Пятница, 25.05.2018, 04:04 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Симонов монастырь и его окрестности

Симонов монастырь

                 Московский Успенский Симонов монастырь

Московский мужской ставропигиальный Симонов монастырь нахо­дился на юго-восточной окраине Москвы, в 6 верстах от Кремля. Его современный адрес: улица Восточная, 4. Симонов монастырь был пер­воклассным, необщежительным, в церковном табеле о рангах занимал одно из первых мест, имел звание ставропигиального (подчинялся патриарху или Синоду). Местность, где был основан монастырь, была известна с XII в. По преданию, здесь находилось одно из сел боя­рина Кучки - Симоново, по которому монастырь и получил свое наз­вание. Местоположение монастыря было выгодным в стратегическом отношении, он стоял у проезжей Коломенской дороги, которая вела к Кремлю. Эта местность отличалась также красотой и живописностью. С запада был крутой косогор, покрытый зеленью, луг в полуверсте от изгиба Москвы-реки, наверху была открытая площадка, ограничен­ная с юга обрывом [1].

 

 


Первоначально Симонов монастырь был основан в 1370 г. на том месте, где сейчас находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове (Ленинская слобода, 26), на левом возвышенном берегу Москвы-реки. По одному из преданий, земли, на которых был основан монастырь, принадлежали князю Степану Васильевичу Ховрину, потом­ку императора Мануила Комнина и предку Головиных, личности больше легендарной, чем реальной. По легенде, в конце XIV в. Степан Хов­рин прибыл в Москву, приобрел имение и отдал его под строительст­во монастыря. Позже он постригся в Симонове монастыре под именем Симон (из-за этого иногда название монастыря связывают с Ховри­ным). Однако достоверные сведения о связи рода Ховриных-Головиных с монастырем относятся к XV-XVI вв. Первоисточником по основанию монастыря является житие Сергия Радонежского, в котором есть гла­ва об основании Симоновской обители племянником и учеником Препо­добного - Феодором. Феодор был сыном родного брата Сергия Стефа­на, который привел его двенадцатилетним отроком в Троицкую оби­тель и поручил Преподобному, а тот постриг его в монахи. По про­шествии времени Феодор задумал основать свой монастырь и был бла­гословлен на это Сергием Радонежским. Феодору понравилось место, называемое Симоново, близ Москвы. Святой старец пришел в Симоно­во, осмотрел место и одобрил выбор племянника. Монастырь был ос­нован при благословении митрополита Алексея. Некоторые редакции сообщают, что обитель была основана по настоянию великого князя Дмитрия Ивановича. Одевидно, что и Симоново принадлежало великим князьям, а Симоновская обитель была великокняжеской. Феодор был первым игуменом Симонова монастыря и принимал активное участие в его жизни. Благодаря его заботам в 1379 г. монастырь был перене­сен на новое место, на четверть версты севернее старой обители. Существует предание, что на новое место указал сам Дмитрий Донс­кой, так как оно было удобно для обороны подступов к Москве и располагалось на стратегически важном направлении. В 1379 г. был заложен каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, кото­рый был освящен в 1405 г., по своему великолепию он почитался единственным в Москве. Старый монастырь не был разрушен, а оста­вался существовать с церковью Рождества Богородицы и кельями для иноков под названием Симоновского старого монастыря и др. Он на­ходился в зависимости от новой обители, а во времена Ивана Гроз­ного существовал отдельно. Старая обитель служила усыпальницей для иноков нового Симонова монастыря. В 1380 г. здесь были захо­ронены герои Куликовской битвы, иноки-воины Александр Пересвет и Родион Ослябя. Жили здесь и старцы молчальники. К XVIII в. цер­ковь Рождества Богородицы стала приходской. За время своего су­ществования новый Симонов монастырь именовался: Пречистые Богоро­дицы, что на Симонове, Успение пречистой Богородицы Симонова мо­настыря, Спасским на Симонове, а с середины XVII в. - просто Си­моновым монастырем (неправомерно называть его Ново-Симоновым, так как это название за ним не закрепилось, в отличии от Ново-Спасс­кого) [2].

Настоятель Симонова монастыря, Феодор, после смерти духовни­ка Дмитрия Донского Митяя-Михаила (1379 г.) занял его место, ве­ликий князь неоднократно посещал Симоновскую обитель. По поруче­нию Дмитрия Донского в 1383 г. Феодор поехал в Константинополь, где добился от патриарха Нила для себя сана архимандрита, а для монастыря - статуса ставропигиального. В 1388 г. митрополит Пимен сделал Феодора (а сменивший его митрополит Киприан в 1390 г. ут­вердил) архиепископом Ростовским. Святой Феодор был похоронен в ростовском соборе, где его мощи до сих пор почивают под спудом. Когда Феодор перешел на Ростовскую кафедру, его место занял свя­той Кирилл (1388-1390 гг., из рода Вельяминовых). Он был приведен в монастырь учеником Сергия Радонежского Стефаном Махрищским и пострижен Феодором. Вскоре после своего назначения Кирилл удалил­ся в уединенную келью на Старом Симонове, а оттуда вместе со сво­им другом преподобным Ферапонтом (тоже постриженник Симонова мо­настыря) ушел в 1391 г. в далекую землю Белозерскую, где в 1397 г. основал Кирилло-Белозерский монастырь (г. Кириллов). Преподоб­ный Ферапонт же основал в 1398 г. Ферапонтов Рождественский мо­настырь (село Ферапонтово). Позже он удалился в Можайск, где ос­новал Можайский Ферапонтов монастырь [3].

В юности, в хлебне Симонова монастыря, трудился святой Иона, в последствии митрополит Киевский и всея Руси (с 1448 г., первый митрополит, поставленный на Руси без Константинопольского патри­арха). В память о нем в монастыре существовал обычай раздавать всем богомольцам монастырский хлеб из трапезной. В начале XVI в. в Симоновской обители жили писатели: инок Вассиан (в миру - князь Василий Иванович Патрикеев), который с князем Курбским выступал против расторжения брака великого князя Василия Ивановича с Соло­монией, афонец Максим Грек. Из стен монастыря вышли также митро­политы Московские и всея Руси: Геронтий (с 1472 г.), Варлаам (с 1511 г.), Зосима (с 1490 г.); патриархи Всея Руси: Иов (с 1589 г., первый российский патриарх) и Иосиф (с 1642 г.), бывшие до этого архимандритами Симоновской обители. Во время постов в Симо­нове монастыре жили цари: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич [4].

В августе 1431 г. великий князь Василий Васильевич перед по­ходом в Золотую Орду обедал на лугу близ Симонова монастыря. В 1591 г. Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 г. монастырь активно сопротивлялся продвижению войск Ивана Болотникова, а в 1610-1613 гг. был разо­рен польско-литовскими интервентами и пришел в упадок [5].

Монастырь был крупным феодалом, до 1764 г. он владел около 12 тыс. крестьян, имел много деревень и сел, к нему было приписа­но несколько мелких монастырей и пустыней. По церковной утвари и ризнице монастырь почитался наряду с богатейшими монастырями Рос­сии. В 1764 г. при секуляризации монастырских земель у Симонова монастыря были отобраны его владения (в окрестностях за ним были оставлены луг под горою, Сергиев пруд, покосы за Тюфелевой ро­щей), он был отнесен к первому классу, был третьим в Москве из ставропигиальных. В 1771 г. началась эпидемия чумы, часть иноков перевели в Ново-Спасский монастырь, а в Симонове был устроен ка­рантин. К концу эпидемии в живых остались немногие иноки, обитель угасла, поэтому ее штат перевели в Богоявленский монастырь. В 1788 г. по приказу Екатерины II монастырь был упразднен с учреж­дением в его стенах госпиталя. Обер-прокурор Святейшего Синода Мусин-Пушкин А.И. (открыл "Слово о полку Игореве") по совету нов­городского митрополита Гавриила решил ходатайствовать перед Ека­териной II о восстановлении древней отечественной святыни, оби­тель была возобновлена 6 мая 1795 г. в первом классе. В 1812 г. монастырь пострадал от французов, были разграблены храмы и ризни­ца, погибли драгоценные рукописи [6].

 


Симонов монастырь славился благолепием храмов и благозвучием колоколов. С самого основания монастыря на его территории велось большое каменное строительство, которое продолжалось в XV, XVI и последующих веках. В первой половине XIX в. славился симоновский распев, который так понравился Николаю I, что он хотел ввести его в других храмах. В это время монастырь с окрестностями был люби­мым местом загородных прогулок москвичей, его описание можно встретить на страницах произведений русских писателей: Н.М. Ка­рамзина, М.Н. Загоскина, Н.Д. Иванчина-Писарева, И.И. Лажечнико­ва, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена. Но в конце XIX и начале XX ве­ков монастырь был уже одним из самых малопосещаемых московских обителей [7].

 


Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX в. До революции 1917 г. в монастыре были храмы: собор Успения Пресвятой Богородицы 1543-1549 гг., церковь Всемилостивого Спаса над западными воротами 1593 г. (по ней монастырь иногда именовал­ся Спас-Симон), больничная церковь святого Николая над восточными воротами 1834 г., церковь Тихвинской Богоматери при трапезной XVII в., церковь Александра Свирского 1700 г., церковь Александра Невского и Иоанна Цареградского во втором ярусе колокольни, пост­роенной в 1835-1839 гг. в северной ограде архтектором А.К. Тоном (высота 99,6 м, была на 12 м выше колокольни Ивана Великого). Мо­настырь окружала каменная ограда с пятью башнями (Сторожевая, Тайницкая, Дуло, Кузнечная и Солевая), возведенными в XVI-XVII вв. Башни были покрыты черепицею, на двух башнях на вызолоченных шарах были установлены ангелы, на остальных - флюгера. В ограде было устроено трое ворот: главные западные служили для входа и въезда в монастырь, северные под колокольней служили для входа в собор, восточные - для входа в монастырский сад. На территории монастыря, в западной части, были расположены два плодовых сада (настоятельский и братский), по всему монастырю были разбиты до­рожки, обсаженные деревьями, на открытых площадках были установ­лены солнечные часы [8].

В Симонове монастыре находился большой некрополь. В соборе были похоронены Степан Васильевич Ховрин и многие Ховрины-Голови­ны, сын Дмитрия Донского Константин (в иноках Кассиан, 1430 г.), крещеный касимовский царевич Симеон Бекбулатович (в иноках Сте­фан, 1616 г.). Кладбище находилось у восточной ограды, за Успенс­ким собором и Тихвинской церковью. Там были похоронены: писатель С.Т. Аксаков (1859 г.) со своими родными, друг А.И. Герцена исто­рик В.В. Пассек (1842 г., был похоронен бесплатно за то, что на­писал историю Симонова монастыря) с детьми, композитор А.А. Алябьев (1851 г.) с родными, поэт Д.В. Веневитинов (1827 г.) со своими родственниками (состояли в родстве с А.С. Пушкиным), из­вестные издатели С.А. и Н.С. Селивановские, писатель и издатель журналов Максим Невзоров (1827 г.), дядя А.С. Пушкина Н.Л. Пушкин (1821 г.) и зять поэта Л. Н. Гартунг (1877 г.), коллекционер А.П. Бахрушин (1904 г.) и многие другие выдающиеся деятели нашей исто­рии и культуры [9].

Симонов монастырь был закрыт в 1923 г., на его территории был организован музей, который существовал с 1923 по 1930 г. (на­ходился в новой трапезной). Освободившиеся монастырские помещения отдали под жилье для рабочих Симоновской слободы, в них размести­ли 300 семей. Несколько храмов оставались действующими. В 1929-1930 гг. в монастыре работал П.Д. Барановский, который возг­лавлял здесь работу по созданию филиала ГИМа - Музея военно-крепостной  обороны на базе уже существующего музея бывшего Симонова монастыря, он принимал активное участие в спасении древних памят­ников обители. Уничтожали Симонов монастырь постепенно. Последний храм был закрыт в мае 1929 г. Памятники на монастырском кладбище сохранялись до ноября 1928 г., затем некрополь был снесен, а на его месте разбили сквер. В конце июля 1929 г. приступили к раз­борке колокольни. Январь 1930 г. стал роковым для древней обите­ли. 23 января был взорван Успенский собор, разрушена церковь Александра Свирского, Сторожевая и Тайницкая башни и часть стены. На следующий день 8 тысяч рабочих Ленинской слободы участвовали в разборке развалин Симонова монастыря. В сентябре приступили к разборке Никольской церкви. Летом были сломаны водяные ворота XVI в., постепенно разбирали монастырскую стену. Позже была разобрана Спасская церковь. На месте большей части монастыря в 1932-1937 гг. братья Л.А., В.А., и А.А. Веснины построили Дворец культуры Пролетарского района (в дальнейшем ЗИЛа). Из всего некрополя были перезахоронены только С.Т. Аксаков с сыном Константином и Д.В. Веневитинов, теперь их могилы находятся на Новодевичьем кладбище. В перезахоронении, которое состоялось 22 июля 1930 г., принимала участие будущая жена П.Д. Барановского Мария Юрьевна. При извле­чении останков С.Т. Аксакова оказалось, что корень березы, покры­вавший всю семейную могилу, пророс через левую часть грудной клетки в области серда писателя; с пальца Веневитинова был снят знаменитый перстень, теперь он хранится в Литературном музее [10].

Общежитие на территории Симонова монастыря сохранялось до 1962 г. В советское время на оставшейся территории монастыря на­ходились различные учреждения. Реставрационные работы велись в Симонове монастыре в 1955-1966 гг. В начале 1980-х гг. здания бы­ли заняты промкомбинатом московского общества "Рыболов-спортсмен" Росохотрыболовсоюза. В середине 1980-х гг. здания были переданы объединению "Росмонументискусство" Министерства культуры РСФСР, которое подрядило мастерскую № 1 Мосреставрации начать восстанов­ление оставшихся памятников. Принимала в восстановлении памятни­ков Симонова монастыря и шевская секция при МГО ВООПИК, которая проводила здесь субботники (руководитель - Н.В. Чарыгин). В 1992 г. реставрация была прекращена из-за отсутствия средств. В насто­ящее время весь комплекс обители с Тихвинским храмом передан об­щине, состоящей из глухонемых. Первая служба состоялась в ноябре 1994 г. Настоятель Тихвинского храма - отец Андрей. В настоящее время освящен только правый придел во имя святого Феодора Рос­товского, основателя монастыря [11].

В настоящее время от монастыря сохранились следующие пост­ройки: старая трапезная у южной стены 1485 г. с позднейшими пере­делками, новая трапезная с церковью Тихви нской Богоматери (1680-1685 гг.), царскими палатами в западной части (архитекторы Парфен Петров и Осип Старцев), с южной пристройкой 1820 г. и при­делами 1840 г.; корпус Сушило XVII в.; южные заложенные ворота 1-й трети XVII в., келейный корпус у южных ворот начала XIX в.; казначейские кельи в западной части 1-й трети XVII в.; башни Дуло XVI в., Солевая, Кузнечная и три прясла стены 1-й трети XVII в. [12].

В 1509 г. деревянная церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, рядом с которой были захоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя, была заменена каменной. В 1660 г. над могилами иноков были установлены каменные надгробия. В 1785-1787 гг. с за­пада от церкви были построены новые каменные колокольня с трапез­ной. В 1846-1855 гг. трапезная с колокольней были вновь построе­ны, в трапезной устроены два придела: южный святого Николая и се­верный Сергия Радонежского, в котором оказались могилы героев. В 1870 г. над могилами Пересвета и Ослябя были установлены чугунные надгробия и устроен металлический шатер. После революции церковь оказалась на территории завода "Динамо" имени Кирова. Ее хотели снести, но, к счастью, она осталась цела. В 1928 г. храм был зак­рыт, в 1932 г. колокольню разобрали до 1-го яруса. В церкви обо­рудовали трансформаторную, а потом компрессорную станции. Благо­даря общественности в 1983 г. церковь Рождества Богородицы была передана Историческому музею для создания там экспозиции, посвя­щенной Куликовской битве. Началась реставрация храма, в которой принимали большое участие члены шефской секции при МГО ВООПИК (руководитель - П. Жилкин). В 1989 г. была зарегистрирована общи­на верующих церкви и 16 сентября храм был освящен. Ход к церкви был устроен с севера, со стороны детского парка сквозь территорию завода [13].

Примечания

1. Бураков Ю.Н.  Под сенью монастырей московских.  М., 1991.

С. 176,  180; Сорок Сороков. М., 1992. Т.1. С. 280.

2. Ивина Л.И. Подмонастырская слобода Московского Симонова монастыря // Материалы для изучения селений Москвы и Под­московья. М., 1996. С. 124-125; Кучкин В.А. Начало мос­ковского Симонова монастыря // Культура средневековой Москвы в XIV-XVII вв. М., 1995. С. 113-121; Токмаков И.Ф. Историческое и археологическое описание московского пер­воклассного Симонова монастыря. М., 1892. С. 7-9, 16-20.

3. Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. С. 12-13, 16-24, 189; Токмаков И.Ф. Указ. соч. С. 9-12.

4. Знаменский П.В.  История русской церкви. М., 1996. С. 97,

170, 227, 238; Сорок сороков. Т. 1. С. 280; Токмаков И.Ф.

Указ.  соч. С. 43-46, 99.

5. Карамзин Н.М.  История государства Российского. М., 1993.

Т. 2. С.103; Пассек В.В. Историческое описание московско­го Симонова монастыря. М., 1843. С. 11.

6. Сорок сороков.  Т. 1. С. 280; Токмаков И.Ф. Указ. соч. С. 92-93.

7. Пассек В.В. Указ. соч. С. 9; По Москве. М., 1917. С. 358.

8. Кацнельсон Р. Ансамбль Симонова моанстыря в Москве // Ар­хитектурное наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 91-95; Сорок сороков.  Т.  1.  С. 288-290; Токмаков И.Ф. Указ. соч. С. 20,  24-28, 32-42.

9. Токмаков И.Ф. Указ. соч. С. 48-72; Шокарев С.Ю. Некрополь Симонова монастыря // Московский некрполь. М., 1996. С. 48-50.

10. Барановская М.Ю. Судьба могилы Веневитинова // Веневити­нов Д.В. Полн. собр. соч. М.;Л., 1934. С. 422-423; Быч­ков Ю.А. Житие Петра Барановского. М., 1991. С. 69-70; Козлов В. Трагедия монастырей: год 1929-й // Московский журнал. 1991. №1. С. 32-41; Он же. Вакханалия. 1929-1930 годы // Московский журнал. 1991. №5. С. 48-50; Он же. Черные годы московских обителей // Московский журнал.

1991. №11. С. 8-9; Сорок сороков. Т. 1. С. 283-285.

11. История завода "Динамо". М., 1973. Т. 3. С. 279; Сорок сороков. Т. 1. С.285-286; Суходолов В. Кинотеатр в тра­пезной Симонова монастыря // Архитектура и строительство Москвы. 1990. №5. С. 28-30;

12. Сорок сороков. Т. 1. С. 285-288.

13. Остроумов И.В. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Старом Симонове. М., 1912. С. ?; Сорок Сороков. М.,

1995. Т.3. С. 111-116.


    

Категория: Симонов монастырь и его окрестности | Добавил: marina (09.12.2008)
Просмотров: 8358 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1  
Нужная информация. Спасибо. Я искал сведения о захоронении воинов Пересвета и Ослябя. Неуже ли это правда, что на их надгробных плитах коммунисты поставили электродвигатель?

2  
Стоял ли компрессов на могилах - не знаю, но точно он там был.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]