Четверг, 25.04.2024, 04:25 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Селения Южного округа. Из истории Южного округа

Борисово

Балуев Денис Викторович

Борисово

Земли села Борисово (Борисовское) располагались на террито­рии районов Орехово-Борисово Северное, Зябликово, Москворечье-Са­бурово, Братеево, на берегу Борисовского пруда в районе улиц Бо­рисовские пруды, Мусы Джалиля, Орехового и Борисовского проездов.

Земли эти были заселены с давних времен. В XI-XIII вв. здесь жило славянское племя вятичей. Согласно обследованию 1937 г., на правой стороне проселочной дороги из села Беседы и деревни Зябли­ково в село Братеево, у поворота к Братееву, на расстоянии 1,5 км от него была расположена группа из 21 кургана (эта территория в настоящее время застраивается). Эта группа называлась Борисовс­кой. Все курганы располагались в шахматном порядке и были снесены во время строительства микрорайона Орехово-Борисово [1].

Впервые с. Борисовское упоминается в писцовых книгах 1589 г. [2]. Однако, в приходских старообрядческих книгах, хранящихся у частного лица, сказано, что еще до этого здесь было церковное место. Возникло оно в ХII в. Там же говорится, что село Борисово называлось тогда сельцом Овражки (по обилию оврагов в нем: Ар­шавского, Дубровского и др.).

В 1591 г. из Крыма на Москву совершил набег крымский хан Ка­зы-Гирей. После стычек с войском, руководимым Борисом Годуновым, он повернул назад. В упомянутых приходских книгах сообщалось, что за победу над войском Казы-Гирея царь Федор Иоаннович пожаловал Борису Годунову в вотчину 32 селения с крестьянами. В их число вошло и сельцо Овражки [3].

По преданию считается, что в 1591 же году сельцо Овражки и стало называться селом Борисовом (что несогласно с указанными вы­ше писцовыми книгами). Там, возле родников в овраге впоследствии был установлен памятник с надписью: "Село Борисово, принадлежащее боярину-правителю Борису Годунову". Его сломали в 1935-1940-х гг., и есть предположение, что его "забыли" в пруду, где он и по­коится на небольшой глубине, зарытый в ил [4].

В 1598 г. Годунова избрали московским царем. Предположитель­но, в это время он начал постройку плотины на р. Городенке силами своих "дареных" крестьян с. Борисова.

Речка Городенка давным-давно протекала по дну современного пруда и брала свое начало далеко за с. Покровским (ныне ст. Пок­ровская Курской ж. д.), текла мимо этого села, а также мимо с. Черная Грязь (ныне Царицыно), д. Хохловки, д. Шипилово, с. Бори­сова и впадала в Москву-реку близ с. Беседы. В 1600 г. поперек реки Городенки уже высилась величественная плотина из белого кам­ня, которую прозвали Цареборисовской, или Годуновской.

Вода разлилась по пойменным лугам и даже подтопила Каширскую дорогу (тогда она проходила по дну нынешнего Нижнецарицынского пруда [5]). Поэтому через образовавшийся пруд была построена па­ромная переправа (когда точно неизвестно, но она функционировала еще в ХХ в. [6]).

Пруд также назвали Цареборисовским, а в советские годы - Бо­рисовским, и от него же в 1964 г. было дано название улице Бори­совские пруды [7].

Вот так и возник этот пруд из речки, и стал он самым первым и, соответственно, самым старым из всего каскада трех прудов: Верхнецарицынского, Нижнецарицынского (Шипиловского) и Борисовс­кого.

В 1605 г.  на Русь пришел Лжедмитрий I. Находясь в Коломенс­ком, он узнал, кому принадлежит село Борисово, и приказал стереть его с лица земли.

Вновь Борисово было отстроено в 1620 г. переселенными сюда из Коломенского крестьянами [8]. Тогда же к Борисову были припи­саны Братеевский луг на северном торце села Братеева близ берега Москвы-реки, Городенский луг с Беседской заводью, шедший по се­верному берегу реки Городенки и у устья заходивший на ее южный берег (собственно, на южном берегу он оказался позднее, когда Го­роденка изменила свое русло) [9].

В XVII-первой половине XIX вв. cело Борисово под официальным названием приселок Борисов (Борисовский) было в составе Коломенс­кой дворцовой, а затем удельной, хозяйственной волости и принад­лежало царской фамилии.

В 1628 г. в селе уже стояла деревянная церковь во имя Святи­теля Николая Чудотворца. Время ее постройки неизвестно, но можно предположить, что это было при Борисе Годунове. Есть и такое предположение: в 1900-х годах в селе была отмечена старообрядчес­кая деревянная церковь с тем же названием, неизвестно когда пост­роенная. Возможно, речь идет об одной и той же церкви. В 1910 г. она сгорела [10].

Судя по переписи дворцовых волостей 1646 г., в которой ука­заны приселки и деревни, "тянущие" к с. Борисовскому, оно было центром хозяйственной единицы. Здесь отмечены каменная плотина на пруде, церковь Николая Чудотворца, три двора церковных бобылей (3 чел. мужского пола) и 34 двора крестьян (51 чел. мужского пола) [11].

В писцовых книгах 1675-1677 гг. в приселке села Коломенского Борисове описывается уже церковь Живоначальной Троицы с приделом Николая Чудотворца, деревянная, клетская. Священник этой церкви был, очевидно, весьма состоятельным, так как имел "купленного че­ловека", а один из церковых бобылей был женат на "поповой дворо­вой купленной девке". В приселке было 32 крестьянских двора, на которых проживало 37 чел. мужского пола. У них находилось "под дворами и огороды усадные земли восмь десятин, животинного выпус­ку десять десятин, пашни паханные середние земли сто шездесят че­тей, лесом поросло семнатцать четей без третника в поле, а в дву потомуж, сена в Братеевских лугах сорок пять десятин, Хмелевского лесу во всех трех полях сто десятин, капуснику полторы десятины" [12].

В 1710 г. в Борисове числилась каменная церковь во имя Свя­той Троицы. Она была построена из белого камня, и в ней служили тогда священник Никита Афанасьев и его сын диакон Димитрий [13].

В 1767 г. Екатерина Великая останавливалась в путевом дере­вянном дворце в с. Борисове. Есть легенда, что когда она любова­лась Цареборисовским прудом, то увидела крест храма, блестевший на солнце. Cам храм находился за лесом, как за ширмой.

Екатерина велела узнать, что за село там находится. Ей отве­тили, что это Черная Грязь. Через восемь лет, а именно в 1775 г., селу Черная Грязь суждено было стать имением Екатерины II и назы­ваться селом Царицыном [14].

В 1768 г. по указу императрицы была отреставрирована Году­новская плотина [15]. Последний же раз она реставрировалась в 1861 г., о чем говорят клейма на железных связях. На одной ста­рославянскими буквами выведено слово "Вятка", на другой также по-старославянски указано: "ГI IA. 1861г", т. е. 13 января 1861 г.

В XVII-XVIII вв. в Борисове располагался государев сад (по описи 1704 г., он был яблоневый). В 70-е годы XVII в. при нем бы­ло два садовника, которые за свою службу имели сенные покосы и пахотную землю в пустоши "Надеине, Гридина роспашь, Щеголево тож" на Хмелевском овраге. В XVIII в. при саде находилось уже 12 са­довников. А в пруду разводили рыбу на государев стол: щук, кара­сей, плотву и лещей. Ловить их в 70-е годы XVII в. из Москвы при­езжали "подключники", а для наблюдения за самим прудом и рыбой здесь находились "плотинных дел подмастерья" и два прудовых сто­рожа, которым вместо жалованья были так же даны пашни, огороды и сенные покосы. В XVIII в. прудовых сторожей уже 13, в их обязан­ности входила ловля рыбы. Последний раз прудовые сторожа упомина­ются ревизскими сказками 1816 г. Экономическими примечаниями к Генеральному межеванию кроме вышеупомянутых выше видов рыб в пру­ду отмечены такие ценные, как стерлядь и язь [16].

C XVII в. в селе на р. Городенке стояла деревянная мельница, при ней амбар и избушка.  Мельница обычно сдавалась в аренду, а в конце 60-x годов ХIХ в.  на ее месте арендатором купцом Я.В. Гам­соном была устроена бумагопрядильная фабрика [17].

В XVIII в. в Борисове сеяли хлебные культуры. Здесь росли овес, гречиха и даже лен.

Крестьянские сады в селе появились в 1800 году. Они были, в основном, из яблонь. Кустарниковые культуры стали разводиться в Борисове в 50-х годах XIX века. Среди них выделялись крыжовник и брусничная смородина. Позже появилась красная вишня, называвшаяся "шубинкой", вероятно, по деревне Шубино Бронницкого уезда Мос­ковской губернии (ныне Домодедовского района Московской области) [18].

Село было крупным. Если по ревизским сказкам 1816 г. здесь было 75 семей с 256 мужчинами и 267 женщинами, то в 1850 г. на 86 семей уже приходилось 416 мужчин и 458 женщин. Около 40% жителей села были старообрядцами (в 1826 г. - 236 чел., в 1865 г. - 393 чел.), имевшими свой молитвенный дом. Борисовские крестьяне были зажиточны. Известны случаи перехода их в купечество; неоднократно за деньги ставили они взамен себя рекрутов [19].

В середине XIX в. крестьяне с.Борисова самовольно захватили участок земли, принадлежавший с. Остров и располагавшийся почти в самой середине владений Борисова. 15 лет шла тяжба, после чего земля была возвращена владельцу [20].

После отмены крепостного права крестьяне с. Борисова получи­ли во владение всю бывшую у них в пользовании землю, за которую в течении 51 года они должны были выплачивать по 3 руб. 66 коп. с долями в год с душевого надела (1,6 дес.). Рыбная ловля в Царебо­рисовском пруду крестьянам была запрещена. Село вошло в админист­ративную Царицынскую волость. По переписи 1869 г., в селе прожи­вало 413 мужчин и 534 женщины. Описание 1876 г. отмечает здесь 160 хозяйств, 3 трактира, 3 лавки. Во владении крестьян находи­лось 675,3 дес. земли. На душевой надел в год приходилось 7,6 руб. различных платежей. Сеяли рожь, овес, сажали картофель. По-прежнему, высокий доход приносили сады (в среднем, 60 руб. в год с душевого сада).

Огородами крестьяне с. Борисова увлеклись в 1870-1880-е го­ды, используя для них свои обширные заводи на правом берегу р. Москвы. Выращивали на них, в основном, капусту.

Крестьяне содержали 130 лошадей, 80 голов крупного рогатого и 30 голов мелкого скота. Среди крестьянских промыслов в 1881 г. практиковались: изготовление гильз для папирос (203 чел.), намот­ка хлопчатобумажной нити на катушки (13 чел.), изготовление кани­тели (9 мастерских с 77 чел. рабочих, из которых 62 наемных). Последний промысел был особо распространен; почти в каждом доме имелись приспособления для вытягивания канители из проволоки, что позволяло хозяевам при наличии спроса начать это производство. Всеми промыслами крестьяне, естественно, занимались в сезон, сво­бодный от сельскохозяйственных работ [21].

В 1859 г. в борисовский приход церкви Святой Троицы был наз­начен новый священник Николай Смирнов. Храм, стоявший на самом берегу пруда, у плотины, подмывало (равно как и церковное кладби­ще) при каждом подъеме воды в пруде. В результате здание церкви пришло в аварийное состояние, да и вообще было уже ветхим. Поэто­му стараниями Н. Смирнова в 1873 г. в Борисове был освящен новый теплый храм, который и стоит ныне на берегу Борисовского пруда. Значительную часть населения села составляли старообрядцы, пре­пятствовавшие строительству храма на общинной земле, поэтому пришлось его строить на усадебной земле священника. Ограниченным размером этого участка и объясняются несколько "урезанный" вид храма, некоторая непропорциональость его формы.

Старый белокаменный храм, между тем, не был сломан, и нача­лась тяжба за его снос с Московским археологическим обществом, выступавшим в защиту памятников старины. Наконец, при священнике Василии Богоявленском разрешение на снос старого храма было полу­чено, и в 1898 г. он был разобран. В 1900 г. на его месте появи­лась часовня, которую при Советской власти снесли и построили там в 1953 г. дом культуры "Борисово"[22]. На берегу пруда, там, где бьют родники, стояла другая часовня - водосвятная [23].

В 1875 г. по инициативе Н.А. Смирнова в селе было открыто земское училище. По данным 1884 г., оно помещалось в деревянном наемном здании, душном и тесном. При училище была библиотека, по­сещали его учащиеся из Борисова, Братеева и Зябликова, а содержа­ние его обходилось земству около 1000 руб. в год. Старообрядцы, однако, не признавали официального образования и имели свои част­ные школы, в которых дети обучались грамоте по Псалтырю, чтобы затем участвовать в отправлении церковых служб [24].

В конце XIX в. сады Борисова постигло несчастье. В декабре одного года выпало много снега, но погода была теплой. Это вызва­ло сокодвижение в деревьях. А в январе внезапно ударил мороз, и к весне красавицы-яблони представляли из себя сухие штамбы с обло­манными ветвями. Впоследствии, яблоневые сады, хотя и не в преж­нем масштабе, но восстановились. С начала XX в. быстро распрост­раняться начала клубника (в 1911 г. она занимала уже почти чет­верть садовых площадей). В 1912 г. в поле сажали картофель и сея­ли рожь, которую называли "кустаркой" [25].

В 1911 г. в селе было 273 хозяйства, 594 мужчины, 667 жен­щин. У них во владении находилось 670,1 дес. земли. 57,5 % хо­зяйств имели лошадей, только 29,3 % - коров. В селе находился третьеразрядный трактир и 4 овощные лавки; кроме земского училища существовала еще двухклассная церковно-приходская школа, 88% муж­чин и 37% женщин в возрасте выше 11 лет были грамотные. При цер­ковном попечительстве была богадельня на 3 человека [26].

13 января 1912 г. в селе была зарегистрирована Троицкая ста­рообрядческая община.  Ее временный храм находился в доме кресть­янина И. В. Балыкова, а незадолго до 1917 г. община выстроила но­вую одноэтажную деревянную церковь с колокольней, закрытую в 1925 г.  [27]. По другим данным, старообрядческая двухэтажная молельня находилась в доме на Южной ул. села, купленном в 1913 г. для этой цели у крестьянина Леонова [28].

В 1927 г. население с. Борисова составляло 1549 человек. 324 хозяйства имели в своем пользовании 835 га земли, а также 195 ло­шадей и 105 коров. Здесь была 1 кузница, 10 хозяйств занимались сапожным промыслом [29].

В 1931 г. в селе был организован колхоз "Красные всходы", который возглавил Г.И. Диков (затем он стал имени Ратова - рабо­чего, организатора колхоза, пропагандиста коммунизма на селе, убитого кулаками).

После начала Великой Отечественной войны в 1942 г. на танко­вую колонну "Московский колхозник" по Ленинскому району Московс­кой области было собрано 7,5 млн. руб. В этом приняли участие и борисовские колхозники [30].

В 1950 г. состоялись выборы нового председателя колхоза. По­водом к этому явилось объединение местных маленьких колхозов в один большой. Между Братеевом и Борисовом разгорелся спор: одна сторона предлагала избрать своего председателя и устроить в своем селе управление колхозом, другая - то же самое, но в своем селе. В конце концов с. Борисово победило. В нем было создано правле­ние, в котором стал председателем и заслужил звание Героя Социа­листического Труда Митрофан Захарович Захаров. Он руководил этим колхозом, носившим имя Владимира Ильича Ленина, вплоть до его ликвидации [31]. При М. З. Захарове в селе был построен дом куль­туры "Борисово" с кинозалом на 300 мест. По тем временам это было грандиозное строительство. Закрыли колхоз в 1984 г. на Новый год, т.е. 1 января.

Колхоз даже пережил с. Борисово, которое стали сносить в 1978 г. От села не осталось ни одного здания, кроме храма. Он был закрыт в 1930-х годах. Помещение приспособили под склад зерна местного колхоза, снеся при этом ярусы колокольни и пятиглавие. После входа села в границы Москвы в церкви был устроен мотоклуб.

И вот, наконец, 14 сентября 1991 г. в храме Троицы в селе Борисове священники Николай Трофимов и Александр Максимов провели первую службу [32].

Примечания

1. Бадер О.Н.  Материалы к археологической карте Москвы и ее окрестностей//Материалы и исследования по археологии СССР. М.-Л., 1947. № 7. С.151.

2. РГАДА,  ф.1374,  оп.1, д.108, л.18.

3. Сведения получены от старожила В.А. Дрянновой.

4. Сергеев И.Н.  Царицыно.  Люди,  события, факты. М., 1995.

С.23.

5. Байбурова Р.М. Когда же появились Царицынские пруды? //Московский журнал. 1992, N 7. С.28.

6. Сведения получены от старожила Дрянновой В.А.

7. Имена московских улиц. М., 1988.

8. Родин А.Ф.  История родного села.  М.,  1954. С.161, 162.

9. РГАДА, ф.1239, оп.2, д.1359, лл.84-87; Экономическо-ста­тистический сборник. М., 1912. Вып.4. С.12-14.

10. Холмогоровы В.И. и Г.И. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып.8. С.8; сведения о старообрядческой церкви получены от старожила В.А. Дрян­новой.

11. РГАДА, ф.1209, оп.1, д.9809, л.426 об.-427.

12. РГАДА, ф.1239, оп.2, д.1359, л.84-86 об.

13. Холмогоровы В.И. и Г.И. Указ. соч. С.9.

14. Любецкий С. Московские окрестности, ближние и дальние, за всеми заставами, в историческом отношении и в совре­менном их виде. М., 1877. С.200-201.

15. Сергеев И.Н.  Указ. соч. С.26.

16. РГАДА, ф.1239, оп.2, д.1359, л.84 об.-87; ф.396, оп.2, д.1054, л.28;  ЦИАМ,  ф.51,  оп.8, д.124, л.527 об.-529; Новикова Н.В. Коломенская волость и крестьянское хозяйс­тво в XVIII веке // Коломенское.  Материалы и исследова­ния.  М.,  1991.  Вып.1.  С.48; Нефедова Е.С. Рыболовный промысел в Коломенской дворцовой волости во второй поло­вине XVII века// Там же. М., 1995. Вып.6. С.42-47.

17. РГАДА. Ф.1239, оп.2, д.1359, л.84 об.; ЦИАМ, ф.364, оп.1, д.9261.

18. Экономическо-статистический сборник. Вып.4. С.1-7, 10-12.

19. ЦИАМ, ф.51, оп.8, д.124, л.504 об.-527; д.590, л.18 об.-69; Лукина М.И. К проблеме изучения старообрядчества на территории древней дворцовой Коломенской волости// Коломенское. Материалы и исследования. М., 1995. Вып. 6.

С.74.

20. ЦИАМ,  ф.210, оп.11, д.382, л.1 и след.

21. Там же, ф.66, оп.3, д.2266, лл.2 об.-3; Сборник статис­тистических сведений по Московской губернии. Отдел хо­зяйственной статистики. М., 1877. Т.1, вып.1. С.106. Прилож.1, с.38-39; М., 1882. Т.7, вып.1. С.328, 332; М.,

1882.  Т.7, вып.2. С.233, 291; Экономическо-статистичес­кий сборник. Вып.4. С.7-10.

22. Карпова М.Г.  Село Борисово.  Церковь Троицы.  Рукопись.

С.1-3, 5, 12, 15 // Архив церкви Троицы в Борисове. См. также: Карпова М.Г. Церковь Троицы в селе Борисове // Братеево. 1992, март.

23. Сведения получены от старожила В.А. Дрянновой.

24. Сборник статистических сведений ... М., 1884. Т.9. Отд.2. С.721, 759.

25. Экономическо-статистический сборник. Вып.4. С.1-7, 10-12; М., 1913. Вып. 7. Таблицы. С.22.

26. Там же. Таблицы. С. 10-17; Памятная книжка Московской губернии на 1912 г. М., 1911. С.108, 112, 113; Там же. Населенные местности Московской губернии. С.44.

27. Сорок сороков.  М.,  1995.  Т.4.  С.347.

28. Сведения получены от старожила В.А. Дрянновой.

29. Московский уезд.  Статистико-экономический сборник.  М.,

1928. Вып.1. С.448-449.

30. Ильин Г.В. Танковая колонна "Московский колхозник" //Вопросы истории. 1985. N 1. С.174-177.

31. Родин А.Ф. Указ. соч. С.120-121, 162-163.

32. Карпова М.Г.  Село Борисово...  С. 6; Сорок Сороков. М.,

1995. Т. 4. С.191-192.

 

Приложения: 

1.Наши рассуждения о ранней истории села Борисова см. http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/6-1-0-56

2. О Борисово см. ещё "Борисовское кладбище"  http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/6-1-0-55

Категория: Селения Южного округа. Из истории Южного округа | Добавил: marina (24.12.2008)
Просмотров: 3393 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1   [Материал]
От села остался дом прудового сторожа коего знала моя мать.
Храм вероятно строился на фундаменте созданном из камня от старого храма.Когда мы детьми лазили в его подвал там в дверных проемах и в стенах были в беспорядке вставлены резные белые камни...

2   [Материал]
Дом прудового сторожа, действительно, остался.
Что в фундаменте храма есть камни из старого храма, вполне возможно. Старый храм во время строительства нового был ветхий и разрушался.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]