Главная » Статьи » Разное |
III. 1993 (1995) г. К 6(8)-летию отряда. Главные медикаменты - это чистый воздух, холодная вода, пила и топор. В.Д. Поленов Нашему отряду, теперь клубу помощников реставраторов и работников музеев им. П.Д. Барановского - 8 лет. За это время сделано немало в спасении русской культуры и спасении человека. "Почему человека ?" - спросите вы. Да потому, что всё разлетится без этого, всё то, что мы так бережем и восстанавливаем. Молодежь в большинстве наплевательски относится к народному достоянию. В школах об охране народного достояния не идет и речи. Работая на наших объектах, мы, барановцы, лишний раз убедились в бескультурии москвичей, начиная со школьной скамьи и кончая сединами. К примеру, работая в Новом Иерусалиме, мы были свидетелями такой сцены. К музею подъехал автобус со школьниками. Выйдя из автобуса, они устроили такой гвалт, что я заткнул уши и подошел к учительнице: "Вы откуда ?" - "Из Москвы. А Вы кто ?" - "Я - инспектор ВООПИК. Прошу Вас, успокойте галочий хор и снимите их с газонов. Где ваша московская культура ?" Она подошла к "галкам", и те замолкли и сошли с газонов. Войдя в Воскресенский собор, где акустика мирового класса, они опять сели и - бутерброд в рот. Наши ребята сделали им замечание: "Вы где находитесь ?" - "В монастыре", - послышался ответ. - "Так и ведите себя, как следует, не позорьте свой родной город Москву, ешьте за монастырем !"
А в Коломенском еще "лучше" случай был. Идет свадьба. Подходят жених с невестой и друзьями к церкви Вознесения, и начинается тут "культурная программа": распитие спиртных напитков, бранная речь и пошлые анекдоты. Рядом проходит милиция, которой хоть бы что: не ломают, не бьют, драк нет, и слава Богу. А то, что нанесен удар ниже пояса, как говорят боксеры, церкви Вознесения - Вознесения Господа - милиции нипочем, "лишь бы не мне". Мы подошли к ребятам, попросили уйти, а один из родственников - хамоватый парень - сказал: "Да вам что надо ! А ну, сами идите, пока целы, а то я вам..." Не успел он договорить, я встал перед ним и сказал, что , если его не уведут и сами не уйдут, то я "этой базарной бабе табло прочищу". Ребята из отряда моментально схватили меня за руки и отвели в сторону. Жених с невестой поняли: с этими не шути, забрали бутылки и пошли гулять дальше. А барановцы подошли ко мне и устроили разбор моего поведения и "разговорной речи". Выслушав всех, я объяснил, что против таких людей надо использовать их же методы, если они не понимают, вернее сказать, не хотят понять. А церковь Вознесения я в обиду не дам, хоть это мне будет стоить жизни ! За 8 лет мы, барановцы, работали не только в Москве, но и в Подмосковье. В Москве мы трудились кроме Коломенского в Царицыне, Симоновом монастыре, Николо-Перервинском, Донском, Рождественском монастырях, на Крутицком подворье, в Музее народного творчества. В Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре в 1991 году очищали колокольню, взорванную немцами в 1941 году при отходе, расчищали возле кувуклии Гроба Господня, проводили раскопки в Татьяниных палатах, где нашли изразцы XVII века. А первая поездка была в Звенигород, в Саввино-Сторожевский
монастырь, убирались после пожара. Еще были Борисоглебский монастырь в Дмитрове, Зосимо-Савватиевская пустынь в селе Фаустове, Ново-Голутвин монастырь в Коломне, Большие Вяземы, Тучково. В 1992 г. мы за свою работу в Новом Иерусалиме были награждены участием в праздновании 180-летия Н.Н. Пушкиной-Ланской в усадьбе Ярополец, ездили с пушкинистами в Теряево, в Иосифо-Волоколамский монастырь. Нами же был устроен концерт хора МИСиС, в котором поют члены нашего отряда, в Новом Иерусалиме в помощь Воскресенскому монастырю. В 1993 г. мы были приглашены в Покровский храм села Кудинова Ногинского района (станция Электороугли). В отряде ведется работа с самими его членами, обогащается их культура, культура общения и знания. В музее "Коломенское", когда проходят выставки и концерты, наш отряд всегда принимает участие. В Новом Иерусалиме концерты артистов Большого театра и выставки посещаются нами бесплатно. Часто наши ребята собираются и идут в театр. В день рождения отряда мы подводим итоги, а в день рождения П.Д. Барановского собираемся в Донском монастыре у могилы отца нашего движения и отряда и говорим ему, что делаем и что успели сделать. Характерно, что работает не только голова командира отряда, но и другие его члены вносят свои предложения. По моим наблюдениям, все беды нашего общества - от одиночества. Одиночество для человека - это хуже всего: он не знает, куда себя девать. Если это старики и старухи, понятно - дом престарелых и т.д., а если молодой - пьянство, секс, воровство и падение в пропасть. Наше Движение - это спасение от одиночества. Войдя в Движение, в отряд, я приобрел опыт, друзей (и в отряде, и в хоре МИСиС). В нашем отряде уже была первая свадьба, свадьба моего друга-брата по Движению. Он нашел свою половину в Симоновом монастыре. Приходите к нам в отряд, спасайте русскую культуру от холодных к ней "людей". Спасая русскую культуру, спасете себя ! Только после доброго труда наступает добрый отдых (русская пословица). [В сокращенном виде печаталось в Масляничном сборнике за 1994 г.] IV. 1996 г. К 9-летию отряда. Истинная вера не может оставаться без дел; кто истинно верует, тот непременно творит и добрые дела. Преп. Серафим Саровский Нашему отряду, а теперь клубу добровольных помощников реставраторов и работников музеев им. П.Д. Барановского исполнилось в этом году 9 лет. За это время сделано немало в спасении русской культуры и спасении человека. "Почему человека ?" - спросите вы. Да потому, что без этого все разлетится в прах, все то, что мы так бережем и восстанавливаем ! Молодежь и седые коммунисты наплевательски относятся к народному достоянию. В "народной" Думе и в школах об этом не идет и речи. Работая на исторических объектах, мы, барановцы, лишний раз убедились в бескультурии москвичей, начиная со школы и кончая сединами. За эти 9 лет отряд им. Барановского работал как в Москве, так и в Подмосковье. В Подмосковье наш главный объект - Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь. За 5 лет, которые мы там работали, были произведены расчистка колокольни, раскопки в Татьяниных палатах, во время которых были найдены уникальные изразцы XVII-XVIII вв., работы в соборе, у Гроба Господня, в Гефсиманском саду. А наша первая поездка была в 1987 году в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь, где проводили уборку после пожара. Затем были Дмитров - Борисоглебский монастырь, Фаустово - Зосимо-Савватиевская пустынь, Коломна - Ново-Голутвин монастырь, Большие Вяземы, Тучково, церковь Воздвижения Креста Господня в селе Дарна, Покровский храм в селе Кудиново. В 1993 году нами была восстановлена могила великого В.И. Баженова в его имении в селе Глазово.
К 12 ноября 1995 года нашим отрядом и армией России из Крестовоздвиженского храма в селе Дарна была вывезена отравленная земля с песком. И, конечно, мы работаем в Москве. Здесь наш родной объект - Коломенское, где и образовался отряд в 1987 году, где в 1990 году нами были произведены нашумевшие раскопки около церкви Вознесения. Кроме этого, наши объекты - Царицыно, Симонов,
Николо-Перервинский, Донской, Рождественский монастыри, Крутицкое подворье, музей народного творчества на Делегатской, усадьба Знаменское-Садки. В 1917 году в Москве было 846 храмов. За годы Советской власти 416 храмов разрушено, 390 закрыто и обезображено. Наш отряд принимает посильное участие в их восстановлении. Каждый год в день рождения отряда (16 февраля) нами подводятся итоги года. А в день рождения и в день смерти П.Д. Барановского мы собираемся в Донском монастыре у могилы отца нашего движения и отряда и говорим ему, что делаем и что успели сделать. В отряде ведется работа с самими его членами, обогащается их культура - культура общения и культура знания. В Коломенском и Ново-Иерусалимском музеях выставки и концерты нашим отрядом посещаются бесплатно. В 1992 году мы за свою работу в Ново-Иерусалимском монастыре были награждены участием в праздновании 180-летия Н.Н. Пушкиной-Ланской в Яропольце, вместе с пушкинистами посетили Иосифо-Волоколамский монастырь. Наши ребята посещают театры и концерты. Нами же были устроены 3 концерта хора МИСиС, членами которого являются некоторые барановцы: 2 концерта в Новом Иерусалиме в помощь Воскресенскому монастырю и 1 концерт в помощь Крестовоздвиженской церкви в селе Дарна. И, что характерно, работает не только голова командира, но и другие члены отряда вносят свои предложения по всем делам. По моим наблюдениям, все беды нашего общества - от одиночества. Одиночество для человека - это хуже всего, он не знает, куда себя деть. Войдя в движение и в отряд им. Барановского, я приобрел опыт, друзей, как здесь, так и в хоре МИСиС. В нашем отряде была свадьба, свадьба моего друга-брата по движению и по жизни. Он нашел свою половину в Симоновом монастыре.
Приходите к нам в отряд, спасайте русскую культуру от холодных к ней "людей" ! Спасая русскую культуру, спасете себя! Только после доброго труда бывает добрый отдых (русская пословица). [В сокращенном виде было напечатано в газете "Менделеевец", №4, февраль 1996 г.] V. 1997 г. К 10-летию отряда. В 1997 г. нашему клубу-отряду им. П.Д. Барановского исполнилось 10 лет. Это 10 лет тяжелых боев с врагами российской культуры и народного наследия, борьбы за честь и совесть молодежи, борьбы с равнодушием ее, и не только молодежи, но и старшего поколения, борьбы против того, чтобы из России делали вторую Америку. А то в кинотеатр не пойдешь, фильмы все до единого американизированы, театр, радио, пресса, телевидение. А где же наше российское ? Шел я как-то с реставрационных работ и зашел в "Книжный мир". Что же я там увидел ? Одни убийства и разврат. Вышел оттуда, подошел к метро и, ради эксперимента, прошелся по продавцам книг. Опять убийства, разврат и коммунистическая зараза. Я спросил: "А где С. Есенин, Пушкин, Гоголь ?" На это мне повертели пальцем у виска и сказали: "Иди, парень, гуляй !" Я ушел, не стал испытывать судьбу.
В реставрации сделано за 10 лет немало. Если назвать объекты, то одни их названия дадут понять, что мы занимались возрождением русской архитектуры. Вот они: 1. Коломенское; 2. Саввино-Сторожевский монастырь; 3. Царицыно; 4. Симонов монастырь; 5. Николо-Перервинский монастырь; 6. Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь; 7. Дмитров; 8. Село Глазово (могила В.И. Баженова); 9. Фаустово; 10. Коломна; 11. Кудиново; 12. Дарна; 13. Церковь Петра и Павла на Ново-Басманной; 14. Ново-Спасский монастырь; 15. Церковь Иконы Всех скорбящих Радости; 16. Усадьба Знаменское-Садки; 17. Церковь Пресвятой Богородицы в Щелково; 18. Старообрядческая церковь Покрова Божией Матери; 19. Церковь Успения Божией Матери; 20. Церковь Рождества Христова в Барвихе.
Довольно много сделано в Коломенском. С первых дней трудов в музее нам доверили работу с резным белым камнем. Белый камень - камень Белой Москвы. Петр Дмитриевич со своими друзьями и учениками всеми правдами и неправдами спасали старую Москву, что отнюдь сделать было нелегко во времена Сталина. Храм Василия Блаженного спасли от Берии, а Казанской иконы Божией Матери не удалось. Барановский только размеры поставил на чертежи, как его отправили в Сибирь. Но даже сидя в Сибири, он занимался реставрацией. Сибирь ведь тоже Русская земля.
VI. Отряд неравнодушных. В вашей газете уже рассказывалось о программе восстановления памятников нашей истории и культуры "Реставросъ". Однако одним ВПМД, руководимым Константином Козловым, добровольческое движение за спасение нашей культуры, а тем более его православное крыло, не исчерпывается. Наш отряд добровольных помощников реставраторов имени П.Д. Барановского существует уже более 10 лет. Он был создан 16 февраля 1987 г., когда по зову известного искусствоведа И.К. Русакомского добровольцы явились в музей-заповедник "Коломенское", чтобы помочь его работникам в реставрации зданий этого уникального русского архитектурного комплекса и разборке музейных фондов. Через год за отличную работу отряду было присвоено имя известного российского архитектора-реставратора, подвижника, первого директора музея "Коломенское" Петра Дмитриевича Барановского. За прошедшие годы отряд работал на многих памятниках Москвы - в Коломенском, Царицыне, Симоновом монастыре, Знаменском-Садках и других, а также в Подмосковье - в Борисоглебском монастыре Дмитрова, Ново-Голутвине монастыре Коломны, Зосимо-Савватиевой пустыни в селе Фаустово, Ново-Иерусалимском монастыре, церквях сел Кудиново, Дарна, поселка Барвиха и прочих. В активе отряда - участие в восстановлении могилы великого зодчего В.И. Баженова в его имении Глазово Тульской области.
Мы считаем себя православным отрядом, хоть и не кричим об этом на каждом перекрестке, ведь подлинное православие должно заключаться в душе и проявляться в образе жизни, а не во внешних атрибутах. Наш отряд открыт для всех любящих родную культуру, независимо от их идейных убеждений, но мы надеемся, что все они в конце концов придут к православию, как пришли к нему в процессе работы многие из нас. Хочется отметить, что всюду, где мы побывали, отряд зарекомендовал себя крепкой дисциплиной и отличным качеством выполняемых работ. И самое главное - здесь помнят о человеке и заботятся о нем. Ребята всегда готовы прийти друг другу на помощь, многим отряд помог найти свое место в жизни. Активна и культурная жизнь отряда: музеи, выставки, концерты. Давняя дружба связывает отряд с академическим хором Московского института стали и сплавов, в котором поют некоторые члены отряда. Доброй традицией стало устройство концертов хора на подшефных объектах с перечислением вырученных средств в фонд их возрождения.
Ныне отряд продолжает трудиться на своих объектах: в старообрядческой церкви Покрова Божией Матери на Остожье, во вновь возрождаемом Симоновом монастыре, в Покровской церкви села Кудинова и других. Так как места и дни работ часто меняются, связаться с нами проще всего, прийдя во вторник к церкви Покрова на Остожье (Турчанинов пер, 4; проезд до ст. м. "Парк Культуры", выход на ул. Остоженка, пройти по Остоженке мимо бассейна "Чайка" до Турчанинова пер. и вниз по нему), где с 17 ч. идут работы. Там вы сможете узнать о всех наших планах. Приходите, мы ждем вас!
[Опубликовано в газете "Татьянин день", № 22, май 1998 г.] VII. Начало автобиографической повести. Однажды стоя у верстака, Анвар рассматривал газету. Ничего там особенного не было: как всегда, политика и спорт. Политика его не особенно интересовала, а спорт: все результаты очередного тура по хоккею он уже знал. Анвар посмотрел программу и отметил для себя, что интересного будет сегодня вечером. Тут , как всегда, экономика и политика брали верх над другими передачами, как будто или смотреть уж нечего, или у нас в стране каждый второй - экономист. После программы "Время" по первой программе показывали "12 этаж" - молодежную передачу, посвященную истории и памятникам в СССР. По второй программе шел интересный приключенческий фильм "Подвиг разведчика". Анвар подумал: "Что мне смотреть один и тот же "Подвиг разведчика", дай-ка я посмотрю "12 этаж" !" " А отец?- тут же вспомнил он. - А, ничего, есть второй телевизор, будем смотреть "12 этаж". "12 этаж" Анвар смотреть любил, ему нравилось, что в передаче шел диалог между молодежью и министрами, потом министров заменили, по понятным причинам, их замы. Он видел, что и замы уже не выдерживают никакой критики, и надолго их не хватит. Так и случилось, что передачу стали показывать через неделю, а потом и раз в месяц.
VIII. Письмо в "Московский журнал". 1991 г. В этом письме мне хотелось бы рассказать об отряде имени П.Д. Барановского, уверенно заявившем о себе в рамках движения добровольных помощников реставраторов. Можем сообщить точную дату его рождения: отряд образовался 16 января 1987 года. В тот день по зову искусствоведа И. Русакомского, выступившего в очень тогда популярной передаче ЦТ "12-й этаж", в Музей-заповедник "Коломенское" явилось около 70 человек, решивших помочь сотрудникам Музея в выполнении тяжелых работ. Дел оказалось действительно немало, и число энтузиастов, принявших участие в следующих субботниках, несколько уменьшилось, но этот состав уже был стабильным. Каждый раз ребятам поручались все более сложные задания. В частности, они активно помогали в осуществлении реставрации павильона, служившего флигелем разобранного в конце XIX столетия дворца Александра I, а после открытия в 1989 году этого памятника архитектуры принимали участие вподготовке проходивших в нем выставок. Отряду пришлось заниматься и решением непростых экологических проблем заповедника. Одна из самых наболевших - состояние местности вокруг бывшего села Дьяково. Овраги, в расчистке которых участвовали ребята, засыпаны металлоломом, битым кирпичом. Соседний завод РТИ-1 вместо того, чтобы помогать музею-заповеднику, регулярно засоряет его территорию отходами своего производства. В конце лета 1989 года 15 человек, составляющих основное ядро отряда, объединились с Царицынским и Симоновским отрядами помощников реставраторов, в результате чего поле их деятельности значительно расширилось. В Царицыне они проводили расчистку после пожара павильона "Миловид", уборку парка; в Симоновом монастыре трудились в Трапезной церкви Тихвинской иконы Божией Матери. В 1990 году члены отряда участвовали в научно-практической конференции "Музей-заповедник: проблемы и перспективы развития". А летом этого же года ребята начали помогать в проведении на территории Коломенского археологических раскопок. Один из
древнейших историко-архитектурных ансамблей Москвы - царская резиденция в селе Коломенское - известен каждому жителю столицы. Однако не многие представляют себе этот ансамбль в его историческом развитии. Мало кому сегодня известно, что на диво хорошо сохранившийся комплекс понес значительные потери, неоднократно перепланировался, утратил многие сооружения - словом, кроме видимой всем части, имеет и невидимую - археологическую. Крупные дворцовые постройки, древние, ныне исчезнувшие кладбища и многое другое скрывает земля Коломенского. Немало можно прочесть по ней и относительно истории сохранившихся до нашего времени сооружений, в частности загадочной церкви Вознесения. Без упоминания о ней не обходится ни один ккурс истории русской архитектуры, ни один мало-мальски подробный учебник, но в то же время как же мало знаем мы о ней ! Неизвестны ни имя, ни национальность архитектора, ее строившего, ни годы, ни обстоятельства ее строительства.
Казалось бы, в исследованиях храма не было недостатка - с начала нашего столетия неоднократно проводились обмеры, натурные поиски, раскопки. Но, увы, документации, касающейся разработок, осуществленных до середины XX века включительно, осталось ничтожно мало. Уже в диссертации И.В. Маковецкого, написанной в 50-х годах, этот пробел был обозначен достаточно четко. Положение начало меняться с середины 70-х годов, когда вокруг храма в связи с реставрацией провели первые научно зафиксированные археологические раскопки. Продолженные в 1976 году, они дали великолепные результаты: с восточной стороны церкви выявился искусственный, рукотворный холм, образованный из белого камня, извести и кирпича. Ниже нее обнаружился культурный слой рубежа XV-XVI веков. Было выяснено, что котлован для закладки фундамента имел довольно сложную форму. Кроме того, закладка некоторых фундаментов отразила работу по изменению плана здания в процесе строительства. Наконец, вокруг галереи был найден слой фрагментов белокаменной резьбы (явно XVI века), отличающейся от сохранившейся здесь гораздо более тонкой проработкой, мелкими, тщательно выполненными деталями, а также рядом растительных мотивов. Это позволило сделать вывод, что первоначально галерея храма имела покрытие, причем капители столбов отличались высококачественной белокаменной резьбой.
В последующие годы в Коломенском велись довольно значительные археологические работы, не затрагивавшие, однако, церкви Вознесения. Новый этап в исследовательских программах Коломенского начался, думается, в 1990 году. К этому времени были разработаны варианты программы археологических и архитектурных исследований,включавших как широкомасштабные вскрытия фундаментов ныне утраченных памятников, так и продолжение работ по изучению сохранившихся шедевров. За истекшие 10-15 лет у архитекторов-реставраторов и историков, занимавшихся обработкой материалов, полученных в результате раскопок у церкви Вознесения, накопился ряд новых вопросов. В итоге обнаружилась необходимость в большем объеме собрать белокаменную резьбу галереи с целью ее реконструкции и возможного восстановления; полностью проявить контур фундаментного котлована; определить границы искусственного холма - "подиума" и т.д. Эти работы решили начать в срочном порядке, учитывая сравнительно небольшие по площади и объему вынимаемого грунта (всего два шурфа и одна расчистка) размеры.
Работы были проведены в конце августа- сентябре 1990 года под руководством ведущей исследования на памятнике с середины 70-х годов бригады архитекторов (в то время ее возглавлял известный советский реставратор Н.Н. Свешников, ныне практическое руководство работами осуществляет архитектор-реставратор и историк архитектуры С.А. Гаврилов) при участии специалистов-археологов. В итоге был получен значительный научный материал. Сегодня уже можно уверенно говорить о возможности реконструировать резьбу капителей столбов галереи. Уточнился план котлована. Существенной неожиданностью явилось распространение белокаменной щебневой подсыпки к югу и северу от восточного фасада (но не далее, по-видимому, линии галереи). Эти наблюдения позволяют уточнить рельеф древнего склона холма, а также дают возможность провести почвоведческий анализ грунта. Раскопки в Коломенском закончились, но отряд продолжил сотрудничество с архитектором А. Ягановым и другими членами бригады. Осенью ребята трудились в Ново-Иерусалимском монастыре (работы проводились в Татьяниных палатах), а в конце нынешней зимы их пригласили поработать в дмитровском Борисоглебском монастыре. Разумеется, не забыты ими Симонов монастырь и Царицыно. Думаем, что участие в деятельности отряда имени П.Д. Барановского может быть интересным и полезным для всех, кто любит Москву. Каждое воскресенье мы собираемся в 10 часов у станции метро "Орехово" (выход к лесопарку). Присоединяйтесь к нам, мы зовем всех желающих. Будем ждать ! [напечатано в "Московском журнале", 1991 , № 7.] Приложения: Барановцы | |
Категория: Разное | Добавил: Сергей65 (01.06.2009) | |
Просмотров: 1763 |
Всего комментариев: 0 | |