Пятница, 19.04.2024, 12:17 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Г.С. Салахетдинов. Статьи о добровольческом движении

              III. 1993 (1995) г. К 6(8)-летию отряда.

Главные медикаменты - это чистый воздух, холодная вода, пила и топор.

В.Д. Поленов

         Нашему отряду, теперь клубу помощников реставраторов и работников музеев им. П.Д. Барановского - 8 лет. За это время сде­лано немало в спасении русской культуры и спасении человека. "По­чему человека ?" - спросите вы. Да потому, что всё разлетится без этого, всё то, что мы так бережем и восстанавливаем. Молодежь в большинстве наплевательски относится к народному достоянию. В школах об охране народного достояния не идет и речи. Работая на наших объектах, мы, барановцы, лишний раз убедились в бескульту­рии москвичей, начиная со школьной скамьи и кончая сединами.

К примеру, работая в Новом Иерусалиме, мы были свидетелями такой сцены. К музею подъехал автобус со школьниками. Выйдя из автобуса, они устроили такой гвалт, что я заткнул уши и подошел к учительнице: "Вы откуда ?" - "Из Москвы. А Вы кто ?" - "Я - инс­пектор ВООПИК. Прошу Вас, успокойте галочий хор и снимите их с газонов. Где ваша московская культура ?" Она подошла к "галкам", и те замолкли и сошли с газонов. Войдя в Воскресенский собор, где акустика мирового класса, они опять сели и - бутерброд в рот. На­ши ребята сделали им замечание: "Вы где находитесь ?" - "В монас­тыре", - послышался ответ. - "Так и ведите себя, как следует, не позорьте свой родной город Москву, ешьте за монастырем !"

А в Коломенском еще "лучше" случай был. Идет свадьба. Подхо­дят жених с невестой и друзьями к церкви Вознесения, и начинается тут "культурная программа": распитие спиртных напитков, бранная речь и пошлые анекдоты. Рядом проходит милиция, которой хоть бы что: не ломают, не бьют, драк нет, и слава Богу. А то, что нане­сен удар ниже пояса, как говорят боксеры, церкви Вознесения - Вознесения Господа - милиции нипочем, "лишь бы не мне". Мы подош­ли к ребятам, попросили уйти, а один из родственников - хамоватый парень - сказал: "Да вам что надо ! А ну, сами идите, пока целы, а то я вам..." Не успел он договорить, я встал перед ним и ска­зал, что , если его не уведут и сами не уйдут, то я "этой базар­ной бабе табло прочищу". Ребята из отряда моментально схватили меня за руки и отвели в сторону. Жених с невестой поняли: с этими не шути, забрали бутылки и пошли гулять дальше. А барановцы по­дошли ко мне и устроили разбор моего поведения и "разговорной ре­чи". Выслушав всех, я объяснил, что против таких людей надо ис­пользовать их же методы, если они не понимают, вернее сказать, не хотят понять. А церковь Вознесения я в обиду не дам, хоть это мне будет стоить жизни !

За 8 лет мы, барановцы, работали не только в Москве, но и в Подмосковье. В Москве мы трудились кроме Коломенского в Царицыне, Симоновом монастыре, Николо-Перервинском, Донском, Рождественском монастырях, на Крутицком подворье, в Музее народного творчества. В Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре в 1991 году очищали колокольню, взорванную немцами в 1941 году при отходе, расчищали возле кувуклии Гроба Господня, проводили раскопки в Татьяниных палатах, где нашли изразцы XVII века. А первая поездка была в Звенигород, в Саввино-Сторожевский

монастырь, убирались после по­жара. Еще были Борисоглебский монастырь в Дмитрове, Зосимо-Савва­тиевская пустынь в селе Фаустове, Ново-Голутвин монастырь в Ко­ломне, Большие Вяземы, Тучково. В 1992 г. мы за свою работу в Но­вом Иерусалиме были награждены участием в праздновании 180-летия Н.Н. Пушкиной-Ланской в усадьбе Ярополец, ездили с пушкинистами в Теряево, в Иосифо-Волоколамский монастырь. Нами же был устроен концерт хора МИСиС, в котором поют члены нашего отряда, в Новом Иерусалиме в помощь Воскресенскому монастырю. В 1993 г. мы были приглашены в Покровский храм села Кудинова Ногинского района (станция Электороугли).

В отряде ведется работа с самими его членами, обогащается их культура, культура общения и знания. В музее "Коломенское", когда проходят выставки и концерты, наш отряд всегда принимает участие. В Новом Иерусалиме концерты артистов Большого театра и выставки посещаются нами бесплатно. Часто наши ребята собираются и идут в театр. В день рождения отряда мы подводим итоги, а в день рожде­ния П.Д. Барановского собираемся в Донском монастыре у могилы от­ца нашего движения и отряда и говорим ему, что делаем и что успе­ли сделать. Характерно, что работает не только голова командира отряда, но и другие его члены вносят свои предложения.

По моим наблюдениям, все беды нашего общества - от одино­чества. Одиночество для человека - это хуже всего: он не знает, куда себя девать. Если это старики и старухи, понятно - дом прес­тарелых и т.д., а если молодой - пьянство, секс, воровство и па­дение в пропасть. Наше Движение - это спасение от одиночества. Войдя в Движение, в отряд, я приобрел опыт, друзей (и в отряде, и в хоре МИСиС). В нашем отряде уже была первая свадьба, свадьба моего друга-брата по Движению. Он нашел свою половину в Симоновом монастыре. Приходите к нам в отряд, спасайте русскую культуру от холодных к ней "людей". Спасая русскую культуру, спасете себя !

Только после доброго труда наступает добрый отдых (русская пословица).

[В сокращенном виде печаталось в Масляничном сборнике за 1994 г.]

 

IV. 1996 г. К 9-летию отряда.

Истинная вера не может оставаться

без дел;  кто истинно верует, тот

непременно творит и добрые дела.

Преп. Серафим Саровский

Нашему отряду, а теперь клубу добровольных помощников рес­тавраторов и работников музеев им. П.Д. Барановского исполнилось в этом году 9 лет. За это время сделано немало в спасении русской культуры и спасении человека. "Почему человека ?" - спросите вы. Да потому, что без этого все разлетится в прах, все то, что мы так бережем и восстанавливаем ! Молодежь и седые коммунисты нап­левательски относятся к народному достоянию. В "народной" Думе и в школах об этом не идет и речи. Работая на исторических объек­тах, мы, барановцы, лишний раз убедились в бескультурии москви­чей, начиная со школы и кончая сединами.

За эти 9 лет отряд им. Барановского работал как в Москве, так и в Подмосковье. В Подмосковье наш главный объект - Ново-Ие­русалимский Воскресенский монастырь. За 5 лет, которые мы там ра­ботали, были произведены расчистка колокольни, раскопки в Тать­яниных палатах, во время которых были найдены уникальные изразцы XVII-XVIII вв., работы в соборе, у Гроба Господня, в Гефсиманском саду. А наша первая поездка была в 1987 году в Звенигород, в Сав­вино-Сторожевский монастырь, где проводили уборку после пожара. Затем были Дмитров - Борисоглебский монастырь, Фаустово - Зоси­мо-Савватиевская пустынь, Коломна - Ново-Голутвин монастырь, Большие Вяземы, Тучково, церковь Воздвижения Креста Господня в селе Дарна, Покровский храм в селе Кудиново. В 1993 году нами бы­ла восстановлена могила великого В.И. Баженова в его имении в се­ле Глазово.

              

К 12 ноября 1995 года нашим отрядом и армией России из Крестовоздвиженского храма в селе Дарна была вывезена отрав­ленная земля с песком. И, конечно, мы работаем в Москве. Здесь наш родной объект - Коломенское, где и образовался отряд в 1987 году, где в 1990 году нами были произведены нашумевшие раскопки около церкви Вознесения. Кроме этого, наши объекты - Царицыно, Симонов,

        

Николо-Перервинский, Донской, Рождественский монастыри, Крутицкое подворье, музей народного творчества на Делегатской, усадьба Знаменское-Садки. В 1917 году в Москве было 846 храмов. За годы Советской власти 416 храмов разрушено, 390 закрыто и обе­зображено. Наш отряд принимает посильное участие в их восстанов­лении. Каждый год в день рождения отряда (16 февраля) нами подво­дятся итоги года. А в день рождения и в день смерти П.Д. Бара­новского мы собираемся в Донском монастыре у могилы отца нашего движения и отряда и говорим ему, что делаем и что успели сделать.

В отряде ведется работа с самими его членами, обогащается их культура - культура общения и культура знания. В Коломенском и Ново-Иерусалимском музеях выставки и концерты нашим отрядом посе­щаются бесплатно. В 1992 году мы за свою работу в Ново-Иеруса­лимском монастыре были награждены участием в праздновании 180-ле­тия Н.Н. Пушкиной-Ланской в Яропольце, вместе с пушкинистами по­сетили Иосифо-Волоколамский монастырь. Наши ребята посещают теат­ры и концерты. Нами же были устроены 3 концерта хора МИСиС, чле­нами которого являются некоторые барановцы: 2 концерта в Новом Иерусалиме в помощь Воскресенскому монастырю и 1 концерт в помощь Крестовоздвиженской церкви в селе Дарна. И, что характерно, рабо­тает не только голова командира, но и другие члены отряда вносят свои предложения по всем делам.

По моим  наблюдениям,  все  беды нашего общества - от одиночества. Одиночество для человека - это хуже всего,  он не  знает, куда себя деть.  Войдя в движение и в отряд им.  Барановского,  я приобрел опыт, друзей, как здесь, так и в хоре МИСиС. В нашем от­ряде была свадьба, свадьба моего друга-брата по движению и по жизни. Он нашел свою половину в Симоновом монастыре.

        

Приходите к нам в отряд, спасайте русскую культуру от холод­ных к ней "людей" ! Спасая русскую культуру, спасете себя! Толь­ко после доброго труда бывает добрый отдых (русская пословица).

[В сокращенном виде было напечатано в газете  "Менделеевец",

№4, февраль 1996 г.]

V. 1997 г. К 10-летию отряда.

В 1997 г. нашему клубу-отряду им. П.Д. Барановского исполни­лось 10 лет. Это 10 лет тяжелых боев с врагами российской культу­ры и народного наследия, борьбы за честь и совесть молодежи, борьбы с равнодушием ее, и не только молодежи, но и старшего по­коления, борьбы против того, чтобы из России делали вторую Амери­ку. А то в кинотеатр не пойдешь, фильмы все до единого американи­зированы, театр, радио, пресса, телевидение. А где же наше рос­сийское ? Шел я как-то с реставрационных работ и зашел в "Книжный мир". Что же я там увидел ? Одни убийства и разврат. Вышел отту­да, подошел к метро и, ради эксперимента, прошелся по продавцам книг. Опять убийства, разврат и коммунистическая зараза. Я спро­сил: "А где С. Есенин, Пушкин, Гоголь ?" На это мне повертели пальцем у виска и сказали: "Иди, парень, гуляй !" Я ушел, не стал испытывать судьбу.

В реставрации сделано за 10 лет немало.  Если назвать объекты, то одни их названия дадут понять, что мы занимались возрожде­нием русской архитектуры. Вот они: 1. Коломенское; 2. Савви­но-Сторожевский монастырь; 3. Царицыно; 4. Симонов монастырь; 5. Николо-Перервинский монастырь; 6. Ново-Иерусалимский Воскресенс­кий монастырь; 7. Дмитров; 8. Село Глазово (могила В.И. Бажено­ва); 9. Фаустово; 10. Коломна; 11. Кудиново; 12. Дарна; 13. Цер­ковь Петра и Павла на Ново-Басманной; 14. Ново-Спасский монас­тырь; 15. Церковь Иконы Всех скорбящих Радости; 16. Усадьба Зна­менское-Садки; 17. Церковь Пресвятой Богородицы в Щелково; 18. Старообрядческая церковь Покрова Божией Матери; 19. Церковь Успе­ния Божией Матери; 20. Церковь Рождества Христова в Барвихе.

         

Довольно много сделано в Коломенском. С первых дней трудов в музее нам доверили работу с резным белым камнем. Белый камень - камень Белой Москвы. Петр Дмитриевич со своими друзьями и учени­ками всеми правдами и неправдами спасали старую Москву, что от­нюдь сделать было нелегко во времена Сталина. Храм Василия Бла­женного спасли от Берии, а Казанской иконы Божией Матери не уда­лось. Барановский только размеры поставил на чертежи, как его отправили в Сибирь. Но даже сидя в Сибири, он занимался реставра­цией. Сибирь ведь тоже Русская земля.

 

VI. Отряд неравнодушных.

В вашей газете уже рассказывалось о программе восстановления памятников нашей истории и культуры "Реставросъ". Однако одним ВПМД, руководимым Константином Козловым, добровольческое движение за спасение нашей культуры, а тем более его православное крыло, не исчерпывается.

Наш отряд добровольных помощников реставраторов имени П.Д. Барановского существует уже более 10 лет. Он был создан 16 февра­ля 1987 г., когда по зову известного искусствоведа И.К. Русакомс­кого добровольцы явились в музей-заповедник "Коломенское", чтобы помочь его работникам в реставрации зданий этого уникального русского архитектурного комплекса и разборке музейных фондов. Че­рез год за отличную работу отряду было присвоено имя известного российского архитектора-реставратора, подвижника, первого дирек­тора музея "Коломенское" Петра Дмитриевича Барановского. За про­шедшие годы отряд работал на многих памятниках Москвы - в Коло­менском, Царицыне, Симоновом монастыре, Знаменском-Садках и дру­гих, а также в Подмосковье - в Борисоглебском монастыре Дмитрова, Ново-Голутвине монастыре Коломны, Зосимо-Савватиевой пустыни в селе Фаустово, Ново-Иерусалимском монастыре, церквях сел Кудино­во, Дарна, поселка Барвиха и прочих. В активе отряда - участие в восстановлении могилы великого зодчего В.И. Баженова в его имении Глазово Тульской области.

Мы считаем себя православным отрядом, хоть и не кричим об этом на каждом перекрестке, ведь подлинное православие должно заключаться в душе и проявляться в образе жизни, а не во внешних атрибутах. Наш отряд открыт для всех любящих родную культуру, не­зависимо от их идейных убеждений, но мы надеемся, что все они в конце концов придут к православию, как пришли к нему в процессе работы многие из нас.

 
 
 
 

         Хочется отметить, что всюду, где мы побывали, отряд зареко­мендовал себя крепкой дисциплиной и отличным качеством выполняе­мых работ. И самое главное - здесь помнят о человеке и заботятся о нем. Ребята всегда готовы прийти друг другу на помощь, многим отряд помог найти свое место в жизни.  Активна и культурная жизнь отряда: музеи,  выставки, концерты. Давняя дружба связывает отряд с академическим хором Московского института стали  и  сплавов,  в котором поют некоторые члены отряда. Доброй традицией стало уст­ройство концертов хора на подшефных объектах с перечислением вы­рученных средств в фонд их возрождения.

         

Ныне отряд продолжает трудиться на своих объектах: в старо­обрядческой церкви Покрова Божией Матери на Остожье, во вновь возрождаемом Симоновом монастыре, в Покровской церкви села Куди­нова и других. Так как места и дни работ часто меняются, связать­ся с нами проще всего, прийдя во вторник к церкви Покрова на Ос­тожье (Турчанинов пер, 4; проезд до ст. м. "Парк Культуры", выход на ул. Остоженка, пройти по Остоженке мимо бассейна "Чайка" до Турчанинова пер. и вниз по нему), где с 17 ч. идут работы. Там вы сможете узнать о всех наших планах. Приходите, мы ждем вас!

[Опубликовано в газете "Татьянин день", № 22, май 1998 г.]

                VII. Начало автобиографической повести.

Однажды стоя у верстака, Анвар рассматривал газету. Ничего там особенного не было: как всегда, политика и спорт. Политика его не особенно интересовала, а спорт: все результаты очередного тура по хоккею он уже знал. Анвар посмотрел программу и отметил для себя, что интересного будет сегодня вечером. Тут , как всег­да, экономика и политика брали верх над другими передачами, как будто или смотреть уж нечего, или у нас в стране каждый второй - экономист. После программы "Время" по первой программе показывали "12 этаж" - молодежную передачу, посвященную истории и памятникам в СССР.  По второй программе шел интересный приключенческий фильм "Подвиг разведчика".  Анвар подумал: "Что мне смотреть один и тот же "Подвиг разведчика", дай-ка я посмотрю "12 этаж" !" " А отец?- тут же вспомнил он. - А, ничего, есть второй телевизор, будем смотреть "12 этаж".

"12 этаж" Анвар смотреть любил, ему нравилось, что в переда­че шел диалог между молодежью и министрами, потом министров заме­нили, по понятным причинам, их замы. Он видел, что и замы уже не выдерживают никакой критики, и надолго их не хватит. Так и случи­лось, что передачу стали показывать через неделю, а потом и раз в месяц.

 

VIII. Письмо в "Московский журнал". 1991 г.

В этом письме мне хотелось бы  рассказать  об  отряде  имени П.Д. Барановского, уверенно заявившем о себе в рамках движения добровольных помощников реставраторов. Можем сообщить точную дату его рождения: отряд образовался 16 января 1987 года. В тот день по зову искусствоведа И. Русакомского, выступившего в очень тогда популярной передаче ЦТ "12-й этаж", в Музей-заповедник "Коломенс­кое" явилось около 70 человек, решивших помочь сотрудникам Музея в выполнении тяжелых работ.

Дел оказалось действительно немало, и число энтузиастов, принявших участие в следующих субботниках, несколько уменьшилось, но этот состав уже был стабильным. Каждый раз ребятам поручались все более сложные задания. В частности, они активно помогали в осуществлении реставрации павильона, служившего флигелем разоб­ранного в конце XIX столетия дворца Александра I, а после открытия в 1989 году этого памятника архитектуры принимали  участие  вподготовке проходивших в нем выставок.

Отряду пришлось заниматься и решением непростых экологичес­ких проблем заповедника. Одна из самых наболевших - состояние местности вокруг бывшего села Дьяково. Овраги, в расчистке кото­рых участвовали ребята, засыпаны металлоломом, битым кирпичом. Соседний завод РТИ-1 вместо того, чтобы помогать музею-заповедни­ку, регулярно засоряет его территорию отходами своего производс­тва.

В конце лета 1989 года 15 человек, составляющих основное яд­ро отряда, объединились с Царицынским и Симоновским отрядами по­мощников реставраторов, в результате чего поле их деятельности значительно расширилось. В Царицыне они проводили расчистку после пожара павильона "Миловид", уборку парка; в Симоновом монастыре трудились в Трапезной церкви Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1990 году члены отряда участвовали в научно-практической конференции "Музей-заповедник: проблемы и перспективы развития". А летом этого же года ребята начали помогать в проведении на территории Коломенского археологических раскопок. Один из

 

 

древнейших историко-архитектурных ансамблей Москвы - царская резиденция в селе Коломенское - известен каждому жителю столицы. Однако не многие представляют себе этот ансамбль в его историческом развитии. Мало кому сегодня известно, что на диво хорошо сохранившийся комплекс понес значительные потери, неоднок­ратно перепланировался, утратил многие сооружения - словом, кроме видимой всем части, имеет и невидимую - археологическую. Крупные дворцовые постройки, древние, ныне исчезнувшие кладбища и многое другое скрывает земля Коломенского. Немало можно прочесть по ней и относительно истории сохранившихся до нашего времени сооруже­ний, в частности загадочной церкви Вознесения. Без упоминания о ней не обходится ни один ккурс истории русской архитектуры, ни один мало-мальски подробный учебник, но в то же время как же мало знаем мы о ней ! Неизвестны ни имя, ни национальность архитекто­ра, ее строившего, ни годы, ни обстоятельства ее строительства.

 

         

 

Казалось бы, в исследованиях храма не было недостатка - с начала нашего столетия неоднократно проводились обмеры, натурные поиски, раскопки. Но, увы, документации, касающейся разработок, осуществленных до середины XX века включительно, осталось ничтож­но мало. Уже в диссертации И.В. Маковецкого, написанной в 50-х годах, этот пробел был обозначен достаточно четко. Положение на­чало меняться с середины 70-х годов, когда вокруг храма в связи с реставрацией провели первые научно зафиксированные археологичес­кие раскопки. Продолженные в 1976 году, они дали великолепные ре­зультаты: с восточной стороны церкви выявился искусственный, ру­котворный холм, образованный из белого камня, извести и кирпича. Ниже нее обнаружился культурный слой рубежа XV-XVI веков. Было выяснено, что котлован для закладки фундамента имел довольно сложную форму. Кроме того, закладка некоторых фундаментов отрази­ла работу по изменению плана здания в процесе строительства. На­конец, вокруг галереи был найден слой фрагментов белокаменной резьбы (явно XVI века), отличающейся от сохранившейся здесь го­раздо более тонкой проработкой, мелкими, тщательно выполненными деталями, а также рядом растительных мотивов. Это позволило сде­лать вывод, что первоначально галерея храма имела покрытие, при­чем капители столбов отличались высококачественной белокаменной резьбой.

 

В последующие годы в Коломенском велись довольно значитель­ные археологические работы, не затрагивавшие, однако, церкви Воз­несения. Новый этап в исследовательских программах Коломенского начался, думается, в 1990 году. К этому времени были разработаны варианты программы археологических и архитектурных исследова­ний,включавших как широкомасштабные вскрытия фундаментов ныне ут­раченных памятников, так и продолжение работ по изучению сохра­нившихся шедевров. За истекшие 10-15 лет у архитекторов-реставра­торов и историков, занимавшихся обработкой материалов, полученных в результате раскопок у церкви Вознесения, накопился ряд новых вопросов. В итоге обнаружилась необходимость в большем объеме собрать белокаменную резьбу галереи с целью ее реконструкции и возможного восстановления; полностью проявить контур фундаментно­го котлована; определить границы искусственного холма - "подиума" и т.д. Эти работы решили начать в срочном порядке, учитывая срав­нительно небольшие по площади и объему вынимаемого грунта (всего два шурфа и одна расчистка) размеры.

 

Работы были проведены в конце августа- сентябре 1990 года под руководством ведущей исследования на памятнике с середины 70-х годов бригады архитекторов (в то время ее возглавлял извест­ный советский реставратор Н.Н. Свешников, ныне практическое руко­водство работами осуществляет архитектор-реставратор и историк архитектуры С.А. Гаврилов) при участии специалистов-археологов. В итоге был получен значительный научный материал. Сегодня уже мож­но уверенно говорить о возможности реконструировать резьбу капи­телей столбов галереи. Уточнился план котлована. Существенной не­ожиданностью явилось распространение белокаменной щебневой под­сыпки к югу и северу от восточного фасада (но не далее, по-видимому, линии галереи).  Эти наблюдения позволяют  уточнить  рельеф древнего склона холма, а также дают возможность провести почво­ведческий анализ грунта.

Раскопки в Коломенском закончились, но отряд продолжил сот­рудничество с архитектором А. Ягановым и другими членами бригады. Осенью ребята трудились в Ново-Иерусалимском монастыре (работы проводились в Татьяниных палатах), а в конце нынешней зимы их пригласили поработать в дмитровском Борисоглебском монастыре. Ра­зумеется, не забыты ими Симонов монастырь и Царицыно. Думаем, что участие в деятельности отряда имени П.Д. Барановского может быть интересным и полезным для всех, кто любит Москву. Каждое воскре­сенье мы собираемся в 10 часов у станции метро "Орехово" (выход к лесопарку). Присоединяйтесь к нам, мы зовем всех желающих. Будем ждать !

[напечатано в "Московском журнале", 1991 , № 7.]

Приложения: Барановцы  

                                Наследие Барановского

Категория: Разное | Добавил: Сергей65 (01.06.2009)
Просмотров: 1763
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]