Среда, 21.02.2018, 06:03 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Селения Южного округа

поселок Бирюлево и сельцо Бирюлево

Клочкова Татьяна Валентиновна

Поселок Бирюлево и сельцо Бирюлево

На месте описываемых территорий, ныне входящих в состав ра­йонов Бирюлево-Западное и Бирюлево-Восточное, еще в конце XIX в. рос сплошной лес, чередующийся с болотами.

Однако, к 1900 г. от г. Павельца сюда подошла линия Рязан­о-Уральской железной дороги, и была построена первая в этих мес­тах станция, названная по имени ближайшего к ней селения - За­горье. В Москву поезда шли через Царицыно.

С продолжением железной дороги в сторону Москвы через Цари­цыно, станцию Загорье переименовали в Бирюлево, поскольку первое название уже было на железнодорожной карте. Новое название стан­ции взяли от сельца Бирюлево, хотя оно и располагалось неблизко от этого места (по правую сторону Серпуховского шоссе - район ны­нешней ул. Кировоградская). При станции в 1900 г. образовался по­селок.

В сентябре того же года был завершен последний участок Паве­лецкой железнодорожной линии - до Москвы к Павелецкому вокзалу [1].

Есть несколько версий происхождения названия Бирюлево. Одни из них чисто легендарного характера ( в старину здесь делали иг­рушки - бирюльки; сельцо входило в имение некоего князя Бирюльки­на, которому царь поменял фамилию на Бирюлев), согласно другим, слово это имеет татарские корни и означает "одна дорога", пос­кольку во времена татарского ига среди густого леса здесь была единственная дорога-просека. Бирюлево также связывают с названием татарского происхождения протекавшей здесь якобы речки Бирюсы(Би­рюсинки). Наконец, еще по одной версии, название сельца и его об­разование возводят к старинному дворянскому роду Бирилевых, из которого происходили контр-адмирал Н.А. Бирилев - участник защиты Севастополя в Крымскую войну 1853-1856 гг. и адмирал А.А. Бирилев - командир Кронштадтского порта, главнокомандующий Балтийского флота в 1904г., морской министр с 1905 г. и член Государственного Совета в 1905-1914 гг. [2]. Эту версию подтверждает и то, что первоначально (в XVII в.) сельцо действительно называлось Бириле­во [3].

До Октябрьской революции пристанционый поселок Бирюлево нас­читывал 11 жилых домов, несколько казарм и большое количество ба­раков для рабочих, обслуживавших железную дорогу, и членов их се­мей. Вначале рабочих было около 200 человек. Здесь находились чайная лавка и третьеразрядный трактир(как его называли, кабак) Золотова,а также кладбище с часовней (на месте нынешней Бирюлевс­кой Никольской церкви). Существовало железнодорожное училище [4].

Бирюлево занимало выгодное экономико-географическое положе­ние: возвышенная местность, лес, рядом вода. Мощность первых па­ровозов была очень мала, поэтому на станции Расторгуево к большим составам обычно цепляли дополнительный паровоз-толкач. С юга вез­ли в Москву нефть, каменный уголь( иногда при очередном "толчке" до полвагона угля вылетало на землю), из Сибири - лес. Паровозы сильно дымили, так что вся земля в Бирюлево вдоль дороги была черной от угля и паровозной гари.

В 1920 г. население поселка составляло уже 1600 человек, здесь числилось 145 домовладений, располагавших 340 жилыми квар­тирами, из которых 16 пустовали [5]. В Бирюлеве был создан посел­ковый Совет, председателем которого стал Садко Петр Васильевич.

В 1922 г. в Бирюлеве вместо часовни была построена церковь - деревянный храм. Его главный престол был освящен во имя Святителя Николая, приставной - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1924 г. церковь сгорела. После пожара местная власть строить но­вую церковь не разрешала. Тогда , по легенде, были отправлены хо­доки к Ленину в Горки, который дал разрешение на строительство новой церкви. Но в 1956 г. она опять сгорела. Богослужение возоб­новилось через 10 дней в доме священника. В 1957 г. был выстроен новый деревянный храм на месте сгоревшего, существующий и поныне. В 1959 г. храм был расширен до 100 кв. метров. В настоящее время он вмещает 800 человек. К востоку от алтаря находится могила пер­вого священника церкви отца Николая и схимонахини Серафимы - сле­пой прорицательницы, жившей в Бирюлеве. Около церкви было кладби­ще, которое в 1978 г. снесли экскаваторами, и ныне тут сквер [6].

В 1923 г. в Бирюлеве насчитывалось 1700 жителей, в 1926 г. - 2000 жителей, 152 домовладения, 300 жилых квартир, в которых жило 550 семей [7].

21 мая 1928 г.  Постановлением Президиума ВЦИК Бирюлево было отнесено к категории рабочих поселков [8].

С ростом населения в Москве начали национализировать подмос­ковные дачи и заселять их приезжими. Когда этот резерв был пол­ностью исчерпан к 1930 г., началось массовое возведение, в основ­ном, "легких"(засыпных) деревянных бараков; транспортных рабочих стали также селить в товарных вагонах -"теплушках", приспосабли­вая их под семейное жилье. В районе Бирюлево-Царицыно возникло несколько общежитий, сгруппированных в так называемые поселки ПЧР (поселки чернорабочих).

С началом индустриализации страны, расширением Москвы, а также из-за массового ухода крестьян из деревень, население про­мышленных центров (в том числе Бирюлево)стало стремительно расти. Но жилья не хватало, государственное строительство не успевало за темпами этого роста. В результате началось строительство домов частного сектора. Землю под строительство в Бирюлево давали по договору с последующей выплатой. Жителям бараков(судя по номерам зданий, их было не менее 400) и жилых вагонов стали улучшать жи­лищные условия.

Москва строилась, нужно было сырье, топливо. Нагрузка на же­лезную дорогу возрастала. В связи с этим на станции Бирюлево-то­варное было открыто паровозное ремонтное депо, вагонное депо, за­ложена хлебная база(элеватор). На западе Бирюлева построили кир­пичный завод. Шло массовое строительство домов частного сектора на окрестных лесных территориях, возникли хутора - Пожарка, Пчел­ка, Новая Пчелка, Старая Пчелка. Местность в округе была очень красивой и буквально "утопала" в зелени садов и в цветах.

Интенсивность строительства Бирюлева стала возрастать осо­бенно с началом коренной реконструкции железнодорожной магистрали "Москва-Донбасс"(не позднее 1932 г.) и резким увеличением ее про­пускной способности поездов. А с 1935 г. население Бирюлево нача­ло расти и за счет массового выселения коренных москвичей из центра города, связанного с претворением в жизнь "Генерального плана реконструкции Москвы".

В 1936 г. на станции Бирюлево-товарная была построена пасса­жирская платформа [9]. В газете "Ленинский путь" за 1938 г. о достижениях в сфере бирюлевского строительства говорилось: "Нача­та прокладка ж/д ветки от Бирюлево на коксогазовый завод(г. Вид­ное)... построен новый магазин, лавка, почтовое отделение... За годы Советской власти вырос новый рабочий поселок. За прошлый год построено 300 новых домов, средняя школа, амбулатория, 3 магази­на, дома для рабочих фабрики имени Калинина, для работников фаб­рики Орджоникидзе, 2-х этажный дом для учителей, два 2-х этажных дома для работников узла и трудящихся поселка, водопровод..." [10].

В 1939 г. в Бирюлеве проживало уже 12 тысяч жителей, в этом же году была построена Бирюлевская школа № 13 [11]. Ее двухэтаж­ное здание, расположенное в районе Бирюлево-Восточное, сохрани­лось до сих пор. Многие помнят его под названием "мебельная фаб­рика" (ул. Бирюлевская, 34).

В 1940 г. в Бирюлеве были построены водопровод(5 км) и пеше­ходный мост через железную дорогу у станции Бирюлево-товарная (около 1970 г. он был заменен подземным туннелем) [12]. До этого с водоснабжением были большие трудности, ходили за водой на стан­цию к колонке. Затем вырыли 3 колодца, причем питьевая вода была лишь в одном, называемом "святым". Когда колодцы просели, их за­менили на колонки [13].

Во время Великой Отечественной войны в Бирюлево стояла вто­рая зенитная батарея (на том месте,где сейчас универсам "Бирюле­во" на ул. Элеваторная, 12). Командовал батареей лейтенант Сысо­ев. Расходовалось очень много боеприпасов, так как стреляли зал­пами, не прицельно, а заградительно. На станции Бирюлево-товарная разгружали вагоны с боеприпасами, и все они шли на батарею. На пересечении нынешних улиц Бирюлевской и Лебедянской стоял мощный прожектор, который освещал ночное небо и ловил лучом самолеты противника. В ночь на 22 июля 1941 г. гитлеровской авиацией был атакован и подожжен бирюлевский элеватор. Из-за огромного столба огня, который вражеские летчики использовали в качестве ориенти­ра, тушение пожара происходило в сложных условиях, и сгорело мно­го зерна [14].

После войны поселок разрастался дальше. По железной дороге ходили уже не паровозы, а электрички. В Бирюлево были школы: №34 (железнодорожная), №5 (неподалеку от места, где ныне построен ки­нотеатр "Бирюсинка"), №13 и другие. Население поселка в 1959 г. насчитывало 21500 человек [15].

В 1960 г. поселок Бирюлево был включен в черту Москвы. С 1971 г. здесь начался снос домов, на их месте поднялись современ­ные многоэтажные корпуса. Некоторые старые здания, оставшиеся от поселка, еще сохранились. Многие названия улиц поселка были пере­несены на новостроящиеся улицы разных районов юга Москвы. Память о поселке зафиксирована в названиях двух районов и улицы Бирю­левская.

Сельцо Бирюлево, давшее название поселку, также заслуживает упоминания. Вкратце его история такова.

В XVII - начале XVIII в. оно находилось во владении старинного рода Плещеевых. Так, по писцовым книгам 1627-1629 гг. деревня "Бирилево, Расловлово тож" на речке Сухой Городенке (так, очевидно, называлась в своих вер­ховьях не вобравшая еще в себя притоки река Городня) находилась в поместье за Иваном Васильевичем Плещеевым, которому досталась после его отца и дяди. Тогда она состояла из двора помещика, на котором жили приказчик и "деловые люди", и одного двора бобылей. В 1646 г. при следующем владельце Алексее Андреевиче Плещееве здесь было уже семь крестьянских дворов и жило 13 человек мужско­го пола. В 1709 г. сельцом "Бирюлево, Рослово тож, на речке Сухой Гороженке [в других документах встречаются еще названия Сухая Гребенка, Сухая Саржа], по левую сторону Болшие Серпуховские до­роги" владели стольники Алексей Львович и Иван Никифорович Плеще­евы. Оба имели тут вотчинниковы дворы, на которых жили их "дело­вые люди". Здесь же находились: крестьянский двор с 5 мужскими душами, принадлежавший одному, и два крестьянских двора с 6 мужс­кими душами, принадлежавшие другому владельцу [16]. По данным Ге­нерального межевания 1766 г., сельцо Бирюлево, располагавшееся на правом берегу реки, принадлежало лейб-гвардии секунд-майору Петру Алексеевичу Татищеву (известному масону) и поручику Александру Алексеевичу Плещееву. Владения сельца составляли 485 дес. 1930 кв. саж., здесь проживало 74 души мужского пола [17]. В 1850-е - начале 1860-х гг. сельцом владели князья Оболенские [18]. В 1850 г. в нем проживало 36 мужчин и 37 женщин [19]. По данным 1859 г., сельцо находилось по правую сторону Серпуховского шоссе (очевид­но, шоссе не совпадало со старой Серпуховской дорогой), в нем бы­ло 26 дворов. В 3/4 версты от него на шоссе находилась почтовая Бирюлевская станция [20]. Часть своих владений княгиня Оболенская в 1853 г. продала мещанке Романовой [21]. В 1884 г. в ставшем де­ревней Бирюлеве Зюзинской волости были 1 летняя дача владельца и 18 дворов, на которых проживало 108 человек. На почтовой станции было два трактира и 5 дворов с населением 30 человек [22]. В 1899 г. в деревне было 25 хозяйств и 149 человек. В их владении нахо­дилось 125 га земли. Коров не держали в 14 хозяйствах. Различными промыслами было занято 22 человека из 10 хозяйств [23]. По типу хозяйства селение характеризовалось как садоводческое, с практи­чески одинаковым количеством посадок картофеля и посевов зерновых культур, сохраняющее трехполье, имеющее хорошие покосы, а также содержащее в своей земле большие запасы глины, использовавшиеся для кирпичного производства [24]. В 1927 г. население деревни составляло 241 человек на 43 хозяйства, у которых в землепользо­вании было 195 га. Лошади были в 37 хозяйствах, коровы - в 27 [25]. В 1940-е гг. в деревне по документам отмечался колхоз "Но­вая жизнь" [26]. После 1960 г. деревня вошла в состав Москвы, ны­не ее территории включены в состав районов Чертаново Центральное и Чертаново Южное.

О истории сельца Бирюлево см. также:

1. "Плещеевы"  http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/4-1-0-62

2. "П.А. Татищев"  http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/4-1-0-65

 

Приложение:

Список владельцев сельца Бирюлево:

1. По писцовым книгам 1627-1629 гг.: Иван Васильевич Плещеев, поместье досталось после отца его (ВасилияТимофеевича) и дяди Ивана Замятнина сына Плещеева (четвероюродный дядя), владеет с 1615 г., бездетный, умер в 1641 г.

2. 1646 г.: Алексей Андреевич Плещеев, двоюродный племянник Ивана Васильевича Плещеева, бездетный (вотчинник).

3. 1666 г.: 14 мая Бирюлево (Бирилево) отписано на государя, до этого принадлежало стольнику Льву Андреевичу Плещееву, брату Алексея Андреевича Плещеева, бездетному.

4. 1678 г.: Степан, Никифор, Иван и Лев (умер ок. 1694 г.) Богдановичи Плещеевы, четвероюродные племянники Алексея и Льва Андрееевичей Плещеевых.

5. 1704 г.: дядя их Иван Кузьмин сын Плещеев.

6. 1709 г.: стольники Алексей Львович (сын Льва Богдановича Плещеева, умер в 1741 г.) и Иван Никифорович (сын Никифора Богдановича Плещеева, умер в 1750 г.) Плеще­евы.

7. 1766 г.: масоны лейб-гвардии секунд-майор Петр Алексеевич Татищев (женатый на Настасье Парамоновне Плещеевой,  внучке Ивана Никифоровича Плеще­ева, умерла в 1769 г.), впоследствии он стал полным владельцем имения, умер в 1810 г., и поручик Александр Алексеевич Плещеев, сын Алексея Львовича Плещеева, умер в 1777 г.

8. 1812 г.: княгиня Настасья Петровна Долгорукова, внучка Петра Алексеевича Татищева.

9. 1815 г.: имение выкупил князь Николай Петрович Оболенский.

10. 1820 г.: княгиня Аграфена Степановна Оболенская (вдова Николая Петровича Оболенского), в 1853 г. продала часть владений (2 дес.) мещанке Феодоре Артемьевне Романовой.

11. 1859 г.: князь Григорий Николаевич Оболенский, сын Н.П. и А.С. Оболенских. В 1863 г.  в имении была проведена крестьянская реформа.

12. 1874 г., 19 декабря: мещанка Романова Ф.А. продала подольскому мещанину Орлову Прокофию Андреевичу две дачи с домом и строениями (2 дес. земли).

13. 1876 г.: князь Алексей Григорьевич Оболенский, сын Григория Николаевича Оболенского.

14. 1890 г. (был и в начале XX в.): инженер-капитан Иван Александрович Ромейко.

15. 1899 г., 1911 г.:  действительный статский советник Донат Адамович Печонтковский.

16. Последний владелец: Эсманский.

 

Примечания

        1. Еремин Г.В. Из истории пос. Бирюлева. Рукопись. С.1.

2. Энциклопедия  "Отечественная  история".  М.,  1994.  Т.1. С.236.

3. РГАДА, ф.1374, оп.1, д.848, л.95 об.

4. Памятная книжка Московской губернии на 1912 г. М., 1911. Населенные местности Московской губернии.  С.38, 40; Ле­нинский путь, 1938, № 155; Еремин Г.В. Указ. соч. С.1.

5. Еремин Г.В. Указ. соч. С.1.

6. Православная Москва.  М., 1993. С.85-86; сведения, полу­ченные от старожилов.  В книге "Сорок сороков" (М., 1995.

Т.4. С.120-123) также говорится о существовавшей в 1911-1924 гг. возле станции Бирюлево церкви Александра Невского.

7. Все Подмосковье.  М.,  1967. С.24; Еремин Г.В. Указ. соч. С.1.

8. Указатель ЦГАМО.

9. Еремин Г.В. Указ. соч. С.1-2.

10. Ленинский путь, 1930, № 84, 88, 170-171.

11. Все Подмосковье.  С.24; сведения старожила Н.Т. Быстриц­кой.

12. Еремин Г.В. Указ.соч. С.2.

13. Сведения сообщены старожилом Н.В. Журавлевой.

14. Сведения сообщены старожилом И.Е.  Шмелевым.  См. также:

Сергеев И.Н.  Царицыно.  Люди, события, факты. М., 1995.

С.178.

15. Все Подмосковье. С.24.

16. РГАДА, ф.1209, оп.1, д.9807, л.186-186 об.; д.9809, л.544 об.; ф.350, оп.1, д.249, л.436 об.-440.

17. Там же, ф.1354, оп.256, ч.1, л.3; ф.1356, оп.1, д.2358, л.1.

18. Нистрем К. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. М., 1852. С.938; ЦИАМ, ф.66, оп.3, д.2094, л.1 и след.

19. Нистрем К. Указ. соч. С.938.

20. Огородников Е.К. Московская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. СПб., 1862. С.20.

21. ЦИАМ, ф.364, оп.1, д.6268, л.1-4.

22. Афанасьев В.П.  Описание Московского уезда с указанием в оном станов, волостей, урядов и селений. М., 1884. С.52.

23. Московский уезд.  Статистико-экономический сборник.  М.,

1928. Вып.1. С.488-489.

24. Экономическо-статистический сборник.  М.,  1913.  Вып.7.

С.6, 42.

25. Московский уезд. С. 448-449.

26. ЦГАМО, ф.7121, оп.1, д.11, л.65 (сообщено краеведом В.И.

Матвеевой).

 

Дополнения

РГАДА ф. 1209, оп.1, д. 701, л. 794-798 об. Межевание декабря 1727 года, межа земли статского действительного советника и герольдмейстера Ивана Никифоровича да действительного советника и московского губернатора Алексея Львовича Плещеева сельца Бирюлева с пустошами да морского флота мичмана князя Александра Яковлевича Урусова да статского действительного советника и герольдмейстера Ивана Никифоровича Плещеева новых его дач сельца Красного с пустошами.

 

РГАДА, ф. 1209, опись 2, дело 9838, л. 76-79, РОД май ДI (174 года мая 14), Чермнев стан, стольника Льва Андреевича Плещеева деревня Бирилево Расловлево тож отписана на государя, под нею пруд, есть двор вотчинников (горница с комнатою да горинка в срубе да другой вотчинников скотный двор), да под деревнею мельница. Пустошь Бараши Меньшие Задние а Колесниково тож, пустошь Бараши Большие , пустошь Никольское вверх речки Городенки.

 

РГАДА ф. 1209, опись 1, дело 9810, лист 33, на отказе в 1670 году упоминаются крестьяне вдовы Лва Плещеева Марии деревни Сухой Городни.

Земская окладная книга Московского уезда. М., 1873. С. 72-73:

Помимо князя Г.Н. Обленского и мещанки Ф.А. Романовой 1,7 дес. усадебной земли при с. Бирюлеве владел крестьянин Василий Петрович Корчашкин.

 

Категория: Селения Южного округа | Добавил: marina (24.12.2008)
Просмотров: 2051 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1  
Смотрите также фоторепортаж о Бирюлевской аллее.

2  
пеше­ходный мост через железную дорогу у станции Бирюлево-товарная (около 1970 г. он был заменен подземным туннелем) [12]. Даже еще в 1980-81 г.г. не было никакого тоннеля, а был только пешеходный мост.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]