Вторник, 27.06.2017, 15:08 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы по истории Южного округа

М.П. Погодин. Нечто о церкви Святого Николая в Котлах

М.П. Погодин. Нечто о церкви Святого Николая Чудотворца, что в Котлах (письмо)

 

 

… Мимоездом я взглянул на церковь святого Николая в селении Котлы, в коей, по мнению Карамзина, находился в заточении Архиепископ Иоанн, ходатай за права Новгородские при Великом князе Василии Дмитриевиче (1), и после, в то же Государствование (1425), облачался Митрополит Киприан при въезде своем в Москву(2), с коей соединены и еще некоторые, неважные впрочем, Исторические воспоминания(3). К сожалению, я не могу сказать вам о ней ничего, достойного вашего внимания. Древней церкви, о коей упоминается в Истории, не существует более; даже место, где находится она, неизвестно, и ни по каким признакам судить о том нельзя. Не только Антикварии, но даже искатели кладов, между коими изстари ведется молва, что близ старой церкви зарыты несметные сокровища, тщетно искали (в 1804 и 1805 годах) следов ее, изглаженных временем; предания совершенно противоречат себе взаимно: одно говорит, что церковь была на противной стороне речки Котловки, другое – близ нынешней      церкви. Когда построена сия последняя, также не знают; церковных записок никаких не осталось; старожилы ничего не слыхали о том от отцев своих; есть только темный слух, что она существует лет триста. По Архитектуре едва ли судить можно, ибо церковь часто была перестроивавшейся - прежде она имела 5 глав и множество пристроенных приделов. Прончищев, при Петре Великом отправленный куда-то Посланником, на море был застижен бурею, и сделал обет, в случае избавления построить церковь во имя святого Николая. Мгновенно утишалась буря и образ Святого Угодника подплыл к нему по воде. Прончищев  взял его, и возвратясь в отечество, во исполнение своего обета только обновил и украсил церковь Святого Николая. Образ сей показывают в церкви - Прончищев сломал и 5 глав с церкви и сделал верх шпилем, который уничтожен уже недавно. Окна, оставшиеся неприкосновенными во время сих перестроек, весьма малы и узки; древняя живопись иконостаса нынешним священником, который сообщил мне несколько из сих сведений, лет 20 тому назад обновлена, ибо прежняя, как сказывал он, до того слиняла, что нельзя было различить ликов. Сей иконостас замечателен по своей форме: оба придела стоят рядом; образа в них, находящиеся над местными до потолка, расположены не по прямым линиям, как обыкновенно бывает в наших церквах,  но по дугам, сходящимся к промежутку между приделами, который замещен образами Спасителя, Божией Матери и проч. В прочих церквах подобные образа бывают над царскими дверьми. Иоанн Богослов в иконостасе представлен несущим чашу с Евхаристием. В таковом виде не случалось мне видеть нигде сего Апостола и Евангелиста. Странно, что о  существовании монастыря здесь вовсе нет никакого слуха! Есть, говорят, еще другая церковь Николы Старого, в 45 верстах от Москвы, между Боровской и Калужской дорогами, которая именно стоит на месте монастыря. Но вот что еще страннее: жители позабыли даже о сожжении здесь трупов Дмитрия Самозванца и двух его сообщников. Недавно только возобновлен между ними этот слух наезжими знатоками. Направо раздельно от большой дороги, за церковью, по другую сторону речки, на лугу, находится рядом семь весьма высоких курганов, насыпанных вероятно на этом достопамятном месте. В народе говорят, что здесь погребены великаны, потому что когда-то были вырыты огромные человеческие лядвеи. В окрестностях есть еще несколько меньших курганов. Покатость к реке с севера и восточной стороны окружена низенькой, немного от земли поднимающейся, насыпью, к югу оканчивается рекою, к западу рвом: не найдут ли здесь следов городища проницательные взоры Зориана Яковлевича(4). С горы близ реки – прекраснейший вид на Москву. - Котлы называлися еще – Знаменское, Никольское, Разставанье, Прончищево.

1820. М.П.

 

1.     «См. Кар. V, пр. 194 в Троицкой летописи: а был (Архиепископ Иоанн) во изниманьи три лета и шесть месяцев, а седел в монастыре у Святого Николы у старого». На Перерве по мнению Митрополита Платона; но сей Никола Старый находился между Котлами и Москвою.

 

2.     См. Кар. V, пр. 232: в Никоновской летописи: «исрете (Митрополита) сам Великий Князь с материею своею Евдокиею и с братиею и с бояры на Котле… и облечеся во Святительской сан Киприян у Николы у Старого и пойде в град Москву.

 

3.     В эту же церковь удалился Филипп Митрополит во время пожара Москвы в 1473 году при Царе Иоанне Васильевиче (смотри Кар. VI, пр. 101). – Никольский Игумен Старого Давид постриг в монахини несчастную супругу Василия Иоанновича, Соломонию, оставленную им за неплодие. – Святой Филипп Митрополит по отрешению его Грозным от Митрополии был перевезен в обитель Святого Николая Старого, на берегу Москвы-реки, куда и прежде, по известию Архив. Новгород. Лет. Малинов., переехал он жить, начав ссориться с Иоанном. (см. Кар. IX, с. 108, пр. 195).

 

4.     … Сими справками я обязан Указателю, составленным П.М. Строевым. Письмо было у меня написано лет 8 тому назад и осталось в бумагах; теперь, вздумавши напечатать его, я не нашел прежних своих заметок в Истории Карамзина и должен был прорыться за этой безделицею несколько дней, без Указателя …

 

Русский Зритель. № 3  и 4 . М., 1828. С. 201-204.

Категория: Материалы по истории Южного округа | Добавил: Сергей65 (04.04.2009)
Просмотров: 708
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]