Главная » Статьи » Персоналии |
Основатели Царицыно Около четыреста лет назад обширные земли, на которых ныне расположены густонаселенные, многотысячные районы Царицыно и Орехово, представляли из себя заросшие лесом и кустарником, безлюдные пустоши - жестокие последствия отбушевавшего на Русской земле Смутного времени. Вернуть их к жизни, заселить и дать им новую, продолжающуюся до сего дня историю выпала честь двум интереснейшим людям той эпохи - отцу и сыну Стрешневым, имеющим полное право в памяти потомков на гордое имя основателей. Лукьян Степанович Стрешнев был мелкий мещовский дворянин, волею судеб ставший царским тестем: его дочь Евдокию среди более 60 невест (причем она просто сопровождала богатую родственницу) выбрал себе в 1626 г. в жены царь Михаил Федорович. По легенде, послы царя объявили ему об этой чести в тот момент, когда он сам пахал свое поле, и в качестве напоминания, как Бог может возвысить человека, и дабы не впасть в гордыню, Стрешнев всю жизнь хранил свои рабочие одежды. Сам он особыми талантами не отличался, но благодаря своему положению постоянно пользовался царскими милостями: имел обширный двор в Кремле и имения в семи уездах, занимая среди землевладельцев 9 место по количеству угодий. Шли к нему и чины: в 1630 г. был произведен в окольничие, а 1 марта 1634 г. в день рождения царицы-дочери получил высший чин боярина. 26 января (по старому стилю) 1633 г. Л.С. Стрешнев за 73 рубля купил себе в вотчину из земель дворцового села Коломенского пустоши Бобынино, Черногряскую (Черная Грязь), Арехово (Орехово) и Коржавино (Казариново). Затем были сделаны и другие приобретения, в частности, в 1635 г. перешла от соседнего вотчинника Ивана Киселева пустошь Бабейково (Бабкино), которую тот, заложив, просрочил. Эти земли использовались Л.С. Стрешневым, в основном, как Лукьян Степанович Стрешнев умер в 1650 г. После него вотчина перешла к его сыну Семену. С.Л. Стрешнев был заметной фигурой в XVII в. Он с малых лет находился при дворе, начавши службу десяти лет стольником у царицы-сестры в 1626 г. В 1631 г. он значился уже на государевой службе. В 1637 г. по сватовству самого государя Семен Лукьянович женился на знатной княжне Марье Алексеевне Лыковой. После смерти царя Михаила Федоровича Семен Стрешнев верно служит его преемнику - своему племяннику царю Алексею Михайловичу, с которым находился в близких, доверительных отношениях и исполнял порой самые деликатные его поручения, как, например, в деле неудавшегося сватовства датского королевича Волдемара к царевне Ирине Михайловне. Он быстро повышался в придворных чинах, назначался воеводою. Не был чужд Семен Лукьянович и церковной учености. В 1643 г. стольник Иван Бегичев в своем "Послании" к С.Л. Стрешневу описывает их спор о возможности увидеть Бога "телесными очами", на чем настаивал Стрешнев. Бегичева, противоречившего ему, он обвинял в богохульстве - якобы неверии в "Божие на землю схождение и воплощение". Для нас ценно, что этот спор происходил, как пишет И. Бегичев, обрашаясь к Стрешневу, "когда с тобою я шествовал из вотчины твоей, зовомой Черная Грязь, на лов звериный". В 1647 г. С.Л. Стрешнева неожиданно постигла опала. Причиной ее было то, что дядя царя оказался замешанным в сношения с колдунами - крестьянином села Коломенского Симоном Даниловым и его женой Ириной. При допросе Данилова, схваченного по доносу, стало известно, что "он, Симонка, и жена его Оринка многое ведомство [ведовство - Авт.] и шептанье и чародейство и ворожбу делали во многих домах; у Семена Лукьяновича Стрешнева, ведомством своим, и шептаньем, и кореньем лечил людей - Сережку Немчинова да Мишку Трубача от падучей болезни и псарских ребят; а в подмосковной Стрешнева деревне на Черной Грязи лечил лошадей и из конюшни дьявола выгонял травами и кореньем и ворожбой с наговоры и, в воду положа коренья и травы, приговаривали многия свои ведомския слова и воду крестил своею рукою по трижды и кореньем и травами тех Семеновых людей окуривали и водою окачивали и спрыскивали, и то Семен ведал и в те поры сам тут был. Дьяволов выгонял при Семене Стрешневе и на Московский двор к Стрешневу ходил и в деревню на Черную Грязь приезживал и прихаживал по часту". За связи с колдунами, к тому же учитывая, что они жили в Коломенском, где часто бывал царь, т.е. за "небрежение о государевом здоровье" С.Л. Стрешневу грозили ссылка в Сибирь и заключение в тюрьму, но он отделался сравнительно легким наказанием - был послан воеводой в Вологду, причем через 3 с половиной года уже вновь вернулся ко двору и был пожалован чином окольничего. Вновь выдвинулся Семен Лукьянович во время Польской войны. В 1654-1655 гг. он руководит успешными военными действиями на территории Великого княжества Литовского, в результате которых была В этот период, важный для нас, на карте Черногрязской вотчины происходят новые изменения. Во-первых, очевидно, именно Семен Стрешнев переносит свою усадьбу на пустошь Черная Грязь (находилась также рядом с нынешними Царицынскими дворцами). Здесь у него был "двор боярской", населенный "деловыми людьми" - ремесленниками, а на речке Городенке (Городне) стояла мельница. Во-вторых, Семен или еще его отец приобретают владение своего соседа Алексея Тимофеевича Борзецова - сельцо Шайдурово на речке Чертановке (ныне район Кантемировской улицы), имевшего здесь в 1646 г. кроме своей резиденции только один крестьянский двор. Стрешневы заселяют сельцо крестьянами, способствуя его росту. И наконец, здесь появляются еще два селения - Шубино (будущая деревня Хохловка, располагавшаяся в районе нынешних улиц Ереванская-Каспийская) и Орехово. Их население составил "литовский полон" - плененные на войне белорусы и, возможно, украинцы. Таким образом, Семеном Стрешневым было завершено заселение этих земель и образование здесь устойчивого комплекса из усадьбы и четырех деревень, просуществовавшего вплоть до включения в состав Москвы. К этому же периоду относится и известный конфликт С.Л. Стрешнева с патриархом Никоном, которому донесли, что Семен Лукьянович называет себя дома патриархом и творит благословение по-патриаршему, а также научил этому свою собаку и зовет ее патриархом Никоном. Хотя Стрешнев дал клятву, что этого никогда не бывало, патриарх наложил на него церковное проклятие. Впоследствии Никон простил боярина (за сто рублей или за вклад в Ново-Иерусалимский монастырь), а на соборе, судившем бывшего патриарха, это проклятие было признано неправильным (характерно, что еще до этого Стрешнев составил известные вопросы о деяниях Никона для митрополита Паисия Лигарида, который также осудил Никона и его проклятие). Умер С.Л. Стрешнев в 1666 г. , сам царь участвовал в его похоронах. Похоронен он был в Чудовом монастыре, но уже к XIX в, его могила была утрачена. Думается, что оба Стрешнева, оставившие такой значительный след в истории Южного округа, люди, в судьбе которых так ярко отразился переломный XVII век, заслуживают того, чтобы их память была как-либо увековечена на их земле. Чусов Сергей Юрьевич | |
Категория: Персоналии | Добавил: marina (21.12.2008) | |
Просмотров: 1442 |
Всего комментариев: 0 | |