демехинская тож, на Хмелевском враге, пашни паханые середние земли три чети, пашут приселка Братеева крестьяне Афонка Устинов да Офонка Осипов, кустарем поросло семь четей в поле, а в дву потому ж, сена в Братеевских лугах подле Мочил и подле сенного покосу пустоши Кру­пина десятина, лесу пашенного три десятины, в пусте полвыти, а треть той пустоши владеют села Бесед крестьяне; пустошь, что была деревня Крупино, Бряиново другое тож, а на ней четыре места дво­ровых, пашни паханые худые земли шеснатцать четей да лесом порос­ло десять четей в поле, а в дву потому ж, сена в Братеевском лугу две десятины да на Борисовских лугах две десятины и с тем, что владел села Коломенского земской дьячек, пашню пашет и сено косит приселка Братеева крестьянин Васка Филипов с товарыщи, а кресть­яне ис той деревни вышли в приселок Братеев, а иные померли, в пусте выть и полполтрети выти.

РГАДА, ф. 1239, оп. 2, д. 1359, л. 193-195 об.

13. Село Братеево, Московской губ. и уезда, при р. Москве, 18 верст. от Москвы, 15 верст. от ст. квартиры (в 4 верст. от станции: "Царицыно" и в 3 верст. от полустанка: "Люблино" по Мос­ковско-Курской железной дороги). ...

В 1887 году при посещении нами села Братеева и археоло­го-техническом осмотре его Церкви в честь Усекновения Честныя главы Св. Иоанна Предтечи храм был в то время деревянный с тако­вою же колокольней на каменном фундаменте, покрыт железом. Прес­толов два. В честь Усекновения Честныя главы Св. Иоанна Предтечи и Св. мученика Власия, устроеннаго в трапезе онаго храма на собс­твенное иждивение церковнаго старосты Капитона Тихоновича Болхо­витинова в 1880 году. Земли при Церкви усадебной по новому разде­лу в силу Указа Московско-Духовной Консистории 1885 года Апреля 19, за № 2220, оказалось по правую сторону течения реки Москвы 35 саж. поперечнику от полевой 45 саж. длина от Церкви 33 саж. от села 40 саж. пахатной 20 десятин, из которой под кустарником 2 десятины, сенокосной 12 десятин, Дома у Священно-Церковно-служи­телей собственные на церковной земле. Зданий, принадлежащих Церк­ви, нет, кроме деревяннаго ветхаго дома, умершаго пономаря озна­ченной Церкви, оставленный по распоряжению Епархиальнаго Началь­ства во владении его жены вдовы по ея смерть на церковно усадеб­ной земле. Церковь одноэтажная, одноглавая, глава обита железом, окрашена медянкою, на главе крест деревянный, обитый белою жестью.  Храм, олтарь и трапеза деревянные на каменном фундаменте покрыт железом, окрашен медянкою, обшиты с наружи и внутри тесом, окрашены стены белилами, красками внутри храма лазореваго, в ал­таре чижеваго в трапезе желтаго цветов. Колокольня двух-этажная, первый ярус из белаго камня, второй деревянный утвержден на толс­тых железных болтах в камень, снаружи обшита тесом, окрашена бе­лильною краскою, покрыта железом окрашенным медянкою на ней глава и крест обиты белою жестью. На колокольне три колокола: большой был в 49 пуд. 24 фунт. , но в 1873 г. в Ноябре от неизвестной причины треснул и в 1874 году по резолюции Епископа Дмитровскаго Викария Московскаго Леонида переменен на новый в 72 пуд. 25 фунт на означенный колокол пожертвовал Потом. почетн. гражд. Ник. Ник. Рожнов 587 руб. и от прихожан собрано было 100 руб. Второй коло­кол был в 8 пуд. 3 фунт. в 1869 г. 2 Июня по резолюции Преосвя­щеннаго Леонида Епископа Дмитровскаго Викария Московскаго перелит на новый в 19 пуд. 32 ф. и третий колокол в 1 пуд. Из древностей, сохранившихся в храме села Братеева достойно внимания: Иконы: Усекновения честныя главы Св. Пр. Иоанна Предтечи, Св. Николая Чудотв. , Жен Мироносиц, древняя Плащаница, резное распятие (по преданию приплыло по р. Москве), кафельныя Царския двери; оловян­ная дарохранительница, Евангелие 1701 и 1748 г. , Синодик in 1 с 24 гравиров. изображен. на 38 листах в нем занесены роды: дворян Нормоновых, Иерея Георгия Андреева, Николая Калинникова, Княжны Голицыной и мн. др. , из просмотра означеннаго Синода видно, что главными жертвователями сельскаго храма были: Княжна Голицына, Анна Яковлевна Жукова, Елисавета Петровна Шапошникова, Петр Ми­хайлович Рудин, Иван Борисович Крутиков, Козьма Петрович Бакулин, Купец Яков Проскуряков, Орловский, Головин, Василий Макарухин Щенковы, Куликовы; значительныя пожертвования были сделаны в 1871 по 1874 гг. Потомствен. почетн. граждан. Николаем Николаевичем Рожновым. Из досточтимых святынь, сохранившихся в храме села Бра­теева, достойно внимания части мощей свв. Муч. Антиния, и препо­добных Антония и Феодосия Печерских, хранящихся в особом сереб­рян. вызолочен. Ковчеге.

При нашем осмотре храма села Братеева вместе с церковным старостой Николаем Михайловичем Вадеевым 8) мы убедились что древний деревянный храм довольно замечателен в археологическом отношении по внутренной иконописи; но так как означенный храм стоит на довольно крутом берегу реки Москвы, которая, изменяя те­чение, ежегодно с весенним ледоходом, отмывает берег, а потому в недалеком будущем и самому храму грозит неминуемая опасность раз­рушения. На устройство новаго храма средств церковных не имелось при малочисленности прихода, состоящаго из 240 душ мужскаго пола, 193 женск. пола при 76 дворах; а поэтому в 1889 году с разрешения Епархиальнаго Начальства О. Настоятель храма Свящ. Н.А. Речменс­кий и церковный Староста Н.М. Вадеев начали собирать пожертвова­ния и в 1890 г. 27 Мая совершена закладка новаго каменнаго храма при Священнике В.А. Кирьякове; в половине Октября Церковь вчерне уже была готова, не смотря на то, что при закладке имелось в на­личности очень скудныя средства, всего 2045 руб. , О. Кирьяков не остановился пред этим затруднением благодаря его энергии и забот­ливости, постройка в течении года доведена до конца. В 1892 году 3 ноября состоялось освящение новопостроеннаго храма с двумя престолами - главнаго во имя Св. Иоанна Предтечи и боковаго - во имя Св. Архангела Михаила.

8) О. Настоятелем в то время при храме был Священник Николай Алексеевич Речменский (с 1 Ав. 1870 г. + 30 Апреля 1888 г.. под­робный некролог его состав. П. Смирновым, и напеч. в Москов. Цер­ковн. Ведом. 1888 г. , № 36, 4 Сентября, стр. 471 и 472), а пса­ломщиками при храме состояли: Константин Васильевич Косьминский (с 22 Дек. 1883 г.) и Михаил Михайлович Величкин (с 28 Янв. 1882 г.)

[По Братееву - Сборник изд. Общ. Люб. Духовн. Просвещения по случаю столет.  юбилея митроп.  Филарета.  т.  1. Материалы. М. , 1883, с. 639-641]

Токмаков И.Ф. Краткое историко-археологическое описание церкви во имя святого Иоанна Предтечи в селе Братееве, Мос­ковской губернии и уезда. М. , 1892, с. 3, 6-10.

14.             Священник Николай Речменский

(Некролог)

Утром 30 апреля текущего года скончался в Москве священник села Брадеева Иоанно-Предтеченской церкви Н.А. Речменский, сын Московского священника (Никитской, что в Татарской - церкви). - Он не побоялся идти на служение в несродственную ему сельскую среду. По окончании семинарского курса в 1866 г. , он некоторое время был на светской службе, но, не смотря на ея выгоды, не ос­тался на ней. В 1870 году, он вступил на место своего деда в с. Брадеево в священники. Место это скорее могло оттолкнуть, чем привлечь молодого развитого человека. Приход Брадеевский - один из бедных: в нем было не более 200 душ, церковь - холодная - де­ревянная на крутом берегу Москвы-реки, который с каждым годом все более и более ее подмывает, так что каждое половодье приходилось Н.А. встречать с замиранием сердца: один сильный обвал мог увлечь и его церковь в реку.

18 лет прослужил он в своем бедном приходе и ни разу даже не пытался просить перевода в другой лучший приход. Нет, он свои слабые силы сосредоточил на вверенных ему пастве и храме, и оста­вил по себе добрую память первой и благолепие последнего. Никто из окрестных священников не обращался к своей пастве с поучениями чаще Н.А. Не мудрена и не красна была его речь, но она была ду­шевной и трогательной. Ни одного поучения не проходило у него без слез, и это были не слезы лицемерия, а следы чистой впечатлитель­ной души, которая сама переживала все говоримое. Неудивительно, что поучения эти слушались крестьянами с радостью: простое заду­шевное слово проникало и грубую душу крестьянина. Но не одно сло­во было дорого для прихожан в Н.А. Не менее его он оставил по се­бе память и в делах. Он никого не обидел и не притеснил из своих прихожан. Мягкость и добродушие - вот отличительные признаки дея­тельности Н.А. среди прихожан. Он брал то, что давали, и не заво­дил тяжб и ссор за слишком ничтожное вознаграждение, а с бедняков нередко и ничего не получал за труды. Он сознавал, что тяжело жить на облитые потом и слезами пятаки бедняков. Прочие члены причта роптали за это упущение, роптала и семья среди нужды, но Н.А. страдал сам и не менялся своей доброй душой. Одним словом, он не был в тягость своим прихожанам. Каждый из них смело и сво­бодно обращался к нему за разными требами, не опасаясь отказа из за цены или из за неимения, чем уплатить в данном случае. Не смотря на бедность прихода, Н.А. успел много сделать и для благо­лепия храма. Он завел знакомство с некоторыми Московскими благот­ворителями и мало-по малу украшал свой храм. Много приобретается при нем церковной утвари даже довольно ценной; холодный храм был превращен в теплый, при чем вновь был устроен придел во имя свя­щенномученика Власия. Все годы шли советы с знатоками об укрепле­нии берега и предотвращении подмыва церкви. В последние годы ре­шено было перенести или перестроить церковь, и вот пред Н.А. яви­лась многотрудная задача - найти средства. Он испросил дозволение на сбор и успел собрать несколько тысяч, и таким образом он поло­жил первый камень к задуманной церкви. Желание Высочайшее о расп­ространении церковно-приходских школ нашло в Н.А. ревностного ис­полнителя. Он нашел попечителя, обещавшего средства на устроение и содержание задуманной школы и подал просьбу об утверждении по­печителя и дозволении открыть школу. Смерть застала Н.А. среди всех упомянутых хлопот. На страстной неделе он сильно простудил­ся, больной он отправлял службы, больной он поехал и в Москву на святой в дом своего родителя и здесь то нашел себе смертный одр 30 апреля: воспаление легких свело его в могилу. 2 мая в Никитс­кой церкви, при которой состоит священником его родитель А.И. Речменский и в которой не раз служивал покойный, состоялось отпе­вание его. Литургию совершил соборне настоятель Данилова монасты­ря архимандрит Иона, благочинный покойного из села Коломенского протоиерей П.И. Кротков, и родственники покойного - священники: из Никитского монастыря о. Воинов, от церкви Рождества, что в Кудрине, о. Борзецовский, от церкви св. Никиты мученика, что на Швивой горке, и диаконы - родственники покойного. Во время при­частного стиха двоюродный брат покойного студент IV курса Мос­ковской Духовной Академии Петр Смирнов произнес надгробное слово, в котором обрисовал главные черты характера и заслуги покойного приходу. На погребение собрали еще несколько родственников и зна­комых из духовенства и много прихожан из с. Брадеева, эти послед­ние и донесли гроб покойного своего пастыря в Московский Данилов монастырь, где и нашел себе упокоение добрый и измученный тружен­ник пастырь. Да дарует Господь покой его доброй впечатлительной - изстрадавшейся в сей жизни душе.

П. Смирнов

Московские церковные ведомости.  № 36.  4 сент.  1888 г.  С. 471-472.

Категория: Материалы по истории Южного округа | Добавил: Сергей65 (20.05.2009)
Просмотров: 1244
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]