Пятница, 26.04.2024, 00:59 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Селения Южного округа. Из истории Южного округа

Донской район. Подмонастырская слобода и ее окрестности.

Чусов С.Ю.

Район Донского монастыря

Территории, составляющие ядро района Донской, начали засе­ляться после основания здесь Донского монастыря. Монастырь был заложен на том месте, где в 1591 г. Борис Годунов с собранным войском встречал подступившего к Москве крымского хана Казы-Ги­рея. После непродолжительных столкновений и попытки прорыва к го­роду крымские войска бежали из-под Москвы. Это было объяснено заступничеством Божией Матери, чья Донская икона находилась в стане русских войск. Поэтому в 1591-1593 гг. по указу царя Федора Иоанновича на месте походной церкви, где стояла икона, в ее честь была выстроена каменная церковь, вокруг которой и сложился монас­тырь. Вначале он был бедным, в 1650-1678 гг. - приписным к мос­ковскому Андреевскому монастырю.

Монастырь был основан на земле Даниловского монастыря, из дачи которого был выделен участок, а Донскому монастырю было пожаловано сельцо Семеновское с пустошами (среди которых "пустошь что была слобода Старое Кадашево), земли которого начинались поблизости, за речкой Кровянкой (речка Фоминка, Крутой овраг).  По писцовым книгам 1628-1629 гг. вокруг монастыря была лишь монастырская пашня (28 четвертей в одном поле) [1]. Однако имеют­ся данные, что еще в начале XVII в. у монастыря была слобода, в которой за определенную плату жили независимые от него лица из разных сословий. Жили тут, очевидно, и монастырские слуги и ра­ботники. В то время торгово-ремесленное население монастырских слобод не облагалось государственными повинностями (?-сведений о слободе не найдено). После приня­тия Соборного уложения 1649 г., ликвидировавшего привилегии мо­настырских слобод, жители слободы Донского монастыря, занимавшие­ся ремеслом и торговлей, были приписаны к различным тяглым(т. е. облагавшимся государственными налогами и повинностями) слобо­дам, однако продолжали жить на прежнем месте и платить монастырю за землю. Согласно тому же Уложению, установившему границу го­родской выгонной земли в 4 версты от Москвы, монастырь лишился половины слободы, попавшей в эту полосу отчуждения. Окружающие Донской монастырь земли Данилова монастыря были также отведены под городской выгон. [2].

В период правления царевны Софьи начался расцвет монастыря. Попечительством ее сестры Екатерины монастырь быстро застраивает­ся новыми зданиями, обносится каменными стенами и становится од­ним из богатейших и крупнейших в стране. В 1683 г. правительство в обход постановлений Соборного уложения выделило монастырю 20 дес. из городской выгонной земли для того, чтобы тот сдавал ее под застройку "на оброке" (т. е. в аренду). Еще через несколько лет монастырь выпросил под заселение территории между монастырс­кой слободой и Калужскими воротами Земляного города (под предло­гом того, что на этих пустующих землях жители слободы постоянно подвергались нападениям со стороны "лихих людей") [3]. Интересный факт: в 1684 году поселение у монастыря упоминается как Новокадашевская слобода (Межевая книга Данилова монастыря). А в 1692 году Гавриле Ивановичу Головкину была продана земля по Калужской дороге "подле новопостроенной слободы ... что прежде было село". Сами же кадашевцы (см. ниже) часто упоминаются как жители новопоселенной слободы. То есть, здесь имеет место отсылка к пустоши "что была слобода Старое Кадашево", которая находилась за Крутым оврагом  [3a]. Довольно быстро (к 90-м годам XVIIв.) слобода разрослась на всю эту терри­торию. В источниках слобода именовалась подмонастырской, околомо­настырской или просто слободой. Фактически же она состояла из двух частей. В одной, называемой "служней слободой", жили зависи­мые от монастыря люди, не платившие за пользование землей. В дру­гой, чаще именуемой просто слободой, селились люди разного зва­ния, которые были обязаны платить за землю. Четкой границы между этими частями не существовало, так как некоторые жители слободы постригались в монахи и отдавали монастырю свои дворы, и, наобо­рот, при сокращении количества монастырских слуг и работников ос­вободившиеся участки сдавались под застройку. За квадратную са­жень сдаваемой земли монастырь получал со слобожан по полденьги в год. В конце XVII в. годовой сбор Донского монастыря с участков, сдаваемых в аренду, составлял по окладу 217 руб. 61 коп. (на са­мом деле меньше, так как было много неплательщиков).

В январе 1701 г. Петром I была осуществлена важная церковная реформа: с целью более полного подчинения церкви государству, изыскания дополнительных средств на ведение Северной войны и осу­ществление преобразований был восстановлен Монастырский приказ. Монастыри лишили права собирать плату за землю со слобод, эти деньги стали поступать в Монастырский приказ. Этот царский указ пришел в Донской монастырь 14 июля 1701 г. Так слобода оконча­тельно отделилась от монастыря, хотя в документах первой половины XVIII в. продолжала именоваться слободой Донского монастыря. Од­нако на практике более трети доходов, которые собирались со сло­боды, Монастырский приказ возвращал монастырю на его хозяйствен­ные нужды, да и действие указа не распространялось на вновь сда­ваемые участки. Так, в 1719 г. таких участков было пять. Еще больше монастырь получал денег от сдачи внаем окрестной земли под производство кирпича (некоторые арендаторы тут же добывали гли­ну). В 1719 г. арендаторов-владельцев кирпичных заводов здесь бы­ло 5 человек. Любопытен состав населения слободы. Так, в 1713 г. из 166 дворов 68 принадлежали тяглецам 14-ти государевых слобод, в основном, кадашевцам (38 дворов), 29 - представителям приказной администрации, 14 - стольникам, 13 - крепостным крестьянам и дво­ровым людям, 10 - белому духовенству. На остальных дворах жили купцы гостинной сотни, военные, мастеровые, иноземцы. Упоминаются дворы довольно состоятельных горожан, которые являлись разновидностью загородной дачи. В этот пе­риод отмечается лишь один случай сдачи участка под "харчовый про­мысел", никаких других свидетельств торгово-ремесленной деятель­ности здесь нет, так как все население было занято трудом вне слободы, а в ней лишь проживало. Что касается служней слободы, то сведений о численности в ней дворов в конце XVII - начале XVIII в. нет. Известно только, что в 1700 г. на монастырь работало 36 слуг и работников.

Служняя слобода располагалась около монастыря по пяти Донс­ким переулкам (два из них переименованы сравнительно недавно). За ними шла овражистая местность, где строились кирпичные заводы. Часть монастырской слободы, где жили арендаторы, располагалась между Калужской (ныне Ленинский проспект) и Шаболовской (ныне ул. Шаболовка) дорогами от монастыря до Калужских ворот (ныне Калужс­кая площадь). Улица, соединявшая монастырь с Калужскими воротами, (ныне Донская ул.) тогда называлась Средней.

В слободе находилась церковь Ризоположения [4]. Она была построена на том самом месте, где московские власти в 1625 г. встречали персидских послов, привезших в подарок царю Михаилу Фе­доровичу святыню - ризу Иисуса Христа. Эта риза была положена в Успенском соборе Кремля, в честь чего учредили праздник - Положе­ние Ризы Господней в Успенском соборе в Москве, по которому и получила название церковь в слободе. Деревянная церковь, возмож­но, была построена вскоре после этого события, но первое докумен­тальное упоминание о ней относится к 1690 г. Современный каменный храм строился по частям (сначала придел св. Екатерины, потом главный престол) в 1701-1716 гг. Забегая вперед, отметим, что в 1763 г. в трапезной был устроен второй придел - апостола Иакова, а затем в конце 80-х годов XIX в. здание подверглось перестройке (пристроены отдельный придел апостола Иакова к трапезной и ризни­ца к приделу св. Екатерины), устранившей асимметричность храма [5]. В начале XVIII в. около церкви была богадельня, в которой в 1722 г. содержались 63 женщины [6].

В 1730 г. вокруг монастыря была насажена роща ("березник, кленник, дубник, липняк, ельник"), окопанная каналом с решетками [7]. На плане Москвы 1739 г. Донской монастырь показан окруженным обширным полем, вероятно, занятым его огородами. В 1731 г. указом Сената жителям улиц, находившихся за Калужскими воротами, было предписано устроить возле своих домов каменные мостовые. В следу­ющем году по указу того же Сената сюда было проведено освещение - в местах, "где бывает знатный проезд, ... за Серпуховскими и Ка­лужскими вороты к Донскому монастырю" приказывалось через 20-30 саж. поставить фонари, содержать которые в рабочем состоянии должны были сами "обыватели". В 1742 г. была построена таможенная граница города - Камер-Коллежский вал (перестал существовать уже в начале XIX в., но название места сохранялось гораздо дольше). Донской монастырь с частью слободы оказался внутри этой границы. Любопытно, что в 1779 г. при обсуждении вопроса о проведении чис­той воды в Москву, было названо только два места, где имеются хо­рошие колодцы, одно из них - Донской монастырь. По описанию 1790 г., он занимал 55 дес. 806 кв. саж., из которых на пашню и сено­кос приходилось 37 дес. 516 кв. саж. У поселившихся в слободе на "выгонной земле, взятой из дачи Донского монастыря" " разного звания людей" во владении было 221 дес. 1798 кв. саж. Под самим поселением находилось 50 дес. 2040 кв. саж., а 137 дес. 516 кв. саж. занимали сенокосы. Указанная земля была по обе стороны Ка­мер-Коллежского вала и на ней, как и все XVIII столетие, работали кирпичные заводы "разных содержателей".

Еще в 1753 г. было предписано все пустующие земли Москвы от­давать в оброчное содержание Главной полицмейстерской канцелярии, которая затем распределяла доходы между владельцами земель. С этого времени заселением и застройкой в Москве и вокруг нее, в том числе и в Донской слободе, стала ведать полиция.

Земли, входившие в состав слободы, постепенно застраивались домами, появлялись новые улицы. На планах первой половины XIX в. Донской монастырь показан окруженным с севера и запада площадью без насаждений, с юга и востока - огородами. К юго-западу от мо­настыря (приблизительно, напротив нового кладбища) отмечены жилые постройки. Именно они на этих планах названы Донской слободой [8]. Здесь, в частности, жили цыгане, торговавшие лошадьми на Конной площади (ныне на ее месте 1-я Детская больница им. Морозо­ва) [9] . Весь район вокруг Донского монастыря даже в начале XX в. имел провинциальный, почти сельский характер и был застроен небольшими деревянными домиками с палисадниками, а иногда и с об­ширными садами. Вот как выглядела Средняя улица в первой половине XIX века: "... она очень широка, и по обеим перед домами большие палисадники с цветами и самою прелестною зеленью. Домики невелики, по большей части деревянные, но довольно красивы [10]. Однако, тут были и заводы. Так, в 1857 г. между улицами Малая Калужская и Донская "Обществом механических заводов братьев Бромлей" был построен машиностроительный завод, вскоре ставший одним из крупнейших в Москве. В 1916 г. на нем ра­ботало 1985 чел., завод производил станки по обработке металлов и дерева, паровые машины, дизели и другие двигатели [11]. Ныне он носит название "Красный пролетарий".

Территории района южнее Камер-Коллежского вала, ставшего к 60-м годам XIX в. фактической границей Москвы, в начале XIX в. были заняты огородами и пустырями, несколькими небольшими имения­ми,  дачей Милютина (так называемая "дача-голубятня"), а также кладбищами: чумным, холерным и татарским (создано во время чумы 1791 г. на земле, приобретенной у М.А. Милютина). Кро­ме того, тут размещались заводы и фабрики. На плане Москвы 1841 г. здесь отмечается 5 кирпичных заводов, миткалевая и паточная фабрики, на плане 1859 г. - ситценабивная фабрика. Постепенно эти территории заселялись. К середине XIX в. в районе Шаболовки поя­вилась казенная Хавская слобода, которая вскоре перешагнула Ка­мер-Коллежский вал и заняла прилегающие земли Московского уезда.  Названа так была слобода по фамилии бывшего землевладельца - москвоведа П.В. Хавского, который владел участком в первой половине XIX века. В 1911 г. площадь ее уездной части вместе с Канатчиковой дачей составляла 331,57 дес. [12].

"Канатчиковой (первоначально "Бекетовой") дачей" называлось окруженное рощами имение, принадлежавшее в начале XIX в.(до 1835 г.) брату известного прос­ветителя и издателя П.П. Бекетова Ивану Петровичу Бекетову, вид­ному коллекционеру произведений искусства и нумизмату, члену Об­щества истории и древностей российских. Здесь у него был загород­ный дом, полукруглой формы, с прудом и оранжереей, прекрасным зимним садом из трех отделений (южноамериканского, индийского и африканского), соединенным с домом через птичник, расположенный на холме и окруженный лугами и парком, по отзывам современников - "препоэтический уголок, никому не доступный, обнесенный сплошным тыном". В 40-е гг. XIX в.наследницей И.П. Бекетова С.С. Бибиковой "Бекетова дача" была продана купцам В.Я. Яковлеву и С.Р. Родионову, видимо, для уст­ройства здесь фабрики [13].  В 1868 г. владение под именем Канатчиковой дачи (названной так по фамилии представителя владельцев, осуществлявшего продажу) было куплено городом для строитель­ства скотобойни, однако после 17 лет проволочек комплекс боен по­явился за Покровской заставой. На месте купленной дачи хотели устроить городской парк для народа вроде Сокольников, но и этому проекту не суждено было осуществиться. В 1894 г. в здании, пост­роенном архитектором Л.О. Васильевым на средства, собранные оста­вившим добрый след в истории Москвы городским головой Н.А. Алек­сеевым (дядей знаменитого режиссера К.С. Станиславского), здесь открылась городская психиатрическая больница [14]. В 1904-1907 гг. больницей заведовал известный русский психиатр П.П. Кащенко, много сделавший для улучшения условий жизни и работы медперсонала, также им была развита и продолжена вызывавшая положительный отклик система патронажа (содер­жания больных в семьях в Москве и в окрестных деревнях за плату) [15]. До 1922 г. больница носила имя Н.А. Алексеева, затем была переименована в честь П.П. Кащенко, ныне же опять получила преж­нее имя [16].

В 1903-1908 гг. по южной границе района прошла Окружная же­лезная дорога [17]. Вблизи Канатчиковой дачи была построена стан­ция Канатчиково. В 1905-1906 гг. описываемые земли между бывшим Камер-Коллежским валом и Окружной железной дорогой, оставаясь ад­министративно в составе Московского уезда, стали подведомственны московской городской полиции [18]. В 1917 г. Окружная железная дорога стала границей Москвы, и этот обширный район окончательно влился в состав города.

 

 

Красным цветом отмечены дополнения М.А. Чусовой.

Примечания

1. Забелин И.Е.  Историческое описание Московского ставропи­гиального Донского монастыря.  М.,  1893. С.3-8, 14, 17,

113.

2. Налетов А.Г. Слобода Донского монастыря во второй полови­не XVII-первой четверти XVIII в. // Вестник Московского университета. Сер.8. История. 1981. №1. С.51-52.

3. Налетов А.Г. Указ. соч. С. 54-55; Забелин И.Е. Указ. соч.                С.122; РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 687. Л. 403 – 406.

3а. Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 12. М., 1893. С.                367; Межевая книга Данилова монастыря 1684 год.

4. Налетов А.Г. Указ. соч. С.55-63.

5. Сорок сороков.  М., 1995. Т.3. С.118-119.

6. Налетов А.Г.  Указ. соч. С.63.

7. Забелин И.Е. Указ. соч. С.175, 177.

8. Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. М.,

1950. Т.1.  С.241,  268,  307-308;  То же. М., 1954. Т.2.

С.284-285;  То же.  М.,  1972. Т.3. С.248, 253, 263, 278,

282.

9. Богатырев П.И. Московская старина // Московская ста­рина. М., 1989. С.127.

 

10. Ишимова А.И. Каникулы 1844 года, или Поездка в Москву. Спб., 1846. С. 125, 152; По Москве. М., 1917. С.369.

11. Колодный Л.  Москва у нас одна. М., 1991. С.126; Список фабрик и заводов г.  Москвы и Московской  губернии.  М., 1916. С.50.

12. Экономическо-статистический сборник.  М.,  1913.  Вып.6. С.1, 197; Сытин П.В. Указ. соч. Т.2. С.264; Т.3. С.198, 199, 255, 278, 282.

13. Пыляев М.И. Старая Москва. М., 1995. С.393-394; Дмитриев

М.А. Главы из воспоминаний моей жизни.  М., 1998.  С.60,

528; Ярославцева С.И. От Черёмушек до Зюзина. В долине Котла. Четыре московских района: Черёмушки, Зюзино, Котловка, Академический. М., 2014. С. 110.

14. Пороховщиков А. Материалы для городского благоустройства (продолжение). М., 1885. С.7-8, 16; Москва. Календарь на 1895 год. М., 1895; Сорок сороков.  Т.3. С.577.

15. Большая Советская Энциклопедия. М., 1973. Т.11. С.561; По Москве. С.143; Музей истории больницы им. Н.А. Алексеева

16. Сорок сороков. Т.3. С.577.

17. Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1958. С.711.

18. Памятная книжка Московской губернии на 1912 г. М., 1911.

Населенные местности Московской губернии.  С.10; Эконо­мическо-статистический сборник. Вып.6. С.204.

 

Категория: Селения Южного округа. Из истории Южного округа | Добавил: marina (16.12.2008)
Просмотров: 1645
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]