Главная » Статьи » Персоналии |
Вадим
Васильевич Пассек 20
июня (2 июля) 1808 - 25 октября (6
ноября) 1842 Вадим Васильевич Пассек - литератор, издатель,
археолог, этнограф, фольклорист, а попросту - человек, занимавшейся краеведением
в первой половине XIX века. Он много сделал для изучения жизни и быта украинского
народа, но его имя также принадлежит и к москвоведению и неразрывно связано с
историей нашего округа. Имя Пассека можно встретить в литературе по
общественному движению 30-х годов XIX века, а конкретно в работах, связанных с
именем А.И. Герцена, так как последний был его другом (по традиции советской
историографии, достойны изучения и памяти только общепризнаные выдающиеся
деятели литературы и революционного движения, а остальные люди лишь
упоминаются как их "знакомые" и "друзья"). Пассек родился 20 июня по старому стилю 1808 г. в
Тобольске в семье ссыльного дворянина Василия Васильевича Пассека, обвиненного
по ложному доносу. Он был племянником Петра Богдановича - участника дворцового
переворота 1762 г. Пассеки сотояли в родстве с Кантемирами. В 1825 году
многочисленная семья Пассеков вернулась из ссылки в Москву. В 1826 году Вадим
поступил в Московский университет, здесь он подружился с юным Александром
Герценом. Молодые люди вместе увлекались историей и литературой. Однако, очевидно,
Пассек не был согласен с политическими воззрениями "разбуженного
декабристами" Герцена. Пассеку и его семье Герцен посвятил проникновенные
строки шестой главы "Былого и дум". "В Вадиме для нас было много
нового. Мы все, с небольшими вариациями, имели сходное развитие, т. е. ничего
не знали кроме Москвы и деревни ... Вадим родился в Сибири, во время ссылки
своего отца, в нужде и лишениях; его учил сам отец, он вырос в многочисленной
семье братьев и сестер, в гнетущей бедности, но на полной воле ... Он был
отважен, даже неосторожен до излишества - человек, родившийся в Сибири и
притом в семье сосланной, имеет уже то преимущество перед нами, что не боится
Сибири." С Пассеками Герцена связывало многое, он тепло относился к
матери Вадима и был влюблен в его сестру Людмилу. Вадим Пассек был женат на внучке дяди Герцена Татьяне
Петровне Кучиной (1810-1889). "Корчевская кузина" - так именовал
Герцен Татьяну Петровну в "Былом и думах". С ней он провел детство и
юность, ее он познакомил со своим близким другом Вадимом, последний влюбился в
нее с первого взгляда. Не побоясь нищеты и лишений, Татьяна Петровна вышла
замуж за вчерашнего студента из бывшей ссыльной семьи в ноябре 1832 г. Шаферами
на свадьбе былиА.И. Герцен и Н.М. Сатин, венцы держали Н.П. Огарев, Н.Х. Кетчер.
"Впоследствии всю жизнь стремилась подняться до его нравственной высоты, и
никогда не могла до нее достигнуть" - писала Т.П. Пассек о Вадиме. Молодая семья была вынуждена поселиться на Харьковщине.
Здесь Пассек, путешествуя по краю, записывал поверья, сказки, песни. В это
время он с большим интересом отдается археологическим раскопкам, едва ли не
первый предложил ученому миру план комплексного исследования археологических
памятников. В это время Пассек задумывает издание, в котором читателей можно бы
было приобщать к историческим знаниям, знакомить с традициями многонационального
народа, населявшего Россию. Это издание получило название "Очерков
России". Первая книга вышла в Петербурге в 1838 году. Осенью 1839 года
семья Пассеков возвращается в Москву. Весь 1840 год Вадим Васильевич посвящает
изданию трех следующих книг "Очерков". Заботы об этом издании
расстроили денежные дела семьи, которой иногда нечего было есть. В начале 1841 года Пассек становится редактором
"Прибавлений к "Московским губернским ведомостям". Он придал
Прибавлениям научно-просветительский характер. В центре внимания
еженедельника, конечно, была Москва и ее окрестности, историческое описание ее
памятников, монастырей, улиц. На основе накопленного материала в 1842 году
Пассеком была издана "Московская справочная книжка", которая явилась
первым изданием такого рода. Маленькая, карманного формата, она знакомила
читателей с историей города, памятниками архитектуры, включала книгу адресов, В 1841 году Вадим Васильевич по просьбе архимандрита
Мельхиседека написал историю Симонова монастыря (Мельхиседек предоставил
Пассеку литературно обработать свой собственный труд) и вместо 300 рублей за
работу взял место для своей семьи на кладбище монастыря. В октябре 1842 года
Пассека не стало. Его похоронили в счет его труда. Он сам выбрал себе место, он
писал: "... Много и в глубине моей души осталось
воспоминаний о Симоновой обители: тепла здесь была моя молитва, радостно и
грустно бывало на душе ... Отрадно было смотреть в глубокую даль неба и
любоваться тобою, моя ненаглядная - Москва! Еще есть здесь одно место среди гробов, почивших под
сению Святыни; много на нем прошло чрез душу мою дум и чувств: то место в
изголовье поэта Веневитинова, который так мало жил и знал так жизнь; здесь я
помню свежий венок цветов на его могиле, и помню следы, которыя окропили ее и
канули в вечность ... А сколько священных воспоминаний, вызванных
благоговейным пением иноков, и, то унылым, то торжественным благовестом ...
Благоговею пред тобою, люблю тебя, священная обитель!". Герцен, присутствовавший при смерти друга и
провожавший его в последний путь, писал: ".. Симоновский архимандрит
Мелхиседек сам предложил место в своем монастыре. Мелхиседек был некогда
простой плотник и отчаянный раскольник, потом обратился к православию, пошел в
монахи, сделался игуменом и , наконец. архимандритом. При этом он остался
плотником, то есть не потерял ни сердца, ни широких плеч, ни красного здорового
лица. Он знал Вадима и уважал его за его исторические изыскания о Москве. Когда тело покойника явилось перед монастырскими
воротами, они отворились, и вышел Мелхиседек со всеми монахами встретить тихим,
грустным пением бедный гроб страдальца и проводить до могилы. Недалеко от
могилы Вадима покоится другой прах, дорогой нам- прах Веневитинова с
надписью:"Как знал он жизнь, как мало жил!"Много знал и Вадим
жизнь!" "Помню я, - писал Герцен, - что еще во времена
студенческие мы раз сидели с Вадимом за рейнвейном, он становился мрачнее и
мрачнее и вдруг, со слезами на глазах, повторил слова Дон Карлоса,
повторившего, в свою очередь, слова Юлия Цезаря: "Двадцать три года, и
ничего не сделано для бессмертия!" Его это так огорчило, что он изо всей
силы ударил ладонью по зеленой рюмке и глубоко разрезал себе руку. Это так, но
ни Цезарь, ни Дон Карлос с Позой, ни мы с Вадимом не объяснили, для чего же
нужно что-нибуль делать для бессмертия?" Через несколько лет имя Пассека
навсегда стало связано с Симоновым монастырем и с русской культурой. В Симонове были похоронены две дочери Пассека Катерины
(ум. в 1842 и 1843 гг.), а 15 ноября 1866 г. был похоронен старший сын Пассека
Александр (р. 1836 г.). На этот раз И.А. Уманец (друг семьи) заплатил монастырю
за похороны 85 рублей. Александр Вадимович в 1857 г. окончил кандидатом курс
юридических наук Московского университета. Для продолжения своей работы по
изучению исправительных систем тюремного заключения он в 1859 г. уехал за
границу (в 1867 г. был издан его проект о преобразовании тюрем). Там он
познакомился с известной писательницей Марией Александровной Маркович (Марко
Вовчок). Их роман окончился печально: через семь лет гроб с Пассеком был
привезен Марией Александровной из-за границы прямо в Симонов монастырь. М.А.
Маркович писала Т.П. Пассек: "Есть люди, которые склонны говорить, что он
от всего оторвал меня, повредил моему таланту - пусть говорят ... благославляю
всю нашу жизнь от первого мгновенья, когда увидела его, до последнего, когда с
ним простилась." Могилы Пассеков не сохранились. | |
Категория: Персоналии | Добавил: marina (17.12.2008) | Автор: Марина | |
Просмотров: 2087 |
Всего комментариев: 0 | |