Среда, 24.04.2024, 02:33 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Селения Южного округа. Из истории Южного округа

Братеево

         Чусов С.Ю.

       БРАТЕЕВО

Село Братеево было расположено на территории одноименного района.

Река Москва в этом месте круто меняет свое направление с восточного на южное, а невысокий береговой вал далеко отступает от линии воды, образуя обширные земли, занятые пойменными лугами, покрытые нанесенным в результате весенних разливов плодородным илом [1]. Неудивительно, что, по крайней мере, с начала нашего тысячелетия эти места были густо заселены, что подтверждают су­ществовавшие здесь многочисленные курганы, оставленные славянским племенем вятичей и датируемые XI-XIII вв., а также обследованное археологами Братеевское селище на левом берегу р. Городенки (Го­родни) приблизительно того же периода (р. Городенка, недалеко от села впадающая в р. Москву, в те времена была гораздо более пол­новодной) [2]. Любопытно, что местное население считало курганы оставшимися от войны 1812 года могилами французов [3].

Существует несколько версий относительно первоначальной ис­тории села Братеево и происхождения его названия. По одной из них, в конце XVI в. село принадлежало брату Бориса Годунова - Се­мену, отчего и получило свое название [4] (действительно, ближай­шие окрестные села - Беседы и, возможно, Борисово - в то время были во владении рода Годуновых). По другой версии, еще до време­ни Годуновых деревня Братеево "тянула" к сельцу Овражки (которое после приобретения его Борисом Годуновым стало именоваться Бори­совом), и в ней находилась церковь Усекновения Главы Иоанна Пред­течи, принадлежавшая этому сельцу. После строительства в с. Бори­сове деревянной церкви прежняя стала числиться за Братеевом, и эта деревня стала селом. Существует также легенда, что Братеево основано двумя братьями, высадившимися с плота и построившими на этом месте деревянную церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи [5]. Однако, достоверных источников по истории Братеева этого пе­риода пока не обнаружено.

Первые известные в настоящее время упоминания о Братеево относятся к 1620-м годам. В межевой книге 1623 г. при описании размежевания владений Николо-Перервинского монастыря и дворцовых владений упоминаются Братеевское болото и Братеевская дорожка. Известно, что в 1628 г. церковь Иоанна Предтечи дворцового "села Коломенскаго в приселке Братееве" была деревянная, постро­енная исстари ("церковные дани платилось 3 алтына с деньгою, кор­мовая гривна"). По писцовым книгам 1631-1633 гг. "в селе Братееве церковной земли подле зараз [оврагов - Авт.] 2 десятины в поле, а в дву потому ж, сена в Долгом лугу 5 десятин; пустошь Антипинс­кая, а в ней пашни лесом поросло худыя земли полтрети десятины в поле, а в дву потому ж, в пусте треть выти, владеют приселка Дь­яковского попы" . По другим данным, в 1633 г. у церкви были дворы "попов, пономарев, три бобыльских", в приходе 25 дворов, пашни 6 четвертей, сена 80 копен [6]. По переписным книгам дворцовых во­лостей 1646 г. села Борисовского в приселке Братееве было 27 дво­ров (34 чел. мужского пола) и у церкви дворы священника, дьякона и церковного бобыля [7].

Через три десятилетия в писцовых книгах 1675 г. описывается "дворцового села Коломенского приселок Братеев на Москве на реке, а в нем церковь во имя Усекновения Честные Главы Иоанна Предтечи деревянная, клецкии, да предел Чюдо Архистратига Михаила [любо­пытно, что перечисляемые там же церковные облачения почти все ветхи - Авт.] ... Колоколница на четырех столбах, крыта тесом, на ней четыре колокола, весу в них восемь пуд, церковь от поповых и от крестьянских дворов в дватцати саженях". На церковной земле "сидели" священник с детьми и дьячок, их "усадная земля того ж села со крестьяны вместе, пашни паханые церковные худые земли подле зараз восемь четей в поле, а в дву потому ж, сена в Долгом лугу пять десятин да капуснику полдесятины, а что в приправочных книгах написано: дворы бобылские и места келейные, и бобыли по­мерли, а усадная их и келейная земля припущена к церковному клад­бищу". В самом же селе были те же 27 крестьянских дворов, но уже 84 человека мужского пола. Интересно, что один из крестьян имел приемыша, т.е. зависимого работника, а другой - купленного поля­ка. В крестьянском пользовании находилось "под дворами и огороды усадные земли с церковною восемь десятин, животинного выпуску де­вять десятин с полдесятиною, пашни паханые середние земли шезде­сять три чети с третником в поле, а в дву потому ж, лесные порос­ли новозаповедной рощи олшнягу восемь десятин, ивнягу пять деся­тин, болото три десятины да за речкою Городенкою по пашне десять десятин, сена в Братеевских лугах подле Долгова озера и по бори­совских крестьян покосы сорок три десятины, капустнику две деся­тины". Кроме того, крестьяне "из волового денежного оброку", ко­торый платили в Приказ Большого дворца, владели пустошами: "Федо­ра Василищева, Андреева тож" (подле пустоши Соболева), "другое Валищево у Дмитриева пруда", "Без трети Олгинино, Демехинская тож на Хмелевском враге (третью этой пустоши владели крестьяне с. Бе­седы) и "Крупино, Бряиново другое тож" (в общей сложности 31 четь паханой земли в одном поле, 5 десятин сена в лугах и 25 копен по заполью). Последние три пустоши находились на самой границе двор­цовой Коломенской волости, возле р. Хмелевки и "Садковского вра­га", за которыми были уже земли д. Зябликово Беседской волости [8]. Пустошь Крупино еще в 1646 г. была деревней [9], но к описы­ваемому времени "крестьяне ис той деревни вышли в приселок Брате­ев, а иные померли" [10]. Возле села раскинулись Братеевские лу­га, в которых косили сено все крестьяне Коломенской волости. Нор­ма пахотной земли на одну душу мужского пола была в Братеево все­го 1,089 дес. (1,22 га), тогда как во всей Коломенской волости - около 2 дес., но следует учитывать качество земель (здесь они "средние", а в остальных селениях - в основном, "худые") [11].

В 1703 г. в приходе церкви Иоанна Предтечи состояло 38 дво­ров, "пашни церковной земли 8 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 50 копен", священиком был Ермила Созонтьев . Впоследствии с церковью что-то случилось (возможно, она сгорела), так как 24 де­кабря 1731 г. был "запечатан" указ о строении церкви:"По чело­битью Пехрянской десятины дворцоваго села Коломенскаго приселка Братеева церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи попа Михаила Федотова с приходскими людьми, велено, против их челобитья, того ж Московскаго уезду из села Рождествена перевесть деревянную цер­ковь Рождественскую и построить в оном приселке Братееве, на том же церковном месте, во имя тот же престол Иоанна Предтечи" [12].

В середине XVIII в. дворцовые крестьяне Коломенской волости были переведены на оброк. Близость Москвы, этого обширного рынка, удачное местоположение, издавна существовавшие традиции разведе­ния дворцовых садов в близлежащих Коломенском, Дьякове, Борисове способствовали распространению среди братеевских крестьян садо­водства и огородничества, приносивших значительный доход. О за­житочности здешних жителей, помимо свидетельств современников, говорит такой факт. В ревизских сказках 1811 г. упоминаются 2 вольноотпущенных дворовых человека разных помещиков, приписанных к селу и в том же году отданных в рекруты , а в ревизских сказках 1850 г. в таком же качестве упоминаются один воспитанник и одно бывшее духовное лицо. Суть в том, что крестьяне не хотели идти в рекруты. Обладая средствами, они платили какому-нибудь помещику, тот отпускал на волю своих дворовых, их приписывали к деревне и тут же сдавали в рекруты, даже без их согласия. Так же "запро­даться в рекруты" мог и любой другой свободный человек, чем, как видим, братеевские крестьяне и пользовались. Характерно также, что в ревизских сказках 1811 г. отмечаются 3 человека, выбывших в купечество, причем один - с двумя сыновьями и племянником, а в ревизских сказках 1834 г. - один человек, выбывший в мещанство с сыном. Для перехода в купечество крестьянину требовалось в тече­ние долгого времени жить в городе, иметь там собственные лавки, дом и усадебный участок, а также наличный капитал не менее 500 руб. В 1795 г. в селе числилось 125 душ мужского пола, в 1816 г. - 43 семьи, 140 мужчин, 159 женщин, в 1850 г. - 40 семей, 205 мужчин, 227 женщин. После 1797 г. с. Братеево со всей Коломенс­кой волостью перешло в Удельное ведомство, управлявшее собствен­ностью императорской фамилии. Часть населения села составляли старообрядцы (в 1826 г. их было 34 человека, в 1865 г. - 49 чело­век) [13].

После реформы 1861 года с. Братеево вошло в состав админист­ративной Царицынской волости. В 1869 г. в селе жило 259 мужчин и 243 женщины. По данным 1876 г., здесь было 80 хозяйств, лавка, питейный дом, трактир. В надел крестьяне получили 358,6 дес. зем­ли (используемой до реформы), которая делилась на 225 человек. У крестьян было 100 лошадей, 77 коров, 100 голов мелкого скота. Ос­новным занятием было садоводство. Сады имели все без исключения дома. Минимальный валовой доход от них на одну душу был 10 руб. в год. Высевали также по 3 четверика зерновых и 12 четвериков кар­тофеля на одну душу в год. Два дома занималось издельной домашней промышленностью, 30 человек уходило на заработки на один год, 22 человека - на полгода . Промыслы не были особо распространены среди братеевских крестьян, тем не менее в 1881 г. 64 чел., в ос­новном, женщин, из 34 хозяйств изготовляли гильзы для папирос, 55 чел. занимались намоткой хлопчатобумажной нити на катушки. В селе было 3 мастерских по изготовлению канители - тонкой металлической нити, используемой в золотошвейном и позументном производстве. В них работало 6 чел., в том числе один - наемный . Ежегодно с крестьян бралось различных платежей 8,3 руб. с получившей надел души. Крестьянские дети обучались в Борисовском земском училище [14].

Сельская церковь, по описанию 1887 г., была деревянной, с такою же колокольней, на каменном фундаменте, покрыта железом. В ней было 2 престола: главный - в честь Усекновения Честныя Главы Св. Иоанна Предтечи и боковой - Св. Мученика Власия, устроенный в трапезной на собственное иждивение церковного старосты К.Т. Бол­ховитинова в 1880 г. Церковь была одноэтажной, одноглавой, крыша и глава окрашены медянкой, стены обшиты тесом и покрашены белила­ми. Колокольня была двухэтажной, первый этаж - из белого камня, второй - деревянный, обшит тесом и окрашен белилами. На колоколь­не было три колокола. В числе достопримечательностей храма отме­чались древние иконы и плащаница, резное распятие, по преданию приплывшее по р. Москве, изразцовые (по другим данным, резные де­ревянные) царские двери. Из святынь упоминались части мощей св. муч. Антиния и преп. Антония и Феодосия Печерских.

У церкви было 20 дес. пахотной земли и 12 дес. сенокосной, на церковной земле стояли дома ее служителей. Первоначально цер­ковь была холодной, но стараниями священника Н.А. Речменского, служившего в ней в 1870-1888 гг., храм был переделан в теплый. Отец Николай за свою отзывчивость пользовался любовью своих при­хожан и много делал для благолепия храма. Поскольку приход был немногочисленный и бедный, он настойчиво искал и находил благот­ворителей в Москве, из которых самым активным был потомственный почетный гражданин Николай Николаевич Рожнов. В селе отец Николай собирался открыть церковно-приходскую школу и даже нашел для нее попечителя. Так как храм находился на самом берегу р. Москвы, ему грозила неминуемая опасность разрушения из-за подмывания берега рекой. Поэтому было решено построить новый храм на другом месте. Был сделан сбор средств среди крестьян, но полученная сумма ока­залась недостаточной. Пришедшему после смерти отца Николая свя­щеннику В.А. Кирьякову, также весьма энергичному и распорядитель­ному человеку, чтобы довершить начатое дело, пришлось собирать пожертвования на стороне. 27 мая 1890 г., хотя имелось в наличии только 2000-2700 руб., была совершена закладка нового каменного храма, и к половине октября он был уже вчерне готов. Храм был построен на высоком месте, за селом, "в византийском стиле", с тремя поставленными в ряд престолами и обширным куполом. Трехъ­ярусный вызолоченный дорогой иконостас для него с голубем из "ро­зок" и горного хрусталя, стоявший ранее в церкви генерал-губерна­торского дома, был пожертвован Великим князем Сергеем Александро­вичем и его женой Елизаветой Федоровной в обмен на древний ико­ностас из старой церкви. Из других благотворителей следует отме­тить крестьянина села Никиту Алексеевича Дрожжина, пожертвовавше­го до 4000 руб., 218-пудовый колокол и, возможно, кресты на храм; подрядчика Кудрявцева, на свой счет поставившего рамы; владельца музыкального магазина в Москве В.П. Рейнберга, пожертвовавшего священные сосуды; временного московского купца Федора Спиридоно­вича Рыбакова, поставившего на свой счет иконостасы в оба приде­ла.

3 ноября 1892 г.  состоялось освящение храма с двумя престо­лами - главным во имя Св.  Иоанна Предтечи и боковым - во имя Св. Архангела Михаила .  От старого храма, по свидетельству современ­ников, в это время оставалась уже только трапезная, в которой шла служба в период строительства. 24 июня 1893 года был освящен вто­рой придел - Священномуч. Власия [15].

Относительный упадок садоводства в этом районе в конце XIX в., связанный с начавшейся конкуренцией подвозимых по железной дороге с юга ягод, а также с частыми заморозками и нашествиями вредителей, мало коснулся Братеева, так как наличие обширных "за­водей" дало возможность не вырубать сады, а засаживать эти плодо­родные земли овощными культурами, такими же выгодными, как и пло­довые. Среди овощей преобладали капуста, огурцы, свекла, редька (первые три занимали в 1911 г. соответственно 9,9%, 7,4%, 2,4% засаживаемых земель), причем капусту выращивали и на семена. Сады же занимали в 1911 г.всего 6,7% засаживаемых земель , причем здесь основной культурой была малина (78,58% всех садовых поса­док) . Следует учитывать, что у Братеева береговой вал был невы­сок и полого спускался к югу, образуя мало защищенные от северных ветров котловины. Из-за опасности вымерзания сажать сады можно было только на южных склонах этих котловин, что во многом ограни­чивало развитие садоводства в Братееве. Основные площади занимал картофель (60,1%), зерновых было совсем мало. Капусту квасили на зиму в кадках и в дошниках - громадных кадках из сосновых досок, врываемых в землю почти в уровень с поверхностью, вместимостью 1200-1500 пудов (их имела почти четверть хозяйств). Для плотности укладки в дошник влезал человек в чистых сапогах, обернутых чис­тыми мешками, и утаптывал капусту. Эта капуста шла на продажу, причем дошниковая считалась хуже кадочной.

В 1911 г. в с. Братееве из 138 приписанных к общине хозяйств в наличии было 120 (и у них, соответственно, 120 изб, да еще у трех отсутствующих семейств 12 изб). В селе было 323 мужчины и 306 женщин. Здесь были трактир 3-го разряда, 2 овощные лавки, на­чальная церковно-приходская школа (открывшаяся в 1900 г.). Гра­мотные и учащиеся имелись в 109 хозяйствах, причем грамотных было 158 мужчин и 76 женщин, а учащихся, включая детей, 24 мужчины и 19 женщин. 94 хозяйства имели скот, из них лошадей не было лишь у одного хозяйства, а коров не имело 34 хозяйства (т.е. в общей сложности коров не было у половины хозяйств села). Сельскохозяйс­твенных рабочих нанимало лишь 55 хозяйств (по сравнению с окружа­ющими селениями это небольшая доля), использовались они на таких трудоемких работах, как прополка капусты, окопка садов, сбор уро­жая; в основном, это были женщины, приходившие из южных подмос­ковных губерний, которых называли "пололки". Братеевских же крестьян в сельхозрабочие нанималось 16 чел. из 12 хозяйств. 39 чел. из 26 хозяйств земледелием не занимались, а жили различными промыслами. В аренду сдавала землю почти половина хозяйств (59), а арендовало 81 хозяйство [16].

По данным 1927 г., население села составляло 837 чел. на 158 хозяйств. В землепользовании было 329 га земли. Лошадей не имели 32 хозяйства, коров - 82 . В селе были 1 сапожник, 1 кузнец, 1 портной, один человек работал на фабрике [17]. В 30-е годы в селе был организован колхоз "Путь Ильича" [18]. Церковь была в 1930 г. закрыта и отдана под клуб [19]. Окончательно ее разрушили, по од­ним данным, в 40-е годы [20], по другим - в 80-е годы, при сносе села [21]. Во время Великой Отечетственной войны при налете фа­шистской авиации был разбомблен братеевский элеватор. В 1950 г. все окрестные колхозы объединились в единый колхоз им. Ленина, причем Братеево претендовало на то, чтобы колхозный центр был устроен в нем. Однако, центром стало Борисово. На доходы колхоза от садоводства в Братееве был построен Дом культуры.

В 1960 г. Братеево вошло в состав Москвы. В 1980-е годы село было полностью снесено при строительстве нового микрорайона Бра­теево.

Также об истории Братеево см. "Первой школе Братеева - 100 лет"  http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/6-1-0-54

Примечания

1. Экономическо-статистический сборник.   М., 1913.  Вып.7.

С.2, 5.

2. Бадер О.Н. Материалы к археологической карте Москвы и ее окрестностей // Материалы и  исследования  по  археологии СССР. М.;Л., 1947. № 7. С.151-153, 165; Решение Президиума Моссовета №84 от 10.07.1992 г.  (о постановке братеевских курганов  и селища на государственную охрану).

3. Родин А.Ф. История родного села. М., 1954. С.44, 160.

4. Там же, с.162.

5. Обе последние версии: Балуев Д.В. Борисово. Братеево.  Страницы истории. Рукопись.

6. РГАДА, ф.1209, оп.1, д. 9806, л.1082-1082 об.; Холмогоровы В.И. и Г.И. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып.8. С.9.

7. РГАДА, ф.1209, оп.1, д.9809, л.427 об.-428.

8. Там же, ф.1239, оп.2, д.1359, л.193-195 об., 10 об.

9. Там же, ф.1209, оп.1, д.9809, л.428.

10. Там же, ф.1239, оп.2, д.1359, л.195 об.

11. Менро Д.Л. Коломенская дворцовая волость в середине 70-х годов XVII века // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1991. Вып.1. С.40.

12. Холмогоровы В.И. и Г.И. Указ. соч. С.10.

13. ЦИАМ, ф.51, оп.8, д.34, л.273-278 об.; д.124, л.529 об.-543; д.328, л.251 об.-274; д.590, л.70 об.-98; Лукина М.И. К проблеме изучения старообрядчества на территории древней дворцовой Коломенской волости // Коломенское. Материалы и исследования. М., 1995. Вып.6. С.74.

14. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел хозяйственной статистики.  М.,  1877.  Т.1. Вып.1. Прилож.1.  С.38-39;  М.,  1882.  Т.7.  Вып.1. С.332; М., 1882.  Т.7.  Вып.2.  С.233,  291;  М., 1884. Т.9. Отд.2. С.721.

15. Токмаков И.Ф. Краткое историко-археологическое описание церкви во имя святого Иоанна Предтечи в селе Братееве, Московской губернии и уезда. М., 1892. С.6-10; Смирнов П. Священник Николай Речменский (некролог)// Московские церковные ведомости. 1888, №36. С.471-472; Марков В. Освящение храма во имя св. Иоанна Предтечи в селе Брате­еве, Московского уезда// Там же. 1892, №51. С.788-790; Кирьяков В. Освящение второго придела во имя св. священ­номученика Власия при новоустроенном Иоанно-Предтечевс­ком, в селе Братееве, храме - Московского уезда// Там же. 1893, №27. С.365.

16. Экономическо-статистический сборник. Вып.7. С.5, 170-171. Таблицы. С.10-17, 21-22;  Памятная книжка Московской гу­бернии на 1912 г.  М.,  1911.  Населенные местности Мос­ковской губернии.  С.45; За четверть века. 1884-1909.  К истории церковно-приходских школ Московской епархии. М.,1910. С.492.

17. Московский уезд. Статистико-экономический сборник. М., 1928. Вып.1. С.448-449.

18. ЦГАМО, ф.7121, оп.1, д.11, л.65 (сообщено краеведом В.И. Матвеевой).

19. Балуев Д.В. Указ. соч.

20. Сорок сороков. С.245.

21. Балуев Д.В. Указ. соч.

 

Приложение: Наши рассуждения о ранней истории села Братеево см. http://moskva-yug.ucoz.ru/publ/6-1-0-56

      

 

Категория: Селения Южного округа. Из истории Южного округа | Добавил: marina (16.12.2008)
Просмотров: 3068
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]