Среда, 23.05.2018, 06:06 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Г.С. Салахетдинов. Царицынский парк в прошлом и настоящем

Царицынский парк в прошлом и настоящем

Эту статью командир отряда добровольных помощников рестав­раторов имени П.Д. Барановского Г.С. Салахетдинов написал в 1991 году. По ряду причин она была опубликована только в 1997 году в году в газете "Вестник южного региона". Печатая ее сейчас, надеемся, что читатель не поленится сравнить, что же изменилось в состоянии царицынского парка за эти годы. При написании статьи автором широко использовались материалы книги замечательного ца­рицынского архитектора Клавдии Ивановны Минеевой "Царицыно".

Входя в парк со стороны станции метро "Орехово", попадаешь в мир Баженова и Казакова, мир рубежа XVIII-XIX веков. Если идти прямо по аллее парка, с левой стороны виднеется павильон "Нерас­танкино". Поднявшиеся к небу высокие пихты за павильоном в прос­вете просеки создают впечатление бесконечности. С крыльца "Нерас­танкино" - прекрасный природный вид на пруд и остров с аркой-руи­ной. Декоративная композиция на воде с аркой-руиной необыкновенно живописна благодаря постоянно меняющимся зыбким отражениям. Позд­ним вечером, когда парк полон мрака и подвижны отбрасывающие тень на пруды ветви деревьев, в серебряном свете луны арка-руина ка­жется призрачной. Недаром народ называл ее "русалкиными ворота­ми".

Давайте выйдем из павильона "Нерастанкино" на аллею и пой­дем по лесу дальше, дойдем до угла парка! В углу парка вырисовы­вается башня - "Руина". Башня и бельведер сложены из кирпича и покрыты сверху светлым "диким" камнем, этот благодатный материал позволил создать необычайно живописную композицию причудливой формы и силуэта. На площадку бельведера ведет изогнутая лестница - "шутка": взойти по ней нетрудно, но вот спуститься весьма слож­но. Эта лестница вызывает желание взобраться по ней наверх и ос­мотреть весь ансамбль. Наверху башни стояла беседка, к ней можно было подойти как по наружной лестнице, так и по винтовой лестнице внутри самой башни. Сверху из беседки открывался прекрасный вид на аллею и павильон "Миловид".

         

 

Отойдя от башни "Руина" и продвигаясь вперед по аллее, мы подходим к самому "Миловиду". Павильон выстроен по проекту учени­ка Казакова - архитектора И.В. Еготова в 1804 году. Нарядна была тосканская галерея "Миловида". Декорированная множеством скуль­птур, она как бы приглашала подойти к ней и рассмотреть ее бога­тый скульптурный наряд: ее украшали "на верху статуев три, бюстов четыре, ваз две, у крыльца дельфинов два". Внутри галереи стояли "на четырех тумбах белого камня большие бюсты белого мрамора", эффектно раскрывался расписной свод галереи. Парадный характер архитектуры и расположение павильона были рассчитаны на обозрение многочисленной публики. По-прежнему, сохранялся прекрасный вид на залив, и в то же время из галереи павильона раскрывался красивый вид верхнего парка.

Композиция парка была такова, что посетитель встречал на своем пути то сумрачный лес и древние курганы, то романтическую башню-руину, то видел на заднем плане зеркало залива и остров. При ясной погоде мурава, покрывавшая весь скат холма до главного пруда, придавала самой воде необыкновенно яркий цвет. Популяр­ность Царицыно из года в год возрастала. Со временем наплыв посе­тителей Царицыно стал настолько велик, что в сороковые годы XIX века была открыта "Царицынская гостиница" - единственная в Под­московье. С 1856 года специальным указом было дозволено в Царицы­но и Коломенском пить чай. Иногда в близлежащих лесах устраива­лись царские охоты. Однако в 1860 году дворцовое ведомство, кото­рому в это время принадлежало Царицыно, объявило о продаже пост­роек на снос, а в 1882 году с Большого дворца были сняты железные кровли и разобраны изразцовые печи. Лишенный должного ухода, при­ходил в запустенье парк.

После Октябрьской революции ансамбль Царицыно был взят под охрану государства. Расчищены были дорожки и сам парк. В 1926 го­ду усадьба была передана в ведение Главнауки, а потом в музейный подотдел Московского отдела образования, в 1927 году был открыт музей "Царицыно", с 1928 года он включал в себя и краеведческий отдел. В организации музея приняли активное участие местные крае­веды во главе с В.В. Казанцевым - хранителем музея. После Великой Отечественной войны в 50-е годы буквально из руин по проекту рес­тавратора М.В. Дьяконова были восстановлены павильоны "Миловид", "Нерастанкино", "Золотой сноп" и парковые мостики.

Но вернемся в наши дни. Царицыно стало неузнаваемо. Парк за 30 лет пришел в запустение, вокруг него - груды металлолома и кирпича, сгоревшие дома, никому не нужные деревянные заборы.Все это превратило один из лучших парков столицы в свалку. С 1983 го­да отряд добровольных помощников реставраторов при МГО ВООПИК (с 1986 года им руководит А.Г. Олейник) работает здесь по уборке парка, а также помогает нашим реставраторам.

В 1989 году в Царицыно пришел молодежный отряд добровольных помощников реставраторов имени П.Д. Барановского, который занялся расчисткой парка и охраной его памятников (оба отряда в значи­тельной степени взаимосвязаны между собой). В середине апреля 1989 года сгорел "дом Чехова" - база Царицынского отряда. В рабо­тах по восстановлению сгоревшей веранды немалую услугу оказали клуб "Космос", а также школьники.

30 августа 1989 года сгорел "Миловид". В уборке после пожара приняло участие 7 человек. На помощь ребятам пришел всего один человек - начальник автоколонны, который выделил машину для выво­за образовавшегося мусора. Во время загрузки машины рядом прохо­дили люди, равнодушно кивая: "Молодцы! Так держать!", пробегали спортсмены, но никто не остановился и не помог. С апреля 1990 года действует патруль по охране памятников Царицынского парка под руководством общественного инспектора ВОО­ПИК Салахетдинова Г.С. Патруль проверил состояние всех памятников и самого парка. В самом худшем состоянии находятся "Руина" и Фи­гурный мост. Снятие альпинистов-скалолазов и детей с памятника "Руина" стало

обыденным делом. Альпинисты, лазая по памятнику, проводя на нем свои соревнования, разрушают его, упавшие же бело­каменные блоки скатывают в пруд. Когда ребята вытащили из пруда 36 блоков, не считая кирпичей, и сложили их внутри башни, то там тут же устроили туалет. Когда патруль снимает с памятника скало­лазов, то в его адрес сыплются такие фразы: "Уйди, мужик, ты пь­ян! Иди проспись!", "Я лазаю здесь 30 лет и еще буду!" и т.п. Инспектора Салахетдинов Г.С. и Чусов С.Ю. составили акты на мно­гие организации альпинистов, тренирующиеся в Царицыно. Акты с фо­тографиями были сданы в МГО ВООПИК и Прокуратуру СССР. Но все же дети, подталкиваемые родителями, продолжают лазать и наносить ущерб памятнику. В похожем состоянии находится Фигурный мост. Еще не прошло и года, как он был отреставрирован польской фирмой ПКЗ, а уже отломаны 43 белокаменных шпилечка. Две двери, ведущие во внуренние помещения моста, - как слева, так и справа, - не запи­раются. Поэтому их откроешь, и тут же закроешь - запах "прекрас­ный". И тут "люди" сделали туалет. На Фигурном мосту и на Руине нет нормальных охранных досок. Дирекция Царицынского музея все "кормит завтраками", а время идет, блоки с Руины все падают, Фи­гурный мост потихоньку разламывается. Еще раз приходится убедить­ся в справедливости слов Высоцкого: "И ни церковь, ни кабак, ни­чего не свято."

Категория: Разное | Добавил: Сергей65 (01.06.2009)
Просмотров: 718
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]